Формирование эмоционально - оценочной лексики старших дошкольников ( педагогический проект )
проект по теме
Данный педагогический проект поэтапно раскрывает методы и приемы работы воспитателя и родителей по формированию и обогащению словарного запаса детей и поможет в развитии эмоционально-оценочной лексики старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_emots-otsen.leksika_-proekt.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Формирование эмоционально-оценочной лексики старших дошкольников» (педагогический проект)
Автор: Ашейчик Татьяна Александровна, преподаватель ГБОУ СПО педагогического колледжа №8
2013 год
Данный педагогический проект предполагает:
- использование различных методов и приёмов работы с детьми;
- развитие словаря в повседневной жизни и при организации НОД;
- проведение индивидуальных и групповых занятий:
- пополнение оснащения речевой развивающей среды;
- организацию работы с родителями детей по данному вопросу.
ЦЕЛЬ 1-ОГО ЭТАПА:
уточнить характер нравственных проявлений детского коллектива, выявить умение эмоционально реагировать на различные жизненные ситуации, употреблять слова, обозначающие личностные характеристики (спокойный, хитрый, честный, скромный и др.)
Для этого необходимо использовать следующие методы и приёмы:
1. наблюдения за поведением детей в повседневной жизни и, прежде всего, в
игровой деятельности;
2. наблюдения за речевыми проявлениями детей во время общения;
3. анализ детских оценок, данных поступкам литературных героев;
4. разговоры на этические темы (о семье, дружбе, «Что такое хорошо и что
такое плохо?», о доброте);
5. чтение художественной литературы, анализ восприятия детьми
художественных образов, в частности, умение эмоционально и адекватно
реагировать на услышанное.
При этом целесообразно соблюдать условия:
- воспитатель является сторонним наблюдателем за поведением детей (исключение – конфликтные ситуации);
- взрослый не высказывает своего мнения по поводу адекватности восприятия детьми поведения отрицательных и положительных литературных героев;
- в ходе разговоров воспитатель не даёт оценки детским высказываниям по обсуждаемым вопросам.
ЦЕЛЬ 2-ОГО ЭТАПА:
внести коррективы в планирование воспитательно-образовательной работы в группе, пополнить оснащение развивающей среды
Важным моментом в осуществлении этой цели является внесение в книжный уголок произведений художественной литературы для решения задач нравственно воспитания детей. При этом педагог должен учесть выявленные ранее (на 1-ом этапе педагогического проекта) нравственные проявления детского коллектива.
Для усиления воспитательного воздействия художественной литературы на детей необходимо осуществлять подбор книг, в которых по-разному раскрываются определённые нравственные понятия, освещается одна моральная тема. Сопоставление художественных образов, моральная оценка мотивов поведения у различных литературных персонажей поможет глубже осмыслить художественные произведения и раскрываемую ими нравственную идею, усилит их воспитательное и эмоциональное воздействие на детей.
При подборе книг, разработке методики их использования в нравственном воспитании и формировании эмоционально-оценочной лексики детей следует учитывать моральное содержание текстов, а также приёмы, усиливающие восприятие детьми художественных образов, помогающие адекватно оценить мотивы поступков героев. Одним из таких приёмов является рассматривание иллюстраций, например, художников Лебедева, Пахомова, Чарушина, Сутеева и др. Ярким примером эмоциональной выразительности рисунков являются иллюстрации к рассказам Валентины Осеевой из сборника «Три сына» - грустный персонаж из рассказа «Сторож», которому было очень скучно и одиноко несмотря на изобилие имеющихся у него игрушек; удивлённый и одновременно обиженный без причины своим другом мальчик Миша из рассказа «Пёрышко» и другие выразительные персонажи иллюстраций, помогающие детям лучше понять их внутренний мир и эмоциональное сиюминутное состояние.
Иллюстрации должны быть правильно подобраны для понимания и эмоциональной оценки детьми поступков литературных героев, органически связаны с текстом, наглядно и выразительно отображая наиболее существенные моменты содержания художественного произведения. С их помощью ребёнок может понять и адекватно эмоционально оценить внутренний смысл художественного текста, выразить это в слове.
Во время рассматривания книги воспитатель, находящийся рядом с ребенком, может ненавязчиво высказать своё мнение по поводу персонажей, используя образную эмоционально-оценочную лексику.
Большое значение имеет обращение педагога к личному опыту детей, предложение сравнить и оценить их поступки из реальной жизни с поведением литературных героев.
В книжном уголке следует периодически проводить тематические выставки произведений на нравственные темы, а также юмористического характера, знакомство с которыми способствует внешнему проявлению положительных эмоций и отражению их в собственной речи (герой – смешной, забавный, весёлый, жизнерадостный, неунывающий, лукавый, хитрый, сообразительный, смекалистый). Например, это персонажи книг Н.Носова, А.Драгунского, Е.Успенского и герои весёлых русских народных сказок.
В план воспитательно-образовательной работы необходимо включить проведение специальных игр и упражнений по обогащению эмоционального опыта детей и развитию соответствующего словаря.
На данном этапе педагогического проекта следует также тщательно подобрать слова для составления детского словаря-минимума по рассматриваемой проблеме. При этом обязательно нужно учесть уровень развития детей группы, а также объём их активного и пассивного словаря.
ЦЕЛЬ 3-ЕГО ЭТАПА:
обогатить эмоционально-оценочную лексику детей новыми словами, уточнить и закрепить понимание смысла ранее известных слов, к ней относящихся
Проводя работу на этом этапе педагогического проекта, воспитатель должен иметь чёткое представление о содержании эмоционально-оценочной лексики, это: - слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный); - слова, эмоциональная значимость которых создаётся при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок, дружок); образования синонимов (пришли – приплелись; засмеялись - захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову, сидеть и клевать носом); - слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий – очень старый; дряхлый, старинный, древний).
Воспитателю необходимо также учитывать следующие моменты при проведении словарной работы:
*оценочная лексика особенно активно осваивается в старшем дошкольном возрасте; это связано с формированием внеситуативно-личностного общения ребёнка со взрослым, с проявлением интереса к личности взрослого ; *дети начинают употреблять слова, обозначающие личностные характеристики (честный, скромный, заботливый, чуткий и др.); * над данной категорией слов в интересах нравственного и речевого развития детей педагог должен организовать специальную работу; *следует соблюдать определённую последовательность в работе – сначала берутся слова-прилагательные, а уже на их основе – имена существительные (честность, скромность, чуткость, заботливость); объясняется это тем, что значения первых конкретнее, чем значения вторых; *при отборе слов, относящихся к эмоционально-оценочной лексике, необходимо ориентироваться на словари (тезаурусы) наиболее частотных личностных черт; так, наиболее частотными являются слова – добрый, честный, правдивый, спокойный, общительный, ленивый, равнодушный, хитрый, умный, скромный, хвастливый.
Для решения поставленных воспитателем задач на 3-ем этапе педагогического проекта целесообразно использовать такие методы и приёмы, как: 1. чтение, краткая беседа о прочитанном, работа над оценочной лексикой, которая характеризует поступки литературных героев; 2. специальные игры и упражнения, направленные на обогащение эмоционального опыта детей и развитие соответствующего словаря: например, «ОБЛАКА», «НАЗОВИ, НЕ ОШИБИСЬ», «МАСКИ» и др. (СМ. пособие В.М.Минаевой. Развитие эмоций дошкольников.- М., «Аркти»,1999); 3. беседы с детьми на нравственные темы (основная речевая задача - обогащение эмоционально-оценочной лексики); 4. знакомство старших дошкольников с фразеологизмами, пословицами и поговорками, содержащими слова из оценочной лексики, работа над значением этих слов; 5. рассматривание сюжетных картинок, анализ действий персонажей, их переживаний и настроения; отражение воспринятого в высказываниях; 6. слушание музыки, определение её настроения, выражение своих эмоций по поводу услышанного в речи.
Более сложным этапом развития эмоционально-оценочной лексики, усвоенной в результате перечисленных выше методов и приёмов работы, являются задания по составлению рассказов, например, «ЭМПАТИЙНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ» (СМ.пособие О.А.Белобрыкиной. Речь и общение.- Ярославль, «Академия Развития», 1998, стр.86). Ребёнок при этом должен уметь чувствовать эмоциональные состояния другого человека и соответствующим образом реагировать на них. Эмпатийная способность играет в литературном творчестве особую роль, является своеобразным выразителем авторского стиля, служит показателем оригинальности произведения. Выполнение подобных заданий может вызвать у детей затруднения, поэтому данную работу рекомендуется проводить в индивидуальном порядке.
ЦЕЛЬ 4-ОГО ЭТАПА: привлечь родителей к решению проблемы развития словаря их детей, познакомить их с содержанием данной работы, и главное, с приёмами, необходимыми для обогащения лексического запаса, в частности, эмоционально-оценочной лексики
На данном этапе педагогического проекта рекомендуем воспитателям использовать следующие формы работы с родителями: - анкетирование родителей с целью выяснить их отношение к вопросам развития лексики дошкольников, а также их компетентность в области речевого развития детей; - индивидуальные консультации по вопросам развития словаря детей; например, «Что необходимо учитывать при подборе слов»: *коммуникативную целесообразность введения слова в словарь детей; *частоту употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются дети; *отнесённость слова к общеупотребительной лексике, его доступность детям по лексическим, фонетическим и грамматическим особенностям; *значимость слова для решения воспитательных задач; *значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений - родительское собрание, посвящённое анализу уровня развития лексики детей, знакомству с особенностями словарной работы в данной возрастной группе. Эффективным средством привлечения родителей детей к решению рассматриваемой проблемы является проведение открытого занятия по родному языку. Это поможет взрослым увидеть успехи своих детей в речевом развитии, недостатки в формировании словарного запаса, понять их причины. Родителей можно сделать непосредственными участниками данного занятия, предложив включиться в игры-соревнования вместе с детьми; - оформление материала в «Родительский уголок»: фотогазет с высказываниями детей, образцов детских рассказов, картотек игр по формированию эмоционально-оценочной лексики, рекомендаций по проведению бесед после чтения художественных произведений с вопросами, направленными на уточнение понимания детьми прилагательных с этическим значением. Например, *Сказка В.Осеевой «Заячья шапка». Как называется в сказке заяц? (хвастунишка, хвастливый). За что его так назвали? (хвастал: «Могу через сосну перепрыгнуть» и т.д.). За что назвали хвастунишкой сына охотника, когда он надел заячью шапку? Как можно назвать девочку подружки? (экая хвастунишка). Как можно назвать зайца, мальчика и девочку, если они хвастаются? Какие они? Нравятся ли вам хвастунишки? Как к ним относятся люди? А как можно назвать нехвастливых людей? (скромными). * «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака. Как можно назвать этого героя? Какой он? (скромный). Как можно другими словами назвать неизвестного героя? (смелый, мужественный, отважный, решительный, настоящий герой). Почему в народе говорят: «скромность украшает героя», «скромность каждому к лицу»? - вечер развлечений, литературная викторина (с играми по развитию словаря; заданиями на знание пословиц, поговорок, фразеологизмов, в которых имеются слова, относящиеся к эмоционально-оценочной лексике); - презентации
ТАКИМ ОБРАЗОМ, предлагаемая нами система педагогических воздействий предусматривает различные направления работы воспитателя и родителей по обогащению словарного запаса детей, способствует эффективному решению задачи по развитию эмоционально-оценочной лексики старших дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Влияние природоведческой литературы на обогащение лексики старших дошкольников"
Данная статья может помочь воспитателям и будущим воспитателям используя природоведческую литературу сформировать у детей целостную картину мира, развить литературную речь, а также...
Последовательность работы по ознакомлению старших дошкольников с многозначными существительными (педагогический проект)
Одним из очень интересных аспектов лексической работы с детьми старшего дошкольного возраста является ознакомление с многозначностью слов родного языка, в частности - существительных. Данная ра...
Методическая разработка "Использование описательных загадок как средства обогащения лексики старших дошкольников"
Методическая разработка использования описательных загадок состоит из трёх этапов работы с детьми. Каждый этап подробно описан, даются приемы работы сдетьми, игры, литература и работа с родителя...
Отчет по самообразованию на тему " Формирование у старших дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни через пончтия взаимодействия человека и природы на экологических занятиях и вне занятий"
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности....
Курсовой проект "Программно-методическое обеспечение поликультурного образования старших дошкольников"
Проблема воспитания доброжелательных взаимоотношений представителей разных народов в полиэтнической среде не новая, но она не может потерять своей актуальности до тех пор, пока сосуществуют народы. Ок...
Педагогический проект «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улице»
Долгосрочный проект по ПДД в средней группе ДОУ....
Педагогический проект «Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и физики, которая обобщит, конкретизирует, систематизирует знания, повысит мотивац...