Методическая разработка занятия по историческому краеведению "А ты мне, улица родная..."
методическая разработка

Чернецкая Елена Николаевна

Методическая разработка занятия по историческому краеведению (г.Курск) может быть использована для углубления знаний по краеведению на уроках истории,  для проведения внеклассного мероприятия, классного часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка39.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка урока-экскурсии

по историческому краеведению по теме:

«А ты мне, улица родная…»

(из истории улицы Советской)

Разработала:

преподаватель истории

ОБПОУ «Курский монтажный техникум»

Чернецкая Елена Николаевна

г.Курск

                                                                Я знаю, с сотворения земли,
                                                                Наверно, не бывает по-другому.
                                                                Куда бы нас мечты ни завели,
                                                                Дорога приведет к родному дому.
                                                                Где ничего не надо объяснять,
                                                                Где все без слов понятно и знакомо.
                                                                Прийти лишь надо, тихо обувь снять,
                                                                И слушать тишину родного дома.
                                                                Потом ты можешь горы сдвинуть прочь,
                                                                Любые беды сможешь превозмочь.
                                                                Понятно только после этих встреч,
                                                                Как важно свою Родину беречь!

В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций. В этих условиях особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе демократических ценностей, гражданского патриотизма.

Патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах большой и малой Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные, экономические, политические, спортивные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, т.е. истинный патриотизм предполагает формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.

         У молодого поколения  необходимо формировать  осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему, развивать патриотические качества и национальное самосознание обучающихся, развить и углубить их знания об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов в деле защиты Родины.

        Любить свою малую Родину, свой край – это значит знать его прошлое и настоящее. Среди обучающихся нашего учебного заведения много тех, кто недавно стал проживать в городе Курске и недостаточно хорошо его знает. Да и коренные жители не всегда могут знать историю родного города. Современный Курск – динамично развивающийся и растущий город, постоянно обновляющийся. Но не менее интересна его история, прошлое его современных улиц, площадей, парков. Приобщиться к этим знаниям – значит еще больше полюбить свой родной край, посвятить себя его возрождению. Любовь к Родине в масштабах государства начинается с любви к своей малой Родине, прежде всего к тому месту, где ты родился, живешь, взрослеешь. Чтобы полюбить искренне, безусловно, нужно найти и узнать истоки. Именно этому и был посвящен наш урок-экскурсия.

Цель: познакомить обучающихся с историей улицы Советской и некоторых станинных зданий, расположенных на ней.

Задачи:

  1. Проследить историю переименований улицы Советской.
  2. Рассмотреть историю здания по адресу: улица Советская, дом 1.
  3. Рассмотреть историю здания - хранилища картинной галереи имени А.А.Дейнеки.
  4. Рассмотреть историю здания, в котором расположен Курский монтажный техникум.

Обучающая цель: сформировать знания об истории улицы Советской и некоторых старинных зданий, расположенных на ней.

Развивающая цель: продолжить развитие информационной, самоорганизаторской, учебно-познавательной  и  коммуникативной компетенций обучающихся.

Воспитательная цель: воспитание патриотизма, любви к  своему краю, городу,  чувства сопричастности к судьбе своей страны.

Приемы и методы обучения: беседа, творческое задание. Данные приемы формируют и развивают мотивацию, устойчивый интерес к изучению предмета, творческое воображение, вовлекают каждого обучающегося в активную деятельность на уроке.

Оборудование урока: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентации, видеоролик, музыкальное сопровождение.

На экране Слайд, звучит припев из песни Ю.Антонова «Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную».

Ведущий (преподаватель):

        Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим виртуальную экскурсию по одной их курских улиц. По этой улице, как минимум, дважды в день мы спешим, зачастую не обращая внимания на те здания, мимо которых проходим. Давайте сегодня исправим эту ситуацию, посмотрим, какие здания нас окружают, ведь это наша история, наше прошлое, без которого нет будущего.

        ( тихо звучит музыка Курского вальса, на экране видеоряд «Старые виды Курска» )

Ведущий

А предки многого не знали,

Крестились на церковный звон,

Но улицы именовали

Так, что в названьях был резон.

Московская вела в столицу.

Херсонская – на юг, в Херсон.

С годами улицы, как лица,

Меняли облик и фасон.

Но так же гнулась крутизной

Ямская с Белою горой.

На Глинище копали глину,

На Выгонной гоняли скот,

А на Малиновой малину

Растили уж который год.

И пахло скошенной травой

Над Куром возле Луговой.

Названия, как всё, невечны.

 Нас в росте город обгонял.

 Он много приобрел, конечно,  

 Но жаль, что много потерял.

 Теряем ведь не что-нибудь -

 Своеобразие и суть.

 Вкус исторических названий.

 Холмов лобастых крутизну,

 Рук человеческих созданий

 Вневременную новизну,

 Особенную нашу речь,

 Достойную ученых мнений,

 Нам полагается беречь

 Для вслед идущих поколений.

                        Звучит «Курский вальс» – 2 куплета.

Ведущий задает вопрос: кто знает, сколько приблизительно улиц в нашем городе? (ответы обучающихся).

        В нашем городе 956 улиц. На каких курских улицах вы живете? (спрашивает у аудитории) Нам потребуется много времени, чтобы пройти их все. Но у каждого из нас  есть своя улица, ставшая близкой и родной. Чаще всего это улица, где мы живем. Но всех нас, собравшихся здесь, объединяет одна улица, по которой мы сегодня будем путешествовать. Попробуйте ее назвать.

(Версии).

        Сегодня виртуальную экскурсию помогут провести наши экскурсоводы (представляет 3-х экскурсоводов).

Слайд 2

Скажите, а всегда ли эта улица носила сегодняшнее название? (версии).

Чтец 1

         Улица Советская – это одна из 24 улиц, намеченных в 1782 году первым генеральным планом города в Закурной (от слов «за куром») его части. На карте областного центра  ныне сохранились названия, данные по фамилиям владельцев усадеб, через которые пролегали согласно плану новые пути-дороги. Слайд 3

Первоначально улица Советская называлась Миленинской. Очевидно, ее так называли по станице передового отряда защитников города Курска. Миленинская станица размещалась в 3-х км от современного г. Фатежа. Куряне направлялись на службу в станицу сроком на месяц. С 80-х годов 19 века она стала называться Ртищевской. В 1935 году она была переименована в Советскую.

Чтец 2

        Все основные достопримечательности этой недлинной улицы расположены на коротком участке от улицы Дзержинского до улицы Большевиков. Она тянется несколько далее до улицы Суворовской и вскоре заканчивается, упершись в Щемиловку. Здесь царство частных домов, и только двухэтажное здание средней школы № 2, сооруженной незадолго до Великой Отечественной войны, может стать предметом любопытства для туристов.

Ведущий  (Слайд 4)

        Начинаем наше путешествие от улицы Дзержинского, которая до 1918 года именовалась Херсонской, до 1928 года – Троцкого, а затем 6 января 1928 года по ходатайству коллектива завода им. Калинина улица Троцкого была переименована в честь Дзержинского.

Чтец 3

Первая наша остановка на углу улицы Советской и Дзержинского. Слайд 5

(слова ведущего, спрашивает о здании)

        Улица начинается от углового Г-образного четырехэтажного дома, построенного в 1930 году на углу с улицей Дзержинского. Строилось массивное здание дома-коммуны для передовых рабочих по проекту архитектора М.В. Георгиевского в стиле конструктивизма. Конструктивизм – это авангардистское направлениев архитектуре, зародившееся в 1920- первой половине 30-х годов в СССР. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.

Чтец 1

        Ныне этот дом является одним из редких образцов зданий такого стиля в Курске, правда, он сильно обезображен. Его простые лаконичные формы первоначально были подчеркнуты архитектором тяжелыми горизонталями железобетонных балконов, как бы показывающих новизну применения этого материала в строительстве. Если бы во времена его строительства наш техникум уже существовал, то наши выпускники приняли бы активное участие в возведении этого здания. Перед проведением Олимпийских игр в Москве в 1980 году, когда через Курск должен был быть пронесен олимпийский огонь, по решению тогдашнего градоправителя В. В. Тюренкова были сбиты массивные бетонные балконы, отчего уличные фасады обезобразились. Дом стал похож на тюрьму. Слайд 6

Чтец 2

        При фашистской оккупации одно время в здании действительно устроили настоящую тюрьму, куда свозили коммунистов, комсомольцев или просто явно сочувствующих советской власти.

        В годы войны здание уцелело, но окончательно «подправили» его в 1993 году, уменьшив размеры оконных проемов. Здесь многие годы работает поликлиника Курского района.

Чтец 3 (Слайд 7)

Следующая наша остановка – улица Советская, 3. 

Слайд 8

(слова ведущего, спрашивает о здании)

        

        В старом Курске на 62803 горожанина приходилось 3230 купцов. Но город не мог похвастаться красивыми купеческими домами. Сказывался невзыскательный вкус местного купца и отчасти его прижимистость в деньгах. Слайд 9

        К сохранившимся ныне купеческим домам в Курске, интересным с архитектурной точки зрения, можно отнести особняк купца Пузанова, построенный в первом десятилетии 20 века, который расположился по этому адресу.

Чтец 1

        Главный фасад красивого одноэтажного особняка с парадным входом, украшенным полуколоннами, выходит на улицу. Во двор же, используя естественный уклон земли, дом глядит окнами двух этажей. Здание выложено из качественного лицевого кирпича, четко передающего на фасаде обилие мелких архитектурных деталей, а большие полуциркульные окна в обрамлении колонок смутно навевают архитектурный стиль эпохи Возрождения. Недавно это здание взято под охрану как архитектурный памятник местного значения. Слайд 10

 Чтец 2

        13 мая 1947 года газета «Курская правда» писала: «Открытие картинной галереи в НОВОМ, просторном помещении — большое событие в культурной жизни Курска. Еще нет на здании вывески, но и без нее многие горожане узнали об открытии галереи и пришли на новоселье».

Шестьсот квадратных метров в особняке тогда оказались достаточными для размещения здесь коллекции и скульптур. Галерея, организованная в 1935 году и первоначально состоящая из двухсот экспонатов, во время войны была эвакуирована в тыл, В послевоенный период коллекция непрерывно расширялась, и в. настоящее время насчитывает около восьми тысяч произведений искусства. В нее входят произведения западноевропейского, русского и советского искусства, декоративно-прикладного и народного творчества. Хранящиеся в галерее произведения искусства итальянских, французских, немецких, фламандских художников представляют большую художественную и историческую ценность. Замечателен здесь отдел русского дореволюционного искусства.

Чтец 3

        Особой гордостью галереи является уникальная коллекция произведений уроженца Курска, Героя Социалистического Труда, народного художника СССР Александра Александровича Дейнеки.

Слайд 11

        В стенах этого здания знаменитый художник бывал, а с 1969 года галерея носит его имя. Также имя нашего знаменитого земляка названа и одна из улиц города в районе КЗТЗ, где Александру Дейнеки установлен памятник.

Слайд 12

        Сегодня галерея обладает крупным фондом работ А. Дейнеки, представляющим более тысячи произведений живописи, графики, скульптуры и монументального искусства. Здесь же хранятся личные вещи художника, письма, фотографии, предметы быта.

К сожалению, основное здание не используется для показа экспозиций галереи, а работает только ее выставочный зал на улице Гоголя. Слайд 13

Ведущий

        Сейчас мы немного отдохнем и послушаем авторскую песню о нашем городе, крае. Автором этой песни является наш земляк Роман Бежин. В ней он воспевает наш славный Курский край и город Курск. Пока будет звучать песня, вы должны найти ответ на вопрос: какой символ нашего край автор чаще всего упоминает в песне и какие словосочетания для этого использует?  (звучит песня Р.Бежина «Соловьиный край», на экране презентация «Пейзажи»).

Ведущий

Слайд 14

        Следующая наша остановка и архитектурный объект, я думаю, привлечет ваше повышенное внимание. Обратите внимание на слайд Слайд 15   и назовите здание, о котором пойдет речь.  (называют).

Про легендарное здание нашего техникума и про сам не менее легендарный техникум нам расскажет известный краевед Владимир Степанов. После просмотра ответьте, пожалуйста, на вопрос: какие организации в разное время размещались в здании нашего техникума?

(идет видеосюжет )

Чтец 1

        Во время войны здание особо не пострадало, и после ремонтных работ в нем стал работать строительный техникум. Слайд 16 Он был организован на основании Постановления Государственного Комитета Обороны СССР от 12 февраля 1944 года. В то время народному хозяйству особенно требовалась кадры строителей для восстановления разрушенного войной народного хозяйства нашей страны. С 1 июня 1944 года начали прием заявлений от желающих поступить в техникум. К началу августа их было 600 человек. Приняли 350 человек. К началу учебного года здание не было восстановлено, поэтому занятия проводились по договоренности в школе №7, А затем в подвале этого учебного заведения. 15 декабре 1944 года техникум вынужден был перейти в еще не полностью восстановленное здание по улице Советской. Учащиеся сами заготавливали топливо, помогали восстанавливать здание. Во втором учебном семестре положение улучшилось. Первый учебный год закончился благополучно с хорошими результатами. С конца 50-х годов здесь размещается монтажный техникум. К 1949 году было окончено строительство мастерских, в 1958 году сдано в эксплуатацию здание общежития по улице Ломоносова.

Ведущий

        За годы своего существования наш техникум выпустил немало специалистов. Выпускники нашего техникума трудятся в разных городах нашей страны. Есть те, чье имя известно многим. Скажите, каких знаменитых выпускников нашего техникума вы знаете? (версии)

Один из знаменитых выпускников монтажного техникума  - это Владимир Винокур.  Слайд 17

 Он  обучался в техникуме  с 1963 по 1967 год. Слайд 18  Здесь он не только получил строительную специальность, но и занимался любимым делом – пел. В апреле 1965 года на концерте в честь дня рождения Ленина 17-летний студент в присутствии партийного начальства страстно исполнил «Бухенвальдский  набат». Винокур успешно закончил монтажный техникум и даже защитил на «отлично» дипломный проект на тему «Арматурный цех производительностью 10 тысяч тонн арматуры в год». 

В техникуме бережно сохраняют кладку стены в цокольном этаже здания, выложенную будущим артистом Владимиром Винокуром. Слайд 19

Чтец 2

        Следующая наша остановка – дом №30. Слайд 20

В 1949 году за зданием техникума был построен двухэтажный особняк для работников строительной организации. Его возведение совпало с широким индивидуальным строительством, которое развернулось в Курске в послевоенные годы. Этот особняк попал в список памятников архитектуры местного значения потому, что явился яркой талантливой работой курского архитектора А.И. Лезина.

        В шестидесятых годах за ним было выстроено типовое здание (дом № 32) областного комитета по телевидению и радиовещанию. Слайд 21

Чтец 3

Перейдем на другую сторону улицы.  Улица Советская, дом 25. Слайд 22

Здесь находится здание средней школы № 18, построенное в 1950 году на месте сожженной немецкими оккупантами.  Слайд 23  Два столетия назад здесь находился дом купца Афанасьева. В 1873 году на этом месте было открыто Александровское двухклассное училище. После революции здесь работала школа 1-й ступени № 8, потом неполная еврейская средняя школа № 10.

На уличном фасаде средней школы № 18 установлена мемориальная доска, обозначив тем место, где когда-то родился выдающийся исторический живописец В. Г. Шварц. Исследователь курской старины Виктор Истомин  Слайд 24   не только на свои средства установил эту доску, но и поставил в школе гипсовый бюст художника работы скульптора Святослава Третьякова.

Чтец 1

        В доме №40 в 1874 году в семье небогатого купца родился снискавший всемирную известность житель этих мест Николай Сергеевич Коротков,  Слайд 25 обессмертивший свое имя великим открытием звукового метода определения артериального давления у человека. Богатая купеческая усадьба Коротковых находилась в нынешнем школьном дворе средней школы №2. Слайд 26

Ведущий

Еще один дом, у которого мы остановимся ,находится на пересечении улицы Советской и Большевиков. Его мы видим на слайде. Слайд 26 Здесь живет Леонид Винцкевич. Скажите, что вы о нем знаете? (версии).

        На этом мы и завершим нашу экскурсию.

Звучит песня в исполнении Н.Рыбникова из кинофильма «Весна на Заречной улице» (2 первых куплета), на экране презентация «современные виды Советской». Затем музыка становится тише.

Ведущий

        Ну вот и подошло к концу наше виртуальное путешествие. Надеюсь, что Вам было интересно. Хочется верить, что улица, по которой вы каждый день спешите на занятия, находите верных друзей, может быть, встречаете первую любовь, стала вам ближе, роднее. А может, кто-то из вас после нашего путешествия заинтересуется краеведением и уже самостоятельно продолжит изучение истории курских улиц, станет еще больше любить свою малую Родину.

Слайд 27

Песня продолжается громче.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов при подготовке к внеклассному мероприятию:

  1. В.Степанов. Пешком по городу. – Курск, 2007.
  2. В. Степанов. Улицы старинного Курска. Книга 2. – Курск, 2013.
  3. Гурьянов. Прогулки при ясном солнце (о курских улицах, слободах и микрорайонах) Курск, 1999
  4. Курск-дореволюционный. В. Степанов. Путеводитель по городу Курску. 2002 г.
  5. «Казенный дом», растивший Винокура/П.Рыжков. - Курский вестник. – 2006 – 15 марта.
  6. Травина А.С. Справочник по истории площадей и улиц города 1782-2000г.
  7. Травина А.С. Улицы города Курска. Курск, 2000
  8. Шеховцов Г.Н. История улиц города Курска. Курск, 2000
  9. Чегодаева А. "Всё о наших улицах". Городские известия, 2000, 1 июля, с.2

Интернет-сайты:        

  1. www.kurskadmin.ru
  2. www.kursk-guide.narod.ru
  3. www.kurskstreet.narod.ru
  4. www.old.kurskcity.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по физической культуре на тему: «Типовое занятие по аэробике силовой направленности»

Представлена разработка по проведению занятия по физкультуре по теме проведения занятия по аэробике....

Методическая разработка занятия по дисциплине «Основы права» Тема занятия «Формы (источники) права»

Формирование новых знаний по основным правовым понятиям и категориям, характеристика основных черт правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, поиска, первичного анализа и и...

Методическая разработка занятия "Использование образных упражнений на занятии младшей группы детского хореографического коллектива".

Данная разработка занятия поможет студентам формировать умения и навыки хореографической работы с младшими школьниками....

Методическая разработка занятия учебной практики по ПМ.06 "Приготовление холодных блюд и закусок" Итоговое занятие - дифференцированный зачёт

Мною предложен итоговое учебное занятие (дифференцированный зачёт) производственного обучения по ПМ 06: «Приготовление холодных блюд и закусок».  Учебное занятие предполагает дальнейш...

Методическая разработка занятия ,посвященного Году культурного наследия народов России, "Живой источник родного слова"

Данный материал может быть использован как одна из форм занятий по ознакомлению обучающихся с нематериальным культурным наследием народов России. Этот урок может быть трансформирован в  общее мер...