МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА бинарного урока по предметам ИНФОРМАТИКА/ЛИТЕРАТУРА На тему: Поиск информации в сети Интернет и художественный анализ текста драмы А.Н. Островского «ГРОЗА»
методическая разработка на тему
Тема урока: Поиск информации в сети Интернет и художественный анализ текста драмы А.Н. Островского «ГРОЗА»
Цели урока литературы:
ü Учебная - закрепить и обобщить материал по драме А.Н. Островского «Гроза»
ü Развивающая - развивать наглядно-образное мышление, самостоятельную, творческую деятельности;
ü Воспитательная - воспитывать интерес к литературе и истории.
Цели урока информатики:
Ø Учебные - закрепить и обобщить навыки работы в текстовом процессоре Microsoft Word 2007 с использованием современных информационных технологий, создать собственный медиапродукт;
Самостоятельно освоить различные способы поиска информации в сети Интернет
Ø Развивающая - развивать познавательные интересы, творческое мышление, способность отбирать нужную информацию;
Ø Воспитательная - воспитывать бережное отношение к технике в компьютерном классе.
Тип урока: закрепление и обобщение ЗУН
Форма урока: бинарный урок
Оборудование: проектор, компьютеры, мультимедийная презентация, раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
binarnyy_urok_nov.docx | 39.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОК ИМ. ВИКТОРА ТАЛАЛИХИНА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
бинарного урока по предметам
ИНФОРМАТИКА/ЛИТЕРАТУРА
На тему: Поиск информации в сети Интернет и художественный анализ текста драмы А.Н. Островского «ГРОЗА»
Преподаватель литературы Серова Н.В.
Преподаватель информатики: Дрозд М.В
Москва 2014
Тема урока: Поиск информации в сети Интернет и художественный анализ текста драмы А.Н. Островского «ГРОЗА»
Цели урока литературы:
- Учебная - закрепить и обобщить материал по драме А.Н. Островского «Гроза»
- Развивающая - развивать наглядно-образное мышление, самостоятельную, творческую деятельности;
- Воспитательная - воспитывать интерес к литературе и истории.
Цели урока информатики:
- Учебные - закрепить и обобщить навыки работы в текстовом процессоре Microsoft Word 2007 с использованием современных информационных технологий, создать собственный медиапродукт;
Самостоятельно освоить различные способы поиска информации в сети Интернет
- Развивающая - развивать познавательные интересы, творческое мышление, способность отбирать нужную информацию;
- Воспитательная - воспитывать бережное отношение к технике в компьютерном классе.
Тип урока: закрепление и обобщение ЗУН
Форма урока: бинарный урок
Оборудование: проектор, компьютеры, мультимедийная презентация, раздаточный материал.
План урока
1. Организационный момент
Сообщение темы урока, целей, задач
Вступительное слово учителя литературы
На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с творчеством Островского. Его пьесы называют «пьесами жизни». Островский показал (и это было шагом вперед в истории драматургического искусства) как общественное и имущественное положение людей определяет их психологию и поведение. Деньги дают и власть, и силу, и почет. Страсть к наживе развращает людей. Пьеса стала обличением общественных отношений, основанных на жажде наживы, на имущественном неравенстве, сатирой на самодурство.
Повторение пройденного материала по литературе, ответив на следующие вопросы;
1. С какими образами связана метафора грозы в экспозиции? (Почти со всеми действующими лицами.)
2 Какое значение “грозы” преобладает в экспозиции? (Страх, угроза, грозить.)
3.Какого характера требовала эпоха? (Решительного, цельного - сильного характера, способного подняться до протеста против насилия и произвола и идти в своем посте до конца. Такой характер Добролюбов увидел в Катерине).
4. Вдумайтесь в суждение: Катерина — характер “созидающий, любящий, идеальный”. Как согласуется с созидательной натурой героини “протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца”? (Истоки протеста как раз в гармоничности, простоте, благородстве, которые несовместимы с рабской моралью).
5. Достоин ли Борис любви Катерины и повинен ли в ее смерти?
6. Почему Тихон — “живой труп”?
2. Вступительное слово преподавателя информатики: Сегодня важнейшей составляющей образованности человека является свободное владение информационными технологиями, так как деятельность людей все в большей степени зависит от информированности и способности эффективно использовать информацию. Квалифицированный специалист любого профиля (как технического, так и гуманитарного) должен уметь находить (извлекать), обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров и других вычислительных и телекоммуникационных средств. Поиск информации в Интернет – второй по востребованности из сервисов Интернет (первое место по праву занимает электронная почта). Навыки поиска информации сейчас необходимы каждому пользователю Интернет. Сеть – неиссякаемый источник информации любого рода. По оценке фирмы Caspian Networks, объем информации, передаваемой по каналам Интернет, удваивается каждые полгода. Более того, наблюдается тенденция роста трафика. Получить элементарные навыки поиска информации в Интернет, правильно организовать свою работу в Сети.
3.Показ презентации
4 Выполнение практического задания
5. Итог урока. Обсуждение технологий поиска информации и самопроверка учащимися выполнения и заполнения таблиц с анализом текста. Учителя объявляет оценки учащимся, комментирует при этом ошибки и недочёты учащихся, выделяет особенно удачные ответы, оценивает как работу группы в целом, так и работу отдельных учащихся.
4. Домашнее задание.
1. Прочитать материал учебника, сопоставить интерпретацию учебника с суждениями критиков.
2. Составить в word план и тезисы статьи Н. А. Добролюбова "Луч света в тёмном царстве".
Практическая работа «Поиск информации в Интернет»
Задание
Используя поисковые машины google.ru, yandex.ru. rambler.ru, aport.ru, найдите краткие ответы на вопросы, и оформите их в таблице в колонке с указанием адреса, где была найдена информация в колонке «Адрес страницы».
Драма «Гроза»
1. Создание и постановка (Адрес страницы, на которой получен ответ)
Заслуги Н. А. Островского перед русской драматургией, Драму «Гроза» И. С. Тургенев охарактеризовал как |
«Гроза» была написана В году поставлена в театрах Москвы и Петербурга. В г. пьеса была напечатана |
2. Сюжет и композиция (Адрес страницы, на которой получен ответ)
Сюжет для драмы взят автором ... Действия, описанные автором, могли произойти …. В основу сюжета Островский положил рассказ об истории... |
Всех жителей города Калинова можно разделить на 2 группы
(Адрес страницы, на которой получен ответ)
"Темное царство" | Жертвы "темного царства" |
4. Характеристика главных героинь: Кабаниха, Катерина
(Адрес страницы, на которой получен ответ)
Марфа Игнатьевна Кабанова | |
Отличительные черты характера | |
Противоречивость в характере и поступках героини | |
Особенности речи | |
…- таковы черты внутреннего облика героини, делающие её суровой и страшной охранительницей «темного царства». |
Катерина Кабанова (Адрес страницы, на которой получен ответ)
Место в доме Кабановых | |
Чем Катерина отличается от других персонажей | |
Мир, в котором живет героиня | |
В чем трагедия Катерины | |
о Катерине | |
Любовь в жизни Катерины | |
Добролюбов о Катерине |
для своей пьесы автор выбирает многозначное название
(Адрес страницы, на которой получен ответ)
Природное явление | Социальное столкновение |
Гроза как природное явление | |
Гроза как обещание мучений | Нравственные проблемы: |
Автор, поставив перед читателем вопрос: …………., всем ходом пьесы отвечает, что …… |
Э Т А Л О Н
Драма «Гроза»
1. Создание и постановка
Заслуги Н. А. Островского перед русской драматургией, перед отечественным театром раскрыты И. А. Гончаровым, который в связи с 35-летним юбилеем творческого пути драматурга писал: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского». Драму «Гроза» И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего таланта». |
«Гроза» была написана в 1859 г., в том же году поставлена в театрах Москвы и Петербурга. В 1860 г. пьеса была напечатана |
2. Сюжет и композиция
Сюжет для драмы взят автором из жизни. Не секрет, что многие волжские города оспаривали право на то, что действие пьесы происходило именно в их городе. Местные жители показывали гостям города беседку на берегу Волги, где Катерина признается в совершенном грехе. Действия, описанные автором, могли произойти во многих городах России того времени. Здесь господствовали домострой и самодурство, унижение и грубость. В основу сюжета Островский положил рассказ об истории одной семьи. |
Всех жителей города Калинова можно разделить на 2 группы
"Темное царство" | Жертвы "темного царства" |
олицетворяют гнетущую власть враги всего живого и нового Кабаниха, Дикой | угнетенные и бесправные ощущают на себе власть и грубую силу «темного царства» Катерина, Варвара, Тихон, Борис, Кудряш, Кулигин |
4. Характеристика главных героинь: Кабаниха, Катерина
Марфа Игнатьевна Кабанова | |
Отличительные черты характера | «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», - так правильно и метко определяет характер Кабанихи Кулигин. Суровая и властная. Всех хочет заставить жить по старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления своей воли, своей инициативы. Кабаниха суеверна. |
Противоречивость в характере и поступках героини | Ее благочестие показное. Она не пропускает ни одного церковного богослужения, оделяет деньгами нищих, принимает в своем доме странниц вроде Феклуши. Но дома она настоящий деспот. Свою семью она доводит до полного развала: уходит из дома Варвара, Тихон теряет из-за строгости матери всякую способность думать и действовать самостоятельно, а Катерина покончила с собой. |
Особенности речи | Язык ее богаче и сложнее, чем у Дикого, Кабаниха позволяет себе и грубые выражения, но они не характерны для её речи. Властность Кабанихи сказывается не в ругательствах, а в повелительном тоне ее речи. На склад ее речи наложила отпечаток та атмосфера «благочестия» и старинной обрядовости, которую она поддерживает в своем доме. В целом язык Кабанихи колоритен и пестрит пословицами, образными оборотами народной речи. |
Деспотизм, ханжество, невежество, бездушная защита отживших свой век порядков и обычаев - таковы черты внутреннего облика героини, делающие её суровой и страшной охранительницей «темного царства». |
Катерина Кабанова
Место в доме Кабановых | Попадает в дом Кабановых, выйдя замуж за Тихона, не то, чтобы по любви, а потому что так положено. Занимает место снохи, нелюбимой и неуважаемой. |
Чем Катерина отличается от других персонажей | Натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходится жить, эти качества просто недоступны для понимания. |
Мир, в котором живет героиня | Мир Катерины наполнен поэзией и красотой. Они во всем: в умывании родниковой водой, в рассказах и песнях странниц, в молитвах, даже в вышивании золотом по бархату. И всему этому не было принуждения в девичестве. После замужества Катерина потеряла ощущение свободы, радости жизни. «Неволя» убивает красоту и поэзию, а значит, разрушает мир Катерины. |
В чем трагедия Катерины | Катерина не хочет и не может жить по законам «темного царства». В этом основная причина ее трагедии, трагедия свободного человека, которого заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеждениям. В доме Кабанихи, «все как будто из-под неволи». Сердце Катерины жаждет любви, на любое обращенное к ней ласковое слово она готова ответить сильным чувством, но живет героиня в городе «безлюбом». |
о Катерине | Варвара говорит: «Ты какая-то мудреная», т. е. странная, сложная, непонятная. «Такая уж я зародилась горячая - говорила она. - Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! - признается она. - Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» |
Любовь в жизни Катерины | Катерина любит не так, как окружающие ее женщины. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» - скажет она Борису. |
Добролюбов о Катерине | Натура мечтательная, впечатлительная, с характером по преимуществу «любящим, идеальным». Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. Женщина не только со страстным, но и с сильным характером. Способна на полный разрыв с опостылевшей средой и жизнью. «Луч света в темном царстве». Самоубийство её как бы на миг осветило беспробудный мрак «темного царства». |
Такая впечатлительная, поэтически настроенная и в тоже время решительная женщина попадает в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки. Это объясняет конфликт Катерины как с «темным царством», так и с самой собой. Трагизм положения Катерины осложнялся еще и тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старается она быть ему верной и любящей женой. |
5. Смысл названия
для своей пьесы автор выбирает
многозначное название
Природное явление | Социальное столкновение |
Гроза как природное явление становится фоном, на котором разворачивается финальная сцена пьесы. | Столкновение убеждений консервативно настроенных представителей более старшего поколения со стремлением к свободе, возможности выбора молодых героев пьесы. |
Гроза как обещание мучений на том свете за грехи - «гиена огненная». | Нравственные проблемы: ? проблема человеческого достоинства; ? проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения; ? проблема честности, справедливости и способности сделать выбор. |
Автор, поставив перед читателем вопрос: можно ли сохранить нравственность, честность в условиях города Калинова, всем ходом пьесы отвечает, что это невозможно. |
Список используемой литературы и ресурсы сети Интернет
1. Электронная библиотека «Русская литература от Нестора до Маяковского». – Direct Media, 2007.
2. «Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия (виртуальная школа Кирилла и Мефодия). – М, 2008.
3. А. Н. Островский. Полное собрание сочинений. Том II. Пьесы 1856—1861. М.: 1950. Государственное издательство художественной литературы. 405 с, илл. стр. 399—401
4. Все ответы в Интернете //Мир ПК.- 2008.- №8.- С. 58
5. Ездаков А. Игра - ты мир // Мир ПК.- 2008.- № 7.- С.95.
Википедия.рф
www.silverage.ru
www. ilibrary.ru
www. Google.ru
www. Rambler.ru
www.uchportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ “МАТЕМАТИКА” ПО ТЕМЕ: НАХОЖДЕНИЕ НАИБОЛЬШЕГО И НАИМЕНЬШЕГО ЗНАЧЕНИЯ ФУНКЦИИ Автор-составитель: преподаватель математики Козырева Татьяна Александровна Краснодар, 2014г.
Разработка урока составлена в соответствии с программой по математике ( по учебнику А. Н. Колмогоров и др. „ Алгебра и начало анализа ” 10 – 11кл. Урок по теме: „ Нахождение наибольшего и наимень...
Методическая разработка открытого урока по предмету "Аналитическая химия". Тема "Анализ катионов IVаналитической группы"
Сегодня обществу нужны люди умеющие думать и работать творчески. Поэтому в процессе обучения провожу большую воспитательную работу, формируя у них черты и качества свойствен...
Методическая разработка бинарного урока физики и материаловедения по теме «Физические свойства металлов»
Бинарный урок это – учебное занятие, объединяющее содержание двух предметов в одном уроке. Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный ви...
Методическая разработка занятия по теме «Поиск информации в сети Интернет. Информационно-поисковые системы».
Методическая разработка занятия по дисциплине "Информатика" по теме «Поиск информации в сети Интернет. Информационно-поисковые системы»....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА бинарного урока по предметам: «Основы экономики ипредпринимательства,техническое оснащение и организация рабочего места, МДК 01. 01 технология обработки и приготовления блюд из овощей и грибов»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА бинарного урока по предметам: «Основы экономики ипредпринимательства,техническое оснащение и организация рабочего места, МДК 01. 01 технология обработки ...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине Информатика по теме "Представление информации в разных системах счисления"
Методическая разработка открытого урока по дисциплине Информатика по теме "Представление информации в разныз системах счисления"...
Практикум по теме: Поиск информации в сети интернет
Практикум по теме: Поиск информации в сети интернет...