РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 15.02.08 Технология машиностроения
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.02.08 Технология машиностроения базовой подготовки, входящей в укрупненную группу специальностей 15.00.00 Машиностроение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
15.02.08_rabochaya_programma_ogse.01_osnovy_filosofii_shapovalova_d.g_.docx | 138.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Уральский политехнический колледж – Межрегиональный центр компетенций»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии
для специальности
15.02.08 Технология машиностроения
Екатеринбург
2019
Рабочая программа рассмотрена предметно-цикловой комиссией общественных дисциплин Председатель предметно-цикловой комиссии ________________ Березина Н.В. Протокол № _____ от «___»_____________2019г. | Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы, рекомендованной Федеральным институтом развития образования (ФГАУ «ФИРО»), 2015г. и в соответствии с ФГОС СПО по специальности 15.02.08 Технология машиностроения |
УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по УР ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж - МЦК» ________________ И.Н. Федорова «____» ____________ 2019г. |
Разработчик: Шаповалова Д.Г., ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж - МЦК»
Согласование рабочей программы учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии» пройдено.
СОГЛАСОВАНО: Методист ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж - МЦК» ____________________ Оганесян Е.Г. «____» ____________ 2019 г. |
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
| 4 |
| 5 |
| 12 |
| 13 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.02.08 Технология машиностроения базовой подготовки, входящей в укрупненную группу специальностей 15.00.00 Машиностроение.
1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: общий гуманитарный и социально-экономический цикл – ОГСЭ.01.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ОК | Умения | Знания |
ОК 01. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07. Ок 08. ПК 1.4, 1.5, 2.2 |
|
|
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 48 |
Самостоятельная работа студента | 24 |
Объем образовательной программы | 72 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 38 |
лабораторные работы (если предусмотрено) | - |
практические занятия (если предусмотрено) | 8 |
индивидуальный проект (если предусмотрено) | - |
контрольная работа | - |
консультации | - |
консультации перед экзаменом | - |
Самостоятельная работа студента | 24 |
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел 1. Основные идеи мировой философии. | 32 | |
Тема 1.1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Происхождение философии. Бытие и небытие. Философия как культура разумного мышления. | ||
2. Признаки философского знания. | ||
3.Науки, сопряженные с философией. | ||
Тема 1.1. | Практическое занятие № 1: Письменно ответить на вопросы по теме: «Основные философские концепции современности». | 2 |
Тема 1.2. Основные методы философии. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Основные картины мира: философская, религиозная, научная. | ||
2. Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный и другие. | ||
Тема 1.3. Внутреннее строение философии. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Строение философии и ее основные направления. | ||
2. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения. | ||
Самостоятельная учебная работа обучающегося №1: Подготовить эссе по теме: «Философская система нашего времени: основные черты». | 2 | |
Тема 1.4. История философии в античности и средневековье. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Становление античной философии: Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель. Циники, стоики, скептики. | ||
2. Философия Средних веков: А. Блаженный, Ф. Аквинский. Значение философии средневековой философии. | ||
Тема 1.4. | Практическое занятие № 2: Заполнение таблицы: «Основные идеи античной философии». | 2 |
Самостоятельная учебная работа обучающегося №2: Подготовить доклад о личностях: Фома Аквинский, Августин Блаженный, Сократ, Гераклит, Диоген, Платон. | 2 | |
Тема 1.5. История философии эпохи возрождения и нового времени. | Содержание учебного материала | 2 |
1.Философия возрождения: Дж. Бруно. Основные особенности. | ||
2. Философия Нового времени Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт. Основные особенности. | ||
3. Основные идеи политической философии: Жан-Жак Руссо, Томас Гоббс. | ||
Самостоятельная учебная работа обучающегося №3: Подготовить сообщение о личностях: Ф. Бэкона, Р. Декарта, Т. Гоббса, Ж-Ж Руссо. | 2 | |
Тема 1.6. Немецкая классическая философия и история философии Новейшего времени. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах, Маркс. Основные особенности. | ||
2. Философия XIX-XX вв. Постклассическая философия второй половины XIX-начала ХХ вв. | ||
Тема 1.6. | Практическое занятие № 3: Составление сравнительной таблицы основных идей философов нового времени. | 2 |
Самостоятельная учебная работа обучающегося №4: Подготовить доклад: Философия Нового и Новейшего времени. | 2 | |
Тема 1.7. Русская философия XIX –XX веков. | Содержание учебного материала | 2 |
1.Основные идеи философии Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, В.Л. Соловьева. | ||
2. Основные идеи «Западников» и «Славянофилов». | ||
3. Идеалистическое направление в философии XX века. Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин, С.Н. Булгаков. | ||
Тема 1.7. | Практическое занятие № 4: Составить сравнительную таблицу взглядов западников и славянофилов. | 2 |
Самостоятельная учебная работа обучающегося №5: Подготовить сообщение о личностях: Ф.М. Достоевского, В.Л. Соловьева, Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин, С.Н. Булгаков. | 2 | |
Раздел 2. Философское понимание мира и человека. | 18 | |
Тема 2.1. Человек как главная философская проблема. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Философия о происхождении и сущности человека. | ||
2. Человек как дух и тело. | ||
3.Фундаментальные характеристики человека. | ||
4. Основополагающие категории человеческого бытия. | ||
Самостоятельная учебная работа обучающегося №6: Подготовить тезисы по теме: Проблема человека и его будущего, глазами философов античности, средневековья, нового и новейшего времени. | 2 | |
Тема 2.2. Смысл и назначение человеческого бытия. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Понятие смысла жизни и подходы к нему. Человек в поисках смысла жизни. | ||
2. Концепции смысла жизни. | ||
Самостоятельная учебная работа обучающегося №7: Подготовить эссе по теме: «В чем смысл жизни человека?» | 2 | |
Тема 2.3. Личность и общество. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Концепции личности. Социальная сущность человека. | ||
2. Проблема свободы и ответственности личности. | ||
Тема 2.4. Учение о познании. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Познание человеком окружающего мира. | ||
2. Проблема истины. | ||
3. Методы научного познания. | ||
Самостоятельная учебная работа обучающегося №8: Подготовить реферат по теме: «Знание – сила: утратил ли девиз актуальность?». | 2 | |
Тема 2.5. Понятие сознания и бессознательного. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Проблема сознания. | ||
2. Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное. | ||
3. Ступени развития сознания. | ||
Самостоятельная учебная работа обучающегося №9: Подготовить доклад: Трактовка понятий сознания и бессознательного. | 2 | |
Раздел 3. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство). | 20 | |
Тема 3.1. Философия и научная картина мира. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Основные категории научной картины мира. | ||
2. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе. | ||
Самостоятельная учебная работа обучающегося №10: Подготовить презентацию на тему: «Мир Аристотеля и мир Галилея». | 2 | |
Тема 3.2. Философия и религия. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Типы религий. Их место и роль в человеческой жизни. | ||
2. Значение веры в современной жизни. Противоречия между религиями. | ||
Тема 3.3. Философия и история. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Концепции исторического развития: Г. Гегель, К. Маркс, М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер, П. Сорокин. | ||
2. Личность и история. «Качество» истории. Футурологические прогнозы. | ||
Самостоятельная учебная работа обучающегося №11: Подготовить сообщение о личностях: Г. Гегеля, К. Маркса, М. Вебера. | 2 | |
Тема 3.4. Философия и культура. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Искусство как форма проявления творческой сути человека. Черты проявления гениальности и таланта, их соотношение. Характеристики современного искусства. | ||
2. Понятие культуры. Теории происхождения культуры. Человек в мире культуры. Культура и цивилизация. Восток и Запад. Виды культуры. Кризис культуры | ||
Тема 3.5. Философия и этика. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Общезначимость этики. Смысл и назначение этики. Влияние этики на жизнь и характер личности и общества. | ||
2. Добродетель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. | ||
3. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | ||
Тема 3.6. Социальная философия. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Социальная структура общества. Типы общества. Формы развития общества. | ||
2. Социальная философия: предмет, метод, структура. Основные направления и школы социальной философии. | ||
Тема 3.7. Философия и глобальные проблемы современности. | Содержание учебного материала | 2 |
1. Характеристика современной цивилизации и её основных проблем. | ||
2. Философия о возможностях путях будущего развития мирового сообщества. | ||
3. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе. | ||
Самостоятельная учебная работа обучающегося №12: Подготовить презентацию на тему: «Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран». | 2 | |
Консультации | - | |
Консультации перед экзаменом | - | |
Аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 | |
Всего: | 72 |
2.3. Содержание домашних заданий обучающихся
Наименование темы | Содержание домашнего задания |
Тема 1.1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе. | [4]. Раздел I. П. 1.1 - 1.2 конспект. |
Тема 1.1. Практическое занятие № 1. | Отчет по работе. |
Тема 1.2. Основные методы философии. | [4]. Раздел I. П. 1.3 - 1.5 конспект. |
Тема 1.3. Внутреннее строение философии. | [4]. Раздел I. П. 1.6 - 1.7 ответить письменно на вопросы. |
Тема 1.4. История философии в античности и средневековье. | [4]. Раздел II. П. 2.1 - 2.3 конспект. |
Тема 1.4. Практическое занятие № 2. | Отчет по работе. |
Тема 1.5. История философии эпохи возрождения и нового времени. | [4]. Раздел II. П. 2.4 - 2.5 составить схему. |
Тема 1.6. Немецкая классическая философия и история философии Новейшего времени. | [4]. Раздел II. П. 2.6 - 2.7 ответить устно на вопросы. |
Тема 1.6. Практическое занятие № 3. | Отчет по работе. |
Тема 1.7. Русская философия XIX –XX веков. | [4]. Раздел II. П. 2.8 - 2.9 конспект. |
Тема 1.7. Практическое занятие № 4. | Отчет по работе. |
Тема 2.1. Человек как главная философская проблема. | [5]. Раздел III. П. 3.1 - 3.2 конспект. |
Тема 2.2. Смысл и назначение человеческого бытия. | [5]. Раздел III. П. 3.3 - 3.4 конспект. |
Тема 2.3. Личность и общество. | [5]. Раздел III. П. 3.5 - 3.6 составить кроссворд. |
Тема 2.4. Учение о познании. | [5]. Раздел III. П. 3.7 - 3.10 составить схему. |
Тема 2.5. Понятие сознания и бессознательного. | [5]. Раздел III. П. 3.11 - 3.12 ответить письменно на вопросы. |
Тема 3.1. Философия и научная картина мира. | [5]. Раздел III. П. 3.13 - 3.16 конспект. |
Тема 3.2. Философия и религия. | [5]. Раздел III. П. 3.17 - 3.19 составить схему. |
Тема 3.3. Философия и история. | [5]. Раздел III. П. 3.20 - 3.22 конспект. |
Тема 3.4. Философия и культура. | [5]. Раздел III. П. 3.23 - 3.26 эссе. |
Тема 3.5. Философия и этика. | [5]. Раздел III. П. 3.27 - 3.30 конспект. |
Тема 3.6. Социальная философия. | [5]. Раздел III. П. 3.45 - 3.52 конспект. |
Тема 3.7. Философия и глобальные проблемы современности. | [5]. Раздел III. П. 3.61 - 3.66 составить кроссворд. |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет социально-экономических дисциплин, оснащенный оборудованием: учебные столы и стулья, рабочее место преподавателя, доска, шкаф для учебной и методической литературы, информационный стенд, техническими средствами обучения: компьютер, мультимедийный проектор, видеофильмы.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
- Губин В.Д. Основы философии: Учебное пособие / Губин В.Д., - 4-е изд. - М.:Форум, НИЦ ИНФРА-М,2016.
- Кочеров, С. Н. Основы философии: учебное пособие для среднего профессионального образования / С. Н. Кочеров, Л. П. Сидорова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019.
- Авдеев, В. И. Философия. Хрестоматия / В.И. Авдеев, И.М. Бочарова. - М.: Центр, 2017. - 432 c.
- Хрестоматия по философии в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Н. Чумаков [и др.]; под редакцией А. Н. Чумакова. — М.: Издательство Юрайт, 2019.
- Хрестоматия по философии в 2 ч. Часть 2: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Н. Чумаков [и др.]; под редакцией А. Н. Чумакова. — М.: Издательство Юрайт, 2019.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
- http://grani.agni-age.net/
- http://phenomen.ru/
- http://ru.science.wikia.com/wiki
- https://biblio-online.ru/
- http://www.philosophy.ru/
3.2.3. Дополнительные источники
- Скворцов, А. А. Этика: учебник для среднего профессионального образования / А. А. Скворцов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знать: 1. основные категории и понятия философии; 2. роль философии в жизни человека и общества; 3. основы философского учения о бытии; 4. сущность процесса познания; 5.основы научной, философской и религиозной картин мира; 6. условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; 7. социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. |
| Экспертное наблюдение за выступлениями с докладами и презентациями, ответы на вопросы, выполнение практических работ, сдача дифференцированного зачёта. |
Уметь: 1. ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста. |
| Выступления с докладами и презентациями, ответы на вопросы, выполнение практических работ, сдача дифференцированного зачёта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.01 МАТЕМАТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 090905 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ на базе 11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.01 МАТЕМАТИКАСПЕЦИАЛЬНОСТЬ 090905 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ СОДЕРЖАНИЕ...
Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика предприятия" для специальности "Конструирование,моделирование и технология швейных изделий"
Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика предприятия" для специальности 262019 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02. История Специальность 060101 «Лечебное дело» курс 1, группы 111, семестр 1. Специальность 060301 «Фармация» курс 2, группы 251, семестр 3
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: 060301 Фармация, 060101 Леч...
Рабочая программа учебной дисциплины "Английский язык" для специальности 15.02.08. "Технология машиностроения"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО технического профиля 15.02.08. "Технология машиностроения". Предназна...
Рабочая программа учебной дисциплины АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ специальность 35.02.03 технология деревообработки
1.Цель дисциплиныОвладение указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными и общими компетенциями2. Требования к уровню освоения содержания дисциплиныПроцесс изучени...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ: Физическая культура специальность 38.02.07 Банковское дело, курс 2, 3.
Рабочая программа учебной дисциплины по физичечкой культуре. Специальность 38.02.07 Банковское дело, 2, 3 курс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 02 ИСТОРИЯ Специальность 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) № 1568 от 9.12.2016 г. по специальности среднего про...