Методическая разработка открытого урока по осетинской литературе (для невладеющих групп). Урок-конференция «Многогранность таланта Коста Левановича Хетагурова».
методическая разработка

Гахова Залина Валерьевна

Урок-конференция "Многогранность таланта Коста Левановича Хетагурова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_no5urok-konf.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока

«Многогранность таланта Коста Левановича Хетагурова».

Цели и задачи

Углубить знания обучающихся о великом осетинском поэте, основоположнике осетинского языка и литературы Коста Левановиче Хетагурове, пробудить у них любовь к осетинской литературе в целом, и к творчеству Коста, в частности,  раскрыть многогранность его таланта.

Тип урока

Урок – конференция

Форма организации

работы

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы и приемы

проведения урока

Заранее определены темы докладов, проведена исследовательская работа, доклады заслушиваются и выносятся на обсуждение

Планируемые результаты

  • Предметные:
  • знать биографию Коста;
  • познакомится с его многогранным талантом;

Личностные:

  • прививать любовь к книге, умение работать с ней, развивать навыки поиска нужной информации, выделять самое основно;
  • формировать любовь к литературе в целом;
  • осуществлять самоконтроль, оценивать свои достижения на уроке.

Метапредметные:

  • уметь воспринимать новую информацию в процессе слушания докладов, формулировать вопросы и ответы;
  •  использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с поставленной задачей

Межпредметные связи

История, этнография, музыка, живопись, драматургия, публицистика

Образовательные ресурсы и наглядный материал

Собрание сочинений К.Хетагурова, «Осетинская лира»

доклады обучающихся,

портрет поэта,  

стенные газеты,  

рефераты,

 иллюстрации,

 выставка книг К.Хетагурова, научных трудов по его творчеству,

слайды картин,

раскладушка,

презентации,

 выставка национальных кукол.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1

Организацион-ный момент

(1 мин)

  • Приветствует обучающихся;
  • проверяет отсутствующих;
  • проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Определение

темы и цели урока. Мотивация учебной

деятельности

(5 мин)

Активизирует уже имеющиеся знания по изучаемому вопросу, пробуждает интерес к теме

Отвечают на вопросы преподавателя по теме. Условно делятся на две группы – «докладчики и «слушатели»

Личностные:

формирование положительной мотивации к изучению нового. Познавательные: исследовательская работа

Коммуникативные:  построение грамотной речи, информативность высказывания

3

Актуализация знаний  и овладение новым материалом

(35мин)

Вступительное слово.

Чтение стихотворения «Ныстуан» («Завещание») на разных языках

Зачитываются доклады:

«Коста – поэт, писатель, публицист»;

 «Образ горянки в творчестве Коста»;

«Коста – публицист»;

«Коста и музыка»;

«К.Хетагуров – художник»;

«Коста – этнограф»;.

«Коста и фольклор».

Личностные: проникновение в тему Познавательные: сбор и изучение информации

Коммуникативные: правильная грамотная речь

7

Рефлексия учебной

деятельности на уроке

(3 мин)

Заключительное слово.

Побуждает к высказыванию мнения: что нового узнали.

Предлагает оценить свою работу на уроке.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Самооценка.

Личностные: самооценка своей учебной деятельности.

Адекватное понимание причин успеха и неуспеха. Регулятивные: соотношение цели ирезультата.

8

Домашнее задание (1мин)

Выучить наизусть стихотворение К.Хетагурова (на выбор)

Записывают задание на дом

Личностные: формирование положительной

мотивации к изучению нового.

 

Конспект урока – конференции

«МНОГОГРАННОСТЬ ТАЛАНТА  

КОСТА ЛЕВАНОВИЧА ХЕТАГУРОВА»

Тема мероприятия: «Многогранность таланта Коста Левановича Хетагурова».

Цель мероприятия: Углубить знания обучающихся о великом осетинском поэте, основоположнике осетинского языка и литературы Коста Левановиче Хетагурове, пробудить у них любовь к осетинской литературе в целом, и к творчеству Коста, в частности,  раскрыть многогранность его таланта.

Эпиграф: «Весь мир – мой храм,

Любовь – моя святыня,

Вселенная – отечество мое…»

                                                           (К.Л.Хетагуров).

Оформление: портрет поэта, стенные газеты, рефераты, доклады, иллюстрации, выставка книг К.Хетагурова, научных трудов по его творчеству, слайды картин, раскладушка, презентации, выставка национальных кукол.

План мероприятия:

  1. Вступительное слово.
  2. «Коста – поэт, писатель, публицист»
  3. Чтение стихотворения «Ныстуан» («Завещание») на разных языках.
  4. «Образ горянки в творчестве Коста».
  5. «Коста – публицист».
  6. «Коста и музыка».
  7. «К.Хетагуров – художник».
  8. «Коста – этнограф».
  9. «Коста и фольклор».
  10. Заключительное слово.

Ход мероприятия

        Коста Хетагуров скончался в 1906 году. Осетинская интеллигенция доставила тело своего любимого поэта во Владикавказ. На могиле Коста произносились речи на осетинском, русском, армянском, грузинском и других языках. «Коста отдал людям свое сердце, и люди вот уже столько лет отдают ему свои сердца. Именно в этом слиянии поэта с людьми и есть та сила, которая преодолевает года. Поэтому Коста и является нашим современником. Поэтому он будет современником многих грядущих поколений», – писала в 1979 году поэтесса Р. Ахматова.

«Коста – поэт, писатель, публицист»

Коста Хетагуров – выдающийся поэт, прозаик, драматург, страстный публицист – он то гениальное национальное явление, без которого невозможно представить сегодня Осетию, ее духовную жизнь.

Любовь поэта к своей обездоленной родине и народу породила все творения Коста. В лирике и поэмах, рассказах и драматических произведениях, публицистических статьях и живописи он стал выразителем чаяний и устремлений горцев-бедняков, безземельных, обреченных на нищенское существование и вековую темноту.

Коста Леванович Хетагуров родился 15 октября 1859 года в с. Нар. Матери своей он не помнил, она умерла вскоре после родов, и маленький мальчик был отдан на воспитание Чензе Хетагуровой. Грустное воспоминание о сиротской доле, тоска по материнской ласке впоследствии заняли большое место в лирике поэта.

Свое первоначальное «духовное образование» Коста получал в окружавшей его патриархальной среде простых горцев-тружеников. В семь лет его отдали в Нарскую церковно-приходскую школу, а через год его устроили в приготовительный класс мужской прогимназии Владикавказа.

В 1871 году Коста был определен в Ставропольскую гимназию, где проучился до 1881 года. В том же году Коста поступает в Петербургскую Академию художеств. Здесь кончается юность будущего поэта. Начинается самостоятельная жизнь, полная забот и тревог, нужды и лишений, труда и борьбы.

В Петербурге Коста пробыл четыре года. Недолгое пребывание Коста в Петербургской Академии художеств расширило его кругозор, познакомило его с революционно настроенной студенческой молодежью. Но лишенный какой бы то ни было материальной поддержки, измученный тяжелым трудом, он вынужден был покинуть столицу и вернуться домой.

Двадцатишестилетний Коста вернулся в Осетию уже мятежный, сильный, воистину воитель и родной сын, брат и отец обездоленных и свободолюбивых горцев. В одном из его стихотворений мы видим впечатления поэта:

И хлынули слезы из глаз,

И радость в груди разлилась:

Увидел я снежные горы.

Именно в это время он создает ряд стихотворений, в которых крик его души, крик от боли, от протеста поднимается до грозного призыва к борьбе. Одним из этих стихотворений является «Ракæс!..» («Взгляни!..»).

Но более бедным, чем я,

Вернувшись, нашел я тебя,

Народ, изнуренный заботой...

С этим стихотворением перекликаются «Додой» («Горе»), «Катай» («Тревога»), «Азар!» («Спой!»), «Салдат» («Солдат») и др.

Честность, правдивость, мужество, совесть, истина – все эти моральные ценности имели особенно большое значение для него, если они способствовали выполнению гражданского долга, служению народа.

Коста выступает не только как поэт, а как общественник, боец, публицист. Он считал себя представителем всей горской бедноты, всего угнетенного народа и острой и неудержимой силой реагирует на всякую социальную и национальную несправедливость. Возникает непрерывная цепь конфликтов, которая приводит к высылке Коста Хетагурова из Терской области. Коста обосновывается в Ставрополе. Ставропольский период жизни поэта поражает энергией и разносторонностью деятельности неутомимого изгнанника. Русская лирика Коста в 1895 году выходит в Ставрополе отдельной книжкой.

В 1896 году он перебирается в Пятигорск, но ненадолго. В 1899 году терские власти добиваются его вторичной высылки, на этот раз в Херсон. Эта высылка наносит непоправимый удар и без того физически и морально надломленному поэту. Но Коста не сдается, он продолжает борьбу. Кажется, это слишком много для одного человека, вышедшего из маленького глухого горского аула, постоянно гонимого царскими чиновниками и местными эксплуататорами. Нужен был не только талант, но и мужество борца, чтобы стать глашатаем борьбы против социального и национального угнетения, стать защитником народа, его совестью, его надеждой, его национальной гордостью.

В 1901 году он получает освобождение. Поэт возвращается в Осетию. Годы лишений и преследований сделали свое дело. Друзья с трудом узнают прежнего живого, бурного Коста. Здоровье надломлено. В 1903 году тяжелый недуг приковал его к постели.

Первую русскую революцию Коста встретил смертельно больным. Обычно, когда речь заходит об отношении Коста Хетагурова к революции, прежде всего вспоминают его «Не упрекай меня, что я забросил лиру», особенно три последние строфы. Хорошо известно, что в разгар первой русской революции в колоннах демонстрантов по улицам Владикавказа звучали боевые песни Хетагурова.

В апреле 1906 года не стало Коста. Похороны поэта превратились в мощную демонстрацию народной любви к своему поэту-скитальцу, борцу за бедных и угнетенных. Таких грандиозных похорон Владикавказ еще не видел. Имя Коста, политического изгнанника, народного певца, чьи песни звали к борьбе за свободу и распевались в дни революции по всей Северной Осетии, привлекло всех, кому был ненавистен царский строй. У его гроба сошлись толпы русских, осетин, армян и грузин, представителей всех национальностей, живших в Осетии. На могиле Коста произносились речи на осетинском, русском, армянском, грузинском и других языках. «Коста отдал людям свое сердце, и люди вот уже столько лет отдают ему свои сердца. Именно в этом слиянии поэта с людьми и есть та сила, которая преодолевает года. Поэтому Коста и является нашим современником. Поэтому он будет современником многих грядущих поколений», – писала в 1979 году поэтесса Р. Ахматова.

Сегодня мы не можем представить себе Осетию без имени Коста Хетагурова, без его чудесных стихотворений и поэм, без замечательной прозы и драматургии, впитавших в себя все сокровенное из народного творчества. Жизнь Коста, как зеркало, отразила судьбу его народа. Он не только не терял надежду в светлое будущее, он вдохновенно творил во имя будущего, во имя свободной и счастливой жизни своего народа. И голос Коста был услышан благодарными потомками, его голос слышен и сейчас.

Весь смысл жизни Коста видел в беззаветном служении народу. Во имя этого он готов был на все лишения и жертвы. Его не пугали ни ссылки, ни изнурительный труд на свинцовых рудниках Карачая. Несмотря на царскую цензуру, жандармскую слежку, он все больше оттачивал свое разящее оружие, закалял волю.

Гениальное творение Коста – его «Ирон фæндыр». Небольшая книга, насчитывающая около 60 стихотворений, до сих пор остается, (как сказал А.А.Дзантиев), «Библией осетинского народа», в которой запечатлена бессмертная душа народа. «Ирон фæндыр» выдержал не один десяток изданий на родном языке и в переводе на русский. Некоторые произведения издавались на многих языках народов мира: болгарском, хинди, польском, венгерском, чешском, английском, французском, тамильском и т.д., и везде поэзия Коста находила и находит горячий отклик в сердцах читателей.

Например, стихотворение «Завещание» к юбилею Коста вышло отдельным изданием на 105 языках мира! Предлагаем вашему вниманию послушать несколько версий:

Читается стихотворение  «Ныстуан» на разных языках:

осетинском,

русском,

английском,

немецком,

французском,

армянском,

грузинском,

чеченском,

кумыкском.

Доклад «Образ горянки в творчестве Коста»

Образ женщины-горянки, мотивы ее тяжелой доли заняли доминирующее место во всех жанрах творческого наследия К. Хетагурова: поэзии, драматургии, публицистике, этнографическом очерке.

Из отдельных образов этой поражающей бедности, созданных Коста, на первом месте его знаменитое стихотворение «Мать сирот» («Сидзæргæс»). И по форме и по содержанию, это стихотворение исследователи творчества поэта считают наиболее характерным и лучшим. Оно самое совершенное по полноте изображения страшного прошлого осетинского народа, и отражает его бедственное положение в теснинах Центрального Кавказа.

Описывается тяжелая участь семьи, потерявшего кормильца. Страдающая мать, пять голодных и разутых детей-сирот у дымного очага в хлеву. Печаль и лишения в их глазах. Коста нарисовал незабываемую картину бедной горской жизни и трогательнейший образ матери, исстрадавшейся в борьбе с нуждой:

Детям говорила:

«Вот бобы вскипят!»,

А сама варила

Камни для ребят

О горькой судьбе горянки-вдовы и ее голодающих детей, о ее безрадостной жизни К. Хетагуров проникновенно писал и в стихотворении «Буря» («Тымыгъ»).

В другом стихотворении «На смерть горянки» поэт рисует короткую и горькую жизнь молодой горянки, с колыбели знающей тяжесть жизни, «нужду и невзгоды» матери- горянки.

Безграничной любви к своему ребенку посвящена известная колыбельная песня «А-ло-лай». Проникнутая глубочайшим лиризмом, она построена в форме обращения матери к сыну. Раскачивая его в колыбели, мать напевает сыну песню о тяжелой беспросветной судьбе горца, поет ему, как выбился из сил его отец, изнемогает от тяжелого труда в горах, что и его впереди ждет такой же каторжный «черный горский труд».

Тоска по рано умершей матери и отголоски личного тяжелого детства проходят через ряд известных произведений поэта, таких, как: «Кто ты?» (Чи дæ?), «Чердак» («Уæлхæдзар»), «Кубади», «Да, я уж стар...» и др.

Мать Коста Мария, урожденная Губаева была женщиной кроткой, с широким прирожденным умом, отличалась сердечной мягкостью и редкой красотой. Хотя .о матери у поэта не осталось воспоминаний, тем не менее в своих произведениях пишет о глубокой и нежной любви к ней. Ее образ в стихотворениях поэта овеян исключительной нежностью и преклонением, особенно остро ощущал ее отсутствие в трудные минуты жизни. Трепетное отношение Коста к образу матери наилучшее отражение нашло в стихотворении, посвященном ее памяти. В нем есть такие строки:

Нет, тебя уж никто не заменит,

 Дорогая, родимая мать!

Ни во что уже сын твой не верит, -

Истомился, устал он страдать...

Будь бы ты, - как его б ты любила!

Его душу понять бы могла

И, как коршун, его б сторожила.

От насилья, коварства и зла...

Любовь к матери была настолько сильна, что Коста воссоздал ее образ еще и на полотне со слов близко знавших ее людей.

В этнографическом очерке «Особа» Коста говорит о том, что в древней, особенно в дореформенной Осетии, права женщины-горянки в семейном быту не выдерживали критики, ибо «кроме рабства, борьбы и труда», у нее не было «ни минуты отрадной свободы». Горянка была бесправным существом, ее судьбой располагали родители и близкая родня. Описывая подробно свадебную обрядность осетин, К. Хетагуров подчеркивает, что горянка остро испытывала давление всякого рода пережитков, суеверий и адатов; судьба ее всецело зависела от желания (нередко корыстного расчета) родителей. Она должна была безмолвно покоряться и не возражать многочисленным родственникам, а после выхода замуж - супругу. Коста с негодованием говорит о раннем возрасте бракосочетания, о том, как на горянку, после выхода замуж, наваливается вся тяжесть домашних работ. На ее плечах все заботы о семье. Она должна была всех обшить, напоить, накормить, подоить корову и ухаживать за скотом. Мужчина - как гость в доме. Он выполняет все работы вне дома. Не без помощи женщин доставляет навоз на пашни, плетенок на сенокос; полоть и жать - тоже их совместный труд.

Одна из самых характерных особенностей отношений к женщине в Осетии в прошлом - двойные стандарты. С одной стороны бесправное положение в семье, ее обездоленность, с другой - высокий вес и авторитет женщины-осетинки в обществе, рыцарское отношение к ней.

В пьесе «Дуня» Коста также поднимает вопрос о бесправном положении женщины.

В поэме же «Фатима» перед читателем предстает новый образ женщины-горянки, у которой уже пробудилось сознание и которая делает уже первые шаги по пути освобождения от своей трагической участи, диктуемой укладом жизни горцев, феодально-крепостническими пережитками и обычаями старины. Вопреки воли феодала-отца она выбрала другом жизни простого парня. Но то общество, которым она пренебрегла, не оставило ей шансов на тихую и спокойную жизнь, и руками Джамбулата ее счастье было разрушено. Поэма заканчивается трагедией для молодой семьи. В «Фатиме» показан исторический процесс падения патриархально-родовых и феодальных устоев.

В своих публицистических статьях Коста активно отстаивает идею женского образования в Осетии. В начале 90-х годов 19 века встал вопрос о закрытии первой Владикавказской женской осетинской школы, который всколыхнул представителей народной интеллигенции во главе с К. Хетагуровым. Коста подчеркивал значимость школы для осетинского народа в пору вступления Осетии на путь капиталистического развития, подчеркивал, что особенно дорого сохранение этой школы в настоящее время, когда стремление к более полному просвещению женщин уже пробудилось в народе.

Отдельной страницей выделяется образ женщины в живописи Коста.

         Таким образом, мы рассмотрели некоторые аспекты поднимаемой темы и однозначно пришли к выводу, что образ женщины-горянки является одним из центральных, и поднят Хетагуровым на небывалую высоту.

Доклад «Коста – публицист»

Творческое наследие Коста трудно представить без публицистических статей, очерков, рецензий и заметок, которым присущ глубокий революционный демократизм, беспощадная логика, культ правды, полное отсутствие каких-нибудь словесных упражнений.

Знание факта, умение его изложить, умение заставить заговорить самый факт (а не свои чувства по его поводу), изготовление в своем роде психологического клише, душевное проявление которого произойдет уже в восприятии самого читающего, — вот первая черта публицистики Коста, усвоенная им в школе великих русских революционных демократов, в школе Чернышевского и Добролюбова.

Круг тем, затронутых Коста, обширный — все они исходят из описания фактов: он пишет и о горских «штрафных суммах», и про обезлесивание ущелий, и о сравнительном наделе чеченских, осетинских и русских крестьян, и о положении рабочих на ставропольских промышленных предприятиях, и о положении сельских учителей в Осетии, и о путях сообщения на Кавказе, и о судьбе украинских переселенцев, и о многом множестве подобных жизненных, конкретных вопросов — и все эти вопросы встают перед читателем в их предельной конкретности, в их политической и исторической проблематике, в их сложной глубине, хотя и раскрыты они без всякой авторской лирики, почти без проявления личных чувств автора.

Публицистика К. Хетагурова охватывает основные вопросы общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни осетин и других народов Северного Кавказа — кабардинцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев. Наиболее зрелыми и значительными как по актуальности выдвигаемых проблем, так и по художественному уровню являются такие труды Коста, как «Неурядицы Северного Кавказа», «Накануне», «Владикавказские письма», «Внутренние враги». «Насущные вопросы», «Тартарен» и др., посвященные насущным вопросам тогдашней жизни. Не случайно, что многие публицистические произведения К. Хетагурова до сих пор не утратили своего значения. Глубокая познавательная роль его статей, их историзм, широта политического охвата... — все эти качества делают публицистику Коста настолько исторически-весомой и содержательной, что она до сих пор не утратила своего значения. Газетные статьи Коста Хетагурова как нельзя лучше свидетельствуют о положении вещей на Северном Кавказе в 80 — 90-х годах

Коста смело выступал против колониального режима царизма на Северном Кавказе, против капиталистических хищников, защищал интересы трудящихся. Верный традициям Чернышевского, он подвергал острой критике мероприятия царской администрации. В ряде статей («Неурядицы Северного Кавказа», «Накануне» и др.) Коста разоблачал, насколько это возможно было в жестоких цензурных условиях, колониальный характер политики царского правительства.

Публицистике Коста чужда скучная риторичность, сухость. Говоря о жизни языком публициста, он остается художником. Яркие картины быта, живое описание социальных отношений, создание полноценных образов людей удесятеряют силу его публицистики, силу ее воздействия на читателя. Следует отметить, что Коста нередко прибегал в своей публицистике к юмору и сатире. Некоторые его статьи, например, «Тартарен», «Чичиков» и др., напоминают фельетоны, сатирические или юмористические зарисовки с натуры.

Таким образом, в современном восприятии публицистика Коста имеет художественную, историко-политическую ценность.

Доклад «Коста и музыка»

Творчество К. Хетагурова является плодотворным источником для композиторов. Почти все композиторы нашей республики обращались к его стихам, поэмам, пьесам. Написано большое количество произведений в разных жанрах - от песен до оперы, хоровых и симфонических сочинений. Кавказская повесть «Фатима» вдохновила на создание оперы X.Плиева, 3.Хабалову, А. Полянича; балет «Фатима» написала Ж. Плиева; балет «Перед судом» - Л. Канукова; И. Габараев - симфоническую поэму «Сын Иристона», Д.Хаханов - балет «Хетаг»; А.Макоев, Н.Кабоев, Р.Царионти, Н.А.Карницкая писали песни, романсы, хоровые произведения и симфонические.

На основе трех стихотворений Коста Хетагурова, обращенных к Анне Яковлевне Поповой, в которую он был страстно влюблен, был написан в 1984-1985 гг. Вокальный цикл «Письма к возлюбленной» для голоса и фортепиано. Впервые этот цикл исполнили Лариса Гергиева и Грайр Ханеданьян на пленуме союза композиторов России.

Первый романс в цикле «Скрывать, молчать, страдать» диктует интонацию романса. «Скрывать, молчать, страдать безмолвно» - уже в этих строках заложено постепенное восхождение по нарастающему «крещендо» и спад; «нет сил, терпенья больше нет». Это открытое признание в любви, но в конце вопрос: «Зачем Вам знать, что Вас люблю?»

Влюбленный поэт не уверен, что его признание в любви вызовет ответное чувство. Отсюда и сомнения. «Чего хочу на самом деле, зачем Вам знать, что я люблю?». Интонация стихотворения, ритм - это общие принципы строения музыкального и поэтического произведения; пропорции частей, принципы повторности и контраста имеют основополагающее значение, как для поэтической, так и для музыкальной формы.

«Скрывать, молчать, страдать безмолвно» - восходящая интонация. Интонация в музыке связана с поэтической интонацией.

Центральное место в цикле занимает романс «Многоточия...».

Об обстоятельствах, при которых оно было написано, А.Я. Попова рассказывает в своих воспоминаниях: «17 сентября 1887 г., рано утром, я уезжала к сестрам в Гори и Тифлис. На мой отъезд и написано это стихотворение». «Высокий барский дом...» принадлежал семье Поповых, а - описание отъезда А. Я. Поповой биографически достоверно.

Коста посвящал стихи, писал письма (больше восьми лет), писал картины с изображением Анны Яковлевны Поповой - «Скорбящий ангел». Это его прекрасная возлюбленная, недосягаемая звезда, мечта. «Вуаль пунцовая и стройный гибкий стан». Он делал ей предложение, обращался к ее брату с просьбой повлиять на ее решение дать согласие соединить свою жизнь с жизнью поэта. Но эти чувства были безответны.

Последний романс в цикле «Я отживаю век»  назван не по первой строке, а по последней: «И миру возвещу свободу и любовь». Именно эта строка придает гимническое звучание и воспринимается как кульминация. Начинается и выстраивается это стихотворение на сопоставлении: «Я отживаю век, ты жить лишь начинаешь» - «Я стар, ты молода». Этот прием часто встречается в восточной поэзии - Омара Хайяма, Саади, Джами.

«Ведь я допил бокал, а твой едва налитый,

Стоит нетронутый на жизненном пиру».

Вокальный цикл дает возможность раскрытия образа более многопланово, чем отдельный романс.

Музыка реализует связи, имеющиеся в поэтическом материале.

Современный поэт А. Кушнер сказал: «Стихи выручают друг друга, протягивают друг другу руки, перекликаются, перешептываются, образуют цепь, хоровод, который трудно разорвать. Возникает та общность, то единство, реализуется та сверхзадача, что едва просвечивала при создании каждого из стихотворений».

Если лирическое произведение - стихотворение, песня, инструментальная миниатюра - фиксирует лишь какое-то одно мгновение жизни, то объединяясь в цикл, они создают многогранный, сложный, качественно новый образ. Музыка реализует связи, имеющиеся в поэтическом материале.

На сегодняшний день этот вокальный цикл на стихи К.Л. Хетагурова пока единственный в этом жанре. И важная особенность его состоит в том, что ритмическая интонационная основа связана с народными осетинскими мелодиями,  народной песней.

Доклад «К.Хетагуров-художник»

Коста Хетагуров является не только основоположником осетинской литературы, но и зачинателем станковой и фресковой живописи и декоративно-оформительского искусства не только в Осетии, но и на всем Северном Кавказе.

Становление Коста как художника предопределили удачно сложившиеся обстоятельства. В Ставропольской гимназии он учился рисованию у выпускника Российской академии художеств В.И.Смирнова. По настоянию своего педагога он поступил в Петербургскую Академию художеств, но не смог завершить свое художественное образование в связи с материальными трудностями.

Возвратившись во Владикавказ, он первое время занимается исключительно живописью: пишет иконы и портреты, театральные декорации. Это был тяжелый поденный труд. Спрос на живопись был небольшой, заказы удавалось доставать с трудом, оплата была мизерной. Однако искусная и добросовестная работа Коста скоро сделала его популярным.

Коста сделал живопись средством воспитания эстетического вкуса своего народа. Он первым на Северном Кавказе организовал художественные выставки своих картин и картин других художников. Печать посвящала лестные отзывы о выставках работ К. Хетагурова.

Коста, взяв религиозную тему, в картине «Просветительница Грузии — св. Нина» создал совершенно земной образ. В картине есть одна деталь, которая помогает восприятию картины как жизнеутверждающего земного произведения — крест из виноградных лоз. Виноградная лоза — символ плодородия, обилия.

Представленная на суд владикавказских зрителей картина «Скорбящий ангел» вызвала живой интерес публики. Моделью для «Скорбящего ангела» послужила любимая девушка Коста — Анна Попова.

Как и образ «Св. Нины», «Скорбящий ангел» лишен религиозного чувства, передан с большим реализмом. Именно поэтому работа не была приобретена ни одной из церквей - образ был признан «богохульным».

Картина «Дети-каменщики». является самой яркой, самой показательной в творчестве Коста. Этой своей работой Коста вплотную подходит к передвижникам. Своей демократической направленностью, самым выбором сюжета Коста перекликается с В.Г.Перовым («Тройка»).

В картине изображен тяжелый, непосильный труд детей. Герои картины — два мальчика-горца, которые на Военно-Грузинской дороге тяжким, нечеловеческим трудом зарабатывают себе на черствый просяной хлеб — чурек. Зритель невольно отмечает: «Как прекрасна природа и как тяжела жизнь бедноты на фоне этой чудесной природы». Картина эта написана рукой неравнодушного художника. Так писать мог только человек, который всем своим горячим сердцем болеет за обездоленный трудовой народ.

После первой ссылки был написан цикл картин «Виды большого Карачая». Картины очень поэтичны, в то же время строго точны, скомпонованы с большим вкусом. Из написанных Коста пейзажей, наиболее интересны «Природный мост», «Тебердинское ущелье», «Перевал Зикара».

Помимо пейзажей, Коста оставил нам свои жанровые картины и портреты. Он был многогранным художником, работающим во всех областях живописи. Одной из ранних жанровых работ является «Гонка араки». Она не окончена, поэтому технически она значительно слабее других его произведений, по рисунку, живописи, композиции. Но в ней много жизни, тонкого юмора.

О безрадостной, тяжелой доле жсшцины-осетинки повествует картина Коста «За водой». Существует предположение, что в этой работе Коста изображает свою мать и себя.

Характерной чертой Коста-художника является то, что объектом своих картин он берет женщин и детей, как наиболее униженных и обездоленных.

Пожалуй, ни в одном жанре живописи не проявился так талант Коста, как в портретах. Он умеет схватить самое главное, самое сокровенное в характере человека и запечатлеть его. Его портреты — это не только полное сходство с оригиналом, это — поэтизация духовной сущности человека.

Самыми известными являются: портрет Анны Цаликовой, портрет Анны Поповой, портрет Кошерхан Жукаевой, портрет М.Гутиева, портрет Т. Тхостовой, портреты Е.Крек-Носковой (живописный и графический), Х.Баева и др.

Замечателен «Автопортрет», который стоит на уровне лучших автопортретов художников-передвижников — Крамского, Репина и др., т.к. Коста воспитывал свой эстетический вкус на произведениях русского классического искусства. Портрет производит сильное впечатление. На лице Коста выражена глубокая мысль, в глазах — затаенная грусть и страдание, образ поражает своей внутренней силой.

До последних дней жизни Коста работал много и упорно—он хотел открыть класс рисования и живописи (официально было объявлено, что первое занятие в классе состоится 1-го января 1903 г.), хотел выставить свои работы в Петербурге, мечтал о большой работе по живописи.

И всегда и везде, где бы он ни был, чем бы он ни занимался, он был Художником. «Живописью я увлекаюсь до изнеможения», — писал Коста. Он и деловые бумаги подписывал «художник Константин Леванович Хетагуров», и с гордостью говорил, что «моя профессия — живопись».

Искусство Коста Хетагурова — основоположника живописи в Осетии—служит прекрасным наследием для художников Северной Осетии.

Доклад «Коста – этнограф»

Этнографический очерк К. Хетагурова «Особа» является классикой осетинской этнографии. В нем он показал себя не только выдающимся знатоком осетинской культуры и быта, но и историком народа. В нем он предстает перед нами как человек, «который превосходно знал и местные условия, и исторические особенности кавказских народов и их нужды. Собрав и обобщив большой исторический и этнографический материал, Коста дал разносторонний научный анализ жизни осетин, их исторического развития, их связей с соседними народами, в частности с Грузией, показал в легко доступной пониманию масс художественной форме черты и особенности национального характера, уклада жизни, форм общественных институтов, тенденции развития их. Рисуя бытовые картины, автор не ограничивается ярким художественным изображением их. Он достигает при этом социальной остроты и глубины оценки фактов и событий, и читатель всегда видит не экзотику быта, а ужасные картины тяжелой жизни горцев. Вот как описывается жилище горца:

«Зайдите в первую попавшуюся дверь в фарсаг-ауле. Нагнитесь больше, чтобы не удариться о притолоку. Сенцы перегорожены жердями или плетнем. В первом отделении вас удивленно встречает корова, из второго на вас сквозь перегородку смотрит несколько пар, добродушных глаз овец и коз. Здесь же, в углу, валяются плиты кизяка и хворост для топлива. Нагнитесь опять, чтобы войти в следующие двери. Вначале до того темно, что вы ничего не можете разглядеть... Кизячный дым ест глаза, раздражает слизистую облочку в носу, стесняет дыхание» Это жилище горца. А вот описание его одежды. «Нагрудник, а тем более целая рубаха составляла роскошь очень немногих, которые надевали их по большим праздникам, в торжественных случаях. Иногда у целой фамилии была всего одна рубаха или нагрудник; тогда пользовались ими по принятому порядку и даже давали их во временное пользование постороннему лицу в виде особенного одолжения... Наиболее бедные и зимою и летом ходили в тулупах, за неимением другой одежды».

Коста поначалу кажется бесстрастным летописцем, ибо он отказался от каких-либо пояснений. Но эти потрясающие картины говорят сами за себя и в комментариях не нуждаются, как и живые образы его героев в поэтических произведениях. При чтении очерка перед глазами встает Кубады, герой одноименного стихотворения поэта, который и в жару и в бураны ходит в рваной шубенке.

Не более богат стол бедняка. Ему знакома только грубая пища. Нищета сопровождает его повсюду и во всем. К. Хетагуров подчеркивает, что твердая лепешка из ячменной, просяной или кукурузной муки величиною с чайное блюдце была главной пищей осетин. Мясо появлялось, — пишет он, — только на свадьбах и на поминках.

Так, кажущийся объективистским бытописанием этнографический очерк под пером Коста приобретает ярко выраженную социальную направленность и наполненность. Даже бытовые детали рассматриваются с точки зрения социальной, и все это, наряду с широтой постановки вопросов, исторической достоверностью и публицистической страстностью, делает «Особу» произведением значительным и глубоким. И если к этому добавить, что Коста, не ограничиваясь описанием фактов, этнографических подробностей, всегда стремится к художественным обобщениям, к художественному изображению быта, нравов, картин природы и создает образы большой жизненной правды, то достоинства очерка становятся очевидными.

Доклад «Коста и фольклор»

Творчество К. Хетагурова теснейшим образом связано с фольклором, значение которого для осетинского народа, обретшего письменность лишь в конце XVIII века, трудно переоценить.

Знаток фольклора, Коста умело использует всю богатейшую палитру народного творчества. Едва ли не в каждом творении автора мы встречаем народные пословицы, поговорки, пожелания, проклятия, упреки и сравнения, речевые обороты, фразеологизмы. Этим методом он придает своим мыслям и словам не только национальный дух, но и особый эмоциональный окрас, колорит и сочность. Даже ритм, мелодика и рифма отдельных его произведений, таких как «Азар!», «Хъуыбады», «А-лол-лай!..» выстроены в соответствии с осетинской песенной традицией. «Песни Коста обогащены образами, созданными народом, украшены народным языком и фразеологией».

Слово народа выражает душу поэта, окрыляет его мысли, высвечивает глубину его чувств и переживаний.

Центральное место в народном творчестве Осетии занимает Нартовский эпос, в котором отражена вся история осетинского народа, его быт и нравы, обычаи и верования. Выходец из народной среды, Коста прекрасно понимал значение нартовских сказаний в жизни осетин. Именно вторая половина XIX в. стала временем активного собирания фольклорных источников и превращения устного эпоса в письменный.

Сравнения героев своих произведений с нартовскими героями у Коста возникают спонтанно, как нечто само собой разумеющееся, не нуждающееся в объяснении. Предполагается, что читатель прекрасно знает этих героев и присущие им черты, им ничего не нужно разъяснять.

Например, в творчестве Хетагурова неоднократно возникает мифологический, фольклорный, эпический образ одного из небожителей, бога благородных животных Афсати, являющийся неотъемлемой частью эпического мира нартиады (рассказ «Охота за турами», «Афсати» и др.).

Отражение мотивов Нартовского эпоса находим в одном из лучших произведений Хетагурова - поэмы «На кладбище», вошедшей в сборник «Ирон фæндыр». В этой поэме воспроизводится древний осетинский обряд посвящения коня умершему, восходящий к предкам осетин - аланам. В этой части упоминаются Уастырджи, посылающий трех коней, мифологический бог - кузнец Курдалагон, который должен быстро выковать подковы для коня, посвященного умершему.

Вторая часть поэмы включает в себя изображение загробного мира и состоит из целого ряда эпизодов, описывающих то, что умершему предстоит увидеть по дороге в Рай, который ему уготован за трудолюбие, честность и благородство. Эта часть поэмы перекликается с нартовским циклом о Сослане («Путешествие Сослана в Страну мертвых»).

Высмеивая человеческие пороки, которые наказываются в загробном мире, Коста противопоставляет им человеческие добродетели и показывает носителей этих качеств - справедливых людей, щедрых и гостеприимных хозяев, верных и любящих супругов.

Таким образом, мотивы и сюжеты Нартовского эпоса присутствовали в поэтическом мире Коста на  протяжении всей творческой жизни. Не зря же он мечтал достигнуть уровня нартовского певца:

Если бы пел я, как нарт вдохновенный,

Если б до неба мой голос взлетал,

Все бы созвал я народы вселенной,

Всем бы о горе большом рассказал.

Заключительное слово.

Подведение итогов, выставление оценок.

Использованные материалы взяты из следующих источников:

1. Кравченко Г.И. Коста Хетагуров. – Орджоникидзе, 1961.

2. Коста Хетагуров /Сборник статей. – Орджоникидзе, 1959.

3. Ардасенов Х.Н. Очерк развития осетинской литературы. – Орджоникидзе, 1959.

4. Венок бессмертия /Сборник статей под ред. З.Х.Тедтоевой. – Владикавказ, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе на тему "В мире музыкальных инструментов"

Изучение музыкальных инструментов и их тембров на уроках музыкальной литературы. Методическая разработка открытого урока с учащимися 5 класса....

Методическая разработка открытого урока по литературе: «Скучные истории» А.П. Чехова

Данный материал был разработан в качестве итоговой работы на курсах повышения квалификации в Педагогическом колледже №1 им. Н.А. НекрасоваПедагогический колледж N 1им. Н.А. НекрасоваПедагогический кол...

Методическая разработка открытого урока по родной (осетинской) литературе на тему: «Лирикон геройы уды рæсугъддзинад Хетæгкаты Къостайы æмдзæвгæ «Хæрзбон»-ы»

Конспект открытого урока по теме "Лирикон геройы уды рæсугъддзинад Хетæгкаты Къостайы æмдзæвгæ "Хæрзбон"-ы"...

Методическая разработка открытого урока по литературе "Особенности современной литературы"

Урок разработан на основе компетентностного подхода к обучению. В качестве базовой технологии лежит технология проектного обучения. Кроме того, удачно вписывается в данную концепцию урока технология ...