МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА бинарного урока по предметам ИНФОРМАТИКА/ЛИТЕРАТУРА На тему: Поиск информации в сети Интернет и художественный анализ текста драмы А.Н. Островского «ГРОЗА»
методическая разработка на тему

Дрозд Марина Владимировна

Тема урока: Поиск информации в сети Интернет и художественный анализ текста драмы А.Н. Островского «ГРОЗА»

Цели урока литературы:

ü Учебная - закрепить и обобщить материал по драме  А.Н. Островского «Гроза»

ü Развивающая - развивать наглядно-образное мышление, самостоятельную, творческую деятельности;

ü Воспитательная - воспитывать интерес к литературе и истории.

Цели урока информатики:

Ø Учебные - закрепить и обобщить навыки работы в текстовом процессоре Microsoft Word 2007 с использованием современных информационных технологий, создать собственный медиапродукт;

Самостоятельно освоить различные способы поиска информации в сети Интернет

Ø Развивающая - развивать познавательные интересы, творческое мышление, способность отбирать нужную информацию;

Ø Воспитательная - воспитывать бережное отношение к технике в компьютерном классе.

Тип урока: закрепление и обобщение ЗУН

Форма урока: бинарный урок

 

Оборудование: проектор, компьютеры, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл binarnyy_urok_nov.docx39.4 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОК ИМ. ВИКТОРА ТАЛАЛИХИНА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

бинарного урока по предметам

ИНФОРМАТИКА/ЛИТЕРАТУРА

На тему: Поиск информации в сети Интернет и художественный анализ текста драмы А.Н. Островского «ГРОЗА»

Преподаватель литературы Серова Н.В.

Преподаватель информатики: Дрозд М.В

Москва 2014

Тема урока: Поиск информации в сети Интернет и художественный анализ текста драмы А.Н. Островского «ГРОЗА»

Цели урока литературы:

  • Учебная - закрепить и обобщить материал по драме  А.Н. Островского «Гроза»
  • Развивающая - развивать наглядно-образное мышление, самостоятельную, творческую деятельности;
  • Воспитательная - воспитывать интерес к литературе и истории.

Цели урока информатики:

  • Учебные - закрепить и обобщить навыки работы в текстовом процессоре Microsoft Word 2007 с использованием современных информационных технологий, создать собственный медиапродукт;

Самостоятельно освоить различные способы поиска информации в сети Интернет

  • Развивающая - развивать познавательные интересы, творческое мышление, способность отбирать нужную информацию;
  • Воспитательная - воспитывать бережное отношение к технике в компьютерном классе.

Тип урока: закрепление и обобщение ЗУН

Форма урока: бинарный урок

Оборудование: проектор, компьютеры, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

План урока

1. Организационный момент

Сообщение  темы  урока, целей,  задач

Вступительное слово учителя литературы

На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с творчеством Островского. Его пьесы называют «пьесами жизни». Островский показал (и это было шагом вперед в истории драматургического искусства) как общественное и имущественное положение людей определяет их психологию и поведение. Деньги дают и власть, и силу, и почет. Страсть к наживе развращает людей. Пьеса стала обличением общественных отношений, основанных на жажде наживы, на имущественном неравенстве, сатирой на самодурство.

Повторение пройденного материала по литературе, ответив на следующие вопросы;

1. С какими образами связана метафора грозы в экспозиции? (Почти со всеми действующими лицами.)

2 Какое значение “грозы” преобладает в экспозиции? (Страх, угроза, грозить.)

3.Какого характера требовала эпоха? (Решительного, цельного - сильного характера, способного подняться до протеста против насилия и произвола и идти в своем посте до конца. Такой характер Добролюбов увидел в Катерине).

4. Вдумайтесь в суждение: Катерина — характер “созидающий, любящий, идеальный”. Как согласуется с созидательной натурой героини “протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца”? (Истоки протеста как раз в гармоничности, простоте, благородстве, которые несовместимы с рабской моралью).

5. Достоин ли Борис любви Катерины и повинен ли в ее смерти?

6. Почему Тихон — “живой труп”?

2. Вступительное слово преподавателя информатики:  Сегодня важнейшей составляющей образованности человека является свободное владение информационными технологиями, так как деятельность людей все в большей степени зависит от информированности и способности эффективно использовать информацию. Квалифицированный специалист любого профиля (как технического, так и гуманитарного) должен уметь находить (извлекать), обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров и других вычислительных и телекоммуникационных средств. Поиск информации в Интернет – второй по востребованности из сервисов Интернет (первое место по праву занимает электронная почта). Навыки поиска информации сейчас необходимы каждому пользователю Интернет. Сеть – неиссякаемый источник информации любого рода. По оценке фирмы Caspian Networks, объем информации, передаваемой по каналам Интернет, удваивается каждые полгода. Более того, наблюдается тенденция роста трафика. Получить элементарные навыки поиска информации в Интернет, правильно организовать свою работу в Сети.

3.Показ презентации

4 Выполнение практического задания

5. Итог урока. Обсуждение технологий поиска информации и самопроверка учащимися выполнения и заполнения таблиц с анализом текста. Учителя объявляет оценки учащимся, комментирует при этом ошибки и недочёты учащихся, выделяет особенно удачные ответы, оценивает как работу группы в целом, так и работу отдельных учащихся.

4. Домашнее задание.

1. Прочитать материал учебника, сопоставить интерпретацию учебника с суждениями критиков.

2. Составить в word план и тезисы статьи Н. А. Добролюбова "Луч света в тёмном царстве".


Практическая работа «Поиск информации в Интернет»

Задание

Используя поисковые машины google.ru, yandex.ru. rambler.ru, aport.ru, найдите краткие ответы на вопросы, и оформите их в таблице в колонке с указанием адреса, где была найдена информация в колонке «Адрес страницы».

Драма «Гроза»

1. Создание и постановка (Адрес страницы, на которой получен ответ)

 Заслуги Н. А. Островского перед русской драматургией,

Драму «Гроза» И. С. Тургенев охарактеризовал как

 

«Гроза» была написана

В          году поставлена в театрах Москвы и Петербурга.

В           г. пьеса была напечатана

2. Сюжет и композиция (Адрес страницы, на которой получен ответ)

 Сюжет для драмы взят автором ...

 Действия, описанные автором, могли произойти ….

В основу сюжета Островский положил рассказ об истории...

Всех жителей города Калинова можно разделить на 2 группы

(Адрес страницы, на которой получен ответ)

"Темное царство"

Жертвы "темного царства"

4. Характеристика главных героинь: Кабаниха, Катерина

(Адрес страницы, на которой получен ответ)

Марфа Игнатьевна Кабанова

Отличительные черты характера

Противоречивость

в характере и поступках героини

Особенности речи

 …- таковы черты внутреннего облика героини, делающие её суровой и страшной охранительницей «темного царства».

Катерина Кабанова (Адрес страницы, на которой получен ответ)

Место в доме Кабановых

Чем Катерина отличается от других персонажей

Мир, в котором живет героиня

В чем трагедия Катерины

о Катерине

Любовь в жизни Катерины

Добролюбов о Катерине

5. Смысл названия

для своей пьесы автор выбирает многозначное название

(Адрес страницы, на которой получен ответ)

Природное явление

Социальное столкновение

Гроза как природное явление

Гроза как обещание мучений

Нравственные проблемы:

Автор, поставив перед читателем вопрос: ………….,  всем ходом пьесы отвечает, что ……

Э Т А Л О Н

Драма «Гроза»

1. Создание и постановка 

 Заслуги Н. А. Островского перед русской драматургией, перед отечественным театром раскрыты И. А. Гончаровым, который в связи с 35-летним юбилеем творческого пути драматурга писал: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского».

Драму «Гроза» И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего таланта».

 

«Гроза» была написана в 1859 г., в том же году поставлена в театрах Москвы и Петербурга. В 1860 г. пьеса была напечатана

2. Сюжет и композиция 

 Сюжет для драмы взят автором из жизни. Не секрет, что многие волжские города оспаривали право на то, что действие пьесы происходило именно в их городе. Местные жители показывали гостям города беседку на берегу Волги, где Катерина признается в совершенном грехе.

 Действия, описанные автором, могли произойти во многих городах России того времени. Здесь господствовали домострой и самодурство, унижение и грубость.

В основу сюжета Островский положил рассказ об истории одной семьи.

Всех жителей города Калинова можно разделить на 2 группы

"Темное царство"

Жертвы "темного царства"

олицетворяют гнетущую власть

враги всего живого и нового

Кабаниха, Дикой

угнетенные и бесправные

ощущают на себе власть и грубую силу «темного царства»

Катерина, Варвара, Тихон, Борис, Кудряш, Кулигин 

4. Характеристика главных героинь: Кабаниха, Катерина

Марфа Игнатьевна Кабанова

Отличительные черты характера

«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», - так правильно и метко определяет характер Кабанихи Кулигин. Суровая и властная. Всех хочет заставить жить по старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления своей воли, своей инициативы. Кабаниха суеверна.

Противоречивость

в характере и поступках героини

Ее благочестие показное. Она не пропускает ни одного церковного богослужения, оделяет деньгами нищих, принимает в своем доме странниц вроде Феклуши. Но дома она настоящий деспот. Свою семью она доводит до полного развала: уходит из дома Варвара, Тихон теряет из-за строгости матери всякую способность думать и действовать самостоятельно, а Катерина покончила с собой.

Особенности речи

Язык ее богаче и сложнее, чем у Дикого, Кабаниха позволяет себе и грубые выражения, но они не характерны для её речи. Властность Кабанихи сказывается не в ругательствах, а в повелительном тоне ее речи. На склад ее речи наложила отпечаток та атмосфера «благочестия» и старинной обрядовости, которую она поддерживает в своем доме. В целом язык Кабанихи колоритен и пестрит пословицами, образными оборотами народной речи.

Деспотизм, ханжество, невежество, бездушная защита отживших свой век порядков и обычаев - таковы черты внутреннего облика героини, делающие её суровой и страшной охранительницей «темного царства».

Катерина Кабанова

Место в доме Кабановых

Попадает в дом Кабановых, выйдя замуж за Тихона, не то, чтобы по любви, а потому что так положено. Занимает место снохи, нелюбимой и неуважаемой.

Чем Катерина отличается от других персонажей

Натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходится жить, эти качества просто недоступны для понимания.

Мир, в котором живет героиня

Мир Катерины наполнен поэзией и красотой. Они во всем: в умывании родниковой водой, в рассказах и песнях странниц, в молитвах, даже в вышивании золотом по бархату. И всему этому не было принуждения в девичестве. После замужества Катерина потеряла ощущение свободы, радости жизни. «Неволя» убивает красоту и поэзию, а значит, разрушает мир Катерины.

В чем трагедия Катерины

Катерина не хочет и не может жить по законам «темного царства». В этом основная причина ее трагедии, трагедия свободного человека, которого заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеждениям. В доме Кабанихи, «все как будто из-под неволи». Сердце Катерины жаждет любви, на любое обращенное к ней ласковое слово она готова ответить сильным чувством, но живет героиня в городе «безлюбом».

о Катерине

Варвара говорит: «Ты какая-то мудреная», т. е. странная, сложная, непонятная.

«Такая уж я зародилась горячая - говорила она. - Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! - признается она. - Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!»

Любовь в жизни Катерины

Катерина любит не так, как окружающие ее женщины. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» - скажет она Борису.

Добролюбов о Катерине

Натура мечтательная, впечатлительная, с характером по преимуществу «любящим, идеальным».

Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. Женщина не только со страстным, но и с сильным характером. Способна на полный разрыв с опостылевшей средой и жизнью. «Луч света в темном царстве». Самоубийство её как бы на миг осветило беспробудный мрак «темного царства».

Такая впечатлительная, поэтически настроенная и в тоже время решительная женщина попадает в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки.

Это объясняет конфликт Катерины как с «темным царством», так и с самой собой. Трагизм положения Катерины осложнялся еще и тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старается она быть ему верной и любящей женой.

 

5. Смысл названия

для своей пьесы автор выбирает

многозначное название

Природное явление

Социальное столкновение

Гроза как природное явление становится фоном, на котором разворачивается финальная сцена пьесы.

Столкновение убеждений консервативно настроенных представителей более старшего поколения со стремлением к свободе, возможности выбора молодых героев пьесы.

Гроза как обещание мучений на том свете за грехи - «гиена огненная».

Нравственные проблемы:

? проблема человеческого достоинства;

? проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения;

? проблема честности, справедливости и способности сделать выбор.

Автор, поставив перед читателем вопрос: можно ли сохранить нравственность, честность в условиях города Калинова, всем ходом пьесы отвечает, что это невозможно.

Список используемой литературы и ресурсы сети Интернет

1.        Электронная библиотека «Русская литература от Нестора до Маяковского». – Direct Media, 2007.

2.        «Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия (виртуальная школа Кирилла и Мефодия). – М, 2008.

3.        А. Н. Островский. Полное собрание сочинений. Том II. Пьесы 1856—1861. М.: 1950. Государственное издательство художественной литературы. 405 с, илл. стр. 399—401

4. Все ответы в Интернете //Мир ПК.- 2008.- №8.- С. 58

5. Ездаков А. Игра - ты мир // Мир ПК.- 2008.- № 7.- С.95.

Википедия.рф

www.silverage.ru

www. ilibrary.ru

www. Google.ru

www. Rambler.ru

www. Yandex.ru

www.festival.1september.ru

www.uchportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ “МАТЕМАТИКА” ПО ТЕМЕ: НАХОЖДЕНИЕ НАИБОЛЬШЕГО И НАИМЕНЬШЕГО ЗНАЧЕНИЯ ФУНКЦИИ Автор-составитель: преподаватель математики Козырева Татьяна Александровна Краснодар, 2014г.

Разработка урока составлена в соответствии с программой по математике ( по учебнику А. Н. Колмогоров и др. „ Алгебра и начало анализа ” 10 – 11кл. Урок по теме: „ Нахождение наибольшего и наимень...

Методическая разработка открытого урока по предмету "Аналитическая химия". Тема "Анализ катионов IVаналитической группы"

    Сегодня обществу нужны люди умеющие думать и  работать творчески. Поэтому в процессе обучения провожу большую воспитательную работу, формируя у них черты и качества свойствен...

Методическая разработка бинарного урока физики и материаловедения по теме «Физические свойства металлов»

Бинарный урок это – учебное занятие, объединяющее содержание двух предметов в одном уроке. Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный ви...

Методическая разработка занятия по теме «Поиск информации в сети Интернет. Информационно-поисковые системы».

Методическая разработка занятия по дисциплине "Информатика" по теме «Поиск информации в сети Интернет. Информационно-поисковые системы»....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА бинарного урока по предметам: «Основы экономики ипредпринимательства,техническое оснащение и организация рабочего места, МДК 01. 01 технология обработки и приготовления блюд из овощей и грибов»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА бинарного урока  по предметам: «Основы экономики ипредпринимательства,техническое оснащение и организация рабочего места,  МДК 01. 01 технология обработки ...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине Информатика по теме "Представление информации в разных системах счисления"

Методическая разработка открытого урока по дисциплине Информатика по теме "Представление информации в разныз системах счисления"...

Практикум по теме: Поиск информации в сети интернет

Практикум по теме: Поиск информации в сети интернет...