Гроза как природное явление и ее символика в драме А.Н.Островского «Гроза».
план-конспект занятия

Бабушкина Юлия Борисовна

Интегрированный урок по литературе и естествознанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема: Гроза как природное явление и ее символика в драме А.Н.Островского «Гроза».

Эпиграф: Все науки настолько связаны между собой, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих»                                               Рене Декарт-                        

                                                               французский физик, математик

Здравствуйте.

Сегодня мы решили провести необычный урок. Объединить три дисциплины – физику, химию и литературу, найти точки пересечения, сосуществования нам поможет тема, но ее надо определить. (Включить лампу) поможет нам в этом электрический светильник.

Именно такой электроприбор мог изобрести физик и химик с душою лирика. Внутри сферы находится газ, при прикосновении к куполу, который не нагревается, как у обычных ламп накаливания, мы можем наблюдать синее свечение, похожее на …

Тема…

С темой определились.

Чтобы поставить цели нам необходимо разделиться на три команды: и назовем их «Физики», «Химики» и «Лирики».

Как вы думаете, что о грозе будут изучать физики?

Гроза как физическое явление

Меры техники безопасности при грозе

Как вы думаете, что о грозе будут изучать лирики?

Смысл названия произведения, символы, связанные с грозой.

Представления о происхождении грозы в 19 веке.

Как вы думаете, что о грозе будут изучать химики?

Влияние грозы на все живое и организм человека

Команды есть, значит будет соревнование (Условия игры)

за правильные ответы на вопросы во время разминки и блиц-опрос игроки получают жетоны, кроме того, участники каждой команды получат жетоны за: выступление с сообщением, актерское мастерство, защиту плакатов. При подведении итогов соревнования между командами учитывается количество жетонов.

Назначить ведущих

1 ЭТАП

1в.

Все вы знаете, что литература как вид искусства тесно связана с произведениями художников.

2в.

Самая известная картина автора Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы» Почему дети убегают от грозы? Ответ очевиден, п.ч. боятся.

3в.

Процитируйте строчки известного с\х Фёдора Ивановича Тютчева, где автор, напротив, любуется грозой.

(«Люблю грозу в начале мая…»)

1в.

Да, все люди в обществе действительно делятся на две большие группы: одни боятся её, другие любуются ей как стихией.

2в.

Как определить далеко ли от вас ударила (вспыхнула) молния?

2 ЭТАП

3в.

Я думаю, что людей, которые боятся грозу всё-таки большинство. Этому есть объяснение, во время грозы может убить или пострадать имущество от пожара.

1в.

Люди естественно использовали то, что могло сберечь от грозы.

2в.

Вот только Катерину, главную героиню драмы Александра Николаевича Островского, спасти уже ничего от грозы не в силах.

3в.

Сейчас ребята из команды «лириков» нам изобразят, о чем говорят   Катерина и Варвара, когда увидели  приближающуюся грозу

Варвара (оглядываясь). Что это братец нейдет, вон, никак, гроза заходит.

Катерина (с ужасом). Гроза! Побежим домой! Поскорее!

Варвара. Что ты, с ума, что ли, сошла! Как же ты без братца-то домой покажешься?

Катерина. Нет, домой, домой! Бог с ним!

Варвара. Да что ты уж очень боишься: еще далеко гроза-то.

Катерина. А коли далеко, так, пожалуй, подождем немного; а право бы, лучше идти. Пойдем лучше!

Варвара. Да ведь уж коли чему быть, так и дома не спрячешься.

Катерина. Да все-таки лучше, все покойнее; дома-то я к образам да Богу молиться!

Варвара. Я и не знала, что ты так грозы боишься. Я вот не боюсь.

Катерина. Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, вот что страшно. Что у меня на уме-то! Какой грех-то! страшно вымолвить!

1в.

Всему виной такого поведения Катерины народные поверья и суеверия, связанные с грозой. Многие из них, кстати, дошли до сегодняшних дней

2в.

О представлении народа о грозе нам расскажет Овчарова Вероника

( выступление с докладом)

Люди издавна боялись страшных трескучих раскатов грома и ослепительных изогнутых молний, сопровождающихся низвергающимися потоками воды.

Христиане приписали грозу святому пророку Илье. Есть старое поверье, согласно которому, он с неба мечет в бесов свои копья — молнии. Люди верили, что если молния ударила в дерево, значит, черт пытался спрятаться под ним от поражающих копий пророка. Кусочек застывшей смолы под деревом свидетельствовал о смерти нечистого.

На Руси к людям, ушедшим в мир иной по причине попадания в них молнии, относились двойственно. Некоторые говорили, что это участь грешников, другие были уверены, что таким образом Бог набирает в свое войско солдат. При этом убитые молнией женщины почти всегда считались большими грешницами, а мужчины, наоборот, праведниками.

Так, чтобы молния не ударила в какую-либо постройку, в ней хорошо было держать кусочек дерева, разбитого во время предыдущих гроз. Для предупреждения удара молнии под крышу здания также втыкали освященные березовые ветки. В день стихии обязательно пускали в дом собаку, кошку или петуха черного цвета.

Если гроза заставала людей на улице, далеко от дома, то укрываться от непогоды старались под березой и ни в коем случае не под елью или сосной. Если же в это время человек шел или ехал по дороге, то он тут же сворачивал на обочину.

Заслышав первые громовые раскаты, люди спешили по домам, закрывали и занавешивали окна, накрывали полотенцами самовар и зеркала.

Иногда говорили, что на молнию нельзя показывать пальцем, чтобы не накликать беду. На подоконники ставили иконы ликом на улицу. А на крыльцо выставляли железную клюку, считая, что молния ее боится. Обычно, вся семья держалась в сенях, чтобы успеть спастись в случае пожара. При этом входную дверь оставляли раскрытой .

3в.

Да, кстати, в драме Островского не только у одной Катерины есть своё представление о грозе

1в.

Сейчас нам ребята из группы «физиков» покажут диалог, который мог бы состояться между ученым-самоучкой Кулигиным и купцом Диким:

Д и к о й. Какие-такие там у тебя громовые отводы?
К у л и г и н. Стальные.
Д и к о й (с гневом). Ну, еще что?
К у л и г и н. Шесты стальные.
Д и к о й (сердясь более и более). Слышал, что шесты, аспид ты этакой; да еще-то что? Наладил: шесты! Ну, а еще что?
К у л и г и н. Ничего больше.
Д и к о й. Да гроза-то что такое, по-твоему, а? Ну, говори.
К у л и г и н. Электричество.
Д и к о й (топнув ногой). Какое еще там электричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться)

2в.

Громоотвод. А что это такое? Где его можно купить? Или его можно сделать в домашних условиях?

3в.

Об этом нам сейчас расскажут.

(Кулигин рассказывает об устройстве громоотвода и показывает его схему)

1в.

Вроде ничего сложного. А это действительно может защитить от грозы?

2в.

Как сказать, несомненно польза какая-то есть, но все дело в том, что сама по себе гроза с точки зрения физики явление до конца неизученное.

3в.

Сейчас мы послушаем об образовании разряда молнии с точки зрения физики. С сообщением выступит Федотова Юлия)

(выступление с сообщением)

Образование разряда молнии.

Гроза — это одно из опаснейших природных явлений. Земная атмосфера представляет собой исключительно хороший диэлектрик, расположенный между двумя проводниками - поверхностью земли снизу и верхними слоями атмосферы. Между отрицательно заряженной поверхностью земли и положительно заряженной верхней атмосферой поддерживается постоянная разность потенциалов величиной около 300 000 В. Положительные заряды двигаются вниз к отрицательно заряженной земле и скапливаются под облаком, а отрицательные заряды - притягиваются к верхней части облака, заряжая его отрицательно. При накоплении достаточного заряда происходит электрический пробой атмосферы – молния. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождём, градом и шквальным усилением ветра.

Молния - это мощный электрический разряд. Он возникает при сильной электризации. Поэтому разряды молнии могут происходить или внутри облака, или между соседними наэлектризованными облаками, или между наэлектризованным облаком и землей. Ток в разряде молнии достигает 10-20 тысяч Ампер. Длина внутриоблачной молнии колеблется от 1 до 150 км. Процесс этот сопровождается громкими раскатами (громом).

1в.

Да, полученные знания использовать бы на практике.

2в.

А сейчас мы поговорим о мерах безопасности во время грозы. Каждая из команд получит плакаты-заготовки, задание: нужно составить алгоритм поведения во время грозы и защитить свой плакат.

3 ЭТАП

3в.

А знаешь, у Островского в «Грозе» странница Феклуша говорит: «Гроза это

благолепие, что значит ненаглядность, красота на старорусский лад. Тихон и Кулигин видят грозу совсем другой.

Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный.

Тихон. Какое там благолепие!? Да как знаю я теперича, уеду из дому, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, а грозы всякий бояться должен.

Кулигин (выходит на середину, обращаясь к толпе). Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать!

1в.

Слово-то какое интересное, обозначает что-то благое, хорошее.

2в.

А знаешь благое от грозы действительно есть. На это мы посмотрим с точки зрения химиков и послушаем об этом сообщение.

Выступает с сообщением Мастяева Виктория

 4 ЭТАП

Блиц-опрос Блиц-опрос:

  1. На какой месяц приходится больше всего гроз?

                                                                    (Отв: июнь)

  1. Что необходимо для формирования грозовых туч?

(Отв: восходящие потоки воздуха, влаги)

  1. Какое химическое вещество выделяется в атмосфере после грозы?

(отв: озон О3)

  1. Из каких облаков образуются грозовые облака?

(Отв: кучевых)

  1. Чем опасна гроза?

(Отв: 1. Опасны электрические разряды.

 2. Сильный ветер, обильные осадки приносящие разрушения)

6.  А есть – ли польза от грозы, какая?

(Отв: во время электрических разрядов в атмосфере Земли выделяется озон. Именно из него состоит озоновый слой, защищающий нашу планету от губительного солнечного излучения)

7.Во время ненастья грозы, человек спрятался под высоким тополем. Это правильно? Что нужно сделать?

(Отв: прятаться под высокими деревьями нельзя, так как высокое дерево является проводником для электрического разряда. Нужно спрятаться под не высоким кустарником, если рядом нет общественных помещений)

8. Назвать основные отличия молнии от грозы.

( Отв: Гроза – это и молния, и гром, и дождь и другие проявления стихии, а молния – это всего лишь электрический разряд, возникающий при прохождении накопленного напряжения через узкие коридоры между положительно и отрицательно заряженными частицами тучи)

9. Назовите среднюю продолжительность грозы?

(Отв: 30 мин)

10. Что представляет наибольшую опасность во время грозы?

(Отв: электрический разряд)

5 ЭТАП

Подведение итогов

6 ЭТАП

Домашнее задание:

Сегодня мы подвели черту в наших познаниях по трём дисциплинам. Домашнее задание: продолжить сочинение-миниатюру на тему «Гроза», использовать при описании средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и др.), сдобрить сочинение научным стилем, применяя знания по химии и физике. (Объём сочинения страница формата А4 в рукописном варианте).

Итак, гроза – это явление природы или, как будет правильнее – атмосферное явление. Дальше, если всё-таки залезть в умные книжки, описание грозы связано с какими-то там электрическими разрядами в атмосфере, со сталкивающимися тучами и прочее, прочее. Тучи, значит, сталкиваются своими раздутыми серыми боками, от этого в наэлектризованной атмосфере, попросту говоря – в небе, проскакивают молнии. Молнии, получается – это те самые электрические разряды. Помимо молний, есть ещё и громовые раскаты, они тоже как-то связаны с той самой наэлектризованной атмосферой. Н-да, слабоватое получается описание грозы, правда? Надо, наверное, добавить немного красок, литературных оборотов, в общем – расцветить как-то этот скучный текст…

В результате у вас должен получиться примерно следующий текст, выступление актёра Вадима Викторовича Демчог.

Просмотр фрагмента выступления

7 ЭТАП

Результаты

8 ЭТАП

Сегодня мы попробовали показать, что привычные для вас школьные предметы тесно связаны между собой. Лев Николаевич Толстой об этом союзе говорил так: «Наука и искусство также тесно связаны между собой, как…(легкое и сердце)» Продолжите фразу:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа № 6 Сочинение по творчеству А.Н. Островского «В ЧЕМ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ДРАМЫ А.Н, ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

Одна из практических работ курса нацеливает на работу по опорным словам и тезисам, исключая возможность списывания из сети готового сочинения....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА бинарного урока по предметам ИНФОРМАТИКА/ЛИТЕРАТУРА На тему: Поиск информации в сети Интернет и художественный анализ текста драмы А.Н. Островского «ГРОЗА»

Тема урока: Поиск информации в сети Интернет и художественный анализ текста драмы А.Н. Островского «ГРОЗА»Цели урока литературы:ü Учебная - закрепить и обобщить материал по драме  А.Н. Островског...

Тест по пьесе А.Н.островского "Гроза"

Тест по пьсесе А.Н.островского "Гроза"...

Быть или не быть? Делать или не делать? Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Методическая разработка открытого занятияТема: Быть или не быть? Делать или не делать? Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»Преподаватель: Иутинская Галина ИвановнаТема учебного занят...

Тест по драме А.Островского "Гроза"

Тест по драме А.Островского "Гроза"...

Урок-практикум "Как создается спектакль?" ( По драме А.Н.Островского "Гроза").

На уроке обсуждается, анализируется постановка спектакля режиссера Андрея Могучего "Гроза" в БДТ. Студенты представляют инсценировки трех сцен пьесы....

Драматургия А.Н. Островского в театре. Судьба женщины в 19 веке и ее отражение в драмах А.Н. Островского. 2024

Островский внёс уникальный вклад в театральное искусство. В периодизации его творческого пути отражены даты развития русского театра, связанные с основанием Артистического кружка. Именно его назы...