РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) базовой подготовки, входящей в укрупненную группу специальностей 15.00.00 Машиностроение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
15.02.07_rabochaya_programma_ogse.01_osnovy_filosofii_shapovalova_d.g_-_kopiya.docx | 111.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Уральский политехнический колледж- Межрегиональный центр компетенций»
(ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж - МЦК»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии
для специальности
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
Екатеринбург
2016
Рабочая программа рассмотрена предметно-цикловой комиссией общественных дисциплин Председатель предметно-цикловой комиссии ________________ Н.В. Березина. Протокол № _____ от «___»_____________2016г. | Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) Министерства образования и науки РФ, 2014 |
УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по УР ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж - МЦК» ________________ И.Н. Федорова «____» ____________ 2016г. |
Разработчик: Шаповалова Д.Г., преподаватель ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж - МЦК»
Техническая экспертиза рабочей программы учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии пройдено.
Эксперт: Заведующий научно-методической частью ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж - МЦК» ____________________ И.С.Чиненова «____» ____________ 2016 г. СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по РиИ ГАПОУ СО «Уральский _________________ Ю.И. Гулидова «____» ____________ 2016 г. |
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 12 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) базовой подготовки, входящей в укрупненную группу специальностей 15.00.00 Машиностроение.
1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: общий гуманитарный и социально-экономический цикл – ОГСЭ.01.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Вариативная часть
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- сформулировать представление об истине и смысле жизни;
- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- общечеловеческие ценности, как основа поведения в коллективе, команде;
- об истине и смысле жизни человека.
В результате освоения учебной дисциплины у студента должны формироваться общие компетенции, включающие в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 70 часов, в том числе:
18 часов вариативной части, направленных на усиление обязательной части программы учебной дисциплины.
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 66 часов;
самостоятельной работы студента 4 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 70 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 66 |
в том числе: | |
практические занятия (или работы) | 8 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 4 |
в том числе: | |
Подготовка докладов | 4 |
Аттестация по УД в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел 1. Основные идеи мировой философии. | 28 | |
Тема 1.1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Происхождение философии. Бытие и небытие. Философия как культура разумного мышления. | ||
2. Признаки философского знания. | ||
3.Науки, сопряженные с философией. | ||
Тема 1.1. | Практическое занятие № 1: Письменно ответить на вопросы по теме: «Основные философские концепции современности». | 2 |
Тема 1.2. Основные методы философии. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Основные картины мира: философская, религиозная, научная. | ||
2. Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный и другие. | ||
Тема 1.3. Внутреннее строение философии. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Строение философии и ее основные направления. | ||
2. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения. | ||
Тема 1.4. История философии в античности и средневековье. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Становление античной философии: Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель. Циники, стоики, скептики. | ||
2. Философия Средних веков: А. Блаженный, Ф. Аквинский. Значение философии средневековой философии. | ||
Тема 1.4. | Практическое занятие № 2: Заполнение таблицы: «Основные идеи античной философии». | 2 |
Самостоятельная учебная работа обучающегося №1: Подготовить доклад о личностях: Фома Аквинский, Августин Блаженный, Сократ, Гераклит, Диоген, Платон. | 2 | |
Тема 1.5. История философии эпохи возрождения и нового времени. | Содержание учебного материала | 2 |
1.Философия возрождения: Дж. Бруно. Основные особенности. | ||
2. Философия Нового времени Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт. Основные особенности. | ||
3. Основные идеи политической философии: Жан-Жак Руссо, Томас Гоббс. | ||
Тема 1.6. Немецкая классическая философия. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах, Маркс. | ||
2. Основные особенности немецкой классической философии. | ||
Тема 1.7. История философии Новейшего времени. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Философия XIX-XX вв. | ||
2. Постклассическая философия и её особенности. | ||
Тема 1.7. | Практическое занятие № 3: Составление сравнительной таблицы основных идей философов нового времени. | 2 |
Тема 1.8. Русская философия XIX –XX веков. | Содержание учебного материала | 2 |
1.Основные идеи философии Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, В.Л. Соловьева. | ||
2. Основные идеи «Западников» и «Славянофилов». | ||
3. Идеалистическое направление в философии XX века. Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин, С.Н. Булгаков. | ||
Тема 1.8. | Практическое занятие № 4: Составить сравнительную таблицу взглядов западников и славянофилов. | 2 |
Тема 1.9. Перспективы развития философии в XXI веке. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Роль философии в XXI веке. | ||
2. Актуальные философские проблемы XXI века. | ||
Раздел 2. Философское понимание мира и человека. | 20 | |
Тема 2.1. Человек как главная философская проблема. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Философия о происхождении и сущности человека. | ||
2. Человек как дух и тело. | ||
3.Фундаментальные характеристики человека. | ||
4. Основополагающие категории человеческого бытия. | ||
Тема 2.2. Основные категории и проблемы философской антропологии. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Теоретические проблемы философской антропологии. | ||
2. Классическая философская антропология. | ||
3. Неклассическая философская антропология. | ||
Тема 2.3. Смысл жизни и назначение человека. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Понятие смысла жизни и подходы к нему. Человек в поисках смысла жизни. | ||
2. Концепции смысла жизни. | ||
Тема 2.4. Философская категория бытия. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Категория «бытие» и ее роль в философии. | ||
2. Фундаментальный характер философской категории «материя». | ||
3. Изучение материи и ее атрибутов, уровней организации и видов. | ||
Тема 2.5. Личность и общество. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Концепции личности. Социальная сущность человека. | ||
2. Проблема свободы и ответственности личности. | ||
Тема 2.6. Философские аспекты взаимоотношения природы и общества. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Натурфилософия. Природа - живой организм. | ||
2. Концепции К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского. | ||
3. Природа и ответственность человека: экологическая, биологическая, медицинская этика. | ||
Тема 2.7. Учение о познании. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Познание человеком окружающего мира. | ||
2. Проблема истины. | ||
3. Методы научного познания. | ||
Тема 2.8. Формы чувственного и рационального познания. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Понятие чувственного и рационального познания, и их соотношение. | ||
2. Эмпиризм и рационализм. | ||
Тема 2.9. Понятие сознания и бессознательного. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Проблема сознания. | ||
2. Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное. | ||
3. Ступени развития сознания. | ||
Самостоятельная учебная работа обучающегося №2: Подготовить доклад: Трактовка понятий сознания и бессознательного. | 2 | |
Раздел 3. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство). | 22 | |
Тема 3.1. Философия и научная картина мира. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Основные категории научной картины мира. | ||
2. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе. | ||
Тема 3.2. Философия и религия. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Типы религий. Их место и роль в человеческой жизни. | ||
2. Значение веры в современной жизни. Противоречия между религиями. | ||
Тема 3.3. Философия и история. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Концепции исторического развития: Г. Гегель, К. Маркс, М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер, П. Сорокин. | ||
2. Личность и история. «Качество» истории. Футурологические прогнозы. | ||
Тема 3.4. Философия и культура. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Искусство как форма проявления творческой сути человека. Черты проявления гениальности и таланта, их соотношение. Характеристики современного искусства. | ||
2. Понятие культуры. Теории происхождения культуры. Человек в мире культуры. Культура и цивилизация. Восток и Запад. Виды культуры. Кризис культуры | ||
Тема 3.5. Место России в диалоге мировых культур. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Диалог культур в глобальном мире. | ||
2. Россия - диалог культур между востоком и западом: историософские аспекты. | ||
Тема 3.6. Аксиология как учение о ценностях. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Аксиология – философская наука о ценностях. Основные положения аксиологии. | ||
2. Понятие ценности. Виды и функции ценностей. | ||
3. Диалектика основополагающих нравственных ценностей на примере добра и зла. | ||
Тема 3.7. Философия и этика. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Общезначимость этики. Смысл и назначение этики. | ||
2. Влияние этики на жизнь и характер личности и общества. | ||
3. Добродетель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. | ||
Тема 3.8. Философская проблематика этики и эстетики. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Философские взгляды на проблему возникновения морали. | ||
2. Этика и эстетика: перспективы в современном мире. | ||
Тема 3.9. Социальная философия. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Социальная структура общества. Типы общества. Формы развития общества. | ||
2. Социальная философия: предмет, метод, структура. Основные направления и школы социальной философии. | ||
Тема 3.10. Социальные и этические последствия развития науки и техники. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Нравственные и этические аспекты научно-технического прогресса. | ||
2. Социальные последствия научно-технического прогресса. | ||
Тема 3.11. Философия и глобальные проблемы современности. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Характеристика современной цивилизации и её основных проблем. | ||
2. Философия о возможностях путях будущего развития мирового сообщества. | ||
3. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе. | ||
Аттестация по УД в форме дифференцированного зачета | ||
Всего: | 70 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета: учебные столы и стулья, рабочее место преподавателя, доска, шкаф для учебной и методической литературы, информационный стенд, информационный, техническими средствами обучения: компьютер, мультимедийный проектор, видеофильмы.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
Печатные издания
- Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред.проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2015.
- Губин В.Д. Основы философии: Учебное пособие / Губин В.Д., - 4-е изд. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М,2016.
- Основы философии: Учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
Электронные издания (электронные ресурсы)
- http://grani.agni-age.net/
- http://ru.science.wikia.com/wiki
- https://biblio-online.ru/
3.2.3. Дополнительные источники
- Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Логос, 2012.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знать: 1. основные категории и понятия философии; 2. роль философии в жизни человека и общества; 3. основы философского учения о бытии; 4. сущность процесса познания; 5.основы научной, философской и религиозной картин мира; 6. условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; 7. социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; 8. общечеловеческие ценности, как основа поведения в коллективе, команде; 9. об истине и смысле жизни человека. |
| Экспертное наблюдение за выступлениями с докладами, ответы на вопросы, выполнение практических работ. |
Уметь: 1. ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; 2. сформулировать представление об истине и смысле жизни; 3 определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей. |
| Выступления с докладами, ответы на вопросы, выполнение практических работ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая подготовка студентов специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) в ГБ ПОУ "ВПТ"
Практическая подготовка студентов через проектную деятельность раскрывает личностные и профессиональные качества. Виды проектной деятельности на специальности 15.02.07 в ГБ ПОУ "ВПТ"...
Рабочая тетрадь по электротехнике для специальности: 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).
Рабочая тетрадь предназначена для студентов СПО, изучающих элетротехнику.В рабочей тетради отражены основные темы дисциплины «Электротехника» для специальности: 15.02.07 Автоматизаци...
Фонд оценочных средств практики по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
Фонд оценочных средств практики разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.07 Автоматизация техно...
Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ для обучающихся ОП.05 Материаловедение по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Материаловедение» пре...
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
КИМ учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производст...
Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ЕН.02 Компьютерное моделирование специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ЕН.02 Компьютерное моделирование специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отрасля...