Методическое пособие По применению инновационных методов обучения « Выездное занятие на производстве».
учебно-методический материал
В данной работе описаны основные задачи и цели обучения стоящие перед педагогической практикой на современном этапе, дан критерий оптимальной мотивации и рекомендации для преподавателя. Разработана и показана своя методика проведения «Выездного занятия на производстве», которая практикуется уже три года.
Данная методика дает возможность студентам получать более высокие оценки на занятиях, применить полученные ранее знания на практике, проявить умение анализировать различные ситуации.
Данное методическое пособие предназначается для преподавателей всех дисциплин, по которым учебным планом предусмотрены практические занятия на производстве. Описанный метод проведения занятий на производстве - это инновационный метод действенного обучения, который позволяет более глубоко изучить и усвоить материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyezdnoe_zanyatie2014.docx | 59.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Шарьинский аграрный техникум Костромской области»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОГБОУ СПО Шарьинский аграрный техникум Костромской области»
_______________Е.В. Арутюнян
«____»_______________ 20____г.
Методическое пособие
По применению инновационных методов обучения
« Выездное занятие на производстве».
Для специальностей «Механизация сельского хозяйства», «Менеджмент», «Земельно-имущественные отношения», «Садово-парковое и ландшафтное строительство».
Разработала преподаватель: Голубева Валентина Васильевна
г. Шарья
2014 г
Рассмотрено на заседании ПЦК
_________________________________
Протокол № _____________________
От «____»________________20___ г.
_________________________________
Председатель ПЦК_________________
Одобрено научно-методическим советом ОГБОУ СПО «Шарьинский аграрный техникум Костромской области»
Протокол № _____________________
От «____»________________20___ г.
Председатель ____________________
Ф.И.О.
Рецензенты:_Горелик Светлана Витальевна__________________
Оглавление
Пояснительная записка стр.2
Введение стр.3
- Теоретическая часть стр.4
- Методическая часть стр.8
- Результаты апробации проведения занятия стр.16
Список литературы стр.22
- Приложения стр.23
Рецензия стр.26
Пояснительная записка
В данной работе описаны основные задачи и цели обучения стоящие перед педагогической практикой на современном этапе, дан критерий оптимальной мотивации и рекомендации для преподавателя. Разработана и показана своя методика проведения «Выездного занятия на производстве», которая практикуется уже три года.
Данная методика дает возможность студентам получать более высокие оценки на занятиях, применить полученные ранее знания на практике, проявить умение анализировать различные ситуации. Данное методическое пособие предназначается для преподавателей всех дисциплин, по которым учебным планом предусмотрены практические занятия на производстве. Описанный метод проведения занятий на производстве - это инновационный метод действенного обучения, который позволяет более глубоко изучить и усвоить материал.
Введение
Использование инновационных методов обучения особую значимость приобретает при подготовке студентов, в связи с тем, что выпускники в своей будущей деятельности должны будут обращаться к применению инновационных технологий в профессиональной деятельности . Изучая опыт использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно выделить их преимущества: они помогают научить студентов активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых студенты не могут не научиться; стимулируют творческие способности студентов; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию. В связи с чем особый интерес вызывают активные методы обучения, т.к. они способствуют: эффективному усвоению знаний; формируют навыки практических исследований, позволяющие принимать профессиональные решения; позволяют решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности; формируют ценностные ориентации личности; повышают познавательную активность; развивают творческие способности; создают дидактические и психологические условия, способствующие проявлению активности студентов.
Основные задачи, стоящие перед педагогической практикой на современном этапе:
- построение эффективного содержания обучения, обеспечение возможности его гибкого изменения.
- обеспечение возможности индивидуализации содержания обучения и педагогического воздействия.
- формирование у обучаемых твердых действенных знаний, преобразуемых в
- практическую деятельность.
- обеспечение активной познавательной деятельности и самостоятельности обучающихся.
- создание условий для максимальной реализации творческого потенциала педагога и обучаемого.
На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и методики обучения будущих специалистов
1. Теоретическая часть
1. Цели обучения.
Учебный курс предполагает, что Вы занимаетесь обучением. Считается, что процесс обучения выполнен успешно, если студенты Вашей учебной группы могут делать то, чего они не могли раньше.
Любая обучающая деятельность предполагает участие как обучающего (Вас), так и обучаемого (Ваша учебная группа). Каждый играет свою роль, и, если Вы определите эти роли перед тем, как планировать детали учебного процесса, это поможет Вам.
Определив цели обучения, Вы определите роль обучающего.
Цели зададут направление Вашим занятиям.
Чтобы сформулировать цель, Вы задаете себе два вопроса:
- Что является предметом обучения?
- Почему я хочу, чтобы моя учебная группа выучила эту дисциплину? (Как группа будет использовать полученную информацию или приобретенные навыки?)
Ответ на эти вопросы и есть Ваша цель обучения.
2.Задачи обучения.
Задача обучения есть некоторое положение, определяющее, что сможет делать обучаемый в результате Вашего обучения.
Помните, считается, что обучение состоялось, когда группа может делать что-либо, чего она не могла делать раньше.
Ваша задача определяет планируемый результат на выходе каждого занятия. И Вы видите, соответствует ли этот выход цели Вашего занятия.
Формулировка задачи - важная отправная точка для составления учебного плана. Вы приступаете к планированию процесса обучения, зная, чего вы ожидаете от студентов - это абсолютно правильный подход.
Задача позволяет Вам оценить Ваш процесс обучения. Сформулировав свою задачу, Вы определили, что вы ожидаете от своих студентов, и, следовательно, можете оценить:
- прогресс обучаемых
- приемлемость финальных результатов
- эффективность Вашей методики
Если Вы чувствуете что Ваши студенты недостаточно прогрессируют, или результаты не удовлетворяют Вас, прежде всего проанализируйте свою деятельность и используемую методику. Когда Вы начнете записывать первые учебные цели, Вы обнаружите, что ожидаете слишком многого от своей учебной группа.
Помните, Вы оцениваете себя как преподавателя.
Обучение является активным процессом.
Хорошо спланированная и продуманная методика вовлеченного обучения позволяет:
- дать возможность слушателям продумать практическое применение новых навыков
- воодушевить слушателей на более глубокое осмысление
- дать возможность слушателям оказывать положительное и конструктивное влияние друга на друга
- преподавателям осуществлять руководство и оказывать поддержку
- одобрять и признавать результаты слушателей
- дать возможность слушателям почувствовать, что они приближаются к заданной цели
- дать возможность слушателям развивать свои навыки для выполнения работы
3.Критерий оптимальной мотивации
Важнейшую роль в воспитании и обучении студентов играют ощущение успеха и связанное с ним признание. Они являются мощными «мотиваторами» в учебно-воспитательном процессе. Следует признать, что в настоящее время мотивационный кризис ощущается повседневно. Он ставит под угрозу процесс развития и сам процесс деятельности.
Мотивация – это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности.
Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом, а может быть уклонение от нее «в знак протеста». Поведение может иметь любые другие формы проявления. Всегда следует искать мотив поведения. Мотивировать учащихся – значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.
4.Рекомендации для преподавателя
Рекомендация 1. Осмысленная деятельность преподавателя – осмысленное обучение.
Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения.
Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, преподаватель должен добиться благотворных взаимоотношений со студентами, а также он должен хорошо знать себя.
Любые действия должны быть осмысленными. Это относится и к тому, кто требует действия от других.
Рекомендация 2. Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
Для того, чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для него и нашли отклик в его переживаниях.
Учебная деятельность всегда полимотивирована. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы.
Учебные мотивы | ||
Внутренние | Внешние | |
|
| достижения |
| неудачи |
У каждого человека присутствует и тот и другой вид мотивов, причем внешняя мотивация, как правило, преобладает.
Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. Двигаться вниз гораздо проще, поэтому частенько в практике родителей и учителей используются такие «подкрепления», которые приводят к регрессу мотивации учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жесткая критика и наказания.
Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.
Рекомендация 3. Любознательность и познавательный интерес.
Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности – познавательную потребность.
Первый начальный уровень этой потребности – это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности.
Следующий уровень – потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер.
На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности.
2. Методическая часть
Виды занятий на производстве.
№ п/п | Наименование занятия | характеристика | |||
Преподаватель | Студент | ||||
деятельность | роль | деятельность | роль | ||
1. | Урок-экскурсия | показывает, характеризует предлагает обобщенный план | информативно- активная | смотрят, слушают, записывают; составляет отчет без заданной структуры | пассивно- рассеивающая |
2. | Урок на производстве | показывает, объясняет предлагает технологический план | информативно- активная | смотрят, слушают, уточняют, записывают составляет отчет по заданной структуре | пассивно- концентрирующая |
3. | Практическое занятие | демонстрирует, объясняет, контролирует | демонстративно- активная 3 | обработка навыков путем повтора по заданной схеме | активно- повторная |
4. | Выездное занятие | организует, стимулирует, координирует, обобщает | активно- организующая на с начальном и конечном этапах в пассивно- контролирующая | задает вопросы, сравнивает, оценивает, и выделяет главное | поисково- познавательная |
Выездное занятие
Выездное занятие, или ознакомительная поездка - достаточно распространенное явление. Польза и степень объективности результатов посещения часто бывают сомнительны. Приведенные ниже рекомендации помогут запланированный визит сделать таким, чтобы слушатели могли оценивать, выносить суждения, определять качество (строений, имущества, сельскохозяйственных культур .).
Цели и достоинства метода:
- помогает сконцентрировать внимание группы на выбранных аспектах; \
- побуждает каждого слушателя к интенсивным размышлениям;
- располагает каждого к индивидуальному рассуждению и мнению;
- позволяет в большей степени управлять группой;
- предоставляет возможность преподавателю работать индивидуально с каждым слушателем;
- предоставляет возможность слушателям делиться опытом;
- поощряет сотрудничество и взаимопомощь;
- позволяет собрать информацию для дальнейшего использования.
Рекомендации по использованию метода
Цели применения:
- сбор о обработка полученной информации;
- расширение понятийного аппарата;
- уточнение и уяснение аспектов деятельности посещаемого объекта.
Подготовка
В ходе выездного занятия слушатели работают по опросным листам (карточкам, анкетам). Опросный лист необходимо заранее спланировать:
- точно определите, что группа будет анализировать;
- за одно занятие не следует проводить анализ более, чем по 10 пунктам (для выездного занятия продолжительностью до 30 минут)
- убедитесь, что Вы оставили на листе достаточно места для замечаний.
Опросные листы могут быть:
- с оценочными карточками;
- с карточками ранжирования;
- с разработкой вопросников;
- со сравнительными ответами.
Роль преподавателя
Предполагается три этапа работы:
- инструктаж (10минут);
- наблюдение (до 50 минут);
- обратная связь (до 30 минут).
Проведите в группе инструктаж:
. пробудите интерес к занятию;
- сформулируйте задачу;
- сформулируйте пункты анализа;
- раздайте опросные листы;
- дайте установку группе на самостоятельную работу;
- в некоторых случаях может оказаться уместным попросить определенных слушателей сконцентрироваться на определенных пунктах опросного листа;
- иногда может быть уместно проинструктировать слушателей как задавать конкретные вопросы принимающей стороне (хозяину) объекта.
При посещении объекта (наблюдение):
- сопровождайте слушателей, отвечая на их вопросы и подбадривая их;
- следите за тем, чтобы слушатели работали самостоятельно;
- помогайте тем, у кого возникли вопросы;
- преподаватель также оценивает объекты занятия по пунктам опросного листа;
- сформулируйте пункты (вопросы) таким образом, чтобы по ним можно было составить суждение;
- убедитесь, что предусмотрена N-бальная шкала оценки.
Обратная связь
- Преподавателю необходимо занести результаты работы слушателей в
сводную таблицу.
- Используя сводную таблицу, попросите объяснения по каждому пункту. Вызовите тех, чьи результаты значительно отличаются от других и попросите объяснить причину.
- По каждому пункту попросите сделать заключение , отвечающее на вопросы: "Что?", "Где?", "Когда?", "Почему?".
- Ведите обсуждение, переходя от пункта к пункту. Планируйте заслушать комментарии 3-4 слушателей по каждому пункту.
- Не оставляйте дискуссию о визите незавершенной. Это даст возможность каждому слушателю определить, что ему надо конкретно сделать по возвращении домой.
- Похвалите ответы и подведите итоги.
- Обобщите результаты.
Пример опросного листа по выездному занятию
Животноводческий комплекс
Рассмотрите данный комплекс по предлагаемым вопросам.
Оцените каждый по 10-бальной системе (1-плохо, 10- отлично)
дайте комментарии по каждому пункту.
1. | Выбор строительных материалов (включая изоляцию) | ||
2. | Состояние строительных материалов (построек) | ||
3. | Вентиляция | ||
4. | Освещение | ||
5. | Подстилка /дренаж | ||
6. | Условия работы животноводов | ||
7. . | Оборудование для кормления и поения | ||
8. | Конструкция стойл | ||
9. | Состояние здоровья скота /условия содержания |
Образец сводной таблицы
Анна | Ольга | Игорь | Петр | Иван | Елена | Нина | Юрий | |
1. Материалы | ||||||||
2. Состояние построек | ||||||||
3. Вентиляция | ||||||||
4. Освещение | ||||||||
5. Подстилка/ дренаж | ||||||||
6. Работа животноводов | ||||||||
7 Кормление/ поение | ||||||||
8.стоила | ||||||||
9.скот |
Пример анкеты выездного занятия
Заполняющий (имя)
Дата :
Супермаркет (универсам)
Проанализируйте каждый из нижеприведенных аспектов работы супермаркета. На основании своих наблюдений и вопросов оцените каждый пункт по десятибалльной шкале от 1 до 10 (1= очень плохо, 10= отлично). Также запишите свои замечания по каждому аспекту - в процессе последующего обсуждения это поможет Вам вспомнить, что Вы выяснили.
Баллы | Замечания | ||
1. Расположение: легко найти, легко добраться (наличие парковки, общественный транспорт) | |||
2. Помещение: достаточно просторное, удобное, теплое, чистое и т.д. | |||
3. Персонал: дружелюбный, вежливый, помогает покупателям | |||
4. Размещение товара на торговой площади: привлекательное, товары хорошо упакованы, снабжены этикетками (ценниками), хорошо заметны, их легко достать | |||
5. Ассортимент товаров: достаточен для этого круга покупателей | |||
6. Качество товара: свежие (продукты), трудно/ легко судить о качестве | |||
7. Внутренняя организация: получение товара покупателем и порядок оплаты | |||
8. Организация работы по жалобам покупателей | |||
9. Получают ли покупатели достаточно высокое качество за свои деньги? | |||
10. Поставка товара: регулярная, хорошо организована | |||
11. Предсказуемо ли количество и качество поставляемого товара, от чего это зависит? | |||
12. Получают ли покупатели стимул вернуться и регулярно покупать товары в этом магазине? |
Ваши дополнительные замечания:
Пример сводной таблицы для анкеты супермаркет (универсам)
Вера | Петр | Иван | Ольга | Нина | Анна | Итого | % | |
1 Расположение | ||||||||
2. Помещение | ||||||||
3. Отношение персонала | ||||||||
4. Размещение товара | ||||||||
5. Ассортимент | ||||||||
6. Качество | ||||||||
7. Внутренняя организация | ||||||||
8. Работа по жалобам | ||||||||
9. Качество/деньги. | ||||||||
10. Снабжение | ||||||||
11. Зависимость | ||||||||
12. Впечатление от одного посещения |
Согласны ли Вы:
Пункты получившие "отлично"________________________
Положения, требующие немедленного внимания_________
Пример анкеты выездного занятия "Образ магазина"
Свои впечатления (ощущения) по заявленным позициям отметьте крестиком (точкой) в квадрате, соответствующем вашему ощущению.
+ | Очень... | Довольно... | Не могу сказать... | Довольно.. | Очень.. | _ |
...приятный интерьер | неприятный интерьер | |||||
...в магазине легко совершать покупки | ...в магазине трудно совершать покупки | |||||
.предлагается много услуг | I | предлага ется мало услуг | ||||
Товары высокого | качества | j | .. .товары низкого качества | ||||
...широкий выбор товаров | ...ограниче нный выбор товаров | |||||
...цены выше, чем в других магазинах | ...цены ниже, чем е других магазинах | |||||
...продавцы приветливы | ...продавцы неприветли вы. | |||||
...продавцы услужливы | ...продавцы не услужливы | |||||
...магазин расположен удобно по сравнению с другими | ...магазин расположен не удобно по сравнению с другими | |||||
...магазин расположен удобно по отношению к дому | ...магазин расположен не удобно по отношению к дому |
Выездное занятие можно организовать и микрогруппами.
Преподаватель готовит по посещаемому объекту несколько вариантов опросных листов. Например, посещаемый объект "Животноводческий комплекс" здесь микрогруппы могут рассматривать:
- кормление животных;
- содержание животных;
- условия работы животноводов;
- состояние здоровья животных и т.д.
Преподаватель по каждой, вышеназванной тематике, составляет; опросные листы. Группа разбивается на микрогруппы (по количеству тематик). Каждый слушатель получает опросный лист и микрогруппы работают на своих объектах.
Рассмотрено на заседании
предметной (цикловой) комиссии
Протокол № ___ от «___» __________ 20__ г.
_________________________________
Председатель комиссии
Технологическая карта учебного урока
Дисциплина | Основы менеджмента и маркетинга | |||||||
Группа | 27 | |||||||
Тема урока | Объекты маркетинга «Супермаркет(Универсам)» | |||||||
Вид и тип урока | Выездное занятие | |||||||
Цель урока |
уточнение и уяснение аспектов деятельности посещаемого объекта | |||||||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные | |||||
закрепить полученные знания по ранее изученным темам; | - развивать логическое мышление, речь, уметь использовать экономическую терминологию; - развивать быстроту реакции; - делать грамотные выводы. | научиться отстаивать свою точку зрения, в то же время признавать ошибки, развивать интерес к избранной профессии. | ||||||
Междисциплинарные связи: | ||||||||
Предмет | Темы | |||||||
Экономическая теория | Рынок. Спрос и предложение. Предприятие. | |||||||
Экономика предприятия | Производственные ресурсы. Трудовые ресурсы. Факторы производства. | |||||||
Менеджмент | Деловое общение. Информационные системы. | |||||||
Информационные технологии в профессиональной деятельности | Прикладное профессиональное обеспечение и информационные ресурсы в профессиональной деятельности | |||||||
Экология | Экологические факторы | |||||||
Внутридисциплинарные связи: | ||||||||
Темы: | Основные положения теории и практики маркетинга. | |||||||
Коммерческая сделка и предпринимательский риск. | ||||||||
Рынок. Объекты маркетинга | ||||||||
Коммуникация. Деловое общение | ||||||||
Информационные технологии в маркетинге. | ||||||||
Квалификационные требования к знаниям и умениям | ||||||||
Должен знать | Основные понятия маркетинга. | |||||||
Должен уметь | Применять на практике полученные знания. | |||||||
Ход урока | ||||||||
Этапы | Шаги | Деятель-ность преподавателя | Деятельность студента | Время | ||||
1. Организационный | Приветствие, проверка посещаемости запись даты | Организует перекличку | Подтверждают присутствие | 3 минуты | ||||
2. Подготовка к восприятию нового материала | сообщение целей и задач занятия | Сообщает цели и задачи занятия | Готовятся к занятию. | 2-минуты | ||||
3. Инструктаж | Проведение инструктажа | Пробуждает интерес к занятию, формули-рует задачу и пункты анализа, раздает опросные листы, дает установку на самостояте-льную работу | Слушают, задают вопросы | 10минуты | ||||
4. Выездное занятие | наблюдение | Сопровождает, отвечает на вопросы, помогает | Концентри-руют внимание на объекте, размышляют, рассуждают, оценивают. | 45 минут | ||||
5.Обратная связь. | Подведение итогов | Заносит результаты в сводную таблицу, ведет обсуждение. | комментируют рассуждаю, подводят итоги обобщают результаты. | 25минут | ||||
7.Заключительный этап. | Подводят итоги занятия (обсуждение работы каждого студента, выставление оценок) выдача домашнего задания. | 5 минут |
Преподаватель: Голубева В.В. _______________
« 29 »ноября 2014 г.
3.Результаты апробации проведения выездного занятия.
Методика проведения выездного занятия на производстве была апробирована на студентах вторых курсов отделения «Менеджмент» и Земельно-имущественные отношения».
Результаты успеваемости улучшились, вследствие применения данной методики
Анализ работы по выездному занятию «Супермаркет (универсам)»
26 и 27 группы отделения «Менеджмент» и Земельно-имущественные отношения» за три года.
Успеваемость по зачетному и выездному занятиям | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | |||
| итог | выездное занятие | итог | выездное занятие | итог | выездное занятие |
5 | 11 | 19 | 7 | 12 | 3 | 16 |
4 | 7 | 8 | 12 | 9 | 10 | 2 |
3 | 11 | 2 | 5 | 3 | 9 | 4 |
Сравнивая оценки за зачетное и выездное занятие можно сделать вывод ,что количество пятерок за выездное занятие намного выше .чем за зачетное что подтверждает русскую пословицу «лучше один раз увидеть .чем сто раз услышать».
Качественная успеваемость по зачетному и выездному занятиям
| 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 |
итог | 62,07 | 79,2 | 59 |
выездное занятие | 93,1 | 87,5 | 81,8 |
Анализируя диаграммы видно, что качественная успеваемость выездного занятия выше, чем зачетного.
Выездные занятия проходили в форме открытых уроков, на которые были приглашены все желающие преподаватели техникума.
Отзывы преподавателей, присутствующих на открытых уроках по дисциплине « Основы менеджмента и маркетинг».
Преподаватель: Голубева В. В.
Группа: 27.
Цель: сбор и обработка полученной информации; расширение понятийного аппарата;
уточнение и уяснение аспектов деятельности посещаемого объекта.
Методические задачи: показать вариант методики проведения нетрадиционной формы проведения занятий.
Присутствовали: Казарина Н.И. ,Горелик С.В.. Шильникова Е.Л.. Кучина М.П. Бушманова Г.А.
Отзывы
об открытом уроке Голубевой Валентины Васильевны
Урок проведён в интересной, не традиционной форме, хоть элементы комбинированного урока прослеживаются. Положительными моментами можно считать: интересную подачу материала, рассказ представителя магазина, рекламу товара. Как закрепление материала можно считать творческий подход к выполнению задания. Итоги занятия подведены после посещения магазина. В целом урок понравился, поставленные задачи выполнены, цель достигнута.
Спасибо, Валентина Васильевна, за творческое отношение к своей профессиональной деятельности!
Казарина Н.И.
Урок прошёл интересно, познавательно. Материал изложен понятно. Для мотивации использован показ практической работы работников магазина , желаю Валентине Васильевне продолжать совершенствовать методику проведения данного типа урока.
Горелик С.В.
Для наглядности и закрепления материала по предыдущей лекции показана работа магазина , для анализа выдаются опросные листы , по которым в конце занятия составляется сводная ведомость и обобщается собранный материал. Урок прошел очень интересно. Студенты работали активно. Преподаватель доброжелателен, корректен, справедлив в оценке знаний.
Предложения и замечания:
Продолжать совершенствовать методику проведения данного типа урока. Кучина М.П.
Урок очень интересный, познавательный. Поддерживаю то положительное, что отмечено до меня.
Но особо хочу подчеркнуть гуманность занятия, на котором осуществлялся кроме контроля совместный поиск истины; проявились важнейшие человеческие отношения: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопонимание, сопереживание, сотворчество и это здорово! Это большие плюсы Валентины Васильевны.
Предложения и замечания:
Продолжать совершенствовать методику действенного обучения
Спасибо, Валентина Васильевна! Успехов Вам!
Бушманова Г.А.
Занятие оставило о себе благоприятное впечатление, это действительно новая и необычная форма проведения. В начале выездного занятия студентам был дан подробный инструктаж, т.е. каждый понял, что от него требуется. Деловой настрой на работу создает спокойный и доброжелательный тон преподавателя. Хорошее впечатление оставили о себе и ответы студентов в конце занятия: уверенные и полные. Я сделала вывод, что отвечающие ориентируются в предмете, знания у них есть. Опыт проведения таких занятий, как у Голубевой В.В. обязательно рекомендую использовать в практике. Спасибо, Валентина Васильевна! Успехов Вам!
Шильникова Е.Л.
.
Заключение
- В процессе обучения студентов Вы практически как минимум трижды обращаетесь к одному и тому же учебному материалу:
- При первичном изучении;
- При закреплении материала;
- При проверке знаний. Таким образом перед вами стоит проблема. какому средству обучения отдать предпочтение на каждом этапе изучения, а следовательно , и выбрать метод обучения. В качестве примера предлагаются возможные варианты выбора методов обучения на разных этапах занятия:
- 1.Для изложения нового учебного материала можно воспользоваться лекцией с показом видеофрагментов, для закрепления предложить слушателям практическое упражнение- работу со справочниками и нормативными документами, для проверки знаний- анализ производственных ситуаций .
- 2.Изложениенового учебного материала провести методом эвристической беседы с использованием кинофрагментов ,для закрепления- производственных ситуационных задач, для проверки знаний- громкое обсуждение результатов решения производственных задач.
- 3.Для выяснения имеющегося у слушателей жизненного опыта или знаний по исследуемой проблеме попросить выполнить упражнение методом « одно из двух» с последующей дискуссией, для закрепления знаний заняться проблемно- игровым поиском решения проблемы, на этапе закрепления знаний выполнить имитационное упражнение. Одну и туже тему можно изучать со студентами по трем предложенным вариантам и каждый из них будет правомочным. Вам предоставляется право выбора, именно в этом определяется творчество преподавателя. Разные стили работы могут давать одинаковые результаты . Если вы эмоциональны, то с успехом можете воспользоваться третьим вариантом. Если вы более академичны , то вам больше подойдет первый вариант, если же у вас сочетается академичность с эмоциональностью, то вполне справитесь со вторым вариантом. Запомните , что нет универсальных методов обучения, нет сверхэффективных приемов, которые могут решить все педагогические проблемы. Каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки. А значит нельзя отдавать предпочтение какому –то из них. Методы и приемы используйте в системе, во взаимосвязи, ориентируйтесь на конечный результат..
Основой целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений, успешно выполняющим функции менеджера.
- Изменяющаяся социально-экономическая ситуация в современной России обусловила необходимость модернизации образования, переосмысление теоретических подходов и накопившейся практики работы учебных заведений.
- Концепцией модернизации образования до 2010 г. и Программой среднего профессионального образования предусмотрены такие приоритеты образования, как доступность, качество, эффективность.
- Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью.
Список литература
- Атутов П. Р. Педагогика трудового становления учащихся: содержательно-процессуальные основы. Избранные труды в двух томах (под ред. Г.Н. Никольской – том 1 –М. издательская фирма «Кумир» 2001.-360-с
- Ахметова Д. 3. Инновационные технологии в работе, деятельности преподавателя вуза // Слагаемые профессиональной компетенции преподавателя вуза. Казань, 2001. - С. 56-75.
- Баранов И. И., Соколов Я. В. Пантнна И. В. Оценка знаний студентов по специальности «Бухгалтерский учет и аудит». М.:2008.- 20 с.
- Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. 2-е изд., перераб., доп. - М. : Большая Российская Энциклопедия; СПб. : Норинт, 2006. - 1456 с.
- Дудченко В. С. Понятие «инновация» «инновационное обучение» Режим доступа к ресурсу .http://www.piter.com/contests
- Кругликов П. И. методика преподавания технологии с практикумом: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия» 2002 -480 -с
- Карпунина Т. Н. Инновационные подходы в обучении образовательной области «Технология /режим доступа к ресурсу: http://festival.1september.ru
- Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта). Рига, НПЦ «Эксперимент», 1998. - 180 с.
- Михелькевич В. Н. Полушкина Л. И. Мегедь В. М. справочник по педагогическим инновациям .- Самара. Самарский государственный технический университет 1998г.-172с.
- Пигров К. С. Диалектика инноваций и образования / Инновации в образовании : сборник материалов конференции. Серия "Symposium". -Вып. 29. - СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С. 11-15.
- Педагогика : теории, системы, технологии : учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С. А. Смирнова. 8-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 512 с.
- Сумнителъный К. Инновации в образовании: мифы и реальность // Народное образование. 2007. - № 4. - С. 89-99.
- Фурсенко А. О молодежной политике и об инновациях в образовании // Вестник образования. ноябрь 2005. - № 21.
- Яковец Ю. В. Эпохальные инновации 21 века. М. : Экономика., 2004. - 444 с.
Электронные источники информации
- Абдулла Саейд Бакер. О содержании понятия «Е-Leaming -электронное обучение Электронный ресурс. // Электронный научно-педагогический журнал. ART 1178. 2007. - июнь. URL: http://l.emissia.peterhost.ru/offline/2007/1178.htm
- По материалам http://shkolazhizni.ru rel="nofollow">http://shkolazhizni.ru
- Википедия (свободная энциклопедия) Электронный ресурс. // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki.
- Гурьева E.YI. Моделирование в бухгалтерском учете Электронный ресурс. // ТОГУ, г. Хабаровск, 2009. URL: http://science-bsea.narod.ru/2009/ekonom2009/gurevamodel.htm
- Рудычева Н., Королева Е. Затянувшийся старт e-learning в России Электронный ресурс. // Cnews. URL: http://rnd.cnews.ru/reviews/free/national2006/articles/e-learn/index.shtml.
РЕЦЕНЗИЯ
АВТОР РАБОТЫ Голубева Валентина Васильевна
Тема работы: методическое пособие по применению инновационных методов обучения « Выездное занятие на производстве».
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Методическое пособие по проведению такого типа занятий актуальна, так как в ней описана методика нестандартной формы проведения занятия. Тема раскрыта доступно. Язык и стиль изложения понятен. Даны подробные рекомендации по проведению и подготовке, практически алгоритм работы преподавателя. В данной работе рассмотрены вопросы поведения выездного занятия и его влияние на качество обучения студентов. Выездное занятие –инновационный метод действенного обучения. Данный вид занятия позволяет показать будущую специальность на практике. Студенты не только знакомятся с предприятием , но и дают свою оценку по предложенному преподавателем опросному листу. По предложенным оценкам студентов можно определить насколько хорошо они разбираются в данном вопросе.
Готовый оценочный лист, который можно взять за основу мотивации оценки.
Данная методическая работа многофункциональна и может применяться по любой специальной дисциплине, где предусмотрены практические занятия на производстве.
Председатель цикловой комиссии специальных дисциплин Горелик С.В.
Шарьинский аграрный техникум.
2014год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение инновационных методов обучения при преподавании Истории Дагестана
В данной статье автор рассматривает проблемы преподавания предмета История Дагестана, анализирует имеющуюся методическую базу, предлагает современные методы обучения на уроках. Статья может быть интер...
Применение активных методов обучения на занятиях
Применение активных методов обучения на занятиях по МДК.01.01 «Организация службы и подготовки в подразделениях пожарной охраны»При проведении практического занятия используется метод формирования лич...
Применение практических методов обучения на занятиях учебной практики
Методические рекомендации предназначены для проведения занятий учебной практики (на примере занятий в слесарных мастерских). Рекомендуется для мастеров производственного обучения в качестве передачи о...
Применение инновационных методов обучения при изучении
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12268328","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12268332","...
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
В выступлении рассказывается о применении активных методов обучения на занятиях учебной практики по профессии "Повар, кондитер"....
Применение интерактиных методов обучения на занятиях
Применение интерактиных методов обучения на занятиях по инженерной графике...
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Применение инновационных методов обучения в системе среднего профессионального образования позволяет повысить качество образования и подготовить будущих специалистов к современным требованиям рын...