РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ЕН. 02 Экологические основы природопользования
рабочая программа

Зайцев Сергей Евгеньевич

Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Экологические основы природопользования для специальности:13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электротехнического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3teen.02rp.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВАЛУЙСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

                          РАССМОТРЕНО:                                                СОГЛАСОВАНО:

              на заседании ЦМК                                          Зам. директора по УР ОГАПОУ

              Протокол №___от_______2017 г.            «Валуйский индустриальный техникум»

              Председатель ЦМК                                  ___________________ Л. М. Захарова

              ____________ Г. В. Тютюнникова               «___»___________________2017 года

 

                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЕН.02 Экологические основы природопользования

Специальность: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание

электрического и электромеханического оборудования

(по отраслям)

Валуйки

2017 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности:

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электротехнического и электромеханического оборудования (по отраслям)

    РАССМОТРЕНО:                                                СОГЛАСОВАНО:

на заседании ЦМК                                          Зам. директора по УР ОГАПОУ

Протокол №___от_______2017 г.            «Валуйский индустриальный техникум»

Председатель ЦМК                                              _________________ Л. М. Захарова

 ____________ Г. В. Тютюнникова                  «___»_______________2017 года

 

Организация-разработчик:

ОГАПОУ «Валуйский индустриальный техникум»

г. Валуйки Белгородской области

Подготовил:

С. Е. Зайцев -преподаватель общеобразовательного цикла

ОГАПОУ «Валуйский индустриальный техникум»

 г. Валуйки Белгородской области

                                                                        СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

     4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям: 13.02.11 техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
  • соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
  • об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
  • принципы и методы рационального природопользования;
  • основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
  • принципы размещения производств различного типа;
  • основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
  • основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;
  • методы экологического регулирования;
  • понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
  • правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
  • принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
  • природоресурсный потенциал Российской Федерации;
  • охраняемые природные территории;
  • принципы производственного экологического контроля;
  • условия устойчивого состояния экосистем.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

     максимальной учебной нагрузки обучающегося 64 часов, в том числе:

        обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часа;

        самостоятельной работы обучающегося 18 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

64

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

44

в том числе:

практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа

18

консультации

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы

36

Тема 1.1 Природоохранный потенциал

Содержание учебного материала

6

1

Природа и общество. Общие и специфические черты. Развитие производительных сил общества; увеличение массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования.

1

2

Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя Земли, «парниковый эффект», кислотные дожди и другие проблемы. Пути их решения. Роль человеческого фактора в решении экологических проблем.

2

3

Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху. Утилизация промышленных и бытовых отходов. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств. Малоотходные и безотходные технологии.

2

Практическое занятие:

Глобальные проблемы экологии

Семинар: Природоохранный потенциал

2

2

Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование

Содержание учебного материала

2

1

Природные ресурсы, их классификация. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.

2

Практическое занятие 

Определение природоресурсного потенциала Российской Федерации.

Семинар: Природные ресурсы и рациональное природопользование

2

2

Самостоятельная работа:

Подготовить реферат о состоянии и использовании ресурсов растительного и животного мира, водных ресурсов.

6

Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды токсичными веществами

Содержание учебного материала

6

1

Естественное и антропогенное загрязнение биосферы. Основные загрязнители, их источники и классификация. Основные пути миграции и аккумуляции в биосфере токсичных и радиоактивных веществ.

1

2

Понятие экологического риска. Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду, оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.

2

3

«Зеленая революция»  и ее последствия. Значение и экологические последствия применения пестицидов и удобрений.

2

Практическое занятие 

Установление норм ПДК и ПДВ.

Семинар: Загрязнение окружающей среды токсичными веществами

     2

     2

Самостоятельная работа:

Подготовить реферат об экологической обстановке в Белгородской области

4

Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования

26

Тема 2.1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу

Содержание учебного материала

6

1

История Российского природоохранного законодательства. Природоохранные постановления. Нормативные акты по рациональному природопользованию.

1

2

Международное сотрудничество в области охраны природы. Международные соглашения, конвенции, договоры. Новые подходы к природоохранной деятельности.

2

3

Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи. Природоохранное просвещение.

2

Практические занятия 

Анализ производственных ситуаций с применением закона «Об охране окружающей природной среды».

Семинар: Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу

4

2

Самостоятельная работа:

Подготовить сообщение по теме: История Российского природоохранного законодательства, природоохранное просвещение, экологический след и индекс человеческого развития. Подготовить презентацию по теме: Программа «Зеленая столица»

8

Тема 2.2 Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду

Содержание учебного материала

2

1

Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду.

2

Практические занятия 

Семинар: Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2

Консультации:

Особенности взаимодействия общества и природы

2

Всего:

64

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экологические основы природопользования»

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования».

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
  • видео- и кинофильмы, видеоролики;
  • учебно-методические материалы: инструкционные карты, комплекты контрольных вопросов, заданий.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

  • учебные фильмы по дисциплине;
  • методические указания для самостоятельного изучения тем;
  • методические рекомендации для выполнения практических заданий;
  • программированные задания по разделам.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы:

Основные источники:

  1. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф.,Лазебникова А.Ю. и др.  Обществознание (базовый и профильный уровни)  М., «Просвещение », 2014.
  2. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б.  Экологические основы природопользования: учеб. пособие. – М.: Академия ИЦ, 2014.
  3. Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2014.

Дополнительные источники:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2015.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 2015 г.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации М.,2015г...
  4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2114
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации М.,2014

Интернет-ресурсы:

http://window.edu/ru/window

http://www/openet.edu.ru/

4.  КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе изучения теоретических вопросов и проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

Умения

 анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности

наблюдение и оценка выполнения практических работ

 соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности

наблюдение и оценка выполнения практических работ

Знания

особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду

устный опрос, решение задач

об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса

письменная проверка, тестирование

принципы и методы рационального природопользования

устный опрос, решение задач

основные источники техногенного воздействия на окружающую среду

устный опрос, решение задач

принципы размещения производств различного типа

письменная проверка

основные группы отходов, их источники и масштабы образования

письменная проверка, тестирование

основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов

анализ производственных ситуаций

методы экологического регулирования

письменная проверка

понятие и принципы мониторинга окружающей среды

письменная проверка, тестирование

правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности

письменная проверка

принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды

письменная проверка

природоресурсный потенциал Российской Федерации

письменная проверка

охраняемые природные территории

устный опрос, творческие отчеты

принципы производственного экологического контроля

устный опрос

условия устойчивого состояния экосистем

устный опрос

Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблицей)

Процент результативности

( правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Балл( отметка )

 Вербальный аналог

            90÷100

5

отлично

            80 ÷ 89

4

хорошо

            70÷79

3

удовлетворительно

            менее 70

2

не удовлетворительно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

   Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего проф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образо...

Рабочая программа ОПД.08 Экологические основы природопользования

Рабочая программа ОПД.08 Экологические основы природопользования является частью ОПОП в соответсвии с ФГОС по профессии НПО 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства...

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:-анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;-использовать в профессиональной деятельности представл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.03 Экологические основы природопользования

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО100126 – "Сервис домашнего и коммунального хозяйства"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН. 02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Рабочая  ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН. 02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ...

Рабочая программа Экологические основы природопользования

__________Экологические основы природопользования_________ 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной ...