«И вижу я себя ребенком…». Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». (Урок-путешествие)
план-конспект урока
Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» и анализ 7 главы «Опять зима» из романа нашего земляка С.К. Тока «Слово арата».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekrasov_krest_deti.doc | 60 КБ |
7 ГЛАВА "Слово арата" | 17.68 КБ |
приложение | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«И вижу я себя ребенком…». Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». (Урок-путешествие)
Цели:
- проанализировать произведение, раскрыть отношение поэта к крестьянским детям, выявить особенности построения произведения;
- развивать связную речь учащихся, навыки выразительного чтения, творческие способности;
- воспитывать доброту, чуткость, сострадание, милосердие, повышать интерес к творчеству Некрасова.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
Н.А. Некрасов
Оборудование: карта путешествия, картина Перова «Тройка», кораблики, карточки с понятиями, диск с песней А.Пугачевой «Куда уходит детство», сигнальные флажки.
- Орг.момент.
- Определение объекта исследования.
- Посмотрите на доску (слайд 2). Портрет какого поэта вы видите перед собой? С каким произведением Некрасова мы знакомились на прошлом уроке? (1 мин). Из этого стихотворения я взяла строки в качестве эпиграфа.
- Определение темы исследования и урока (3 мин)
Работа с эпиграфом к уроку.
- Прочитайте слова на доске, их сказал Некрасов (слайд 3)
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
- К кому обращается Николай Алексеевич? Что же будет объектом исследования? (заполним наши листочки)
- Что Николай Алексеевич пишет нам во второй сроке? Какое слово будет ключевым на сегодняшнем уроке?
- Какую тему мы будем рассматривать на уроке? (фронт. опрос) “Тема детства в стихотворении Н.А. Некрасова “Крестьянские дети” (слайд 4)
- Правильно ребята. Запишите в тетради сегодняшнее число и тему урока .
- Пожалуй ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихотворений, посвященных детям, сколько у Н.А. Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимают “Крестьянские дети”. Дело в том, что в этом произведении заключена замечательная тайна, разгадка которой произойдет только при условии очень внимательного чтения и анализа стихотворения.
- Индукция. Песня «Куда уходит детство».
Слово учителя:
- Да, удивительная эта пора – детство. Наверное, каждый взрослый мечтает хоть на одну минутку вернуться в то чудесное и беззаботное время. В детстве мы верим в романтическую мечту, мечтаем о приключениях, удивительных странах и материках, таинственных островах, еще не найденных сокровищах. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто хотел бы побывать на островах, проплыть по великой русской реке Волге и по реке Мерген, насладиться живописной красотой русской и тувинской природы.
Итак, представьте, что вы – отдельные команды, выберите себе капитанов, а я, с вашего разрешения, буду штурманом, человеком, который управляет судном.
- Рефлексия.
Капитаны! К каким островам причалили ваши кораблики? Прикрепите их на доску у выбранного вами острова.
- Определение темы и целей урока.
-Ребята, почему мы отправились в путешествие по Волге? Какое отношение это имеет к теме нашего урока?
- Анализ произведения.
Пристань село Грешнево Ярославской губернии
Итак, мы находимся в родовом имении Некрасовых, в селе Грешнево, в 20 км от Ярославля. Сейчас здесь располагается дом-музей поэта, где сохранились личные вещи Николая Алексеевича и его родителей. Все так же, как было в начале 19 века.
Ролевая игра.
Представьте, что вы выступаете в роли экскурсоводов. Расскажите, что вам известно о детстве поэта, о его матери, об отношении мальчика с крестьянскими ребятишками, о его любимых занятиях и увлечениях.
Выступления учащихся.
Учащийся 1. Детство Некрасова прошло в имении отца Грешнево, недалеко от Ярославля. Отец был очень крутого нрава. Он не щадил ни мать, ни сына. Но больше всего доставалось мужикам и матери поэта. Она была женщиной доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Она не раз защищала сына и простых людей. Всё это очень сильно волновало будущего поэта.
Учащийся 2. В детстве Некрасов всё свободное время проводил среди крестьянских ребятишек. Он общался с ними как с равными. Он вместе с ребятами ходил в лес, на речку. Поэтому уже с ранних лет Некрасову хорошо была знакома жизнь деревенских ребят.
Учащийся 3. Самым сильным увлечением была охота. Однажды за день он 18 раз упал с лошади, зато больше никогда не боялся лошадей. Охота была для него не только забавой, но и способом знакомиться с народом. После одного из таких путешествий появилось стихотворение «Крестьянские дети».
Некрасов во многих своих произведениях затрагивает тему детства, с одним из которых мы познакомились на прошлом уроке – это стихотворение
« Крестьянские дети».
Пристань Рассуждений
Какой сценой начинается стихотворение? (выразительное чтение). Как определить, что автор доволен ночлегом?
С каким чувством автор описывает детей? Какие слова использует для их описания?
Как вы понимаете выражение «коснулось души умиленье»?
Чтение диалога детей по ролям.
Какую оценку дали крестьянские детишки охотнику? Каким он им показался?
Поэт слышит их разговор, но не обижается. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к следующей части.
Выразительное чтение.
Словарная работа.
Дежурный по словарю зачитывает понятия.
Вирши – стихотворения.
Вереница – ряд одинаковых предметов, расположенных один за другим.
Почему рассказ о встрече с ребятами поэт прерывает своими воспоминаниями?
Перечитайте, как Ванюша радуется труду. Как вы понимаете выражение «Обернуть мы обязаны кстати другою стороною медаль»?
Пристань Здоровья.
Физкультминутка. Звучит музыка.
Волны плещут в океане. (дети машут руками, изображая волны).
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперед).
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх).
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками).
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем. (Ходьба на месте).
Ищем ракушки в песке. (Наклоны).
И сжимаем в кулачке. (Дети сжимают кулачки).
Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать. (Приседания).
Сядем дружно на песок.
Снова начался урок. (Дети садятся за парты).
Пристань юных театралов
Какой сценой заканчиваются воспоминания героя?
Инсценировка отрывка.
Словарная работа.
Чинный – важный.
С ноготок – очень маленький.
О чем говорит описание его внешнего вида? ( Вид у него грозный, он не идет, а «шествует важно», чрезмерно серьезен. Одежда ему велика, видно, отцовская. Он очень много работает. Честь и хвала ему за это! Автор рассказывает о Власе с восхищением и любовью, называет его «парнище», «мужичок», «малюточка».
- Мы на внеклассном чтении прочитали 7 главу «Опять зима» из романа нашего земляка С.К. Тока «Слово арата».
1.Показать портрет писателя и задать детям вопрос.
- Кого вы видите на экране, что вы знаете о нем?
- Писатель С. К. Тока.
-Он родился в Каа-Хеме на берегу реки Мерген.
А теперь мы поработаем в группах. Задание перед вами на партах. (3 мин на подготовку)
1-я группа. Задание. Рассмотрите картины А.Г.Венецианова “Крестьянские дети в поле”, “Жатва”, картины В. Перова “Тройка” и В.Е.Маковского “Игра в бабки” и ответьте на вопросы:
1. Что объединяет произведение Некрасова “Крестьянские дети” и картины русских художников?
2. Что вы можете сказать по картинам о жизни, быте крестьянских детей?
3. Какие из данных картин вы можете выбрать в качестве иллюстраций к стихотворению?
(слайды 5-10)
2-я группа. Задание. Мы на внеклассном чтении прочитали 7 главу «Опять зима» из романа нашего земляка С.К. Тока «Слово арата».
1.Найдите в тексте эпизод, где дети помогают матери. Найдите их в тексте и выделите.
2. Сравните детство крестьянских детей с детством тувинских аратов.
3-я группа. Задание. На примерах одного из героев стихотворения, выполните задание и ответьте на вопросы:
1. Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о труде крестьянских детей и об их отношении к труду. Какие черты крестьянских ребятишек подчеркивает автор?
2.Кто является примером для крестьянских детей?
Действительно, стихотворение «Крестьянские дети» и роман «Слово арата» - это произведения о тяжелом детстве крестьянских и аратских ребятишек, об их тяжелой жизни, труде.
Конкурс капитанов - викторина
Пристань Живописи
Рассмотрите картину Перова «Тройка». Какое впечатление она производит? Какой цветовой фон – светлый, радостный или темный, мрачный? Каково выражение лица главного героя? Как выглядят остальные дети? В чем схожесть со стихотворением «Крестьянские дети»?
Наше путешествие медленно приближается к своему завершению. Последняя наша остановка
Пристань Творчества Итог урока.
- Итак, давайте подведем итог. Вернемся к началу урока к нашему эпиграфу.
- Обратите внимание на выражение “красное детство”
(На Руси под словом “красное” понималось как красивое, прекрасное, счастливое, поэтому “красное детство” понимается как прекрасное, счастливое детство).
Вот таким вы изобразили детство в начале урока (1 мин)
- Изменились ли ваши впечатления о детстве? Каким же представлен мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова? Посмотрим. Сравним наши представления и представления Н.А.Некрасова и С.К.Тока о мире детства. Поработайте в группе, на лучах солнца напишите о детстве крестьян, прикрепите их к доске. Составим кластер “Детство глазами Некрасова и Тока” (2 мин)
- Вы видите различия? Все ли совпадает?
-Своеобразным «трапом» для перехода из 19 в 21 век, я думаю, станет для вас стихотворения.
Чтение наизусть.
Мир, в котором я живу.
Полон красок и цветов,
Песен птиц и ручейков.
А еще вместились в нем
Мама, папа и сестричка,
Мой родной любимый дом,
Где живем мы вчетвером.
Чтобы мир мой сохранить,
Нужно дружно-дружно жить.
Я хочу достать звезду,
Яркую такую,
Чтобы жизнь она мою
Сделала счастливой.
Я хочу дарить добро,
Светлое такое.
Чтобы было на Земле
Счастье неземное.
Я хочу найти любовь,
Крепкую такую,
Чтобы жизнь моя была,
Как весна, красивой.
- Обобщение.
Я думаю, что вы из сегодняшнего нашего путешествия поняли главное, что надо в любом возрасте оставаться человеком, быть добрым, чутким, уважительным, много работать над собой, всегда достигать своей цели и жить по совести.
Подведение итогов. Рефлексия «Острова».
Благодарю вас, ребята, за активное участие на уроке. Вы порадовали меня своими ответами и добросовестно подготовили свои индивидуальные домашние задания. Взгляните на карту. Капитаны, к каким островам вы причалите свои корабли?
У каждого учащегося на парте карта настроения. Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.
Домашнее задание. Выбери себе задание 1.Выучить наизусть отрывок «Однажды в студеную зимнюю пору» 2.Выучить наизусть отрывок «Играйте же дети» 3..Доработать и оформить исследовательскую работу «Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети и картина В.И.Перова «Тройка».
Не смешная, а реальная картина жизни крестьянских детей, где есть место не только радости, но и грусти Увидеть какой? мир Услышать кого? в мире Исследовать как? с помощью чего? создан мир трогательный, веселый, радостный. разнообразный светлый, яркий, солнечный, сказочный -рассказчик любит детей, завидует им -дети сообразительные, любопытные, непоседливые, боязливые, наблюдательные сравнения: как в поле цветы, как солнце горит, стаей с мякины эпитеты: святая доброта цветовые определения: серые, синие, карие уменьшительно-ласкательные суффиксы: глазенки, Савося, Ванюша, чертенята, сестренка восклицательные предложения Вижу дитя на руках у родимой Сердце волнуется думой любимой Н.А.Некрасов сочувствует детям пенье, ауканье, смех, игра, пляски, ранний труд славный венок, милые плуты, счастливый народ, чудные звери; синеющий, русые, беленький, бледнолиловый, красный
14 Анализ второй части К кому обращается рассказчик, кто слушатели? Выделим микротемы (воспоминание о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей, рассказ о встрече с Власом) Меняется ли настроение героя, отношение к детям? В чем рассказчик видит обаяние крестьянского детства? Какие стороны жизни крестьянских детей его удручают? Какие средства языка помогают передать чувства рассказчика, поэта? Сделаем вывод, зафиксируем «на картине»
15 Работа с репродукциями картин В. Е. Маковский «Крестьянские дети» А.Г. Венецианов «Крестьянские дети в поле» А.И. Корзухин «Крестьянские дети в лесу» В. Е. Маковский «Игра в бабки», «Крестьянские мальчики», И.И.Соколов. «Попались», В.И. Перов «Тройка» Определите, могут ли представленные картины быть иллюстрациями к стихотворению? Подберите подходящие эпизоды
Предварительный просмотр:
Глава 7 «Опять зима»
Вспоминаю одну осень. Едва ли когда было еще такое лютое время в наших краях. На кочевья вдоль Каа-Хема и его притоков налетела рябая оспа. Как звонкая коса рядами укладывает стебли травы, так она выкашивала детей и взрослых. Беднота вымирала целыми арбанами и сумонами [12].
Самый страшный мор напал на тоджинских оленеводов, что жили, как и мы, в берестяных и лиственничных чумах. Теперь от чумов остались только полусгнившие колья, все оленеводы вымерли. Олени их одичали и ушли в тайгу. Мор прошел с косой и по долине Мерген. Баи оставляли умирать заболевших работников и вместе со здоровыми откочевывали в другие места. Стойбища на Мерген опустели. Только наш рваный чум остался стоять у воды. Рядом паслись три козы.
Эхо далеко перекатывалось по хребтам и горным рощам, когда лаял Черликпен. Мать ходила в раздумье. Потом она собрала нас и, обращаясь ко мне, сказала:
— Возьми этот мешок из-под саранки [13], а вы двое понесете берестяное корыто.
Эти слова мать произнесла очень строго, почти с укором, и сразу вышла. Но мы ведь знали, что она нас очень любит. Не зная, куда и зачем, мы семенили вслед за матерью. Она все ускоряла шаг и, оглядываясь, ворчала:
— Опять отстали! Бегите живей.
Мы так отощали и отвыкли ходить, сидя целыми днями у входа в чум, пока мать, странствовала, что спотыкались и отставали от матери, хотя мешок и корыто были пустыми. А ей что! Она исходила столько земли! Никто, пожалуй, не шагал быстрее, чем она.
Мы пришли на жнивье. Снопы с него, видимо, увезены были недавно. Мать обернулась к нам:
— Видите на земле колосья? Собирайте, как я.
С этими словами она склонилась над сжатой полосой. Ее руки проворно опускались к земле и подымались. Звук, который издавали тяжелые зерна, стуча по дну берестяного корыта, напоминали мне шум града во время грозы, когда сидишь в чуме. Мы тоже потянулись к колосьям, собирали их в подолы и ссыпали в мешок и корыто. Немало колосьев растерли мы на ладонях и тут же полакомились зерном. По жнивью прохаживались дрофы, налетевшие с предгорья. Они видели, что в руках у нас нет ничего опасного, и спокойно подчищали на стерне колоски. Солнце зашло, и дрофы улетели, а мы все еще ходили по полю.
Когда дома мы колосья обмолотили и зерно провеяли, его оказалось не так много. Пока мать веяла, мы набрали хворосту и поставили на огонь чугунную чашу. Сестра Албании насыпала зерно в чашу и сказала Кангый:
— Поджарь, только, смотри, не пережги.
Через минуту Кангый сняла с очага чашу ухватом и высыпала зерна в берестяное корытце. Из него густо шел пар, а мы уже загребали руками румяные зерна и, перекидывая с ладони на ладонь, дули на них и насыпали в рот. Мать задумалась. Грустно, грустно посмотрела она на меня.
— Подойди, сын.
Она обхватила мою голову, прижала к груди, гладила, целовала. Потом она опять задумалась и посмотрела на дырявые стены чума.
— Холодно в тайге, и глаза у богатых людей холодные. Опять пойду к ним пасти скот и мять кожи. Сама прокормлюсь, а что будет с вами? Смогу ли я в эту зиму спасти вас?
Мать вся затряслась. Глядя на нее, мы захлебнулись в плаче.
Проезжающие тужуметы [14], наверное, шутили: «С голодухи завыли на реке волчата вместе с волчицей».
Было уже совсем темно, когда мы, свернувшись в комочки, натянули на себя все, что могло согреть нас, и сразу заснули.
Но скоро я проснулся. Снег набился в чум через щели и дымовое отверстие. Вьюга так трепала бересту, что настил еле держался. Много кусков бересты уже унесла и далеко разбросала метель. Несколько жердей вырвало и свалило набок. Мороз стал злее. Я еще больше сжался в постели.
Я видел во сне много лакомых кушаний: мясо, сыр, просо. Чего я только не ел в ту ночь! Когда проснулся, уже светила заря. Вскочил, рассказываю сон. Пежендей поднял на меня большие глаза.
— Эх, было бы здорово, если бы твой сон разделить на всех, мой младший брат!
Я огляделся: худа девались мать и сестра Албанчи? Выбежал из чума — на берегу Мерген их тоже нет. Не знаю, сколько раз за это время можно было вскипятить и напиться горячей воды, но оно казалось длиннее всей жизни: так долго не было матери.
Вернувшись, мать сказала:
— Мы с Албанчи обошли все юрты в долине Мерген, где, думали, можно что-нибудь заработать. Никто не пустил к себе — прогоняют, как только приподнимем полог у входа в юрту и поздороваемся.
В конце дня мать позвала из чума Албанчи:
— Надо идти к Сарыг-Сепу.
Я выпрыгнул за ними, ухватился за подол матери.
— Куда опять? Мы тебя не пустим.
Мать приподняла меня и поцеловала в голову:
— Пусти, сын! Мы спустимся к Сарыг-Сепу — там живут русские, попилим дров, почистим дворы, а то и так попросим, принесем много-много еды.
Солнце уже закатывалось. Раньше мать никогда так поздно не ходила. В ту ночь долго горел наш костер.
Утром выпал глубокий снег. Солнце только что вышло из-за тайги, разбросало по свежему снегу веселые блестки. Оттого, что не было ветра и вся земля светилась, сразу сделалось тепло. Я выбежал на дорогу, по которой ушла мать. Скоро я убедился, что ошибся, — совсем не тепло, ноги мерзли, как в сильный мороз.
В наследство от старших братьев и сестер ко мне перешли дырявые башмаки со сбитыми задниками. Когда приходилось идти в степь или тайгу, я подвязывал к подметкам плоские деревяшки так, чтобы закрыть дыры. Деревяшки с загнутыми концами — это были мои коньки. Может ли дать тепло дерево? Ногу сразу прихватывал мороз. Каждую зиму я ходил с обмороженными пятками, два-три раза сменялась кожа на них.
Я вернулся в чум, стал греть ноги и тут услышал лай Черликпена. Он рявкал в отдалении, не то приветливо, не то с опаской.
Пежендей и Кангый просунули головы в чум и закричали мне:
— Мать пришла! Живо, Тока!
Я быстро вскочил в свои маймаки [15]. Ведь Пежендей и Кангый могли раньше добежать до матери и раньше меня увидеть, что она принесла. Но маймаки с деревяшками были мне велики. Когда я побежал, они захлопали, как кожаные крылья у седла.
Я взобрался на холм. По тропинке у рощи бежал Черликпен. Из-за деревьев, опушенных снегом, вышли мать с сестрой Албанчи. Они что-то несли. Рядом с ними вертелись Пежендей и Кангый. Я закричал:
— Что несешь? Где достала?
Мать махнула рукой:
— Не ори! Несу хлеб. Будешь есть.
Пежендей, спотыкаясь и падая от восторга, кружился перед матерью и кричал еще громче:
— Где взяла так много?
— Не все ли тебе равно? Поджарю — будете есть.
Мать направилась к чуму. Мы шагали за нею. Немного не дойдя, она остановилась и села спиной к чуму. Она вытянула из-за голенища маймака длинную самодельную трубку и, наполнив ее смесью табачного нагара с наскобленной древесиной горного карагача, стала жадно сосать, выдыхая большие клубы дыма.
Албанчи принесла из чума корыто и, развязав мешок, отсыпала в него блестевшую красным загаром пшеницу.
Легко было в тот день. Весело было. В чаше шипело. У всех на зубах хрустела жареная пшеница.
Предварительный просмотр:
Дневник исследователя
- Объект исследования____________
- Тема исследования________________
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
Н. А. Некрасов
- Проблема исследования_________________
- Цель исследования_______________________
- Гипотеза_________________________________
Кластер
«Детство-это…»
1-я группа. Задание. Рассмотрите картины В. Перова “Тройка” и В.Е.Маковского “Игра в бабки” и ответьте на вопросы:
1. Что объединяет произведение Некрасова “Крестьянские дети” и картины русских художников?
2. Что вы можете сказать по картинам о жизни, быте крестьянских детей?
3. Какие из данных картин вы можете выбрать в качестве иллюстраций к стихотворению?
Дневник исследователя
- Объект исследования____________
- Тема исследования________________
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
Н. А. Некрасов
- Проблема исследования_________________
- Цель исследования_______________________
- Гипотеза_________________________________
Кластер
«Детство-это…»
2-я группа. Задание. Мы на внеклассном чтении прочитали 7 главу «Опять зима» из романа нашего земляка С.К. Тока «Слово арата».
1.Найдите в тексте эпизод, где дети помогают матери. Найдите их в тексте и выделите.
2. Сравните детство крестьянских детей с детством туинских аратов.
Дневник исследователя
- Объект исследования____________
- Тема исследования________________
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
Н. А. Некрасов
- Проблема исследования_________________
- Цель исследования_______________________
- Гипотеза_________________________________
Кластер
«Детство-это…»
3-я группа. Задание. На примерах одного из героев стихотворения, выполните задание и ответьте на вопросы:
1. Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о труде крестьянских детей и об их отношении к труду. Какие черты крестьянских ребятишек подчеркивает автор?
2.Кто является примером для крестьянских детей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 11 классе Тема урока: «Путешествие по странам Зарубежной Европы»
ЦЕЛЬ УРОКА: ИЗУЧИТЬ И РАССМОТРЕТЬ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА В ИСТОРИКО - ГЕОГРАФИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ. уЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ПОДОБРАН С ОБШИРНЫМИ МЕЖПРЕДМЕТНЫМИ СВЯЗЯМИ, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ОБЗОРНО РА...
Активные методы обучения на уроках музыки.Разработка урока "Путешествие в древнюю Русь. Русская народная песня"
Урок с использованием активных методов обучения...
Конспект урока литературы "Мир детства в стихотворении Н.Некрасова "Крестьянские дети"
Урок предназначен для обучающихся 5 класса...
Тема: «КВН по творчеству Н.А. Некрасова (200 лет со дня рождения русского поэта)"
Данное мероприятие прошло с большим интересом для ребят и чувством удовлетворения от проделанной работы у меня. Ребята поделились на две команды, придумали назваия, работали дружно, слажено, с азартом...
Урок-путешествие по теме: "Неметаллы" (для классов химико-биологического профиля)
Урок раскрывает межпредметные связи химия-биология-медицина, усиливает эмоциональное воздействие при изучении химии как предмета, показывает практическую направленность в жизни....
Курс "Здоровый человек и его окружение. Здоровый ребенок." Тема занятия: "Вскармливание детей первого года жизни. Естественное вскармливание"
В предоставленной презентации рассматриваются особенности пищеварения детей грудного возраста, значение грудного вскармливания для ребенка, выгода и удобства для семьи, изменения женского молока в про...
Курс "Здоровый человек и его окружение. Здоровый ребенок." Тема занятия: "Вскармливание детей первого года жизни. Искусственное и смешанное вскармливание"
Рассматриваются вопросы исусственного и смешанного вскармливания: определение, причины перевода, показания и правила кормления, отличие грудного молока от смеси, виды смесей....