Рабочая программа Экологические основы природопользования
рабочая программа на тему
__________Экологические основы природопользования_________
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальностям технического профиля профессионального образования:
230113 компьютерные системы и комплексы;
230115 Программирование в компьютерных системах.
230111 Компьютерные сети
210112 Электронные приборы и устройства
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по вышеназванной специальности и примерной программой учебной дисциплины, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО).
Рабочая программа служит основой для разработки календарно-тематического плана и является основным документом нормативного компонента комплексного методического обеспечения по дисциплине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_230113_230115_prirodopolzovanie.docx | 51.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ « МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ, ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «ЦАРИЦЫНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ДИСЦИПЛИНЕЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Специальности 230113 компьютерные системы и комплексы
230115 программирование в компьютерных системах
230111 Компьютерные сети
210112 Электронные приборы и устройства
2015
ОДОБРЕНА на заседании кафедры Технических дисциплин протокол № 1 от 31.08. 2015г. Зав.кафедрой ___________ /Левченко В.М. | СОСТАВЛЕНА на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 230113 КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ И КОМПЛЕКСЫ 230115 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ 230111 КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ 210112 Электронные приборы и устройства _____________ /Фомина О.В./ (подпись) (Ф.И.О.) |
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | ||
Структура и содержание учебной дисциплины | ||
Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | ||
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
__________Экологические основы природопользования_________
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальностям технического профиля профессионального образования:
230113 компьютерные системы и комплексы;
230115 Программирование в компьютерных системах.
230111 Компьютерные сети
210112 Электронные приборы и устройства
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по вышеназванной специальности и примерной программой учебной дисциплины, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО).
Рабочая программа служит основой для разработки календарно-тематического плана и является основным документом нормативного компонента комплексного методического обеспечения по дисциплине.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина относится к обязательным учебным дисциплинам математического и общего естественнонаучного цикла.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Дисциплина «Экологические основы природопользования» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных при изучении дисциплин: Физика, Химия, География, Биология и раскрывает вопросы теоретических основ природопользования, взаимодействия природы и общества, рационального использования природных ресурсов, международного сотрудничества в области природопользования и природоохранной деятельности, правовые и социальные вопросы природопользования.
Изучение программного материала способствует формированию у студентов знаний и умений, необходимых для понимания процессов, происходящих в окружающей природной среде.
При изложении учебной дисциплины по соответствующим темам используются законодательные и нормативные акты РФ, инструктивные и руководящие материалы отраслевых министерств и ведомств, также тематические фильмы и презентации.
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- использовать представления о взаимосвязи организмов и среды обитания в профессиональной деятельности.
знать:
- состояние природных ресурсов России и мониторинг окружающей среды;
- экологические принципы рационального природопользования.
1.4. Использование часов вариативной части ОПОП
Дисциплина включена в структуру математического и общего естественнонаучного цикла за счет часов вариативной части ОПОП.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки - 72 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки – 48 часов;
- самостоятельной работы - 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: - практические занятия | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
в том числе: | |
- домашнее задание; | 10 |
- работа с информацией на экологическую проблематику, в том числе с использованием ресурсов сети Интернет, периодической печати; | 6 |
- подготовка устных сообщений, рефератов | 4 |
- работа с нормативно-правовой документацией; | 4 |
Итоговая аттестация:в форме дифференцированного зачета. |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Глобальные проблемы экологии | |||
Тема 1.1.Проблема народонаселения | Содержание учебного материала | ||
Масштабы и аспекты проблемы народонаселения. Демографическая ситуация в России. Экология и здоровье человека. | 4 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: - домашнее задание; - работа с информацией на экологическую проблематику, в том числе с использованием ресурсов сети Интернет, периодической печати; - подготовка устных сообщений, рефератов | 3 | ||
Тема 1.2.Основные направления рационального природопользования | Содержание учебного материала | ||
Формы природопользования: хозяйственно-экономическая, оздоровительная, культурная и их характерные признаки. Виды природопользования: общее и специальные характерные. Особенности рационального природопользования: восстановление природных ресурсов, комплексное использование, вторичное использование природных ресурсов, проведение природоохранных мероприятий, внедрение новейших технологий | 8 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: - домашнее задание; - работа с информацией на экологическую проблематику, в том числе с использованием ресурсов сети Интернет, периодической печати; - подготовка устных сообщений, рефератов | 3 | ||
Тема 1.3. Проблемы рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды | Содержание учебного материала | ||
Типы ресурсов.Проблемы использования и воспроизводства водных ресурсов Вода - неисчерпаемый природный ресурс. Содержание пресных вод. Содержание загрязняющих веществ в промышленных сточных водах. Вторичное использование воды. Новые технологии очистки воды. Организационные мероприятия. Проблемы использования полезных ископаемых. Рациональное и комплексное использование полезных ископаемых и энергетических ресурсов. | 12 | 2 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Проблемы использования и воспроизводства растительного и животного мира. Особоохраняемые природные территории. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Проблемы сохранения человеческих ресурсов. | |||
Проблемы использования земельных ресурсов. Виды использования земель. Экологическая роль почвы и ее свойства. Виды эрозии земель и меры борьбы с ними. Процесс опустынивания и меры борьбы с ними. Заболоченные земли. Рекультивация земель. | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: - домашнее задание; - работа с информацией на экологическую проблематику, в том числе с использованием ресурсов сети Интернет, периодической печати; - подготовка устных сообщений, рефератов - работа с нормативно-правовой документацией; | 3 | ||
Раздел 2. Прикладная экология | |||
Тема 2.1.Загрязнение биосферы | Содержание учебного материала | ||
Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы. | 6 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: - домашнее задание; - работа с информацией на экологическую проблематику, в том числе с использованием ресурсов сети Интернет, периодической печати; - подготовка устных сообщений, рефератов - работа с нормативно-правовой документацией; | 3 | ||
Тема 2.2. Основныезагрязнители их классификация | Содержание учебного материала | ||
Загрязнители атмосферы: механические, химические, физические, биологические. Загрязнители воды: неорганические химические вещества, органические загрязнители. Бактериальные и биологические загрязнители, радиоактивные. Загрязнители почвы: пестициды, удобрения, нефть и нефтепродукты, выбросы промышленных предприятий, бытовые и промышленные отходы. | 6 | 2 | |
Ликвидация последствий аварийного загрязнения жидкими токсичными, радиоактивными веществами. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска. | 3 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся: - домашнее задание; - работа с информацией на экологическую проблематику, в том числе с использованием ресурсов сети Интернет, периодической печати; - подготовка устных сообщений, рефератов - работа с нормативно-правовой документацией; | 3 | ||
Тема 2.3.Экстремальные виды воздействия на биосферу | Содержание учебного материала | ||
Характеристика экстремальных видов на окружающую среду, причины, последствия, пути решения Самостоятельная работа обучающихся: - домашнее задание; - работа с информацией на экологическую проблематику, в том числе с использованием ресурсов сети Интернет, периодической печати; - подготовка устных сообщений, рефератов - работа с нормативно-правовой документацией | 4 | 2 | |
Раздел 3. Правовые и социальные вопросы природопользования | |||
Тема 3.1.Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду | Содержание учебного материала | ||
Нормативно-правовое обеспечение в экологической сфере. Цели и задачи природоохранных органов управления и надзора. Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности. Правовые вопросы экологической безопасности. Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды. | 6 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: - домашнее задание; - работа с информацией на экологическую проблематику, в том числе с использованием ресурсов сети Интернет, периодической печати; - подготовка устных сообщений, рефератов - работа с нормативно-правовой документацией; | 5 | ||
Дифференцированный зачет. | 2 | ||
ВСЕГО по дисциплине: | 72 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета естественнонаучных дисциплин.
3.1.1. Оборудование кабинета:
- комплект учебной мебели,
- классная доска,
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине.
3.1.2. Технические средства обучения:
- ПК с наличием лицензионного ПО;
- мультимедийный проектор;
- проекционный экран;
- принтер;
- сканер;
- колонки.
3.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
- правила техники безопасности и производственной санитарии;
- Программное обеспечение:
- сертифицированная ОС WindowsXPProfessional;
- офисный паке тприложений Microsoft Office Professional Plus 2007;
- мультимедиа-проигрыватели Windows Media Player;
- антивирусная программа Kaspersky Open Space Security Media pack.
3.2. Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам
3.2.1. Нормативный компонент:
- извлечение из ФГОС СПО по специальности;
- примерная программа учебной дисциплины;
- рабочая программа учебной дисциплины;
- календарно-тематический план.
3.2.2. Общеметодический компонент:
Методические рекомендации:
- по управлению самостоятельной внеаудиторной работой студентов.
3.2.3. Методический компонент по темам учебной дисциплины:
- план учебного занятия (технологическая карта занятия);
- конспекты лекций;
- вопросы для актуализации опорных знаний по ранее изученным темам;
- вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;
- задания для самостоятельной работы студентов на занятиях (варианты);
- домашние задания;
- методические разработки сценариев проведения различных видов учебных занятий;
- основная и дополнительная литература для изучения темы;
- перечень тем рефератов, устных сообщений.
3.2.4. Методический компонент системы контроля знаний и умений студентов:
Отметка "5" ставится, если студент:
1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка "4" ставится, если студент даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка "3" ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка "2" ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | ||
- использовать представления о взаимосвязи организмов и среды обитания в профессиональной деятельности | ОК | Текущий контроль: - решение практических задач Рубежный контроль: - защита исследовательских проектов |
Знания: | ||
- состояние природных ресурсов России и мониторинг окружающей среды | ОК | Текущий контроль: - фронтальный опрос - тестирование - решение практических задач Рубежный контроль: - исследование конкретной темы и оформление результатов в виде реферата, доклада с презентацией - фронтальный опрос. Итоговый контроль: дифференцированный зачет. |
- экологические принципы рационального природопользования | ОК |
- Информационное обеспечение обучения
Основная литература
- Арустамов Э.А, Левакова И.В. Экологические основы природопользования. Учебник – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2014.
- Винокурова Н.Ф. Природопользование. Учебник – М.: Издательский центр «Академия» 2012.
- Гальперин М.И. Экологические основы природопользования. Учебник – М.: ФОРУМ:ИНФРА –М, 2013.
- Емельянов А.Г. Основы природопользования. Учебник – М.: Издательский центр «Академия» 2013.
3.3.2. Дополнительная литература
- Арустамов Э.А. Природопользование. Учебник – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2006.
- Арустамов Э.А., Левакова Н.В.: Экологические основы природопользования. Учебное пособие – М.: 2002
- Константинов В.М. Охрана природы. Учебное пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2006
- Коробкин В.И., Передельский А.В. Экология. Ростов н.Д Феникс, 2002
- Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах. Учебное пособие. – Ростов нД: Феникс, 2007.
3.3.3. Интернет-ресурсы
- www agtu.ruekologitcheskie_osnovy
- www stavsu.ru›content/dept_files
- www window.edu.ru
- www sparta.edusite.ru
- wwwxepcoh.info › referats/view
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего проф...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образо...
Рабочая программа ОПД.08 Экологические основы природопользования
Рабочая программа ОПД.08 Экологические основы природопользования является частью ОПОП в соответсвии с ФГОС по профессии НПО 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства...
Рабочая программа "Экологические основы природопользования"
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:-анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;-использовать в профессиональной деятельности представл...
Рабочая программа "Экологические основы природопользования" для специальности 13.02.09 "Монтаж и эксплуатация линий электропередачи"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.0...
Рабочая программа "Экологические основы природопользования"
Рабочая программа ЕН.02 Экологические основы природопользования по Специальности: 19.02.10 Технология продукции общественного питания, 48 часов, Ра...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ"
Рабочая программа: Экологические основы природопользования", разработаная с учетом программы " Профессионалитет", для специальности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям)....