ОГСЭ.06 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
рабочая программа
Рабочая программа дисциплины "Социальная психология"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ogse.06_sotsialnaya_psihologiya_to-19_elshina_a.v.doc | 310 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Бурятский республиканский индустриальный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.06 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
программы подготовки специалистов среднего звена
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
2021г.
Рассмотрено на заседании предметной цикловой комиссии Протокол №___ «___» ___________ 20___г. Председатель ПЦК _________ Чиркова Л.А. | Утверждаю Зам директора по УР ________ Жалсараева Е. А. «___» ___________ 20___г. | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» | ||
СОГЛАСОВАНО Методист | _________________/ _И.В. Усова___/ |
Составитель: Елшина А.В., педагог-психолог отделения «Энергоснабжение»
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. 4 |
| 5 |
| 7 |
| 13 |
| 15 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная психология» относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у них собственных жизненных позиций и осмысленного, осознанного мировоззрения.
Рабочая программа составлена для студентов 3 курса, имеющих основное общее образование.
«Социальная психология» изучается как базисный учебный предмет в объеме 48 часов.
Рабочая программа ориентирована на достижения следующих целей:
- научить студентов выявлять, систематизировать и критически осмысливать мировоззренческие компоненты, включенные в различные области гуманитарного знания и психологии в целом;
- познакомить студентов с современными представлениями о функциях общения, особенностями коллективных отношений
- формировать духовный мир личности, осознающей свое достоинство и место в обществе, цели и смысл своей жизни, социально активной, а потому ответственной за свои поступки и способной принимать решения;
- помочь будущему специалисту научиться гибко реагировать на изменения в содержании и целях профессиональной деятельности с учетом относительности и изменчивости профессионального знания.
Формы занятий: лекции, лекции-беседы, тренинги, круглые столы, игры.
Методы обучения: исследовательский, поисковый, словесный, наглядный, практический.
Технологии обучения: личностно-ориентированная, проблемная.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: данная дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в психологии социума;
- понимать и различать термины «человек», «личность» «индивид»;
- находить выход из конфликтной ситуации;
- использовать полученные знания на практике;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- понятие, основные задачи и принципы социальной психологии;
- основные понятия и термины социальной психологии;
- формы и методы выхода из конфликтных ситуаций.
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общекультурными (ОК) компетенциями:
ОК-4. Использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики
ОК-7. Восприятие личности другого, установление доверительного контакта и диалога, убеждение и поддержка людей
ПК-1. Реализация стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности
ПК-4. Осуществление стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий
ПК-5. выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
ПК-21. Анализ форм взаимодействия в трудовых коллективах
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 72 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 48 часов;
самостоятельная работа обучающегося 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | - |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
- составление рефератов | 10 |
- конспектирование | 12 |
- сочинение | 2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Социальная психология
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Введение | Предмет курса, основные понятия и определения | 2 | 1 | |||
Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной психологии | 10 | |||||
Тема 1.1. Предмет, объект, структура социальной психологии | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Объект, предмет, задачи социальной психологии | 2 | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена | - | |||||
Тема 1.2 Структура современной социальной психологии. Взаимосвязь социальной психологии с другими науками | Содержание учебного материала | - | ||||
Типология методов, используемых в социальной психологии. Теоретические и эмпирические методы. Наблюдение. Опрос. Анализ документов. Математические методы. | 1 | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практическое занятие №1 Структура современной социальной психологии. Взаимосвязь социальной психологии с другими науками | 2 | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся (не предусмотрена) | - | |||||
Тема 1.3 Методы социальной психологии | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Классификация методов социальной психологии. Теоретические и эмпирические методы | 1 | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся (не предусмотрена) | - | |||||
Тема 1.4 История социальной психологии
| Содержание учебного материала | 2 | ||||
Становление отечественной социальной психологии. Становление зарубежной социальной психологии. | ||||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Реферат «Развитие социально-психологических идей». | 2 | |||||
Раздел 2. Социальная психология личности | 20 | |||||
Тема 2.1 Представление о личности в социальной психологии | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Представление о личности в социальной психологии. Значение личности для всей психологической науки | 2 | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена | - | |||||
Тема 2.2 Социальная установка и Я-концепция | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Социальная установка личности. Я-концепция как социально-психологический феномен | 2 | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся (не предусмотрена) | - | |||||
Тема 2.3 Взаимоотношения личности с группой как главный ориентир в исследовании личности в социальной психологии | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Взаимоотношения личности с группой как главный ориентир в исследовании личности в социальной психологии | 2 | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект «Взаимоотношение личности с группой как лавный ориентир в исследовании личности в социальной психологии» | 2 | |||||
Тема 2.4 Социализация личности | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Социально – психологические механизмы социализации. Факторы и стадии социализации личности. | 1 | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект «Социализация» (с.236-240) Немов Р.С., Алтунина И.Р. | 2 | |||||
Тема 2.5 Адаптация как составная часть социализации, её механизмы и стадии. | Содержание учебного материала | - | ||||
Адаптация как составная часть социализации, её механизмы и стадии. | ||||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практическое занятие №2 Выполнение практических заданий | 2 | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся (не предусмотрена) | - | |||||
Тема 2.6 Восприятие и понимание людьми друг друга | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Социальная перцепция. Механизмы и законы межличностного восприятия. | 1 | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена | - | |||||
Тема 2.7 Влияние группы на личность | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Социальная фасилитация и ингибиция. Деиндивидуализация личности. Дикриминация. Предрассудки. Положительное и отрицательное воздействие группы на индивида | 1 | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект «Влияние группы на личность» (с.122-136) Р. С. Немов, И.Р. Алтунина | 2 | |||||
Раздел 3. Психология межличностного взаимодействия | 16 | |||||
Тема 3.1 Психология общения: основные понятия, исследовательские подходы, структура, функции | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Психология общения: основные, исследовательские подходы, структура, функции | 2 | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия (не предусмотрены). | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект «Техника общения: практическая ориентация» (с.120-127) Соснин В.А., Красникова Е.А. | 2 | |||||
Тема 3.2 Самодиагностика по теме «Общение» и коррекция результатов, мешающих эффективному общению | Содержание учебного материала | - | ||||
Самодиагностика по теме «Общение» и коррекция результатов, мешающих эффективному общению | ||||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практическое занятие №3 Выполнение практических заданий. Тестирование | 2 | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена | - | |||||
Тема 3.3 Практическая ориентация в общении: техники общения, психологическая характеристика целенаправленной беседы | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Практическая ориентация в общении: техники общения, психологическая характеристика целенаправленной беседы в рамках страховой компании. | 2 | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Реферат на темы «Невербальное общение»; «Вербальное общение». | 2 | |||||
Тема 3.4 Деловая беседа: искусство убеждать | Содержание учебного материала | - | ||||
Деловая беседа: искусство убеждать. Приемы ухода от открытой конфронтации. Приемы эффективного реагирования на критику. | ||||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практическое занятие №4 Тренинг «Эффективная коммуникация» | 2 | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект «Приемы эффективного реагирования на критику» (с.137-139) В.А. Соснин, Е.А. Красникова | 2 | |||||
Тема 3.5 Психология межличностного познания и формирования отношений | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Проблема межличностного познания в социальной психологии. Факторы, от которых зависит адекватность восприятия и понимания личности другого человека. Психологические механизмы. | 2 | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | ||||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена | - | |||||
Раздел 4. Психология социальных сообществ | 12 | |||||
Тема 4.1 Психология малых групп: основные понятия, структура, развитие, групповые феномены | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Понятие малой группы. Границы малой группы. Структура. Развитие. Классификация малых групп. Групповая сплоченность. Уровни групповой сплоченности. Лидерство и руководство в малых группах. | 2 | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Реферат на тему «Психология межгрупповых отношений». | 2 | |||||
Тема 4.2 Социально-психологические явления в малых группах | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Процессы развития в малых группах. Социально-психологический климат группы. Процесс принятия решений в группе. | 2 | |||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена | - | |||||
Тема 4.3 Психология больших социальных групп и массовые психологические явления | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||
Психология больших социальных групп | ||||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Реферат на тему «Психологические особенности этнических групп». | 2 | |||||
Тема 4.5 Массовидные явления психики, их классификация. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Слухи. Мода. Паника. Реклама. Религия. | ||||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена | - | |||||
Раздел 5. Прикладные отрасли социальной психологии | 14 | |||||
Тема 5.1 Психология конфликта: теоретические и прикладные аспекты | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Социальная психология конфликта. Определение и виды конфликтов. Психологические особенности поведения в конфликте | ||||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практическое занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Реферат на тему «Модели поведения в конфликте» 2.Конспект «Конфликты в организациях» - составление таблицы (с. 270-280). В. А. Соснин, Е. А. Красникова. | 4 | |||||
Тема 5.2 Социально-психологические аспекты профессиональной ориентации | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Понятие профессиональной ориентации. Стадии профессионального самоопределения. Формы профориентационной деятельности. | ||||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект «Формы профориентационной деятельности» (с.314-316) В. А. Соснин, Е. А. Красникова. | 2 | |||||
Тема 5.3 Подготовка и адаптация к трудовой деятельности | Содержание учебного материала | - | ||||
Профессиональный психологический отбор. Психологическая подготовка к трудовой деятельности. Психологическая адаптация к труду | ||||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Практические занятия: № 5 Подготовка и адаптация к трудовой деятельности | 2 | |||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Сочинение на тему «Каким я вижу себя в своей профессии» | 2 | |||||
Всего | 72 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
- 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места для обучаемых;
- комплект учебно-методической документации;
- модели, образцы бланков .
Технические средства обучения:
- мультимедийные средства,
- программное обеспечение общего и профессионального назначения.
- 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект пресс, 2016.-400 с.
2. Соснин В.А. Красикова Е.А. Социальная психология: Учебник.- М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2015.- 336 с. - (Серия «Профессиональное образование»).
Дополнительные источники:
- Школьный психолог //Методический журнал для педагогов-психологов, М.: Издательство «Первое сентября», выпуск январь-февраль 2017г.
- Школьный психолог //Методический журнал для педагогов-психологов, М.: Издательство «Первое сентября», выпуск март-апрель 2017г.
- Школьный психолог //Методический журнал для педагогов-психологов, М.: Издательство «Первое сентября», выпуск июнь-июль 2017г.
Интернет-ресурсы:
- https://constellations.ru/allpapers.html
- http://psiholog3000.ru/
- https://valyaeva.ru/loyalnost-rodu/
- http://www.vashpsixolog.ru
- https://общее-дело.рф/
- http://psytests.org
- http://testbrain.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
- Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: - ориентироваться в психологии социума; - понимать и различать термины «человек», «личность» «индивид»; - находить выход из конфликтной ситуации; - использовать полученные знания на практике | Оценка по практическим занятиям |
Знать: - понятие, основные задачи и принципы социальной психологии; - основные понятия и термины социальной психологии; - формы и методы выхода из конфликтных ситуаций. | Оценка по практическим занятиям Устный и письменный опрос Тестирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.06 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230115 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ (БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА)
Программа по ФГОС предназначена для преподавателей психологии....
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 151901 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ (БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА)
Программа по ФГОС предназначена для преподавателей психологии...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения разработана на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования 44.02.02 Преподавание в начальных классах...
Рабочая программа ОГСЭ.05 Психология и этика профессиональной деятельности
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология и этика профессиональной деятельности специальность 38.02.04 Коммерция (по отраслям)...
Разработка учебной программы ОГСЭ.02 Психология общения для специальности 44.02.02 "Преподавание в начальных классах"
Разработка учебной программы по дисциплине ОГСЭ 02. Психология общения для специальности 44.02.02 "Преподавание в начальных классах"...
Дисциплина: "Психология", раздел: "Социальная психология"
Лекция № 1 "Введение в социальную психологию"...