РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
рабочая программа

Шаповалова Дарья Германовна

Рабочая программа учебной дисциплины  является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) базовой подготовки, входящей в укрупненную группу специальностей 15.00.00 Машиностроение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Уральский политехнический колледж- Межрегиональный центр компетенций»

(ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж - МЦК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01 Основы философии

для специальности

15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Екатеринбург

2016

Рабочая программа рассмотрена

предметно-цикловой комиссией общественных дисциплин

Председатель предметно-цикловой комиссии

________________ Н.В. Березина.

Протокол № _____

от «___»_____________2016г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) Министерства образования и науки РФ, 2014

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УР

 ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж - МЦК»

________________ И.Н. Федорова

«____» ____________ 2016г.

Разработчик: Шаповалова Д.Г., преподаватель ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж - МЦК»

Техническая экспертиза рабочей программы учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии пройдено.

Эксперт:

Заведующий научно-методической частью

ГАПОУ СО «Уральский

политехнический колледж - МЦК»

____________________ И.С.Чиненова

«____» ____________ 2016 г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по РиИ

ГАПОУ СО «Уральский
политехнический колледж - МЦК
»

_________________ Ю.И. Гулидова

«____» ____________ 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

      4

  1. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                              

      6

  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

     11

  1. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

     12


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01 Основы философии

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины  является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) базовой подготовки, входящей в укрупненную группу специальностей 15.00.00 Машиностроение.

1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: общий гуманитарный и социально-экономический цикл – ОГСЭ.01.

1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: 

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • основные категории и понятия философии;
  • роль философии в жизни человека и общества;
  • основы философского учения о бытии;
  • сущность процесса познания;
  • основы научной, философской и религиозной картин мира;
  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Вариативная часть 

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • сформулировать представление об истине и смысле жизни;
  • определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  •  общечеловеческие ценности, как основа поведения в коллективе, команде;
  • об истине и смысле жизни человека.

В результате освоения учебной дисциплины у студента должны формироваться общие компетенции, включающие в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 70 часов, в том числе:

18 часов вариативной части, направленных на усиление обязательной части программы учебной дисциплины.

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 66 часов;

самостоятельной работы студента 4 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

70

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

66

в том числе:

     практические занятия (или работы)  

8

Самостоятельная работа студента (всего)

4

в том числе:

Подготовка докладов

4

Аттестация по УД  в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

1

2

3

Раздел 1. Основные идеи мировой философии.

28

Тема 1.1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе.

Содержание учебного материала

2

1. Происхождение философии. Бытие и небытие. Философия как культура разумного мышления.

2. Признаки философского знания.

3.Науки, сопряженные с философией.

Тема 1.1. 

Практическое занятие № 1:  

Письменно ответить на вопросы по теме: «Основные философские концепции современности».

2

Тема 1.2. Основные методы философии.

Содержание учебного материала

2

1. Основные картины мира: философская, религиозная, научная.

2. Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный и другие.

Тема 1.3. Внутреннее строение философии.

Содержание учебного материала

2

1. Строение философии и ее основные направления.

2. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения.

Тема 1.4. История философии в античности и средневековье.

Содержание учебного материала

2

1. Становление античной философии: Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель. Циники, стоики, скептики.

2. Философия Средних веков: А. Блаженный, Ф. Аквинский. Значение философии средневековой философии.

Тема 1.4. 

Практическое занятие № 2:  

Заполнение таблицы: «Основные идеи античной философии».

2

Самостоятельная учебная работа обучающегося №1:

Подготовить доклад о личностях: Фома Аквинский, Августин Блаженный, Сократ, Гераклит, Диоген, Платон.

2

Тема 1.5. История философии эпохи возрождения и нового времени.

Содержание учебного материала

2

1.Философия возрождения: Дж. Бруно. Основные особенности.

2. Философия Нового времени Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт. Основные особенности.

3. Основные идеи политической философии: Жан-Жак Руссо, Томас Гоббс.

Тема 1.6. Немецкая классическая философия.

Содержание учебного материала

2

1. Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах, Маркс.

2. Основные особенности немецкой классической философии.

Тема 1.7. История философии Новейшего времени.

Содержание учебного материала

2

1. Философия XIX-XX вв.

2. Постклассическая философия и её особенности.

Тема 1.7.

Практическое занятие № 3:  

Составление сравнительной таблицы основных идей философов нового времени.

2

Тема 1.8. Русская философия XIX –XX веков.

Содержание учебного материала

2

1.Основные идеи философии Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, В.Л. Соловьева.

2. Основные идеи «Западников» и «Славянофилов».

3. Идеалистическое направление в философии XX века. Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин, С.Н. Булгаков.

Тема 1.8. 

Практическое занятие № 4:  

Составить сравнительную таблицу взглядов западников и славянофилов.

2

Тема 1.9. Перспективы развития философии в XXI веке.

Содержание учебного материала

2

1. Роль философии в XXI веке.

2. Актуальные философские проблемы XXI века.

Раздел 2. Философское понимание мира и человека.

20

Тема 2.1. Человек как главная философская проблема.

Содержание учебного материала

2

1. Философия о происхождении и сущности человека.

2. Человек как дух и тело.

3.Фундаментальные характеристики человека.

4. Основополагающие категории человеческого бытия.

Тема 2.2. Основные категории и проблемы философской антропологии.

Содержание учебного материала

2

1. Теоретические проблемы философской антропологии.

2. Классическая философская антропология.

3. Неклассическая философская антропология.

Тема 2.3. Смысл жизни и назначение человека.

Содержание учебного материала

2

1. Понятие смысла жизни и подходы к нему. Человек в поисках смысла жизни.

2. Концепции смысла жизни.

Тема 2.4. Философская

категория бытия.

Содержание учебного материала

2

1. Категория «бытие» и ее роль в философии.

2. Фундаментальный характер философской категории «материя».

3. Изучение материи и ее атрибутов, уровней организации и видов.

Тема 2.5. Личность и общество.

Содержание учебного материала

2

1. Концепции личности. Социальная сущность человека. 

2. Проблема свободы и ответственности личности.

Тема 2.6. Философские аспекты взаимоотношения природы и общества.

Содержание учебного материала

2

1. Натурфилософия. Природа - живой организм.

2. Концепции К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского.

3. Природа и ответственность человека: экологическая, биологическая, медицинская этика.

Тема 2.7. Учение о познании.

Содержание учебного материала

2

1. Познание человеком окружающего мира.

2. Проблема истины.

3. Методы научного познания.

Тема 2.8. Формы чувственного и рационального познания.

Содержание учебного материала

2

1. Понятие чувственного и рационального познания, и их соотношение.

2. Эмпиризм и рационализм.

Тема 2.9. Понятие сознания и бессознательного.

Содержание учебного материала

2

1. Проблема сознания.

2. Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное.

3. Ступени развития сознания.

Самостоятельная учебная работа обучающегося №2:

Подготовить доклад: Трактовка понятий сознания и бессознательного.

2

Раздел 3. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство).

22

Тема 3.1. Философия и научная картина мира.

Содержание учебного материала

2

1. Основные категории научной картины мира.

2. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе.

Тема 3.2. Философия и религия.

Содержание учебного материала

2

1. Типы религий. Их место и роль в человеческой жизни.

2. Значение веры в современной жизни. Противоречия между религиями.

Тема 3.3. Философия и история.

Содержание учебного материала

2

1. Концепции исторического развития: Г. Гегель, К. Маркс, М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер, П. Сорокин.

2. Личность и история. «Качество» истории. Футурологические прогнозы.

Тема 3.4. Философия и культура.

Содержание учебного материала

2

1. Искусство как форма проявления творческой сути человека. Черты проявления гениальности и таланта, их соотношение. Характеристики современного искусства.

2. Понятие культуры. Теории происхождения культуры. Человек в мире культуры. Культура и цивилизация. Восток и Запад. Виды культуры. Кризис культуры

Тема 3.5. Место России в диалоге мировых культур.

Содержание учебного материала

2

1. Диалог культур в глобальном мире.

2. Россия - диалог культур между востоком и западом: историософские аспекты.

Тема 3.6. Аксиология как учение о ценностях.

Содержание учебного материала

2

1. Аксиология – философская наука о ценностях. Основные положения аксиологии.

2. Понятие ценности. Виды и функции ценностей.

3. Диалектика основополагающих нравственных ценностей на примере добра и зла.

Тема 3.7. Философия и этика.

Содержание учебного материала

2

1. Общезначимость этики. Смысл и назначение этики.

2. Влияние этики на жизнь и характер личности и общества.

3. Добродетель. Религиозная этика. Свобода и ответственность.

Тема 3.8. Философская проблематика этики и эстетики.

Содержание учебного материала

2

1. Философские взгляды на проблему возникновения морали.

2. Этика и эстетика: перспективы в современном мире.

Тема 3.9. Социальная философия.

Содержание учебного материала

2

1. Социальная структура общества. Типы общества. Формы развития общества.

2. Социальная философия: предмет, метод, структура. Основные направления и школы социальной философии.

Тема 3.10. Социальные и этические последствия развития науки и техники.

Содержание учебного материала

2

1. Нравственные и этические аспекты научно-технического прогресса.

2. Социальные последствия научно-технического прогресса.

Тема 3.11. Философия и глобальные проблемы современности.

Содержание учебного материала

2

1. Характеристика современной цивилизации и её основных проблем.

2. Философия о возможностях путях будущего развития мирового сообщества.

3. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе.

Аттестация по УД в форме дифференцированного зачета

Всего:        

70

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета: учебные столы и стулья, рабочее место преподавателя, доска, шкаф для учебной и методической литературы, информационный стенд, информационный, техническими средствами обучения: компьютер, мультимедийный проектор, видеофильмы.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

Печатные издания

  1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред.проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2015.
  2. Губин В.Д. Основы философии: Учебное пособие / Губин В.Д., - 4-е изд. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М,2016.
  3. Основы философии: Учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014.

Электронные издания (электронные ресурсы)

  1. http://grani.agni-age.net/
  2. http://ru.science.wikia.com/wiki
  3. https://biblio-online.ru/

3.2.3. Дополнительные источники

  1. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Логос, 2012.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знать:

1. основные категории и понятия философии;

2. роль философии в жизни человека и общества;

3. основы философского учения о бытии;

4. сущность процесса познания;

5.основы научной, философской и религиозной картин мира;

6. условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

7.  социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

8. общечеловеческие ценности, как основа поведения в коллективе, команде;

9. об истине и смысле жизни человека.

  • Демонстрирует понимание основных категорий и понятий философии;
  • аргументирует свою точку зрения в вопросах роли философии в жизни человека и общества;
  •  самостоятельно описывает основы философского учения о бытие;
  • анализирует основы научной, философской и религиозной картин мира;
  • демонстрирует понимание условий формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
  • предъявляет понимание социальных и этических проблем, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
  • демонстрирует понимание общечеловеческих ценностей, как основ поведения в коллективе, команде;
  • аргументирует свою точку зрения в вопросах истины и смысла жизни человека.

Экспертное наблюдение за выступлениями с докладами, ответы на вопросы, выполнение практических работ.

Уметь:

1. ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

2. сформулировать представление об истине и смысле жизни;

3 определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей.

  • Свободно   ориентируется в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
  • самостоятельно соотносит основные философские категории;
  • применяет философские термины при характеристике основных жизненных категорий и проблем;
  • аргументирует свою точку зрения на основе базовых философских знаний;
  • устанавливает связь между понятиями и явлениями в философии;
  • демонстрирует понимание истины и смысла жизни человека;
  • самостоятельно определяет соотношение свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей.

Выступления с докладами, ответы на вопросы, выполнение практических работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая подготовка студентов специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) в ГБ ПОУ "ВПТ"

Практическая подготовка студентов через проектную деятельность раскрывает личностные и профессиональные качества. Виды проектной деятельности на специальности 15.02.07 в ГБ ПОУ "ВПТ"...

Рабочая тетрадь по электротехнике для специальности: 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).

Рабочая тетрадь предназначена для студентов СПО, изучающих элетротехнику.В рабочей тетради отражены основные темы дисциплины «Электротехника» для специальности:  15.02.07 Автоматизаци...

Фонд оценочных средств практики по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Фонд оценочных средств практики разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования  по специальности 15.02.07 Автоматизация техно...

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

КИМ учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производст...

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа  учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности  СПО 38.02.01 Экономика и  бухгалтерский учет (по отраслям)...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ЕН.02 Компьютерное моделирование специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ  по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ЕН.02 Компьютерное моделирование специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отрасля...