Учебные программы
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основой профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdanskoe_pravo_104_ch.docx | 68.97 КБ |
tgp_85_ch.docx | 62.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«КИНГИСЕППСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИИ И СЕРВИСА»
(ГБПОУ ЛО «ККТ И С»)
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 62-п от 31 августа 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
для специальности
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Кингисепп
2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины Гражданское право разработана на основе ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014г. N 508.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области «Кингисеппский колледж технологии и сервиса».
Разработчик: Шель Е.М., преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ ЛО «ККТ и С».
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР _____________Л.А. Захарова «___» ______________2016 г. | РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО На заседании МО Протокол №___ от «__»______2016г. Председатель МО ______________ Н.Ф.Ушанова |
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 19 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 23 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Гражданское право
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основой профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
- 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к общепрофессиональному циклу.
- 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение данной дисциплины направлено на формирование общих и профессиональных компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;
- составлять договоры, доверенности;
- оказывать правовую помощь субъектам гражданских правоотношений;
- анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданских правоотношений;
- логично и грамотно излагать и обосновывать свою точку зрения по гражданско-правовой тематике;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- понятие и основные источники гражданского права;
- понятие и особенности гражданско-правовых отношений;
- субъекты и объекты гражданского права;
- содержание гражданских прав, порядок их реализации и защиты;
- понятие, виды и условия действительности сделок;
- основные категории института представительства;
- понятие и правила исчисления сроков, срока исковой давности;
- юридическое понятие собственности;
- формы и виды собственности;
- основания возникновения и прекращения права собственности;
- договорные и внедоговорные обязательства;
- основные вопросы наследственного права;
- гражданско-правовая ответственность.
- 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося156часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 104 часа (из них: 94 часа отводится на лекции, 10 часов на практические работы);
- самостоятельной работы обучающегося 52 часа.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 156 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 104 |
в том числе: | |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 52 |
в том числе: | |
- работа с учебной литературой и нормативными источниками | |
- анализ судебной практики | |
- составление таблиц и схем | |
- составление юридических документов | |
Итоговая аттестация: экзамен |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплиныГражданское право
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Общие положения | ||||
Тема 1.1. Гражданское право как отрасль права | Содержание учебного материала | 6 | 1 | |
1. | Гражданское право в системе правовых отраслей; | |||
2. | Понятие гражданского права; | |||
3. | Предмет гражданского права; | |||
4. | Метод гражданского права; | |||
5. | Принципы гражданского права; | |||
6. | Система гражданского права. | |||
7. | Понятие и виды источников гражданского права; | |||
8. | Действие гражданского законодательства во времени; | |||
9. | Действие гражданского законодательства в пространстве; | |||
10. | Действие гражданского законодательства по кругу лиц; | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - Написание сообщения на тему (по выбору): «История развития гражданского законодательства»; «Место гражданского права в правовой системе»; «Частное право в России»; - Анализ структуры Гражданского кодекса на предмет соответствия требованиям юридической техники - Доклад на тему: «Гражданский кодекс РФ-как основной закон гражданского права | 4 | |||
Тема 1.2. Гражданское правоотношение | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
1. | Понятие и особенности гражданских правоотношений; | |||
2. | Структура гражданского правоотношения; | |||
3. | Виды гражданских правоотношений; | |||
4. | Юридические факты в гражданском праве; | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - Составление схемы «Основания возникновения гражданских правоотношений» (с иллюстрацией примерами). - Работа с нормативными документами | 2 | |||
Тема 1.3. Граждане (физические лица) как участники гражданских правоотношений | Содержание учебного материала | 8 | 2 | |
1. | Понятие, содержание, пределы правоспособности граждан (физических лиц); | |||
2. | Содержание правоспособности граждан и ее пределы; | |||
3. | Понятие и содержание дееспособности граждан; | |||
4. | Частичная дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 6 до 14 лет (малолетних); | |||
5. | Неполная (частичная) дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; | |||
6. | Ограничение дееспособности граждан; | |||
7. | Признание гражданина недееспособным; | |||
8. | Опека и попечительство; | |||
9. | Имя гражданина; | |||
10. | Место жительства граждан; | |||
11. | Понятие, виды, регистрация актов гражданского состояния; | |||
12. | Признание гражданина безвестно отсутствующим; | |||
13. | Объявление гражданина умершим. | |||
Практические занятия
| 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - Составление алгоритма решения задач; - Работа с нормативно-правовыми актами, закрепляющих юридическое значение места жительства гражданина; - Составление схемы: «Дееспособность малолетних», «Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет». | 4 | |||
Тема 1.4. Юридические лица и публично-правовые образования как участники гражданских правоотношений | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
1. | Понятие и признаки юридического лица; | |||
2. | Правоспособность юридического лица; | |||
3. | Органы юридического лица; | |||
4. | Создание юридического лица; | |||
5. | Прекращение юридического лица путем реорганизации и ликвидации; | |||
6. | Виды юридических лиц; | |||
7. | Коммерческие и некоммерческие организации; | |||
8. | Государство и муниципальные образования как субъекты гражданского права | |||
Практические занятия
| 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - Составление таблицы «Сравнительно-правовой анализ коммерческих юридических лиц»; - Анализ положений Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.01 г. № 129-ФЗ по предложенному плану; - Проанализировать текст статей главы 5 ГК РФ и подобрать материал раскрывающий правовой статус публично-правовых образований. | 4 | |||
Тема 1.5. Объекты гражданского права | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
1. | Понятие и виды объектов гражданских прав; | |||
2. | Вещи как объекты гражданских прав; | |||
3. | Имущество, деньги, ценные бумаги как объекты гражданских прав; | |||
4. | Работы и услуги как объекты гражданских прав; | |||
5. | Нематериальные блага как объекты гражданских прав и их защита. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - Работа с нормативно-правовым актом: определение порядка восстановления прав по утраченным ценным бумагам. -Заполнение готовых форм ценных бумаг (переводной вексель, коносамент и т.д.), проведение сравнительного анализа. | 4 | |||
Тема 1.6. Сделки в гражданском праве | Содержание учебного материала | 4 | 1-2 | |
1. | Понятие, признаки и виды сделок; | |||
2. | Условия действительности сделок; | |||
3. | Форма сделок; | |||
4. | Недействительность сделок; | |||
5. | Правовые последствия признания недействительности сделок. | |||
Практические занятия 5. Решение профессиональных ситуационных задач | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - Работа с гражданским кодексом: подбор статей закрепляющих необходимость нотариального удостоверения сделок (приведение конкретных примеров). - Работа с информационной справочно-правовой системой: анализ судебной практики по спорам о недействительности сделок. | 2 | |||
Тема 1.7. Представительство в гражданском обороте | Содержание учебного материала | 4 | 1-2 | |
1. | Понятие и область применения представительства; | |||
2. | Субъекты представительства; | |||
3. | Возникновение и виды представительства; | |||
4. | Понятие доверенности; | |||
5. | Требования, предъявляемые к доверенности; | |||
6. | Виды доверенности; | |||
7. | Передоверие; | |||
8. | Прекращение доверенности; | |||
9. | Последствия прекращения доверенности. | |||
Практические занятия 6. Решение профессиональных ситуационных задач | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - Составление макетов различных видов доверенностей (по выбору): - доверенность на распоряжение вкладом; - доверенность на управление жилым домом; - доверенность на получение материальных ценностей; - доверенность на пользование и распоряжение транспортным средством. - Проведение сравнительного анализа доверенности и обязательств по оказанию юридических и фактических услуг (договор поручения, договор комиссии) | 6 | |||
Тема 1.8. Сроки в гражданском праве | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
1. | Понятие и исчисление сроков в гражданском праве; | |||
2. | Виды сроков в гражданском праве; | |||
3. | Понятие и виды сроков исковой давности; | |||
4. | Применение исковой давности; | |||
5. | Понятие и виды сроков исковой давности | |||
6. | Последствия истечения исковой давности. | |||
Практические занятия 7. Решение профессиональных ситуационных задач | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - Составление таблицы «Требования, на которые исковая давность не распространяется», (приведение примеров по каждому виду требования); - Работа с гражданским кодексом: подбор статей устанавливающих специальные сроки исковой давности и сроки осуществления субъективных гражданских прав; | 4 | |||
Тема 1.9. Осуществление и защита гражданских прав | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1. | Понятие, способы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей; | |||
2. | Принципы и пределы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей; | |||
3. | Понятие и виды злоупотребления правом; | |||
4. | Способы защиты гражданских прав. | |||
Раздел 2. Право собственности и другие вещные права | ||||
Тема 2.1. Общие положения о праве собственности | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
1. | Вещное право: понятие, признаки и виды; | |||
2. | Понятие и содержание права собственности; | |||
3. | Основания приобретения (возникновения) и прекращения права собственности; | |||
4. | Право частной собственности граждан и юридических лиц; | |||
5. | Право государственной и муниципальной собственности. | |||
Практические занятия 8. Решение профессиональных ситуационных задач | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - Характеристика оснований приобретения права собственности как юридического факта. - Работа с Гражданским кодексом РФ: подбор статей закрепляющих основания приобретения и прекращения права собственности. | 6 | |||
Тема 2.2. Право общей собственности | Содержание учебного материала | 2 | 1-2 | |
1. | Понятие, виды и основания возникновения права общей собственности; | |||
2. | Виды права общей собственности; | |||
3. | Право общей долевой собственности; | |||
4. | Право общей совместной собственности. | |||
Тема 2.3. Защита права собственности и других вещных прав | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1. | Понятие и система гражданско-правовых средств (способов) защиты права собственности и других вещных прав; | |||
2. | Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск); | |||
3. | Иск об устранении нарушений, не связанных с лишением владения (негаторный иск); | |||
4. | Иск о признании права собственности. | |||
Раздел 3. Общая часть обязательственного права | ||||
Тема 3.1. Общие положения об обязательствах | Содержание учебного материала | 4 | 1-2 | |
1. | Понятие и система обязательственного права; | |||
2. | Понятие и основания возникновения обязательств; | |||
3. | Структура обязательственных правоотношений; | |||
4. | Обязательства с множественностью лиц; | |||
5. | Обязательства с участием третьих лиц; | |||
6. | Перемена лиц в обязательстве; | |||
7. | Понятие и принципы исполнения обязательств. | |||
Тема 3.2. Гражданско-правовая ответственность | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1. | Понятие и функции гражданско-правовой ответственности; | |||
2. | Виды гражданско-правовой ответственности; | |||
3. | Условия гражданско-правовой ответственности; | |||
4. | Применение гражданско-правовой ответственности. | |||
Тема 3.3. Способы обеспечения исполнения обязательств. Прекращение обязательств | Содержание учебного материала | 3 | 2 | |
1. | Сущность и значение способов обеспечения исполнения обязательств; | |||
2. | Виды способов обеспечения исполнения обязательств; | |||
3. | Понятие и основания прекращения обязательств. | |||
Тема 3.5. Гражданско-правовой договор | Содержание учебного материала | 3 | 1-2 | |
1. | Понятие и виды договоров в гражданском праве; | |||
2. | Содержание договора; | |||
3. | Порядок заключения договора; | |||
4. | Основания и порядок изменения и расторжения договора; | |||
Зачет | ||||
Раздел 4. Отдельные виды обязательств | ||||
Тема 4.1. Обязательства по передаче имущества в собственность | Содержание учебного материала | 6 | 1-2 | |
1. | Понятие и виды обязательств по передачи имущества в собственность или иное вещное право; | |||
2. | Договор купли-продажи: понятие, классификация и элементы; | |||
3. | Отдельные виды договоров купли-продажи; | |||
4. | Понятие, классификация и элементы договора мены; | |||
5. | Понятие, классификация и элементы договора дарения; | |||
6. | Правовое регулирование договора ренты; | |||
7. | Понятие, классификация, элементы договора ренты; | |||
8. | Отдельные виды ренты. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - Работа с информационной справочно-правовой системой: составление перечня нормативно-правовых актов, регулирующих договор розничной купли-продажи; - Анализ положения закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №и2300-1 (ред. от 23.11.2009) (с изменениями и дополнениями вступившими в силу 01.01.2010г) по установленному алгоритму. - Составление проекта договора дарения (предмет договора определяется самостоятельно) | 6 | |||
Тема 4.2. Обязательства по передаче имущества в пользование | Содержание учебного материала | 4 | 1-2 | |
1. | Понятие, особенности и виды обязательств по передачи имущества в пользование; | |||
2. | Договор аренды: понятие, классификация и элементы; | |||
3. | Отдельные виды аренды; | |||
4. | Договор найма жилого помещения: правовое регулирование, понятие и структурные элементы; | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - Составление таблицы «Сравнительно-правовой анализ разновидностей договора аренды»; - Анализ статей определяющих понятие договора аренды и проката, с целью определения отличительных признаков. | 4 | |||
Тема 4.3. Обязательства по производству работ | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
1. | Понятие обязательств по производству работ и их виды; | |||
2. | Понятие, классификация и элементы договора подряда; | |||
3. | Отдельные виды договора подряда. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - Проведение сравнительного анализа трудового договора и договора подряда по установленным основаниям. | 2 | |||
Тема 4.4. Обязательства по оказанию фактических и юридических услуг | Содержание учебного материала | 8 | 2 | |
1. | Понятие и виды обязательств по оказанию услуг; | |||
2. | Договор возмездного оказания услуг: понятие, классификация и элементы; | |||
3. | Виды транспортных договоров; | |||
4. | Договор транспортной экспедиции: понятие и элементы; | |||
5. | Договор хранения: понятие и элементы; | |||
6. | Специальные виды обязательств хранения; | |||
7. | Договор поручения: понятие и элементы; | |||
8. | Договор комиссии: понятие и элементы; | |||
9. | Агентский договор: понятие и элементы; | |||
10 | Договор доверительного управления имуществом: понятие и элементы. | |||
Практические занятия 9. Составление проекта договора доверительного управления имуществом | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - Сравнение содержания норм Гражданского кодекса, регулирующих отдельные виды обязательства по оказанию фактических и юридических услуг, с целью выявления различий. | 2 | |||
Раздел 5. Внедоговорные обязательства | ||||
Тема 5.1. Внедоговорные обязательства: понятие и виды | Содержание учебного материала | 6 | 2 | |
1. | Понятие и виды обязательств из односторонних сделок; | |||
2. | Понятие и виды обязательства из причинения вреда; | |||
3. | Понятие и основания возникновения обязательств из неосновательного обогащения. | |||
Раздел 6.Наследственное право | ||||
Тема 6.1. Основные категории наследственного права | Содержание учебного материала | 6 | 2 | |
1. | Понятие и значение наследственного права; | |||
2. | Открытие наследства; | |||
3. | Субъекты наследственного правопреемства; | |||
4. | Наследственная масса; | |||
5. | Наследование по завещанию и закону; | |||
6. | Наследование отдельных видов имущества. | |||
Практические занятия 10. Составление проекта завещания | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - Составление памяток (буклетов) отражающих очередность наследования | 2 | |||
Итоговая аттестация в форме экзамена | ||||
Всего: Из них: аудиторной нагрузки: Самостоятельной работы обучающегося: | 156 104 52 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета правовых дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-методический комплекс дисциплины;
- магнитная доска;
- экран.
Технические средства обучения:
- компьютеры;
- лицензионное программное обеспечение, в том числе информационные справочно-правовые системы «Консультант Плюс» и (или) «Гарант»;
- мультимедиапроектор.
- 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Нормативные правовые акты:
- Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 г. //СЗ РФ. 1993. № 33.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третьего) от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ
- Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11 2002 г. №138-ФЗ.
- Закон Российской Федерации от 29 мая 1992 г. №2872 «О залоге»
- Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992г. №4015-1 «Об организации страхового дела в РФ».
- Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. №4462.
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях».
- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
- Федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
- Федеральный закон от 8 мая 1996 г. №41-ФЗ «О производственных кооперативах».
- Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
- Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»
- Федеральный закон от 16 июля 1998 г. №102-ФЗ «Об ипотеке залоге недвижимости».
- Федеральный закон от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ «О лизинге» .
- Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах».
- Федеральный закон от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности банкротстве».
- Федеральный закон от 8 августа 2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
- Федеральный закон от 8 августа 2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».
- Федеральный закон от 14 ноября 2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Основная литература:
- Гришаев С.П.: Гражданское право.: Учебник. – М.: Юрист, 2015.
- Гомола А.И.: Гражданское право.: Учебник. – М.: Академия, 2010.
- Чаусская О.А.: Гражданское право.: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. – СПб.: Дашков и К, 2010.
Дополнительная литература:
- Е.А. Суханов. Гражданское право.: Учебник. Том 1. – М.: ВолтерсКлувер, 2010
- А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. Гражданское право.: Учебник. Часть первая. - М.: Проспект, 2015 .
- А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. Гражданское право.: Учебник. Часть вторая . - М «Проспект», 2015.
- А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. Гражданское право.: Учебник. Часть третья. - М «Проспект», 2015.
- А.Г. Калпин, А.И. Масляев. Гражданское право. Часть первая. Учебник – М.: Юристъ, 2007.
- А.Г. Калпина. Гражданское право. Часть вторая. Учебник. – М.: Юристъ, 2008.
- Гришаев С.П. Гражданское право. Часть первая в вопросах и ответах.: Учебное пособие.- М.: Юрист, 2007 г.
- Гришаев С.П. Гражданское право. Часть вторая в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М.: Юрист, 2008 г.
Интернет-ресурсы:
- Интернет портал о науке гражданского права –http:// www.civilista.ru/
- Официальный сайт Государственной регистрационной платы при Министерстве юстиции РФ - http:// www.palata.ru/
- Официальный сайт информационной справочно-правовой системы Консультант Плюс -http:// www.consultant.ru/
- Официальный сайт информационной справочно-правовой системы Гарант - http:// www.garant.ru/
- Официальный сайт Уполномоченного по правамчеловека в Российской Федерации -http:// www.ombudsmanrf.ru/;
- Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации - http:// www.duma.gov.ru/
- Официальный сайт Президента РФ - http:// www.president.kremlin.ru/
- Официальный сайт Правительства РФ - http:// www.government.gov.ru/
- Официальный сайт Конституционного Суда РФ- http:// www.ks.rfnet.ru/
- Официальный сайт Верховного Суда РФ - http:// www.supcourt.ru/
- Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ -http:// www.genproc.gov.ru/
- Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - http:// www.rospotrebnadzor.ru/
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования. А также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций; | практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; тестирование; контрольные работы; экзамен. |
составлять договоры, доверенности; | практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; тестирование; контрольные работы; экзамен. |
оказывать правовую помощь субъектам гражданских правоотношений | практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; тестирование; контрольные работы; экзамен. |
анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданских правоотношений; | практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; тестирование; контрольные работы; экзамен. |
логично и грамотно излагать и обосновывать свою точку зрения по гражданско-правовой тематике | практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; тестирование; контрольные работы; экзамен. |
Знания: | |
понятие и основные источники гражданского права; | внеаудиторная самостоятельная работа; контрольные работы; экзамен. |
понятие и особенности гражданско-правовых отношений; | внеаудиторная самостоятельная работа; контрольные работы; экзамен. |
субъекты и объекты гражданского права; | практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; контрольные работы; экзамен. |
содержание гражданских прав, порядок их реализации и защиты; | контрольные работы; тестирование; экзамен. |
понятие, виды и условия действительности сделок | практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; контрольные работы; экзамен. |
основные категории института представительства; | практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; контрольные работы; экзамен. |
понятие и правила исчисления сроков, срока исковой давности | практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; контрольные работы; экзамен. |
юридическое понятие собственности; | практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; контрольные работы; экзамен. |
формы и виды собственности; | практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; контрольные работы; экзамен. |
основания возникновения и прекращения права собственности; | практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; контрольные работы; экзамен. |
договорные и внедоговорные обязательства; | практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; контрольные работы; экзамен. |
основные вопросы наследственного права; | практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; решение профессиональных ситуационных задач; экзамен. |
гражданско-правовая ответственность | внеаудиторная самостоятельная работа; контрольные работы; экзамен. |
Предварительный просмотр:
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«КИНГИСЕППСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИИ И СЕРВИСА»
(ГБПОУ ЛО «ККТ и С»)
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 62-п от 31 августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
для специальности
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Кингисепп
2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины Теория государства и права разработана на основе ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014г. N 508.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области «Кингисеппский колледж технологии и сервиса».
Разработчик: Шель Е.М., преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ ЛО «ККТ и С».
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР _____________Л.А. Захарова «___» ______________2016 г. | РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО На заседании МО Протокол №___ от «__»______2016г. Председатель МО ______________ Н.Ф.Ушанова |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 13 |
| 15 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Теория государства и права
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании на курсах переподготовки и повышения квалификации.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина Теория государства и права является дисциплиной базовой части ОП.01 профессионального цикла. К моменту начала изучения дисциплины обучающийся должен уметь ориентироваться в основных проблемах, изученных в школьном обществоведческом курсе, в том числе перечислять изученные юридические явления и их существенным свойства; правильно употреблять в устной или письменной речи обществоведческие термины; пояснять изученные теоретические закономерности и социальные нормы собственными примерами. Дисциплина является предшествующей для всех профильных дисциплин юридической специальности.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения и овладению общих и профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности в области обеспечения реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты:
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
В результате изучения дисциплины студент должен:
• знать:
- природу и сущность государства и права;
- основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции;
- механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права;
- особенности государственного и правового развития России;
- роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни;
• уметь:
- оперировать юридическими понятиями и категориями;
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
- осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов;
• владеть:
- юридической терминологией;
- навыками работы с правовыми актами;
- навыками: анализа различных правовых явлений, юридических факторов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
- Максимальной учебной нагрузки обучающегося 128 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 85 часов, из них отводится на лекции 75 часов, практических работ 10 часов;
- самостоятельной работы обучающихся – 43 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Теория государство и право
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практического занятия, самостоятельной работы студентов | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Теория государства | |||
Тема 1.1. Закономерности возникновения и функционирования государства. | Содержание: | 6/2 | 1 3 |
1. Предмет, метод, принципы, функции и структура дисциплины Теория государства и права. 2. Причины возникновения государства. Типичные и уникальные формы возникновения государства. 3. Практическая работа № 1. Функции государства, понятия, признаки, классификация. 4. Практическая работа № 2. Теории происхождения государства, современные подходы к определению факторов происхождения государства» | |||
Тема: 1.2. Понятие, типы и формы государства. | Содержание: | 12/2 | 1 |
1. Государство, его понятие, признаки и типы. 2. Формы государства. Государственное правление как форма государства: монархия, республика. 3. Государственное устройство как форма государства: унитарное государство, федерация, конфедерация. 4. Политические режимы как форма государства: демократические, антидемократические режимы, их черты и особенности. Формы и институты демократии. 5. Механизм государства, его признаки и принципы образования. Органы государства. 6. Практическая работа № 3. Классификация государственных органов России на основе теории разделения властей. 7. Практическая работа №4. Понятие, типы и формы государства | |||
Раздел 2. Государство и гражданское общество | |||
Тема 2.1. Правовое государство и политическая система общества. | Содержание: | 12/1 | 1 3 |
1. Государство как важнейший элемент политической системы общества.Правовое государство, его понятие, признаки и принципы. 2. Основы правового государства: гарантированность прав и свобод человека и гражданина. 3. Политическая система общества и её структурные элементы. 4. Понятие общественно-экономической формации. 5. Типы государств. Их характеристика. 4. Практическая работа № 5. Ведущая роль государства в политической системеобщества. | |||
Раздел 3. Теория права | |||
Тема 3.1. Закономерности возникновения и развития права. | Содержание: | 12/2 | 1,2 3 |
1. Понятие права, его признаки, принципы и функции. Типы права. Основные типы современных правовых систем. 2. Нормативно-правовые акты. Правотворчество и его формы. 3. Действие НПА во времени, в пространстве и по кругу лиц. 4. Систематизация нормативно-правовых актов. 5. Практическая работа № 6.Формы систематизация НПА. 6. Практическая работа № 7. Учёт НПА на предприятии (организации). | |||
Тема 3.2 Система права и её элементы. Реализация права. | Содержание: | 12/1 | 1,2 |
1. Система права и её структурные элементы. 2. Механизм правового регулирования. 3. Правовая норма и её структура. Способы изложения правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов. 4. Реализация права: понятие, признаки, формы. Применение права как особая форма реализации права. 5. Толкование права, его этапы и виды. 6. Практическая работа № 8. Осуществление профессионального толкования НПА для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты. | |||
Тема 3.3. Источники права | Содержание: 1. Понятие и виды источников права. 2. Традиционные и нетрадиционные формы. 3. Соотношение международного и национального права. 4. Судебные акты и судебная практика как источник права. 5. «Закон» как источник права. 6. Правовой обычай как источник права. 7. Подзаконные акты как источник права. 8. НПА как источник права. | 8 | |
Тема. 3.4 Понятие и виды правоотношений. Правонарушения и юридическая ответственность. | Содержание: | 13/2 | 1 |
1. Правоотношения, понятие, виды и структура. 2. Правомерное поведение и его формы. 3. Правонарушения, их признаки и виды. 4. Правосознание, его формы и уровни. 5. Законность и правопорядок. 6. Практическая работа № 9. Виды правонарушений и формы юридической ответственности. 6.Практическая работа № 10 Правомерность поведения 7. Контрольная работа. | |||
Всего часов по учебному плану | 85 | ||
В том числе: | |||
Практическая работа | 10 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
2.3. Самостоятельное изучение разделов дисциплины
№ раздела | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов |
1. | Основные черты организации первобытного строя | 2 |
2. | Подготовка сообщении по темам «Причины возникновения государства» и «Типичные и уникальные формы возникновения государства» | 4 |
3. | Подготовка сообщений по теме « Различные подходы к определению государства» | 4 |
4. | Особенности государственного устройства и государственного режима в Российской Федерации. | 4 |
5. | Подготовка сообщений по теме «Зарождение и развитие идеи правового государства». | 4 |
6. | Подготовка сообщений но теме «Современные подходы к определению факторов происхождения государства». | 4 |
7. | Особенности славянской правовой системы. | 3 |
8. | Составление схемы «Классификация функций государства» | 2 |
9. | Составление схемы «Форма государства». | 2 |
10. | Подготовка сообщений по теме «Государственная служба современной России». Анализ закона «Об основах государственной службы в РФ». | 4 |
11. | Дисциплинарная ответственность как один из видов юридической ответственности | 2 |
12. | Составление схемы: «Структура политической системы общества». | 2 |
13. | Подготовка сообщений по теме «Основные международные документы о правах человека и их содержание» | 3 |
14. | Составление сравнительной таблицы по взаимодействию права и морали». Подготовка сообщений по теме «Теории происхождения права». | 3 |
Итого: | 43 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета права.
Оборудование учебного кабинета: учебники, Конституция РФ, кодексы: административный, гражданский, трудовой, семейный, уголовный.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Гриценко М.В. и Летушева Н.И. Теория государства и права 6-е издание М.:Академия-2010С.А.
- ЖинкинС.А.Теория государства и права: конспект лекций. Ростов н/Д, 2011.
- Лазарев В.В. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 2010.
- Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник для студентов вузов. М., 2009.
- Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник для студентов вузов. М., 2008.
- Матузова Н.И, Малько А. М., Теория государства и права / под ред. 2008.
- Хабибулин А.Г., Лазарев В.В. Теория государства и права / М., 2009.
- Малько А.В.Теория государства и права: учебник для студентов вузов М., 2009.
- Проблемы теории государства и права: учебник / под ред. В. М. Сырых. Москва, 2008.
Дополнительные источники:
10. Алиев Т.Т. Юридическая ответственность и ее виды: монография. Саратов, 2009.
11. Бутов В.Н. Международный договор и источники конституционного права Российской Федерации: монография. Челябинск, 2008.
12. Вишневская Н.Т. Правоприменение: теория и практика: монография. М., 2008.
13. Гаврилова Ю.А. Объем толкования права: монография. Волгоград, 2009.
14. Гладких Р.Б. Реализация правоохранительной функции государства в сфере предпринимательства: учебное пособие. Москва, 2008.
15. Дулич Л.М. Правовое государство: история и современная российская практика: монография. СПб., 2007.
16. Захарова К.С. Принципы права в правовой системе России. Самара, 2009.
17. Карапетян Л.М. Политические партии в судьбе России. СПб., 2009.
18. Кич И.С. Проблемы регионального правотворчества: монография. Краснодар, 2009.
19 Косиков С.В. Практикум по курсу «Теория государства и права»; программа курса «Актуальные проблемы теории государства и права». Москва, 2008.
20.Курскова Г.Ю. Политический режим Российской Федерации: теоретико-правовой аспект: монография. Москва, 2008.
21.Кучерена А.Г. Гражданское общество в России: проблемы становления и развития. Учебное пособие. Москва, 2009.
22. Любимов Н.А. Правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики: конспект лекций. Москва, 2009.
23.Макаренков Е.В. Политические партии и партийные системы: учебное пособие. М., 2007.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине « Безопасность жизнедеятельности» для специальности СПО 034700.02 «Архивариус» 3 курс, базовый уровень
Основные цели изучения безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины направлены на : - формирования мировоззрения и воспитание у студентов социально...
Учебная программа учебной практики
Программа по профессиональным модулям ученой практики...
САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЖ"
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535)1...
Учебная программа дисциплины: "Основы учебно-исследовательской деятельности"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) по специальности: 44. 02...
Рабочая учебная программа учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности для специальностей: 26.02.03 "Судовождение" 26.02.05 "Эксплуатация судовых энергетических установок" 26.02.06 "Эксплуатация судового электрообо
1.1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗРабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисц...
Рабочая учебная программа учебной практики
Рабочая учебная программа по профессиональному циклу: учебной практики и производственной практики ПМ.01 Выполнение штукатурных работ УП 01.01/ ПП 01.01; ПМ 03. Выполнение малярных работ УП 03.0...
Положение о разработке рабочих учебных программ отдельных учебных предметов. курсов.
07 января 2018 годРабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенной учебной группы содержание предмета, ф...