РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной дисциплины ОГСЭ.05 «Физическая культура» для специальности: 25.02.08 «Эксплуатация беспилотных авиационных систем»
рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательной дисциплины
ОГСЭ.05 «Физическая культура»
для специальности: 25.02.08 «Эксплуатация беспилотных авиационных систем»
2022 г
ОДОБРЕН Предметной (цикловой) комиссией (Кафедрой) ООД ОГСЭ
| Разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем, примерной рабочей программы по дисциплине Физическая культура |
|
|
Протокол №________ от «___» __________ 20__ г.
Заведующий кафедрой (предметной (цикловой) комиссией)
_____________ /Выгодин В.А. / . |
Заместитель директора по содержанию образования
_____________ /Медведева Ю.А./
|
Составители: Быковский И. М., Мартыненко В. Е., Константинов В. В.
СОДЕРЖАНИЕ
| Стр. |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
(
- Область применения рабочей программы:
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины является частью основной профессиональной программы в соответствии с ФГОС СПО 25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: программа учебной дисциплины «Физическая культура» относится к общеобразовательному циклу, из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Естествознание» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Формируемые общие компетенции и личностные результаты (ОК, ЛР) в соответствии с программой воспитания
Код ОК, ЛР | Описание ОК, ЛР ( в соответствии с ФГОС СОО и программой воспитания специальности) |
ОК 4 | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; |
ОК 6 | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения; |
ОК 8 | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; |
ЛР 1 | Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. |
ЛР 6 | Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. |
ЛР 9 | Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасности образа жизни; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и тд. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. |
ЛР 13 | Соблюдающий в своей сфере профессиональной деятельности этические принципы честности, независимости, профессионального скептицизма противодействия коррупции и экстремизму, и обладающий системным мышлением и умением принимать решения в условиях риска и неопределенности. |
Освоение содержания учебной дисциплины «Физическая культура» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- личностных:
- метапредметных:
- предметных:
1.4. Профильность программы
Профильность отражена в содержании изучаемых тем, в формулировке расчетных задач.
1.5. Изменения в рабочей программе по сравнению с примерной программой.
Рабочая программа соответствует примерной.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 168 |
Объем образовательной программы | 166 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 2 |
профессионально ориентированные занятия |
|
самостоятельная работа | 32 |
практические занятия (если предусмотрено) | 166 |
Промежуточная аттестация 3,4,5,6 семестр - Зачёт 7 семестр - оценка |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы | Содержательный компонент программы, отражающий реализацию программы воспитания по специальности |
1 | 2 | 3 |
|
|
Раздел 1. Основы физической культуры | ||||
Тема 1.1. Физическая культура в профессиональной подготовке и социокультурное развитие личности | Содержание учебного материала |
| ОК 4 ОК 6 ОК 8 ЛР 1 ЛР 6 ЛР 9 ЛР 13
|
|
1. Физическая культура и спорт в России. Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья. | 2 | |||
Профессионально ориентированное содержание | 2 | |||
1. Теоретические сведения о профессионально-прикладной подготовке специалиста авиационного, банковской сферы, IT решений. Самоконтроль студентов физическими упражнениями и спортом. Контроль уровня совершенствования профессионально важных психофизиологических качеств. | ||||
Тематика практических занятий и лабораторных работ |
| |||
| Самостоятельная работа обучающихся |
| ||
Раздел 2. Легкая атлетика |
|
|
| |
Тема 2.1. Бег
| Содержание учебного материала | 14 | ОК 4 ОК 6 ОК 8 ЛР 1 ЛР 6 ЛР 9 ЛР 13 | Мероприятия ЗОЖ на рабочем месте для специальностей, посвящённым профессиональным праздникам: 1 сентября - день знаний.
|
1. Требования программы и нормативы по легкой атлетике. Проведение самостоятельной разминки перед выполнением нормативов по бегу, прыжкам. Выполнение функции помощника судьи на одном из видов бега, прыжков. Самостоятельная подготовка мест для занятия бегом, прыжками. Требования техники безопасности при занятиях легкой атлетикой. | ||||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | ОК 4 ОК 6 ОК 8 ЛР 1 ЛР 6 ЛР 9 ЛР 13 | |||
1. Обучение технике специально-беговых упражнений. Совершенствование техники бега на короткие дистанции. Низкий старт, бег по дистанции и финиширование. Эстафетный бег и способы передачи эстафетной палочки. Челночный бег 3x10 м, 10x10 м. Совершенствование техники бега на средние дистанции: высокий старт. Подготовка и выполнение нормативов в беге на 100 м, кроссе 2000 и 3000 м. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся примерная |
| |||
Тема 2.2. Прыжки | Содержание учебного материала |
| ||
| 1. Проведение самостоятельной разминки перед выполнением нормативов по прыжкам. Выполнение функции помощника судьи. Самостоятельная подготовка мест для занятия прыжками. | 12 | ОК 4 ОК 6 ОК 8 ЛР 1 ЛР 6 ЛР 9 ЛР 13
| |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | ||||
Совершенствование техники прыжка в длину с места способом «согнув ноги». Изучение специальных прыжковых и подводящих упражнений. Изучение способов подбора разбега в прыжках в длину и высоту. Совершенствование техники прыжка в высоту способом «перешагивания». Подготовка и выполнение нормативов в прыжках в длину и высоту. | ||||
| Профессионально ориентированное содержание |
| ||
Тема 2.3. Физические упражнения для оздоровительных форм занятий физической культурой профессионально- ориентированной направленности
| 1.Упражнения современных оздоровительных систем физического воспитания, ориентированные на поддержание работоспособности в процессе производственной деятельности, профилактику заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью. Освоение упражнений современных оздоровительных систем физического воспитания, Ориентированные на поддержание работоспособности в процессе производственной деятельности, профилактику заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью. |
| ||
Тема 2.4. Профессионально- прикладная физическая подготовка
| Виды физкультурно-спортивной деятельности, двигательные задания, упражнения, способствующие развитию значимых в профессиональной деятельности физических и психических качеств. Развитие профессионально – значимых физических и психических Качеств.
| |||
| Самостоятельная работа обучающихся примерная |
|
| |
Раздел 3. Гимнастика | ||||
Тема 3.1. Техника гимнастических упражнений | Содержание учебного материала | 16 | ОК 4 ОК 6 ОК 8 ЛР 1 ЛР 6 ЛР 9 ЛР 13 |
|
1. пРАВИЛА регулирования физиологической нагрузки и гигиенические условия проведения утренней гимнастики; анатомо-физиологические принципы развития мышечной системы человека; классификация видов гимнастики и гимнастических упражнений; техника безопасности при выполнении гимнастических упражнений; общеразвивающие упражнения, (индивидуально, в парах, группах с использованием различных предметов); прикладные упражнения (ходьба, бег, прыжки, упражнения в равновесии). | ||||
2. Выполнение общеразвивающих упражнений, (индивидуально, в парах, группах с использованием различных предметов); выполнение прикладных упражнений (ходьба, бег, прыжки, упражнения в равновесии); выполнение упражнений Аэробики. Выполнение упражнений Степ - Аэробики. Выполнение нормативов комплекса ГТО. | ОК 4 ОК 6 ОК 8 ЛР 1 ЛР 6 ЛР 9 ЛР 13 | |||
Профессионально ориентированное содержание |
|
| ||
Тема 3.2. Подбор упражнений, составление и проведение комплексов упражнений для различных форм организации занятий физической культурой при решении профессионально- ориентированных задач
| 1.Упражнения и комплексы упражнений для производственной гимнастики. 2.Упражнения и комплексы упражнений для профилактики профессиональных заболеваний с учётом специфики будущей профессиональной деятельности. 3.Упражнения и комплексы упражнений для профессионально- прикладной физической подготовки с учётом специфики будущей профессиональной деятельности. В том числе практических занятий Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений для производственной гимнастики, комплексов упражнений для профилактики профессиональных заболеваний с учётом специфики будущей профессиональной деятельности. Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений для профессионально-прикладной физической подготовки с учётом специфики будущей профессиональной деятельности Развитие мелкой моторики, поддержание тонуса организма специалиста авиационных систем, банковской сферы, IT решений. |
|
| |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 18 | ОК 4 ОК 6 ОК 8 ЛР 1 ЛР 6 ЛР 9 ЛР 13
| ||
| 1. Кувырок вперёд, назад, стойка на лопатках, стойка на голове и руках. Прыжки через короткую и длинную скакалку. Упражнения на тренажёрах и снарядах. Общеразвивающие упражнения. Упражнения комплекса Аэробика, Степ - Аэробика. | |||
Самостоятельная работа обучающихся примерная | ||||
Раздел 4. Волейбол | ||||
Тема 4.1. Техника и тактика игры в волейбол | Содержание учебного материала | 40 | ОК 4 ОК 6 ОК 8 ЛР 1 ЛР 6 ЛР 9 ЛР 13 |
|
1. Теоретические сведения о волейболе. Правила соревнований, жесты судей, самостоятельное судейство, положения системы розыгрыша. | ||||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | ОК 4 ОК 6 ОК 8 ЛР 1 ЛР 6 ЛР 9 ЛР 13 | |||
1. Общие развивающие и специальные упражнения волейболиста. Стойки игрока – низкая, средняя, высокая. Перемещения – приставным шагом, скачком, броском. Падения – назад на спину, с перекатом на бедро, на спину. Передача мяча. Верхняя передача мяча в высокой, средней и низкой стойках. Нижняя передача. Подачи. Нападающий удар. Прямой нападающий удар. Прием мяча с подачи. Одиночное блокирование. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся примерная | ||||
Раздел 5. Баскетбол | ||||
Тема 3.1. Техника и тактика игры в баскетбол | Содержание учебного материала | 50 | ОК 4 ОК 6 ОК 8 ЛР 1 ЛР 6 ЛР 9 ЛР 13 | Мероприятия ЗОЖ на рабочем месте для специальностей, посвящённым профессиональным праздникам: 9 февраля - день гражданской авиации, 8 февраля – день Российской науки. |
1. Теоретические сведения о технике и тактике игры в баскетбол. Понятие о системах ведения игры в нападении и защите. Правила соревнований, жесты судей, положения системы розыгрыша. | ||||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | ОК 4 ОК 6 ОК 8 ЛР 1 ЛР 6 ЛР 9 ЛР 13 | |||
1. Техника передачи двумя руками от груди одной рукой от плеча на месте и в движении. Ведение мяча по прямой, с изменением направления, изменяя высоту отскока мяча. Повороты с мячом и без мяча. Остановки двумя шагами после ведения мяча, прыжком. Техника бросков одной рукой от плеча на месте, в парах. Техника броска в прыжке. Техника «двух шагов» после ведения с последующим броском в кольцо одной рукой от плеча сверху. То же после ловли мяча в движении партнера. Техника «финтов» без противодействия. Индивидуальные и командные действия игроков в защите. Опека нападающих, владеющих мячом, и без мяча, выбивание, накрывание, перехват, подстраховка, переключение. Наиболее распространенные варианты «зонной защиты»: 2-1-2, 1-3-1. Индивидуальные и командные действия игроков в нападении. Использование ведения мяча, передач, бросков в кольцо, выбор места для получения мяча и завершение броска в кольцо. Уход от опеки защитника при помощи обманных движений, на ведении. Применения заслонов, изменения направления движения, добивание мяча после отскока от щита или корзины. Командные действия: позиционное нападение, быстрый прорыв. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся примерная | ||||
Раздел 5. Атлетическая гимнастика | ||||
Тема 5.1 Атлетическая гимнастика, работа на тренажерах | Содержание учебного материала | 12 | ОК 4 ОК 6 ОК 8 ЛР 1 ЛР 6 ЛР 9 ЛР 13 | Мероприятия ЗОЖ на рабочем месте для специальностей, посвящённым профессиональным праздникам:7 мая -день радио, 17 мая – всемирный день электросвязи и информационного общества, 12 апреля – день авиации и космонавтики. |
1. Теоретические сведения о атлетической гимнастике. Краткие сведения о развитии гимнастики, правила поведения учащихся на занятиях атлетической гимнастики на тренажерах. Нормативы по атлетической гимнастике. Название гимнастических снарядов, тренажеров и их частей. Меры предосторожности при переносе гимнастических снарядов и эксплуатации тренажеров. Причины травм при занятиях гимнастикой и их профилактика. Страховка, самостраховка, первая помощь при травмах. Порядок организации и проведения соревнований по атлетической гимнастике. | ||||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | ОК 4 ОК 6 ОК 8 ЛР 1 ЛР 6 ЛР 9 ЛР 13 | |||
Выполнение комплексов и упражнений: ОРУ (общеразвивающие упражнения), упражнения на тренажёрах, перекладине и брусьях, ходьба и бег на беговой дорожке, упражнения на растяжку. Виды отягощений, подбор рабочего веса отягощения. Принцип «пирамиды». Анализ собственного результата. Практика выполнения упражнений с повышением нагрузки, Понятие круговой тренировки. Подбор индивидуальных упражнений на атлетических тренажерах. Использование круговой тренировки в тренировочном цикле. Выполнение упражнений в круговом цикле. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся примерная | ||||
Всего: | 168 |
|
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Спортивный зал, тренажерный зал»,
Спортивный зал
оснащенный оборудованием: Баскетбольные щиты, кольца, волейбольная сетка, мячи волейбольные, мячи баскетбольные, мячи набивные.
Тренажерный зал
оснащенный оборудованием: Шведские стенки, спортивные скамейки, гимнастические обручи, скакалки, велотренажеры, электрические беговые дорожки, силовые тренажеры, гантели, штанги, гири.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для ФУМО, для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
Основные источники:
1. Примерная рабочая программа учебной дисциплины физическая культура ОГСЭ.04 Физическая культура, 2018
Дополнительные источники:
1. Физическая культура: учебник для СПО Ю.Н. Аллянов, И. А. Письменский. 2021
2. Физическая культура: учебник для общих образовательных организаций В. И. Лях 2018
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Министерства спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа
2. Информационный портал. Режим доступа: http://lib.sportedu.ru.
3. Информационный портал. Режим доступа: http://www.fizkult-ura.ru/.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, сдачи нормативов, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Знания: Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии (специальности); средства профилактики перенапряжения | Демонстрирует системные знания в области основ здорового образа жизни и роли физической культуры в гармоничном развитии личности человека, Владеет информацией о регулярных физических нагрузках в выбранной специальности и способах профилактики профзаболеваний | Оценка выполнения практических заданий, выполнение индивидуальных заданий, принятие нормативов. |
| ||
Умения: Использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной специальности | Демонстрирует навыки владения, тактикой в спортивных играх; Владеет техниками выполнения двигательных действий; Выполняет тактико-технические действия в игре; Выполняет требуемые элементы.
| Наблюдение в процессе практических занятий
|
Критерии оценки по дисциплине «Физическая культура»
- При проведении занятий по физической культуре студенты обязаны соблюдать расписание учебных занятий и правила поведения в соответствии с Уставом колледжа.
- К занятиям по физической культуре допускаются студенты, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
- К занятиям по физической культуре допускаются студенты только в спортивной форме и спортивной обуви.
- Для занятий по физической культуре все студенты, на основании результатов диспансеризации, распределяются на четыре медицинские группы:
4.1. Основная
Студенты без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, при достаточном физическом развитии. Проверяются по всем физическим упражнениям, предусмотренным программой обучения Каждое упражнение оценивается по установленным учебной программой нормативам (приложение 2).
4.2. Подготовительная
Студенты с недостаточным физическим развитием и слабо физически подготовленные, без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья. Проверяются по всем физическим упражнениям, предусмотренным программой обучения. Каждое упражнение оценивается по установленным учебной программой нормативам с учетом поправки для данной группы здоровья (приложение 3).
4.3. Специальная медицинская группа «А»
Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок, допущенные к выполнению учебной производственной работы. Проверяются по всем физическим упражнениям, предусмотренным программой обучения, за исключением тех, которые противопоказаны им по состоянию здоровья. Оценивается умение выполнять упражнения без учета нормативов (приложение 3).
4.4. Специальная медицинская группа «Б»
Могут не посещать занятия по физической культуре, если в учреждениях Департамента Здравоохранения по месту жительства с ними проводятся занятия по ЛФК. Оцениваются, показывая комплекс упражнений ЛФК, выполняемый ими на занятиях по месту жительства. В случае отсутствия таких занятий посещают занятия по физической культуре, занимаются теоретической подготовкой под руководством преподавателя. Оцениваются только по теоретической подготовке.
- Каждый студент в течение учебного года должен быть проверен и оценен по всем физическим упражнениям, предусмотренным программой обучения.
- Студент, не выполнивший физическое упражнение без уважительной причины и не ликвидировавший задолженность в течение двух недель после окончания соответствующего раздела учебной программы, оценивается по этому упражнению «неудовлетворительно».
- Студент, пропустивший без уважительной причины половину и более занятий по каждому из разделов дисциплины «Физическая культура», допускается к зачету только после освоения этого раздела.
- При невозможности выполнить физическое упражнение из-за болезни или травмы, преподаватель может назначить другое упражнение, отражающее развитие такого же физического качества.
- Оценка за семестр определяется по всем оценкам, полученным на учебных занятиях по физической культуре. Если студент получил более половины оценок «неудовлетворительно», ему предоставляется возможность пересдачи неудовлетворительных оценок.
Нормативы по физическим упражнениям, предусмотренным программой обучения
для студентов основной и подготовительной медицинской группы
№ п/п |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Оценка |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Упражнение | Юноши |
|
|
| Девушки |
|
|
| ||||||||||||
1 курс | 2 курс | 3 и ст. курс | 1 курс | 2 курс | 3 и ст. курс | |||||||||||||||
| 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | ||
Сила | ||||||||||||||||||||
1
| Подтягивание на перекладине | 12 | 10 | 8 | 13 | 11 | 9 | 14 | 12 | 10 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
2 | Подтягивание на низкой перекладине | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 12 | 10 | 8 | 13 | 11 | 9 | 14 | 12 | 10 | |
3 | Сгибание-разгибание рук в упоре лежа | 30 | 25 | 20 | 35 | 30 | 25 | 40 | 35 | 30 | 12 | 10 | 8 | 14 | 12 | 10 | 16 | 14 | 12 | |
4 | Сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях | 10 | 8 | 6 | 12 | 10 | 8 | 14 | 12 | 10 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
5 | Поднимание туловища из положения лежа на спине | 30 | 28 | 26 | 30 | 28 | 26 | 30 | 28 | 26 | 25 | 23 | 21 | 25 | 23 | 21 | 25 | 23 | 21 | |
6 | Приседания на одной ноге с опорой рукой | 16 | 14 | 12 | 18 | 16 | 14 | 20 | 18 | 16 | 14 | 12 | 10 | 16 | 14 | 12 | 18 | 16 | 14 | |
Быстрота | ||||||||||||||||||||
7 | Бег 60 м | 8.6 | 9.1 | 9.6 | 8.3 | 8.8 | 9.3 | 8.0 | 8.5 | 9.0 | 10.6 | 11.1 | 11.6 | 10.3 | 10.8 | 11.3 | 10.0 | 10.5 | 11.0 | |
8 | Челночный бег 6 по 10 м | 17.0 | 18.0 | 19.0 | 16.5 | 17.5 | 18.5 | 16.0 | 17.0 | 18.0 | 18.0 | 19.0 | 20.0 | 17.5 | 18.5 | 19.5 | 17.0 | 18.0 | 19.0 | |
9 | Бег 100 м | 15.0 | 15.5 | 16.0 | 14.5 | 15.0 | 15.5 | 14.0 | 14.5 | 15.0 | 17.0 | 17.5 | 18.0 | 16.8 | 17.3 | 17.8 | 16.5 | 17.0 | 17.5 | |
10 | Прыжок в длину с места | 230 | 215 | 200 | 235 | 220 | 205 | 240 | 225 | 210 | 175 | 160 | 145 | 180 | 165 | 150 | 185 | 170 | 155 | |
Выносливость | ||||||||||||||||||||
11 | Бег 1 км | 3.40 | 3.50 | 4.00 | 3.35 | 3.45 | 3.55 | 3.30 | 3.40 | 3.50 | 4.40 | 5.00 | 5.20 | 4.35 | 4.55 | 5.15 | 4.30 | 4.50 | 5.10 | |
12 | Бег 2 км | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 12.00 | 12.50 | 14.00 | 11.40 | 12.30 | 13.30 | 11.20 | 12.00 | 13.00 | |
13 | Beг 3 км | 13.50 | 14.50 | 16.00 | 13.30 | 14.30 | 15.45 | 13.10 | 14.00 | 15.30 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
14 | Бег на лыжах 5 км | 25.50 | 27.20 | б/вр | 25.30 | 27.00 | 28.30 | 25.10 | 26.40 | 28.10 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
15 | Бег на лыжах 3 км | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 19.00 | 21.00 | б/вр | 18.45 | 20.45 | 22.45 | 18.30 | 20.30 | 22.30 | |
16 | Плавание 50 м | 1.00 | 1.10 | б/вр | 55.00 | 1.05 | 1.15 | 50.00 | 1.00 | 1.10 | 1.20 | 1.40 | б/вр | 1.10 | 1.30 | 1.50 | 1.00 | 1.20 | 1.40 | |
|
|
|
|
|
| Координация и ловкость |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
17 | Прыжки через скакалку за 1 мин | 120 | 110 | 100 | 130 | 120 | 110 | 140 | 130 | 120 | 130 | 120 | 110 | 140 | 130 | 120 | 150 | 140 | 130 | |
18 | Челночный бег с ведением баскетбольного мяча 3 по 10 м | 9.1 | 9.4 | 9.7 | 8.9 | 9.2 | 9.5 | 8 7 | 9.0 | 9.3 | 9.5 | 9.8 | 10.1 | 9.3 | 9 6 | 99 | 9 1 | 94 | 9 7 | |
19 | Передача мяча двумя руками от груди в стену за 30 сек | 22 | 20 | 18 | 23 | 21 | 19 | 24 | 22 | 20 | 18 | 16 | 14 | 19 | 17 | 15 | 20 | 18 | 1о | |
20 | Бросок по кольцу со штрафной линии | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | |
21 | Передача мяча двумя руками сверху в стену | 15 | 13 | 11 | 17 | 15 | 13 | 19 | 17 | 15 | 12 | 10 | 8 | 14 | 12 | 10 | 16 | 14 | 12 | |
22 | Прием мяча двумя руками снизу от стены | 15 | 13 | 11 | 17 | 15 | 13 | 19 | 17 | 15 | 12 | 10 | 8 | 14 | 12 | 10 | 16 | 14 | 12 | |
23 | Подача мяча в площадку | 4 | 3 | 2 | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | 4 | 3 | 2 | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | |
|
|
|
|
|
|
| Гибкость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
24 | Наклон из положения стоя ноги вместе. Коснуться пола | Ладонями | Кулаками | Пальцами | Ладонями | Кулаками | Пальцами | Ладонями | Кулаками | Пальцами | Ладонями | Кулаками | Пальцами | Ладонями | Кулаками | Пальцами | Ладонями | Кулаками | Пальцами | |
Поправки к нормативам по физическим упражнениям при выполнении их студентами
специальных медицинских групп
№ п/п | Упражнение | Медицинская группа | |
Подготовительная группа | Специальная медицинская группа «А» | ||
Сила | |||
1 | Подтягивание на перекладине | 2 раза | Техника выполнения без учета норматива |
2 | Подтягивание на низкой перекладине | 2 раза | Техника выполнения без учета норматива |
3 | Сгибание-разгибание рук в упоре лежа | С опорой на гимнастическую скамейку или с опорой на колени | Техника выполнения без учета норматива |
4 | Сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях | 2 раза | Техника выполнения без учета норматива |
5 | Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек | 2 раза | Техника выполнения за 30 сек. без учета норматива |
6 | Приседания на одной ноге с опорой рукой | 2 раза | Техника выполнения без учета норматива |
Быстрота | |||
7 | Бег 60 м | 0.5 сек | Без учета времени |
8 | Челночный бег 6 по 10 м | 1 сек | Без учета времени |
9 | Бет 100 м | 1 сек | Без учета времени |
10 | Прыжок в длину с места | 10 см | Техника выполнения без учета норматива |
Выносливость | |||
11 | Бег 1 км | 20 сек | Без учета времени |
12 | Бег 2 км | 40 сек | Без учета времени |
13 | Бег 3 км | 1 мин | Без учета времени |
14 | Бег на лыжах 5 км | 2 мин | Без учета времени |
15 | Бег на лыжах 3 км | 1 мин | Без учета времени |
16 | Плавание 50 м | 10 сек | Без учета времени |
Координация и ловкость | |||
17 | Прыжки через скакалку за 1 мин | 10 раз | Техника выполнения за 1 мин. без учета норматива |
18 | Челночный бег с ведением мяча 3 по 10 м | 0.5 сек | Без учета времени |
19 | Передача мяча двумя руками от груди в стену за 30 сек | 2 раза | Техника выполнения за 30 сек. без учета норматива |
20 | Бросок но кольцу со штрафной линии | Без изменений | Без изменений |
21 | Передача мяча двумя руками сверху в стену | 2 раза | Техника выполнения без учета норматива |
22 | Прием мяча двумя руками снизу от стены | 2 раза | Техника выполнения без учета норматива |
23 | Подача мяча в площадку | Без изменений | Без изменений |
Гибкость | |||
24 | Наклон из положения стоя ноги вместе. Коснуться пола | Без изменений | Без изменений |
V-VI ступеней |
Оценка результатов по физической культуре в соответствии с требованиями ВФСК ГТО
Вид испытаний | Юноши | Девушки | ||||
Оценка | Оценка | |||||
3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | |
Бег на 100 м (сек.) | 14,6 | 14,3 | 13,8 | 18 | 17,6 | 16,3 |
Бег 2 км (мин., сек.) | 9,20 | 8,50 | 7,50 | 11,50 | 11,20 | 9,50 |
Подтягивание из виса на высокой перекладине (число раз) | 8 | 10 | 13 |
|
|
|
или рывок гири (число раз) | 15 | 25 | 35 |
|
|
|
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (число раз) |
|
|
| 11 | 13 | 19 |
или сгибание и разгибание рук упоре лежа на полу (число раз) |
|
|
| 9 | 10 | 16 |
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см) | 7 | 9 | 16 | 6 | 8 | 13 |
или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) | 200 | 210 | 230 | 160 | 170 | 185 |
Поднимание туловища из положения лежа на спине (число раз за 1 мин.) | 30 | 40 | 50 | 20 | 30 | 40 |
Метание спортивного снаряда весом 700 г (м) | 27 | 32 | 38 |
|
|
|
весом 500 г (м) |
|
|
| 13 | 17 | 21 |
Бег на лыжах на 3 км (мин., сек.) |
|
|
| 9.15 | 18.45 | 17.30 |
или на 5 км (мин., сек.) | 25.40 | 25.00 | 23.40 |
|
|
|
или кросс на 3 или 5 км по пересеченной местности |
Без учета времени |
Без учета времени | ||||
Плавание на 50 м (мин., сек.) | Без учета | Без учета | 0.41 | Без учета | Без учета | 1.10 |
или из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция — 10 м (очки) | 18 | 25 | 30 | 18 | 25 | 30 |
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) | |
теоретическая часть | ||
Ведение. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов СПО | Знание современного состояния физической культуры и спорта. Умение обосновывать значение физической культуры для формирования личности профессионала, профилактики профзаболеваний. Знание оздоровительных систем физического воспитания. Владение информацией о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) | |
1. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями | Демонстрация мотивации и стремления к самостоятельным занятиям. Знание форм и содержания физических упражнений. Умение организовывать занятия физическими упражнениями различной направленности с использованием знаний особенностей самостоятельных занятий для юношей и девушек. Знание основных принципов построения самостоятельных занятий и их гигиены | |
2. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки | Самостоятельное использование и оценка показателей функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Внесение коррекций в содержание занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля | |
3. Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности | Знание требований, которые предъявляет профессиональная деятельность к личности, ее психофизиологическим возможностям, здоровью и физической подготовленности. Использование знаний динамики работоспособности в учебном году и в период экзаменационной сессии. Умение определять основные критерии нервно-эмоционального, психического и психофизического утомления. Овладение методами повышения эффективности производственного и учебного труда; освоение применения аутотренинга для повышения работоспособности | |
4. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста | Обоснование социально-экономической необходимости специальной адаптивной и психофизической подготовки к труду. Умение использовать оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности. Применение средств и методов физического воспитания для профилактики профессиональных заболеваний. Умение использовать на практике результаты компьютерного тестирования состояния здоровья, двигательных качеств, психофизиологических функций, к которым профессия (специальность) предъявляет повышенные требования | |
Практическая часть | ||
Учебно-методические занятия | Демонстрация установки на психическое и физическое здоровье. Освоение методов профилактики профессиональных заболеваний. Овладение приемами массажа и самомассажа, психорегулирующими упражнениями. Использование тестов, позволяющих самостоятельно определять и анализировать состояние здоровья; овладение основными приемами неотложной доврачебной помощи. Знание и применение методики активного отдыха, массажа и самомассажа при физическом и умственном утомлении. Освоение методики занятий физическими упражнениями для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения и основных функциональных систем. Знание методов здоровьесберегающих технологий при работе за компьютером. Умение составлять и проводить комплексы утренней, вводной и производственной гимнастики с учетом направления будущей профессиональной деятельности | |
1. Легкая атлетика. Кроссовая подготовка | Освоение техники беговых упражнений (кроссового бега, бега на короткие, средние и длинные дистанции), высокого и низкого старта, стартового разгона, финиширования; бега, эстафетный бег, бега по прямой с различной скоростью, равномерного бега на дистанцию Умение технически грамотно выполнять (на технику): прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжки в высоту способами: «прогнувшись», перешагивания, «ножницы», перекидной. | |
2. Гимнастика | Освоение техники общеразвивающих упражнений, упражнений в паре с партнером, упражнений с гантелями, набивными мячами, упражнений с мячом, обручем (девушки); выполнение упражнений для профилактики профессиональных заболеваний (упражнений в чередовании напряжения с расслаблением, упражнений для коррекции нарушений осанки, упражнений на внимание, висов и упоров, упражнений у гимнастической стенки), упражнений для коррекции зрения. Выполнение комплексов упражнений вводной и производственной гимнастики | |
3. Спортивные игры | Освоение основных игровых элементов. Знание правил соревнований по избранному игровому виду спорта. Развитие координационных способностей, совершенствование ориентации в пространстве, скорости реакции, дифференцировке пространственных, временных и силовых параметров движения. Развитие личностно-коммуникативных качеств. Совершенствование восприятия, внимания, памяти, воображения, согласованности групповых взаимодействий, быстрого принятия решений. Развитие волевых качеств, инициативности, самостоятельности. Умение выполнять технику игровых элементов на оценку. Участие в соревнованиях по избранному виду спорта. Освоение техники самоконтроля при занятиях; умение оказывать первую помощь при травмах в игровой ситуации | |
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) | |
Внеаудиторная самостоятельная работа | Овладение спортивным мастерством в избранном виде спорта. Участие в соревнованиях. Умение осуществлять контроль за состоянием здоровья (в динамике); умение оказывать первую медицинскую помощь при травмах. Соблюдение техники безопасности | |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ood_2-4_kurs_ba.docx | 81.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ БИЗНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ»
(ГБПОУ КБТ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательной дисциплины
ОГСЭ.05 «Физическая культура»
для специальности: 25.02.08 «Эксплуатация беспилотных авиационных систем»
2022 г
ОДОБРЕН Предметной (цикловой) комиссией (Кафедрой) ООД ОГСЭ
| Разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем, примерной рабочей программы по дисциплине Физическая культура |
Протокол №________ от «___» __________ 20__ г. Заведующий кафедрой (предметной (цикловой) комиссией) _____________ /Выгодин В.А. / . | Заместитель директора по содержанию образования _____________ /Медведева Ю.А./
|
Составители: Быковский И. М., Мартыненко В. Е., Константинов В. В.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
| |
| |
| |
|
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
(
- Область применения рабочей программы:
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины является частью основной профессиональной программы в соответствии с ФГОС СПО 25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: программа учебной дисциплины «Физическая культура» относится к общеобразовательному циклу, из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Естествознание» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Формируемые общие компетенции и личностные результаты (ОК, ЛР) в соответствии с программой воспитания
Код ОК, ЛР | Описание ОК, ЛР ( в соответствии с ФГОС СОО и программой воспитания специальности) |
ОК 4 | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; |
ОК 6 | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения; |
ОК 8 | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; |
ЛР 1 | Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. |
ЛР 6 | Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. |
ЛР 9 | Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасности образа жизни; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и тд. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. |
ЛР 13 | Соблюдающий в своей сфере профессиональной деятельности этические принципы честности, независимости, профессионального скептицизма противодействия коррупции и экстремизму, и обладающий системным мышлением и умением принимать решения в условиях риска и неопределенности. |
Освоение содержания учебной дисциплины «Физическая культура» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- личностных:
- метапредметных:
- предметных:
1.4. Профильность программы
Профильность отражена в содержании изучаемых тем, в формулировке расчетных задач.
1.5. Изменения в рабочей программе по сравнению с примерной программой.
Рабочая программа соответствует примерной.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 168 |
Объем образовательной программы | 166 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 2 |
профессионально ориентированные занятия | |
самостоятельная работа | 32 |
практические занятия (если предусмотрено) | 166 |
Промежуточная аттестация 3,4,5,6 семестр - Зачёт 7 семестр - оценка |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы | Содержательный компонент программы, отражающий реализацию программы воспитания по специальности |
1 | 2 | 3 | ||
Раздел 1. Основы физической культуры | ||||
Тема 1.1. Физическая культура в профессиональной подготовке и социокультурное развитие личности | Содержание учебного материала | ОК 4 ОК 6 ОК 8 ЛР 1 ЛР 6 ЛР 9 ЛР 13 | ||
1. Физическая культура и спорт в России. Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья. | 2 | |||
Профессионально ориентированное содержание | 2 | |||
1. Теоретические сведения о профессионально-прикладной подготовке специалиста авиационного, банковской сферы, IT решений. Самоконтроль студентов физическими упражнениями и спортом. Контроль уровня совершенствования профессионально важных психофизиологических качеств. | ||||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Раздел 2. Легкая атлетика | ||||
Тема 2.1. Бег | Содержание учебного материала | 14 | ОК 4 ОК 6 ОК 8 ЛР 1 ЛР 6 ЛР 9 ЛР 13 | Мероприятия ЗОЖ на рабочем месте для специальностей, посвящённым профессиональным праздникам: 1 сентября - день знаний.
|
1. Требования программы и нормативы по легкой атлетике. Проведение самостоятельной разминки перед выполнением нормативов по бегу, прыжкам. Выполнение функции помощника судьи на одном из видов бега, прыжков. Самостоятельная подготовка мест для занятия бегом, прыжками. Требования техники безопасности при занятиях легкой атлетикой. | ||||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | ОК 4 ОК 6 ОК 8 ЛР 1 ЛР 6 ЛР 9 ЛР 13 | |||
1. Обучение технике специально-беговых упражнений. Совершенствование техники бега на короткие дистанции. Низкий старт, бег по дистанции и финиширование. Эстафетный бег и способы передачи эстафетной палочки. Челночный бег 3x10 м, 10x10 м. Совершенствование техники бега на средние дистанции: высокий старт. Подготовка и выполнение нормативов в беге на 100 м, кроссе 2000 и 3000 м. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся примерная | ||||
Тема 2.2. Прыжки | Содержание учебного материала | |||
1. Проведение самостоятельной разминки перед выполнением нормативов по прыжкам. Выполнение функции помощника судьи. Самостоятельная подготовка мест для занятия прыжками. | 12 | ОК 4 ОК 6 ОК 8 ЛР 1 ЛР 6 ЛР 9 ЛР 13 | ||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | ||||
Совершенствование техники прыжка в длину с места способом «согнув ноги». Изучение специальных прыжковых и подводящих упражнений. Изучение способов подбора разбега в прыжках в длину и высоту. Совершенствование техники прыжка в высоту способом «перешагивания». Подготовка и выполнение нормативов в прыжках в длину и высоту. | ||||
Профессионально ориентированное содержание | ||||
Тема 2.3. Физические упражнения для оздоровительных форм занятий физической культурой профессионально- ориентированной направленности | 1.Упражнения современных оздоровительных систем физического воспитания, ориентированные на поддержание работоспособности в процессе производственной деятельности, профилактику заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью. Освоение упражнений современных оздоровительных систем физического воспитания, Ориентированные на поддержание работоспособности в процессе производственной деятельности, профилактику заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью. | |||
Тема 2.4. Профессионально- прикладная физическая подготовка | Виды физкультурно-спортивной деятельности, двигательные задания, упражнения, способствующие развитию значимых в профессиональной деятельности физических и психических качеств. Развитие профессионально – значимых физических и психических Качеств. | |||
Самостоятельная работа обучающихся примерная | ||||
Раздел 3. Гимнастика | ||||
Тема 3.1. Техника гимнастических упражнений | Содержание учебного материала | 16 | ОК 4 ОК 6 ОК 8 ЛР 1 ЛР 6 ЛР 9 ЛР 13 | |
1. ПРАВИЛА регулирования физиологической нагрузки и гигиенические условия проведения утренней гимнастики; анатомо-физиологические принципы развития мышечной системы человека; классификация видов гимнастики и гимнастических упражнений; техника безопасности при выполнении гимнастических упражнений; общеразвивающие упражнения, (индивидуально, в парах, группах с использованием различных предметов); прикладные упражнения (ходьба, бег, прыжки, упражнения в равновесии). | ||||
2. Выполнение общеразвивающих упражнений, (индивидуально, в парах, группах с использованием различных предметов); выполнение прикладных упражнений (ходьба, бег, прыжки, упражнения в равновесии); выполнение упражнений Аэробики. Выполнение упражнений Степ - Аэробики. Выполнение нормативов комплекса ГТО. | ОК 4 ОК 6 ОК 8 ЛР 1 ЛР 6 ЛР 9 ЛР 13 | |||
Профессионально ориентированное содержание | ||||
Тема 3.2. Подбор упражнений, составление и проведение комплексов упражнений для различных форм организации занятий физической культурой при решении профессионально- ориентированных задач | 1.Упражнения и комплексы упражнений для производственной гимнастики. 2.Упражнения и комплексы упражнений для профилактики профессиональных заболеваний с учётом специфики будущей профессиональной деятельности. 3.Упражнения и комплексы упражнений для профессионально- прикладной физической подготовки с учётом специфики будущей профессиональной деятельности. В том числе практических занятий Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений для производственной гимнастики, комплексов упражнений для профилактики профессиональных заболеваний с учётом специфики будущей профессиональной деятельности. Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений для профессионально-прикладной физической подготовки с учётом специфики будущей профессиональной деятельности Развитие мелкой моторики, поддержание тонуса организма специалиста авиационных систем, банковской сферы, IT решений. | |||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 18 | ОК 4 ОК 6 ОК 8 ЛР 1 ЛР 6 ЛР 9 ЛР 13 | ||
1. Кувырок вперёд, назад, стойка на лопатках, стойка на голове и руках. Прыжки через короткую и длинную скакалку. Упражнения на тренажёрах и снарядах. Общеразвивающие упражнения. Упражнения комплекса Аэробика, Степ - Аэробика. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся примерная | ||||
Раздел 4. Волейбол | ||||
Тема 4.1. Техника и тактика игры в волейбол | Содержание учебного материала | 40 | ОК 4 ОК 6 ОК 8 ЛР 1 ЛР 6 ЛР 9 ЛР 13 | |
1. Теоретические сведения о волейболе. Правила соревнований, жесты судей, самостоятельное судейство, положения системы розыгрыша. | ||||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | ОК 4 ОК 6 ОК 8 ЛР 1 ЛР 6 ЛР 9 ЛР 13 | |||
1. Общие развивающие и специальные упражнения волейболиста. Стойки игрока – низкая, средняя, высокая. Перемещения – приставным шагом, скачком, броском. Падения – назад на спину, с перекатом на бедро, на спину. Передача мяча. Верхняя передача мяча в высокой, средней и низкой стойках. Нижняя передача. Подачи. Нападающий удар. Прямой нападающий удар. Прием мяча с подачи. Одиночное блокирование. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся примерная | ||||
Раздел 5. Баскетбол | ||||
Тема 3.1. Техника и тактика игры в баскетбол | Содержание учебного материала | 50 | ОК 4 ОК 6 ОК 8 ЛР 1 ЛР 6 ЛР 9 ЛР 13 | Мероприятия ЗОЖ на рабочем месте для специальностей, посвящённым профессиональным праздникам: 9 февраля - день гражданской авиации, 8 февраля – день Российской науки. |
1. Теоретические сведения о технике и тактике игры в баскетбол. Понятие о системах ведения игры в нападении и защите. Правила соревнований, жесты судей, положения системы розыгрыша. | ||||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | ОК 4 ОК 6 ОК 8 ЛР 1 ЛР 6 ЛР 9 ЛР 13 | |||
1. Техника передачи двумя руками от груди одной рукой от плеча на месте и в движении. Ведение мяча по прямой, с изменением направления, изменяя высоту отскока мяча. Повороты с мячом и без мяча. Остановки двумя шагами после ведения мяча, прыжком. Техника бросков одной рукой от плеча на месте, в парах. Техника броска в прыжке. Техника «двух шагов» после ведения с последующим броском в кольцо одной рукой от плеча сверху. То же после ловли мяча в движении партнера. Техника «финтов» без противодействия. Индивидуальные и командные действия игроков в защите. Опека нападающих, владеющих мячом, и без мяча, выбивание, накрывание, перехват, подстраховка, переключение. Наиболее распространенные варианты «зонной защиты»: 2-1-2, 1-3-1. Индивидуальные и командные действия игроков в нападении. Использование ведения мяча, передач, бросков в кольцо, выбор места для получения мяча и завершение броска в кольцо. Уход от опеки защитника при помощи обманных движений, на ведении. Применения заслонов, изменения направления движения, добивание мяча после отскока от щита или корзины. Командные действия: позиционное нападение, быстрый прорыв. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся примерная | ||||
Раздел 5. Атлетическая гимнастика | ||||
Тема 5.1 Атлетическая гимнастика, работа на тренажерах | Содержание учебного материала | 12 | ОК 4 ОК 6 ОК 8 ЛР 1 ЛР 6 ЛР 9 ЛР 13 | Мероприятия ЗОЖ на рабочем месте для специальностей, посвящённым профессиональным праздникам:7 мая -день радио, 17 мая – всемирный день электросвязи и информационного общества, 12 апреля – день авиации и космонавтики. |
1. Теоретические сведения о атлетической гимнастике. Краткие сведения о развитии гимнастики, правила поведения учащихся на занятиях атлетической гимнастики на тренажерах. Нормативы по атлетической гимнастике. Название гимнастических снарядов, тренажеров и их частей. Меры предосторожности при переносе гимнастических снарядов и эксплуатации тренажеров. Причины травм при занятиях гимнастикой и их профилактика. Страховка, самостраховка, первая помощь при травмах. Порядок организации и проведения соревнований по атлетической гимнастике. | ||||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | ОК 4 ОК 6 ОК 8 ЛР 1 ЛР 6 ЛР 9 ЛР 13 | |||
Выполнение комплексов и упражнений: ОРУ (общеразвивающие упражнения), упражнения на тренажёрах, перекладине и брусьях, ходьба и бег на беговой дорожке, упражнения на растяжку. Виды отягощений, подбор рабочего веса отягощения. Принцип «пирамиды». Анализ собственного результата. Практика выполнения упражнений с повышением нагрузки, Понятие круговой тренировки. Подбор индивидуальных упражнений на атлетических тренажерах. Использование круговой тренировки в тренировочном цикле. Выполнение упражнений в круговом цикле. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся примерная | ||||
Всего: | 168 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Спортивный зал, тренажерный зал»,
Спортивный зал
оснащенный оборудованием: Баскетбольные щиты, кольца, волейбольная сетка, мячи волейбольные, мячи баскетбольные, мячи набивные.
Тренажерный зал
оснащенный оборудованием: Шведские стенки, спортивные скамейки, гимнастические обручи, скакалки, велотренажеры, электрические беговые дорожки, силовые тренажеры, гантели, штанги, гири.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для ФУМО, для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
Основные источники:
1. Примерная рабочая программа учебной дисциплины физическая культура ОГСЭ.04 Физическая культура, 2018
Дополнительные источники:
1. Физическая культура: учебник для СПО Ю.Н. Аллянов, И. А. Письменский. 2021
2. Физическая культура: учебник для общих образовательных организаций В. И. Лях 2018
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Министерства спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа
2. Информационный портал. Режим доступа: http://lib.sportedu.ru.
3. Информационный портал. Режим доступа: http://www.fizkult-ura.ru/.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, сдачи нормативов, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Знания: Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии (специальности); средства профилактики перенапряжения | Демонстрирует системные знания в области основ здорового образа жизни и роли физической культуры в гармоничном развитии личности человека, Владеет информацией о регулярных физических нагрузках в выбранной специальности и способах профилактики профзаболеваний | Оценка выполнения практических заданий, выполнение индивидуальных заданий, принятие нормативов. |
| ||
Умения: Использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной специальности | Демонстрирует навыки владения, тактикой в спортивных играх; Владеет техниками выполнения двигательных действий; Выполняет тактико-технические действия в игре; Выполняет требуемые элементы.
| Наблюдение в процессе практических занятий
|
Критерии оценки по дисциплине «Физическая культура»
- При проведении занятий по физической культуре студенты обязаны соблюдать расписание учебных занятий и правила поведения в соответствии с Уставом колледжа.
- К занятиям по физической культуре допускаются студенты, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
- К занятиям по физической культуре допускаются студенты только в спортивной форме и спортивной обуви.
- Для занятий по физической культуре все студенты, на основании результатов диспансеризации, распределяются на четыре медицинские группы:
4.1. Основная
Студенты без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, при достаточном физическом развитии. Проверяются по всем физическим упражнениям, предусмотренным программой обучения Каждое упражнение оценивается по установленным учебной программой нормативам (приложение 2).
4.2. Подготовительная
Студенты с недостаточным физическим развитием и слабо физически подготовленные, без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья. Проверяются по всем физическим упражнениям, предусмотренным программой обучения. Каждое упражнение оценивается по установленным учебной программой нормативам с учетом поправки для данной группы здоровья (приложение 3).
4.3. Специальная медицинская группа «А»
Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок, допущенные к выполнению учебной производственной работы. Проверяются по всем физическим упражнениям, предусмотренным программой обучения, за исключением тех, которые противопоказаны им по состоянию здоровья. Оценивается умение выполнять упражнения без учета нормативов (приложение 3).
4.4. Специальная медицинская группа «Б»
Могут не посещать занятия по физической культуре, если в учреждениях Департамента Здравоохранения по месту жительства с ними проводятся занятия по ЛФК. Оцениваются, показывая комплекс упражнений ЛФК, выполняемый ими на занятиях по месту жительства. В случае отсутствия таких занятий посещают занятия по физической культуре, занимаются теоретической подготовкой под руководством преподавателя. Оцениваются только по теоретической подготовке.
- Каждый студент в течение учебного года должен быть проверен и оценен по всем физическим упражнениям, предусмотренным программой обучения.
- Студент, не выполнивший физическое упражнение без уважительной причины и не ликвидировавший задолженность в течение двух недель после окончания соответствующего раздела учебной программы, оценивается по этому упражнению «неудовлетворительно».
- Студент, пропустивший без уважительной причины половину и более занятий по каждому из разделов дисциплины «Физическая культура», допускается к зачету только после освоения этого раздела.
- При невозможности выполнить физическое упражнение из-за болезни или травмы, преподаватель может назначить другое упражнение, отражающее развитие такого же физического качества.
- Оценка за семестр определяется по всем оценкам, полученным на учебных занятиях по физической культуре. Если студент получил более половины оценок «неудовлетворительно», ему предоставляется возможность пересдачи неудовлетворительных оценок.
Нормативы по физическим упражнениям, предусмотренным программой обучения
для студентов основной и подготовительной медицинской группы
Поправки к нормативам по физическим упражнениям при выполнении их студентами
специальных медицинских групп
№ п/п | Упражнение | Медицинская группа | |
Подготовительная группа | Специальная медицинская группа «А» | ||
Сила | |||
1 | Подтягивание на перекладине | 2 раза | Техника выполнения без учета норматива |
2 | Подтягивание на низкой перекладине | 2 раза | Техника выполнения без учета норматива |
3 | Сгибание-разгибание рук в упоре лежа | С опорой на гимнастическую скамейку или с опорой на колени | Техника выполнения без учета норматива |
4 | Сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях | 2 раза | Техника выполнения без учета норматива |
5 | Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек | 2 раза | Техника выполнения за 30 сек. без учета норматива |
6 | Приседания на одной ноге с опорой рукой | 2 раза | Техника выполнения без учета норматива |
Быстрота | |||
7 | Бег 60 м | 0.5 сек | Без учета времени |
8 | Челночный бег 6 по 10 м | 1 сек | Без учета времени |
9 | Бет 100 м | 1 сек | Без учета времени |
10 | Прыжок в длину с места | 10 см | Техника выполнения без учета норматива |
Выносливость | |||
11 | Бег 1 км | 20 сек | Без учета времени |
12 | Бег 2 км | 40 сек | Без учета времени |
13 | Бег 3 км | 1 мин | Без учета времени |
14 | Бег на лыжах 5 км | 2 мин | Без учета времени |
15 | Бег на лыжах 3 км | 1 мин | Без учета времени |
16 | Плавание 50 м | 10 сек | Без учета времени |
Координация и ловкость | |||
17 | Прыжки через скакалку за 1 мин | 10 раз | Техника выполнения за 1 мин. без учета норматива |
18 | Челночный бег с ведением мяча 3 по 10 м | 0.5 сек | Без учета времени |
19 | Передача мяча двумя руками от груди в стену за 30 сек | 2 раза | Техника выполнения за 30 сек. без учета норматива |
20 | Бросок но кольцу со штрафной линии | Без изменений | Без изменений |
21 | Передача мяча двумя руками сверху в стену | 2 раза | Техника выполнения без учета норматива |
22 | Прием мяча двумя руками снизу от стены | 2 раза | Техника выполнения без учета норматива |
23 | Подача мяча в площадку | Без изменений | Без изменений |
Гибкость | |||
24 | Наклон из положения стоя ноги вместе. Коснуться пола | Без изменений | Без изменений |
V-VI ступеней |
Оценка результатов по физической культуре в соответствии с требованиями ВФСК ГТО
ВИД ИСПЫТАНИЙ | ЮНОШИ | ДЕВУШКИ | ||||
ОЦЕНКА | ОЦЕНКА | |||||
3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | |
Бег на 100 м (сек.) | 14,6 | 14,3 | 13,8 | 18 | 17,6 | 16,3 |
Бег 2 км (мин., сек.) | 9,20 | 8,50 | 7,50 | 11,50 | 11,20 | 9,50 |
Подтягивание из виса на высокой перекладине (число раз) | 8 | 10 | 13 | |||
или рывок гири (число раз) | 15 | 25 | 35 | |||
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (число раз) | 11 | 13 | 19 | |||
или сгибание и разгибание рук упоре лежа на полу (число раз) | 9 | 10 | 16 | |||
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см) | 7 | 9 | 16 | 6 | 8 | 13 |
или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) | 200 | 210 | 230 | 160 | 170 | 185 |
Поднимание туловища из положения лежа на спине (число раз за 1 мин.) | 30 | 40 | 50 | 20 | 30 | 40 |
Метание спортивного снаряда весом 700 г (м) | 27 | 32 | 38 | |||
весом 500 г (м) | 13 | 17 | 21 | |||
Бег на лыжах на 3 км (мин., сек.) | 9.15 | 18.45 | 17.30 | |||
или на 5 км (мин., сек.) | 25.40 | 25.00 | 23.40 | |||
или кросс на 3 или 5 км по пересеченной местности | Без учета времени | Без учета времени | ||||
Плавание на 50 м (мин., сек.) | Без учета | Без учета | 0.41 | Без учета | Без учета | 1.10 |
или из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция — 10 м (очки) | 18 | 25 | 30 | 18 | 25 | 30 |
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) | |
теоретическая часть | ||
Ведение. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов СПО | Знание современного состояния физической культуры и спорта. Умение обосновывать значение физической культуры для формирования личности профессионала, профилактики профзаболеваний. Знание оздоровительных систем физического воспитания. Владение информацией о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) | |
1. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями | Демонстрация мотивации и стремления к самостоятельным занятиям. Знание форм и содержания физических упражнений. Умение организовывать занятия физическими упражнениями различной направленности с использованием знаний особенностей самостоятельных занятий для юношей и девушек. Знание основных принципов построения самостоятельных занятий и их гигиены | |
2. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки | Самостоятельное использование и оценка показателей функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Внесение коррекций в содержание занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля | |
3. Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности | Знание требований, которые предъявляет профессиональная деятельность к личности, ее психофизиологическим возможностям, здоровью и физической подготовленности. Использование знаний динамики работоспособности в учебном году и в период экзаменационной сессии. Умение определять основные критерии нервно-эмоционального, психического и психофизического утомления. Овладение методами повышения эффективности производственного и учебного труда; освоение применения аутотренинга для повышения работоспособности | |
4. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста | Обоснование социально-экономической необходимости специальной адаптивной и психофизической подготовки к труду. Умение использовать оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности. Применение средств и методов физического воспитания для профилактики профессиональных заболеваний. Умение использовать на практике результаты компьютерного тестирования состояния здоровья, двигательных качеств, психофизиологических функций, к которым профессия (специальность) предъявляет повышенные требования | |
Практическая часть | ||
Учебно-методические занятия | Демонстрация установки на психическое и физическое здоровье. Освоение методов профилактики профессиональных заболеваний. Овладение приемами массажа и самомассажа, психорегулирующими упражнениями. Использование тестов, позволяющих самостоятельно определять и анализировать состояние здоровья; овладение основными приемами неотложной доврачебной помощи. Знание и применение методики активного отдыха, массажа и самомассажа при физическом и умственном утомлении. Освоение методики занятий физическими упражнениями для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения и основных функциональных систем. Знание методов здоровьесберегающих технологий при работе за компьютером. Умение составлять и проводить комплексы утренней, вводной и производственной гимнастики с учетом направления будущей профессиональной деятельности | |
1. Легкая атлетика. Кроссовая подготовка | Освоение техники беговых упражнений (кроссового бега, бега на короткие, средние и длинные дистанции), высокого и низкого старта, стартового разгона, финиширования; бега, эстафетный бег, бега по прямой с различной скоростью, равномерного бега на дистанцию Умение технически грамотно выполнять (на технику): прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжки в высоту способами: «прогнувшись», перешагивания, «ножницы», перекидной. | |
2. Гимнастика | Освоение техники общеразвивающих упражнений, упражнений в паре с партнером, упражнений с гантелями, набивными мячами, упражнений с мячом, обручем (девушки); выполнение упражнений для профилактики профессиональных заболеваний (упражнений в чередовании напряжения с расслаблением, упражнений для коррекции нарушений осанки, упражнений на внимание, висов и упоров, упражнений у гимнастической стенки), упражнений для коррекции зрения. Выполнение комплексов упражнений вводной и производственной гимнастики | |
3. Спортивные игры | Освоение основных игровых элементов. Знание правил соревнований по избранному игровому виду спорта. Развитие координационных способностей, совершенствование ориентации в пространстве, скорости реакции, дифференцировке пространственных, временных и силовых параметров движения. Развитие личностно-коммуникативных качеств. Совершенствование восприятия, внимания, памяти, воображения, согласованности групповых взаимодействий, быстрого принятия решений. Развитие волевых качеств, инициативности, самостоятельности. Умение выполнять технику игровых элементов на оценку. Участие в соревнованиях по избранному виду спорта. Освоение техники самоконтроля при занятиях; умение оказывать первую помощь при травмах в игровой ситуации | |
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) | |
Внеаудиторная самостоятельная работа | Овладение спортивным мастерством в избранном виде спорта. Участие в соревнованиях. Умение осуществлять контроль за состоянием здоровья (в динамике); умение оказывать первую медицинскую помощь при травмах. Соблюдение техники безопасности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре для специальности Технология продукции общественного питания 19.02.10 1 курс на базе 9 кл.
Рабочая программа по физической культуре по специальности Технология продукции общественного питания 19.02.10 для 1 курса на базе 9 классов общеобразовательной школы. 2015 - 2016 учебный год....
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Психология общения" по специальности 25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем
Методическая разработка может быть полезна преподавателям, работающим по специальностям, включенным в списокТОП-50...
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины "Родной язык". Специальность 25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем.
АННОТАЦИЯ к рабочей программе общеобразовательной дисциплины «Родной язык» Программа разработана на основе: Разработана на основе: 1.Федерального государственного образовательного стандарта ср...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА для специальности : 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования ( по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА для специальности: 08.02.01 « Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 05 Физическая культура по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.01.2018 г. № 45) среднего професс...
Рабочая программа по физической культуры для специальности начальное образование
. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Физическая культура» 1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО: Общеобразовательная...