План-конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
план-конспект занятия
Темы занятия: ПСУР. Звук " Р". Автоматизация. Непроизносимые согласные. ФРС. Текст "На концерте". Восприятие предложений, словосочетаний и слов текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_na_kontserte.docx | 29.8 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
Темы занятия: ПСУР. Звук «Р». Автоматизация. Непроизносимые согласные.
ФРС. Текст «На концерте». Восприятие фраз, словосочетаний и слов текста.
Цели: ПСУР. Автоматизировать произношение звука р во всех позициях в слогах, словах, предложениях, тексте; закрепить правило произношения слов с непроизносимыми согласными.
ФРС. Развивать слуховое восприятие на материале фраз, слов и словосочетаний текста «На концерте» со слуховыми аппаратами и без них.
Коррекционно-образовательные задачи:
ПСУР. - закрепить произношение звука р во всех позициях в слогах, словах, предложениях, тексте;
- закрепить правило произношения слов с непроизносимыми согласными;
- расширять активный предметный и глагольный словарь по теме «Музыкальные инструменты»;
- расширять словарь синонимов;
- закреплять формирование звуко-слоговой структуры слов, состоящих из четырёх, пяти и шести слогов;
- закреплять формирование слогового анализа и синтеза;
- формировать диалогическую речь.
ФРС. - вырабатывать умение различать фразы, слова и словосочетания на рабочем и резервном расстоянии, со слуховыми аппаратами и без них;
-Коррекционно-развивающие задачи:
ПСУР. - закрепить самостоятельное произношение звука р;
- развивать фонематический слух, фонематическое восприятие;
- развивать навыки словоизменения и словообразования;
- развивать познавательную активность;
- развивать вербально- логическое мышление путём составления обобщений и классификаций по теме « Музыкальные инструменты», «Профессии музыкантов»;
- развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений;
ФРС. - Совершенствовать слуховое восприятие;
- вырабатывать привычку слухового контроля;
- увеличивать объём слуховых представлений;
- развивать слуховое внимание и слухоречевую память.
Коррекционно- воспитательные задачи:
- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;
- воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;
- воспитывать мотивацию в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;
- воспитывать социальные ориентировки;
- воспитывать умение анализировать свою учебную деятельность;
- воспитывать положительные качества личности: вежливость, любовь к искусству и уважение к людям музыкальных профессий.
Оборудование:
- презентация с тестовыми вопросами, аудио- и видео - материалами по теме «На концерте»;
-иллюстрации с изображениями по теме «Музыкальные инструменты»;
- карточки с речевым материалом по теме «Музыкальные инструменты», «На концерте».
-муляжи бумажных купюр достоинством в 200, 100, 50 рублей.
Ход занятия:
I Организационный момент.
Школьница (Ш.): Здравствуйте.
Учитель (У.): Здравствуй. Садись. Как ты слышишь?
Ш.: Я слышу хорошо. Аппараты работают.
У.: Давай друг другу улыбнёмся. Какое у тебя сегодня настроение?
Ш.: У меня хорошее настроение.
У.: Отлично, значит, наше занятие пройдёт интересно, и все цели будут достигнуты.
У.: Какое будет занятие?
Ш.: Будет занятие по развитию слуха и речи.
У.: Чему ты учишься на этих занятиях?
Ш.: На этих занятиях я учусь правильно говорить звуки и развиваю свой слух. У.: Зачем правильно говорить звуки?
Ш.: Чтобы люди понимали мою речь.
У.: А почему важно развивать слух?
Ш.: Чтобы я понимала речь других людей и могла общаться.
У.: Правильно.
II Введение в тему.
У.: Определи тему занятия. На каком мероприятии мы можем услышать звуки музыки, музыкальные произведения, песни?
Ш.: На концерте.
У.: Верно. Мы продолжим работать с текстом «На концерте». На прошлом занятии ты воспринимала текст целостно, а сегодня будешь воспринимать его по предложениям.
Произнеси слово концерт по звукам.
Ш.: произносит.
У.: Сколько звуков в этом слове?
Ш.: 7звуков.
У.: Назови шестой звук, предпоследний.
Ш.: Звук Р.
У.: Правильно, будем работать над произношением звука Р. А кроме того повторим правило произношения слов с непроизносимыми согласными. Назови тему занятия.
Ш.: называет.
III Целеполагание.
У.: Исходя из темы занятия, сформулируй цели.
Ш.: определяет цели:
-Правильно говорить звук «Р»;
-Соблюдать правило произношения непроизносимых согласных;
-Развивать слух и речь с помощью текста «На концерте».
У.: Что ты будешь делать для осуществления этих целей?
Ш.: Я буду
-произносить звук «Р»… (У.: В слогах, словах, предложениях, в тексте);
- воспринимать текст «На концерте»… (У.: По предложениям);
-выполнять задания, речевые упражнения.
IV Формулировка критериев оценки.
У.: Если ты без ошибок выполнишь задание, то получишь за него 2 балла. Если сделаешь одну или две ошибки, получишь 1 балл, а если больше – 0 баллов.
При оценивании учитывай:
-правильное произношение звука «Р»;
-соблюдение правила произношения непроизносимых согласных;
-верное восприятие текста по предложениям.
Если ты получишь 14 баллов, значит, занималась отлично. Если от 8 до 13– хорошо. Если меньше восьми, то надо стараться. В конце занятия подведём итог. Итак, работаем над произношением.
V Работа над произносительной стороной речи.
1.Развитие фонематического слуха при произнесении слоговых цепочек.
- У.: У музыкантов хороший музыкальный слух. Правильно повтори слоговые цепочки.
Ш.: Повторяет:
Ра
Ла
Ра-ла
Ла-ра
Ра-ла-ла
Ла-ра-ра
У.: Что ты делала??
Ш.: Я повторяла слоги.
У.: Как ты справилась с заданием?
Ш.: отвечает: Без ошибок. (Были ошибки. Мне было трудно).
У.: Оцени себя.
Ш.: вписывает баллы в оценочную таблицу.
2.Работа над произносительной стороной речи при произношении слов и словосочетаний.
1)У.: Назови. Что это?
Ш.: Называет:
Рояль, гитара, труба, арфа, барабан, синтезатор, тромбон, литавры.
У.: Подбери обобщающее слово.
Ш.: Музыкальные инструменты.
2)У.: Распредели слова по группам:
Духовые:
Клавишные:
Ударные:
Струнные:
Ш.: распределяет.
3)У.: Составь названия музыкальных инструментов из слогов:
те, но, пи, фор, а
де, ак, он, кор
Ш.: составляет: фортепиано, аккордеон
У.: к какой группе относятся эти музыкальные инструменты?
Ш.: Это клавишные инструменты.
У.: Вот здание, в котором учатся музыканты и проходят концерты. С этим словом мы познакомились на прошлом занятии. Составь его из слогов.
ва, ри, кон, я, сер, то
Ш.: Составляет: консерватория.
У.: демонстрирует аудио аплодисментов.
- Что ты слышишь?
Ш.: Люди хлопают.
У.: демонстрирует видео аплодирующих зрителей. Это аплодисменты.
Ш.: повторяет.
У.: В этом здании часто звучат аплодисменты. Таким образом зрители выражают артистам, музыкантам, певцам своё восхищение их искусством. Поиграем в аплодисменты. Отхлопай количество слогов.
Ш.: отхлопывает каждый слог:
- Аккордеон. В слове «аккордеон» 4 слога.
- Фортепиано. В слове «фортепиано» 5 слогов.
- Консерватория. В слове «консерватория» 6 слогов.
У.: Что ты делала?
Ш.: Я работала над произношением слов.
У.: Как ты справилась с заданием? Оцени себя.
Ш.: оценивает свою работу; вписывает баллы в оценочную таблицу.
3.Работа над орфоэпией.
У.: Вспомни правило орфоэпии:
В некоторых словах согласные в, д, л, т не произносятся, но пишутся.
Ш.: Читает правило.
У.: Послушай. Как я говорю. Повтори.
Ш.: Повторяет:
радос(т)ный
праз(д)ник
грус(т)ный
прелес(т)ный
У.: Прочитай словосочетания. Соблюдай в речи правило непроизносимых согласных.
Ш.: Читает:
праздничный концерт
грустный романс
радостный марш
прелестная артистка
У.: Какое задание ты выполняла?
Ш.: Я закрепляла правило орфоэпии.
У.: Как ты справилась с заданием? Оцени себя.
Ш.: оценивает свою работу; вписывает баллы в оценочную таблицу.
4. Работа над произносительной стороной речи при произношении предложений.
У.: На прошлом занятии мы подбирали словарь синонимов к словосочетанию играет на музыкальных инструментах. Вспомни, как можно сказать по-другому.
Ш.: музицирует, трубит, барабанит.
У.: Ещё можно использовать синоним перебирает струны. На каком инструменте можно перебирать струны?
Ш.: На гитаре, арфе, балалайке.
У.: Почему?
Ш.: Это струнные инструменты.
У.: Верно. Используй эти синонимы при составлении предложений.
-Назови музыкантов, которым мы аплодируем:
На гитаре перебирает струны… барабанщик + -щиц-
На барабане барабанит… арфист + -к-
На тромбоне играет… гитарист + - к-
На арфе музицирует… трубач + -к-
В трубу трубит… тромбонист + -к-
Ш.: Составляет предложения.
У.: Что ты делала?
Ш.: Я составляла предложения.
У.: Как ты справилась с заданием? Оцени себя.
Ш.: оценивает свою работу; вписывает баллы в оценочную таблицу.
У.: Слова барабанщик, арфист, трубач, тромбонист – какого рода эти слова?
Ш.: мужского рода.
У.: образуй женский род с помощью суффиксов -к-, и – щиц-
Ш.: Образовывает.
У.: Что ты делала?
Ш.: Я образовывала новые слова..
У.: Как ты справилась с заданием? Оцени себя.
Ш.: оценивает свою работу; вписывает баллы в оценочную таблицу.
У.: Отдохнём. Будет физминутка.
Воспроизводятся мелодии: ритмическая эстрадная музыка, марш, романс.
Педагог и учащаяся выполняют под разную музыку соответствующие жанру движения.
У.: Вот какая разная бывает музыка. Жанры музыкальных произведений мы будем изучать на следующем занятии.
VI Работа над формированием речевого слуха.
1.Закрепление восприятия новых слов и понятий.
У.: На прошлом занятии ты целостно воспринимала текст «На концерте». О чём рассказ?
Ш.: О том, как ребята ходили на концерт.
У.: Что слушали ребята?
Ш.: Ребята слушали романсы.
Вспомним новые слова и понятия, с которыми ты познакомилась.
У.: Предлагает тест на слух. Учащаяся за компьютером выбирает вариант правильного ответа кликом и озвучивает его.
У.: Слушай и выбирай правильный ответ. Проверь себя. Верно?
1.Дирижёр – это человек, который:
А) играет на фортепиано;
Б) управляет оркестром;
В) сочиняет музыкальные произведения;
Г) слушает музыку;
2.Консерватория – это
А) музыкальный театр;
Б) концертный зал;
В) учреждение, в котором учатся музыканты и проходят концерты;
Г) школа танцев;
3.Оркестр – это
А) большой коллектив музыкантов, которые играют на разных инструментах;
Б) танцевальный коллектив;
В) труппа (коллектив) театра;
Г) хор
5.Послушай. Как называется этот музыкальный жанр? ( Звучит аудио-воспроизведение романса).
А) ария;
Б) опера;
В) романс;
Г) марш;
У.: Что ты делала?
Ш.: Я закрепляла новые слова и понятия.
У.: Как ты справилась с тестированием? Оцени себя.
Ш.: оценивает свою работу; вписывает баллы в оценочную таблицу.
2. Восприятие по предложениям текста «На концерте».
У.: Повтори предложения текста на рабочем расстоянии.
На концерте.
Ребята пришли в консерваторию на концерт русского романса.
На сцене стояли фортепиано, арфа, барабаны.
Скоро вышел оркестр со скрипками и гитарами.
Мужчина в чёрном фраке начал размахивать руками.
Рая сказала: «Он сердится.
Наверное, инструмента не досталось».
Рома поправил Раю: «Это дирижёр.
Он управляет оркестром».
У.: Слушай на резервном расстоянии:
Ребята слушали красивые романсы.
Им было и радостно, и грустно.
Роме и Рае очень понравился концерт.
У.: Слушай словосочетания и слова на рабочем расстоянии.
Ш.: Слушает и повторяет:
концерт русского романса
радостно и грустно
оркестр
У.: Слушай на резервном расстоянии:
музыкальные инструменты
в чёрном фраке
дирижёр
У.: Сними аппараты. Слушай правым ухом.
барабаны
размахивать руками
романсы
У.: Что ты делала?
Ш.: Я слушала текст, словосочетания и слова.
У.: Оцени себя.
Ш.: оценивает свою работу; вписывает баллы в оценочную таблицу.
У.: Сегодня ты воспринимала текст по предложениям, а на следующем занятии будешь отвечать на вопросы к тексту.
VII Развитие социальных ориентиров.
У.: Сейчас мы с тобой поиграем. Будем составлять диалог. Нам попадётся новое слово: партер. Возьми словарь. Найди это слово в словаре. Прочитай его значение.
Ш.: выполняет задание, читает определение слова партер.
У.: Хорошо. Ты решила сходить на концерт. Где можно приобрести билеты?
Ш.: Билеты на концерт можно купить в кассе или через интернет.
У.: Сегодня ты отправишься в кассу консерватории. Обратись в кассу консерватории. Ты – зритель, а я – кассир. Выбери из диалога предложения, которые относятся к речи зрителя и отметь их галочкой.
Ш.: Отмечает галочкой в тексте диалога слова зрителя.
У.: Правильно. Работаем над диалогом.
Ш.: Здравствуйте. Можно приобрести 2 билета на концерт?
У.: Здравствуйте. На какой концерт вы желаете пойти – «Вечер фортепианной музыки» или «Вечер русского романса»?
Ш.: Я желаю пойти на «Вечер русского романса».
У.: Остались билеты в партер по цене 450 рублей. Вы расплатитесь картой или наличными?
Ш.: Я расплачусь наличными.
Ш.: отсчитывает деньги. ( Школьнице предложены муляжи бумажных купюр.)
У.: Возьмите билеты. До свидания. Приятного вечера.
Ш.: Спасибо. До свидания.
У.: Сегодня ты выступала в роли зрителя, а на следующем занятии выступишь в роли кассира.
У.: Что ты делала?
Ш.: Я составляла диалог.
У.: Ты теперь знаешь, как покупать билеты в кассе.
У.: Как ты справилась с заданием? Оцени себя.
Ш.: оценивает свою работу; вписывает баллы в оценочную таблицу.
VIII Итог занятия.
У.: Наше занятие подошло к концу. Как ты работала? Оцени себя в целом.
Ш.: Я работала хорошо.
У.: Почему ты так решила?
Ш.: Я правильно говорила звук «Р», соблюдала правило орфоэпии и верно воспринимала текст, словосочетания и слова.
У.: Сколько баллов ты получила в итоге. Посчитай.
Ш.: Я получила … баллов. Значит, занималась отлично (хорошо).
У.: Мне очень понравилось, как ты работала. Что нового ты узнала на занятии?
Ш.: Я познакомилась с новыми словами, буду употреблять их в речи. На
училась приобретать билеты в кассе.
У.: На следующем занятии будем учиться приобретать билеты на концерт через интернет. Что тебе понравилось?
Ш.: Танцевать под разную музыку, проходить тест на компьютере.
У.: До свидания.
Ш.: До свидания.
Диалог «В кассе».
- Здравствуйте. Можно приобрести 2 билета на концерт?
- Здравствуйте. На какой концерт вы желаете пойти – «Вечер фортепианной музыки» или «Вечер русского романса»?
- Я желаю пойти на «Вечер русского романса».
- Остались билеты в партер по цене 450 рублей. Вы расплатитесь картой или наличными?
- Я расплачусь наличными. Вот 900 рублей.
- Вот ваши билеты. До свидания. Приятного вечера.
- Спасибо. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 4 класс (вариант 1.2) Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш]. Текст «День рождения»
Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи4 класс (вариант 1.2)Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш].Текст «День рождения»...
Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 6-7 класс (вариант 1.2) Тема: Дифференциация звуков [Б] - [П]. Текст «Спорт»
Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи6-7 класс (вариант 1.2)Тема: Дифференциация звуков [Б] - [П].Текст «Спорт»...
Индивидуальное занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (в соответствии с требованиями ФГОС НОО (вариант 2.2))
Данное индивидуальное занятие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья п...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в соответствии с требованиями ФГОС НОО (вариант 2.2) в 5 «А» классе
Формирование фонетически внятной речи. Работа над восприятием неречевого звучания и речевого материала разговорно-обиходного характера, связанного с учебной деятельностью и изучением общеоб...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в соответствии с требованиями ФГОС НОО (вариант 2.2)
Формирование самоконтроля произношения звука [Л] в самостоятельной речи. Умение различать на слух предложения и вопросы с ИСА на расстоянии 1-2м. Совершенствуются навыки общения (диалогиче...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в 7 «А» классе
Занятие направлено на формирование фонетически внятной, естественной речи обучающихся с нарушениями слуха, а а также умение вести диалог, монолог....
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в 1 классе
Индивидуальное занятие проведено дистанционно во время самоизоляции. Содержит игры на ориентировку в пространстве и развитие речевых компонентов....