Драматургия А.Н. Островского в театре. Судьба женщины в 19 веке и ее отражение в драмах А.Н. Островского. 2024
презентация к уроку

Ланграф Екатерина Николаевна

Островский внёс уникальный вклад в театральное искусство. В периодизации его творческого пути отражены даты развития русского театра, связанные с основанием Артистического кружка. Именно его называют основоположником современного театрального искусства, последователями которого стали такие выдающиеся личности как Константин Станиславский и Михаил Булгаков. Именно с Александра Николаевича начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию постановки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_2_1.pptx2.01 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Драматургия А.Н. Островского в театре. Судьба женщины в 19 веке и ее отражение в драмах А.Н. Островского Ланграф Е.Н. 2024г.

Слайд 2

Александр Николаевич Островский (1823–1886 гг.) – известный русский писатель и талантливый драматург. Основоположник современного русского театра, основатель Артистического кружка, член-корреспондент Петербургской Академии наук и обладатель премии Уварова.

Слайд 3

Родился 31 марта(12 апреля) 1823 года в Москве, вырос в купеческой среде. Мать умерла, когда ему было 8 лет. И отец женился снова. Детей в семье было четверо. Островский получал образование дома. У его отца была большая библиотека, где маленький Александр впервые стал читать русскую литературу. Однако отец хотел дать сыну юридическое образование. В 1835 году Островский начал учебу в гимназии, а затем поступил в Московский университет на юридический факультет. Из-за увлечений театром, литературой, он так и не окончил учебу в университете (1843 г.), после по настоянию отца работал писцом в суде . В судах Островский служил до 1851 года. Ранние годы

Слайд 4

В 1849 году было написано произведение Островского «Свои люди – сочтемся!», которое принесло ему литературную известность, его высоко оценили Николай Гоголь и Иван Гончаров. Затем, невзирая на цензуру, было выпущено множество его пьес, книг. Для Островского сочинения являются способом правдиво изобразить жизнь народа. Пьесы «Гроза», «Бесприданница», «Лес» являются одними из самых главных его произведений. Пьеса Островского «Бесприданница», как и другие психологические драмы, нестандартно описывает характеры, внутренний мир, терзания героев. С 1856 года писатель участвует в выпуске журнала «Современник». Творчество Островского

Слайд 5

В биографии Александра Островского почетное место занимает театральное дело. Островский основал Артистический кружок в 1866 году, благодаря которому появилось много талантливых людей в театральном кругу. Вместе с Артистическим кружком он значительно реформировал, развил русский театр. Дом Островского часто посещали известные люди, среди которых И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, Иван Тургенев, А. Ф. Писемский, Фёдор Достоевский, П. М. Садовский, Михаил Салтыков-Щедрин, Лев Толстой, Пётр Чайковский, М. Н. Ермолова и другие. В 1874 году было создано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, где Островский был председателем. Своими нововведениями он добился улучшения жизни актеров театра. С 1885 года Островский возглавлял театральное училище и был заведующим репертуаром театров Москвы. Театр Островского

Слайд 6

Нельзя сказать, что личная жизнь Островского была удачной. Драматург жил с женщиной из простой семьи – Агафьей, которая не имела образования, но была первой, кто читал его произведения. Она поддерживала его во всем. Все их дети умерли в раннем возрасте. С ней Островский прожил около двадцати лет. А в 1869 году женился на артистке Марии Васильевне Бахметьевой, которая родила ему шестерых детей. Личная жизнь писателя

Слайд 7

До конца своей жизни Островский испытывал материальные трудности. Напряженная работа сильно истощала организм, а здоровье все чаще подводило писателя. Островский мечтал о возрождении театральной школы, в которой можно бы было обучать профессиональному актерскому мастерству, однако смерть писателя помешала осуществить давно задуманные планы. Островский умер 2(14) июня 1886 года в своём имении. Писателя похоронили рядом с отцом, в селе Николо -Бережки Костромской губернии. Последние годы жизни

Слайд 8

Островский внёс уникальный вклад в театральное искусство. В периодизации его творческого пути отражены даты развития русского театра, связанные с основанием Артистического кружка.

Слайд 9

1843, май – А. Н. Островский оставил университет, стремясь посвятить себя литературной деятельности;по настоянию отца поступает на службу в московский Совестный суд; затем служит в канцелярии Коммерческого суда. 1847, 14 февраля – Чтение пьесы «Картина семейного счастья» у С. П. Шевырева , первый успех. 1850, март – В №6 журнала «Москвитянин» напечатана пьеса «Свои люди — сочтёмся!» («Банкрот»). 1851, февраль – Образована «молодая редакция» «Москвитянина». 1853, 14 января – Премьера на сцене Малого театра комедии «Не в свои сани не садись» — первой пьесы А. Н. Островского, поставленной в театре. 1853, 22 февраля – Смерть отца. 1853, ноябрь – Пьеса «Бедность не порок». 1854, ноябрь – Драма «Не так живи, как хочется». 1856 – Сотрудничество с журналом «Современник»; «литературная экспедиция» по Волге. 1859, ноябрь — Премьера пьесы «Гроза» в Малом театре, огромный успех. 1860, январь – Пьеса «Гроза» впервые опубликована в №1 журнала «Библиотека для чтения».

Слайд 10

1863 — Избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук. 1865, январь – Комедия «Воевода» опубликована в №1 журнала «Современник». 1865, март-апрель – Утверждён устав Артистического кружка (А. Н. Островский, В. Ф. Одоевский, Н. Г. Рубинштейн). 1865, октябрь – В №9 «Современника» напечатана пьеса «На бойком месте»; открытие Артистического кружка. 1865, декабрь – А. Н. Островский избран его старшиной. 1868, ноябрь – В №11 журнала «Отечественные записки» напечатана комедия «На всякого мудреца довольно простоты».

Слайд 11

1869, 12 февраля – Женитьба на Марии Васильевне Васильевой (Бахметьевой). 1870, ноябрь – По инициативе А. Н. Островского в Москве учреждено Собрание русских драматических писателей, преобразованное позднее в Общество русских драматических писателей и оперных композиторов. 1873, сентябрь – В №9 «Вестника Европы» напечатана «Снегурочка». 1874 – А. Н. Островский единогласно избран председателем Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. 1879 – В №1 «Отечественных записок» опубликована драма «Бесприданница». 1880, январь – В №1 «Отечественных записок» напечатана комедия «Сердце не камень». 1880, 6-8 июня – Участие в пушкинских торжествах;произнесено «Застольное слово о Пушкине» на обеде Московского общества любителей российской словесности. 1882, январь – В №1 «Отечественных записок» опубликована комедия «Таланты и поклонники». 1882, февраль – Чествование А. Н. Островского по случаю 35-летия его творческой деятельности. 1884, январь – Публикация в №1 «Отечественных записок» драмы «Без вины виноватые». 1886, 2 июня – Смерть А. Н. Островского. Похоронен на кладбище села Николо -Бережки около Щелыкова .

Слайд 12

Именно его называют основоположником современного театрального искусства, последователями которого стали такие выдающиеся личности как Константин Станиславский и Михаил Булгаков. Именно с Александра Николаевича начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию постановки. В его пьесах изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Слайд 13

Новаторство Островского сказалось не только в том, что он круто повернул драматургию и театр к жизни к её актуальным социально-нравственным проблемам, но и в том, что он писал свои пьесы во имя народа и для народа. Демократизируя тематику, автор не только ввел в свои произведения людей труда и нужды, более или менее тесно связанных с народом, но и поставил их в центр пьес как положительных героев. Жертвы произвола и насилия изображались и предшествующими драматургами, но именно в пьесах Островского эти жертвы выражают недовольство существующими общественными отношениями, стихийно протестуют против них, защищают свое человеческое достоинство. Народностью, человечностью идей и принципов его драматургия сохраняет актуальность и в наши дни. Она драгоценна для нас как демонстрация добра, справедливости, гуманности. Трудно переоценить влияние Островского на отечественную драму и сцену. У него учились драматическому искусству Лев Николаевич Толстой, Антон Павлович Чехов и Максим Горький. Его теоретические положения о театральном деле продолжаются и осуществляются в традициях современного театра, в частности в системе Станиславского. Новаторство в драматургии

Слайд 14

Лариса Огудалова оказывается в сложной жизненной ситуации, отличающейся некоторой двойственной трагичностью: она первая умница и красавица города, но не может выйти замуж за достойного мужчину, потому что она - бесприданница. В этой ситуации перед ней обрисовывается два выхода: стать содержанкой богатого и влиятельного женатого мужчины, либо выбрать себе в мужья человека, более низкого социального положения. У героини есть чувство собственного достоинства, и она верит в то, что отсутствие приданного не поставит на нее клеймо. Конфликт кроется в противоречии между ожиданиями девушки и суровой реальностью. Когда Лариса сталкивается с ней лицом к лицу, она мечется, пытаясь сохранить чувство собственного достоинства, гордость. «Все себя любят. Когда же меня-то будет любить кто-нибудь? Доведете вы меня до гибели...», — говорит она своему жениху Карандышеву . Лариса никак не может изменить свою судьбу — все наперед решают её собственную судьбу. Пьеса «Бесприданница»

Слайд 15

Знаменитую пьесу «Бесприданница», которую Островский писал на протяжении четырех лет с 1874 по 1878 год, сам автор считал одним из своих самых лучших и значимых драматических произведений. Хотя показанная на театральных подмостках в 1878 году, она вызвала бурю протеста и негодования, как у зрителей, так и у критиков, пьеса получила свою заслуженную долю популярности только после смерти знаменитого русского драматурга. Наглядная демонстрация главной идеи, которую хотел показать автор людям о том, что миром правят деньги, и в современном обществе они являются главной движущей силой, позволяющей их владельцам распоряжаться судьбами других, зависящих от них людей, многим пришлась не по вкусу. Как и другие новаторства в пьесе, непонятные широкому кругу общественности, все это вызвало довольно резкую оценку читателей.

Слайд 16

Островский и Малый театр неотделимы друг от друга. Драматург написал 48 пьес, и все они были поставлены в Малом. Сегодня, как и всегда, основную часть репертуара театра составляют пьесы Александра Николаевича: «Бесприданница» «Бедность не порок», «Свои люди — сочтемся!», «Лес», «На всякого мудреца довольно простоты», «Правда — хорошо, а счастье лучше», «Последняя жертва», «Волки и овцы», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Бешеные деньги», «День на день не приходится». Островский создавал пьесы специально для Малого и обязательно сам читал их актерам. Кроме того, он проводил репетиции, определяя трактовку и характер исполнения пьес. Многие произведения были написаны для бенефисов, по просьбе того или иного актера театра. Малый театр

Слайд 17

МХТ. Ещё в самые первые годы своей жизни МХТ ставит «Снегурочку» А. Н. Островского (в 1900 году). Художественный театр увлекали идейная значительность классических пьес и предельная завершённость их формы, позволявшие вести актёров к новым вершинам мастерства. МХАТ. Одним из творческих обновлений театра являлась постановка К. С. Станиславским в 1926 году и поныне сохранившейся в репертуаре МХАТ комедии «Горячее сердце». Этот спектакль был своего рода ответом великого режиссёра на попытки осовременить Островского, предпринимавшиеся в ту пору отдельными представителями, искажавшими произведения отечественной классики в футуристическом духе. Спектакль Художественного театра не перекраивал пьесы по прихоти и произволу режиссёра. Он утверждал живую силу его драматургии, не нарушая её внутренней логики, не навязывая поверхностной злободневности. Но в то же время театр увидел в этом спектакле Островского по-новому, и это новое восприятие было продиктовано живым и острым чувством современности.

Слайд 18

Разумеется, сюжеты знаменитых пьес Островского легли в основу множества кинофильмов. • «Бесприданница» немого кино, 1912 год. Первая экранизация произведения увидела свет всего через 26 лет после смерти ее автора. В 1886 году скончался Александр Островский, а в 1912 году российский режиссер Кай Ганзен снял одноименный фильм, главную роль в котором сыграла актриса театра и кино Вера Пашенная. • Первая «Бесприданница» СССР, 1936 год. Следующей Ларисой Огудаловой была Нина Алисова, для которой эта роль стала дебютной. А вот режиссером был знаменитый Яков Протазанов, к этому времени снявший уже более сотни картин. • «Жестокий романс»: классическая «Бесприданница», 1984 год. Фильм знаменитого Эльдара Рязанова. В главных ролях: Никита Михалков (Сергей Паратов ), Андрей Мягков( Карандышев ), Лариса Гузеева (Лариса Огудалова ). После выхода фильма на экраны на Эльдара Рязанова обрушился шквал критики: режиссера обвиняли в отходе от авторской трактовки пьесы и неверной расстановке акцентов. А вот зрители были иного мнения – по опросам журнала «Советский экран» «Жестокий романс» стал лучшим фильмом года. Экранизации

Слайд 19

1. Дайте творческую характеристику истории «Грозы ». 2. В чем сила и слабость «самодурства» Дикого и Кабанихи? 3. В чем суть конфликта Катерины с «темным царством »? 4 . В чем смысл названия пьесы «Бесприданница »? 5. Что сближает Ларису из пьесы «Бесприданница» с Катериной из пьесы «Гроза»? Почему их судьбы трагичны? Вопросы и задания

Слайд 20

Домашнее задание 1. Дайте общую характеристику раннего, « предромантического » творчества Гончарова. 2. Составьте хронологическую таблицу по творчеству И.А. Гончарова. 3.Выделите основные темы его творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа № 6 Сочинение по творчеству А.Н. Островского «В ЧЕМ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ДРАМЫ А.Н, ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

Одна из практических работ курса нацеливает на работу по опорным словам и тезисам, исключая возможность списывания из сети готового сочинения....

Женщины в жизни и творческой судьбе Сергея Есенина

Презентация поможет в изучении биографии "последнего поэта деревни"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА бинарного урока по предметам ИНФОРМАТИКА/ЛИТЕРАТУРА На тему: Поиск информации в сети Интернет и художественный анализ текста драмы А.Н. Островского «ГРОЗА»

Тема урока: Поиск информации в сети Интернет и художественный анализ текста драмы А.Н. Островского «ГРОЗА»Цели урока литературы:ü Учебная - закрепить и обобщить материал по драме  А.Н. Островског...

Тест по драме А.Островского "Гроза"

Тест по драме А.Островского "Гроза"...

Открытое занятие на тему: «ДРАМА «ГРОЗА». КАЛИНОВ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ (СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ). СИЛА ТРАГИЧЕСКОЙ РАЗВЯЗКИ В СУДЬБЕ ГЕРОЕВ ДРАМЫ. СИМВОЛИКА ГРОЗЫ»

Тип занятия: изучение нового материала с опорой на имеющиеся знания.Цель: выяснить, какие впечатления стали источником создания пьесы; дать характеристику городу Калинов, выяснить, кто его обитатели и...

Урок-практикум "Как создается спектакль?" ( По драме А.Н.Островского "Гроза").

На уроке обсуждается, анализируется постановка спектакля режиссера Андрея Могучего "Гроза" в БДТ. Студенты представляют инсценировки трех сцен пьесы....

Гроза как природное явление и ее символика в драме А.Н.Островского «Гроза».

Интегрированный урок по литературе и естествознанию....