Рабочая программа Экологические основы природопользования
рабочая программа на тему

Маркелова Ирина Сергеевна

__________Экологические основы природопользования_________

 

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальностям технического профиля профессионального образования:

230113 компьютерные системы и комплексы;

230115 Программирование в компьютерных системах.

230111 Компьютерные сети

210112 Электронные приборы и устройства

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по вышеназванной специальности и примерной программой учебной дисциплины, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО).

Рабочая программа служит основой для разработки календарно-тематического плана и является основным документом нормативного компонента комплексного методического обеспечения по дисциплине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_230113_230115_prirodopolzovanie.docx51.93 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ « МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ, ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «ЦАРИЦЫНО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ДИСЦИПЛИНЕЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Специальности    230113 компьютерные системы и комплексы

                                    230115 программирование в компьютерных системах

                                    230111 Компьютерные сети

                                    210112 Электронные приборы и устройства

                                                                     

                                                                      2015

                        ОДОБРЕНА

на заседании кафедры

 Технических дисциплин

протокол № 1

от 31.08.  2015г.

Зав.кафедрой ___________ /Левченко В.М.

                                    СОСТАВЛЕНА

на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности

                        230113 КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ И КОМПЛЕКСЫ

230115 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ

230111 КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ

210112 Электронные приборы и устройства

Заместитель директора по координации учебных программ и проектов

                           _____________ /Фомина О.В./

                                              (подпись)                       (Ф.И.О.)

Составитель: Маркелова Ирина Сергеевна, преподаватель

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ « МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ, ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «ЦАРИЦЫНО»

Рецензент:

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

Структура и содержание учебной дисциплины

Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

__________Экологические основы природопользования_________

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальностям технического профиля профессионального образования:

230113 компьютерные системы и комплексы;

230115 Программирование в компьютерных системах.

230111 Компьютерные сети

210112 Электронные приборы и устройства

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по вышеназванной специальности и примерной программой учебной дисциплины, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО).

Рабочая программа служит основой для разработки календарно-тематического плана и является основным документом нормативного компонента комплексного методического обеспечения по дисциплине.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина относится к обязательным учебным дисциплинам математического и общего естественнонаучного цикла.

Содержание учебной дисциплины направлено на формирование общих компетенций, включающих в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

Дисциплина «Экологические основы природопользования» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных при изучении дисциплин: Физика, Химия, География, Биология и раскрывает вопросы теоретических основ природопользования, взаимодействия природы и общества, рационального использования природных ресурсов, международного сотрудничества в области природопользования и природоохранной деятельности, правовые и социальные вопросы природопользования.

Изучение программного материала способствует формированию у студентов знаний и умений, необходимых для понимания процессов, происходящих в окружающей природной среде.

При изложении учебной дисциплины по соответствующим темам используются законодательные и нормативные акты РФ, инструктивные и руководящие материалы отраслевых министерств и ведомств, также тематические фильмы и презентации.

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен:

уметь:

- использовать представления о взаимосвязи организмов и среды обитания в профессиональной деятельности.

знать:

- состояние природных ресурсов России и мониторинг окружающей среды;

- экологические принципы рационального природопользования.

1.4. Использование часов вариативной части ОПОП

Дисциплина включена в структуру математического и общего естественнонаучного цикла за счет часов вариативной части ОПОП.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки - 72 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки – 48 часов;

- самостоятельной работы - 24 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

- практические занятия

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:

- домашнее задание;

10

- работа с информацией на экологическую проблематику, в том числе с использованием ресурсов сети Интернет, периодической печати;

6

- подготовка устных сообщений, рефератов

4

- работа с нормативно-правовой документацией;

4

Итоговая аттестация:в форме дифференцированного зачета.


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Глобальные проблемы экологии

Тема 1.1.Проблема народонаселения

Содержание учебного материала

Масштабы и аспекты проблемы народонаселения. Демографическая ситуация в России. Экология и здоровье человека.

4

3

Самостоятельная работа обучающихся:

- домашнее задание;

- работа с информацией на экологическую проблематику, в том числе с использованием ресурсов сети Интернет, периодической печати;

- подготовка устных сообщений, рефератов

3

Тема 1.2.Основные направления рационального природопользования

Содержание учебного материала

Формы природопользования: хозяйственно-экономическая, оздоровительная, культурная и их характерные признаки.

Виды природопользования: общее и специальные характерные.

Особенности рационального природопользования: восстановление природных ресурсов, комплексное использование, вторичное использование природных ресурсов, проведение природоохранных мероприятий, внедрение новейших технологий

8

3

Самостоятельная работа обучающихся:

- домашнее задание;

- работа с информацией на экологическую проблематику, в том числе с использованием ресурсов сети Интернет, периодической печати;

- подготовка устных сообщений, рефератов

3

Тема 1.3. Проблемы рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды

Содержание учебного материала

 Типы ресурсов.Проблемы использования и воспроизводства водных ресурсов Вода - неисчерпаемый природный ресурс. Содержание пресных вод. Содержание загрязняющих веществ в промышленных сточных водах. Вторичное использование воды. Новые технологии очистки воды. Организационные мероприятия.

Проблемы использования полезных ископаемых. Рациональное и комплексное использование полезных ископаемых и энергетических ресурсов.

12

2

1

2

3

4

Проблемы использования и воспроизводства растительного и животного мира. Особоохраняемые природные территории.

Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

Проблемы использования земельных ресурсов. Виды использования земель. Экологическая роль почвы и ее свойства.

Виды эрозии земель и меры борьбы с ними. Процесс опустынивания и меры борьбы с ними. Заболоченные земли. Рекультивация земель.

3

Самостоятельная работа обучающихся:

- домашнее задание;

- работа с информацией на экологическую проблематику, в том числе с использованием ресурсов сети Интернет, периодической печати;

- подготовка устных сообщений, рефератов

- работа с нормативно-правовой документацией;

3

Раздел 2. Прикладная экология

Тема 2.1.Загрязнение биосферы

Содержание учебного материала

Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы.

6

3

Самостоятельная работа обучающихся:

- домашнее задание;

- работа с информацией на экологическую проблематику, в том числе с использованием ресурсов сети Интернет, периодической печати;

- подготовка устных сообщений, рефератов

- работа с нормативно-правовой документацией;

3

Тема 2.2. Основныезагрязнители их классификация

Содержание учебного материала

Загрязнители атмосферы: механические, химические, физические, биологические.

Загрязнители воды: неорганические химические вещества, органические загрязнители. Бактериальные и биологические загрязнители, радиоактивные.

Загрязнители почвы: пестициды, удобрения, нефть и нефтепродукты, выбросы промышленных предприятий, бытовые и промышленные отходы.

6

2

Ликвидация последствий аварийного загрязнения жидкими токсичными, радиоактивными веществами.

Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска.

3

1

2

3

4

Самостоятельная работа обучающихся:

- домашнее задание;

- работа с информацией на экологическую проблематику, в том числе с использованием ресурсов сети Интернет, периодической печати;

- подготовка устных сообщений, рефератов

- работа с нормативно-правовой документацией;

3

Тема 2.3.Экстремальные виды воздействия на биосферу

Содержание учебного материала

Характеристика экстремальных видов на окружающую среду, причины, последствия, пути решения

Самостоятельная работа обучающихся:

- домашнее задание;

- работа с информацией на экологическую проблематику, в том числе с использованием ресурсов сети Интернет, периодической печати;

- подготовка устных сообщений, рефератов

- работа с нормативно-правовой документацией

4

4

2

Раздел 3. Правовые и социальные вопросы природопользования

Тема 3.1.Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду

Содержание учебного материала

Нормативно-правовое обеспечение в экологической сфере. Цели и задачи природоохранных органов управления и надзора. Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности. Правовые вопросы экологической безопасности. Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды.

6

3

Самостоятельная работа обучающихся:

- домашнее задание;

- работа с информацией на экологическую проблематику, в том числе с использованием ресурсов сети Интернет, периодической печати;

- подготовка устных сообщений, рефератов

- работа с нормативно-правовой документацией;

5

Дифференцированный зачет.

2

ВСЕГО по дисциплине:

72

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

         3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета естественнонаучных дисциплин.

3.1.1. Оборудование кабинета:

  • комплект учебной мебели,
  • классная доска,
  • комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине.

3.1.2. Технические средства обучения:

  • ПК с наличием лицензионного ПО;
  • мультимедийный проектор;
  • проекционный экран;
  • принтер;
  • сканер;
  • колонки.

3.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:

  • правила техники безопасности и производственной санитарии;
  1. Программное обеспечение:
  • сертифицированная ОС WindowsXPProfessional;
  • офисный паке тприложений Microsoft Office Professional Plus 2007;
  • мультимедиа-проигрыватели Windows Media Player;
  • антивирусная программа Kaspersky Open Space Security Media pack.

3.2. Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам

3.2.1. Нормативный компонент:

  • извлечение из ФГОС СПО по специальности;
  • примерная программа учебной дисциплины;
  • рабочая программа учебной дисциплины;
  • календарно-тематический план.

3.2.2. Общеметодический компонент:

Методические рекомендации:

  • по управлению самостоятельной внеаудиторной работой студентов.

3.2.3. Методический компонент по темам учебной дисциплины:

  • план учебного занятия (технологическая карта занятия);
  • конспекты лекций;
  • вопросы для актуализации опорных знаний по ранее изученным темам;
  • вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;
  • задания для самостоятельной работы студентов на занятиях (варианты);
  • домашние задания;
  • методические разработки сценариев проведения различных видов учебных занятий;
  • основная и дополнительная литература для изучения темы;
  • перечень тем рефератов, устных сообщений.

3.2.4. Методический компонент системы контроля знаний и умений студентов:

Отметка "5" ставится, если студент:

1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка "4" ставится, если студент даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка "3" ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка "2" ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- использовать представления о взаимосвязи организмов и среды обитания в профессиональной деятельности

ОК

Текущий контроль:

- решение практических задач

Рубежный контроль:

- защита исследовательских проектов

Знания:

- состояние природных ресурсов России и мониторинг окружающей среды

ОК

Текущий контроль:

- фронтальный опрос

- тестирование

- решение практических задач

Рубежный контроль:

- исследование конкретной темы и оформление результатов в виде реферата, доклада с презентацией

- фронтальный опрос.

Итоговый контроль: дифференцированный зачет.

- экологические принципы рационального природопользования

ОК

  1. Информационное обеспечение обучения

        Основная литература

  1. Арустамов Э.А, Левакова И.В. Экологические основы природопользования. Учебник – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2014.
  2. Винокурова Н.Ф. Природопользование. Учебник – М.: Издательский центр «Академия» 2012.
  3. Гальперин М.И. Экологические основы природопользования. Учебник – М.: ФОРУМ:ИНФРА –М, 2013.
  4. Емельянов А.Г. Основы природопользования. Учебник – М.: Издательский центр «Академия» 2013.

3.3.2. Дополнительная литература

  1. Арустамов Э.А. Природопользование. Учебник – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2006.
  2. Арустамов Э.А., Левакова Н.В.: Экологические основы природопользования. Учебное пособие – М.: 2002
  3. Константинов В.М. Охрана природы. Учебное пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2006
  4. Коробкин В.И., Передельский А.В. Экология. Ростов н.Д Феникс, 2002
  5. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах. Учебное пособие. – Ростов нД: Феникс, 2007.

3.3.3. Интернет-ресурсы

  1. www agtu.ruekologitcheskie_osnovy
  2. www stavsu.ru›content/dept_files
  3. www window.edu.ru
  4. www sparta.edusite.ru
  5. wwwxepcoh.info › referats/view



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

   Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего проф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образо...

Рабочая программа ОПД.08 Экологические основы природопользования

Рабочая программа ОПД.08 Экологические основы природопользования является частью ОПОП в соответсвии с ФГОС по профессии НПО 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства...

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:-анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;-использовать в профессиональной деятельности представл...

Рабочая программа "Экологические основы природопользования" для специальности 13.02.09 "Монтаж и эксплуатация линий электропередачи"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.0...

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

          Рабочая программа ЕН.02 Экологические основы природопользования по  Специальности: 19.02.10 Технология продукции общественного питания, 48 часов, Ра...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ"

Рабочая программа: Экологические основы природопользования", разработаная  с учетом программы " Профессионалитет", для  специальности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям)....