Общеразвивающая программа дополнительного образования «Юный инспектор дорожного движения»
рабочая программа на тему

Долматов Олег Александрович

  Программа курса «Юный инспектор дорожного движения» предназначена для учащихся 1 - 10 классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_inspektor_dorozhnogo_dvizheniya.doc441 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

Ханымейский филиал Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат»  г. Тарко-Сале

                         

             УТВЕРЖДАЮ:          

         Заведующий Ханымейским филиалом

                                        МБОУ ДО «МУК» г. Тарко-Сале

                                        «___» ___________________2016г.

                                         __________________В. Н. Соколов

                                                                                                                                                               

 

 

Общеразвивающая программа

дополнительного образования

«Юный инспектор дорожного движения»

                                                                                                          Преподаватель: О.А.Долматов                                                                                                                                                            

                                                                     п. Ханымей 2016г.

Пояснительная записка

  Программа курса «Юный инспектор дорожного движения» предназначена для учащихся 1 - 10 классов и составлена на основе программы  по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения»; в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» на основании постановления Правительства РФ. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. 

Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

     Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная со школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.

     Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети.  Одна из причин такого явления —отсутствие элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса, как дополнительного образования.

      Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся школьники.

Программа направлена на реализацию умения, относящегося к  культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.

    Программа решает следующие задачи:

  • сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;
  • обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
  • привитие умения пользоваться общественным транспортом;
  • ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
  • воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
  • воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.

    Программа «Юный инспектор дорожного движения» рассчитана на 1 год, из расчета 6 час в неделю.

Основные принципы реализации программы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника  на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.

Условия реализации программы

      Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:

  • тематические занятия
  • игровые тренинги
  • разбор дорожных ситуаций на настольных играх
  • экскурсии
  • конкурсы, соревнования.
  • использование наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
  • разработка проектов по ПДД
  • встреча с работниками ГИБДД
  • просмотр видеофильмов

Методы и средства обучения:

Словесные – рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.

Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала. 

 Сроки реализации программы

01.09.2016 – 30.05.2017

Условия реализации программы

  1. Место проведения (классные кабинеты, автодром).
  2. Материально-техническое обеспечение (учебный автомобиль, видеотека по ПДД и др.).
  3. Кадровое обеспечение ( Заведующий филиалом, учитель, инспектор ГИБДД).
  4. Методическое обеспечение (Правила дорожного движения, плакаты, видеофильмы по ПДД).

Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы дополнительного образования

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как  поступить;
  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности;
  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Познавательные УУД:

  • получать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы

Выполнение задач стоящих перед программой позволит:

  1. Сокращение количества ДТП с участием школьников.
  2. Увеличение количества обучающихся, входящих в состав группы «Юный автомобилист».
  3. Повышение уровня теоретических знаний по ПДД.
  4. Разработать методические рекомендации по вопросам профилактики детского дорожно – транспортного травматизма;
  5. Внедрить новые инновационные технологии профилактики детского дорожно – транспортного травматизма;
  6. Расширить знания учащихся  об истории правил дорожного движения;
  7. Повысить дорожную грамотность учащихся;
  8. Сформировать мотивационно – поведенческую культуру учащихся в условиях общения с дорогой;
  9. Повысить ответственность учащихся за свое поведение на дороге.

 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКОВ группы «Юный инспектор дорожного движения»

В итоге обучения правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте учащиеся  должны знать:

  • опасные места вокруг школы, дома, в посёлке, на улицах и дорогах;
  • безопасные участки улиц и дорог в посёлке;
  • типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
  • опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
  • места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.;
  • название и назначение дорожных знаков для пешеходов и  знаков для водителей;

Правила:

  • перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
  • перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
  • перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
  • воздержания от перехода дорог и улиц при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
  • движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии — по обочине и краю проезжей части со взрослыми);
  • движения группы детей в сопровождении взрослых;
  • этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;
  • безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги.

Формы и методы контроля:

  • организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
  • проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
  • организация игр-тренингов;
  • анализ результатов деятельности.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Кадровый состав

Основной функционал

 1

Заведующий филиалом

Осуществляет общее руководство реализацией данной программы (в соответствии с планом мониторинга).

2

Учитель по ПДД

Планирование,  контроль и организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в соответствии с целью и задачами.

3

Учитель по ПДД

 Выполняет следующие функции:

  Планирование и организация учебно – воспитательного процесса.

  Ведение занятий по ПДД.

 

  Проведение родительских собраний по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

    Отслеживание положительной динамики по реализации программы.

 

   Ведение необходимой документации.

                                                                                         

Календарно-тематический план обучения              

Дата проведения

Теоретическая часть

Теория

Практика

1

Введение. Инструктаж по технике безопасности на занятиях группы «Юный инспектор дорожного движения».

2

-

2.1

 Понятие об общем устройстве автомобиля.

 1

История создания автомобилей. Общее устройство автомобиля

1

2

История создания автомобилей. Общее устройство автомобиля

1

3

История создания автомобилей. Общее устройство автомобиля

1

1

4

История создания автомобилей. Общее устройство автомобиля

1

1

5

История создания автомобилей. Общее устройство автомобиля

1

1

6

История создания автомобилей. Общее устройство автомобиля

1

1

 2.2

Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов и узлов автомобиля.

6

   2

1

Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов и узлов автомобиля.

1

2

Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов и узлов автомобиля.

1

3

Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов и узлов автомобиля.

1

4

Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов и узлов автомобиля.

1

5

Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов и узлов автомобиля.

1

1

6

Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов и узлов автомобиля.

1

1

 2.3

Назначение и принцип работы двигателя внутреннего сгорания.

10

    2

1

Назначение и принцип работы двигателя внутреннего сгорания.

1

2

Назначение и принцип работы двигателя внутреннего сгорания.

1

3

Назначение и принцип работы двигателя внутреннего

сгорания.

1

4

Назначение и принцип работы двигателя внутреннего сгорания.

1

5

Назначение и принцип работы двигателя внутреннего сгорания.

1

6

Назначение и принцип работы двигателя внутреннего сгорания.

1

7

Назначение и принцип работы двигателя внутреннего сгорания.

1

8

Назначение и принцип работы двигателя внутреннего сгорания.

1

9

Назначение и принцип работы двигателя внутреннего сгорания.

1

1

10

Назначение и принцип работы двигателя внутреннего сгорания.

1

1

 2.4

Общее устройство двигателя внутреннего сгорания.

10

    2

1

Общее устройство двигателя внутреннего сгорания.

1

2

Общее устройство двигателя внутреннего сгорания.

1

3

Общее устройство двигателя внутреннего сгорания.

1

4

Общее устройство двигателя внутреннего сгорания.

1

5

Общее устройство двигателя внутреннего сгорания.

1

6

Общее устройство двигателя внутреннего сгорания.

1

7

Общее устройство двигателя внутреннего сгорания.

1

8

Общее устройство двигателя внутреннего сгорания.

1

9

Общее устройство двигателя внутреннего сгорания.

1

1

10

Общее устройство двигателя внутреннего сгорания.

1

1

 2.5

Назначение, общее устройство механизмов и систем двигателя внутреннего сгорания.

10

    4

1

Назначение, общее устройство механизмов и систем двигателя внутреннего сгорания.

1

2

Назначение, общее устройство механизмов и систем двигателя внутреннего сгорания.

1

3

Назначение, общее устройство механизмов и систем двигателя внутреннего сгорания.

1

4

Назначение, общее устройство механизмов и систем двигателя внутреннего сгорания.

1

5

Назначение, общее устройство механизмов и систем двигателя внутреннего сгорания.

1

6

Назначение, общее устройство механизмов и систем двигателя внутреннего сгорания.

1

7

Назначение, общее устройство механизмов и систем двигателя внутреннего сгорания.

1

1

8

Назначение, общее устройство механизмов и систем двигателя внутреннего сгорания.

1

1

9

Назначение, общее устройство механизмов и систем двигателя внутреннего сгорания.

1

1

10

Назначение, общее устройство механизмов и систем двигателя внутреннего сгорания.

1

1

 2.6

Назначение и общее устройство трансмиссии автомобиля.

4

    2

1

Назначение и общее устройство трансмиссии автомобиля.

1

2

Назначение и общее устройство трансмиссии автомобиля.

1

3

Назначение и общее устройство трансмиссии автомобиля.

1

1

4

Назначение и общее устройство трансмиссии автомобиля.

1

1

 2.7

Назначение и общее устройство рулевого управления автомобиля.

2

    2

1

Назначение и общее устройство рулевого управления автомобиля.

1

1

2

Назначение и общее устройство рулевого управления автомобиля.

1

1

 2.8

Назначение и общее устройство тормозной системы автомобиля.

2

    2

1

Назначение и общее устройство тормозной системы автомобиля.

1

1

2

Назначение и общее устройство тормозной системы автомобиля.

1

1

 2.9

Назначение и общее устройство подвески автомобиля.

2

    2

1

Назначение и общее устройство подвески автомобиля.

1

1

2

Назначение и общее устройство подвески автомобиля.

1

1

 2.10

Назначение и общее устройство кузова автомобиля.

2

    2

1

Назначение и общее устройство кузова автомобиля.

1

1

2

Назначение и общее устройство кузова автомобиля.

1

1

 2.11

Виды систем активной и пассивной безопасности автомобиля

2

    -

1

Виды систем активной и пассивной безопасности автомобиля

1

1

Виды систем активной и пассивной безопасности автомобиля

1

 2.12

Общие требования безопасности при эксплуатации транспортных средств.

2

1

Общие требования безопасности при эксплуатации транспортных средств.

1

2

Общие требования безопасности при эксплуатации транспортных средств.

1

Итого

60

   24

3

Правила дорожного движения

3.1.

Основные понятия и термины ПДД

6

-

1

Основные понятия и термины ПДД

1

2

Основные понятия и термины ПДД

1

3

Основные понятия и термины ПДД

1

4

Основные понятия и термины ПДД

1

5

Основные понятия и термины ПДД

1

6

Основные понятия и термины ПДД

1

3.2.

Права, обязанности ответственность участников дорожного движения.

2

-

1

Права, обязанности ответственность участников дорожного движения.

1

2

Права, обязанности ответственность участников дорожного движения.

1

3.3.

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

24

1

1

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1

2

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1

3

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1

4

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1

5

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1

6

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1

7

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1

8

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1

9

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1

10

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1

11

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1

12

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1

13

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1

14

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1

15

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1

16

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1

17

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1

18

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1

19

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1

20

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1

21

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1

22

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1

23

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1

24

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1

1

3.4

Правила движения пешехода

2

2

1

Правила движения пешехода

1

1

2

Правила движения пешехода

1

1

3.5.

Где и как переходить улицу

2

2

1

Где и как переходить улицу

1

1

2

Где и как переходить улицу

1

1

3.6.

Элементы улиц и дорог

6

2

1

Элементы улиц и дорог

1

2

Элементы улиц и дорог

1

3

Элементы улиц и дорог

1

4

Элементы улиц и дорог

1

5

Элементы улиц и дорог

1

1

6

Элементы улиц и дорог

1

1

3.7.

Регулируемый перекрёсток

6

-

1

Регулируемый перекрёсток

1

2

Регулируемый перекрёсток

1

3

Регулируемый перекрёсток

1

4

Регулируемый перекрёсток

1

5

Регулируемый перекрёсток

1

6

Регулируемый перекрёсток

1

3.8.

Нерегулируемый перекрёсток

4

1

1

Нерегулируемый перекрёсток

1

2

Нерегулируемый перекрёсток

1

3

Нерегулируемый перекрёсток

1

4

Нерегулируемый перекрёсток

1

1

3.9.

Правила движения велосипедиста, мопедиста.

4

1

Правила движения велосипедиста, мопедиста.

1

2

Правила движения велосипедиста, мопедиста.

1

3

Правила движения велосипедиста, мопедиста.

1

4

Правила движения велосипедиста, мопедиста.

1

3.10.

Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте

2

1

Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте

1

2

Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте

1

3.11.

Движение группы пешеходов и велосипедистов

2

1

Движение группы пешеходов и велосипедистов

1

2

Движение группы пешеходов и велосипедистов

1

3.12.

Дорожная разметка

6

1

1

Дорожная разметка

1

2

Дорожная разметка

1

3

Дорожная разметка

1

4

Дорожная разметка

1

5

Дорожная разметка

1

6

Дорожная разметка

1

1

3.13.

Правила пользования транспортом

2

1

1

Правила пользования транспортом

1

2

Правила пользования транспортом

1

1

3.14.

На железной дороге

6

1

1

На железной дороге

1

2

На железной дороге

1

3

На железной дороге

1

4

На железной дороге

1

5

На железной дороге

1

6

На железной дороге

1

1

3.15.

Движение по загородной дороге

4

1

Движение по загородной дороге

1

2

Движение по загородной дороге

1

3

Движение по загородной дороге

1

4

Движение по загородной дороге

1

3.16.

Дорожные ловушки

4

1

Дорожные ловушки

1

2

Дорожные ловушки

1

3

Дорожные ловушки

1

4

Дорожные ловушки

1

Итого

82

11

4

Первая медицинская помощь

 4.1

Структура дорожно-транспортного травматизма. Наиболее частые повреждения при ДТП и способы их диагностики.

4

1

1

Структура дорожно-транспортного травматизма. Наиболее частые повреждения при ДТП и способы их диагностики.

1

2

Структура дорожно-транспортного травматизма. Наиболее частые повреждения при ДТП и способы их диагностики.

1

3

Структура дорожно-транспортного травматизма. Наиболее частые повреждения при ДТП и способы их диагностики.

4

Структура дорожно-транспортного травматизма. Наиболее частые повреждения при ДТП и способы их диагностики.

1

1

 4.2

Основы анатомии и физиологии человека

6

1

1

Основы анатомии и физиологии человека

1

2

Основы анатомии и физиологии человека

1

3

Основы анатомии и физиологии человека

1

4

Основы анатомии и физиологии человека

1

5

Основы анатомии и физиологии человека

1

6

Основы анатомии и физиологии человека

1

1

 4.3

Угрожающие жизни состояния при механических и термических поражениях.

4

-

1

Угрожающие жизни состояния при механических и термических поражениях.

1

2

Угрожающие жизни состояния при механических и термических поражениях.

1

3

Угрожающие жизни состояния при механических и термических поражениях.

1

4

Угрожающие жизни состояния при механических и термических поражениях.

1

4.4.

Ожоги и обморожения

2

-

1

Ожоги и обморожения

1

2

Ожоги и обморожения

1

4.5.

Виды кровотечений

4

1

1

Виды кровотечений

1

2

Виды кровотечений

1

3

Виды кровотечений

1

4

Виды кровотечений

1

1

4.6.

Транспортировка пострадавших

2

1

Транспортировка пострадавших

1

2

Транспортировка пострадавших

1

-

4.7.

Травма головы, грудной клетки, живота.

2

1

Травма головы, грудной клетки, живота.

1

2

Травма головы, грудной клетки, живота.

1

4.8.

Шок, обморок.

2

1

Шок, обморок.

1

2

Шок, обморок.

1

4.9.

Переломы

2

1

1

Переломы

1

2

Переломы

1

1

4.10.

Первичное реанимационное пособие

2

1

Первичное реанимационное пособие

Первичное реанимационное пособие

4.11.

Виды и техника наложения повязок.

1

1

4.12.

Медицинская аптечка

-

1

Итого

32

7

Итоговое занятие

1

ИТОГО

216

                                                                                               

                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                                     Заведующий Ханымейским филиалом

                                                                       МБОУ ДО «МУК» г. Тарко-Сале                                                                                                                                                    

                                                                                                      __________________В.Н. Соколов                                                              

                                                                                                      «____» __________________2016г.

        

             Учебный план дополнительного образования группы  «Юный инспектор дорожного движения»

                                             

     Учебные предметы  

Сроки обучения (месяц)

                     Количество часов

Всего

                    В том числе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

           

Теоретические занятия

Практические занятия

Введение. Общие положения.

2

       

  2

      2

   

Понятие об общем устройстве автомобиля

24

24

14

 82

    58

    24

Правила дорожного движения

16

24

18

24

5

       

  93

      82

   11

Первая медицинская помощь

12

24

         

  38

     31

   7

Резерв времени

1

Итого

 216

 

Содержание программы

1. ПДД.

2.1. Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения.

2.2. Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности водителя, пешехода, пассажира.

2. 3. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы знаков, их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков:  предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации.

2.4. Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода.

2.5. Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора.

2.6. Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет.

2.7. Регулируемый перекрёсток.

Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей.

2.8. Нерегулируемый перекрёсток.

Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями.

2.9. Правила движения велосипедиста, мопедиста. Знакомство с устройством велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части.

2.10. Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте. Правила перевозки грузов и маневрирования. Технические требования к велосипеду.

2.11. Движение группы пешеходов и велосипедистов. Различие движения колонн пешеходов и групп детей. Действия руководителя группы. Переход дороги колонной пешеходов и группой детей. Правила движения велосипедистов группами, действия руководителя группы (колонны). Проезд нерегулируемого перекрёстка группой велосипедистов.

2. 12. Дорожная разметка. Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке. Её значение для регулирования движения транспорта и пешеходов. Пользование разметкой, ориентирование в движении.

2.13. Правила пользования транспортом. Пользование общественным транспортом. Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его ожидания. Пользование собственным легковым автомобилем или такси.

2.14. На железной дороге. Обучение пользованию железнодорожными переходами. Оборудование железнодорожных переездов. Правила перехода и переезда через железнодорожные пути.

2.15. Движение по загородной дороге. Дать важные сведения о сельском транспорте (тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах, гужевом транспорте); изучить дополнительные требования к движению гужевых повозок и погону животных.

2. 16. Дорожные «ловушки». Знание правил безопасного перехода через дорогу. Умение видеть на дороге опасные ситуации- «ловушки»: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части.

                                            3.ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ.

3.1. Ожоги, обморожения. ПМП при ожогах 1,2,3, 4 степеней; при ожогах кислотой, щёлочью. ПМП при обморожениях. Обезболивающие средства. Обработка поражённых участков тела.

3.2. Виды кровотечений. Ознакомление с видами кровотечений и их характеристика (капиллярное, венозное, артериальное). Признаки внутреннего кровотечения. ПМП при капиллярном, венозном, артериальном, внутреннем кровотечениях. Правила наложения жгута, (закрутки).

3.3. Транспортировка пострадавших. Понятие транспортировки. Особенности транспортировки с переломом позвоночника, при переломе костей таза. Транспортировка при отсутствии транспортных средств (носилки, щит, доска)

3.4. Травма головы, грудной клетки, живота. Понятие травмы. ПМП при черепно- мозговой травме; ПМП пострадавшему с травмой грудной клетки (при открытом пневмотороксе0; ПМП пострадавшему с закрытой (тупой) травмой живота; при ранении живота.

3.5. Шок, обморок. Понятие шока, обморока. Порядок оказания ПМП при шоке, обмороке.

3.6. Переломы. Понятие перелома. Открытый и закрытый перелом. ПМП при переломе: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, костей кисти и пальцев, бедренной кости, костей голени. Вывих конечности, бедра, костей верхних конечностей, нижней челюсти.

3.7. Первичное реанимационное пособие. Изучить оказание реанимационной помощи при следующих случаях:

1. Пострадавший без сознания;

2. Обеспечение проходимости дыхательных путей (тройной приём Сафара);

3. Проведение искусственного дыхания «рот в рот», «рот в нос»;

4. Проведение закрытого массажа сердца;

5. Оказание сердечно- лёгочной реанимации одним человеком;

6. Оказание сердечно- лёгочной реанимации двумя.

3.8. Виды и техника наложения повязок. Общие правила наложения повязок. Наложение повязки:

- при травме головы: лобной области (шапочка); теменной области (чепец); затылочной области головы и шеи (8- образная);

- при травме глаза; на оба глаза;

- при травме голеностопного и лучезапястного суставов (8- образная);

- на локтевой и коленный суставы (сходящаяся повязка); (расходящаяся);

- при травме грудной клетки (спиральная повязка); (повязка Дезо).

3.9. Медицинская аптечка, её предназначение. Применение лекарственных средств.

                                           

                                                       ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, № 196-ФЗ.
  2. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265.   Введены в действие с 1.07.2003 года.
  3.  Комментарий к Правилам дорожного движения РФ за 2009, 2010 годы
  4.  «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного  травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2009.
  5. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -1998.
  6.  В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006.
  7. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. – Москва -1988.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» – изд-во ЗАО «Новый диск».
  2. Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 5-11 кл. (2, 3, 4): Сост. Маркин Н. И., Денисов М.Н. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
  3. Виноградова Н.Ф. Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей мл. шк. возраста: кн. для учителя. – М.: ЭНАС-КЛАСС: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.
  4. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ. ред. В.А. Федорова. – М.: Издательский Дом Третий Рим.
  5. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками./Авт.-сост. М.С. Коган. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2006.
  6. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом», учебное пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. в 2ч. (для 5 кл., 6 кл.) – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1998.
  7. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом»: Учебно-методическое пособие по Правилам дорожного движения для учащихся  – СПб.: Изд. Дом «МиМ»,

8.Рыбин А.Л. Безопасность в дорожно-транспортной ситуации. 10-11 кл., М. Просвещение, 2008-03-12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа модульного курса "Юные инспекторы дорожного движения"

    Данная программа ориентирована на изучение основ безопасности направленных  на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки исполь...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год

Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная.  Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...

Проект " Юные мастера" Программа дополнительного образования «Основы электромонтажных работ» Школьные уроки технологии.

Программа дополнительного образования.«Основы электромонтажных работ»Школьные уроки технологии....

Методическая разработка контрольного занятия по программе дополнительного образования кружка «Школа юного музееведа»

Разработка государственных образовательных стандартов, внедрение новых технологий обучения и контроля знаний вновь, после длительного перерыва, привлекли интерес широкой педагогической общественности ...

Реферат на тему "Зарубежные тенденции развития системы дополнительного образования детей на примере движения скаутов"

Реферат, в котором рассматриваются тенденции дополнительного образования в зарубежных странах на примере движения скаутов....

Программа дополнительного образования кружка «Юный правовед»

Образовательная программа кружка «Юный правовед» относится к программам гуманитарной направленности.      Программа кружка «Юный правовед» разработана ...

Общеразвивающая программа дополнительного образования для детей "Волейбол"

Программа по волейболу для детей с 6 до 18 лет, с учётом физических и психологических особенностей...