Урок-практикум "Как создается спектакль?" ( По драме А.Н.Островского "Гроза").
план-конспект урока
На уроке обсуждается, анализируется постановка спектакля режиссера Андрея Могучего "Гроза" в БДТ. Студенты представляют инсценировки трех сцен пьесы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_drame_groza.docx | 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы на 1 курсе
Тема: Как создается спектакль? (По драме А.Н.Островского «Гроза»).
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок-практикум
Формы работы: коллективная, групповая, по парам.
Методы: личностно-ориентированные методы, дифференциация обучения, беседа, сообщения, исследования учащихся, анализ текста, самостоятельная работа учащихся.
Цель: формирование представления о создании спектакля, формирование картины мира в ходе обсуждения постановки пьесы «Гроза».
Задачи:
образовательные:
- расширить, углубить и систематизировать знания о создании театрального спектакля;
- познать секреты актёрского мастерства;
воспитательные:
- воспитать умение вести конструктивный диалог,
- воспитать умение корректно оценивать действия партнера;
развивающие:
- развить коммуникативные, творческие способности,
- развить познавательную деятельность.
Планируемые результаты:
Формирование УУД:
- регулятивные: умение оценить действия партнера, умение приложить волевое усилие для достижения цели, умение выбирать действие в соответствии с поставленной задачей;
- познавательные: умение отбирать нужные сведения; формулировать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения;
- коммуникативные: грамотное владение монологической и диалогической формами речи; контроль, коррекция и оценка действий партнера.
Личностные результаты:
- готовность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; совершенствование духовно-нравственных качеств;
- формирование восприятия текста как произведения искусства.
Оборудование: проектор, компьютер, критические статьи, видеоматериалы, тексты пьесы, карточки с заданиями.
Ход урока:
- Организационный момент. ( 1 мин.)
- Формулировка темы и цели урока. ( 3 мин.)
Слово учителя:
- Предлагаю угадать, о чём сегодня мы будем говорить.
Выходя из дома, мы берем с собой несколько «масок». Они нам нужны для различных жизненных ситуаций и обстоятельств.
Вопросы:
- Что это за «маски»? (разные эмоции, разные роли, разные образы).
- На что похожа наша жизнь, с чем можно сравнить то, что нам ежедневно приходится играть разные роли? (театр).
Вопросы для формулировки темы:
- Когда мы видим необычную вещь, предметы искусства, оригинальные предметы интерьера, сложный цирковой или спортивный трюк, спецэффекты в кинофильмах, спектаклях, слышим виртуозную игру музыканта, какой первый вопрос чаще всего возникает в нашем сознании? (как это сделано?)
- Если объединить ваши размышления в единое целое, можно сформулировать тему и цель нашего урока. (Как создается спектакль? Раскрыть секреты актерского мастерства, обсудить замысел режиссера).
- Запишите тему: «Как создается спектакль?» (По драме А.Н.Островского «Гроза»).
III. Актуализация знаний. (9 мин).
- Слово учителя: На предыдущем уроке мы посмотрели фрагменты экзамена в Щукинском училище по Мастерству актера на тему «Наблюдения за животными». Сейчас предлагаю вам несколько ситуаций, на карточках написано задание изобразить:
- стиральную машину;
- как готовят пиццу;
- как закипает чайник;
- жирафа;
- змею;
- шашлык;
- как убежал кофе.
Студенты выполняют задание, анализируют выступления.
- Слово учителя:
Мы читали пьесу «Гроза», написали сочинение. Давайте проверим насколько хорошо мы знаем текст.
Предлагается задание с взаимопроверкой: в приложении «Живые страницы» в разделе «Игры в слова» проверьте друг друга на знание речи героев, по 5 вопросов каждому. Инструкция: Один называет ответ, второй оценивает. Затем вместе проверяют правильный ответ.
IV. Усвоение новых знаний.
- Слово учителя: (30 сек.)
Сегодня мы обсудим постановку пьесы А.Н. Островского «Гроза» в БДТ режиссера Андрея Могучего и попытаемся узнать, как он сделан, какими средствами и способами осуществляется замысел режиссера?
Премьера спектакля состоялась в 2016 г. Спектакль стал лауреатом Российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа режиссера» в 2017 г.
Просмотр фрагментов спектакля с комментированием.
- Сообщение студента. ( 30 сек.)
Театрального критик и историк театра Нина Шалимова пишет: «Андрей Могучий взял эту пьесу, чтобы померяться силой с великим драматургом. В этой пьесе немереная силища, режиссер тоже ее в себе ощущает. Он берет весь арсенал современной театральности и пробует. Спектакль необыкновенно разработан.
Как написал М.А.Булгаков, что «Маргарита - женщина непомерной красоты», так и спектакль Андрей Могучего - непомерной красоты, без малейшего намека на красивость, на гламурность».
- Слово учителя: (2 мин.)
Вопросы:
- Скажите, пожалуйста, что необыкновенного вы заметили с первых кадров?
(интересное пространство сцены, необычные костюмы, цветовое решение, все в черном, только Катерина в красном, актеры напевают текст, Борис исполняет оперные партии).
Режиссер-постановщик спектакля Андрей Могучий в одном из интервью говорит: «Нам было важно с художником Верой Мартыновой сделать такую черную дыру, непонятную, страшную, тайную, в которой иногда, как всполохи молнии возникают какие-то чудовища».
Наша задача заострить внимание на способах подачи и передачи текста. Режиссер через ритм и музыкальность текста, через способ произношения показывает, что слово и его ритм приоритетно над ситуацией. Мы можем представить сколько времени понадобилось актерам на ритмические тренинги, чтобы так виртуозно владеть словом.
Язык, говор спектакля придуманный, здесь скороговорки, частушки, приговоры, заговоры.
Вопрос:
- Как вы думаете, что послужило источником для создания особого говора? (фольклор).
Это мелодия национальной души и она выпевается в таком музыкальном разноообразии.
V. Закрепление новых знаний.
- Практическая деятельность обучающихся.
Для подготовки речевого аппарата предлагается проговорить по 3 скороговорки. (3 мин.)
Ткет ткач ткани на платье Тане.
У перепелa и перепелки пять перепелят.
Грабли – грести, метла – мести, весла – везти, полозья – ползти.
Лезут козы в гpозу в лозу – лозу козы в гpозу гpызут.
Жужжит нaд жимолостью жук. Тяжелый нa жуке кожух.
Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.
Добыл бобыль бобов, допил бобыль бутыль, забыл бобыль костыль.
Около кола колокола, около ворот коловорот.
Инцидент с интендантом, прецедент с претендентом, интрига с интриганом.
А мне не до недомогания.
Забыл Панкрат Кондратьев под кроватью домкрат, а Панкрату Кондратьеву без домкрата не поднять на тракте трактор.
Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
- Проверка домашнего задания: (12 мин.)
Слово учителя: У нас есть прекрасная возможность увидеть игру наших актеров и послушать, как они владеют сценической речью.
- Инсценировка сцены прощания Катерины и Тихона (2 действие), сцены признания Катерины (4 действие), сцены прощания Катерины и Бориса (5 действие).
VI. Контроль усвоения знаний. (4 мин.)
- Слово учителя.
- чье выступление вам понравилось больше всего?
- кому из ребят удалось вжиться в образ?
- у кого речь была искренней, убедительной?
- назовите сначала лучшие выступления, затем корректно выскажите пожелания, над чем можно поработать.
VII. Выводы, рефлексия. (8 мин.)
1. Слово учителя: Главная функция в создании спектакля принадлежит режиссеру-постановщику, именно он вместе со сценографом и художником по костюмам активизирует созидательную энергию и направляет её в нужное русло. Основная работа - это репетиционный процесс с актерами, где режиссер добивается как высокого уровня каждой из актерских работ, так и целостного звучания спектакля.
Вопрос: Чем отличается театральная постановка от кинофильма?
(Особенностью театральных спектаклей является сиюминутность его жизни: невозможно повторить любой театральный спектакль, ни один спектакль не похож на предыдущий).
Предлагаю высказать свое мнение о просмотренном спектакле.
2. Студенты делятся отзывами о спектакле.
VIII. Информация о домашнем задании. ( 1 мин.)
- Для тех, у кого андроиды, в приложении «Живые страницы» выполнить задание в разделе «Игры в слова» по выбору: «редкие слова» или «детали».
- Для тех, у кого айфоны, придумать афишу к спектаклю «Гроза».
IX. Оценка учебной деятельности. ( 1 мин.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа № 6 Сочинение по творчеству А.Н. Островского «В ЧЕМ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ДРАМЫ А.Н, ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»
Одна из практических работ курса нацеливает на работу по опорным словам и тезисам, исключая возможность списывания из сети готового сочинения....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА бинарного урока по предметам ИНФОРМАТИКА/ЛИТЕРАТУРА На тему: Поиск информации в сети Интернет и художественный анализ текста драмы А.Н. Островского «ГРОЗА»
Тема урока: Поиск информации в сети Интернет и художественный анализ текста драмы А.Н. Островского «ГРОЗА»Цели урока литературы:ü Учебная - закрепить и обобщить материал по драме А.Н. Островског...
Конспект урока по литературе по теме "Во что веришь" (Анализ образа Луки в драме М. Горького)
Цель урока: создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию....
Тест по драме А.Островского "Гроза"
Тест по драме А.Островского "Гроза"...
Контрольно-оценочные средства дисциплины Основы теории драмы
Данные котрольно-оценочные средства используются в ОУ культуры СПО...
Программа дисциплины Основы теории драмы
Данная программа испотльзуется для обучения по виду "Театральное творчество" в ОУ СПО...
Открытое занятие на тему: «ДРАМА «ГРОЗА». КАЛИНОВ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ (СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ). СИЛА ТРАГИЧЕСКОЙ РАЗВЯЗКИ В СУДЬБЕ ГЕРОЕВ ДРАМЫ. СИМВОЛИКА ГРОЗЫ»
Тип занятия: изучение нового материала с опорой на имеющиеся знания.Цель: выяснить, какие впечатления стали источником создания пьесы; дать характеристику городу Калинов, выяснить, кто его обитатели и...