Педагогический проект «Больничная клоунада»
проект
«Больничная клоунада» - это добровольная профессиональная и творческая деятельность, направленная на психологическую реабилитацию детей (и их родителей), находящихся в больнице, а также детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, средствами клоунады и игротерапии, и поэтому одним из направлений внеурочной деятельности в плане волонтерства и добровольчества в колледже стал образовательный проект «Больничная клоунада».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt.doc | 318.5 КБ |
prilozhenie_1._anketa.doc | 36 КБ |
prilozhenie_2._programma_klounady.doc | 32 КБ |
prilozhenie_3._anketa_roditeley.doc | 28.5 КБ |
prilozhenie_4._smaylik.doc | 31.5 КБ |
prilozhenie_5._list.doc | 33.5 КБ |
prilozhenie_6._otzyv.pdf | 52.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ГПОУ «Мариинский педагогический колледж
имени императрицы Марии Александровны»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«БОЛЬНИЧНАЯ КЛОУНАДА»
Автор проекта:
Самарина Лариса Михайловна,
преподаватель
общепрофессиональных дисциплин
Мариинск, 2018
Актуальность проекта:
Госпитализация ребенка в больничное учреждение — острое травмирующее событие, которое может привести к развитию кризиса, как у ребенка, так и его родителей. Дети, находящиеся в условиях стационара, подвержены состояниям подавленности и депрессии, что негативно сказывается на процессах лечения и выздоровления.
Врачи и медицинский персонал по причине собственной загруженности лечебным процессом просто не в силах помочь им в сложившейся ситуации в полной мере.
Одной из технологий, направленных на профилактику кризисных состояний при госпитализации детей, является больничная клоунада —динамично развивающееся направление социальной работы, адаптированное на реабилитацию ребенка в больничном учреждении.
«Больничная клоунада» - это добровольная профессиональная и творческая деятельность, направленная на психологическую реабилитацию детей (и их родителей), находящихся в больнице, а также детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, средствами клоунады и игротерапии, и поэтому одним из направлений внеурочной деятельности в плане волонтерства и добровольчества в колледже стал образовательный проект «Больничная клоунада».
Реализация данного проекта позволит повысить мотивацию ребенка на лечение и борьбу с болезнью, стабилизировать положительное эмоциональное состояние у родителей, болеющих детей, а для волонтеров, данный вид деятельности будет содействовать формированию компонентов общих компетенций (ОК 3 «Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность»; ОК 6 «Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями»).
Цель проекта:
Создание и развитие волонтерского движения в колледже по направлению «Больничная клоунада» на базе МУЗ «Центральная городская больница» города Мариинска и Мариинского района для регулярного посещения детей, находящихся на длительном стационарном лечении.
Задачи:
- Разработать методическое обеспечение проекта для отбора и подготовки добровольцев;
2. Организовать обучение волонтеров для реализации проекта;
3. Содействовать формированию компонентов общих компетенций (ОК 3 «Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность»; ОК 6 «Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями») у участников проекта;
4. Вызвать положительные эмоции у больных детей, поддерживая мотивацию ребенка на лечение и борьбу с болезнью.
Новизна проекта: локальный уровень новизны.
Участники проекта:
- студенты 1-4 курса ГПОУ «Мариинский педагогический колледж имени императрицы Марии Александровны»;
- администрация образовательного учреждения;
- родители обучающихся;
- педагогические работники.
Сроки реализации проекта: апрель 2017 г. - апрель 2018 г.
Мероприятия по реализации проекта
Таблица 1- План мероприятий
№ п/п | Мероприятие | Срок исполнения | Исполнитель |
I этап - Подготовительный | |||
1.1 | Вовлечение желающих в ряды волонтеров проекта: Проведение отбора, собеседования и анкетирование кандидатов-волонтеров, которые должны соответствовать критериям отбора: артистизм, коммуникабельность, стрессоустойчивость, открытость; (Приложение 1)
Определение этапов и направлений взаимодействия участников проекта; | апрель 2017 г. – июнь 2017 г. | - активисты (участники) проекта; - педагогические работники; |
II этап – Основной | |||
2.1 | Обучение участников проекта проходит по следующим направлениям: Знакомство с проектом, предоставление теоретической информации о специфике работы больничных клоунов;
Обучение команды добровольцев: в форме практических занятий с элементами тренинга, с включением теоретического материала, интерактивных форм обучения (обучение актерскому мастерству, клоунаде, основам театрального грима, анимации, цирковому искусству, поиск внутреннего образа белого или рыжего клоуна, контактная импровизация, музыкально-ритмические основы работы клоуна), с приглашением руководителя театра «Желтое окошко» г. Мариинска; Творческие мастер-классы по моделированию фигур из шаров, обучение фокусам; (Приложение 2) Познавательные лекции в области медицины и психологии, лекции о специфике работы в учреждении здравоохранения, а также об особенностях детей, находящихся на длительном лечении в стационаре больниц, о возрастных отличиях детей, правилах посещения больницы – с приглашением специалистов в данной области; Волонтерами проводится работа по привлечению спонсоров - организаций и индивидуальных предпринимателей г. Мариинска и Мариинского района. Данные мероприятия направлены на сбор канцтоваров (карандаши, альбомы, краски, детские раскраски, воздушные шары, мыльные пузыри), детских книг, необходимых для больных детей; На этом этапе каждый активист проекта работает над созданием собственного образа клоуна, изготавливаются костюмы, подбирается реквизит (детали костюма легко комплектуются друг с другом и могут использоваться любым членом команды клоунов-добровольцев). | июль 2017 г. – октябрь 2017 г. | - обучающиеся; - активисты (участники) проекта; -обучающиеся; - педагогические работники; - активисты (участники) проекта; - педагогические работники; - руководитель театра; - администрация образовательного учреждения; - активисты (участники) проекта; -педагогические работники; - медицинский работник образовательной организации; - активисты (участники) проекта; -педагогические работники; - спонсоры; - активисты (участники) проекта; -педагогические работники; |
2.2 | Этапы активных выходов в больницу: Больничные клоуны посещают больницу еженедельно, а также во всех экстренных случаях (например, поддержать ребенка перед операцией); Проведение индивидуальных выходов по просьбе родителей, дети которых, проходят медицинское лечение в стационаре, через размещение информационного листа о деятельности больничных клоунов на посту дежурной медсестры. Продолжаются занятия и тренинги на закрепление полученных знаний и навыков, а также обучение новым; | ноябрь 2017 г. – февраль 2018 г. | - активисты (участники) проекта; - педагогические работники; - медицинский персонал больницы; - активисты (участники) проекта; - педагогические работники; |
III этап - Заключительный | |||
3.1 | Анализ и оценка эффективности реализации Проекта:
| март 2018 г. – апрель 2018 г. | - участники проекта; - педагогические работники; -администрация ПОО; - медицинский персонал больницы; - пациенты (дети); - родители пациентов (детей); |
Ресурсное обеспечение проекта:
Реализацию Проекта обеспечивают квалифицированные педагогические кадры, нормативная и методическая документация, необходимое материально-техническое оснащение.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- разработка программы по подготовке больничных клоунов;
- подготовка студентов – волонтеров по направлению «Больничная клоунада»;
- проведение серии мероприятий для посещения детей, находящихся на длительном стационарном лечении в медицинском учреждении;
- формирование компонентов общих компетенций (ОК 3 «Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность»; ОК 6 «Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями») у участников проекта;
- формирование позитивного отношения к лечению у ребенка и родителей;
Перспективы реализации проекта
1. Расширение географии проекта, организация выездов с развлекательно-познавательными программами в «Социальный приют для детей» и «Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Мариинского муниципального района.
2. Представление опыта «Больничной клоунады» другим профессиональным образовательным учреждениям на безвозмездной добровольной основе.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Анкета кандидата в больничные клоуны
Пожалуйста, заполните форму, чтобы мы познакомились с Вами поближе!
- ФИО
- Дата рождения
- Район проживания
- Контактный телефон
- Эл.почта
- Ваше увлечение
- Укажите есть или нет у вас перечисленные ниже навыки клоунады и/или работы с детьми (если нет ни одного, ничего страшного)
(нужное выделить)
Жонглирование | Да | Нет |
Моделирование из воздушных шаров | Да | Нет |
Фокусы | Да | Нет |
Пантомима | Да | Нет |
Музыка | Да | Нет |
Вокал | Да | Нет |
Танцы | Да | Нет |
Театральная студия | Да | Нет |
КВН | Да | Нет |
Работали ли Вы в больнице? | Да | Нет |
Имеете ли Вы какой – либо другой больничный опыт? | Да | Нет |
- Кто такой клоун в Вашем представлении? (эпитеты и сравнения, какой он в Вашем понимании)
- График вашей учебы
- Как часто Вы готовы совершать выходы в больницу?
- Ваша жизненная позиция:
- Как вы представляете себе работу доктора-клоуна, что вы ожидаете от школы клоунов:
- Считаю нужным сообщить о себе:
Спасибо!
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Содержание программы подготовки больничных клоунов
Занятие 1 «Введение в больничную клоунаду»
Цель: Знакомство, освящение теоретических основ.
Содержание: Знакомство участников, создание атмосферы доверия в группе. Получение знания о психологических особенностях больного ребенка, определение правил работы в больнице.
Занятие 2 «Пантомима»
Цель: Телесное раскрепощение, основы пантомимы.
Содержание: Телесно-ориентированная психотерапия, танцевально двигательная терапия, овладение навыками пантомимы.
Занятие 3 «Акробатика и жонглирование»
Цель: Обучение основам акробатики, жонглирования.
Содержание: Овладение навыками акробатики. Тренинг чувства ответственности за партнера. Овладение навыками жонглирования.
Занятие 4 «Волшебство»
Цель: Обучение основам фокусов, моделирования воздушных шаров.
Содержание: Овладение фокусами, приемами их представления, импровизации. Овладение навыками моделирования воздушных шаров, а также ознакомление с правилами их использования в больнице.
Занятие 5 «Темпоритм»
Цель: Обучение основам ритмики и режиссуры.
Содержание: Формирование необходимого темпоритма для работы в паре/команде; работа над выразительностью, динамикой и пластичностью голоса. Овладение навыками создания миниатюр.
Занятие 6 «Работа со зрителем»
Цель: Обучение основам работы аниматора, представление образа клоуна.
Содержание: Тренировка умений работы со зрителями, овладение приемами работы аниматора. Теоретические основы образа клоуна. Первые шаги к созданию собственного уникального образа клоуна, адаптация его к специфике больничной клоунады.
Занятие 7 «Первая проба»
Цель: Интеграция полученных знаний, работа в группе.
Содержание: Создание окончательного образа клоуна. Проигрывание сложных ситуаций, с которыми клоун может столкнуться в больницу, поиск путей выхода из сложившихся ситуаций. Получение опыта работы в паре, чувствование партнера.
Занятия 8-10 «Практика в больнице»
Цель: Применение полученных навыков в больнице в сопровождении опытных больничных клоунов.
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Для того чтобы оценить эффективность работы проекта, мы разработали анкету и провели анонимное анкетирование родственников больных детей
Анкета родителей для сбора информации
о деятельности участников проекта
- Ваш возраст?
- Возраст ребенка, находящегося на лечении?
- Кем вы приходитесь больному?
- Часто ли ваш ребенок участвует в мероприятиях «Больничный клоун» или ему подобных, приводимых студентами?
- Нужен ли взрослым больничный клоун?
- Как изменилось эмоциональное состояние вашего ребенка после проведения мероприятия "Больничная клоунада"?
- В чем на ваш взгляд заключается эффективность взаимодействия больных детей с больничными клоунами?
- Изменилось ли ваше эмоциональное состояние ребенка после проведения мероприятия "Больничная клоунада"?
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Рефлексия настроения «Смайлики»
Рефлексия эмоционального состояния: дети на имеющихся заготовках (круги желтого цвета) рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению после проведение встречи с волонтером-клоуном.
ОТЛИЧНОЕ НОРМАЛЬНОЕ ПЛОХОЕ
Предварительный просмотр:
Приложение 5
Лист обратной связи от волонтеров-клоунов
Для того чтобы оценить эффективность работы, мы разработали анкету и провели анонимное анкетирование участников проекта (волонтеров-клоунов)
- Ваш возраст и пол?
- Как Вы думаете, всем ли под силу овладеть мастерством смехотерапии?
- Вы для себя уяснили, что должны уметь больничные клоуны, чтобы получить доступ к работе?
- Как Вы восстанавливаете силы после выхода в больницу в роли больничного клоуна, как на следующий день возвращаетесь к учебе?
- За время обучения и активных выходов в больницу получили ли вы новые ощущения и знания?
- Полученный опыт работы в роли больничного клоуна может Вам пригодиться в повседневной жизни?
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект Профессионально-прикладная физическая подготовка в учреждении начального профессионального образования
. В настоящее время в производственной и социальной сфере трудится около 20 млн. человек с начальным профессиональным образованием - это почти 30% занятого населения России. Именно профессиональ...
Педагогический проект на тему: "Зеленый класс"
Конечно, я мог бы обойтись и без цветов, но они помогают мне сохранить уважение к самому себе, ибо доказывают, что я не скован по рукам и ногам будничными заботами. Они свидетельство моей свободы. Таг...
Индивидуальный педагогический проект
Индивидуальный педагогический проект на тему:"мМоделирование профессиональной деятельности в учебном процессе"...
Формирование эмоционально - оценочной лексики старших дошкольников ( педагогический проект )
Данный педагогический проект поэтапно раскрывает методы и приемы работы воспитателя и родителей по формированию и обогащению словарного запаса детей и поможет в развитии эмоционально-оценочной л...
Педагогический проект на тему: «Информационно-практический пример разработки проекта создания интернет-магазина».
Задачи выполнения проекта: 1. Овладеть навыками самостоятельного проведения каждого из этапов практической работы: − поиск перспективного рынка, проведение конкурентного анализа, оценка инве...
Педагогический проект «Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и физики, которая обобщит, конкретизирует, систематизирует знания, повысит мотивац...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления и развития начинающего педагога через коллективные формы наставничества»
В данном проекте акцент ставится на формировании практических умений и навыков молодого специалиста через взаимодействие с коллективом наставников и ведение рабочей тетради «Записки ...
- Мне нравится (1)