Учебные программы
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основой профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68.97 КБ |
![]() | 62.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«КИНГИСЕППСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИИ И СЕРВИСА»
(ГБПОУ ЛО «ККТ И С»)
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 62-п от 31 августа 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
для специальности
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Кингисепп
2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины Гражданское право разработана на основе ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014г. N 508.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области «Кингисеппский колледж технологии и сервиса».
Разработчик: Шель Е.М., преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ ЛО «ККТ и С».
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР _____________Л.А. Захарова «___» ______________2016 г. | РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО На заседании МО Протокол №___ от «__»______2016г. Председатель МО ______________ Н.Ф.Ушанова |
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 19 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 23 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Гражданское право
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основой профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
- 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к общепрофессиональному циклу.
- 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение данной дисциплины направлено на формирование общих и профессиональных компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;
- составлять договоры, доверенности;
- оказывать правовую помощь субъектам гражданских правоотношений;
- анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданских правоотношений;
- логично и грамотно излагать и обосновывать свою точку зрения по гражданско-правовой тематике;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- понятие и основные источники гражданского права;
- понятие и особенности гражданско-правовых отношений;
- субъекты и объекты гражданского права;
- содержание гражданских прав, порядок их реализации и защиты;
- понятие, виды и условия действительности сделок;
- основные категории института представительства;
- понятие и правила исчисления сроков, срока исковой давности;
- юридическое понятие собственности;
- формы и виды собственности;
- основания возникновения и прекращения права собственности;
- договорные и внедоговорные обязательства;
- основные вопросы наследственного права;
- гражданско-правовая ответственность.
- 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося156часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 104 часа (из них: 94 часа отводится на лекции, 10 часов на практические работы);
- самостоятельной работы обучающегося 52 часа.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 156 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 104 |
в том числе: | |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 52 |
в том числе: | |
- работа с учебной литературой и нормативными источниками | |
- анализ судебной практики | |
- составление таблиц и схем | |
- составление юридических документов | |
Итоговая аттестация: экзамен |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплиныГражданское право
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Общие положения | ||||
Тема 1.1. Гражданское право как отрасль права | Содержание учебного материала | 6 | 1 | |
1. | Гражданское право в системе правовых отраслей; | |||
2. | Понятие гражданского права; | |||
3. | Предмет гражданского права; | |||
4. | Метод гражданского права; | |||
5. | Принципы гражданского права; | |||
6. | Система гражданского права. | |||
7. | Понятие и виды источников гражданского права; | |||
8. | Действие гражданского законодательства во времени; | |||
9. | Действие гражданского законодательства в пространстве; | |||
10. | Действие гражданского законодательства по кругу лиц; | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - Написание сообщения на тему (по выбору): «История развития гражданского законодательства»; «Место гражданского права в правовой системе»; «Частное право в России»; - Анализ структуры Гражданского кодекса на предмет соответствия требованиям юридической техники - Доклад на тему: «Гражданский кодекс РФ-как основной закон гражданского права | 4 | |||
Тема 1.2. Гражданское правоотношение | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
1. | Понятие и особенности гражданских правоотношений; | |||
2. | Структура гражданского правоотношения; | |||
3. | Виды гражданских правоотношений; | |||
4. | Юридические факты в гражданском праве; | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - Составление схемы «Основания возникновения гражданских правоотношений» (с иллюстрацией примерами). - Работа с нормативными документами | 2 | |||
Тема 1.3. Граждане (физические лица) как участники гражданских правоотношений | Содержание учебного материала | 8 | 2 | |
1. | Понятие, содержание, пределы правоспособности граждан (физических лиц); | |||
2. | Содержание правоспособности граждан и ее пределы; | |||
3. | Понятие и содержание дееспособности граждан; | |||
4. | Частичная дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 6 до 14 лет (малолетних); | |||
5. | Неполная (частичная) дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; | |||
6. | Ограничение дееспособности граждан; | |||
7. | Признание гражданина недееспособным; | |||
8. | Опека и попечительство; | |||
9. | Имя гражданина; | |||
10. | Место жительства граждан; | |||
11. | Понятие, виды, регистрация актов гражданского состояния; | |||
12. | Признание гражданина безвестно отсутствующим; | |||
13. | Объявление гражданина умершим. | |||
Практические занятия
| 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - Составление алгоритма решения задач; - Работа с нормативно-правовыми актами, закрепляющих юридическое значение места жительства гражданина; - Составление схемы: «Дееспособность малолетних», «Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет». | 4 | |||
Тема 1.4. Юридические лица и публично-правовые образования как участники гражданских правоотношений | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
1. | Понятие и признаки юридического лица; | |||
2. | Правоспособность юридического лица; | |||
3. | Органы юридического лица; | |||
4. | Создание юридического лица; | |||
5. | Прекращение юридического лица путем реорганизации и ликвидации; | |||
6. | Виды юридических лиц; | |||
7. | Коммерческие и некоммерческие организации; | |||
8. | Государство и муниципальные образования как субъекты гражданского права | |||
Практические занятия
| 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - Составление таблицы «Сравнительно-правовой анализ коммерческих юридических лиц»; - Анализ положений Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.01 г. № 129-ФЗ по предложенному плану; - Проанализировать текст статей главы 5 ГК РФ и подобрать материал раскрывающий правовой статус публично-правовых образований. | 4 | |||
Тема 1.5. Объекты гражданского права | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
1. | Понятие и виды объектов гражданских прав; | |||
2. | Вещи как объекты гражданских прав; | |||
3. | Имущество, деньги, ценные бумаги как объекты гражданских прав; | |||
4. | Работы и услуги как объекты гражданских прав; | |||
5. | Нематериальные блага как объекты гражданских прав и их защита. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - Работа с нормативно-правовым актом: определение порядка восстановления прав по утраченным ценным бумагам. -Заполнение готовых форм ценных бумаг (переводной вексель, коносамент и т.д.), проведение сравнительного анализа. | 4 | |||
Тема 1.6. Сделки в гражданском праве | Содержание учебного материала | 4 | 1-2 | |
1. | Понятие, признаки и виды сделок; | |||
2. | Условия действительности сделок; | |||
3. | Форма сделок; | |||
4. | Недействительность сделок; | |||
5. | Правовые последствия признания недействительности сделок. | |||
Практические занятия 5. Решение профессиональных ситуационных задач | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - Работа с гражданским кодексом: подбор статей закрепляющих необходимость нотариального удостоверения сделок (приведение конкретных примеров). - Работа с информационной справочно-правовой системой: анализ судебной практики по спорам о недействительности сделок. | 2 | |||
Тема 1.7. Представительство в гражданском обороте | Содержание учебного материала | 4 | 1-2 | |
1. | Понятие и область применения представительства; | |||
2. | Субъекты представительства; | |||
3. | Возникновение и виды представительства; | |||
4. | Понятие доверенности; | |||
5. | Требования, предъявляемые к доверенности; | |||
6. | Виды доверенности; | |||
7. | Передоверие; | |||
8. | Прекращение доверенности; | |||
9. | Последствия прекращения доверенности. | |||
Практические занятия 6. Решение профессиональных ситуационных задач | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - Составление макетов различных видов доверенностей (по выбору): - доверенность на распоряжение вкладом; - доверенность на управление жилым домом; - доверенность на получение материальных ценностей; - доверенность на пользование и распоряжение транспортным средством. - Проведение сравнительного анализа доверенности и обязательств по оказанию юридических и фактических услуг (договор поручения, договор комиссии) | 6 | |||
Тема 1.8. Сроки в гражданском праве | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
1. | Понятие и исчисление сроков в гражданском праве; | |||
2. | Виды сроков в гражданском праве; | |||
3. | Понятие и виды сроков исковой давности; | |||
4. | Применение исковой давности; | |||
5. | Понятие и виды сроков исковой давности | |||
6. | Последствия истечения исковой давности. | |||
Практические занятия 7. Решение профессиональных ситуационных задач | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - Составление таблицы «Требования, на которые исковая давность не распространяется», (приведение примеров по каждому виду требования); - Работа с гражданским кодексом: подбор статей устанавливающих специальные сроки исковой давности и сроки осуществления субъективных гражданских прав; | 4 | |||
Тема 1.9. Осуществление и защита гражданских прав | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1. | Понятие, способы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей; | |||
2. | Принципы и пределы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей; | |||
3. | Понятие и виды злоупотребления правом; | |||
4. | Способы защиты гражданских прав. | |||
Раздел 2. Право собственности и другие вещные права | ||||
Тема 2.1. Общие положения о праве собственности | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
1. | Вещное право: понятие, признаки и виды; | |||
2. | Понятие и содержание права собственности; | |||
3. | Основания приобретения (возникновения) и прекращения права собственности; | |||
4. | Право частной собственности граждан и юридических лиц; | |||
5. | Право государственной и муниципальной собственности. | |||
Практические занятия 8. Решение профессиональных ситуационных задач | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - Характеристика оснований приобретения права собственности как юридического факта. - Работа с Гражданским кодексом РФ: подбор статей закрепляющих основания приобретения и прекращения права собственности. | 6 | |||
Тема 2.2. Право общей собственности | Содержание учебного материала | 2 | 1-2 | |
1. | Понятие, виды и основания возникновения права общей собственности; | |||
2. | Виды права общей собственности; | |||
3. | Право общей долевой собственности; | |||
4. | Право общей совместной собственности. | |||
Тема 2.3. Защита права собственности и других вещных прав | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1. | Понятие и система гражданско-правовых средств (способов) защиты права собственности и других вещных прав; | |||
2. | Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск); | |||
3. | Иск об устранении нарушений, не связанных с лишением владения (негаторный иск); | |||
4. | Иск о признании права собственности. | |||
Раздел 3. Общая часть обязательственного права | ||||
Тема 3.1. Общие положения об обязательствах | Содержание учебного материала | 4 | 1-2 | |
1. | Понятие и система обязательственного права; | |||
2. | Понятие и основания возникновения обязательств; | |||
3. | Структура обязательственных правоотношений; | |||
4. | Обязательства с множественностью лиц; | |||
5. | Обязательства с участием третьих лиц; | |||
6. | Перемена лиц в обязательстве; | |||
7. | Понятие и принципы исполнения обязательств. | |||
Тема 3.2. Гражданско-правовая ответственность | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1. | Понятие и функции гражданско-правовой ответственности; | |||
2. | Виды гражданско-правовой ответственности; | |||
3. | Условия гражданско-правовой ответственности; | |||
4. | Применение гражданско-правовой ответственности. | |||
Тема 3.3. Способы обеспечения исполнения обязательств. Прекращение обязательств | Содержание учебного материала | 3 | 2 | |
1. | Сущность и значение способов обеспечения исполнения обязательств; | |||
2. | Виды способов обеспечения исполнения обязательств; | |||
3. | Понятие и основания прекращения обязательств. | |||
Тема 3.5. Гражданско-правовой договор | Содержание учебного материала | 3 | 1-2 | |
1. | Понятие и виды договоров в гражданском праве; | |||
2. | Содержание договора; | |||
3. | Порядок заключения договора; | |||
4. | Основания и порядок изменения и расторжения договора; | |||
Зачет | ||||
Раздел 4. Отдельные виды обязательств | ||||
Тема 4.1. Обязательства по передаче имущества в собственность | Содержание учебного материала | 6 | 1-2 | |
1. | Понятие и виды обязательств по передачи имущества в собственность или иное вещное право; | |||
2. | Договор купли-продажи: понятие, классификация и элементы; | |||
3. | Отдельные виды договоров купли-продажи; | |||
4. | Понятие, классификация и элементы договора мены; | |||
5. | Понятие, классификация и элементы договора дарения; | |||
6. | Правовое регулирование договора ренты; | |||
7. | Понятие, классификация, элементы договора ренты; | |||
8. | Отдельные виды ренты. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - Работа с информационной справочно-правовой системой: составление перечня нормативно-правовых актов, регулирующих договор розничной купли-продажи; - Анализ положения закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №и2300-1 (ред. от 23.11.2009) (с изменениями и дополнениями вступившими в силу 01.01.2010г) по установленному алгоритму. - Составление проекта договора дарения (предмет договора определяется самостоятельно) | 6 | |||
Тема 4.2. Обязательства по передаче имущества в пользование | Содержание учебного материала | 4 | 1-2 | |
1. | Понятие, особенности и виды обязательств по передачи имущества в пользование; | |||
2. | Договор аренды: понятие, классификация и элементы; | |||
3. | Отдельные виды аренды; | |||
4. | Договор найма жилого помещения: правовое регулирование, понятие и структурные элементы; | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - Составление таблицы «Сравнительно-правовой анализ разновидностей договора аренды»; - Анализ статей определяющих понятие договора аренды и проката, с целью определения отличительных признаков. | 4 | |||
Тема 4.3. Обязательства по производству работ | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
1. | Понятие обязательств по производству работ и их виды; | |||
2. | Понятие, классификация и элементы договора подряда; | |||
3. | Отдельные виды договора подряда. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - Проведение сравнительного анализа трудового договора и договора подряда по установленным основаниям. | 2 | |||
Тема 4.4. Обязательства по оказанию фактических и юридических услуг | Содержание учебного материала | 8 | 2 | |
1. | Понятие и виды обязательств по оказанию услуг; | |||
2. | Договор возмездного оказания услуг: понятие, классификация и элементы; | |||
3. | Виды транспортных договоров; | |||
4. | Договор транспортной экспедиции: понятие и элементы; | |||
5. | Договор хранения: понятие и элементы; | |||
6. | Специальные виды обязательств хранения; | |||
7. | Договор поручения: понятие и элементы; | |||
8. | Договор комиссии: понятие и элементы; | |||
9. | Агентский договор: понятие и элементы; | |||
10 | Договор доверительного управления имуществом: понятие и элементы. | |||
Практические занятия 9. Составление проекта договора доверительного управления имуществом | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - Сравнение содержания норм Гражданского кодекса, регулирующих отдельные виды обязательства по оказанию фактических и юридических услуг, с целью выявления различий. | 2 | |||
Раздел 5. Внедоговорные обязательства | ||||
Тема 5.1. Внедоговорные обязательства: понятие и виды | Содержание учебного материала | 6 | 2 | |
1. | Понятие и виды обязательств из односторонних сделок; | |||
2. | Понятие и виды обязательства из причинения вреда; | |||
3. | Понятие и основания возникновения обязательств из неосновательного обогащения. | |||
Раздел 6.Наследственное право | ||||
Тема 6.1. Основные категории наследственного права | Содержание учебного материала | 6 | 2 | |
1. | Понятие и значение наследственного права; | |||
2. | Открытие наследства; | |||
3. | Субъекты наследственного правопреемства; | |||
4. | Наследственная масса; | |||
5. | Наследование по завещанию и закону; | |||
6. | Наследование отдельных видов имущества. | |||
Практические занятия 10. Составление проекта завещания | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - Составление памяток (буклетов) отражающих очередность наследования | 2 | |||
Итоговая аттестация в форме экзамена | ||||
Всего: Из них: аудиторной нагрузки: Самостоятельной работы обучающегося: | 156 104 52 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета правовых дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-методический комплекс дисциплины;
- магнитная доска;
- экран.
Технические средства обучения:
- компьютеры;
- лицензионное программное обеспечение, в том числе информационные справочно-правовые системы «Консультант Плюс» и (или) «Гарант»;
- мультимедиапроектор.
- 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Нормативные правовые акты:
- Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 г. //СЗ РФ. 1993. № 33.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третьего) от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ
- Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11 2002 г. №138-ФЗ.
- Закон Российской Федерации от 29 мая 1992 г. №2872 «О залоге»
- Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992г. №4015-1 «Об организации страхового дела в РФ».
- Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. №4462.
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях».
- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
- Федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
- Федеральный закон от 8 мая 1996 г. №41-ФЗ «О производственных кооперативах».
- Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
- Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»
- Федеральный закон от 16 июля 1998 г. №102-ФЗ «Об ипотеке залоге недвижимости».
- Федеральный закон от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ «О лизинге» .
- Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах».
- Федеральный закон от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности банкротстве».
- Федеральный закон от 8 августа 2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
- Федеральный закон от 8 августа 2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».
- Федеральный закон от 14 ноября 2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Основная литература:
- Гришаев С.П.: Гражданское право.: Учебник. – М.: Юрист, 2015.
- Гомола А.И.: Гражданское право.: Учебник. – М.: Академия, 2010.
- Чаусская О.А.: Гражданское право.: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. – СПб.: Дашков и К, 2010.
Дополнительная литература:
- Е.А. Суханов. Гражданское право.: Учебник. Том 1. – М.: ВолтерсКлувер, 2010
- А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. Гражданское право.: Учебник. Часть первая. - М.: Проспект, 2015 .
- А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. Гражданское право.: Учебник. Часть вторая . - М «Проспект», 2015.
- А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. Гражданское право.: Учебник. Часть третья. - М «Проспект», 2015.
- А.Г. Калпин, А.И. Масляев. Гражданское право. Часть первая. Учебник – М.: Юристъ, 2007.
- А.Г. Калпина. Гражданское право. Часть вторая. Учебник. – М.: Юристъ, 2008.
- Гришаев С.П. Гражданское право. Часть первая в вопросах и ответах.: Учебное пособие.- М.: Юрист, 2007 г.
- Гришаев С.П. Гражданское право. Часть вторая в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М.: Юрист, 2008 г.
Интернет-ресурсы:
- Интернет портал о науке гражданского права –http:// www.civilista.ru/
- Официальный сайт Государственной регистрационной платы при Министерстве юстиции РФ - http:// www.palata.ru/
- Официальный сайт информационной справочно-правовой системы Консультант Плюс -http:// www.consultant.ru/
- Официальный сайт информационной справочно-правовой системы Гарант - http:// www.garant.ru/
- Официальный сайт Уполномоченного по правамчеловека в Российской Федерации -http:// www.ombudsmanrf.ru/;
- Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации - http:// www.duma.gov.ru/
- Официальный сайт Президента РФ - http:// www.president.kremlin.ru/
- Официальный сайт Правительства РФ - http:// www.government.gov.ru/
- Официальный сайт Конституционного Суда РФ- http:// www.ks.rfnet.ru/
- Официальный сайт Верховного Суда РФ - http:// www.supcourt.ru/
- Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ -http:// www.genproc.gov.ru/
- Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - http:// www.rospotrebnadzor.ru/
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования. А также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций; | практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; тестирование; контрольные работы; экзамен. |
составлять договоры, доверенности; | практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; тестирование; контрольные работы; экзамен. |
оказывать правовую помощь субъектам гражданских правоотношений | практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; тестирование; контрольные работы; экзамен. |
анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданских правоотношений; | практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; тестирование; контрольные работы; экзамен. |
логично и грамотно излагать и обосновывать свою точку зрения по гражданско-правовой тематике | практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; тестирование; контрольные работы; экзамен. |
Знания: | |
понятие и основные источники гражданского права; | внеаудиторная самостоятельная работа; контрольные работы; экзамен. |
понятие и особенности гражданско-правовых отношений; | внеаудиторная самостоятельная работа; контрольные работы; экзамен. |
субъекты и объекты гражданского права; | практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; контрольные работы; экзамен. |
содержание гражданских прав, порядок их реализации и защиты; | контрольные работы; тестирование; экзамен. |
понятие, виды и условия действительности сделок | практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; контрольные работы; экзамен. |
основные категории института представительства; | практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; контрольные работы; экзамен. |
понятие и правила исчисления сроков, срока исковой давности | практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; контрольные работы; экзамен. |
юридическое понятие собственности; | практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; контрольные работы; экзамен. |
формы и виды собственности; | практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; контрольные работы; экзамен. |
основания возникновения и прекращения права собственности; | практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; контрольные работы; экзамен. |
договорные и внедоговорные обязательства; | практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; контрольные работы; экзамен. |
основные вопросы наследственного права; | практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; решение профессиональных ситуационных задач; экзамен. |
гражданско-правовая ответственность | внеаудиторная самостоятельная работа; контрольные работы; экзамен. |
Предварительный просмотр:
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«КИНГИСЕППСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИИ И СЕРВИСА»
(ГБПОУ ЛО «ККТ и С»)
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 62-п от 31 августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
для специальности
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Кингисепп
2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины Теория государства и права разработана на основе ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014г. N 508.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области «Кингисеппский колледж технологии и сервиса».
Разработчик: Шель Е.М., преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ ЛО «ККТ и С».
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР _____________Л.А. Захарова «___» ______________2016 г. | РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО На заседании МО Протокол №___ от «__»______2016г. Председатель МО ______________ Н.Ф.Ушанова |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 13 |
| 15 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Теория государства и права
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании на курсах переподготовки и повышения квалификации.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина Теория государства и права является дисциплиной базовой части ОП.01 профессионального цикла. К моменту начала изучения дисциплины обучающийся должен уметь ориентироваться в основных проблемах, изученных в школьном обществоведческом курсе, в том числе перечислять изученные юридические явления и их существенным свойства; правильно употреблять в устной или письменной речи обществоведческие термины; пояснять изученные теоретические закономерности и социальные нормы собственными примерами. Дисциплина является предшествующей для всех профильных дисциплин юридической специальности.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения и овладению общих и профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности в области обеспечения реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты:
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
В результате изучения дисциплины студент должен:
• знать:
- природу и сущность государства и права;
- основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции;
- механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права;
- особенности государственного и правового развития России;
- роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни;
• уметь:
- оперировать юридическими понятиями и категориями;
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
- осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов;
• владеть:
- юридической терминологией;
- навыками работы с правовыми актами;
- навыками: анализа различных правовых явлений, юридических факторов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
- Максимальной учебной нагрузки обучающегося 128 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 85 часов, из них отводится на лекции 75 часов, практических работ 10 часов;
- самостоятельной работы обучающихся – 43 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Теория государство и право
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практического занятия, самостоятельной работы студентов | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Теория государства | |||
Тема 1.1. Закономерности возникновения и функционирования государства. | Содержание: | 6/2 | 1 3 |
1. Предмет, метод, принципы, функции и структура дисциплины Теория государства и права. 2. Причины возникновения государства. Типичные и уникальные формы возникновения государства. 3. Практическая работа № 1. Функции государства, понятия, признаки, классификация. 4. Практическая работа № 2. Теории происхождения государства, современные подходы к определению факторов происхождения государства» | |||
Тема: 1.2. Понятие, типы и формы государства. | Содержание: | 12/2 | 1 |
1. Государство, его понятие, признаки и типы. 2. Формы государства. Государственное правление как форма государства: монархия, республика. 3. Государственное устройство как форма государства: унитарное государство, федерация, конфедерация. 4. Политические режимы как форма государства: демократические, антидемократические режимы, их черты и особенности. Формы и институты демократии. 5. Механизм государства, его признаки и принципы образования. Органы государства. 6. Практическая работа № 3. Классификация государственных органов России на основе теории разделения властей. 7. Практическая работа №4. Понятие, типы и формы государства | |||
Раздел 2. Государство и гражданское общество | |||
Тема 2.1. Правовое государство и политическая система общества. | Содержание: | 12/1 | 1 3 |
1. Государство как важнейший элемент политической системы общества.Правовое государство, его понятие, признаки и принципы. 2. Основы правового государства: гарантированность прав и свобод человека и гражданина. 3. Политическая система общества и её структурные элементы. 4. Понятие общественно-экономической формации. 5. Типы государств. Их характеристика. 4. Практическая работа № 5. Ведущая роль государства в политической системеобщества. | |||
Раздел 3. Теория права | |||
Тема 3.1. Закономерности возникновения и развития права. | Содержание: | 12/2 | 1,2 3 |
1. Понятие права, его признаки, принципы и функции. Типы права. Основные типы современных правовых систем. 2. Нормативно-правовые акты. Правотворчество и его формы. 3. Действие НПА во времени, в пространстве и по кругу лиц. 4. Систематизация нормативно-правовых актов. 5. Практическая работа № 6.Формы систематизация НПА. 6. Практическая работа № 7. Учёт НПА на предприятии (организации). | |||
Тема 3.2 Система права и её элементы. Реализация права. | Содержание: | 12/1 | 1,2 |
1. Система права и её структурные элементы. 2. Механизм правового регулирования. 3. Правовая норма и её структура. Способы изложения правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов. 4. Реализация права: понятие, признаки, формы. Применение права как особая форма реализации права. 5. Толкование права, его этапы и виды. 6. Практическая работа № 8. Осуществление профессионального толкования НПА для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты. | |||
Тема 3.3. Источники права | Содержание: 1. Понятие и виды источников права. 2. Традиционные и нетрадиционные формы. 3. Соотношение международного и национального права. 4. Судебные акты и судебная практика как источник права. 5. «Закон» как источник права. 6. Правовой обычай как источник права. 7. Подзаконные акты как источник права. 8. НПА как источник права. | 8 | |
Тема. 3.4 Понятие и виды правоотношений. Правонарушения и юридическая ответственность. | Содержание: | 13/2 | 1 |
1. Правоотношения, понятие, виды и структура. 2. Правомерное поведение и его формы. 3. Правонарушения, их признаки и виды. 4. Правосознание, его формы и уровни. 5. Законность и правопорядок. 6. Практическая работа № 9. Виды правонарушений и формы юридической ответственности. 6.Практическая работа № 10 Правомерность поведения 7. Контрольная работа. | |||
Всего часов по учебному плану | 85 | ||
В том числе: | |||
Практическая работа | 10 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
2.3. Самостоятельное изучение разделов дисциплины
№ раздела | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов |
1. | Основные черты организации первобытного строя | 2 |
2. | Подготовка сообщении по темам «Причины возникновения государства» и «Типичные и уникальные формы возникновения государства» | 4 |
3. | Подготовка сообщений по теме « Различные подходы к определению государства» | 4 |
4. | Особенности государственного устройства и государственного режима в Российской Федерации. | 4 |
5. | Подготовка сообщений по теме «Зарождение и развитие идеи правового государства». | 4 |
6. | Подготовка сообщений но теме «Современные подходы к определению факторов происхождения государства». | 4 |
7. | Особенности славянской правовой системы. | 3 |
8. | Составление схемы «Классификация функций государства» | 2 |
9. | Составление схемы «Форма государства». | 2 |
10. | Подготовка сообщений по теме «Государственная служба современной России». Анализ закона «Об основах государственной службы в РФ». | 4 |
11. | Дисциплинарная ответственность как один из видов юридической ответственности | 2 |
12. | Составление схемы: «Структура политической системы общества». | 2 |
13. | Подготовка сообщений по теме «Основные международные документы о правах человека и их содержание» | 3 |
14. | Составление сравнительной таблицы по взаимодействию права и морали». Подготовка сообщений по теме «Теории происхождения права». | 3 |
Итого: | 43 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета права.
Оборудование учебного кабинета: учебники, Конституция РФ, кодексы: административный, гражданский, трудовой, семейный, уголовный.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Гриценко М.В. и Летушева Н.И. Теория государства и права 6-е издание М.:Академия-2010С.А.
- ЖинкинС.А.Теория государства и права: конспект лекций. Ростов н/Д, 2011.
- Лазарев В.В. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 2010.
- Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник для студентов вузов. М., 2009.
- Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник для студентов вузов. М., 2008.
- Матузова Н.И, Малько А. М., Теория государства и права / под ред. 2008.
- Хабибулин А.Г., Лазарев В.В. Теория государства и права / М., 2009.
- Малько А.В.Теория государства и права: учебник для студентов вузов М., 2009.
- Проблемы теории государства и права: учебник / под ред. В. М. Сырых. Москва, 2008.
Дополнительные источники:
10. Алиев Т.Т. Юридическая ответственность и ее виды: монография. Саратов, 2009.
11. Бутов В.Н. Международный договор и источники конституционного права Российской Федерации: монография. Челябинск, 2008.
12. Вишневская Н.Т. Правоприменение: теория и практика: монография. М., 2008.
13. Гаврилова Ю.А. Объем толкования права: монография. Волгоград, 2009.
14. Гладких Р.Б. Реализация правоохранительной функции государства в сфере предпринимательства: учебное пособие. Москва, 2008.
15. Дулич Л.М. Правовое государство: история и современная российская практика: монография. СПб., 2007.
16. Захарова К.С. Принципы права в правовой системе России. Самара, 2009.
17. Карапетян Л.М. Политические партии в судьбе России. СПб., 2009.
18. Кич И.С. Проблемы регионального правотворчества: монография. Краснодар, 2009.
19 Косиков С.В. Практикум по курсу «Теория государства и права»; программа курса «Актуальные проблемы теории государства и права». Москва, 2008.
20.Курскова Г.Ю. Политический режим Российской Федерации: теоретико-правовой аспект: монография. Москва, 2008.
21.Кучерена А.Г. Гражданское общество в России: проблемы становления и развития. Учебное пособие. Москва, 2009.
22. Любимов Н.А. Правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики: конспект лекций. Москва, 2009.
23.Макаренков Е.В. Политические партии и партийные системы: учебное пособие. М., 2007.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине « Безопасность жизнедеятельности» для специальности СПО 034700.02 «Архивариус» 3 курс, базовый уровень
Основные цели изучения безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины направлены на : - формирования мировоззрения и воспитание у студентов социально...
САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЖ"
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535)1...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/19/picture-772330-1468921219.jpg)
Учебная программа дисциплины: "Основы учебно-исследовательской деятельности"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) по специальности: 44. 02...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/01/picture-274350-1535823356.jpg)
Рабочая учебная программа учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности для специальностей: 26.02.03 "Судовождение" 26.02.05 "Эксплуатация судовых энергетических установок" 26.02.06 "Эксплуатация судового электрообо
1.1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗРабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисц...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/14/picture-904028-1489480850.png)
Рабочая учебная программа учебной практики
Рабочая учебная программа по профессиональному циклу: учебной практики и производственной практики ПМ.01 Выполнение штукатурных работ УП 01.01/ ПП 01.01; ПМ 03. Выполнение малярных работ УП 03.0...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/11/picture-677554-1452533626.jpg)
Положение о разработке рабочих учебных программ отдельных учебных предметов. курсов.
07 января 2018 годРабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенной учебной группы содержание предмета, ф...