Быть или не быть? Делать или не делать? Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
план-конспект урока на тему

Методическая разработка открытого занятия

Тема: Быть или не быть? Делать или не делать?

Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Преподаватель: Иутинская Галина Ивановна

Тема учебного занятия Быть или не быть? Делать или не делать? Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Дидактическая цель: формирование навыка анализа художественного текста, работы с драматическими образами; расширение представлений об актуальности классических произведений.

Развивающая цель: совершенствование умения сопоставлять факты, логически рассуждать и выражать свои мысли, делать выводы; расширение словарного запаса; развитие языкового чутья и культуры речи; развитие творческих способностей.

Воспитательная цель: совершенствовать представления студентов о нравственных ценностях; формировать уважительное отношение студентов к чужому мнению.

Организационная форма проведения занятия: «Продвинутая лекция» (Технология развития критического мышления через чтение и письмо)

Методическая цель: показать комплекс подходов, приемов и средств, возможных при работе с художественным материалом

Методическое обеспечение урока: раздаточный материал (макет «продвинутой лекции»; текст пьесы А.Н. Остросского «Гроза»); мультимедиапроектор + презентация.

Межпредметные связи

Обеспечивающие дисциплины

Изучаемая дисциплина

Обеспечиваемые дисциплины

Русский язык

Литература

Русский язык и культура речи

Основы философии

 

Внутрипредметные связи

Обеспечивающие темы

Изучаемая тема

Обеспечиваемые темы

Русская литература XIX века

Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Л.Н. Толстой. Нравственные искания героев писателя

 


Ход урока

Этап

занятия

Дидактические задачи этапа занятия

Методы и принципы обучения

Деятельность преподавателя

Рефлексивная деятельность студентов

1

2

 

3

5

I. Организационный этап занятия

Подготовка студентов к работе на занятии

 

Предъявление единых педагогических требований:

- приветствие;

- выявление отсутствующих на уроке;

- проверка внешнего вида (соответствие требованиям внутреннего распорядка колледжа).

Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке на занятие. Приводят в соответствие с требованиями внешний вид, рабочее место.

 

Психологическая установка на восприятие материала занятия

 

Организация внимания и готовности к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте).

Готовятся к восприятию темы занятия.

II. Этапы продвижения в проблеме.

Подготовка к основному этапу занятия.

 

 

 

1. Вызов

Вызывать интерес к теме, актуализировать имеющиеся знания студентов и структурировать процесс дальнейшего изучения проблемы

 

Развитие критического мышления через чтение и письмо:

Прием «песочные часы»; аналитическая беседа

1. Выдвижение цели лектором и слушателями (предполагает индивидуальную работу студентов с материалом).

1) Аналитическая беседа.

– Посмотрите на тему нашего урока: «Быть или не быть? Делать или не делать? Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского „Гроза”». Какие вопросы она у вас вызывает? Что вы хотели бы узнать по обозначенной проблеме? Ответы на эти вопросы запишите в верхней части «песочных часов».

2) Определение контекста понимания проблемы, темы, понятия.

Репродуктивная беседа (актуализация опорных знаний + создание ситуации успеха).

– Какой литературный персонаж задавался вопросом «быть или не быть?» В чем сомневался он? Какой выбор герой делал? Можно ли считать этот вопрос началом нравственного конфликта Гамлета?

– Посмотрите на эпиграф к уроку: «Правила нравственности, как и люди, меняются с каждым поколением: они подсказаны то добродетелью, то пороком» (Люк Вовенарг, французский писатель 1715 – 1747 гг.). Как вы понимаете этот эпиграф? Согласны ли вы с приведенным высказыванием? Докажите свою точку зрения.

3) Построение гипотезы своего понимания.

(Данный вид работ ведется студентами самостоятельно и индивидуально. Затем им предлагается поделиться своими определениями понятия «нравственности». Каждый студент может дополнить собственное определение понравившейся информацией из прозвучавшего).

– Посмотрим, как понимали «нравственность» в разные времена. В «модели лекции» приведены определения нравственности. Подчеркните в них те слова, которые кажутся вам наиболее значимыми. Опираясь на приведенный материал и собственный опыт, дайте свое определение понятию «нравственность».

Работа с темой урока и «песочными часами» (макет «Продвинутой лекции»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с литературным контекстом, выявление круга актуальных для классической литературы и современного мира проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в макете лекции с определениями понятия «нравственность». Творческое осмысление данного понятия и поиск собственных смыслов.

2 Осмысление.

 

Обеспечение самоосмысления через постановку цели.

Развитие критического мышления через чтение и письмо: анализ художественного текста, заполнение сравнительной таблицы «Нравственные ценностей жителей города Калинова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с координатной плоскостью ценностей

 

 

 

 

 

Обсуждение полученных данных

1. Поиск новых знаний.

1) Аналитическая беседа с заполнением первой строки таблицы «Нравственные ценности жителей города Калинова».

– Попробуем определить круг ценностей, которыми руководствуются в совей жизни представители города Калинова. При заполнении таблицы необходимо вспомнить, какое социальное сословие является подавляющим в пьесе, какой свод законов и правил регламентирует их жизнь. Обратите внимание на то, как персонажи относятся к церкви, как часто они говорят о Боге, о грехе; помогают ли они бедным, думают ли о семье. Ответьте на вопрос, о чем мечтает большинство героев пьесы.

– Можно ли сказать, что названные ценности являются общепринятыми, вечными, незыблемыми?

– Одинаково ли значимы перечисленные ценности для всех героев пьесы? Одинаково ли они воспринимают эти ценности?

2) Самостоятельная работа студентов в группах (заполнение второй строки таблицы).

– Конкретизируйте, как понимает нравственные ценности каждый герой.

1 группа: Катерина и Кабаниха;

2 группа: Дикой, Борис и Тихон;

3 группа: Варвара и Кудряш.

– Совместимы ли ценности во внутреннем мире каждого героя? Какие из этих ценностей вступают в конфликт? К чему ведет этот конфликт?

3) Аналитическая беседа.

– Расположите героев произведения в координатных плоскостях в кругу ценностей в «идеале» персонажей (в мире их представлений и желаний). Как меняется «положение» героев в кругу ценностей в финале пьесы (в художественной действительности).

– Почему вы расположили героев именно так? Докажите свое мнение. Какие нравственные нормы нарушает каждый из персонажей?

2. Обогащение представлений о качественных характеристиках понятия, проблемы.

Обучающиеся осмысливают проблему. Анализируют текст (в малых группах).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют текст, доказывают свою точку зрения.

Рефлексия.

 

Формировать собственное отношение студентов к поставленной проблеме, художественному тексту, современной действительности

Развитие критического мышления через чтение и письмо: организация самостоятельной творческой работы (ответы на проблемные вопросы, синквейн)

 

 

 

 

 

 

1) Индивидуальное письменное осмысление проблемы, поднимаемой А.Н. Островским. Проблемная беседа

– Поразмышляйте над такими вопросами:

·  Нравственный конфликт – это конфликт внешний или внутренний?

·  Какие нравственные проблемы затрагивает А.Н. Островский в пьесе «Гроза»?

·  Можно ли сказать, что драматург в «Грозе» изображает «падение нравов»? Почему, по-вашему мнению, он делает это? Обоснуйте свой ответ.

Запишите свои мысли.

2) Синквейн.

Студентам предлагается написать пятистрочие к понятию «нравственность» (1 строка – 3 существительных-синонима к понятию «нравственность; 2 строка – 3 прилагательных, характеризующих рассматриваемое понятие, 3 строка – 3 глагола; 4 строка – синоним смысла понятия в одной фразе; 5 строка – синоним смысла в одной фразе).

Каждый студент приходит к индивидуальному осмыслению данной философской категории. Например:

Нравственность

Закон, доброта, душа

Откровенный, отзывчивый, искренний

Жить, чувствовать, быть лучше

Залог счастья Человека

Счастье

Нравственность

Чистота, духовность, ограничение

Духовный, открытый людям, требовательный к себе

Жить, делать добро, думать

Жить в гармонии с собой

Гармоничная Личность

 

Нравственность

Честность, испытание, твердость

Сердечный, моральный, добродетельный

Наставляет, помогает, жертвует

Внутренний мир человека

Жизнь

 

3) Аналитическая беседа.

– Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как он соотносится с содержанием занятия?

Письменное осмысление проблемы.

– Проблемы нравственности поднимал в своих произведениях английский писатель У. Шекспир в XIV веке, французский писатель Л Вовенарг в XVIII веке, А.Н. Островский в XIX веке. Актуальны ли эти вопросы сейчас. В чем актуальность пьесы в наши дни? Запишите свои мысли, аргументируйте их.

– Вернемся к «песочным часам». Заполните нижний треугольник: напишите, какие результаты вы получили, что узнали.

(В финале урока «модели лекций» собираются преподавателем и анализируются. Каждый студент получает оценку).

Индивидуальные письменные ответы на проблемные вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение результатов Синквейна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные письменные ответы на поставленную проблему об актуальности нравственных ценностей в нашей жизни

 

Домашнее задание.

Обеспечение понимания цели домашнего задания. Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.

 

Посмотреть видеозапись спектакля «Гроза» (Магнитогорский драматический театр им. А. С. Пушкина). Сравнить замысел А.Н. Островского и авторское решение режиссера-постановщика спектакля.

 

Самоосмысление способов выполнения домашнего задания.

 

Ф.И.О. студента

Быть или не быть? Делать или не делать?

Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

 

image


imageПравила нравственности, как и люди, меняются с каждым поколением: они подсказаны то добродетелью, то пороком

 

Люк Вовенарг

 

Прочитайте предложенные определения понятия «нравственность», подчеркните в них ключевые слова.

Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. («Толковый словарь» С. И. Ожегова).

Нравственность – это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле (Википедия).

Нравственность – самый тонкий, сугубо личный поведенческий кодекс, определяемый мерой самокритичности и совестливости человека, основанный на нравственной ответственности перед самим собой («Психология» В. Старковского).

Нравственность – это вечная попытка примирения наших личных потребностей. (И. Гёте).

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений. (П. Гольбах).

Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством красоты и идеалом, в котором вы ее воплощаете. (Ф.М. Достоевский).

В конечном счете, основой всех человеческих ценностей служит нравственность. (А. Эйнштейн).

 

Пользуясь словарными статьями, высказываниями известных людей, эпиграфом к уроку, опираясь на собственный опыт, дайте определение понятию «нравственность».

Нравственность – это _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

Нравственные ценностей жителей города Калинова

 

 

Катерина

Кабаниха

Дикой

Борис

Тихон

Варя, Кудряш

Общий круг ценностей горожан

 

Круг ценностей персонажа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

image

Расположение героев

в кругу ценностей в «идеале»

Расположение героев относительно круга ценностей в финале пьесы (в художественной действительности)

 

 

    
 image
  image

 

 

 

 

 


                    +                  +                                                             +                    +

 

 

 

    
 image image

 

 

                   —                  —                                                            —                  — 

 

 

 

 

 

 

Нравственный конфликт – это конфликт внешний или внутренний? Какие нравственные проблемы затрагивает А.Н. Островский в своей пьесе? Можно ли сказать, что он изображает «падение нравов», исчезновение нравственности? Как вы думаете, с какой целью драматург это делает?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Актуальность пьесы А.Н. Островского «Гроза» в современном мире заключается в том, что_______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_literature.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема учебного занятия Быть или не быть? Делать или не делать? Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Дидактическая цель: формирование навыка анализа художественного текста, работы с драматическими образами; расширение представлений об актуальности классических произведений.

Развивающая цель: совершенствование умения сопоставлять факты, логически рассуждать и выражать свои мысли, делать выводы; расширение словарного запаса; развитие языкового чутья и культуры речи; развитие творческих способностей.

Воспитательная цель: совершенствовать представления студентов о нравственных ценностях; формировать уважительное отношение студентов к чужому мнению.

Организационная форма проведения занятия: «Продвинутая лекция» (Технология развития критического мышления через чтение и письмо)

Методическая цель: показать комплекс подходов, приемов и средств, возможных при работе с художественным материалом

Методическое обеспечение урока: раздаточный материал (макет «продвинутой лекции»; текст пьесы А.Н. Остросского «Гроза»); мультимедиапроектор + презентация.

Межпредметные связи

Обеспечивающие дисциплины

Изучаемая дисциплина

Обеспечиваемые дисциплины

Русский язык

Литература

Русский язык и культура речи

Основы философии

Внутрипредметные связи

Обеспечивающие темы

Изучаемая тема

Обеспечиваемые темы

Русская литература XIX века

Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Л.Н. Толстой. Нравственные искания героев писателя


Ход урока

Этап

занятия

Дидактические задачи этапа занятия

Методы и принципы обучения

Деятельность преподавателя

Рефлексивная деятельность студентов

1

2

3

5

I. Организационный этап занятия

Подготовка студентов к работе на занятии

Предъявление единых педагогических требований:

- приветствие;

- выявление отсутствующих на уроке;

- проверка внешнего вида (соответствие требованиям внутреннего распорядка колледжа).

Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке на занятие. Приводят в соответствие с требованиями внешний вид, рабочее место.

Психологическая установка на восприятие материала занятия

Организация внимания и готовности к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте).

Готовятся к восприятию темы занятия.

II. Этапы продвижения в проблеме.

Подготовка к основному этапу занятия.

  1. Вызов

Вызывать интерес к теме, актуализировать имеющиеся знания студентов и структурировать процесс дальнейшего изучения проблемы 

Развитие критического мышления через чтение и письмо:

Прием «песочные часы»; аналитическая беседа

1. Выдвижение цели лектором и слушателями (предполагает индивидуальную работу студентов с материалом).

1) Аналитическая беседа.

– Посмотрите на тему нашего урока: «Быть или не быть? Делать или не делать? Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского „Гроза”». Какие вопросы она у вас вызывает? Что вы хотели бы узнать по обозначенной проблеме? Ответы на эти вопросы запишите в верхней части «песочных часов».

2) Определение контекста понимания проблемы, темы, понятия.

Репродуктивная беседа (актуализация опорных знаний + создание ситуации успеха).

– Какой литературный персонаж задавался вопросом «быть или не быть?» В чем сомневался он? Какой выбор герой делал? Можно ли считать этот вопрос началом нравственного конфликта Гамлета?

– Посмотрите на эпиграф к уроку: «Правила нравственности, как и люди, меняются с каждым поколением: они подсказаны то добродетелью, то пороком» (Люк Вовенарг, французский писатель 1715 – 1747 гг.). Как вы понимаете этот эпиграф? Согласны ли вы с приведенным высказыванием? Докажите свою точку зрения.

3) Построение гипотезы своего понимания.

(Данный вид работ ведется студентами самостоятельно и индивидуально. Затем им предлагается поделиться своими определениями понятия «нравственности». Каждый студент может дополнить собственное определение понравившейся информацией из прозвучавшего).

– Посмотрим, как понимали «нравственность» в разные времена. В «модели лекции» приведены определения нравственности. Подчеркните в них те слова, которые кажутся вам наиболее значимыми. Опираясь на приведенный материал и собственный опыт, дайте свое определение понятию «нравственность».

Работа с темой урока и «песочными часами» (макет «Продвинутой лекции»)

Работа с литературным контекстом, выявление круга актуальных для классической литературы и современного мира проблем.

Работа в макете лекции с определениями понятия «нравственность». Творческое осмысление данного понятия и поиск собственных смыслов.

2 Осмысление.

Обеспечение самоосмысления через постановку цели.

Развитие критического мышления через чтение и письмо: анализ художественного текста, заполнение сравнительной таблицы «Нравственные ценностей жителей города Калинова»

Работа с координатной плоскостью ценностей

Обсуждение полученных данных

1. Поиск новых знаний.

1) Аналитическая беседа с заполнением первой строки таблицы «Нравственные ценности жителей города Калинова».

– Попробуем определить круг ценностей, которыми руководствуются в совей жизни представители города Калинова. При заполнении таблицы необходимо вспомнить, какое социальное сословие является подавляющим в пьесе, какой свод законов и правил регламентирует их жизнь. Обратите внимание на то, как персонажи относятся к церкви, как часто они говорят о Боге, о грехе; помогают ли они бедным, думают ли о семье. Ответьте на вопрос, о чем мечтает большинство героев пьесы.

– Можно ли сказать, что названные ценности являются общепринятыми, вечными, незыблемыми?

– Одинаково ли значимы перечисленные ценности для всех героев пьесы? Одинаково ли они воспринимают эти ценности?

2) Самостоятельная работа студентов в группах (заполнение второй строки таблицы).

– Конкретизируйте, как понимает нравственные ценности каждый герой.

1 группа: Катерина и Кабаниха;

2 группа: Дикой, Борис и Тихон;

3 группа: Варвара и Кудряш.

– Совместимы ли ценности во внутреннем мире каждого героя? Какие из этих ценностей вступают в конфликт? К чему ведет этот конфликт?

3) Аналитическая беседа.

– Расположите героев произведения в координатных плоскостях в кругу ценностей в «идеале» персонажей (в мире их представлений и желаний). Как меняется «положение» героев в кругу ценностей в финале пьесы (в художественной действительности).

– Почему вы расположили героев именно так? Докажите свое мнение. Какие нравственные нормы нарушает каждый из персонажей?

2. Обогащение представлений о качественных характеристиках понятия, проблемы.

Обучающиеся осмысливают проблему. Анализируют текст (в малых группах).

Анализируют текст, доказывают свою точку зрения.

Рефлексия.

Формировать собственное отношение студентов к поставленной проблеме, художественному тексту, современной действительности

Развитие критического мышления через чтение и письмо: организация самостоятельной творческой работы (ответы на проблемные вопросы, синквейн)

1) Индивидуальное письменное осмысление проблемы, поднимаемой А.Н. Островским. Проблемная беседа

– Поразмышляйте над такими вопросами:

  • Нравственный конфликт – это конфликт внешний или внутренний?
  • Какие нравственные проблемы затрагивает А.Н. Островский в пьесе «Гроза»?
  • Можно ли сказать, что драматург в «Грозе» изображает «падение нравов»? Почему, по-вашему мнению, он делает это? Обоснуйте свой ответ.

Запишите свои мысли.

2) Синквейн. 

Студентам предлагается написать пятистрочие к понятию «нравственность» (1 строка – 3 существительных-синонима к понятию «нравственность; 2 строка – 3 прилагательных, характеризующих рассматриваемое понятие, 3 строка – 3 глагола; 4 строка – синоним смысла понятия в одной фразе; 5 строка – синоним смысла в одной фразе).

Каждый студент приходит к индивидуальному осмыслению данной философской категории. Например:

Нравственность

Закон, доброта, душа

Откровенный, отзывчивый, искренний

Жить, чувствовать, быть лучше

Залог счастья Человека

Счастье

Нравственность

Чистота, духовность, ограничение

Духовный, открытый людям, требовательный к себе

Жить, делать добро, думать

Жить в гармонии с собой

Гармоничная Личность

Нравственность

Честность, испытание, твердость

Сердечный, моральный, добродетельный

Наставляет, помогает, жертвует

Внутренний мир человека

Жизнь

3) Аналитическая беседа.

– Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как он соотносится с содержанием занятия?

Письменное осмысление проблемы.

– Проблемы нравственности поднимал в своих произведениях английский писатель У. Шекспир в XIV веке, французский писатель Л Вовенарг в XVIII веке, А.Н. Островский в XIX веке. Актуальны ли эти вопросы сейчас. В чем актуальность пьесы в наши дни? Запишите свои мысли, аргументируйте их.

– Вернемся к «песочным часам». Заполните нижний треугольник: напишите, какие результаты вы получили, что узнали.

(В финале урока «модели лекций» собираются преподавателем и анализируются. Каждый студент получает оценку).

Индивидуальные письменные ответы на проблемные вопросы

Обсуждение результатов Синквейна

Индивидуальные письменные ответы на поставленную проблему об актуальности нравственных ценностей в нашей жизни

Домашнее задание.

Обеспечение понимания цели домашнего задания. Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.

Посмотреть видеозапись спектакля «Гроза» (Магнитогорский драматический театр им. А. С. Пушкина). Сравнить замысел А.Н. Островского и авторское решение режиссера-постановщика спектакля.

Самоосмысление способов выполнения домашнего задания.


Ф.И.О. студента

Быть или не быть? Делать или не делать?

Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Правила нравственности, как и люди, меняются с каждым поколением: они подсказаны то добродетелью, то пороком

Люк Вовенарг

Прочитайте предложенные определения понятия «нравственность», подчеркните в них ключевые слова.

Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. («Толковый словарь» С. И. Ожегова).

Нравственность – это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле (Википедия).

Нравственность – самый тонкий, сугубо личный поведенческий кодекс, определяемый мерой самокритичности и совестливости человека, основанный на нравственной ответственности перед самим собой («Психология» В. Старковского).

Нравственность – это вечная попытка примирения наших личных потребностей. (И. Гёте).

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений. (П. Гольбах).

Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством красоты и идеалом, в котором вы ее воплощаете. (Ф.М. Достоевский).

В конечном счете, основой всех человеческих ценностей служит нравственность. (А. Эйнштейн).

Пользуясь словарными статьями, высказываниями известных людей, эпиграфом к уроку, опираясь на собственный опыт, дайте определение понятию «нравственность».

Нравственность – это _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Нравственные ценностей жителей города Калинова

Катерина

Кабаниха

Дикой

Борис

Тихон

Варя, Кудряш

Общий круг ценностей горожан

Круг ценностей персонажа

Расположение героев

в кругу ценностей в «идеале»

Расположение героев относительно круга ценностей в финале пьесы (в художественной действительности)

                    +                  +                                                             +                    +

                   —                  —                                                            —                  —  

Нравственный конфликт – это конфликт внешний или внутренний? Какие нравственные проблемы затрагивает А.Н. Островский в своей пьесе? Можно ли сказать, что он изображает «падение нравов», исчезновение нравственности? Как вы думаете, с какой целью драматург это делает?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Актуальность пьесы А.Н. Островского «Гроза» в современном мире заключается в том, что_______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа № 6 Сочинение по творчеству А.Н. Островского «В ЧЕМ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ДРАМЫ А.Н, ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

Одна из практических работ курса нацеливает на работу по опорным словам и тезисам, исключая возможность списывания из сети готового сочинения....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА бинарного урока по предметам ИНФОРМАТИКА/ЛИТЕРАТУРА На тему: Поиск информации в сети Интернет и художественный анализ текста драмы А.Н. Островского «ГРОЗА»

Тема урока: Поиск информации в сети Интернет и художественный анализ текста драмы А.Н. Островского «ГРОЗА»Цели урока литературы:ü Учебная - закрепить и обобщить материал по драме  А.Н. Островског...

Тест по пьесе А.Н.островского "Гроза"

Тест по пьсесе А.Н.островского "Гроза"...

Тест по драме А.Островского "Гроза"

Тест по драме А.Островского "Гроза"...

Урок-практикум "Как создается спектакль?" ( По драме А.Н.Островского "Гроза").

На уроке обсуждается, анализируется постановка спектакля режиссера Андрея Могучего "Гроза" в БДТ. Студенты представляют инсценировки трех сцен пьесы....

Вокально- речевой тренинг актёра на примере сцен пьесы А. Н, Островского " Снегурочка"

 Работа студентов  над драматическим материалом в стихах на примере сцен из пьесы А. Н. Островского " Снегурочка".  Вокально- речевой тренинг. Использование фольклорног...

Гроза как природное явление и ее символика в драме А.Н.Островского «Гроза».

Интегрированный урок по литературе и естествознанию....