Урок по теме "Генетическая связь между классами неорганических соединений"
план-конспект урока

Шабля Иван Николаевич

Методическая разработка урока, представленного в рамках муниципального конкурса профессионального мастерства "Лучшие педагогические практики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14 г. Уссурийска Уссурийского городского округа»

 

Муниципальный конкурс

профессионального мастерства педагогов

«Лучшие педагогические практики»

 

 

Шабля Иван Николаевич

учитель химии

Уссурийск, 2021

 

Перечень представленных  материалов

Анкета-заявка………………………………………………………. ………….3

Пояснительная записка к уроку………………………………………………..4

Технологическая карта урока…………………………………………………. 5

Приложения……………………………………………………………………..9


Анкета-заявка

на участие в конкурсе профессионального

мастерства педагогов «Лучшие педагогические практики»

номинация «Учу учиться» 

1. Фамилия, имя, отчество автора (полностью): Шабля Иван Николаевич 

2. Год, месяц день рождения: 07.02.1985

3. Место работы: МБОУ СОШ № 14 г. Уссурийска

4.Должность: учитель

5.Педагогический стаж работы: 14лет

6. Преподаваемый предмет: химия

7. Класс/группа проведения урока/занятия: 8 класс

8. Мобильный телефон участника: 8 924 733 50 05

Е- mail для переписки: shaaablia@mail.ru

9. Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения: Вологин Илья Сергеевич


Пояснительная записка

к уроку химии «Генетическая связь между классами неорганических соединений»

(8 класс, УМК Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана)

Урок по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений» является девятым из одиннадцати уроков в разделе «Важнейшие классы неорганических соединений». Он предшествует практической работе, за которой последует контрольно-обобщающий урок по данному разделу.

Урок по данной теме является уроком открытия нового знания. Его основная цель – сформировать у школьников представления о  взаимосвязях, существующих между различными классами неорганических соединений (оксидах, гидроксидах, кислотах, солях). В ходе урока будет сделан аспект на прослеживание практического значения существующей взаимосвязи между классами неорганических соединений в жизнедеятельности человека.  

Урок выстроен в рамках технологии развития критического мышления, использование которой полностью соответствует парадигме системно-деятельностного подхода. Урок предполагает три основных стадии: этап вызова, этап осмысления материала, этап рефлексии. На каждом из этапов школьникам предлагается в большей степени самостоятельно включаться в поиск и сбор необходимой информации.

Методы, используемые для проведения урока,  продиктованы частично-поисковой и исследовательской деятельностью обучающихся на уроке – это наблюдение, анализ, подтверждение гипотезы, эксперимент. Данные методы позволяют задействовать все три канала восприятия – аудиальный, кинестетический  и визуальный.

Для проверки образовательных результатов в ходе всего урока будут использованы:  

- методы устного контроля и самоконтроля (беседа, объяснение школьником материала);

 - методы письменного контроля и самоконтроля (написание уравнений реакций, заполнение критериальных таблиц);

 - методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля (проведение манипуляции с химическим оборудованием и реактивами,   проведение мысленного эксперимента).

Для проведения урока необходим набор оборудования и материалов, представленный ниже.

1) Химические реактивы: вода, раствор соляной кислоты, порошок малахита, сухой  оксид кальция.

2) Пробирки для проведения опытов (на каждую парту 3 пробирки), штатив для пробирок (15 штук), стеклянная палочка (15 штук), шпатель для сухих веществ (15 штук).

3)  Схемы: «Генетическая связь» (разные варианты).


Технологическая карта урока

Тема урока: «Генетическая связь между классами неорганических соединений»

Класс: 8

Педагог: Шабля Иван Николаевич, МБОУ СОШ № 14

Цели для ученика:

1. С помощью источников информации и химического эксперимента узнать о существующей взаимосвязи между классами неорганических соединений.  

2. Продолжить развивать умение работать в паре, слушать и слышать партнера.

3. Сформировать представление о взаимосвязи между классами неорганических соединений в жизни.

Цель для педагога: создание условий для систематизации у обучающихся знаний о взаимосвязи между классами неорганических соединений, практическом  значении существующих взаимопревращений.

Тип урока: открытие нового знания

Форма урока: эвристическая беседа

Опорные понятия, термины:

 генетическая связь, оксиды, кислоты, основания, соли.

Планируемые образовательные результаты:

 - предметные: сформированное представление о генетической связи между основными классами неорганических соединений, значении генетической связи для промышленного производства;  

 - метапредметные: развитие у школьников основных приемов мышления (умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы), совершенствовать умение работать самостоятельно и в парах, совершенствование навыков самоконтроля и взаимоконтроля;

 - личностные:  развитие мотивации к дальнейшей исследовательской деятельности.   

Формы контроля: опрос, беседа, критериальное самооценивание и взаимооценивание.

Домашнее задание:

-  составить собственные цепочки превращений, отражающие взаимосвязь между классами неорганических соединений;

 - подготовить сообщение «Цепочки превращений в промышленности».

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Показатели результативности

Этап вызова

Учитель приветствует школьников. Обращает их внимание на реактивы, находящиеся на кафедре возле доски и просит, по возможности, их назвать. Выслушивает ответы, комментирует и корректирует их.

После этого просит школьников попытаться сформулировать тему урока. Если это получается плохо, то наводящими вопросами помогает ребятам.

Затем формулирует противоречие: «Все вещества, которые были вам продемонстрированы, относятся к разным классам. Вместе с тем, возможно получить одно вещество из другого. Известно ли вам,  как это сделать? Что лежит в основе  этих превращений?» Разобраться с этим поможет наш сегодняшний урок, тему которого мы вместе сформулировали.

Приветствуют учителя. Слушают вопрос, обдумывают и дают ответ, анализируют результат.

Обдумывают, дают ответы, анализируют свои ответы и ответы товарищей. Фиксируют тему урока.

Слушают противоречие. Испытывают ощущение «внутреннего затруднения», когда знаний, имеющихся уже в запасе, недостаточно для решения поставленного вопроса.

Настраиваются на учебно-поисковую деятельность.

Регулятивные

- Предвосхищение результата и уровня освоения знаний.

- Осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить.

Познавательные

- Структурирование знаний.

- Осознанное построение высказываний в устной форме.

Коммуникативные

 - Планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимися.

 

- Правильно построенные суждения и высказывания о демонстрируемых реактивах.

 - Правильно выстроенная формулировка темы урока.

 - Включенность в учебную деятельность.

Этап осмысления содержания

Учитель дает задание осуществить, работая в парах, два химических опыта. Написать возможные уравнения реакций, описать свойства полученных веществ.

*Необходимо провести реакцию взаимодействия между малахитом и соляной кислотой, в ходе которой происходит растворение вещества и выделение углекислого газа.

** Необходимо провести реакцию взаимодействия между  оксидом кальция и водой, в ходе которой образуется «известковое молоко» и выделяется энергия.

После проведения реакций и получения веществ учитель предлагает школьникам с помощью текста учебника и раздаточного материала к уроку ответить на вопросы:

 -  между какими классами существует генетическая взаимосвязь;

 -  как имеющиеся взаимосвязи используются человеком в быту и промышленности.

После выполнения этой работы учитель организует работу с раздаточным материалом. В ходе этой работы учащимся необходимо изучить информацию, представленную в виде схемы «Генетическая связь» (даются разные варианты схемы).    Работая со схемами им необходимо написать несколько уравнений реакций и попытаться ответить на противоречие, сформулированное в этапе вызова.

Практически осуществляют необходимые реакции, записывают уравнения, делают вывод о свойствах полученных веществ, осуществляют взаимоконтроль правильности практических действий и правильности написания реакции.

Выполняют задания, осуществляя поиск информации, подробно объясняют свой выбор, анализируют и комментируют результат. Осуществляют взаимоконтроль записей.

Работают со схемами, осуществляя поиск информации, подробно объясняют свой выбор, анализируют и комментируют результат. Осуществляют взаимоконтроль записей.

Пытаются ответить на вопрос, сформулированный на этапе вызова.

Регулятивные

- Постановка учебной задачи.

 - Составление плана и последовательности действий.

Познавательные

 - Структурирование знаний.

 - Анализ объектов и явлений с целью выделения признаков.

 - Выбор критериев для классификации объектов.

- Составление целостного представления из частей.

- Построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные

- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- Инициативное сотрудничество в поиске информации.

 - Управление поведением партнера.

- Правильно проведенный химический эксперимент.

 - Правильно написанные уравнения химических реакций.

 - Правильно описанные свойства веществ.

 - Правильно выбрана и систематизирована информация.

 - Правильно выстроенная цепочка рассуждений «свойства вещества – применение вещества».

 - Грамотно подобраны критерии для самооценки и взаимооценки.

 - Грамотно выражены мысли в письменной форме.

Этап рефлексии

На этапе рефлексии педагог предлагает школьникам работу в рамках системы незаконченных предложений:

 - На уроке я узнал….

 - На уроке мне было интересно…

 - Полученную информацию я буду использовать…

После завершения предложений педагог проводит общую рефлексию, отмечая общее и различие в ответах ребят.

Производит общую оценку деятельности школьников.

Завершают незаконченные предложения.

Сообщают по выбору свои результаты.

Участвуют в диалоге.

Осуществляют само и взаимооценку на основе критериальных таблиц.

Регулятивные

-Оценка результатов работы.

Познавательные

 - Построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные

- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в письменной и устной форме.

 - Грамотно выражены мысли в устной и письменной форме.

 - Правильно с точки зрения исследовательской деятельности сформулированы предложения.

 - Корректно осуществлена самооценка и взаимооценка.

Приложения

Приложение 1. Карта самооценки деятельности на уроке

Карта содержит в себе название основных действий, выполняемых обучающимися в ходе урока, а также предполагаемую степень выполнения каждого действия.

Действие

«2»

Не сформировано

«3»

Сформировано частично

«4»

Сформировано полностью, но имеются недочеты

«5»

Полностью сформировано

Работа с веществами и проведение эксперимента

 Работа со схемами

 Написание уравнений реакций

Ответы на вопросы

 


Приложение 2. Литература к уроку

Методическая литература для учителя

1. Асанова, Л.И. Задания для формирования естественно-научной грамотности / Л.И. Асанова // Химия в школе. – 2020. – № 8. – С. 28–34.

2. Заграничная, Н.А. О формировании естественно-научной грамотности учащихся / Н.А. Заграничная  // Химия в школе. – 2016. – № 6. – С. 6–10.

3. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

4. Колесникова, И.В. Роль учителя в формировании естественно-научной грамотности / И.В. Колесникова // Химия в школе. – 2019. – № 6. – С. 52–55.

5. Мухаметшина, Т.Г. О развитии критического мышления учащихся / Т.Г. Мухаметшина // Химия в школе. – 2010. – № 10. – С. 32–33.

6. Пичугина, Г.А. Активные формы обучения на уроках химии / Г.А. Пичугина // Химия в школе. – 2009. – № 5. – С. 33–38.

7. Халикова, Ф.Д. Технология развития критического мышления на уроке-исследовании / Ф.Д. Халикова // Химия в школе. – 2020. – № 4. – 18–24.

Литература по предмету

1. Книга для чтения по неорганической химии. В 2 частях: Часть 2 / Составитель В.А. Крицман. – М.: Просвещение, 1993. – 191 с.

2. Неорганическая химия: учебник.  В 2 частях: Часть 1 / В.Н. Спицин, Л.И. Мартыненко. – М.: Издательство МГУ, 1991. – 480 с.

 3. Химия. Справочные материалы: книга для учащихся / Под ред. Ю.Д. Третьякова. – М.: Просвещение, 1993. – 287 с.  

4. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Главный редактор В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2003. – 640 с.


Приложение 3. Схемы к уроку

C:\Users\User\Desktop\82253.001.jpg

C:\Users\User\Desktop\140.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме «Классы неорганических соединений»

Приведены два варианта тестовых заданий по теме "Классы неорганических соединений"...

Классы неорганических соединений

Урок обобщения,  систематизации и коррекции знаний. Проводится после изучения тем оксиды, основания, кислоты и соли. Урок для 8 класса, в форме семинара. Ученики делятся на пя...

Обобщение знаний классы неорганических соединений соединений 8 класс химия

Самостоятельно выполните задания, используя учебник, а также, опираясь на ранее полученные знания. ...

Разработка урока "Основные классы неорганических соединений"

Данный урок поможет изучить современную классификацию неорганических веществ и познакомит с правилами составления их названий по химическим формулам....

Контрольная работа на тему " Классы неорганических соединений"

Контрольная работа на тему " Классы неорганических соединений"...

самостоятельная работа по основным классам неорганических соединений

самостоятельная работа по основным классам неорганических соединений...