Раздел имущества супругов (технологическая карта занятия)
план-конспект урока

Медынина Анастасия Сергеевна

Практическое занятие с элементами деловой игры

Цель: формирование профессиональных компетенций по юридическому виду деятельности в области семейного права, при расторжении брака в судебном порядке, а также продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в морально-правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства и морали

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razdel_imushchestva_tehnologicheskaya_karta_uroka.doc203.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дисциплина: Семейное право

Тема: Раздел имущества супругов

Тип урока: творческий урок.

Вид урока: практическое занятие с элементами деловой игры.

Время: 60 минут

1

2

Тема

Раздел общего имущества супругов

Цель

формирование профессиональных компетенций по юридическому виду деятельности в области семейного права, при расторжении брака в судебном порядке, а также продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в морально-правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства и морали.

Задачи

Образовательные:  

-закрепить теоретические знания в области института имущественных правоотношений супругов; актуализировать известные студентами знания по семейному праву;

-конкретизировать теоретические представления о личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов;

-довести до студентов специфику правового регулирования семейных отношений

Развивающие:

-продолжить формирование умений студентов работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний;

-формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях; коммуникативные навыки общения при работе в группе; организовать познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы они умели самостоятельно строить рассказ, опираясь на свои знания и источники;

Воспитательные:

- воспитание ответственности, самостоятельности, творческих подходов при осуществлении правоприменительной деятельности;

- воспитание этики групповой работы.

Сформировать у студентов четкое осознание необходимости правового регулирования семейных отношений.

Общие компетенции

- способность использовать гуманитарные знания в практической деятельности в сфере семейного права (ОК—3, ОК—4);
- способность творчески решать профессиональные проблемы, рассматривать их не только в юридическом, но и в социо-культурном контексте (ОК-8, ОК-9, ОК-12);
- готовность к общению, позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами при обсуждении и решении вопросов в сфере семейно-правового регулирования (ОК-5);

Профессиональные компетенции

  • способность участвовать в совершенствовании семейного законодательства, подготовке нормативно-правовых актов, относящихся к отрасли семейного права (ПК-1)
  • способность осуществлять профессиональную деятельность в сфере правового регулирования семейных отношений на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2):
  • обеспечивать соблюдение норм семейного права, опираясь на юридическую теорию и практику (ПК-3);
  • уметь принимать решения, проводить научно обоснованный анализ, давать компетентные рекомендации и совершать юридические действия в семейно-правовой сфере в точном соответствии с законом (ПК-4);
  • уметь использовать в работе интерпретационные акты Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, а также применять методы толкования правовых норм и актов индивидуального регулирования (ПК-5);
  • развитие способности юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, связанные с правовой защитой семейных интересов граждан (ПК-6)

Основные понятия

 личные и имущественные права и обязанности супругов, брачный договор, порядок расторжения брака.

Методы обучения:

- словесные (приёмы: беседа, дискуссия)

- практические (приёмы: решение представленной ситуации, обсуждение вопросов в группах)

- контроль (самооценка, взаимооценка, оценка преподавателя)

Межпредметные связи

гражданский процесс, конституционное право, гражданское право

Ресурсы

  • компьютер;
  • мультимедийное оборудование: экран, проектор;
  • Семейный кодекс РФ;
  • раздаточный материал (вопросы для обсуждения в группах, оценочные листы, сценарий игровой ситуации, судебное решение, опись имущества, справки о заработной плате, протокол судебного заседания).

Форма урока

Комбинированный урок

Технология

Решение ситуативных задач

Элементы критического мышления

Деловая игра

Место проведения занятия

аудитория

План урока.

  1. Проблема урока: определить правовое регулирование института имущественных отношений супругов.
  2.  Поиск решения: самостоятельные выводы на поставленные задачи, опираясь на  знания, СК РФ, Конституцию РФ
  3. Примерные выводы по проблеме:

- семейный кодекс не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;

- в семейном кодексе запрещаются любые формы ограничения семейных прав и предусмотрена возможность граждан по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им семейными правами. 

  1. Обязательный минимум содержания: личные и имущественные права и обязанности супругов, брачный договор, порядок расторжения брака.

Этапы урока

Действия преподавателя

Действия студентов

I. Оргмомент

Определяется организация учебной деятельности.

Студенты делятся на 2 группы

Выбирают капитанов.

II. Повторение пройденного материала

Задание 1. Тестирование. 2 варианта. Раздается в группы.

Определить время.

Решение тестового задания.

Взаимопроверка групп и выставление оценок

Исправление возможно возникших ошибок, используя Семейный кодекс РФ

III. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Задание 2. Предложено 5 анаграмм, которые нужно разгадать и дать пояснения этим словам:

  • ЯСЬМЕ  
  • АБКР  
  • ВОДРАЗ  
  • НОЕМСЕТСОВ  
  • СМОТУВИЩЕ  

Задание 3. Подумайте, как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество старика и старухи - героев "Сказки о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина. Объясните, почему?

НЕВОД

РАЗБИТОЕ КОРЫТО

ХИЖИНА

 Почему так сложно разделить совместное имущество?

В чем заключается спор, А точнее о чем? (о праве)

За последнее время по нашей стране прокатилась волна громких разводов. Со своими «вторыми половинами» расстались президент, известные миллиардеры и звезды шоубизнеса. Между тем ежедневно суды рассматривают сотни дел обычных российских семей и супругов, решивших прекратить совместную жизнь. 

Как избежать подвохов и добиться справедливого распределения имущества при разводе? А также определить, конкретизировать  и разграничить личные и имущественные права как супругов, так и бывших супругов – наша проблема на сегодняшнем занятии

Студенты решают анаграммы и определяют тему урока.

Формулируют проблему при расторжении брака

Невозможно определить имущественное и личное право при  совместно нажитом имуществе.

III. Актуализация знаний.

Задание 4. В первом столбце, котором перечислены нормы семейного кодекса народности Камеруна, который был принят в 1969 г. Во втором столбце необходимо вписать напротив каждой нормы Кодекса Камеруна нормы Семейного кодекса РФ.

Выводы по заданию(равноправие)

Где еще закреплен принцип равноправия?

Задание №5

  1. Какие права и обязанности супругов бывают?

  1. Определить права и обязанности супругов

Какие права и обязанности закрепляются при расторжении брака?

Как сегодня закон решает проблему споров между супругами?

Назовите правовые режимы раздела имущественных прав бывших супругов.

Студенты заполняют таблицу

Семейный кодекс РФ закрепляет равные права и обязанности супругов

Конституция РФ.

(личные и имущественные)

  1. Студенты разделены на 2 группы

Используя нормативный материал:

1 группа – пишет и называет права супругов

2 группа – пишет и называет обязанности супругов

Комментируют

Судебный и договорной

VII. Применение знаний

Ролевая игра

Задача слушателей определить нарушения в представлении порядка законного урегулирования спора.

Обсуждение представленной игры

Правильно ли, что в данном случае брак расторгается в суде?

- Допустил ли суд  ошибку при рассмотрении дела по существу?

- Правильно ли был произведён раздел имущества?

Как еще можно решить имущественный спор?

Обсуждение брачного договора

Решение ситуативной задачи

После регистрации брака Смирновы заключили Брачный договор.

По требованию мужа Смирнова подписала обязательство никогда не

работать врачом в соответствии с полученным ею образованием, а

заниматься ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Через

несколько лет Смирнова нарушила данное обязательство и устроилась на

работу в поликлинику по специальности. Муж Смирновой обратился в

юридическую консультацию и просил разъяснить, какие правовые меры

могут быть приняты в отношении его жены, нарушившей данное ею

обещание.

Какой ответ следует дать Смирнову? Возможно ли было включение предъявленного Смирновым требования к жене по поводу ее профессиональной деятельности в Брачный договор?

Представление ролевой игры

Договорной режим, брачный договор

Представление решения

Выявить плюсы и минусы брачного договора.

1 группа выявляет минусы

2 группа выявляет плюсы

Оценивание

Предложен оценочный лист за работу в группе

Капитаны выставляют и комментируют оценки по оценочному листу

VI. Выражение решения проблемы.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составляют синквейн по заданной теме в группах:

Делаем общие выводы.

Домашнее задание.

  1. Составить свой брачный договор, опираясь на знания гражданского и семейного права.
  2. Дополнительное творческое задание

На основании изученного материала написать эссе:

-«Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества»  Ф.Адлер.

- «Там где начинается быт, заканчивается любовь».

Приложение 1

Решите тест (вопросы содержат только один верный ответ)

Вариант 1

1. Укажите специфические юридические факты, из которых возникают семейные правоотношения:
а)
брак и родство;
б) брак и договор;
в) только брак;
г) брак и брачное завещание.

2. В РФ юридическую силу имеет:
а) религиозный брак (венчание);
б) фактический брак;
в)
брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа;
г) фиктивный брак.

3. К обязательным условиям заключения брака в РФ относятся:
а) согласие родителей;
б) медицинское обследование вступающих в брак;
в)
достижение брачного возраста;
г) наличие свидетелей.

4. Какие из перечисленных обстоятельств делают невозможным заключение брака?
а) различие национальностей;
б) отсутствие средств на существование;
в) одна из сторон уже состоит в фактическом браке;
г)
брак между близкими родственниками.

5. В судебном порядке брак расторгается:
а) по заявлению супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;
б)
по заявлению супругов имеющих общих несовершеннолетних детей;
в) по заявлению одного из супругов, если второй признан недееспособным;
г) брак всегда расторгается только в судебном порядке.

6. Выберите «негативные» условия заключения брака:
а) достижение брачного возраста;
б)
состояние одного из супругов в другом не расторгнутом браке;
в) плохое имущественное состояние лиц, желающих вступить в брак;
г) взаимное согласие лиц, желающих вступить в брак.

7. Брак с 16-летними может разрешить:
а) федеральный орган;
б) законодательный орган субъекта РФ;
в)
орган местного самоуправления;
г) прокурор

8. В течение какого срока можно оспорить отцовство?

  1. сроки исковой давности не установлены;
  2. в течение 1 года с момента, когда лицу, записанному в качестве отца, стало известно о произведенной записи;
  3. срок исковой давности 3 года с момента рождения ребенка;
  4. срок исковой давности 10 лет с момента рождения ребенка.

9. В РФ брак может быть заключен между:
а) лицами, уже состоящими в зарегистрированном браке;
б)
лицами, одно из которых находится в местах лишения свободы по приговору суда;
в) лицами, одно из которых признано недееспособным;
г) близкими родственниками.

10. С юридической точки зрения, поводами к разводу являются:
а) пьянство одного из супругов:
б)
одностороннее заявление супруга;
в) взаимное согласие супругов на расторжение брака;
г) различный подход к воспитанию детей.

Вариант 2

1. С какого возраста ребенок вправе сам обратиться в суд за защитой своих прав?

  1. с 10 лет;
  2. с 14 лет;
  3. с 16 лет;
  4. с 18 лет

2. При заявлении о расторжении брака суд вправе отложить его на срок до:
а) одного месяца;
б)
трех месяцев;
в) шести месяцев;
г) одного года.

3. В отношении каких лиц предусмотрено действие обеспечения приоритетной защиты прав и интересов?

  1. в отношении женщин;
  2. только в отношении нетрудоспособных членов семьи;
  3. только в отношении детей;
  4. в отношении детей и нетрудоспособных членов семьи.

4. Какие из перечисленных правоотношений не регулируются семейным правом?
а) личные неимущественные отношения между супругами;
б) порядок вступления в брак;
в)
порядок назначения и выплаты пособий по беременности и в связи с рождением ребенка;
г) формы и порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей в семью.

5. В круг членов семьи не входят:
а) родные братья и сестры;
б)
двоюродные братья и сестры;
в) сводные братья и сестры;
г) неполнородные братья и сестры, проживающие с одним из родителей.

6. Брак расторгается в органах ЗАГСа:
а) при взаимном согласии супругов, имеющих несовершеннолетних детей;
б)
в случае, если один из супругов осужден за преступление к лишению свободы на срок более 3 лет;
в) в случае, если один из супругов возражает против расторжения брака;
г) брак всегда расторгается только в ЗАГСе.

7. Права и обязанности супругов возникают со дня:
а) помолвки;
б) подачи заявления в ЗАГС;
в)
с момента регистрации брака;
г) с момента, указанного в заявлении.

8. Ребенок признается родившимся в браке, если он родился со дня расторжения брака в течение:

  1. 100 дней;
  2. 200 дней;
  3. 300 дней;
  4. 1 года

9. При заключении браков с иностранцами на территории РФ форма брака определяется:
а) по российскому законодательству;
б) по законодательству страны, гражданином которого является вступающий в брак;
в) для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого является лицо;
г) этот вопрос в СК не отрегулирован.

10. С юридической точки зрения, поводами к разводу являются:
а) пьянство одного из супругов:
б)
одностороннее заявление супруга;
в) взаимное согласие супругов на расторжение брака;
г) различный подход к воспитанию детей.

Приложение 2

Кодекс Камеруна

Семейный кодекс РФ

  1. Не существует установленного возраста вступления в брак

  1. Муж имеет право вступать в несколько браков одновременно

  1. Браку предшествуют переговоры

  1. Имущество, нажитое женщиной в период замужества, принадлежит мужчине, а жена на него права не имеет.
  1.      

  1.    

  1.      

  1.      

Права супругов

1 группа

Обязанности супругов

2 группа

Брачный договор

Плюсы

1 группа

Минусы

2 группа

Решение ситуативных задач

Задача 1

После регистрации брака Смирновы заключили Брачный договор. По требованию мужа Смирнова подписала обязательство никогда не работать врачом в соответствии с полученным ею образованием, а заниматься ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Через несколько лет Смирнова нарушила данное обязательство и устроилась на работу в поликлинику по специальности. Муж Смирновой обратился в юридическую консультацию и просил разъяснить, какие правовые меры могут быть приняты в отношении его жены, нарушившей данное ею обещание.

Какой ответ следует дать Смиронову? Возможно ли было включение предъявленного Смирновым требования к жене по поводу ее профессиональной деятельности в Брачный договор?

Решение ситуативных задач

Задача 2

Филатов состоял в фактическом сожительстве с Неверовой 15 лет. В период совместной жизни они построили жилой дом на земельном участке, выделенном местной администрацией Неверовой. Филатов просил разделить этот дом, признав за ним право собственности на 1/2 часть, так как дом фактически построен его руками и на его деньги. По специальности он каменщик-штукатур. Неверова же в период их совместной жизни работала не более года, а все остальное время находилась на его иждивении. В настоящее время сын Неверовой от первого брака демобилизовался из армии, и они вместе с Неверовой выгоняют его из дома.

Какое решение должен вынести суд?

Решение ситуативных задач

Задача 1

После регистрации брака Смирновы заключили Брачный договор. По требованию мужа Смирнова подписала обязательство никогда не работать врачом в соответствии с полученным ею образованием, а заниматься ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Через несколько лет Смирнова нарушила данное обязательство и устроилась на работу в поликлинику по специальности. Муж Смирновой обратился в юридическую консультацию и просил разъяснить, какие правовые меры могут быть приняты в отношении его жены, нарушившей данное ею обещание.

Какой ответ следует дать Смиронову? Возможно ли было включение предъявленного Смирновым требования к жене по поводу ее профессиональной деятельности в Брачный договор?

Решение ситуативных задач

Задача 2

Филатов состоял в фактическом сожительстве с Неверовой 15 лет. В период совместной жизни они построили жилой дом на земельном участке, выделенном местной администрацией Неверовой. Филатов просил разделить этот дом, признав за ним право собственности на 1/2 часть, так как дом фактически построен его руками и на его деньги. По специальности он каменщик-штукатур. Неверова же в период их совместной жизни работала не более года, а все остальное время находилась на его иждивении. В настоящее время сын Неверовой от первого брака демобилизовался из армии, и они вместе с Неверовой выгоняют его из дома.

Какое решение должен вынести суд?

Синквейн – стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Синквейн – стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Синквейн – стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Синквейн – стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Синквейн – стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Лист оценки работы в группе

1.Необходимо оценить, насколько хорошо студент работал в группе, используя по 1 баллу за каждый критерий

2. Обсудить присвоенные баллы и результат с оцениваемым членом группы.

 ФИО

Принимал(а) активное участие в поиске материала, его структурировании, в  обсуждении и решении проблем

Высказывал(а) и аргументировал(а) свою точку зрения

Уважал(а) мнения других и помогал(а) другим в случае затруднений

Поддерживал(а) позитивное отношение по поводу проекта, даже когда мы сталкивались с проблемами

Умеет объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

Оценка

Лист оценки работы в группе

1.Необходимо оценить, насколько хорошо студент работал в группе, используя по 1 баллу за каждый критерий

2. Обсудить присвоенные баллы и результат с оцениваемым членом группы.

 ФИО

Принимал(а) активное участие в поиске материала, его структурировании, в  обсуждении и решении проблем

Высказывал(а) и аргументировал(а) свою точку зрения

Уважал(а) мнения других и помогал(а) другим в случае затруднений

Поддерживал(а) позитивное отношение по поводу проекта, даже когда мы сталкивались с проблемами

Умеет объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

Оценка

С У Д

Российской Федерации

ИСТЕЦ

ОТВЕТЧИК

Секретарь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект технологической карты занятия в соответствии с ФГОС СПО

Проект технологической карты занятия в соответствии с ФГОС СПО...

технологическая карта занятия

пример занятия по актёрскому мастерству...

технологические карты занятий

технологические карты  занятий...

Технологическая карта занятия по ФГОС по теме "Радиоактивность. Радиопротекторные свойства пищи"

Технологическая карта урока Название   предмета физика  Курс второй   Урок № 146   Дата 27.04.2015Тема   РадиоактивностьАвтор УМК Мякишев Г. Я., Бухов...

Технологическая карта занятия по ФГОС "Первый закон термодинамики"

ПРИЛОЖЕНИЕ 1Технологическая карта урока Организационная информацияТема урокаПервый закон термодинамикиПредметФизикаКласс10Автор учебникаГ.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. СотскийМетодическая...

Технологическая карта занятия. Тема занятия. Отработка алгоритмов наружного и ингаляционного способов введения лекарственных средств. (раздел 4, учебная практика№49).

ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»МДК04.03 «Технология оказания медицинских услуг»Специальность 34.02.01«Сестринское...