План-конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
план-конспект занятия

Бажина Лариса Николаевна

Темы занятия: ПСУР. Звук " Р". Автоматизация. Непроизносимые согласные. ФРС. Текст "На концерте". Восприятие предложений, словосочетаний и слов текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_kontserte.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

Темы занятия: ПСУР. Звук  «Р». Автоматизация. Непроизносимые согласные.

ФРС. Текст «На концерте». Восприятие фраз, словосочетаний и слов текста.

Цели: ПСУР. Автоматизировать произношение звука р во всех позициях в слогах, словах, предложениях, тексте; закрепить правило произношения слов с непроизносимыми согласными.

ФРС. Развивать слуховое восприятие на материале фраз, слов и словосочетаний текста «На концерте»  со слуховыми аппаратами и без них.

Коррекционно-образовательные задачи:

ПСУР. - закрепить произношение звука р во всех позициях в слогах, словах, предложениях, тексте;

- закрепить правило произношения слов с непроизносимыми согласными;

 - расширять активный предметный и глагольный словарь по теме «Музыкальные инструменты»;

- расширять словарь синонимов;

- закреплять формирование звуко-слоговой структуры слов, состоящих из четырёх, пяти и шести слогов;

- закреплять формирование слогового анализа и синтеза;

- формировать диалогическую речь.

ФРС. - вырабатывать умение различать фразы, слова и словосочетания на рабочем и резервном расстоянии, со слуховыми аппаратами и без них;

-Коррекционно-развивающие задачи:

ПСУР. - закрепить самостоятельное произношение звука р;

- развивать фонематический слух, фонематическое восприятие;

- развивать навыки словоизменения и словообразования;

- развивать познавательную активность;

- развивать вербально- логическое мышление путём составления обобщений и классификаций по теме « Музыкальные инструменты», «Профессии музыкантов»;

- развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений;

ФРС. - Совершенствовать слуховое восприятие;

- вырабатывать привычку слухового контроля;

- увеличивать объём слуховых представлений;

- развивать слуховое внимание и слухоречевую память.

Коррекционно- воспитательные задачи:

- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;

- воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;

- воспитывать мотивацию в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;

- воспитывать социальные ориентировки;

- воспитывать умение анализировать свою учебную деятельность;

- воспитывать положительные качества личности:  вежливость, любовь к искусству и уважение к  людям музыкальных профессий.

Оборудование:

- презентация с тестовыми вопросами, аудио- и видео - материалами по теме «На концерте»;

-иллюстрации с изображениями по теме «Музыкальные инструменты»;

- карточки с речевым материалом по теме «Музыкальные инструменты», «На концерте».

-муляжи бумажных купюр достоинством в 200, 100, 50 рублей.

Ход занятия:

I Организационный момент.

Школьница (Ш.): Здравствуйте.

Учитель (У.): Здравствуй. Садись. Как ты слышишь?

Ш.: Я слышу хорошо. Аппараты работают.

У.: Давай друг другу улыбнёмся. Какое у тебя сегодня настроение?

Ш.: У меня хорошее настроение.

У.: Отлично, значит, наше занятие пройдёт интересно, и все цели будут достигнуты.

У.: Какое будет занятие?

Ш.: Будет занятие по развитию слуха и речи.

У.: Чему ты учишься на этих занятиях?

Ш.: На этих занятиях я учусь правильно говорить звуки и развиваю свой слух. У.: Зачем правильно говорить звуки?

Ш.: Чтобы люди понимали мою речь.

У.: А почему важно развивать слух?

Ш.: Чтобы я понимала речь других людей и могла общаться.

У.: Правильно.

II Введение в тему.

У.: Определи тему занятия. На каком мероприятии мы можем услышать звуки музыки, музыкальные произведения, песни?

Ш.: На концерте.

У.: Верно. Мы продолжим работать с текстом «На концерте». На прошлом занятии ты воспринимала текст целостно, а сегодня будешь воспринимать его по предложениям.

Произнеси слово концерт по звукам.

Ш.: произносит.

У.: Сколько звуков в этом слове?

Ш.: 7звуков.

У.: Назови шестой звук, предпоследний.

Ш.: Звук Р.

У.: Правильно, будем работать над произношением звука Р. А кроме того повторим правило произношения слов с непроизносимыми согласными. Назови тему занятия.

Ш.: называет.

III Целеполагание.

У.: Исходя из темы занятия, сформулируй цели.

Ш.: определяет цели:

-Правильно говорить звук «Р»;

-Соблюдать правило произношения непроизносимых согласных;

-Развивать слух и речь с помощью текста «На концерте».

У.: Что ты будешь делать для осуществления этих целей?

Ш.: Я буду

-произносить звук «Р»… (У.: В слогах, словах, предложениях, в тексте);

- воспринимать текст «На концерте»…  (У.: По предложениям);

-выполнять задания, речевые упражнения.

IV Формулировка критериев оценки.

У.: Если ты  без ошибок выполнишь  задание, то получишь за него 2 балла. Если сделаешь одну или две ошибки, получишь 1 балл, а если больше – 0 баллов.

При оценивании учитывай:

-правильное произношение звука «Р»;

-соблюдение правила произношения непроизносимых согласных;

-верное восприятие текста по предложениям.

Если ты получишь 14 баллов, значит, занималась отлично. Если от 8 до 13– хорошо. Если меньше восьми, то надо стараться. В конце занятия подведём итог. Итак, работаем над произношением.

V Работа над произносительной стороной речи.

1.Развитие фонематического слуха при произнесении слоговых цепочек.

 - У.: У музыкантов хороший музыкальный слух. Правильно повтори слоговые цепочки.

Ш.: Повторяет:

Ра

Ла

Ра-ла

Ла-ра

Ра-ла-ла

Ла-ра-ра

У.: Что ты делала??

Ш.: Я повторяла слоги.

У.: Как ты справилась с заданием?

Ш.: отвечает:  Без ошибок.  (Были ошибки. Мне было трудно).

У.: Оцени себя.

Ш.: вписывает баллы в оценочную таблицу.

2.Работа над произносительной стороной речи при произношении слов и словосочетаний.

1)У.: Назови. Что это?

Ш.: Называет:

Рояль, гитара, труба, арфа, барабан, синтезатор, тромбон, литавры.

У.: Подбери обобщающее слово.

Ш.: Музыкальные инструменты.

2)У.: Распредели слова по группам:

Духовые:

Клавишные:

Ударные:

Струнные:

Ш.: распределяет.

3)У.: Составь названия музыкальных инструментов из слогов:

те, но, пи, фор, а

де, ак, он, кор

Ш.: составляет: фортепиано, аккордеон

У.: к какой группе относятся эти музыкальные инструменты?

Ш.: Это клавишные инструменты.

 У.: Вот здание, в котором учатся музыканты и проходят концерты. С этим словом мы познакомились на прошлом занятии. Составь его из слогов.

ва, ри, кон, я, сер, то

Ш.: Составляет: консерватория.

У.: демонстрирует аудио аплодисментов.

- Что ты слышишь?

Ш.: Люди хлопают.

У.: демонстрирует видео аплодирующих зрителей. Это аплодисменты.

Ш.: повторяет.

У.: В этом здании часто звучат аплодисменты. Таким образом зрители выражают артистам, музыкантам, певцам своё восхищение их искусством. Поиграем в аплодисменты. Отхлопай количество слогов.

Ш.: отхлопывает каждый слог:

- Аккордеон. В слове «аккордеон» 4 слога.

- Фортепиано. В слове «фортепиано» 5 слогов.

- Консерватория. В слове «консерватория» 6 слогов.

У.: Что ты делала?

Ш.: Я работала над произношением слов.

У.: Как ты справилась с заданием? Оцени себя.

Ш.: оценивает свою работу; вписывает баллы в оценочную таблицу.

3.Работа над орфоэпией.

У.: Вспомни правило орфоэпии:

В некоторых словах согласные в, д, л, т не произносятся, но пишутся.

Ш.: Читает правило.

У.: Послушай. Как я говорю. Повтори.

Ш.: Повторяет:

радос(т)ный

праз(д)ник

грус(т)ный

прелес(т)ный

У.: Прочитай словосочетания. Соблюдай в речи правило непроизносимых согласных.

Ш.: Читает:

праздничный концерт

грустный романс

радостный марш

прелестная артистка

У.: Какое задание ты выполняла?

Ш.: Я закрепляла правило орфоэпии.

У.: Как ты справилась с заданием? Оцени себя.

Ш.: оценивает свою работу; вписывает баллы в оценочную таблицу.

4. Работа над произносительной стороной речи при произношении предложений.

У.: На прошлом занятии мы подбирали  словарь синонимов к словосочетанию играет на музыкальных инструментах. Вспомни, как можно сказать по-другому.

Ш.: музицирует, трубит, барабанит.

У.: Ещё можно использовать синоним перебирает струны. На каком инструменте можно перебирать струны?

Ш.: На гитаре, арфе, балалайке.

У.: Почему?

Ш.: Это струнные инструменты.

У.: Верно. Используй эти синонимы при составлении предложений.

-Назови музыкантов, которым мы аплодируем:

На гитаре перебирает струны…                              барабанщик + -щиц-

На барабане барабанит…                                         арфист           + -к-

На тромбоне играет…                                                 гитарист        + - к-

На арфе музицирует…                                                 трубач           + -к-

В трубу трубит…                                                          тромбонист + -к-

Ш.: Составляет предложения.

У.: Что ты делала?

Ш.: Я составляла предложения.

У.: Как ты справилась с заданием? Оцени себя.

Ш.: оценивает свою работу; вписывает баллы в оценочную таблицу.

У.:  Слова барабанщик, арфист, трубач, тромбонист – какого рода эти слова?

Ш.: мужского рода.

У.: образуй женский род с помощью суффиксов -, и – щиц-

Ш.: Образовывает.

У.: Что ты делала?

Ш.: Я образовывала новые слова..

У.: Как ты справилась с заданием? Оцени себя.

Ш.: оценивает свою работу; вписывает баллы в оценочную таблицу.

У.: Отдохнём. Будет физминутка.

Воспроизводятся мелодии: ритмическая эстрадная музыка, марш, романс.

Педагог и учащаяся выполняют под разную музыку соответствующие жанру движения.

У.: Вот какая разная бывает музыка. Жанры музыкальных произведений мы будем изучать на следующем занятии.

VI Работа над формированием речевого слуха.

1.Закрепление восприятия новых слов и понятий.

У.: На прошлом занятии ты целостно воспринимала текст «На концерте». О чём рассказ?

Ш.: О том, как ребята ходили на концерт.

У.: Что слушали ребята?

Ш.: Ребята слушали романсы.

 Вспомним новые слова и понятия, с которыми ты познакомилась.

У.: Предлагает тест на слух. Учащаяся за компьютером выбирает вариант правильного ответа кликом  и озвучивает его.

У.: Слушай  и выбирай правильный ответ. Проверь себя. Верно?

1.Дирижёр – это человек, который:

А) играет на фортепиано;

Б) управляет оркестром;

В) сочиняет музыкальные произведения;

Г) слушает музыку;

2.Консерватория – это

А) музыкальный театр;

Б) концертный зал;

В) учреждение, в котором учатся музыканты и проходят концерты;

Г) школа танцев;

3.Оркестр – это

А) большой коллектив музыкантов, которые играют на разных инструментах;

Б) танцевальный коллектив;

В) труппа (коллектив) театра;

Г) хор

5.Послушай. Как называется этот музыкальный жанр? ( Звучит аудио-воспроизведение романса).

А) ария;

Б) опера;

В) романс;

Г) марш;

У.: Что ты делала?

Ш.: Я закрепляла новые слова и понятия.

У.: Как ты справилась с тестированием? Оцени себя.

Ш.: оценивает свою работу; вписывает баллы в оценочную таблицу.

2. Восприятие по предложениям текста «На концерте».

У.: Повтори предложения текста на рабочем расстоянии.

На концерте.

Ребята  пришли в консерваторию на концерт русского романса.

На сцене стояли  фортепиано, арфа, барабаны.

Скоро вышел оркестр со скрипками и гитарами.

Мужчина в чёрном фраке  начал размахивать руками.

Рая сказала: «Он сердится.

Наверное, инструмента не досталось».

Рома поправил Раю: «Это дирижёр.

Он управляет оркестром».

У.: Слушай на резервном расстоянии:

Ребята слушали красивые романсы.

 Им было и радостно, и грустно.

Роме и Рае очень понравился концерт.

У.: Слушай словосочетания и слова на рабочем расстоянии.

Ш.: Слушает и повторяет:

концерт русского романса

радостно и грустно

оркестр

У.: Слушай на резервном расстоянии:

музыкальные инструменты

в чёрном фраке

дирижёр

У.: Сними аппараты. Слушай правым ухом.

барабаны

размахивать руками

романсы

У.: Что ты делала?

Ш.: Я слушала текст, словосочетания и слова.

У.: Оцени себя.

Ш.: оценивает свою работу; вписывает баллы в оценочную таблицу.

У.: Сегодня ты воспринимала текст по предложениям, а на следующем занятии будешь отвечать на вопросы к тексту.

VII Развитие социальных ориентиров.

У.: Сейчас мы с тобой поиграем. Будем составлять диалог. Нам попадётся новое слово: партер. Возьми словарь. Найди это слово в словаре. Прочитай его значение.

Ш.: выполняет задание, читает определение слова партер.

 У.: Хорошо. Ты решила сходить на концерт. Где можно приобрести билеты?

Ш.: Билеты на концерт можно купить в кассе или через интернет.

У.: Сегодня ты отправишься в кассу консерватории.  Обратись в кассу консерватории. Ты – зритель, а я – кассир. Выбери из диалога предложения, которые относятся к речи зрителя и отметь их галочкой.

Ш.: Отмечает галочкой в тексте диалога слова зрителя.

У.: Правильно. Работаем над диалогом.

Ш.: Здравствуйте. Можно приобрести 2 билета на концерт?

У.: Здравствуйте. На какой концерт вы желаете пойти – «Вечер фортепианной музыки» или «Вечер русского романса»?

Ш.: Я желаю пойти на «Вечер русского романса».

У.: Остались билеты в партер по цене 450 рублей. Вы расплатитесь картой или наличными?

Ш.: Я расплачусь наличными.

Ш.: отсчитывает деньги. ( Школьнице предложены муляжи бумажных купюр.)

У.: Возьмите билеты. До свидания. Приятного вечера.

Ш.: Спасибо. До свидания.

У.: Сегодня ты выступала в роли зрителя, а на следующем занятии выступишь в роли кассира.

У.: Что ты делала?

Ш.: Я составляла диалог.

У.: Ты теперь знаешь, как покупать билеты в кассе.

У.: Как ты справилась с заданием? Оцени себя.

Ш.: оценивает свою работу; вписывает баллы в оценочную таблицу.

VIII Итог занятия.

У.: Наше занятие подошло к концу. Как ты работала? Оцени себя в целом.

Ш.: Я работала хорошо.

У.: Почему ты так решила?

Ш.: Я правильно говорила звук «Р», соблюдала правило орфоэпии и верно воспринимала текст, словосочетания и слова.

У.: Сколько баллов ты получила в итоге. Посчитай.

Ш.: Я получила … баллов. Значит, занималась отлично (хорошо).

У.: Мне очень понравилось, как ты работала. Что нового ты узнала на занятии?

Ш.: Я познакомилась с новыми словами, буду употреблять их в речи. На

училась приобретать билеты в кассе.

У.: На следующем занятии будем учиться приобретать билеты на концерт через интернет. Что тебе понравилось?

Ш.: Танцевать под разную музыку, проходить тест на компьютере.

 У.: До свидания.

Ш.: До свидания.

Диалог «В кассе».

- Здравствуйте. Можно приобрести 2 билета на концерт?

- Здравствуйте. На какой концерт вы желаете пойти – «Вечер фортепианной музыки» или «Вечер русского романса»?

- Я желаю пойти на «Вечер русского романса».

- Остались билеты в партер по цене 450 рублей. Вы расплатитесь картой или наличными?

- Я расплачусь наличными. Вот 900 рублей.

- Вот ваши билеты. До свидания. Приятного вечера.

- Спасибо. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 4 класс (вариант 1.2) Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш]. Текст «День рождения»

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны  речи4 класс (вариант 1.2)Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш].Текст «День рождения»...

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 6-7 класс (вариант 1.2) Тема: Дифференциация звуков [Б] - [П]. Текст «Спорт»

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны  речи6-7 класс (вариант 1.2)Тема: Дифференциация звуков [Б] - [П].Текст «Спорт»...

Индивидуальное занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи (в соответствии с требованиями ФГОС НОО (вариант 2.2))

Данное индивидуальное занятие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья п...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в соответствии с требованиями ФГОС НОО (вариант 2.2) в 5 «А» классе

Формирование фонетически внятной речи.  Работа над восприятием неречевого звучания и речевого материала разговорно-обиходного характера, связанного с учебной деятельностью и изучением общеоб...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в соответствии с требованиями ФГОС НОО (вариант 2.2)

Формирование самоконтроля произношения звука [Л] в самостоятельной речи.  Умение  различать на слух предложения и вопросы с ИСА на расстоянии 1-2м. Совершенствуются навыки общения (диалогиче...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в 7 «А» классе

Занятие направлено на формирование фонетически внятной, естественной  речи обучающихся с нарушениями слуха, а а также умение вести диалог, монолог....

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в 1 классе

Индивидуальное занятие проведено дистанционно во время самоизоляции. Содержит игры на ориентировку в пространстве и развитие речевых компонентов....