статья "Современные образовательные технологии в преподавании учебной дисциплины ОУД.01"Русский язык"
статья
В статье представлены современные образовательные технологии, которые можно использовать на занятиях по русскому
языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_popadinets_l.m.docx | 28.01 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Попадинец Лариса Михайловна
преподаватель
ГБПОУ «Ветлужский лесоагротехнический техникум»
Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения.
В настоящее время система среднего профессионального образования
Работает на основе Федеральных государственных образовательных стандартов. Сегодня преподавателю необходимо задуматься над тем, как сделать так, чтобы у обучающихся повысился интерес к предмету. Как развить качества обучающегося, которые помогли бы ему в дальнейшей жизни? Ответом на эти вопросы будет применение современных образовательных технологий на занятиях.
Особенность современного урока заключается в том, что теоретические знания приобретаются активным путём.
Для этого в своей работе можно использовать следующие педагогические технологии: технологию личностно – ориентированного обучения ( игровые технологии, метод проектов, модульно – рейтинговое обучение), ИКТ, элементы технологии КСО, технологию развития критического мышления.
Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в
обучении - формирование и развитие интеллекта и речи обучающихся, развитие критического и творческого мышления. К этим технологиям относятся педагогические мастерские, модульно – рейтинговое обучение, метод проектов, обучение как исследование. Метод проектов позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений, связанных с критическим и творческим мышлением.
Работа над учебным проектом, как правило, проводится в течение всего учебного года и включает в себя несколько этапов:
предварительный выбор обучающимися темы (с учетом рекомендаций преподавателя); составление плана, изучение литературы по данной теме и сбор материала, создание собственного текста, содержащего анализ литературы и собственные выводы по теме, защита, которая предполагает устное выступление обучающегося с краткой характеристикой работы, ответы на вопросы по теме проекта.
В 2018 году написаны исследовательские проекты на темы: «К вопросу об истории знаков препинания», «Истоки поэзии моей малой родины», « Диалекты села Новопокровское», «SMS как современный эпистолярный жанр», «Проблемы современного русского языка» и др.
Во время работы над проектом обучающиеся осваивают целый комплекс практических навыков, необходимых для дальнейшего образования и востребованных в практической деятельности: работа со сложными текстами и критическое мышление, работа с источниками и поиск нужной информации, навыки проектной интерпретации и коммуникации, привнесение в работу творческих способностей и пр.
Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка позволяет развить навыки аналитического и ассоциативного мышления, выстраивать логику доказательств, внутреннюю логику решаемой проблемы.
Применение игровых технологий на занятиях создает эмоциональный подъем на уроках, ребята работают более активно. Игра помогает оживить урок, пробуждает интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету. Игра обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока. Особенно радует, что те обучающиеся, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.
Использование различных видов дидактических игр дает возможность студентам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть. Помогают разнообразить урок игры-упражнения (это кроссворды, ребусы, викторины, также дидактические игры-упражнения на закрепление правил или отработку умений по определённой теме), игры-путешествия, игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр: фонетические и орфоэпические игры, игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм, синтаксические игры, морфологические игры.
Активное использование на занятиях элементов модульно - рейтинговой технологии дает возможность развивать самостоятельность обучающихся, их уверенность в собственных силах. Разработаны технологические карты занятий по темам: «Наречие», «Предлоги», «Бессоюзное сложное предложение», «Правописание приставок» и др.
Данные занятия помогают в том, что обучающийся самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной программой, включающей в себя информационную карту по теме занятия, задания по входному контролю, упражнения по текущему контролю знаний, задания с повышенным уровнем сложности, тестовые задания, итоговые тесты по теме.
Работа на занятиях проводится в парах. После проверки оценки за каждое выполненное задание выставляются в рейтинговой таблице, в конце занятия подводится итог и выставляется в журнал средняя оценка за выполненные задания.
При помощи элементов модульно – рейтинговой технологии достигается личностно - ориентированное обучение. В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает студента объективно оценивать свои способности, результаты своего труда. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому обучающемуся видеть уровень усвоения знаний.
Модульно-рейтинговая технология способствует повышению мотивации обучающихся к обучению и познавательной активности, самостоятельности и дисциплинированности, улучшению успеваемости.
Говоря о современном уроке русского языка, нельзя забывать об информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ).
ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности обучающихся. Применяется компьютер и средства мультимедиа на занятиях для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку, чтобы организовать самостоятельную работу обучающихся, чтобы формировать ключевые компетенции..
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели, проекты, виртуальные экскурсии поднимают процесс обучения на качественно новый уровень.
Работа с Интернет-ресурсами позволяет познакомиться с системой образовательных порталов, в частности с Федеральным порталом «Российское образование», Российским общеобразовательным порталом, Федеральным порталом «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». С этими порталами можно познакомить студентов, так как представленная информация на сайтах очень важная и нужная. Это и каталоги образовательных ресурсов, и электронная библиотека учебных материалов, включающая различные электронные словари, справочники, энциклопедии.
При подготовке и проведении уроков можно обращаться в единую коллекцию Цифровых Образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru).
Выстроить рационально процесс преподавания русского языка в профессиональном учебном заведении, систематизировать, обобщить и повторить материал на более высоком уровне помогает использование цифровых образовательных ресурсов.
Цифровые образовательные ресурсы являются электронным компонентом процесса изучения русского языка. ЦОРы поддерживают все этапы работы с учебным материалом, их используют при объяснении, тренировке и контроле. Они предназначены как для коллективной, так и для индивидуальной учебной деятельности. Интернет-ресурсы представляют обширные материалы, целесообразные для изучения русского языка. В практике работы используют «Энциклопедию русского языка», мультимедиа-пособия из серии «Виртуальная школа» «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия». Электронный тестовый контроль позволяет студенту получить оценку своей деятельности сразу по завершении работы, в отличие от бумажного носителя. На уроках закрепления часто используют цифровые образовательные ресурсы по русскому языку электронные тренажеры: «Фраза», «1С. Репетитор по русскому языку», Тренажеры по русскому языку, ресурсы сети Интернет, с помощью которых обучающиеся могут не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть результат. При подготовке к урокам можно использовать следующие Интернет-ресурсы:
а)Справочно-информационныйпортал«Русскийязык» http://www.gramota.ru
б) Издательский дом «Первое сентября», http://rus.1september.ru – газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка».
в)Словесникhttp://www.slovesnik-oka.narod.ru
г) http://www.rusedu.ru/ – архив учебных программ содержит множество различных программ, презентаций, учебных пособий, рефератов.
д) http://www.ege.edu.ru/ Официальный информационный портал ЕГЭ.
Диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности преподавателя, но в любом случае можно сделать вывод о том, что применение информационных технологий в преподавании русского языка повышает мотивацию обучающегося к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы.
Внедрение ИКТ на уроках русского языка позволяют реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.
На уроках русского языка используют компьютерные презентации, к созданию которых привлекают ребят.
В системе обучения, традиционно считавшейся вузовской, можно использовать уроки – семинары, уроки – зачеты, уроки – практикумы или практические уроки.
Урок-практикум, как правило, проводится в конце изучения темы с целью систематизации и обобщения знаний. При подготовке к такому уроку студенты дома читают пройденный теоретический материал, готовятся к выполнению практических заданий. преподавателю необходимо подобрать разнообразный дидактический материал, от качества которого во многом зависит результативность урока-практикума.
На учебных занятиях применяются некоторые методические приемы КСО: взаимодиктанты, взаимный обмен знаниями и заданиями
Целью использования тестовых технологий является определение степени усвоения материала обучающимися, выявление уровня знаний, умений и навыков, активизация работы по усвоению учебного материала. На уроках русского языка активно используют тестовые задания при организации самостоятельной работы обучающихся при повторении учебного материала на уроках русского языка, для проведения промежуточного контроля, для проведения зачётных и итоговых контрольных работ, а также для осуществления систематического индивидуального и группового контроля знаний.
Результатом использования современных педагогических технологий при изучении дисциплины «Русский язык» считается 100% успеваемость в группах, стабильно высокое качество успеваемости по предмету. Обучающиеся систематически участвуют в конкурсах по русскому языку на различных уровнях. Так в марте 2018 года международном заочном конкурсе эссе для студентов средних медицинских и фармацевтических образовательных учреждений Черёмухина Анастасия заняла первое место. В дальнейшем необходимо продолжать изучение различных видов педагогических технологий и применять их в работе для повышения уровня учебных достижений обучающихся в учебно – воспитательном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОГСЭ.04. «Русский язык и культура речи» основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям)
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО основной профессио...
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОГСЭ.04. «Русский язык и культура речи»
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО основной профессио...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04. Русский язык и культура речи для специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» 3 курс
рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.01 Русский язык основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии СПО: Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Согласно структуре Государственного образовательного стандарта и ...
Рабочая программа образовательной учебной дисциплины ОУД.01 "Русский язык"
Рабочая программа образовательной учебной дисциплины ОУД.01 "Русский язык" создана для реализации среднего (полного) общего образования в пределах ППССЗ по специальности 09.01.02 «Компьютерные системы...
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА
Данная статья предназначена для преподавателей СПО с целью представления и популяризации педагогического опыта в области преподавания учебных дисциплин общепрофессионального и профессионал...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык Специальность: 43.02.17 Технология индустрии красоты
ФОС по дисциплине ОУД.01 Русский язык представляет собой совокупность контролирующих материалов, позволяющих оценить знания, умения и освоенные компетенции, разработанные с преподавателей смежных дисц...