Программа дополнительного образования кружка «Юный правовед»
рабочая программа

Виктория Бельдюгина

Образовательная программа кружка «Юный правовед» относится к программам гуманитарной направленности.

      Программа кружка «Юный правовед» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта общего образования и предназначена для  организации познавательной деятельности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_yunyy_pravoved.docx46.63 КБ

Предварительный просмотр:

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ И МОЛОДЕЖИ ГОРОДА СНЕЖНОЕ»

Программа

дополнительного образования

кружка «Юный правовед»

составил педагог дополнительного образования

Бельдюгина Виктория Станиславона

на 2021-2024 учебный год

Образовательная программа дополнительного образования детей

«Юный правовед»

Пояснительная записка

Образовательная программа кружка «Юный правовед» относится к программам гуманитарной направленности.

      Программа кружка «Юный правовед» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта общего образования и предназначена для  организации познавательной деятельности обучающихся.

      Образовательный процесс программы определяют и регламентируют следующие государственные и ведомственные нормативные документы:

  • Конституция Донецкой Народной республики;
  • Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (статья 72);
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной республики от 04.04.2016 г. № 310.
  • Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.01.2015 г. №8 «Об утверждении Типового положения об учреждении дополнительного образования детей»;
  • Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2015 г. № 392 «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей»;
  • Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 г. № 322 и Министерства молодежи, спорта и туризма от 22.06.2015 г. № 94 «Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи»;
  • Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 г. № 815 «Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики»;
  • Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.08.2016 г. № 832 «Концепция развития непрерывного воспитания детей и молодежи Донецкой Народной Республики».

Направленность программы дополнительного образования

Программа направлена на повышение правовой грамотности обучающихся, формирование высокого уровня их правовой воспитанности, чувства ответственности и социальной активности.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Данная образовательная программа реализует социально-педагогическую направленность.

Актуальность программы дополнительного образования

Актуальность программы определяется тем, что обучающиеся получат углубленные знания о своих правах и смогут их отстоять, если они будут нарушены.

Данная программа поможет обучающимся получить не только теоретические знания, но и их практическое применение. Большинство рассматриваемых вопросов позволит обучающимся лучше ориентироваться в современном законодательстве, поможет осознать свое место в жизни.

Знание норм права способствует подготовке обучающего к жизни в обществе в реальных условиях, особенно это необходимо детям с ограниченными возможностями здоровья. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.

Новизна программы дополнительного образования

  Новизна программы состоит в том, что личностное развитие мотивирует не только правомерное поведение в настоящем, но и стремление к проецированию данного поведения в будущем на основе соблюдения правовых предписаний.

Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования

       Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в результате прохождения данного курса у обучающихся формируется правосознание личности - под влиянием окружающей правовой действительности, научной организации правового обучения и юридической практики государства.

Цель программы дополнительного образования

  1. Формирование у обучающихся правового воспитания и правовой культуры.
  2. Развитие способностей и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности (социальному творчеству).
  3. Ориентироваться в общественной жизни, урегулированной и защищаемой нормами права.
  4. Развить гражданское самосознание обучающихся, политическое мышление.

Задачи программы дополнительного образования

1.Обучающая: формировать навыки и умения в области защиты своих прав, правовой культуры, развивать активную гражданскую позицию и осознание приоритета прав; обогащать словарный запас новыми лексическими единицами; учить отыскивать нужную информацию и использовать ее.

2.Развивающая: развивать гражданское и ответственное отношение к выборам, коммуникативные способности, умение ясно и четко выражать свою точку зрения; развивать умение учиться самостоятельно;

3.Воспитательная: воспитывать человека и гражданина, подготовленного к жизни в условиях современного государства, уважение к законам; воспитывать чувство патриотизма; воспитывать трудолюбие, терпение, вдумчивость, наблюдательность.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 12-18 лет.

Срок реализации: программа рассчитана на 3 года в 3-х этапах: начальный (первый год обучения), средний (второй год обучения) и этап совершенствования  (третий год обучения).

Формы проведения занятий программы дополнительного образования

  • Практические занятия;
  • Наблюдение;
  • Беседа;
  • Общение с представителями различных профессий;
  • Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций;
  • Сюжетно - ролевые игры;
  • Дискуссии;
  • Подготовка сообщений по проблеме;
  • Викторины;
  • Тесты;
  • Творческие работы (рисование);
  • Массовые мероприятия.

Способы проверки знаний программы дополнительного образования

  • Диагностическая игра;
  • Контрольное занятие;
  • Проверочная работа;
  • Психологический тест;
  • Анкетирование;
  • Выполнение практических заданий;
  • Составление проектов;
  • Рефлексия: что знали и что нового узнали на занятиях? ;
  • Деловые игры, сюжетно-ролевые игры.

Режим занятий. Занятия проводятся в группе 15 человек по 2 часа три раза в неделю. Всего 216 часов.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: участие в конкурсах творческих работ, олимпиады, тестирование, выставки творческих работ, соревнования, защита проектов, сюжетно-ролевые игры.

Для того, чтобы вызвать интерес к правоведению и решить поставленные задачи, используются активные и интерактивные методы: совместная групповая работа, дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, обсуждения, правильно подобранные вопросы (вызывающие интерес у учащихся и привлекающие их внимание, помогающие оценить уровень знаний, помогающие более углубленно подойти к теме, апеллирующие к эмоциям учащихся), метод проектирования, публичные выступления, тренинговые игры, мозговой штурм. Эти методы обучения не только повышают интерес учащихся, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания, выработку гражданских навыков и приверженность демократическим ценностям.

Для обучения необходимо не только разнообразие методов, но и методических и дидактических материалов. Для этого используются: учебники, монографии, первоисточники, документы, законы, периодическая печать. Большую помощь для выполнения поставленных задач играет техническое оснащение занятий: компьютер, видеоаппаратура, телевизор.

Ожидаемый  результат  программы дополнительного образования

По окончанию обучения программы обучающиеся должны знать:

  • свои социальные роли;
  • систему знаний в области прав и законов;
  • права ребенка;
  • права и обязанности гражданина;
  • базовые понятия, необходимые для получения дальнейшего правового образования;
  • виды правоотношений и ответственность за них;
  • правила правового и нравственного поведения;
  • правила дорожного движения;
  • наиболее значимые события в истории материальной и духовной культуры республики.

По окончанию обучения программы обучающиеся должны  уметь:

  • понимать современное общество и роль человека в его развитии;
  • оценивать свои поступки и прогнозировать их возможные последствия;
  • применять юридические знания в конкретных жизненных ситуациях;
  • защищать свои права при участии родителей;
  • принимать несложные решения в различных ситуациях;
  • ценить дружбу;
  • беречь природу.
  • работать с документами;
  • осознанно пересказывать некоторые статьи конвенции и декларации;
  • давать оценку поступкам с позиции права;
  • объяснять основные правовые понятия.

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение - это различные  модели, методы и технологии обучения, при которых  педагог и обучающийся пространственно и во времени разделены, поэтому создается среда, с помощью которой  происходит их общение в целях обучения. Эта среда может представлять собой получение материалов посредством почты, факса, телефонной связи, учебных телевизионных программ, учебных материалов на дисках, использования ресурсов Интернет, цифровых образовательных ресурсов.

Основной целью дистанционного обучения обучающихся является освоения образовательных программ в режиме онлайн с использованием современных информационных технологий.

Использование дистанционного обучения способствует решению задач повышения эффективности:

  •  учебной деятельности обучающихся;
  • организации учебного процесса;
  • использования возможностей информационно – коммуникационных технологий при организации учебно-воспитательного процесса.

Основными принципами организации дистанционного обучения являются:

  • принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса;
  • принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной информационно-образовательной среды;

        

  • принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
  • принцип модульности, позволяющий использовать обучающемуся и педагогу необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов;
  • принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся.

Начальный этап

Первый год обучения

Учебно-тематический план

Наименование раздела программы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Набор обучающихся в кружок.

12

2

Организационное занятие. Вводный инструктаж. Мониторинг.

2

1

1

3

Раздел 1. Роль права в жизни человека и государства.

42

22

20

4

Раздел 2. Я – гражданин ДНР.

50

28

22

5

Раздел 3. Права и обязанности ребенка.

44

20

24

  6

Раздел 4. Изучаем конституцию.

36

20

16

7

Раздел 5. Правосознание в системе социального регулирования.

28

16

12

  8

Итоговое занятие .

      2

Итого

    216

   107

      95

Содержание программы первого года обучения

  1. Набор обучающихся в кружок - 12ч.
  2. Организационное занятие. Вводный инструктаж. Мониторинг – 2ч.

Знакомство с обучающимися. Правила поведения в Доме Творчества и на занятиях. Вводный инструктаж. Режим работы кружка. Организационные вопросы.

  1. Раздел 1. Роль права в жизни человека и государства(42 часа).

Теория – 22ч.

  1. Понятие права. Теории происхождения права. Право - регулятор взаимоотношений между людьми.
  2. Система права. Отрасли права. Предмет правового регулирования.
  3. Понятие норма права. Структура правовой нормы. Особенности правовой нормы.
  4. Классификация норм права. Виды правовых норм.
  5. Правовой статус человека и гражданина. Права человека. Всеобщая декларация прав человека.
  6. Международные документы о правах человека. Понятие декларации и конвенции. Основное содержание декларации.
  7. Роль права в жизни человека, общества, государства. Соотношение права и закона.
  8. Правовое государство. История возникновения государства и права.
  9. Политическая жизнь. Человек в сферах общественной жизни.
  10. Закон как форма выражения права. Его роль в жизни общества.
  11. Понятие государства и его признаки. Сущность и функции государства. Форма государства. Организация власти и управления в стране.

Практика – 20ч.

  1. Игра «Кто я?».  Игра  «Путешествие в знания правоведения».
  2. Инсценировка статей. Викторина  «Я и ПДД».
  3. Тестирование по теме «Нормы права». Кроссворд по пройденным темам.
  4. Составление слов анаграмм из букв. Просмотр видеоролика « О коронавирусе для детей». Тестирование.
  5. Инфо занятие « ПДД – закон улиц и дорог».  Викторина «Ваши права».
  6. Работа с текстом декларации. Диагностическая игра «Я и общество».
  7. Дискуссия «Какие явления в обществе, на ваш взгляд, улучшают самочувствие человека, а какие ухудшают его и почему?». Практическая работа «Познай людей и самого себя».
  8. Тестирование по темам «Права человека. Правовое государство. Право и закон».  Инсценировка статей.
  9. Викторина «По праву хочу всѐ знать!»
  10. 10.Итоговое занятие: «Правовой турнир».

4.Раздел 2. Я – гражданин ДНР. (50 часов)

Теория – 28 часов

1.        Кто такой гражданин? Понятие гражданин

2.        Понятие гражданства. Приобретение гражданства.

3.        Понятие Родины. Понятие малой родины. Гражданский долг. Понятие гражданского долга. Художественные источники о гражданском долге

4.        Государственные символы. Понятие государственные символы.

5.        История появления герба. Герб ДНР. История создания гимна. Гимн ДНР. История появления флага. Флаг ДНР.

6.        Права и обязанности гражданина ДНР.

7.        Основные права человека и гражданина в Конституции ДНР.

8.        Гражданство ДНР, как основание возникновения прав. Конституционные права и свободы человека и гражданина

9.        Личные права и свободы. Политические права и свободы.

10.        Социально-экономические права и свободы. Основные обязанности.

11.        Правовой статус человека и гражданина.

12.        Соотношение права и морали.

13.        Общие черты права и морали. Противоречия между правом и моралью.

14.        Взаимосвязь права и морали. 

Практика - 22 часа

  1. Викторина «Я гражданин».
  2. Викторина «Человек. Личность. Гражданин».
  3. Просмотр презентаций «Родина моя!».
  4. Оформление уголка «Государственные символы».
  5. Диагностическая игра  «Я – гражданин ДНР».
  6. Смотр проектов «Ваши права».
  7. Просмотр фильма «За руку с Богом».
  8. Игра-викторина «Права человека в ДНР».
  9. Практическое занятие  «составление словесного портрета Законопослушного гражданина».
  10. Анализ картины Рембрандта  «Возвращение блудного сына». «Притча о блудном сыне».
  11. Правовая игра «Большой круг». Дискуссия  «Злые и добрые поступки».

5.Раздел 3. Права и обязанности ребенка.( 44 часа)

  1. Основные законы о правах детей, главные защитники прав детей. Права детей, закрепленные в международных документах.
  2. Игра -путешествие в знания прав и свобод ребенка
  3. Декларация прав ребенка (1959).  Конвенция о правах ребенка (1989).
  4. В гостях у мадам Декларации на приѐме. На приѐме у госпожи Конвенции.  
  5. Право на охрану здоровья, на образование, социальная защита. Личные права и свобода детей.
  6. Психологический тест «Друг ли ты своим родителям? Главное счастье в семье». Анализ истории «Как мы боролись с тройками».
  7. Понятие прав и обязанностей родителей. Осуществление и защита прав родителей по воспитанию детей.
  8. Дискуссия «Микрофон»: «Принимать решение легко или трудно». Дискуссия «Микрофон»: Конфликтные ситуации в семье. «Мост доверия». Конкурсы,игры - Как научиться не ссориться, а жить дружно. Наука не обижать людей.  
  9. Право на труд, ограничения на применение труда несовершеннолетнего. Льготы ребёнка, опасность быть обманутым.
  10. Разминка «Верѐвочка». Дискуссия «Карусель»: «Как строятся взаимоотношения между обучающимися.
  11. Мои права и обязанности в школе.
  12. Творческая работа «Настроение моего соседа по парте»(рисование). Дискуссия «Карусель»: «Как строятся взаимоотношения между одноклассниками?».
  13. Для чего я хожу в школу? Значение школы в жизни ребенка. Устав школы.
  14. Диагностическая игра «Отличия Конвенции от декларации». Игра «Путешествие в сказку».
  15. Закон об образовании. История создания закона. Содержание закона.
  16. Подготовка к проектной деятельности, создание проектов по теме «Школа XXII века».
  17. Ученик – учитель, ученик – одноклассники. Правила поведения учитель-ученик. Взаимоотношения ученик – одноклассники.
  18. Творческое задание (нарисовать младенца, дать ему имя и определить, что ему нужно, чтобы он был счастлив).
  19. Ребусы, загадки, связанные с именами людей «Право на имя».  Игра «Кто я?» -
  20. Анализ произведений А.С.Пушкина «Скупой рыцарь», К.И.Чуковского в переложении из библии «Каин и Авель». Игра «Крушение корабля».
  21. Игра- викторина «Права и обязанности ребенка». Презентация слайдов «Дети в праве».
  22. Игровая программа «О правах, играя и читая».

6.Раздел 4. Изучаем конституцию ( 36часов)

  1. История становления и развития Конституции.
  2. «Имею право» игра-конкурс.
  3. Конституция - основной закон государства. Понятие конституции.
  4. Беседа «Дети и терроризм». Проект «Мы против насилия!». Оформление стен газеты «Мы против насилия!».
  5. Этапы конституционного развития. Характерные черты Конституции.
  6. Конституция ДНР: достоинства и недостатки. Достоинства Конституции. Недостатки Конституции. Мнения политологов.
  7. Игра-обсуждение «Главный закон нашей жизни». Конституция – это основной закон государства (презентация).
  8. Основы конституционного строя. Понятие конституционный строй.
  9. Понятие гражданское общество.
  10. Просмотр презентаций «Закон и порядок».  Правовая игра «Конституция гласит!».
  11. Статьи Конституции об основах конституционного строя.
  12. Круглый стол «Закон для нас. Закон внутри нас». Подготовка буклета «Основы Конституции».
  13. Как рождается закон? Понятие закон.
  14. Анкетирование - Зачем нам необходимо знать законы?.
  15. Право разработки закона. Порядок принятия закона.
  16. Ролевая игра «Юный Юрист».
  17. Особенности принятия конституционных законов.
  18. Интеллектуальная игра «Конституция и мы».

7.Раздел 5. Правосознание в системе социального регулирования (28часов)

  1. Понятие правосознания. Понятие и содержание правосознания.
  2. Структура правосознания. Уровни правосознания.
  3. Правовая игра «Умники и умницы».
  4. Функции правосознания. Роль правосознания в системе социального регулирования.
  5. Правовая игра «Имею право, но обязан».
  6. Понятие и особенности правовой культуры. Понятие правовой культуры.
  7. Основы правовой культуры - тренинг.
  8. Правовой нигилизм и идеализм, понятие, сущность.
  9. Понятие и сущность правового воспитания. Механизм, формы и методы правового воспитания.
  10.  Брейн-ринг «Жизненный компас обучающихся».
  11.  Особенности формирования правового воспитания обучающихся.
  12. «Свободный человек в свободном мире» - диспут. Деловая игра «Мы - законодатели»
  13. Правовая психология.
  14. Итоговое занятие  «Путешествие в страну Правдивию».

Прогнозируемый результат

Обучающиеся должны знать:

  • основные понятия, предусмотренные программой;
  • взаимосвязь права и других социальных норм;
  • основные права и обязанности гражданина;
  • правовую законодательную базу по правам ребенка;
  • основные права и обязанности ребенка;
  • основы Конституции ДНР.

Обучающиеся должны уметь:

  • анализировать полученную информацию, обобщать и делать выводы;
  • собирать нормативную и фактическую информацию, имеющую значение для реализации своих прав и обязанностей;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • вести конструктивную дискуссию, отстаивать свои взгляды.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа эколого - краеведческого кружка "Юные экологи"

Программа способствует творческой самореализации учащихся с помощью организации эколого - краеведческой деятельности, на основе углубленного, комплексного изучения родного края....

Общеразвивающая программа дополнительного образования «Юный инспектор дорожного движения»

Программа курса «Юный инспектор дорожного движения» предназначена для учащихся 1 - 10 классов....

Проект " Юные мастера" Программа дополнительного образования «Основы электромонтажных работ» Школьные уроки технологии.

Программа дополнительного образования.«Основы электромонтажных работ»Школьные уроки технологии....

Методическая разработка контрольного занятия по программе дополнительного образования кружка «Школа юного музееведа»

Разработка государственных образовательных стандартов, внедрение новых технологий обучения и контроля знаний вновь, после длительного перерыва, привлекли интерес широкой педагогической общественности ...

программа дополнительного образования кружка технической направленности " Освой программирование"

Дополнительная образовательная программа является адаптированной программой, относится к научно-технической  направленности.Возраст обучающихся - в объединении по дополнительной образовательной п...

программа дополнительного образования кружка технической направленности " Компьютерная графика и дизайн"

Дополнительная образовательная программа является адаптированной программой, относится к научно-технической  направленности.Возраст обучающихся - в объединении по дополнительной образовательной п...

Методическая разработка «Имидж кружка «Юный правовед» в условиях современного образования»

Проблема формирования имиджа кружков в учреждениях дополнительного образования приобретает уместность в современном мире. Учреждения дополнительного образования  должны работать над позитивным из...