Рабочая программа общеобразовательной дисциплины "Родной язык". Специальность 25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем.
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rodnoy_yazyk_ebas.docx | 76.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Общеобразовательной дисциплины: «Родной язык»
Специальность:
25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем
Москва
2019 год
Одобрена Предметной (цикловой) комиссией «Филологические дисциплины»Протокол № 1 от «30» августа 2019г. Председатель предметной (цикловой) комиссии ______________/Е.В. Кошелева (подпись) (ИОФ) | Разработана на основе: 1.Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по дисциплине «Родной язык» (наименование дисциплины) 3. Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем Заместитель директора по профессиональному образованию _____________И.В. Бойцова |
Проверил методист:_________ | Начальник УИМО ____________М. А. Аксиньева |
Составитель: Ульянова С.В., преподаватель русского языка и литературы, высшей категории. ГБПОУ ПК им. Н.Н. Годовикова
Рецензент: ___________________________________________________________
(ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование организации)
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
дисциплины «Родной язык» | 4 |
дисциплины «Родной язык» | 10 |
| 23 |
| 29 |
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Родной язык»
1.1 Область применения программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ООП по специальностям 25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем (Приказ Минобрнауки РФ от 09.12ю 2016 №1582), Изменения (Приказ Минобрнауки от 31 декабря 2015 г. N 1578).
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Рабочая программа по родному (русскому) языку для СПО составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Приказ от 17 мая 2012г. № 413).
2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47 п.5).
3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2019-2020 учебный год.
Учебная дисциплина «Родной язык»» является частью предметной области «Родной язык и родная литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования (Приказ от 17 мая 2012г. № 413), Изменения (Приказ Минобрнауки от 31 декабря 2015 г. N 1578).
В ГБПОУ «Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Родной язык» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования(ППССЗ).
В учебных планах ГБПОУ ПК им. Н.Н. Годовикова учебная дисциплина «Родной язык» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования для специальностей СПО (Приказ от 17 мая 2012г. № 413), Изменения (Приказ Минобрнауки от 31 декабря 2015 г. N 1578) соответствующего профиля профессионального образования.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
В результате освоения дисциплины «Родной язык» обучающийся должен овладеть общими (общеучебными) компетенциями ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
1.3 Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Главная цель данного курса — воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения; развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт изучения художественных произведений; постижение языковых способов создания художественного мира произведений; овладение языком как средством выражения собственных мыслей и чувств, совершенствование практических, коммуникативных навыков и умений.
Рабочая программа учебной дисциплины «Родной язык» ориентирована на достижение следующих целей:
- совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
- формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций: языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой:
- совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
Требования к результатам освоения дисциплины.
Содержание учебной дисциплины «Родной язык» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.
Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать / понимать:
- нормы русского родного литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- изобразительно-выразительные возможности русского родного языка;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- владеть навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владеть умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владеть умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
В процессе освоения дисциплины обучающийся должен овладеть личностными, метапредметными и предметными результатами основной образовательной программы.
Предметные результаты в соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования, примерной программой:
- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
1.4 Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины
Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины «Родной язык» реализуется за счёт отбора профильно-дидактических единиц, адекватных форм внеаудиторной самостоятельной работы, использования потенциала межпредметных связей. Курс учебной дисциплины «Родной язык» связан с такими общеобразовательными дисциплинами, как литература, история, иностранный язык, обществознание, и с профильными дисциплинами: экономика, математика, основы философии, русский язык и культура речи, информатика и ИКТ.
1.5 Количество часов, отведенное на освоение программы общеобразовательной дисциплины:
Объем образовательной программы (учебная нагрузка) по дисциплине
- 80 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка (во взаимодействии с преподавателем) - 78 часов;
консультации – 2 часа
1.6 Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине отсутствуют.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы по дисциплине (учебная нагрузка всего) | 80 |
Объем учебной нагрузки во взаимодействии с преподавателем | 78 |
Консультации | 2 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта, 2 семестр |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Родной язык»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы | ||
Раздел I. Коммуникативная компетенция | 24 | ||||
Тема 1.1. Язык и речь. Виды речевого общения. Речевая ситуация | Содержание учебного материала Язык и речь. Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты. | 2 | 2 | ||
Тема 1.2.Функциональные стили речи. Научный стиль. Его признаки и особенности. | Содержание учебного материала Научный стиль, сферы его использования, назначения. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме. | 2 | 2 | ||
Тема1.3.Официально-деловой стиль. Его признаки и особенности. | Содержание учебного материала Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме. | 2 | 2 | ||
Тема 1.4.Публицистический стиль речи. Его признаки и особенности. | Содержание учебного материала Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля. Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения. | 2 | 2 | ||
Тема 1.5.Разговорный стиль речи. Его признаки и особенности. | Содержание учебного материала Разговорный стиль, разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сфере общения. | 2 | 2 | ||
Тема 1.6.Художественный стиль речи | Содержание учебного материала Художественный стиль. Язык художественной литературы и его отличие от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка. | 2 | 2 | ||
Тема 1.7Текст и его место в системе языка и речи. | Содержание учебного материала Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. | 2 | |||
Тема 1.8.Функционально-смысловые типы речи. | Содержание учебного материала Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.Лингвостилистический анализ текста | 4 | 2 | ||
Тема 1.9Устная и письменная речь. Основные особенности устной и письменной речи. | Содержание учебного материала Устная и письменная речь. Основные особенности устной и письменной речи. Лингвостилистический анализ текста | 2 | |||
Тема 1.10Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. | Содержание учебного материала Понятие общения. Основные функции и единицы общения. Явиды общения. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. Ораторское искусство как социальное явление. Подготовка к выступлению. Произнесение речи. | 2 | 22 | ||
Тема 1.11Диалог в ситуации межкультурной коммуникации . Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование). | Содержание учебного материала Диалог в ситуации межкультурной коммуникации. Условия эффективности бытового общения. Деловое общение: кодекс, национальные особенности, формы деловых коммуникаций. Этикет речевого общения. Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование). Нравственные установки участников речевой коммуникации | 2 | 2 | ||
Раздел 2.Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция | 4 | 2 | |||
Тема 2.1. Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка | Содержание учебного материала Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Русский язык в ПМР. Влияние русского языка на становление и развитие других языков. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Литературный язык и язык художественной литературы. | 2 | 2 | ||
Тема 2.2.Система языка. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. | Содержание учебного материала Язык как знаковая система передачи информации. Система языка. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. | 1 | 2 | ||
Тема 2.3Культура речи. Основные аспекты культуры речи | Содержание учебного материала Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. | 1 | 2 | ||
Раздел 3Языковая норма и ее основные особенности | 44 | ||||
Фонетика. Орфоэпия. Графика | 8 | ||||
Тема 3.1 Фонетические единицы языка. Ударение словесное и логическое. | Содержание учебного материала Звук и фонема. Основные единицы фонетики(фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук). Сонорная теория слога. Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. | 2 | 2 | ||
Тема 3.2 Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. | Содержание учебного материала Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических норм и отдельных слов. Использование орфоэпического словаря. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков. Произношение заимствованных слов. | 4 | 2 | ||
Тема 3.3 Фонетические средства речевой выразительности. Русская графика. | Содержание учебного материала Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Русская графика. Происхождение и состав русского алфавита. Средства современной русской графики. Позиционный принцип русской графики. | 2 | 2 | ||
Лексика и фразеология | 8 | ||||
Тема 3.4Лексика. Слово в лексической системе языка. Лексические нормы. | Содержание учебного материала Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.Употребление слова в строгом соответствии с его лексическом значении – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. | 2 | 2 | ||
Тема 3.5Лексика с точки зрения ее употребления. | Содержание учебного материала Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессиональные дидактические единицы: употребление профессиональной лексики и научных терминов. | 2 | 2 | ||
Тема 3.6Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. | Содержание учебного материала Лексические и фразеологические единицы русского языка. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексический практикум. Стилистический анализ текста. | 1 | 2 | ||
Тема 3.7Лексико-фразеологическая норма, ее варианты. | Содержание учебного материала Лексические ошибки и их исправление: плеоназм, тавтология, алогизмы. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы. | 3 | 2 | ||
Морфемика. Словообразование. | 4 | ||||
Тема 3.8Состав слова. Способы словообразования | Содержание учебного материала Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. | 1 | 2 | ||
Тема 3.9Стилистические возможности словообразования | Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов | 1 | 2 | ||
Тема 3.10Особенности словообразования профессиональной лексики терминов. | Содержание учебного материала Особенности словообразования при употреблении профессиональной лексики и терминов. Соблюдение норм словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике. | 2 | 2 | ||
Морфология. Части речи. | 8 | ||||
Тема 3.11Самостоятельные и служебные части речи. | Содержание учебного материала Знаменательные и служебные части речи. Способы выражения грамматического значения в русском языке. Основные выразительные средства морфологии. | 2 | 2 | ||
Тема 3.12Нормативное употребление форм слова. | Содержание учебного материала Употребление форм имен существительных, имен прилагательных, числительных в речи. Употребление местоимений в речи. Синонимия местоименных форм. Употребление форм глагола в речи. Употребление наречия в речи. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. | 2 | 2 | ||
Тема 3.13Основные виды морфологических ошибок. | Содержание учебного материала Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Употребление причастий и деепричастий в текстах разных стилей. | 4 | 2 | ||
Синтаксис. | 6 | 2 | |||
.Тема 3.14Основные синтаксические единицы. Словосочетание и его виды. Типы связи слов в словосочетании. | Содержание учебного материала Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний Значение словосочетания в построении предложения. Типы связи слов в словосочетании. Ошибки в согласовании и управлении | 1 | 2 | ||
Тема 3.15Синтаксические нормы родного языка | Содержание учебного материала Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. | 3 | 2 | ||
Тема 3.16Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности. | Содержание учебного материала Синонимия словосочетаний. Синонимия составных сказуемых. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). | 2 | 2 | ||
Нормы русского правописания. Орфография и пунктуация. | 10 | ||||
Тема 3.17Принципы русской орфографии. Орфографические нормы русского языка. | Содержание учебного материала Разделы русской орфографии и основные принципы написания:1)правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов. | 4 | 2 | ||
Тема 3.18Принципы русской пунктуации. Пунктуационные нормы русского языка. | Содержание учебного материала Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1)знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передачи чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. | 4 | 2 | ||
Тема 3.19Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности. | Содержание учебного материала Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Использование вводных слов как средства связи предложений в те | 2 | 2 | ||
Раздел 4. Культуроведческая компетенция | 6 | 2 | |||
Тема 4.1Русский язык и культура русского народа. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки | Русский язык и культура русского народа. Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы, фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. Русские имена. Особенности русского языкового этикета. | 3 | 2 | ||
Тема 4.2Русский язык и культура других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков. Взаимообогащение языков | Русский язык и культура других народов. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. | 3 | 2 | ||
Промежуточная аттестация – дифференцированный зачёт | |||||
Всего:аудиторных | 78ч |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных з
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Русский язык и культура речи».
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2 Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам
3.2.1 Нормативный компонент
-ФКГСОО (по дисциплине);
-извлечение из ФГОС СПО по специальности;
- извлечение из Государственной программы г.Москвы на среднесрочный период (2012-2016гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)»;
-Рабочая программа учебной дисциплины;
-календарно-тематический план.
3.2.2 Общеметодический компонент:
Методические рекомендации:
-по управлению самостоятельной внеаудиторной работой студентов.
3.2.3 Методический компонент по темам учебной дисциплины:
- план учебного занятия (технологическая карта занятия);
-вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;
-задания для самостоятельной работы студентов на занятиях;
-домашние задания;
-перечень сообщений;
-методические разработки учебных занятий с применением современных технологий обучения.
3.2.4 Методический компонент контроля знаний и умений:
-тесты по темам дисциплины;
-проверочные работы в формате ЕГЭ;
-тексты диктантов.
3.3 Информационно-коммуникационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов
Основные источники:
- Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи : учебник / Н.В. Кузнецова. — 3-е изд. - Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 368 с. -
- Самойлова Е.А. Русский язык и культура речи. - М. «Форум» 2019.
- Смирнова Л.Г. Культура русской речи.- М. «Русское слово» 2018.
- Бердникова Е.Д. ,Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи.- М. «Флинта» 2019.
- Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи.- Ростов-на-Дону. «Феникс» 2016.
- Введенская Л.А.. Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи -Ростов-на-Дону. «Феникс»2018.
- .Сборник упражнений и тестовых заданий по культуре речи. Под редакцией Черняк В.Д. - С.Пб.-М. «Сага-Форум» 2018.
Дополнительная литература:
Для студентов
- Современный словарь-справочник по культуре речи для школьников. Сост. Евтюгина А.А. - Екатеринбург: У- Фактория М: ACTМосква, 2017.
- Соловьёва Н.Н. Говорим и пишем грамотно. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка. - М. Оникс. Мир и образование, 2016.
- Соловьёва Н.Е. Говорим и пишем грамотно. Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка. - М. Оникс. Мир и образование, 2018.
- Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. - М. Эксмо, 2018.
- Нефёдова И.Ю. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Языковые нормы» - М.,АСТ: Астрель, 2018.
- Баронова М.М. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Лексика», «Фразеология». - М., ACT: Астрель, 2019.
- Баронова М.М. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Фонетика», «Графика». - М., ACT: Астрель, 2019.
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. От 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016 )
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 "О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образованиярабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 "Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования".
Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р,
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Воителева, Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.
Львова, С. И. Таблицы по русскому языку. - М., 2014.
Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение.учеб. Пособие - М., 2013.
Поташник, М.М., Левит М. В. Как помочь учителю в освоении ФГОС: пособие для учителей, руководителей школ и органов образования. - М., 2014.
Словари:
Горбачевич, К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб. 2015.
Граудина, Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2015.
Лекант, П.А., Леденева, В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка.-М.,2015.
Львов, В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2014.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка /
Ожегов, С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2016.
Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2014.
Семенюк, А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. - М.,2015.
Скворцов, Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2015.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическимиформами.М.,2014.
Ушаков, Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2016.
Шанский, Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний.-М.,2016.
Шанский, Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка.-М.,2016.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 2016.
Медиатека:
1.Kypc русского языка. Электронный репетитор-тренажёр. Программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности. - М.. «МедиаХауз», 2004.
2.Фраза. Обучающая программа-тренажёр по русскому языку. - М., «Новый Диск», 2004.
3.Семейный наставник. Русский язык. Средняя школа. Программно-методический комплекс. - Минск, «Инис-софт», 2005.
4.Русский язык + Варианты ЕГЭ. - М., «1C: Репетитор», 2011.
Интернет-ресурсы
- http://www.gramota.ru/ – Портал Грамота.Ру является одним из наиболее авторитетных источников информации. http://www.slovari.ru/ – Сайт Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН и издательства «Азбуковник».
- Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет по русскому языку, культуре речи и литературе. http://ege.edu.ru
- Филологический портал Philology.ru
- Справочная служба русского языка www.rusvaz.ru
- Центр развития русског языка.www.ruscentr.ru6. http://www.pomochnik-vsem.ru
- http://www.gramma.ru/
- Фразеологические словари http://www.sokr.ru/
- http://www.megakm.ru/ojigov Толковый словарь Ожегова.
- http://www.redactor.ru/ Журнал, статьи, словарь. Форум, задачи по русскому языку.
- http://www.cspu.ru/rus–site/http;/www.ruscenter.ru Общая информация о центре и его задачах. Форум, публикации, библиотека,.
- http://www.ipmce.su/~igor/osn%20prav.html Основные правила русского языка на частной странице Игоря Тихонина.
- http://rus.lseptember.ru/Электронная версия газеты «Русский язык http://www.vedu.ru/ExpDicТолковый словарь русского языка. http://www.gramma.ru/Лингвистические задачи. http://speakrus.narod.ru/Архив обсуждений вопросов грамматики, орфографии, истории, преподавания, изучения русского языка. http://www.slova.ru/Толковый словарь русского языка В.И. Даля http://www.hi–edu.ru/Учебники и учебные пособия. Тесты он–лайн.
- http://urok.hut.ru/index.htmТесты он–лайн, русский язык, готовые уроки, дистанционные курсы.
- http://www.odele.ru/edu/26.htm Словари, учебники, репетиторы.
- http://www.rbr.narod.ru/Авторская методика и учебные пособия. http://rostest.runnet.ru/Сборник тестов, всего 450 заданий, 45 – по русскому языку.
- http://cultrechi.narod.ru/«Грамотная речь, или Учимся говорить
- по–русски». Словари, ссылки.
- http://www.ru/rhetoric Сайт Московского государственного областного педагогического института.
- http://www.master–ritor.ru/Центр риторики.
- http://www.master–ritor.ru/Мир слова русского. Сайт в украинской зоне интернета. Энциклопедия псевдонимов. Афоризмы.
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 | 3 |
Умения: | ОК 2 ОК 4 Ок 5 ОК 6 ОК7 ОУК1 ОУК4 ОК 5 | 1.Оценка и анализ высказываний, аргументов обучающихся при проведении беседы, высказываний 2.Оценка и анализ обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме. 3.Оценка и взаимооценка обучающимися друг друга при составлении и воспроизведении монологов и диалогов. 4.Оценка результатов выполнения письменных работ (в том числе упражнений). |
- осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | ||
-анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; | ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОУК1-ОУК4 | 1Оценка, взаимооценка и анализ высказываний, аргументов обучающихся при проведении беседы. 2Оценка и взаимооценка обучающимися друг друга при составлении и воспроизведении монологов и диалогов. 3.Оценка результатов выполнения письменных работ (в том числе упражнений). |
-использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи | ОК! ОК2 ОК4 ОК 5 ОК6 ОК 7 ОУК1-ОУК4 | 1.Оценка и анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме. 2.Оценка содержания реферативных сообщений. |
-проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; | ОК 2 ОК 4 ОК 5 | 1.Оценка результатов выполнения письменных работ (анализ текстов (фрагментов |
-извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; | ОК 2 ОК 4 Ок 5 ОУК1-ОУК4 | 1.Оценка и анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме. 2.Оценка результатов выполнения письменного опроса. 3.Оценка результатов выполнения письменных работ (составление плана, тезисов, конспекта, аннотации и т.д.) |
-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; | ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОУК1-ОУК4 | 1.Оценка содержания реферативных сообщений. 2.Анализ высказываний, аргументов обучающихся при проведении беседы. 3.Анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме. 4.Оценка результатов выполнения письменных работ (составление плана, тезисов, конспекта, аннотации и т.д.) |
-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; | ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОУК1-ОУК4 | опросе в устной форме. |
-соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; | ОК2 ОК4 ОК 5 ОК6 ОУК1-ОУК4 | 1.Оценка результатов выполнения письменных работ (в том числе упражнений). 2.Оценка результатов выполнения тестовых заданий. |
-развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; | ОК 2 ОК 3 ОК 4 Ок 5 ОК 6 ОК 7 ОУК1-ОУК4 | 1.Оценка освоенных знаний в ходе выполнения самостоятельных работ. 2.Оценка результатов выполнения письменных работ (составление плана, тезисов, конспекта, аннотации и т.д.) 3. Оценка содержания реферативных сообщений. |
-совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; | ОК 2 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОУК1-ОУК4 | 1 .Оценка содержания реферативных сообщений. 2.Анализ высказываний аргументов обучающихся при проведении беседы. 3.Анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме. 4.Оценка результатов выполнения письменных работ. |
Знания: | ОК2 ОК4 ОК5 ОК7 ОУК1-ОУК4 | 1.Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме. 2.Оценка результатов выполнения письменного опроса. 3.Оценка выполнения тестовых заданий. Оценка содержания реферативных сообщений. |
- связь языка и истории, культуры русского и других народов; | ||
-смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; | ОК 2 ОК4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОУК1-ОУК4 | 1.Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме. 2.Оценка результатов выполнения письменного опроса. 3.Оценка результатов выполнения тестовых заданий. |
-основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь | ОК 2 ОК 3 ОК 4 Ок 5 ОУК1-ОУК4 | 1. Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме. 2.Оценка результатов выполнения письменного опроса. 3.Оценка результатов выполнения тестовых заданий. |
-орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; | ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 7 ОУК1-ОУК4 | 1.Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме. 2.Оценка результатов выполнения письменного опроса. 3.Оценка результатов выполнения тестовых заданий. 4.Оценка результатов выполнения индивидуальных заданий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОУД 06 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ по специальности 12.02.01 «Авиационные приборы и комплексы» (базовая подготовка)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОУД 06 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ по специальности 12.02.01 «Авиационные приборы и комплексы» (базовая подготовка) ...
Рабочая программа по английскому языку (специальность "Банковское дело")
Раб.программа по англ.яз. для СПО (на базе 9 кл.) 1 курс. Банковское дело. 2009 г....
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Психология общения" по специальности 25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем
Методическая разработка может быть полезна преподавателям, работающим по специальностям, включенным в списокТОП-50...
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины "Литература". Специальности: 24.02.01 Производство летательных аппаратов
АННОТАЦИЯ к рабочей программе общеобразовательной дисциплины Литература Программа разработана на основе: 1.Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего обр...
Рабочая программа общеобразовательной лисциплины "Литература". Специальность 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств в машиностроении , технический профиль.
АННОТАЦИЯ к рабочей программе общеобразовательной дисциплины Литература Программа разработана на основе: 1.Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего обр...
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины "Родной язык". Специальность 25.02.06 Производство и обслуживание авиационной техники
АННОТАЦИЯ к рабочей программе общеобразовательной дисциплины «Родной язык» Программа разработана на основе: Разработана на основе: 1.Федерального государственного образовательного стандарта ср...