Статья «Применение современных информационных технологий в предметной и надпредметной деятельности по русскому языку и литературе»
статья

Бобрышева Наталья Ивановна

Статья «Применение современных информационных технологий в предметной и надпредметной деятельности по русскому языку и литературе» (XII Всероссийской научно-практической конференции «Организационно-педагогические факторы информатизации среднего профессионального образования»).Применение информационных технологий в преподавании русского языка на данном в современном мире - это не дань моде, а необходимость, т.к. они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес как к урокам русского языка, так и к надпредметным занятиям, активизируют познавательную деятельность обучающихся.

 


 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья19.71 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕДМЕТНОЙ И НАДПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Бобрышева Н.И.

ГБПОУ «Воронежский музыкальный колледж им. Ростроповичей, bobryshevanatalya@yandex.ru

Применение информационных технологий в преподавании русского языка на данном в современном мире - это не дань моде, а необходимость, т.к. они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес как к урокам русского языка, так и к надпредметным занятиям, активизируют познавательную деятельность обучающихся.

Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует обучающихся, у них появляется (пусть внешняя) мотивация. Они чувствуют потребность в знаниях. Им не терпится узнать, что будет дальше. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету русского языка. Обучающемуся интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения.

Мы убеждены, что задача каждого преподавателя-словесника - сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным.

В рамках достижения нового качества подготовки обучающихся по русскому языку нами активно внедряются в учебный процесс и в надпредметную деятельность современные проектные и информационные технологии.

К наиболее эффективным формам представления материала по русскому языку и литературе, на наш взгляд, являются мультимедийные презентации. Данная форма позволяет осветить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. К примеру, на каждом уроке из раздела «Стили речи» для наглядности и в целях экономии времени показываем презентацию, которая по времени занимает 10 минут, но позволяет дать прочные знания учащимся для дальнейшей работы с текстом.

Важное место в нашей работе занимают мультимедийные приложения к учебникам, которые позволяют сделать урок более результативным. Учебные компьютерные программы позволяют сэкономить время на опрос ребят, дают возможность заниматься ребятам не только в уроке, но и дома. Здесь интересны: «Полный мультимедийный курс по русскому языку для абитуриентов», «Русский язык для старшеклассников и абитуриентов. Орфография. Интерактивное учебное пособие» и многие другие. Индивидуальную работу учащихся с электронными учебными материалами педагогически и психологически целесообразно начинать тогда, когда по ряду известных психолого-физиологических причин наступает спад активности учащихся.

В последнее время наблюдается массовое использование сети Интернет в сфере образования. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по русскому языку и литературе в том числе. Интернет позволяет реализовать три сценария.

  1. Найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями. Например, при изучении темы «Николай Васильевич Гоголь» мы даем задание найти материал о тайне его смерти. Учащиеся, пользуясь Интернетом, находят много дополнительной интересной информации по данному вопросу.
  2. Отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию. При изучении творчества Ф.М.Достоевского мы даем задание подготовить материал по теме «Библейские мотивы в романе «Преступление и наказание». На уроке возникает проблемная ситуация, вытекающая из того, что данный вопрос вызывает неоднозначные, а иногда взаимоисключающие мнения учёных. В ходе обсуждения учащиеся высказывают своё мнение и своё отношение к проблеме.
  3. Сделать обзор (аналитический обзор, дайджест, реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа учащегося. Но применение в обучении информационных сетей не должно быть самоцелью.

Смысл в том, чтобы ресурсы сети стали абсолютно необходимыми для решения познавательных задач. Интересен вариант использования программы Power Point на уроках, когда ребята сами пробуют создать презентацию к той или иной теме урока. Это особенно важно на уроках литературы, т.к. здесь используются: визуализация учебного материала, интеграция со смежными дисциплинами (историей, МХК, музыкой, изо), повышение мотивации учения, закрепления интереса к литературе, возможность разнообразия домашнего задания, заданий для самостоятельной работы, а еще, стимулирование воображения учащихся.

Особое внимание нужно уделить продуктам серии «Уроки Кирилла и Мефодия», которые используются как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, где компьютер стал незаменимым помощником. Уроки с использованием данных программ всегда интересны и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора. Наши ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

Интересно использовать новые информационные технологии и во внеурочное время. Мы являемся организаторами кружка «Пресс-клуб». Здесь ребята приобщаются к работе в Международной Сети, которая позволяет получить новую интересную информацию, работать в различных компьютерных программах, которые дают возможность ребятам заниматься редактированием текста.

При подготовке классных часов важным считаем введение информационных и познавательных кинофильмов на CD- дисках для того, чтобы работа с учащимися была наиболее плодотворной.

Отдельным пунктом хотелось бы выделить такую работу с учащимися, как организация исследовательской деятельности учащихся, где также успешно могут использоваться новые технологии. Работая над проектом, учащийся имеет максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создается с таким расчетом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными. Обязательная задача педагога при работе над проектом - дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость в работе над проектом.

Например, изучая поэзию серебряного века, учитель ставит задачу провести углубленный анализ стихотворений А. Ахматовой, А. Блока, Н. Гумилева, В. Маяковского, привлечь к творчеству поэтов максимальное внимание учащихся. Учащимся предлагается взять для анализа стихотворения, относящиеся к какой-то одной теме, например, любовной лирике, и попытаться проследить сюжетную последовательность от робкого юношеского чувства до жертвенной всепоглощающей любви. Работающие над проектом делятся на четыре группы: художники или фотографы, аниматоры, чтецы и редакторы, ответственные за музыкальное оформление проекта. Далее перед учащимися ставится задача создать видеообраз стихотворения, позволяющий наглядно увидеть героев, мир, в котором они живут, дать им возможность заговорить. Таким образом, анализ стихотворения начинает получать объемное выражение. Участник проекта начинает воспринимать художественный текст не как набор типографских знаков на бумаге, а как многогранный и многоцветный мир. Литература начинает восприниматься как вид искусства, причем учащийся, работая над проектом, вступает в общение с творцами искусства и сам начинает творить. Эта идея, на наш взгляд, тоже показывает самые различные возможности для внедрения новых информационных технологий в проектную деятельность.

Литература

  1. Ильичев А.В. и др. Внедрение информационных технологий в предметной и надпредметной деятельности / под ред. А.В. Ильичева. - М.: Просвещение, 1995. - 240 с..
  2.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. Кадров. Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.
  3. Электронные образовательные ресурсы нового поколения:        в вопросах и ответах. - М.: Социальный проект, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-аналитический отчет о профессиональной деятельности преподавателя русского языка и литературы Куренковой Натальи Кирилловны

Информационно-аналитический отчет о результатах профессиональной деятельности преподавателя КГБОУ СПО "Хабаровский торгово-экономический техникум" Куренковой Натальи Кириллоовны. Формы, методы, приемы...

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Применение современных информационных технологий на занятиях творческого объединения «Серебряная нить» с детьми с ОВЗ»

Характеристика авторской дополнительной общеразвивающей программы «Дизайн трикотажной одежды – машинное художественное вязание», реализуемой в детском творческом объединении «Серебряная нить»Анализ не...

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Применение современных информационных технологий на занятиях творческого объединения «Серебряная нить» с детьми с ОВЗ»

Вводная часть1Характеристика авторской дополнительной общеразвивающей программы «Дизайн трикотажной одежды – машинное художественное вязание», реализуемой в детском творческом объединении «Серебряная ...

Статья "ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ТЕХНОЛОГИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ"

Как соединить два течения: общее образование и профессиональную подготовку так, чтобы слить их в общий поток? Есть, по меньшей мере, два подхода к его решению.       Перв...

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

статья, посвященная применению современных ИКТ на уроках русского языка и литературы в основной школе...

статья "Современные образовательные технологии в преподавании учебной дисциплины ОУД.01"Русский язык"

В статье представлены современные образовательные технологии, которые можно использовать на занятиях по русскому языку....

Применение современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы

Материал подготовлен на основании полученного многолетнего опыта работы о применении современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы...