ОГСЭ.04 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
рабочая программа

Рабочая программа дисциплины "Психолоия общения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_ogse.04_psihologiya_obshcheniya_e-19_elshina_a.v.doc223 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Бурятский республиканский индустриальный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ. 04 Психология общения

программы подготовки специалистов среднего звена

08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

2021 г.

Рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

 Протокол № _____

«___» ______ 20___г..

Председатель ПЦК

______________ Чиркова Л.А.

Утверждаю

Зам директора по УР

__________ Жалсараева Е.А.

«___» ______ 20___г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования предприятий и гражданских зданий

СОГЛАСОВАНО

Методист

                                                                       

_________________/ ___И.В. Усова_____/

Составитель:  Елшина А.В.., педагог-психолог

                           СОДЕРЖАНИЕ                                      стр.   

            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                

Рабочая программа учебной дисциплины «Психология общения» относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков культурного общения, на выработку у них собственных жизненных позиций и осмысленного, осознанного мировоззрения.

 «Психология общения» изучается как базисный учебный предмет в объеме 40 часов.

Рабочая программа ориентирована на достижения следующих целей:

  1. научить студентов выявлять, систематизировать и критически осмысливать мировоззренческие компоненты, включенные в различные области гуманитарного знания и психологии в целом;
  2. познакомить студентов с современными представлениями о роли общения, особенностями коллективных отношений
  3. научить эффективным методам общения с окружающим миром, умению взаимодействовать с социумом
  4. формировать духовный мир личности, осознающей свое достоинство и место в обществе, цели и смысл своей жизни, социально активной, а потому ответственной за свои поступки и способной принимать решения;
  5. помочь будущему специалисту научиться гибко реагировать на изменения в содержании и целях профессиональной деятельности с учетом относительности и изменчивости профессионального знания.

Формы занятий: лекции, лекции-беседы, тренинги, круглые столы, игры.

Методы обучения: исследовательский, поисковый, словесный, наглядный, практический.

 Технологии обучения: личностно-ориентированная, проблемная.


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.04 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования предприятий и гражданских зданий

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Учебная дисциплина ОГСЭ.04 Психология общения относится к учебному циклу общих, гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: 

- взаимосвязь общения и деятельности

- цели, функции, виды и уровни общения

- роли и ролевые ожидания в общении

- виды социальных взаимодействий

- механизмы взаимопонимания в общении

- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения

- этические принципы общения

- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

Сформировать компетенции: 

Общие:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося 40 часа, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 40 часов;

самостоятельная работа обучающегося 0 часов.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

40

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:

-

лабораторные работы

-

практические занятия

10

контрольные работы

-

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

-

В том числе:

Подбор афоризмов, высказываний, пословиц и поговорок, отражающих различные стороны процесса общения

-

Разработка различных правил, стратегий, памяток, планов

-

Таблица

-

Составление портрета идеального слушателя

-

Письма, сочинения

-

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета                                                 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  Психология общения

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Назначение учебной дисциплины «Психология общения»

Предмет и задачи курса. Сущность и содержание понятия «Психология общения», его связь с другими науками

2

1

Раздел 1. Психологические особенности процесса общения

Тема 1.1 Понятие «Общение» в психологии. Функции общения.

Содержание учебного материала

2

1

Категория  «общение»  в  психологии.  Содержание  и цели  общения.  Психологическая  структура  и средства  общения.

2

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

-

Тема 1.2 Общение как коммуникация

Содержание учебного материала

2

1

Характеристика  коммуникации  в  межличностном

общении.  Вербальная  коммуникация  и  модель

коммуникативного  процесса. Невербальная  коммуникация.  Знаковые  системы

невербальной  коммуникации

2

Лабораторные  работы (не предусмотрены)

-

Практическое занятие №1 Тренинг «Развитие коммуникативных навыков»

2

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

-

Тема 1.3 Общение как взаимодействие

Содержание учебного материала

2

1

Общая характеристика (структура) взаимодействия

людей. Взаимосвязь понятий взаимодействие и

отношение. Теория общения Э. Берна. Позиции и

ориентации во взаимодействии. Социальные роли. Ролевое поведение личности в

общении. Техники психологического воздействия на

людей.

1

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практическое занятие №2 Тренинг на командообразование

2

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

-

Тема 1.4 Социальная перцепция и восприятие людьми друг друга

Содержание учебного материала

2

1

Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Искажения в процессе восприятия. Способы восприятия и познания другого человека: идентификация, эмпатия, каузальная атрибуция, рефлексия, аттракция. Влияние имиджа на восприятие человека.

1

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практическое занятие №3 Тренинг Чувство уверенности в себе. Самооценка

2

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

-

Тема 1.5. Изучение гендерных особенностей в общении  

Содержание учебного материала

2

1

Гендер. Психологические особенности связаные с половой принадлежностью индивида. Маскулиность. Фемининность

2

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

-

Тема 1.6 Виды, правила и техники слушания.

Содержание учебного материала

2

1

Виды, правила и техники слушания. Толерантность как средство повышения эффективности общения.

2

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

-

Раздел 2. Деловое общение

Тема 2.1 Беседа как основная форма делового общения

Содержание учебного материала

2

1

Виды деловых бесед: беседа при приеме на работу, при увольнении, проблемные и дисциплинарные беседы. Формы постановки вопросов.

2

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

-

Тема 2.2 Психологические особенности публичного выступления

Содержание учебного материала

2

1

Психологические особенности публичного выступления. Построение публичного выступления, виды публичной речи.

1

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

-

Тема 2.3 Особенности общения в профессиональной среде  

Содержание учебного материала

2

1

Особенности общения в коллективе

1

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практическое занятие №4 Тренинг «Взаимодействие»

2

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

-

Раздел 3. Конфликтология

Тема 3.1 Понятие, виды, структура межличностных и межгрупповых конфликтов

Содержание учебного материала

2

1

Понятие, виды, структура межличностных и межгрупповых конфликтов

2

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

-

Тема 3.2 Функции конфликтов, стратегии поведения в конфликтных ситуациях

Содержание учебного материала

-

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практическое занятие №5 Тренинг по конфликтологии

2

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

-

Тема 3.3 Предупреждение и разрешение конфликтов

Содержание учебного материала

2

1

Стратегии и методы

разрешения конфликта. Механизмы защиты в

конфликтной ситуации. Профилактика конфликта

2

Лабораторные работы (не предусмотрены)

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

-

Раздел 4. Общие сведения об этической культуре

Тема 4.1 Этика, репутация и ценности

Содержание учебного материала

2

1

Этика, репутация и ценности

2

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

-

Тема 4.2 Взаимосвязь делового этикета и этики деловых отношений

Содержание учебного материала

2

1

Взаимосвязь делового этикета и этики деловых отношений

2

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

-

Тема 4.3 Дифференцированный зачет

Содержание учебного материала

1

Проверка знаний, умений, навыков по дисциплине

2

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практическое занятие (не предусмотрено)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

-

                                                                                                                                                             Всего

40

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Оборудование кабинета:

- компьютерный стол, рабочий стол для преподавателя;

-  столы и стулья для обучающихся;

- комплект плакатов;

-комплект учебно-методической документации.

Технические средства обучения:

- интерактивная доска;

- принтер лазерный;

- мультимедийное оборудование;

- мобильные устройства для хранения информации;

- подключение к глобальной сети Internet

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Берт Хеллингер Успех в жизни. Успех в работе. «Hellinger Publication» 2015г. – 162с.
  2. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: практическое руководство (часть 1). - М.: «Генезис», 2017. – 160с.
  3. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: практическое руководство (часть 2). М.: «Генезис», 2017. – 160с.
  4. Гадецкий О. Г. Законы судьбы, или три шага к успеху и счастью. СПб.: «АСТ», 2016. – 336с.
  5. Гадецкий О. Г. Лучшие психологические методики, или что делать, когда не везет. СПб.: «АСТ», 2016. – 192с.
  6. Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. Практикум. Новосибирск.: «Совершенство» 2019г. – 116с.
  7. Дикая Л. Г., Журавлев А.Л. Психология адаптации. Институт психологии РАН 2016, 624с.
  8. Рогов Е. И. Психология общения. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 335с.
  9. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления. Учебник. Изд. 5-е – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 416с.
  10. Школьный психолог //Методический журнал для педагогов-психологов, М.: Издательство «Первое сентября», выпуск январь-февраль 2017г.
  11. Школьный психолог //Методический журнал для педагогов-психологов, М.: Издательство «Первое сентября», выпуск март-апрель 2017г.
  12. Школьный психолог //Методический журнал для педагогов-психологов, М.: Издательство «Первое сентября», выпуск июнь-июль 2017г.

Дополнительные источники:

  1. Немов Р.С. Общие основы психологии, 4-е издание. – М.: Издательский центр «Владос», 2019. – 688с.

      Интернет - ресурсы:

  1. https://constellations.ru/allpapers.html
  2.  http://psiholog3000.ru/
  3. https://valyaeva.ru/loyalnost-rodu/
  4.  http://www.vashpsixolog.ru 
  5. https://общее-дело.рф/
  6. http://psytests.org
  7. http://testbrain.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устного опроса, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных творческих заданий

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения: 

Устный опрос, тестирование, оценка выполнения индивидуальных творческих заданий

- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

Знания:

Устный опрос, тестирование, оценка выполнения индивидуальных  творческих заданий

- взаимосвязь общения и деятельности

- цели, функции, виды и уровни общения

- роли и ролевые ожидания в общении

- виды социальных взаимодействий

- механизмы взаимопонимания в общении

- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения

- этические принципы общения

- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения разработана на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования 44.02.02  Преподавание в начальных классах...

Разработка учебной программы ОГСЭ.02 Психология общения для специальности 44.02.02 "Преподавание в начальных классах"

Разработка учебной программы по дисциплине ОГСЭ 02. Психология общения для специальности 44.02.02 "Преподавание в начальных классах"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИУТВЕРЖДАЮЗаместитель директорапо учебной работе_____________ /__Л.А.Терехова/(подпись)...

АПИМ по дисциплине ОГСЭ.03 Психология общения

АПИМ по дисциплине ОГСЭ.03 Психология общения...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 Психология общения для студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 Психология общения...

Рабочая тетрадь по ОГСЭ.02 Психология общения

Рабочая тетрадь представляет собой сборник теоретических и практических заданий, упражнений и тестов по учебной дисциплине ОГСЭ.02 Психология общения на основе Федерального государственного образовате...