РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ЕН. 02 Экологические основы природопользования
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Экологические основы природопользования для специальности:13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электротехнического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3teen.02rp.docx | 34.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВАЛУЙСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО:
на заседании ЦМК Зам. директора по УР ОГАПОУ
Протокол №___от_______2017 г. «Валуйский индустриальный техникум»
Председатель ЦМК ___________________ Л. М. Захарова
____________ Г. В. Тютюнникова «___»___________________2017 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЕН.02 Экологические основы природопользования
Специальность: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание
электрического и электромеханического оборудования
(по отраслям)
Валуйки
2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности:
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электротехнического и электромеханического оборудования (по отраслям)
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО:
на заседании ЦМК Зам. директора по УР ОГАПОУ
Протокол №___от_______2017 г. «Валуйский индустриальный техникум»
Председатель ЦМК _________________ Л. М. Захарова
____________ Г. В. Тютюнникова «___»_______________2017 года
Организация-разработчик:
ОГАПОУ «Валуйский индустриальный техникум»
г. Валуйки Белгородской области
Подготовил:
С. Е. Зайцев -преподаватель общеобразовательного цикла
ОГАПОУ «Валуйский индустриальный техникум»
г. Валуйки Белгородской области
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 9 |
| 10 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям: 13.02.11 техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
- соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
- об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
- принципы и методы рационального природопользования;
- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
- принципы размещения производств различного типа;
- основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
- основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;
- методы экологического регулирования;
- понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
- природоресурсный потенциал Российской Федерации;
- охраняемые природные территории;
- принципы производственного экологического контроля;
- условия устойчивого состояния экосистем.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 64 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часа;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка | 64 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 44 |
в том числе: | |
практические занятия | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | 18 |
консультации | 2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения | ||
Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы | 36 | ||||
Тема 1.1 Природоохранный потенциал | Содержание учебного материала | 6 | |||
1 | Природа и общество. Общие и специфические черты. Развитие производительных сил общества; увеличение массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования. | 1 | |||
2 | Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя Земли, «парниковый эффект», кислотные дожди и другие проблемы. Пути их решения. Роль человеческого фактора в решении экологических проблем. | 2 | |||
3 | Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху. Утилизация промышленных и бытовых отходов. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств. Малоотходные и безотходные технологии. | 2 | |||
Практическое занятие: Глобальные проблемы экологии Семинар: Природоохранный потенциал | 2 2 | ||||
Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Природные ресурсы, их классификация. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства. | 2 | |||
Практическое занятие Определение природоресурсного потенциала Российской Федерации. Семинар: Природные ресурсы и рациональное природопользование | 2 2 | ||||
Самостоятельная работа: Подготовить реферат о состоянии и использовании ресурсов растительного и животного мира, водных ресурсов. | 6 | ||||
Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды токсичными веществами | Содержание учебного материала | 6 | |||
1 | Естественное и антропогенное загрязнение биосферы. Основные загрязнители, их источники и классификация. Основные пути миграции и аккумуляции в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. | 1 | |||
2 | Понятие экологического риска. Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду, оценка и прогнозирование состояния окружающей среды. | 2 | |||
3 | «Зеленая революция» и ее последствия. Значение и экологические последствия применения пестицидов и удобрений. | 2 | |||
Практическое занятие Установление норм ПДК и ПДВ. Семинар: Загрязнение окружающей среды токсичными веществами | 2 2 | ||||
Самостоятельная работа: Подготовить реферат об экологической обстановке в Белгородской области | 4 | ||||
Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования | 26 | ||||
Тема 2.1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу | Содержание учебного материала | 6 | |||
1 | История Российского природоохранного законодательства. Природоохранные постановления. Нормативные акты по рациональному природопользованию. | 1 | |||
2 | Международное сотрудничество в области охраны природы. Международные соглашения, конвенции, договоры. Новые подходы к природоохранной деятельности. | 2 | |||
3 | Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи. Природоохранное просвещение. | 2 | |||
Практические занятия Анализ производственных ситуаций с применением закона «Об охране окружающей природной среды». Семинар: Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу | 4 2 | ||||
Самостоятельная работа: Подготовить сообщение по теме: История Российского природоохранного законодательства, природоохранное просвещение, экологический след и индекс человеческого развития. Подготовить презентацию по теме: Программа «Зеленая столица» | 8 | ||||
Тема 2.2 Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду. | 2 | |||
Практические занятия Семинар: Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду | 2 | ||||
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 | ||||
Консультации: | Особенности взаимодействия общества и природы | 2 | |||
Всего: | 64 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экологические основы природопользования»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования».
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
- видео- и кинофильмы, видеоролики;
- учебно-методические материалы: инструкционные карты, комплекты контрольных вопросов, заданий.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
- учебные фильмы по дисциплине;
- методические указания для самостоятельного изучения тем;
- методические рекомендации для выполнения практических заданий;
- программированные задания по разделам.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы:
Основные источники:
- Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф.,Лазебникова А.Ю. и др. Обществознание (базовый и профильный уровни) М., «Просвещение », 2014.
- Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования: учеб. пособие. – М.: Академия ИЦ, 2014.
- Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2014.
Дополнительные источники:
- Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2015.
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 2015 г.
- Уголовный кодекс Российской Федерации М.,2015г...
- Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2114
- Трудовой кодекс Российской Федерации М.,2014
Интернет-ресурсы:
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе изучения теоретических вопросов и проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения | |
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности | наблюдение и оценка выполнения практических работ |
соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности | наблюдение и оценка выполнения практических работ |
Знания | |
особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду | устный опрос, решение задач |
об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса | письменная проверка, тестирование |
принципы и методы рационального природопользования | устный опрос, решение задач |
основные источники техногенного воздействия на окружающую среду | устный опрос, решение задач |
принципы размещения производств различного типа | письменная проверка |
основные группы отходов, их источники и масштабы образования | письменная проверка, тестирование |
основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов | анализ производственных ситуаций |
методы экологического регулирования | письменная проверка |
понятие и принципы мониторинга окружающей среды | письменная проверка, тестирование |
правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности | письменная проверка |
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды | письменная проверка |
природоресурсный потенциал Российской Федерации | письменная проверка |
охраняемые природные территории | устный опрос, творческие отчеты |
принципы производственного экологического контроля | устный опрос |
условия устойчивого состояния экосистем | устный опрос |
Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблицей)
Процент результативности ( правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
Балл( отметка ) | Вербальный аналог | |
90÷100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70÷79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего проф...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образо...
Рабочая программа ОПД.08 Экологические основы природопользования
Рабочая программа ОПД.08 Экологические основы природопользования является частью ОПОП в соответсвии с ФГОС по профессии НПО 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства...
Рабочая программа "Экологические основы природопользования"
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:-анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;-использовать в профессиональной деятельности представл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.03 Экологические основы природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО100126 – "Сервис домашнего и коммунального хозяйства"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН. 02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН. 02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ...
Рабочая программа Экологические основы природопользования
__________Экологические основы природопользования_________ 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной ...