Конспект урока литературы "Мир детства в стихотворении Н.Некрасова "Крестьянские дети"
план-конспект урока

Лагутина Марина Владимировна

Урок предназначен для обучающихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx35.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 урока литературы

 в 5 б классе

Тема урока:   Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»

Цели урока:

  • познакомить обучающихся со стихами Н.А.Некрасова,  раскрывающими тему детства, а также с репродукциями картин русских художников XIX века, созвучных  теме;
  • формировать представление об историческом прошлом России;  
  • показать  особенности композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» и её роли в реализации художественной идеи произведения;
  • выявить активную гражданскую позицию автора в стихотворении;
  • формировать   навыки выразительного чтения и чтения по ролям,  работы с иллюстрациями, лексической работы;
  • воспитывать интерес к жизни и творчеству Н.А.Некрасова, формировать  гуманистическое мировоззрение.
  • формировать у детей навык самоконтроля (оценить работу на уроке);
  • воспитывать эстетические чувства.
  • Цель работы:  рассмотрение мира детства в стихотворениях поэта Н.А. Некрасова «Крестьянские дети», «Школьник» и в картинах художника В. Перова «Тройка», В.Маковского «Игра в бабки», Н.Богданова-Бельского «У дверей школы».
  • Задачи:
  • сопоставить средства и приемы раскрытия мира детства в поэзии и живописи (цветовые эпитеты, описание внешнего облика ребенка);
  • сопоставить строки стихотворения и фрагменты картин;
  • сопоставить отношение художников и поэта к героям произведений;
  • сделать выводы.

Планируемые результаты:

  • познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
  • личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
  • регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению, репродукции картин В.Маковского «Игра в бабки», В.Перова «Тройка», Н.Богданова-Бельского «У дверей школы».

Учебник: Коровина В.Я. Литература. 5 класс: учебник в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2014.

Эпиграф (на доске): Играйте же, дети! Растите на воле!

                                     На то вам и красное детство дано…

                                                                         Н.А.Некрасов.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Добрый день, ребята! Посмотрим друг на друга, улыбнемся и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!». Подарите тем, кто вас окружает, частичку хорошего настроения.  Удивительна пора детства. Это мир волшебный. Я уверена, что каждый взрослый мечтает хоть на одну минуту вернуться в  чудесное и беззаботное время своего детства. (Слайд 1)

    Не таким чудесным, веселым и беззаботным, как у вас, детство было у поэта Н.А.Некрасова и у   крестьянских ребятишек, героев его лирических стихотворений. Но вновь и вновь поэт возвращается в своих произведениях  в страну  детства.

      Н.А.Некрасов с большой любовью относился к детям. Писал много и для детей, и о детях. Ни один поэт XIX века не написал столько стихотворений о детях, как Н.А.Некрасов.

Демонстрируют свое настроение. Делятся на группы.

Звучит песня «Куда уходит детство»

Внимание, уважение к сверстникам (Л); планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К); мобилизация сил и энергии (Р).

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихов, посвященных детям, сколько у Некрасова. В их числе особое место занимают «Крестьянские дети». В начальной школе вы познакомились только с отрывком из этого стихотворения. Сегодня мы поговорим подробно о нем. Я предлагаю вам попробовать себя в роли исследователя. Замечательная тайна заключена в этом стихотворении, разгадка которой возможна только при условии внимательного и комментированного чтения.

(Слайд 2)

- Прочитайте слова на доске, их сказал Некрасов. Как вы их понимаете? В конце урока мы вернемся к ним.

- Что помогает читателю лучше представить то, о чем пишет писатель?

- Конечно, к любому известному произведению художники делают много иллюстраций. Но часто случается так, что иллюстрацией может служить картина, которая не была написана специально для произведения. Просто у писателя и художника удивительным образом совпали мысли и взгляды на ту или иную проблему.

 

-  Можете ли вы теперь определить тему нашего урока. Какие цели поставим? (Слайд 3)

Формулировка проблемного вопроса:

- Что объединяет произведение Некрасова «Крестьянские дети» и картины русских художников? Могут ли быть картины художников иллюстрациями к стихотворениям Н.А.Некрасова?

Слушают.

Читают эпиграф.

Иллюстрации.

- И писатель, и художники хорошо знают жизнь крестьян и относятся к ним с любовью и уважением. Объединяет то, что изображают непосредственно крестьянских детей, мир их интересов.

Формулируют тему и цели урока.

- Показать особенности композиции стихотворения Некрасова «Крестьянские дети»; анализировать содержание стихотворения; ответить на проблемный вопрос; показать связь литературы и живописи.

Поиск и выделение  необходимой информации (П).

Побуждение к деятельности (Л). Анализ объектов с целью выделения признаков (П), изложение и аргументация мнения (К).

Извлечение информации из различных источников (К).активизация мышления при рассматривании картин (П).

Побуждение к деятельности (Л). Выдвижение гипотез и их обоснование (К).

Овладение навыками самоорганизации, целеполагание, рефлексия (Р); самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)

ΙΙΙ. «Открытие нового знания»

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учебного материала учащимися.

Беседа по вопросам:

- Несколько учеников получили индивидуальное задание прочитать в лицах отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» (диалог мальчиков) (Слайд 4)

- Каким вы представляете себе лирического героя стихотворения, от лица которого ведется рассказ? (обращение к портретам Н.А. Некрасова) (Слайд 5)

-Сейчас вы будете работать в группах. У каждой группы будет индивидуальное задание, но в конце урока, надеюсь, мы придём к общему выводу и ответим на проблемные вопросы. (Слайд 6)

1 и 2 группы: составить план стихотворения «Крестьянские дети», попытаться выявить особенности композиции этого стихотворения.

3 группа: найти строки, в которых говорится о крестьянском труде и об отношении детей к труду, а также объяснить значение указанных слов.

4 группа: сравнить стихотворение «Крестьянские дети» и картину В.Маковского «Игра в бабки», заполнить таблицу.

5 группа: сравнить стихотворение «Крестьянские дети» и картину В.Перова «Тройка», заполнить таблицу.

6 группа: сравнить стихотворение «Школьник» и картину Н.Богданова-Бельского «У дверей школы», заполнить таблицу.

(Слайды 7, 8, 9, 10)

Физкультминутка.

Презентация работы групп.

(Слайды 11, 12, 13)

Выводы (слово учителя):

- Как вы думаете, почему я включила в сегодняшний урок стихотворение «Школьник»? И почему анализировали мы его после стихотворения «Крестьянские дети»?

- Раскрывая мир детства, авторы показывают мечты и стремления детей, а также и мир взрослых, их труд, взаимоотношения детей и родителей. Авторы заставляют нас вглядываться в чужое лицо внимательней, чем в свое, переживать как собственную чужую боль.

Но завершить наше исследование хочется строчками из «Крестьянских детей»:

Играйте же,  дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано,

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Храните свое вековое наследство,

Любите свой хлеб трудовой –

И пусть обаянье поэзии детства

Проводит вас в недра землицы родной!..

Чтение подготовленными учениками отрывка из стихотворения

Отвечают. Рассматривают портреты поэта.

Работа в группах.

Индивидуальное домашнее задание «Что такое игра в бабки?»

Индивидуальное домашнее задание: чтение наизусть стихотворения «Школьник»

Дети выполняют физич. упражнения.

Выступления каждой группы

Этими строками автор хочет лишний раз отметить, что крестьянские дети стремились выбраться из нищеты, бесправия, выбрать другой путь, нежели их родители. Судьба Ломоносова – яркий тому пример. То есть у детей была тяга к знаниям, и они проявляли упорство для достижения поставленных целей. В этом и заключена идея картины и стихотворения, где образ дороги переходит в образ жизненного пути, “славного пути” и “широкого поприща”. Вера в талантливый, умный, славный народ русский звучит в стихотворении Н.А.Некрасова «Школьник».

Выполнение логических операций: анализ, синтез (П). Владение всеми видами речевой деятельности; извлечение информации; переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах (К). Контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности и необходимая коррекция в процессе деятельности (Р). Побуждение к деятельности (Л).

Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений (Лог). Выдвижение гипотез и их обоснование; планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К). Нравственно-эстетическая ориентация (Л). Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; поиск необходимой информации (П).

Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение; извлечение необходимой информации из текста (П).

Анализ, обобщение, определение понятия; построение логически обоснованных рассуждений; представление информации в разных формах (П). Понимание позиции другого, выраженного в явном и неявном виде (диалог с автором текста); переработка, систематизация информации (К). Осознание целостности мира и многообразие взглядов на него, вырабатывание собственных мировоззренческих позиций (Л).

ΙV.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Понравилось ли вам стихотворение Некрасова «Крестьянские дети»? Чем?

- Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение?

- Удалось ли поэту это?

- А теперь давайте вернемся к словам, записанным на доске, и снова их прочитаем. А как теперь вы понимаете слова Н.А. Некрасова?

- Итак, какую цель мы с вами ставили в начале урока?

- Удалось ли нам ее достичь?

- Как вы оцениваете работу своих товарищей и свою личную? Перед вами лежат 2 зеленых, 2 желтых и 1 красный смайлики. Вручите зеленый смайлик самому лучшему участнику в группе. Теперь вручите желтый смайлик одному из участников, работа которого на уроке заслуживает особого внимания. А из оставшихся смайликов выберите тот, которым вы хотите оценить свою работу.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы.

Достаточная полнота выражения мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К). Оценивание степени и способов достижения цели в учебных и жизненных ситуациях (Р). Осознание своих эмоций, адекватное выражение и понимание эмоционального состояния других людей (Л).

V. Домашнее задание

- Выучите наизусть понравившийся отрывок или приготовьте выразительное чтение отрывка (по ролям) и по желанию сделайте рисунок к стихотворению

Ребята сами определяют, что им интересно, что по силам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план - конспект урока по слесарному делу "Крепежные резьбовые детали"

план - конспект урока по слесарному делу "Крепежные резьбовые детали"...

Конспект урока по учебной дисциплине "Теория и методика развития речи у детей"

Представлен конспект урока  "Ознакомление с поэзией" для студентов педколледжа из раздела "Методика ознакомления с художественной литературой"...

конспект урока по МДК 03.02. Теория и методика развития речи детей

практико-ориентированный урок по теме "Методика обучения пересказу художественных произведений в ДОУ"...

Методика формирования способов словообразования.Конспект урока по теории и методике развития речи у детей

Чуковский К.И. писал:" Вообще мне кажется, что начиная с двух лет,  всякий ребёнок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти- шести годам, эту гениальность утрачив...

конспект урока "Развитие вокально-певческих навыков детей дошкольного возраста"

Конспект урока МДК 02.05. Теория и методика музыкального развития детей с практикумом...

«И вижу я себя ребенком…». Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». (Урок-путешествие)

Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» и анализ 7 главы «Опять зима» из романа нашего земляка С.К. Тока «Слово арата»....

Конспект урока по МДК 01.02. «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста» для студентов 821 группы по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» тема урока: «Классификация подвижных иг

Тема программы: Подвижные игры с правилами и спортивные игры. Тема урока: Классификация подвижных игр. Цель: 1. Формировать умение самостоятельно работать с учебником и интерес к будущей професс...