РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 Основы философии
рабочая программа
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_2018god89088_filosofiya.doc | 166 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии
основной профессиональной образовательной программы –
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
г. Курск
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО на заседании ЦК __________ Протокол №_____ от «____»__________201_ г. Председатель ЦК _____________________ ФИО
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-методической работе _______________ О.Б. Грунева «____»______________201__ г. |
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии
разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 13 августа 2014 г. № 1003;
- примерной программы учебной дисциплины для специальностей среднего профессионального образования, рекомендованной Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГУ «ФИРО»).
Заключение Экспертного совета № 093 от «22» марта 2011 г. Основание: Протокол заседания Президиума Экспертного совета по профессиональному образованию при ФГУ «Федеральный институт развития образования» от «25» января 2011 г. № 1.
Разработчик:
Рыжкова Н.Г., преподаватель ОБПОУ «КМТ».
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 10 |
| 11 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии
- Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена (базовой подготовки) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, входящей в состав укрупненной группы специальностей 08.00.00 Техника и технология строительства.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области газораспределения и газопотребления при наличии среднего общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Код ОК | Наименование общих компетенций |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 62 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 14 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 62 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
практические занятия | 34 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 14 |
в том числе: - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий; -работа с философскими текстами; -творческие задания;
- учебно-индивидуальная работа студента | 12 2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
| |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | ||
1 | 2 | 3 | ||
Раздел 1. Предмет философии и ее история. | 32 | |||
Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. Предмет и определение философии. | 2 | ||
Практическое занятие №1 -Предмет и определение философии. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с текстами — Платон «Апология Сократа»; работа с философским словарем: смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность». | 2 | |||
Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековая философия. | Содержание учебного материала | 10 | ||
1 | Предпосылки философии в Древнем мире (Китай, Индия). Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика. | 2 | ||
Практическое занятие№2 -Философия Древнего Китая и Древней Индии: сравнительный аспект. Практическое занятие№3 -Философские школы Древней Греции. Практическое занятие№4 -Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии. | 6 2 2 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с текстами - Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»; творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах». | 2 | |||
Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Гуманизм и анропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма. | 2 | ||
Практическое занятие№5 -Европейская философия Нового времени: научная революция XVIIв. и актуальные философские проблемы. Практическое занятие№6 -Основные идеи и понятия немецкой классической философии. | 4 2 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление сравнительной таблицы «Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений». Творческое задание: «Почему позитивизм как философия науки появился в 19 в.?» | 2 | |||
Тема 1.4. Современная философия | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Западная постклассическая философия середины Х1Х-ХХ1 в. | 2 | ||
Практическое занятие№7 -Основные идеи, направления и течения современной философии Практическое занятие№8 -Особенности русской философии. Русская идея | 4 2 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с текстами - Э.Фромм «Душа человека»; В.С. Соловьев «Русская идея». | 2 | |||
Раздел 2. Структура и основные направления философии | 30 | |||
Тема 2.1. Методы философии и ее внутреннее строение | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, 20 века. Основные картины мира: философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, 20 век). Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный и др. Строение философии и ее основные направления. | |||
Практическое занятие№9 - Этапы, закономерности развития философии. Методы философии и ее внутреннее строение | 2 | |||
Самостоятельная работа: -проектное задание «Философская система нашего времени: основные черты». | 2 | |||
Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность. Гносеология - учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания. | 2 | ||
Практическое занятие №10 -Основные понятия и проблемы онтологии . Практическое занятие№11 -Основные понятия и проблемы гносеологии. Специфика научного познания. Основные отличия философской. научной и религиозной истин. | 4 2 2 | |||
Самостоятельная работа: -выполнение индивидуального творческого задания «Современная философская картина мира». | 2 | |||
Тема 2.3. Этика и социальная философия. | Содержание учебного материала | 9 | ||
1 | Человек и слагаемые его существования. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное сопротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники, технологий. Влияние природы на общество. Социальная структура общества. Типы общества. Формы развития общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности. | 2 | ||
Практическое занятие№12 -Свобода. ответственность и нравственные основы личности. Практическое занятие№13 -Философия о смысле жизни человека. Смерть и бессмертие. Практическое занятие№14 -Философия о глобальных проблемах современности | 6 2 2 2 | |||
Самостоятельная работа: -работа с текстами - Сенека «Нравственные письма к Луцилию», подготовка эссе «Россия в эпоху глобализации». | 1 | |||
Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и ее значение. | Содержание учебного материала | 9 | ||
1 | Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии. Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии. | 2 | ||
Практическое занятие№15 -Место философии в духовной культуре и ее значение Практическое занятие№16 -Смысл понятий «культура», «искусство», «творчество»,«идеология» Практическое занятие№17 -Сопоставление личности философа и его философской системы. Роль философии в современном мире | 6 2 2 2 | |||
Самостоятельная работа: -подготовка эссе «Философия и смысл жизни». | 1 | |||
Дифференцированный зачёт | ||||
Всего: | 62 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по общим гуманитарным и социально-экономических дисциплинам.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
- комплект учебно-наглядных пособий «основы философии».
- сканер;
- принтер.
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
- фото или/и видео камера;
- web-камера.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Горелов, А.А.Основы философии [Текст]: учебник. Рекомендовано ФГАУ «ФИРО»/ А.А.Горе лов. - 14-е изд., испр . - М.: Академия, 2014. - 320 с. -(Среднее профессиональное образование)
- Губин, В.Д. Основы философии [Текст] : учеб. пособие/ В.Д.Губин. - 2-е изд. - М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2014. - 288 с. - с.(Профессиональное образование)
- Гуревич, П.С.Основы философии [Текст] : учеб. пособие/ П.С.Гуревич. - М.: КНОРУС, 2014 . - 480 с. - (Среднее профессиональное образование)
Основы философии [Электронный ресурс]: PDF-копия книги для СПО/ В.П.Кохановский, Т.П.Матяш, В.П.Яковлев, Л.В.Жаров. - М.:
Дополнительные источники:
Дополнительная учебная литература
- Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.-337 с.
- Балашов В.Е. Занимательная философия.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». 2008-172 с.
- Краткий философский словарь/ Под ред. А.П. Алексеева.- М.: РГ- Пресс. 2010.-496 с.
- Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие/ Пер. с англ. В.И. Кузнецова.- М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008.-799 с.
Дополнительные оригинальные тексты
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.- М.: Мысль. 1986.-574 с.
- Древнеиндийская философия/Сост. В.В. Бродов.- М.Мысль.1972.-343 с.
- Древнекитайская философия: В 2-х т.- М.: Мысль. 1972.
- Лосский Н.О.История русской философии.- М.:Советский писатель. 1991.- 480 с.
- Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию.- м.: Наука. 1977.-383 с.
- Фромм Э. Душа человека.- М.: Республика. 1992.-430 с.
Интернет-ресурсы
ru.wikipedia.org/wiki/Философия
www.diplom-inet.ru/resursfilosКНОРУС, 2015. - 1 электро н.опт.диск (CD-R). - (Электронные издания)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; | Фронтальный и индивидуальный устный опрос, тестирование |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные категории и понятия философии; - роль философии в жизни человека и общества; - основы философского учения о бытии; - сущность процесса познания; - основы научной, философской и религиозной картин мира; - об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - о социальных и этнических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | Фронтальный и индивидуальный устный опрос, выполнение творческих заданий, тестирование Дифференцированный зачёт |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии» по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Данная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы и разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский у...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии специальность 43.02.03 Стилистика и искусство визажа
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии специальность 43.02.03 Стилистика и искусство визажа...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии специальность 43.02.11 Гостиничный сервис
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии специальность 43.02.11 Гостиничный сервис...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии специальность 43.02.10 Туризм
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии специальность 43.02.10 Туризм...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) баз...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 15.02.08 Технология машиностроения
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.02.08 Технология машиностроения базовой подготовки, ...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии специальность 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов (для всех форм обучения), 2021 г.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов 08....