Урок по теме "Генетическая связь между классами неорганических соединений"
план-конспект урока
Методическая разработка урока, представленного в рамках муниципального конкурса профессионального мастерства "Лучшие педагогические практики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geneticheskaya_svyaz_mezhdu_klassami_neorganicheskih_soedineniy_dlya_8_klassa_2021.docx | 71.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14 г. Уссурийска Уссурийского городского округа»
Муниципальный конкурс
профессионального мастерства педагогов
«Лучшие педагогические практики»
Шабля Иван Николаевич
учитель химии
Уссурийск, 2021
Перечень представленных материалов
Анкета-заявка………………………………………………………. ………….3
Пояснительная записка к уроку………………………………………………..4
Технологическая карта урока…………………………………………………. 5
Приложения……………………………………………………………………..9
Анкета-заявка
на участие в конкурсе профессионального
мастерства педагогов «Лучшие педагогические практики»
номинация «Учу учиться»
1. Фамилия, имя, отчество автора (полностью): Шабля Иван Николаевич
2. Год, месяц день рождения: 07.02.1985
3. Место работы: МБОУ СОШ № 14 г. Уссурийска
4.Должность: учитель
5.Педагогический стаж работы: 14лет
6. Преподаваемый предмет: химия
7. Класс/группа проведения урока/занятия: 8 класс
8. Мобильный телефон участника: 8 924 733 50 05
Е- mail для переписки: shaaablia@mail.ru
9. Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения: Вологин Илья Сергеевич
Пояснительная записка
к уроку химии «Генетическая связь между классами неорганических соединений»
(8 класс, УМК Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана)
Урок по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений» является девятым из одиннадцати уроков в разделе «Важнейшие классы неорганических соединений». Он предшествует практической работе, за которой последует контрольно-обобщающий урок по данному разделу.
Урок по данной теме является уроком открытия нового знания. Его основная цель – сформировать у школьников представления о взаимосвязях, существующих между различными классами неорганических соединений (оксидах, гидроксидах, кислотах, солях). В ходе урока будет сделан аспект на прослеживание практического значения существующей взаимосвязи между классами неорганических соединений в жизнедеятельности человека.
Урок выстроен в рамках технологии развития критического мышления, использование которой полностью соответствует парадигме системно-деятельностного подхода. Урок предполагает три основных стадии: этап вызова, этап осмысления материала, этап рефлексии. На каждом из этапов школьникам предлагается в большей степени самостоятельно включаться в поиск и сбор необходимой информации.
Методы, используемые для проведения урока, продиктованы частично-поисковой и исследовательской деятельностью обучающихся на уроке – это наблюдение, анализ, подтверждение гипотезы, эксперимент. Данные методы позволяют задействовать все три канала восприятия – аудиальный, кинестетический и визуальный.
Для проверки образовательных результатов в ходе всего урока будут использованы:
- методы устного контроля и самоконтроля (беседа, объяснение школьником материала);
- методы письменного контроля и самоконтроля (написание уравнений реакций, заполнение критериальных таблиц);
- методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля (проведение манипуляции с химическим оборудованием и реактивами, проведение мысленного эксперимента).
Для проведения урока необходим набор оборудования и материалов, представленный ниже.
1) Химические реактивы: вода, раствор соляной кислоты, порошок малахита, сухой оксид кальция.
2) Пробирки для проведения опытов (на каждую парту 3 пробирки), штатив для пробирок (15 штук), стеклянная палочка (15 штук), шпатель для сухих веществ (15 штук).
3) Схемы: «Генетическая связь» (разные варианты).
Технологическая карта урока
Тема урока: «Генетическая связь между классами неорганических соединений»
Класс: 8
Педагог: Шабля Иван Николаевич, МБОУ СОШ № 14
Цели для ученика: 1. С помощью источников информации и химического эксперимента узнать о существующей взаимосвязи между классами неорганических соединений. 2. Продолжить развивать умение работать в паре, слушать и слышать партнера. 3. Сформировать представление о взаимосвязи между классами неорганических соединений в жизни. | Цель для педагога: создание условий для систематизации у обучающихся знаний о взаимосвязи между классами неорганических соединений, практическом значении существующих взаимопревращений. |
Тип урока: открытие нового знания | Форма урока: эвристическая беседа |
Опорные понятия, термины: генетическая связь, оксиды, кислоты, основания, соли. | Планируемые образовательные результаты: - предметные: сформированное представление о генетической связи между основными классами неорганических соединений, значении генетической связи для промышленного производства; - метапредметные: развитие у школьников основных приемов мышления (умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы), совершенствовать умение работать самостоятельно и в парах, совершенствование навыков самоконтроля и взаимоконтроля; - личностные: развитие мотивации к дальнейшей исследовательской деятельности. |
Формы контроля: опрос, беседа, критериальное самооценивание и взаимооценивание. | Домашнее задание: - составить собственные цепочки превращений, отражающие взаимосвязь между классами неорганических соединений; - подготовить сообщение «Цепочки превращений в промышленности». |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Показатели результативности |
Этап вызова | Учитель приветствует школьников. Обращает их внимание на реактивы, находящиеся на кафедре возле доски и просит, по возможности, их назвать. Выслушивает ответы, комментирует и корректирует их. После этого просит школьников попытаться сформулировать тему урока. Если это получается плохо, то наводящими вопросами помогает ребятам. Затем формулирует противоречие: «Все вещества, которые были вам продемонстрированы, относятся к разным классам. Вместе с тем, возможно получить одно вещество из другого. Известно ли вам, как это сделать? Что лежит в основе этих превращений?» Разобраться с этим поможет наш сегодняшний урок, тему которого мы вместе сформулировали. | Приветствуют учителя. Слушают вопрос, обдумывают и дают ответ, анализируют результат. Обдумывают, дают ответы, анализируют свои ответы и ответы товарищей. Фиксируют тему урока. Слушают противоречие. Испытывают ощущение «внутреннего затруднения», когда знаний, имеющихся уже в запасе, недостаточно для решения поставленного вопроса. Настраиваются на учебно-поисковую деятельность. | Регулятивные - Предвосхищение результата и уровня освоения знаний. - Осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить. Познавательные - Структурирование знаний. - Осознанное построение высказываний в устной форме. Коммуникативные - Планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимися.
| - Правильно построенные суждения и высказывания о демонстрируемых реактивах. - Правильно выстроенная формулировка темы урока. - Включенность в учебную деятельность. |
Этап осмысления содержания | Учитель дает задание осуществить, работая в парах, два химических опыта. Написать возможные уравнения реакций, описать свойства полученных веществ. *Необходимо провести реакцию взаимодействия между малахитом и соляной кислотой, в ходе которой происходит растворение вещества и выделение углекислого газа. ** Необходимо провести реакцию взаимодействия между оксидом кальция и водой, в ходе которой образуется «известковое молоко» и выделяется энергия. После проведения реакций и получения веществ учитель предлагает школьникам с помощью текста учебника и раздаточного материала к уроку ответить на вопросы: - между какими классами существует генетическая взаимосвязь; - как имеющиеся взаимосвязи используются человеком в быту и промышленности. После выполнения этой работы учитель организует работу с раздаточным материалом. В ходе этой работы учащимся необходимо изучить информацию, представленную в виде схемы «Генетическая связь» (даются разные варианты схемы). Работая со схемами им необходимо написать несколько уравнений реакций и попытаться ответить на противоречие, сформулированное в этапе вызова. | Практически осуществляют необходимые реакции, записывают уравнения, делают вывод о свойствах полученных веществ, осуществляют взаимоконтроль правильности практических действий и правильности написания реакции. Выполняют задания, осуществляя поиск информации, подробно объясняют свой выбор, анализируют и комментируют результат. Осуществляют взаимоконтроль записей. Работают со схемами, осуществляя поиск информации, подробно объясняют свой выбор, анализируют и комментируют результат. Осуществляют взаимоконтроль записей. Пытаются ответить на вопрос, сформулированный на этапе вызова. | Регулятивные - Постановка учебной задачи. - Составление плана и последовательности действий. Познавательные - Структурирование знаний. - Анализ объектов и явлений с целью выделения признаков. - Выбор критериев для классификации объектов. - Составление целостного представления из частей. - Построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. - Инициативное сотрудничество в поиске информации. - Управление поведением партнера. | - Правильно проведенный химический эксперимент. - Правильно написанные уравнения химических реакций. - Правильно описанные свойства веществ. - Правильно выбрана и систематизирована информация. - Правильно выстроенная цепочка рассуждений «свойства вещества – применение вещества». - Грамотно подобраны критерии для самооценки и взаимооценки. - Грамотно выражены мысли в письменной форме. |
Этап рефлексии | На этапе рефлексии педагог предлагает школьникам работу в рамках системы незаконченных предложений: - На уроке я узнал…. - На уроке мне было интересно… - Полученную информацию я буду использовать… После завершения предложений педагог проводит общую рефлексию, отмечая общее и различие в ответах ребят. Производит общую оценку деятельности школьников. | Завершают незаконченные предложения. Сообщают по выбору свои результаты. Участвуют в диалоге. Осуществляют само и взаимооценку на основе критериальных таблиц. | Регулятивные -Оценка результатов работы. Познавательные - Построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в письменной и устной форме. | - Грамотно выражены мысли в устной и письменной форме. - Правильно с точки зрения исследовательской деятельности сформулированы предложения. - Корректно осуществлена самооценка и взаимооценка. |
Приложения
Приложение 1. Карта самооценки деятельности на уроке
Карта содержит в себе название основных действий, выполняемых обучающимися в ходе урока, а также предполагаемую степень выполнения каждого действия.
Действие | «2» Не сформировано | «3» Сформировано частично | «4» Сформировано полностью, но имеются недочеты | «5» Полностью сформировано |
Работа с веществами и проведение эксперимента | ||||
Работа со схемами | ||||
Написание уравнений реакций | ||||
Ответы на вопросы |
Приложение 2. Литература к уроку
Методическая литература для учителя
1. Асанова, Л.И. Задания для формирования естественно-научной грамотности / Л.И. Асанова // Химия в школе. – 2020. – № 8. – С. 28–34.
2. Заграничная, Н.А. О формировании естественно-научной грамотности учащихся / Н.А. Заграничная // Химия в школе. – 2016. – № 6. – С. 6–10.
3. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
4. Колесникова, И.В. Роль учителя в формировании естественно-научной грамотности / И.В. Колесникова // Химия в школе. – 2019. – № 6. – С. 52–55.
5. Мухаметшина, Т.Г. О развитии критического мышления учащихся / Т.Г. Мухаметшина // Химия в школе. – 2010. – № 10. – С. 32–33.
6. Пичугина, Г.А. Активные формы обучения на уроках химии / Г.А. Пичугина // Химия в школе. – 2009. – № 5. – С. 33–38.
7. Халикова, Ф.Д. Технология развития критического мышления на уроке-исследовании / Ф.Д. Халикова // Химия в школе. – 2020. – № 4. – 18–24.
Литература по предмету
1. Книга для чтения по неорганической химии. В 2 частях: Часть 2 / Составитель В.А. Крицман. – М.: Просвещение, 1993. – 191 с.
2. Неорганическая химия: учебник. В 2 частях: Часть 1 / В.Н. Спицин, Л.И. Мартыненко. – М.: Издательство МГУ, 1991. – 480 с.
3. Химия. Справочные материалы: книга для учащихся / Под ред. Ю.Д. Третьякова. – М.: Просвещение, 1993. – 287 с.
4. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Главный редактор В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2003. – 640 с.
Приложение 3. Схемы к уроку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме «Классы неорганических соединений»
Приведены два варианта тестовых заданий по теме "Классы неорганических соединений"...
Классы неорганических соединений
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний. Проводится после изучения тем оксиды, основания, кислоты и соли. Урок для 8 класса, в форме семинара. Ученики делятся на пя...
Методическая разработка практического занятия по общей и неорганической химии по теме: "Классы неорганических соединений.Свойства оксидов,оснований."
Методическая разработка будет полезна преподавателям медицинских и фармацевтических колледжей....
Обобщение знаний классы неорганических соединений соединений 8 класс химия
Самостоятельно выполните задания, используя учебник, а также, опираясь на ранее полученные знания. ...
Разработка урока "Основные классы неорганических соединений"
Данный урок поможет изучить современную классификацию неорганических веществ и познакомит с правилами составления их названий по химическим формулам....
Контрольная работа на тему " Классы неорганических соединений"
Контрольная работа на тему " Классы неорганических соединений"...
самостоятельная работа по основным классам неорганических соединений
самостоятельная работа по основным классам неорганических соединений...