Доклад на тему "Использование кейс-метода как нестандартного метода обучения на занятиях "
материал

Сэн Наталья Анатольевна

В современном образовании в практике профессионального обучения стал более широко использоваться кейс-метод – метод анализа конкретной ситуации. Этот метод я практикую на своих занятиях учебной дисциплины профессионального цикла «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sen.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Сэн Н.А.

Использование кейс-метода, как нестандартного метода обучения преподавания дисциплин профессионального цикла.

В современном образовании в практике профессионального обучения стал более широко использоваться кейс-метод – метод анализа конкретной ситуации. Этот метод я практикую на своих занятиях учебной дисциплины профессионального цикла «Правовое обеспечение профессиональной деятельности». С помощью данного метода можно наглядно продемонстрировать теоретические знания с точки зрения реальных событий, то есть кейс-метод «позволяет заинтересовать обучающихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний, умений и навыков сбора, обработки, а также анализа информации, характеризующей различные ситуационные задачи».

Кейс-метод признан мною и обучающимися одним из полюбившихся на занятиях, так как он учит искать необычные, нестандартные подходы к решению, поскольку не имеют единственного, правильного разрешения ситуации, представленные на рассмотрение.  Как правило, для каждой ситуации существует классическое решение, но это вовсе не значит, что именно оно будет оптимальным, так как обучающиеся имеют различную степень логического и пространственного мышления.

Как показывает сложившаяся практика на моих занятиях, можно принять хорошее решение, но его результаты приведут к таким последствиям, которые не удовлетворят интересы большинства. А можно принять решение, которое все вокруг считают неудачным, но именно оно окажется самым оптимальным для всех. Для поиска самого оптимального разрешения ситуаций, обучающимися широко применяются законодательные акты Российской Федерации, регулирующие конкретный круг правоотношений, например: трудовые, административные и иные.

Кейс позволяет сформировать следующие компетенции:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Метод способствует развитию следующих навыков:

1. Аналитические навыки это умение мыслить ясно и логично, а именно классифицировать и выделять существенную информацию, анализировать и грамотно представлять ее.

2. Практические навыки – способность обучающихся к формированию на практике навыков применения теории на практике.

3. Коммуникативные навыки это умение рассуждать и обсуждать решение в команде, вести дискуссию, путем убеждения окружающих, защищать собственную точку зрения, а также убеждать оппонентов и составлять краткий, убедительный ответ на поставленный вопрос.

4. Творческие навыки необходимы в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти только логическим путем, очень важно уметь мыслить обширно, или пытаться найти нестандартный вариант разрешения дела по существу.

5. Самоанализ – несогласие в дискуссии, как правило, способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.

Необходимость внедрения кейс-метода в практику обучения обусловлена двумя направлениями:

  1. Общая направленность развития образования, то есть его ориентация не столько на получение конкретных знаний, сколько формирование умений и навыков мыслительной деятельности.
  2. Требования к качествам личности специалиста, который помимо владения профессиональными знаниями и умениями должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.

Сущность  кейс-метода в том, что обучающимся предлагается осмыслить и  найти решение самой ситуации, которая имеет отношение к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу.

Принципиальные особенности кейса следующие:

а) центральный пункт – проблема, а не изучаемый предмет;

б) кейс должен иметь дело с конкретным объектом, а не только с общей теорией;

в) обучающиеся обязаны активно участвовать в процессе поиска решения, а не быть пассивными слушателями;

г) возможно не одно решение проблемы.

В пример приведу  кейс-метод по разделу «Трудовое право» учебной дисциплины профессионального цикла «Правовое обеспечение профессиональной деятельности». На занятиях по данному разделу перед обучающимися ставятся цель и задачи, направленные на решение ситуационных задач. Группа делится на команды. Каждой команде предлагается выбрать категорию задания, которые представлены на слайде, например: Трудовой договор; Рабочее время;  Время отдыха; Рабочее время. Перед ними поставлена цель – посмотреть видеоролик и разрешить ситуацию, опираясь на статьи Трудового Кодекса Российской Федерации. Далее каждая команда дает аргументированный ответ, который может по итогам обсуждаться командой оппонентов, если имеется иной ответ.

Кейс-метод, с моей точки зрения, имеет следующие достоинства применения: уменьшение разрыва между теорией и практикой; развитие умения логически мыслить, аргументировать ответ, делать выводы, слушать и понимать других людей, работать в команде; получение обучающимися жизненно-важного опыта решения проблем.

Хочу отметить, кейс-метод используется в сочетании с другими активными методами, такими как дискуссия, деловая игра, «мозговой штурм».

Деловая игра включается в описание кейса, решение которого предполагает предварительное проигрывание ситуации с целью получения дополнительной информации. В нее включается ситуация или несколько ситуаций, и в процессе разыгрывания возникает необходимость описания ситуации, т. е. по сути дела создания кейс-метода.

Дискуссия занимает центральное место в кейс-методе для обучающихся, что требует самостоятельности мышления, умения аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения.

«Мозговой штурм» способствует проявлению интереса к познавательной активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение активных методов обучения на занятиях

Применение активных методов обучения на занятиях по МДК.01.01 «Организация службы и подготовки в подразделениях пожарной охраны»При проведении практического занятия используется метод формирования лич...

Применение практических методов обучения на занятиях учебной практики

Методические рекомендации предназначены для проведения занятий учебной практики (на примере занятий в слесарных мастерских). Рекомендуется для мастеров производственного обучения в качестве передачи о...

Школа педагогического мастерства, доклад на тему: "Кейс-метод как современная педагогическая технологи"

Выступление с докладом на Школе педагогического мастерства: "Кейс-метод как современная педагогическая технологи"...

Методическое пособие По применению инновационных методов обучения « Выездное занятие на производстве».

В данной работе описаны основные задачи и цели обучения стоящие перед педагогической практикой на современном этапе, дан критерий оптимальной мотивации и  рекомендации для преподавателя. Разработ...

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

В выступлении рассказывается о применении активных методов обучения на занятиях учебной практики по профессии "Повар, кондитер"....

Программа "Совершенствование форм и методов обучения на занятиях творческого объединения "Батик""

Условием эффективности освоения любой программы в дополнительном образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает....

Коррекционно-развивающие методы обучения на занятиях по штукатурно-малярному делу

Статья о систематическом применении специально разработанных коррекционно-развивающих упражнений, об активных методах обучения, приемах обучения, игровых элементах и использовании современных педагоги...