Урок по теме «По лестнице добра», 5 класс, обществознание
методическая разработка

Валтухова Вера Борисовна

Урок по  теме «По лестнице добра» рассчитан на использование проблемно-диалогической технологии* освоения нового материала. Эта технология учит самостоятельно открывать новые знания и предлагает строить деятельность учеников на уроке по универсальному алгоритму решения жизненно-практических проблем: осознание проблемной ситуации – противоречия, например, между двумя мнениями, формулирование проблемы/задачи/цели, составление плана действий, реализация плана, проверка результата.

Чтобы реализовать эту технологию, необходимо для каждого этапа проблемного урока создать соответствующее методическое обеспечение. Для первого этапа – создания проблемной ситуации и формулирования  учебной проблемы.. В результате все последующие действия по разбору нового материала будут мотивированы для учеников необходимостью снять противоречие – решить проблему (если, конечно удалось сделать ее для учеников в данный момент актуальной).

В проблемно-диалогической технологии повторение изученного материала происходит на этапе актуализации знаний. После формулирования учебной проблемы ученики вспоминают, какие имеющиеся у них знания пригодятся для ее решения, и обращаются к изученному материалу.

         При оценивании на этом и на последующих этапах используется третья технология комплекса  технология оценивания учебных успехов. В ее основе два правила.

1) Оцениваться может все, а отметка ставится только за решение продуктивной задачи (задания).

2) Учитель и ученик определяют оценку и отметку совместно на основе алгоритма самооценивания:

1. Какое было задание?

2. Удалось получить результат?

3. Верно или с ошибками?

4. Сам или с чьей-то помощью?



 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_valtuhovoy_v.b._8.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Самые близкие люди»

Предмет: Обществознание

Возраст: 5 класс

Время реализации:3 четверть

Исполнитель: Валтухова В.Б.

1.Цели урока в соответствии с линиями развития

1.Умение понимать связи между людьми в обществе - осознание  трактовок семья , брак, семейные роли представление о функциях семьи и своей роли в семье.

2.  Умение занимать свою позицию и строить отношения с людьми- понимание того, чем важна семья и ее роли в обществе.

3. Умение действовать в рамках  нравственных норм и правовых норм - признание важности семьи  и брака в жизни каждого человека.

2.Содержание урока

Элементы необходимого минимума содержания

Формируемые и используемые учебные действия

Семья

Функции семьи

Семейные роли

Семья является основой  в процессе становления личности, помогает в процессе социализации человека.

1.Работа с понятием.

2.Систематизация и обобщение информации.

3.Определение своего отношения к моральным нормам в семейном воспитании.

3. Стадия вызова

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и формы работы

Применяемые учебные действия

Давайте прочитаем стихотворение  М. Тахистова (Приложение1)

Чтение стиха и выделение основной мысли

Текст стиха, подчеркнуть ключевые слова простым карандашом, индивидуальная и фронтальная

Выделение главного

Мы с вами определили, что будем рассматривать понятие семьи. Как можно определить что такое семья .

Отвечают на вопросы учителя.

Работа с понятием

Фронтальная,

парная

Выдвижение гипотез

Формулировка понятия

3.Стадия осмысления содержания- работа с новой информацией

Мы с вами определили, что такое семья. А какие функции выполняет семья.

Определяю варианты решения проблемы, выбираю из них наиболее подходящие,

Например

- ребята называют функции семьи

- что обозначает каждая функция

-почему выполнение каждой функции в семье необходимо (ромашка, Приложение2 ).

Фронтальная, Групповая(определение каждой функции семьи с раздатки-конструктора глаголов)(Приложение2)

Определение функций семьи.

С функциями семьи мы с вами определились, а кто же и как выполняет эти функции.

Изучают информацию  ролях , которые выполняют члены семьи.

Работа с текстом и рисунками учебника стр.140

Индивидуальная и фронтальная

Выделение главного.

Систематизация информации.

 Ребята а вы когда-то слышали такое слово как брак.А что оно обозначает.

 Отвечают на поставленный вопрос.

Составление понятия брак из предложенных слов(Приложение2)

Работа с понятием

Предлагаю вам обратиться к словарю и проверить наскольку верны выявленные знания.

Сравнение понятий .Запись нового знания в тетради.

Словарь учебника.

Формулирование суждений. Соотнесение информации.

Итак подведем итог:

Получили ли мы ответ на поставленный вопрос?

Вывод:

1.Семья –это группа живущих вместе родственников.

2.Важным условием создания семьи- является брак. Добровольный союз мужчины и женщины с целью создания семьи.

3.За каждым членом семьи закреплены определенные роли.

.

Новое знание записанное в тетради, фронтальная

Выделение главного. Формулирование вывода

4.Стадия рефлексии, домашнее задание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и формы работы

Применяемые учебные действия

А теперь выполним задание, которое потребует от вас использование приобретенных знаний и навыков.

Выполнить задание осуществить взаимопроверку в парах.

Задание 1 (Приложение2)

Формулировка понятия.

Применение понятия на практике.

Давайте посмотрим

И определим каждый для себя чему вы научились на уроке

Работа с картами самооценки

Карты самооценки (Приложение3)

Умение оценить приобретенные УДД.

Предлагает выбрать

Задание для домашней работы.

Обращается к ученикам, ни разу не выполнявшим проект, и просит попробовать свои силы в этом виде деятельности.

Выбирают и записывают домашнее задание:

  1. продуктивное задание
  2. решение жизненной ситуации
  3. выполнение проекта

1.Учебник с.144 з.1

2.Учебник с144,з.2

3.Учебник с.144,з.3

Дополнительный материал в учебнике.

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

                                Литература

1. Ярославцева М.Ю. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание» (Зачем изучать общество?), 5 кл. / М.Ю.Ярославцева, Д.Д.Данилов. – М. : Баласс, 2012. – 64 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

 2.Данилов Д.Д. Обществознание. 5 класс. Методические рекомендации для учителя/ Д.Д.Данилов, М.Б.Ярославцева. – М. : Баласс, 2013. – 144 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

                                                                                               

  Приложение 1

Семья


Мне бабушка сказку расскажет,
И сделает сладкий пирог,
И даст мне немножечко пряжи,
Чтоб с кошкой побегать я мог!

А дед мне подарит рубанок,
Гвоздей принесёт, молоток,
И будет готов спозаранок
Скворечник у нас и совок!

А папа возьмёт на рыбалку,
Расскажет о травах лесных…
Мы рядом, немного вразвалку
пойдём мимо елей грибных.

Грибов наберём на опушке,
Затейливый корень найдём,
В забытой лесничей избушке
Мы чаю с малиной попьём…

А мама, склоняясь над кроваткой,
Спокойную песню споёт,
На цыпочках выйдет украдкой
И добрые сны позовёт!

А в окна врывается ветер,
Я думаю, долго не сплю:
Ну чем мне на это ответить?
Я просто их очень люблю! (М. Тахистова)

                                                     

                                                                                                          Приложение 2

Ромашка с функциями семьи.

Конструктор для составления функций семьи.

Конструктор для составления понятия брак.

Задание для работы в парах

1. Конструктор для составления функций семьи.

  1. семья, род, продолжение, обеспечение
  2. дети, воспитание, опыт, жизненный, передает
  3. общение, потребность, взаимопомощь, духовное, поддержка, матереальная, моральная.
  4. хозяйство, организация, бюджет, ведение, семейный.

2.Ромашка для составления функций семьи.

В лепестках ромашки написать одну и функций семьи, а затем каждая группа берет 1 лепесток и с помощью конструктора составляет объяснение определенной функции.

Функции семьи:

1)рождение детей

2)воспитание

3)социальная

4)хозяйственно-бытовая

3.Конструктор для составления понятия брак.

Брак, отношения, мужчина, женщина, отношения, общество, одобрение

4.Задание 1 Задание для работы в парах

(умение формулировать определение понятия)

1.Сформулируйте определение понятий.

Брак, семья. Составь предложение с любым из этих понятий.

                                                                                                       

  Приложение 3

Карты самооценки.

Карта 1. Учитель и ученик определяют оценку и отметку совместно на основе алгоритма самооценивания:

1. Какое было задание?

2. Удалось получить результат?

3. Верно или с ошибками?

4. Сам или с чьей-то помощью?

Карта 2. Что из изученного тобой на уроке пригодиться тебе в жизни. Отметь плюсами.

1.Знание и понимание функций семьи.

2.Знание социальных ролей в семье и осознание своей роли в семье.

3. Умение ценить свою семью и каждого члена семьи.

      4. Понимать что такое брак и для чего он необходим

Карты самооценки.

Карта 1. Учитель и ученик определяют оценку и отметку совместно на основе алгоритма самооценивания:

1. Какое было задание?

2. Удалось получить результат?

3. Верно или с ошибками?

4. Сам или с чьей-то помощью?

Карта 2. Что из изученного тобой на уроке пригодиться тебе в жизни. Отметь плюсами.

1.Знание и понимание функций семьи.

2.Знание социальных ролей в семье и осознание своей роли в семье.

3. Умение ценить свою семью и каждого члена семьи.

      4. Понимать что такое брак и для чего он необходим

Карты самооценки.

Карта 1. Учитель и ученик определяют оценку и отметку совместно на основе алгоритма самооценивания:

1. Какое было задание?

2. Удалось получить результат?

3. Верно или с ошибками?

4. Сам или с чьей-то помощью?

Карта 2. Что из изученного тобой на уроке пригодиться тебе в жизни. Отметь плюсами.

1.Знание и понимание функций семьи.

2.Знание социальных ролей в семье и осознание своей роли в семье.

3. Умение ценить свою семью и каждого члена семьи.

      4. Понимать что такое брак и для чего он необходим

Приложение 4

Задание 1 Задание для работы в парах

(умение формулировать определение понятия)

1.Сформулируйте определение понятий.

Брак, семья. Составь предложение с любым из этих понятий.

                                                                                         

Задание 1 Задание для работы в парах

(умение формулировать определение понятия)

1.Сформулируйте определение понятий.

Брак, семья. Составь предложение с любым из этих понятий

Задание 1 Задание для работы в парах

(умение формулировать определение понятия)

1.Сформулируйте определение понятий.

Брак, семья. Составь предложение с любым из этих понятий

Задание 1 Задание для работы в парах

(умение формулировать определение понятия)

1.Сформулируйте определение понятий.

Брак, семья. Составь предложение с любым из этих понятий

Задание 1 Задание для работы в парах

(умение формулировать определение понятия)

1.Сформулируйте определение понятий.

Брак, семья. Составь предложение с любым из этих понятий

Задание 1 Задание для работы в парах

(умение формулировать определение понятия)

1.Сформулируйте определение понятий.

Брак, семья. Составь предложение с любым из этих понятий

1)рождение детей

2) воспитание

3)социальная

4)хозяйственно-бытовая

1.семья

 род

продолжение

обеспечение

2. семья,

 род,

 продолжение, обеспечение

3.дети,

воспитание,

 опыт,

жизненный,

 передает

общение,

потребность, взаимопомощь,

 духовное,

 поддержка,

 материальная,

моральная

4.дети,

 воспитание,

 опыт,

 жизненный, передает

  общение, потребность, взаимопомощь, духовное,

 поддержка, материальная, моральная.                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме: экономическая география, 10 класс

Разработка урока по теме: экономическая география, 10 класс...

разработка урока по теме: Рельеф России, 8 класс

Разработка урока по теме: Рельеф России, 8 класс...

Урок по теме «Что такое этика», 5 класс, обществознание

Данная методическая разработка предназначена для учителей работающих  в 5 классе по предмету обществознание и служит пособием при разработке и проведении урока по теме "Что такое этика"...

Конспект урока по теме "Рождество Христово!" ( 2 класс)

Урок требует предварительной подготовки: разучивания стихов и песен....

Конспект урока по музыке в 3м классе УМК Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Тема урока: «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама».

Конспект урока по музыке в 3м  классеУМК Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Тема урока: «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама»....

Урок по теме "Генетическая связь между классами неорганических соединений"

Методическая разработка урока, представленного в рамках муниципального конкурса профессионального мастерства "Лучшие педагогические практики"...