Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации взаимо- действия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Моти- вация (самоопре- деление) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психоло- гическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. – Дети, вам тепло? (Да!) – В классе светло? (Да!) – Прозвенел уже звонок? (Да!) – Уже закончился урок? (Нет!) – Только начался урок? (Да!) – Хотите учиться? (Да!) – Значит, можно всем садиться | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учите- лем и сверстниками. Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Сообщение темы, цели урока |
| Озвучивает тему, цель урока | Слушают учителя | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности |
|
III. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. |
| Фронтальная, индивидуальная. | П – понимают базовые межпредметные и предметные понятия (число); осознанно и произвольно строят речевые высказывания; осуществляют логические действия; владеют способами выполнения заданий поискового | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
| 2. Устный счет: 1) Выполнение задания. | № 209 (вынести на доску). – Проверьте, верны ли неравенства: 478 · 24 < 478 · (3 · 9) 296 · 80 > 296 · (10 + 2) 356 · 10 · 6 > 356 · 16 134 · 19 < 134 · 9 · 10 |
Выполняют задания. |
| 2) Работа с таблицей | № 210 – Заполните таблицу: с | 7 | 12 | 15 | 40 | 50 | 0 | d | 8 | 8 | 15 | 1 | 0 | 200 | c + d |
|
|
|
|
|
| 20 · (c + d) |
|
|
|
|
|
|
| Выполняют задания | Фронтальная | характера; используют знаково-символические средства представления информации для решения учебно-познавательных и практических задач. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; умеют слушать и вести диалог; формулируют и аргументируют свое мнение; признают возможность существования различных точек зрения на обсуждаемую проблему; используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. |
|
IV. Изучение нового материала | 1. Ознакомление с новым приемом. | – Надо разделить 296 на 74 способом подбора. Сколько цифр будет в частном? – Эту цифру можно найти подбором. Пробу-ем 2: умножим 74 на 2, получится 148; не под-ходит, так как 296 – 148 = 148, а 148 > 74. Пробуем 3: умножим 74 на 3, получится 222; не подходит, так как 296 – 222 = 74, а остаток должен быть меньше, чем 74. Пробуем 4: умножим 74 на 4, получится 296; подходит. Значит, 296 : 74 = 4. – Так находить цифру частного очень долго. Это можно сделать быстрее. Заменим делитель ближайшим меньшим разрядным числом. Назовите его. – Делить на числа, оканчивающиеся нулями, вы уже умеете. Разделите 296 на 70. – Эта цифра пробная, так как надо было делить на 74, а делили на 70. Цифра может не подходить, поэтому ее надо проверить, прежде чем записывать в частном. Как проверите? – Назовите ответ. – Записывают решение так:
|
– Одна.
– 70. – Разделю 29 на 7, получится 4.
– Проверяем: 74 · 4 = 296. 296 : 74 = 4. | Фронтальная. | Знание письменного приема деле-ния на двузначное число. |
| 2. Работа по учебнику | № 205. – Надо 384 разделить на 96. Буду делить 384 на 90, для этого 38 разделю на 9, получится 4. Проверю цифру 4: умножу 96 на 4, получится 384. Цифра 4 подходит. Значит, 384 : 96 = 4 |
Далее читают объяснение на странице 57 и слушают, как выполнено деление числа 384 на 96 | Индивидуальная, фронтальная | Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета; понимают важность и необходимость знаний в жизни человека. | Применение письменного приема деления на двузначное число |
V. Первич- ное закрепление | Работа по учебнику. | № 206. Примеры внизу страницы. | Решают под руковод-ством учителя. При этом (про себя) заменяют делитель разрядным числом и сразу говорят, на какое число будут делить и как найти цифру частного. | Фронтальная. | Выполненное задание. |
| Физкультминутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни | Выполнение дви-жений соглас- но инст-рукции |
VI. Практическая деятельность | 1. Решение задачи. | № 207. В 1 день | Количество дней | Всего м |
| 20 д. 36 д. | 2800 м ? |
| После чтения задачи записывают ее условие кратко в таблицу и решение в тетрадь. | Фронтальная, индивидуальная. | П – проводят анализ, синтез; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.), построение логической цепи рассуждений, доказательство; используют | Устные ответы, записи в тетради |
|
| – Можно ли сразу узнать, сколько машин выпустит завод за 36 дней? |
– Нет. |
|
| – Почему?
– А это можно узнать? – Решите задачу самостоятельно, записывая отдельно каждое действие. 1) 2800 : 20 = 140 (м.). 2) 140 + 12 = 152 (м.). 3) 152 · 36 = 5472 (м.). Ответ: 5472 машины выпустит завод за следующие 36 дней. | – Не знаем, сколько машин завод выпускал сначала. – Да, выполнив деление. |
| математические термины, символы и знаки. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; умеют находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме. К – конструктивно разрешают конфликты, учитывают интересы сторон и сотрудничают с ними. Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к предмету |
|
2. Геометрическая задача на смекалку. | В вершинах квадратной клумбы растут кусты. Площадь клумбы увеличили в 2 раза, не выкапывая кустов. Расширенная клумба тоже квадратная, и внутри нее кустов нет. Как это сделали? Выполните рисунок | Ответ:
|
3. Задания из электронного приложения к учебнику |
| Выполняют задания | Индивидуальная |
VII. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Какие знания вам понадобились сегодня на уроке? – Чему учились на уроке? – Что понравилось? – Что показалось непонятным? – Для чего нам нужны эти знания? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VIII. Домаш-нее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | С. 57, № 208 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств ее выполнения |
|