Программа курса по внеурочной деятельности "Культура делового общения"
учебно-методический материал
Культура человека определяется многими составляющими. В том числе ее характеризует его внешнее поведение, обхождение с окружающими, манеры, речь, стиль поведения в различных ситуациях. Существенным показателем внешней культуры человека служит знание им и следование нормам современного делового этикета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Смоленская областная технологическая академия»
(ОГБПОУ СОТА)
Программа курса
по внеурочной деятельности
«Культура делового общения»
для специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
г.Смоленск, 2020
РАССМОТРЕНО
на заседании цикловой методической
комиссии экономических дисциплин
Протокол № 1 от «28» августа 2020г.
Председатель ЦМК ________Л.А.Реутова
Разработчик: Козлова Елена Анатольевна, преподаватель ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия»
Программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом (далее – ФГОС) и требованиями Профессионального стандарта специалиста по организационному и документационному обеспечению управления организацией (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты российской федерации от 06.052015 № 276н), для обучающихся по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение».
Пояснительная записка
Время предъявляет возрастающие требования к профессионализму и общей культуре специалиста по документационному обеспечению управления, как участника делового общения, человека занятого в сфере управленческой деятельности.
Культура человека определяется многими составляющими. В том числе ее характеризует его внешнее поведение, обхождение с окружающими, манеры, речь, стиль поведения в различных ситуациях в каждом конкретном случае.
Существенным показателем внешней культуры человека служит знание им и следование нормам современного делового этикета.
Программа курса внеурочной деятельности обучающихся «Культура делового общения» направлена на формирование следующих общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ПК 1.1. Координировать работу организации, вести прием посетителей.
ПК 1.2. Осуществлять работу по подготовке и проведению совещаний, деловых встреч, приемов и презентаций.
ПК 1.8. Осуществлять телефонное обслуживание.
Цель: создание условий для воспитания толерантности и навыков делового общения обучающихся.
Толерантность взаимоотношений:
- избегание конфликтов;
- создание атмосферы сотрудничества;
-умение ориентироваться в мире духовных ценностей.
Задача курса: создания эффективной образовательной среды в рамках реализации ФГОС СПО.
Форма организации – групповая.
Курс рассчитан на 36 часов (1 час в неделю).
Методы контроля: наблюдение, тестирование, выполнение и анализ практических заданий, самоконтроль.
Планируемые результаты:
- повышение качества освоения учебного материала по дисциплине «Организация секретарского обслуживания» через вовлечение во внеурочную деятельность;
- владение навыками делового общения и культуры поведения, социального взаимодействия и толерантного общения;
- владение навыками коммуникативных компетенций.
Тематический план
№ п/п | Тема | Форма деятельности | Кол-во часов |
1 | Введение. Понятие этики. Виды этикета | Лекция | 2 |
2 | Культура делового общения | Беседа /Ролевая игра «Формы речевого этикета | 4 |
3 | Создание имиджа секретаря | Беседа /Ролевая игра «Создание делового стиля». | 6 |
4 | Деловые встречи и переговоры | Беседа /Ролевая игра «Этика деловой беседы». | 4 |
5 | Деловой разговор по телефону | Беседа /Ролевая игра «Просьба освободить телефон»; «Структура телефонного разговора». | 6 |
6 | Подготовка совещаний | Практикум | 4 |
7 | Деловые споры и их разрешение | Беседа /Ролевая игра «Ваш способ реагирования в конфликте». | 6 |
8 | Этикет особого случая | Беседа /практикум | 4 |
Итого: | 36 |
Содержание программы курса
Тема 1. Введение
Понятие этикета. Основные принципы этикета. Виды этикета: повседневный, оказиальный, праздничный, церемониал. Служебный этикет.
Тема 2. Культура делового общения
Общение как социально-психологическая категория: определение, структура, средства, функции. Виды делового общения. Вербальная и невербальная коммуникация. Формы общения. Правила общения. Речевой этикет. Приветствие. Представление при знакомстве. Обращение. Просьба. Извинения. Согласие и несогласие. Сочувствие. Комплимент. Поздравление. Визитная карточка.
Тема 2. Создание имиджа секретаря
Понятие имиджа. Свойства имиджа. Внешность делового человека. Рациональный гардероб для секретаря.
Тема 3. Деловые встречи и переговоры
Правила подготовки и проведения деловой беседы. Деловые переговоры. Методы ведения переговоров. Организация деловых совещаний. Виды деловых приемов.
Тема 4. Деловой разговор по телефону
Этические нормы делового телефонного разговора. Этикетные формы делового телефонного разговора. Правила ведения деловой беседы по телефону. Правила пользования мобильным телефоном.
Тема 5. Подготовка совещаний
Особенности проведения деловых совещаний. Виды совещаний и их характеристика. Этапы подготовки совещаний. Методы ведения деловых совещаний.
Тема 6. Деловые споры и их разрешение
Конфликт в сфере делового общения. Различные стили поведения в конфликтной ситуации. Анализ конфликта. Способы разрешения конфликта. Методы снятия психологического напряжения.
Вопросы для самопроверки
- Что означает «быть элегантным»?
- Почему нельзя использовать служебный телефон для личных разговоров?
- Почему деловая беседа не может проходить спонтанно?
- Какие этические требования предъявляются к деловой переписке?
- Как следует вручать и получать визитную карточку?
- На какие детали вы обратили бы большее внимание при оформлении своего рабочего места?
- Для чего необходимы знания национального этикета?
- Что оказывает влияние на первое впечатление о человеке?
- Русская поэтесса Марина Цветаева (1892 – 1941) говорила: «Одно дело слушать, а другое – слышать». Что вы понимаете под этим высказыванием?
- Одним из проявлений воли является выдержка человека. Может ли в вашей будущей профессиональной деятельности проявиться несдержанность? Если да, то, что вы сделаете для её преодоления?
- Как правильно провести переговоры и организовать деловую дискуссию?
- Как следует планировать своё рабочее время?
- Каковы основные функции подарков и сувениров в деловой жизни?
- Перечислите этические требования к подбору и преподнесению подарков служебной сфере.
- Какова должна быть стоимость подарка?
- Различаются ли требования к подаркам, преподнесённым отдельному сотруднику, и подаркам для фирмы?
- Дайте рекомендацию протокольной группе по поводу того, какой подарок подготовить для Вашего шефа по случаю юбилейной даты.
- Охарактеризуйте процедуру вручения, и принятия подарка сотруднику по случаю получения диплома школы менеджмента.
- Какова роль презентации в деловой жизни?
- Существуют ли этические требования к проведению презентации?
- Каковы возможные этические нарушения в ходе презентации?
- Перечислите виды презентаций в зависимости от поставленных перед ними целей.
- Какова главная цель презентации?
- Перечислите возможные ошибки в проведении презентации.
- Уместен ли юмор в презентационной речи?
- Какова роль секретаря в функционировании организации?
- Охарактеризуйте сферу деятельности и границы ответственности секретаря.
- Обоснуйте особую роль этических норм в деятельности секретаря.
- Докажите, что интерьер помещения – лицо фирмы.
30. Влияет ли этика поведения секретаря на эффективность функционирования организации и повышение её конкурентоспособности? 31. Укажите ограничения этического характера, налагаемые на поведение и действия секретаря.
32. Какая, по Вашему мнению, организация служебных помещений наиболее соответствует этике деловых отношений – кабинетная или зальная?
33. Существуют ли этические запреты на некоторые ответы и вопросы в процессе телефонного разговора?
34. Каковы причины большей сложности делового общения по телефону по сравнению с личным общением?
35. Как Вы поступите в случае нарушения этических норм Вашим телефонным собеседником (невежливость, даже грубость)?
36. Меняется ли ваше поведение от того, с кем вы общаетесь?
37. Сформулируйте «золотое правило нравственности».
38. Почему по речи судят об общей культуре человека?
39. Какие основные формы обращения и приветствия вы используете в повседневной жизни?
40. Что оказывает влияние на первое впечатление о человеке?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Алехина И.В. Имидж и этикет делового человека.- М.: ИНФРА-М, 2014.
- Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение.- Минск: Амалфея, 2015.
- Бороздина Г.В. Психология делового общения.- М.: ИНФРА-М, 2013.
- Введенская Н.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
- Лабунская А.А. Невербальное общение.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.
- Лебедева М.Н. Вам предстоят переговоры.- М.: Экономика, 2015.
- Саббат Э.М. Бизнес – этикет.- М.: Фаин-пресс, 2015.
- Фомин Ю.А. Психология делового общения.- Минск: Амалфея, 2014.
- Чупрякова М.Э. Правила деловых отношений.- Екатеринбург: Академия, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине "Деловое общение"
Вариативная часть рабочей программы по дисциплине "Деловое общение" для 2 курса специальности "Прикладная информатика" (СПО)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и на...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 06 «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034702 «Документационное обеспечение упр...
Лекции по курсу "Психология делового общения"
В данный блок включены 5 лекций, посвященных следующим темам:1. Конфликт- неэффективное общение;2. Невербальные средства коммуникации;3. Основные типы коммуникабельностй4. Стресс (1 часть)5. СТресс (2...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД.03 ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫУД.03 ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ...
Программа курса по внеурочной деятельности «Профессиональная этика логиста» для специальности 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»
Программа курса «Профессиональная этика логиста» внеурочной деятельности обучающихся разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 38.02.03 «Операционная деятел...
Технологическая карта урока "Деловое общение.Виды делового общения"
Технологическая карта урока на тему "Деловое общение. Виды делового общения" по ОП.01 Психология делового общения разработана для студентов специальности 43.02.10 Туризм с ...