Урок географии в 11 классе Тема урока: «Путешествие по странам Зарубежной Европы»
план-конспект урока на тему

ЦЕЛЬ УРОКА: ИЗУЧИТЬ И РАССМОТРЕТЬ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА В ИСТОРИКО - ГЕОГРАФИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ. уЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ПОДОБРАН С ОБШИРНЫМИ МЕЖПРЕДМЕТНЫМИ СВЯЗЯМИ, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ОБЗОРНО РАССМОТРЕТЬ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ В ЕВРОПЕ, ИЗМЕНЕНИЯ НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЕ МИРА, ПОЗВОЛЯЕТ СОВЕРШИТЬ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ МИРОВЫХ ВОЙН И СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЕВРОПЫ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._puteshestvie_po_stranam_zarubezhnoy_evropy.11kl.docx94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Стольникова Е.В., учитель географии

МКОУ Павдинская СОШ

                                                                                                               Новолялинского городского округа

Свердловской области

Урок  географии в 11 классе

Тема урока:

«Путешествие по странам Зарубежной Европы»

Тип урока:  Изучение нового материала                                                             Условия урока: Группа делится на две группы, каждая группа сидит за отдельным столом.   Цели и задачи:                                                                                      Цель урока: Рассмотреть и изучить  учебный материал по теме Зарубежная Европа в историко – географическом аспекте,                                                     Учебно-воспитательные задачи:                                                                                       1. Развить и систематизировать знания, полученные при изучении тем;                                                                                                           2. Формировать умения работать с различными источниками информации                                                                                       3. Развивать познавательную активность и самостоятельность, творческие способности учащихся на уроке географии      4. 4. Способствовать воспитанию творческого отношения к учебному труду.                                                                                        5. Воспитывать основы географической культуры и мировоззрения                                                                                                    6. Определить умение работать с картами;                                                    Развивающие задачи:                                                                                                       1. Развивать логическое мышление, познавательную активность и творческие  способности, самостоятельность, внимание, память, интерес к географии,                                                                                                                                                                         2. Отрабатывать умение применять теоретические знания на практике, продолжить формирование умений работать с картами атласа, контурными картами и другими источниками информации, развитие мыслительных операций.                                                                                                                                                                           2. Формировать навыки коллективной работы                                                                                                                                                               3. Продолжить формирование у учащихся частично-поисковой познавательной деятельности.                                                                     Методы и формы обучения: Практические, тестовые и творческие задания в группах и индивидуально. Фронтальная работа, репродуктивный, опережающее обучение, игровые моменты, проблемно-поисковый, наглядный, объяснительный.                                                                                       Оборудование, методическое обеспечение урока: Физическая и Политическая  карта Зарубежной Европы, рисунки с изображением городов, флаги государств, контуры стран, мультимедийное оборудование, атлас для 10 класса, компьютер, презентация, контурные карты, раздаточный материал, музыкальное оформление, карточки-задания, посылки из Европы.

Литература: Максаковский В. П. География 10 класс - М., 2014г.

Межпредметные связи:   Всемирная история, История Мировой цивилизации, обществознание, литература,                                                                                                                                                                                                                 Новейшая история (Изменения на политической карте),                                                                                                                Физическая география, Культурология, Информатика.       Предполагаемые результаты урока:                                                                                                                                              Понятия и представления: историко-культурные и историко-географические регионы мира, материальные и культурные ценности различных территорий, специфические черты географии населения и хозяйства отдельных стран и регионов. Модели развития. Умения: читать и анализировать комплексные карты;
использовать карты, графические и статистические материалы для получения необходимой информации и решения географических задач; составлять комплексные характеристики стран и регионов мира.

Карта урока: «Путешествие по странам Зарубежной Европы»

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание. Мотивация.
  3. Изучение и систематизация знаний.
  4. Коррекция, обобщение знаний учащихся.
  5. Подведение итогов.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие.

Преподаватель проверяет подготовку учащихся к уроку и посещаемость.

2. Целеполагание. Мотивация.

Вступительное слово учителя.                                                                                         Согласно воззрениям многих геополитиков,  в силу населённости, обилия ресурсов, довольно высокого уровня экономического развития, территория от Рейна и до Урала представляет «Сердце Земли». Контроль над этими территориями обеспечивает гегемонию над Евразией, а, соответственно, и над миром.                                  Европа занимает площадь около 10 млн км2. В том числе 5 млн км2 ныне приходится на зарубежную (по отношению к СНГ) Европу, что составляет менее 4 % всей площади обитаемой суши. Территория зарубежной Европы протягивается с севера на юг (от Шпицбергена до Крита) примерно на 5 тыс. км, с запада на восток (от атлантического побережья Португалии до черноморского побережья Румынии) примерно на 3100 км.

Учитель: - Тема нашего занятия: « Изучение Зарубежной Европы как региона мира».  При изучении современного состояния стран региона мы  рассмотрим Как вы думаете, а какие цели мы должны поставить на сегодняшний урок? (ответы учащихся) «Рассмотреть и изучить  учебный материал по теме Зарубежная Европа XXI века в историко – географическом аспекте»

Наши мнения совпадают. Действительно, мы будем исследовать,  и открывать новые    знания по данной теме, закрепим умения работать с картами атласа, различными источниками информации, с текстом, ваше умение работать индивидуально и в группе:

Итак, мы отправляемся в путешествие по Европе.    ). О том, насколько каждая из команд проявит самостоятельность и подготовится к докладу,  и какую компетентность проявит при путешествии.

Учитель: 

Мы начинаем урок, посвященный региону и странам Зарубежной Европы.                   Каждая группа проходит различные задания. За правильно выполненное задание  группа получает определённое количество  « гео». В  группах должна быть рабочая обстановка. Оценивается работа всех и каждого в отдельности. Слушайте друг друга, помогайте, принимайте коллективное решение, уважайте мнение товарища. По ходу работы в оценочной таблице  подсчитывается количество «гео», которые вы заработали. Будьте внимательны. И так, все готовы? Отправляемся в «Путешествие по  региону Зарубежная Европа». В путь!

II. Основная часть                                                                                                                                                                                          Итак,  как выглядит Зарубежная Европа в современном мире,                                  учимся характеризовать Зарубежную Европу как ведущий регион мира

С опережающим заданием выступают группы.                                                                                         Выступление учащихся1 группы                                                                                   

Место Зарубежной Европы в современном мире. Характерные черты.

    Европа… Это географическое имя напоминает также об огромном вкладе в мировую цивилизацию, который начался в эпоху Древней Греции и Древнего Рима, был продолжен в эпоху Возрождения и Великих географических открытий, а затем в эпоху промышленных переворотов и социальных революций – и так до наших дней  Так самая малая часть света стала самой могущественной, опередив другие и в материальном, и в духовном отношении.  Европа есть центр просвещенного и образованного мира. От нее исходят благодетельные лучи во все концы земного шара».                                                                                                                                        

      Наверное, в этом панегирике Европе что-то можно оспорить. И в отношении духовного превосходства, и в отношении только «благодетельных лучей». Не забудем и о бесконечных кровопролитных войнах, которые велись в Европе: Столетняя, Тридцатилетняя, Семилетняя и сотни других. В Европе началась Первая мировая война. Здесь разразилась и Вторая мировая война, охватившая 9/10 ее населения. Но, тем не менее, «старые камни Европы» – это действительно величайшее достояние не только европейской, но и всей мировой цивилизации. Общепризнано, что европейская цивилизация – один из главных ее устоев.                                                                                                                               Население зарубежной Европы в 1900–2007 гг. возросло с почти 300 млн до 527 млн человек. Но доля ее в мировом населении за это время уменьшилась с почти 18 до 8 %, что объясняется заметным уменьшением темпов воспроизводства населения. На протяжении многих столетий и даже тысячелетий зарубежная Европа уступала по численности жителей только зарубежной Азии; теперь по этому показателю ее опережают и Африка, и Латинская Америка.

Для физической карты зарубежной Европы характерны многие черты, из которых особо стоит отметить две.

Во-первых, это «мозаичностъ» строения ее территории, на которой перемежаются низменные, холмистые и горные районы; в общей сложности соотношение между равнинами и горами составляет примерно 1: 1. Физико-географы МГУ выделяют в зарубежной Европе 9физико-географических стран с подразделением их на 19 областей и 51 район. Но при этом – в отличие, скажем, от Азии или Америки – она не «разгорожена» высокими горными цепями. Среди гор Европы преобладают средневысотные, не представляющие собой непреодолимых преград для экономических и других связей. Через их многочисленные перевалы давно уже проложены транспортные магистрали.

Во-вторых, это приморское положение большинства стран зарубежной Европы, многие из которых расположены на островах и полуостровах, поблизости от оживленных морских путей из Европы в Азию, Африку, Австралию и Америку. Мореплавание, морская торговля издавна играли большую роль в их развитии. Особенно благоприятствовала этому изрезанность береговой линии. Еще в 1914 г. Осип Мандельштам писал в стихотворении «Европа»:

Изрезаны ее живые берега,

И полуостровов воздушны изваянья,

Немного женственны заливов очертанья,

Бискайи, Генуи ленивая дуга.

Действительно, береговая линия Европы, включая острова, составляет 143 тыс. км. В зарубежной Европе почти нет мест, которые были бы удалены от моря более чем на 600 км, средняя же удаленность– 300 км. А на большей части Великобритании нет населенных пунктов, отстоящих от побережья дальше 60–80 км.

    Выступление учащихся 2 группы                                                                                       

    В XX в. наибольшие изменения на политической карте Европы были связаны с тремя эпохальными событиями: 1) Первой мировой войной, 2) Второй мировой войной и 3) распадом мировой социалистической системы.                                         Первая мировая война 1914–1918 гг., возникшая в результате обострения противоречий между двумя коалициями империалистических держав – Антантой и Тройственным союзом, – не могла не привести к большим изменениям политической карты Европы. Главные из них заключались в том, что побежденные участники Тройственного союза во главе с Германией вынуждены были пойти на значительные территориальные уступки. А страны Антанты (Англия, Франция и Россия), победившие в этой войне, вместе с примкнувшими к ним еще несколькими государствами, получили приращение территории. Война привела также к распаду Австро-Венгрии и образованию в качестве самостоятельных государств Австрии, Венгрии, Чехословакии, Югославии. После революции в России в 1917 г. получили независимость Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония. Эти преобразования политической карты Европы как бы сочетали в себе и количественные, и качественные ее изменения, связанные с кардинальными переменами в общественном строе некоторых стран.

Вторая мировая война 1939–1945 гг. привела к новым количественным изменениям на карте Европы, связанным с существенной перекройкой государственных границ, оккупацией союзниками по антигитлеровской коалиции территории побежденной Германии. А главные качественные изменения произошли в центрально-восточной части зарубежной Европы, где в результате сначала народно-демократических, а затем социалистических революций образовались восемь социалистических государств: Польша, Германская Демократическая Республика (ГДР), Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия и Албания. Так сложилась биполярная система социалистических и капиталистических государств Европы, входивших в два противостоявших друг другу военно-политических блока – Организацию Варшавского Договора (ОВД) и Североатлантический союз (НАТО).

Распад СССР – а вместе с ним и всей мировой социалистической системы – на рубеже 80—90-х гг. XX в. привел к новым очень существенным изменениям политической карты Европы. Во-первых, они заключались в объединении двух германских государств – ФРГ и ГДР – и воссоздании единого германского государства после сорокалетнего периода его политического раскола. Это объединение прошло несколько этапов и завершилось в сентябре 1990 г. Во-вторых, они нашли выражение в распаде двух восточноевропейских федеративных государств – Чехословакии, разделившейся на Чехию и Словакию, и СФРЮ, из которой выделились в самостоятельные государства Югославия, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина и Македония. Этот «развод по-европейски» в первом случае осуществился в демократических, цивилизованных формах, а во втором сопровождался резким обострением межнациональных проблем. В-третьих, они проявились в «бархатных революциях» антитоталитарной направленности, которые произошли в большинстве социалистических стран Восточной Европы, приведя к быстрой переориентации их политических, экономических и военных приоритетов с Востока на Запад. Наконец, в-четвертых, они были связаны с выходом из состава Советского Союза Латвии, Литвы и Эстонии, которые стали независимыми государствами. В 2003 г. Югославия была преобразована в конфедерацию под названием Сербия и Черногория, а в 2006 г. Черногория стала независимым государством.

В результате ныне в состав зарубежной Европы входят 39 суверенных государств и одно владение Великобритании – Гибралтар.  По форме правления среди суверенных государств республики (их 27) преобладают над монархиями (12). В свою очередь, среди республик преобладают республики парламентского типа, характерные для государств с установившимися демократическими традициями (например, Германия, Италия), но есть и президентские республики (Франция). Среди монархий зарубежной Европы есть и королевства, и княжества, и великое герцогство, и абсолютная теократическая монархия – Ватикан (см. табл. 9 в книге I). По характеру административно-территориального устройства в зарубежной Европе преобладают унитарные государства, но есть и пять федеративных (табл. 10 в книге I). Среди них особое место занимает Швейцария, представляющая собой конфедерацию, родословная которой восходит к концу XIII в. В. А. Колосов выделяет даже особый, швейцарский, тип федерации, возникшей на этнолингвистической основе. Он же отмечает, что в 70– 80-е гг. XX в. во многих странах зарубежной Европы начали проводить реформы административно-территориального деления, направленные на укрупнение административных единиц – как низовых (коммуны), так и более крупных.[3]

 

Слово учителя:

Подразделение зарубежной Европы на субрегионы, как это ни странно на первый взгляд, вызывает немалые трудности, связанные с использованием различных критериев и подходов. Обычно применяется либо двучленное, либо четырехчленное географическое структурирование этого региона.

В первом случае зарубежную Европу чаще всего подразделяют на Западную и Восточную. Такое членение было вполне оправданно до начала 1990-х гг., поскольку имело и четкую геополитическую основу в виде противостоявших друг другу капиталистических и социалистических государств.                         С другой стороны, в географической литературе появились попытки подразделения всего региона на европейский Север и европейский Юг, за основу которого принимаются как географические, так и в еще большей степени культурно-цивилизационные подходы. В самом деле, на европейском Севере преобладают германские языки и протестантизм, на Юге – романские языки и католичество. Север в целом более развит в экономическом отношении, более урбанизирован, да и более богат, чем Юг. Интересно и то, что почти все страны с монархической формой правления расположены в северной части региона.

Четырехчленное подразделение зарубежной Европы также очень широко используется в географической литературе. До начала 1990-х гг. было принято традиционное членение ее на четыре субрегиона: Западную, Северную, Южную и Восточную Европу. Но в 1990-х гг. в научный обиход вошло новое понятие о Центрально-Восточной Европе (ЦВЕ), которая охватывает 16 постсоциалистических стран от Эстонии на севере до Албании на юге. Все они образуют единый территориальный массив площадью почти 1,4 млн км2 с населением около 130 млн человек. Центрально-Восточная Европа занимает как бы промежуточное положение между странами СНГ и субрегионами Западной, Северной и Южной Европы.                                                                Западная Европа опережает Центрально - Восточную ипоразвитию автомобильного транспорта. В этом субрегионе при относительно небольших расстояниях и к тому же в условиях сначала ослабления, а затем и отмены в большинстве стран таможенных барьеров особенно выявились преимущества автомобильного транспорта, который по темпам роста опередил все остальные виды. В основных чертах уже создана международная сеть имеющих общую нумерацию автомагистралей, основу которой составляют автострады (рис. 38).

В ФРГ сеть автобанов имеет вид «решетки» с пересекающимися линиями широтного и меридионального направлений, причем практически все они продолжаются за границами этой страны. В Италии преобладают линии меридионального направления, главная из которых – так называемая «автострада Солнца» – связывает Милан с южной оконечностью полуострова, проходя через Болонью, Флоренцию, Рим и Неаполь. Для Франции, как и следовало ожидать, характерна радиальная планировка автодорожной сети. Одна из главных автострад («Юг») связывает Париж с Лионом, Марселем и Ниццей, другая («Восток») – со Страсбургом. Затем они продолжаются соответственно в Италии и ФРГ.

Страны Западной Европы достигли также значительно более высокого уровня автомобилизации (рис. 106 в книге I), чем государства Центрально-Восточной Европы, где до недавнего времени развитие автомобильного транспорта заметно отставало, а сооружение современных автострад началось только в Чехословакии и Польше. Поэтому в 1990-х гг. большое внимание развитию автодорожной сети стали уделять именно в странах этого субрегиона, в особенности развитию трансъевропейских сообщений в направлениях Север – Юг и Запад – Восток. В качестве примера можно привести проект сооружения автомагистрали Север – Юг, предназначенной прежде всего, для обслуживания туристских потоков (рис. 39).

Согласно проекту, принятому еще в 1982 г., эта магистраль начинается в польском порту Гданьск, куда автотуристы из Скандинавии попадают на паромах. Затем она проходит через страны Центрально-Восточной Европы до Афин и Стамбула с ответвлениями к Адриатическому и Черному морям. В Стамбуле по двум мостам через Босфор поток автомашин может попасть и в Турцию. Таким образом, в сооружении этой магистрали общей длиной более 10 тыс. км намечено участие десяти стран. В состав трассы должны войти многие участки существующих дорог, реконструированные в соответствии со стандартами автострады. Однако события последних лет в Центрально-Восточной Европе, включая обстановку в бывшей СФРЮ, по-видимому, значительно отодвинут сроки осуществления этого проекта.

В 1990-е гг., в условиях совершенно новой геополитической обстановки в Европе, усиления общеевропейских интеграционных процессов в рамках единого европейского пространства, значительно большее значение приобрел другой проект создания общеевропейской сети автомобильных дорог – EVROVIA, охватывающий всю территорию Европы от Атлантики до Урала. Рассчитанный на 15 лет, он предусматривает превращение в современные автодороги европейского класса 58 тыс. км существующих автомобильных дорог.

ЗАДАНИЕ: «Представить субрегион  ( совершить исторический экскурс)»             Это домашнее задание. Каждый из Команды должен дать краткие сведения об одном из субрегионов. Рассказать о ГП стран региона, совершить небольшой экскурс в историю стран, достопримечательности страны. На представление страны 3-5 минут.                                                                                                                                                                  

Выступает 1 группа:                                                                                                                                                               

Зарубежная Европа – это один из густонаселённых и экономически освоенных регионов. Территория сравнительно небольшая, население более 500 млн. человек, 9% всего мира. В хозяйстве Европа занимает  I место              по результатам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма.

Доклад посвящён обзору взаимоотношений и развитию стран Восточной Европы  

   Восточная Европа представляет собой центр «Сердца Земли». Исторически Восточная Европа была полем борьбы держав и ареной взаимодействия различных культур. Большинство государств Восточной Европы – Польша, Чехословакия, Венгрия появились на политической карте мира после I   Мировой войны. Будучи в основном аграрными и индустриально – аграрными,  имея  территориальные  претензии друг к другу, а в межвоенный период, они стали заложниками взаимоотношений великих держав. В конечном итоге в роли сателлитов оккупированных протекторатов они были подчинены фашистской Германии. После II Мировой войны характер их положения не изменился. С разгромом фашизма  к власти пришли коалиционные правительства, в которых были представлены партии антифашистской ориентации (коммунисты, социал – демократы, либералы). Преобразования носили общедемократический характер. Восстановление разрушенной войной экономики. С обострением противоречий между СССР и его союзниками США и Великобританией и началом «холодной войны» в странах восточной Европы произошла поляризация политических сил на сторонников прозападной и просоветской ориентации.                                             После окончания Второй мировой войны в 1947 – 48годах в этих странах в большинстве, из которых находились советские войска, все, кто не разделял коммунистических взглядов, были вытеснены из правительств и  установились просоветские режимы.   Среди подавляющего большинства населения стран этого региона симпатии находились на стороне СССР как государства, спасшего их от фашизма. На выборах, проходивших в первые годы после завершения войны, победу одержали коммунистические и социалистические партии. Для противостояния с силами Запада, страны Восточной Европы объединились в военно-политический блок под эгидой СССР.  

 

Предыстория складывания «социалистического лагеря».

К 1947– 48 годам в странах   Центральной и Восточной Европы (Польша, ГДР, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Югославия, Албания) к власти пришли коммунистические партии, подчиненные Москве.  Был установлен режим единовластия и взят курс на строительство социализма по модели СССР.  Установление просоветских и социалистических режимов на территории Восточной, Юго-восточной и части Центральной Европы позволило включить страны, располагавшиеся на этих территориях, в так называемый социалистический лагерь. К государствам, попавшим в орбиту СССР в Европе, относятся: Польша, Венгрия, Румыния, Болгария, Чехословакия, Албания, Югославия и Германская Демократическая республика (ГДР).  Установление политических режимов советского образца повлекло за собой преобразования и реформы, скопированные с ССС.  Практически все сферы жизни общества были подчинены государству. Для укрепления взаимосвязей и поддержания экономики в 1949 году был основан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), куда вошли все государства, за исключением Югославии. В 1955 году, в Варшаве, между СССР, Польшей, Чехословакией, Венгрией, ГДР, Румынией и Болгарией, был подписан договор о создании военного блока, во многом для противостояния с НАТО, созданным в 1949 году. Этот блок социалистических стран получил название ОВД – Организация Варшавского договора.                                   

С распадом общей системы, в этих странах к власти придут прозападные силы, которые будут настроены на евроинтеграцию.

Таким образом, страны «народной демократии» или страны «реального социализма» на протяжении последних 60 лет пережили трансформацию от социалистической системы к капиталистической системе во главе с США, оказавшись во многом зависимыми от влияния нового лидера.

 Выступает 2 группа:                                                                                                                                                               

«История Мировой цивилизации»                                   В.М. Хачатурян                                                                                                

      Истоки «европейского чуда»: рождения капитализма.                                              Западная Европа – первая цивилизация, в которой зародились, обрели силу и одержали победу новые буржуазные отношения, то есть совершился сдвиг – от феодализма к капитализму. Впервые они появились в крупных городах Италии, Германии, Англии, Франции. Центрами развития буржуазных отношений были города. Там складывалась новая прослойка людей, состоявшая из купцов, , цеховых мастеров. Все они располагали капиталом. В эту эпоху на смену цеху стала приходить мануфактура. Обслуживались мануфактуры наёмными работниками. Существовало две формы мануфактуры: централизованная ( купец – предприниматель сам создавал мастерскую, сам приобретал сырьё) и рассеянная ( предприниматель раздавал сырьё надомникам - ремесленникам и получал от них готовый товар. Развитие капитализма сопровождалось техническим прогрессом, складыванием единых рынков – национальных и общеевропейского. Почему  буржуазные отношения зародились в Европе? Западная Европа была прямой наследницей  греко – римского мира, мира с высоким уровнем развития  товарно – денежных отношений.                                      Пути утверждения капитализма: Западная Европа, Россия, США.                       В состав периферии входил не только Скандинавский регион, но и Германия, Италия, Испания – страны, в которых рано началось  формирование буржуазных отношений. Что же вызвало такую перемену в судьбе некогда сильных европейских держав? Германия пережила Тридцатилетнюю войну( 1618 -1648годы). Ганзейский торговый договор потерпел  фиаско, потому что на Балтийском море сильные соперники – шведы и голландцы. Италия, как и Германия состояла из множества независимых государств. Почти вся Италия стала жертвой королевской династии испанских Габсбургов, которые втягивали страну в бесконечные войны. Только во второй половине XVIII века в Германии и Италии стали появлятся крупные мануфактуры и капиталистические фермы.  В России процессы развития капитализма   и модернизации   определялись под политикой, которую проводил абсолютизм. Реформы Петра I, проводившиеся в жизнь варварскими методами, до предела обострили конфликт между государством и обществом. К концу  XVIII века в России было уже около 2 тысяч мануфактур. Россия вышла на первое место в Европе по производству чугуна, экспортировала на Запад чёрные металлы, активно торговала со странами Востока.                                                                                                  Страны «Старого капитализма»                                                                                    XIX век был бурной эпохой революций. Франция после Великой буржуазной революции 1789 года пережила ещё три – в 1830, 1848 и 1871 годах. В 1820 – 1821 и 1848 годах революции произошли в Италии. Целая серия революционных взрывов вплоть до вплоть до 1870 – х годов сотрясала Испанию, но страна,                по – прежнему, оставалась полуфеодальной. В 1848 году началась революция в Германии. В жизни периферийных государств многое изменилось в эпоху наполеоновских войн. Захватнические войны Наполеона сыграли не тлолько отрицательную, но и положительную роль. Страны, ставшие частью огромной империи, испытывали на себе материальные и моральные тяготы. Германия к концу  XIX века совершила грандиозный скачок, заняв лидирующее место в Европе. В Северной Италии создавались крупные капиталистические хозяйства, росла промышленность. Более печальной была судьба Испании. Абсолютная монархия не уступала своих позиций. Англия, родина промышленного переворота, начиная с 1870 – х годов утрачивает своё первенство, уступает его США, производившее   больше стали и чугуна.                                                            Франция, революционизировавшая  всю Европу продолжала  развиваться медленно, в результате,  к  концу века оказалась на четвёртом месте в мире. Собственное машиностроение  было слабо развито, станки ввозились  из - за границы. Страны «старого капитализма» - Англия и Франция продолжали входить в число сильнейших стран Запада, занимали ключевые позиции в международных отношениях.                                                                                                              Капитализм в XX веке                                                                                        Серьёзные недостатки капиталистической системы обнаружились в ходе I Мировой войны, от которой больше всего пострадала Европа. На исходе I Мировой войны произошли революции в России, Германии. В 1929 году начался затяжной экономический кризис – уникальный по масштабам и продолжительности. Экономический кризис 1929 – 1933 годов, названный Великой депрессией. В годы Великой депрессии  производство капиталистических стран было отброшено к уровню начала века. Много десятков человек стали безработными. Франклин Рузвельт, бывший президентом США в 1933 – 1945 годах стал инициатором целого комплекса реформ. Курс реформ был успешно осуществлён и в Скандинавии, прежде всего, в Швеции. Особенность так называемой шведской модели состоит в том, что в её реализации  важную роль сыграла  социал – демократическая  партия. Немалую роль   сыграло и то, что уже с  1944 года стали   приниматься меры для предотвращения   экономического хаоса. В 50 – 60 годы в Европе  было всего            5 миллионов  владельцев машин, а в 80 – е годы – уже 100 миллионов. В начале 70 – х годов темпы экономического подъёма заметно пошли на убыль, а в 1974 году разразился   новый мировой кризис, вызвавший резкое падение уровня производства ( до 14 – 15%) и массовую безработицу. В 1973 году капиталистические страны подписали соглашение о введении «плавающих» курсов валют и отмене официальной цены на золото.          

Выступает III группа

Северная Европа

Эпоха викингов

«Эпохой викингов» в скандинавских странах (Швеция, Норвегия, Дания) называется период IX, X и вторую половину XI столетий.

Викинги. Их называли «северными людьми» в Европе, норманнами во Франции, датчанами в Германии, варангами в Византии и варягами на Руси.

Родиной викингов был Скандинавский полуостров на севере Европы. Земля там была не плодородная, часто случались неурожаи. У скандинавов даже существовал жестокий обычай: в голодные годы, младенцев, прежде всего девочек, уносили в лес и оставляли там умирать. Набеги викингов сначала были неорганизованными, нападавших было мало. Но раздробленной Европе хватило и этого, чтобы застонать под натиском отрядов викингов. В IX в. викинги захватили Ирландию, Англию, разорили и сожгли Нант, Гамбург, Пизу, Шартр, а в 845 г. один из самых знаменитых ярлов – Рагнар Лодборг – вошел в Париж. «Ни один город, ни один монастырь не остались неприкосновенными. Все обратилось в бегство», — подобными жалобами заполнены все хроники того времени.

Помимо захвата чужих земель силой, викинги вели и мирную колонизацию. В 874 г. норвежцы заселили Исландию. В 80-е гг. Х в. ярл Эрик Рыжий открыл Гренландию, которая вскоре также была заселена викингами. А в 986 г. сын Эрика Рыжего, Лейф Счастливый, на 500 лет раньше Колумба открыл Америку, которую назвал тогда «Витланд». Занимались викинги и торговлей. Именно они открыли знаменитый путь «из варяг в греки» по Рекам Древней Руси.

Дольше чем другие народы Европы, скандинавы оставались язычниками, то есть не признавали христианской религии. Согласно их вере, от бога Хеймдаля произошло три сына: Трель – раб, давший начало роду рабов, Карл – прародитель землепашцев, и Ярл – прародитель воинов. Викинги, конечно же, считали, что ведут свой род от Ярла и его сына Кона (конунга) и поэтому должны заниматься только благородным ратным делом.

Нравы викингов были жестокими, впрочем, в этом они мало отличались от нравов других народов Европы того времени. Существовала родовая месть, когда вырезали все мужское население враждебного рода. Всех захваченных пленников, если они не могли заплатить выкуп, викинги обращались в рабов. Невозможно было разжалобить жестоких воинов: красота и молодость привлекали их только как товар, а старость вызывала не почтение, а раздражение, как не нужная обуза.

Постепенно изменялись условия жизни в Скандинавии, да и сами викинги, разнеженные золотом и богатством, переставали быть ужасными и непобедимыми воинами. Против разрозненных дружин выступили короли Дании и потомки викингов, ранее захвативших обширные земли Европы, которых продолжали тревожить алчные сородичи. Теперь и там их начинали проклинать как разбойников и грабителей. Крестьяне сплачивались вокруг оседлых конунгов, которые не гонялись за добычей в чужих землях, а защищали мирное население от поборов бродячих ярлов. Викинги стали изгоями, бродягами, пиратами. Ими уже не гордились. Постепенно натиск викингов на Западную Европу ослаб. В XI в. в Скандинавии сложились собственные королевства, а викинги – завоеватели Нормандии, Англии, Италии, Ирландии, Сицилии – постепенно перенимали обычаи народов, с которыми бок о бок жили на своих новых землях.                                                    

    Три столетия войн многому научили Европу – она уже не была так беспомощна, как раньше.                                                                                                                                                                                                                                                                                                

   «Эпоха викингов», начавшаяся в VIII в., к концу XI в. благополучно завершилась.

Заключительной страницей эпохи великодержавия явилось царствование Карла XII, втянувшего Швецию в великую Северную войну (1700—1721). Несмотря на то,  что последняя закончилась столь печально для Швеции,   Карл XII, как король и полководец,  он остается любимейшим героем Швеции. Народная память и поэзия возвеличили его, окружили ореолом неувядаемой славы. Как 30-летняя война вознесла Ш., так двадцатилетняя Северная низвела её на степень второстепенной державы, лишив её владений к востоку и югу от Балтийского моря и юго-восточной части Финляндии. Сравнительно кратковременный период могущества Ш. не пропал, однако, даром для человечества: вмешательство Швеции в 30-летнюю войну способствовало обеспечению свободы совести в Европе — свободы, которую грозил задушить католицизм. Не пропало оно даром и для самой Швеции, проявившей в XVII столетии беспримерный подъем энергии и духовных сил. Смерть Карла XII подала сигнал к коренному изменению шведского государственного строя. Страх перед крайностями самодержавия, надолго выбившими страну из колеи мирной жизни, был настолько глубок и всеобщ, что Ш. разом кинулась в противоположную крайность: риксдагу была присвоена не только вся законодательная власть, но и значительная часть исполнительной. Состав риксдага остался прежний, то есть в него входили представители всех четырёх сословий: дворянства, духовенства, бюргеров и крестьян.

Решающий голос приобрело, однако, дворянство, в особенности многочисленные мелкие дворяне, а крестьянство, напротив, утратило значение. Мало-помалу фактическая власть сосредоточилась в руках так называемой тайной комиссии, составленной из представителей лишь первых трёх сословий королевская власть стала почти номинальной, и сами короли — супруг сестры и наследницы Карла ХII Ульрики-Элдеоноры, Фридрих I (Гессен-Кассельский, 1720—1751), и преемник его Адольф-Фридрих (Голштинский, 1751-71) лично внушали к себе мало уважения. Словом, в эту так называемую эпоху «правления риксдага» Ш. скорее всего представляла собой аристократическую республику — явление довольно замечательное для того времени, когда почти повсюду в Европе господствовало самодержавие.  

Эпоха правления риксдага, именуемая в литературе также «эпохой свободы», послужила шведскому народу подготовительной школой, которую он — правда, дорогой ценой — прошёл ранее какого-либо из европейских народов, за исключением английского. И если в наши дни Ш. представляет образец высокого развития конституционной формы правления, то она немало обязана этим тому опыту, которым обогатилась в упомянутой школе. Главное значение данной эпохи, однако — в экономическом и духовном прогрессе Швеции.

Европейская интеграция. В 1990 в политической жизни Швеции произошли изменения, связанные с начавшимся экономическим спадом (самым тяжелым после кризиса 1930-х годов) и распадом коммунистической системы в Восточной Европе. Безработица, обычно державшаяся на самом низком уровне среди европейских стран, в 1993 превысила 7% (еще 8% населения было занято на временных работах). В 1991 Швеция обратилась с просьбой о принятии в ЕС. После того как избиратели одобрили вступление страны в ЕС на референдуме 1994, Швеция с 1 января 1995 стала членом Европейского союза. После выборов 1991 было сформировано несоциалистическое правительство с участием четырех партий, возглавляемое представителем умеренных Карлом Бильдтом. Однако в 1994 к власти вернулось правительство социал-демократического меньшинства под руководством Ингвара Карлссона. Последний пробыл на этом посту совсем недолго, объявив, что уходит с политической арены. В марте 1996 премьер-министром стал Ёран Перссон, бывший министр финансов.

Сославшись на нестабильность экономики, в 1997 Швеция объявила, что страна не присоединится к Европейскому валютному союзу и не перейдет к системе единой европейской валюты. В конце 1990-х годов не появилось признаков возрождения экономики, и некоторые ведущие шведские концерны, включая «Электролюкс», «АББ» и «Эрикссон», объявили о сокращении числа рабочих мест в 1997. Это вызвало беспокойство в обществе и повлияло на избирательную кампанию 1998. СДРПШ потеряла почти 30 мест в Риксдаге и была вынуждена блокироваться с Левой партией и «зелеными», чтобы сформировать коалиционное правительство.

Летом 1905 г. от Швеции отделилась Норвегия (см.). На торговые отношения между Ш. и Норвегией разрыв влияния не имел, так как и раньше эти страны вели самостоятельную торговую политику и отделялись друг от друга таможенной границей. Монетная система осталась общей, в силу более раннего договора между Ш., Норвегией и Данией. Вопрос о введении всеобщего избирательного права обострился в Ш. под влиянием его осуществления в Норвегии в 1897 г.

Леса и горы, покрывавшие территорию Скандинавского полуострова, мешали развитию торговли. Поэтому скандинавы (к которым относились датчане, шведы и норвежцы) быстро освоили морские пути вдоль своих изрезанных заливами (фьордами) берегов. У каждого племени был военный вождь – ярл, или конунг имевший постоянную дружину (кстати, русское слово «князь» произошло именно от скандинавского слова «конунг» — вождь

У жителей стран Северной Европы общие предки. В первом тысячелетии до н.э. сюда из более южных районов Европы пришли германские племена и освоили эти земли. Потомки этих племён, викинги или норманны, вошли в историю как участники пиратских грабительских набегов на чужие земли. IX-XI века историки называют расцветом эпохи викингов.

 

Ученик: Перенесёмся на тысячу лет назад, в то время, которое называют средневековьем. Почти по всей Европе люди жили в бедности и невежестве. Были забыты представления о том, что Земля шар, что мир велик и разнообразен. На дорогах было много разбойников, соседи часто воевали друг с другом. Европейцы, за исключением викингов, мало путешествовали.

Викинги были смелыми мореплавателями, отважными воинами, дерзкими и жестокими людьми. Суровые природные условия, голод и нужда толкали их на грабежи и убийства. На своих небольших кораблях, с вырезанной из дерева головой дракона на носу, под прямым парусом и с вёслами они плавали вдоль берегов всей Европы, уходили далеко в Атлантический океан.

Викинги были великими мореплавателями Средневековья и открывателями новых земель.

 

Ученик: В IX веке в Северной Атлантике викинги открыли остров Исландию, который называют “страной огня и льда”. На острове много вулканов, из-под земли вытекают источники с горячей водой и гейзеры, а совсем рядом лежат ледники. Викинги поселились на острове. Они разводили овец, ловили рыбу в море.

Ученик: В X веке изгнанный из Исландии Эрик Рыжий и его спутники поплыли на кораблях на запад. Викинги открыли самый большой в мире остров и назвали его Гренландией – “зелёной землёй”

В начале XI века викинги плавали и к берегам Северной Америки, но они не знали, что это новый материк, неизвестный европейцам.

Учитель: Назовите историческую особенность жителей Северной Европы.

Ученик: Особенностью населения стран Северной Европы являются их общие предки – германские племена – викинги.

Северная Европа на рубеже ХХ-ХХI вв.

Исследование скандинавского историко-археологического материала, позволяют обосновать и раскрыть историческое содержание эпохи викингов в Северной Европе как периода становления классового, раннефеодального строя. Перестройка социальных отношений, завершившаяся созданием государственности, связана с перераспределением не только экономического, но и культурного потенциала общества, его материальных и духовных ценностей.

ЗАДАНИЕ: «Угадай страну».                                                                                                                                                                   1 команда.                                                                                                                                                                                                     1. Самая длинная страна Зарубежной Европы? (Норвегия).                                                                                 2. Старинным символом этой страны являются тюльпаны, ветряные мельницы, сыр и деревянные башмаки? (Нидерланды).                                                                                                                              3. Где находится Лапландия, родина Санта-Клауса? (Финляндия).                                               4. Как звали Колумба. Откуда он? (Христофор, Испания)                                                                                  5. Страна-банкир? (Швейцария )                                                                                              6. Родина Олимпийских игр и марафонского бега? (Греция)                                                                                                                                                   7. Родина вальса? (Австрия)                                                                                                                            8. Какая из стран Зарубежной Европы является родиной гольфа, футбола, тенниса? (Великобритания)                                                                                                                                                                                           9. В стране работает фабрика «Кох и Нор» - выпускающая 1 млн. карандашей в день? (Чехия).                                                                                                                                                                                                                10. Страна – родина паровозов и метрополитена? (Великобритания).

2 команда. «Угадай страну»                                                                                                                                                        1. Родина первого Глобуса? (Германия)                                                                                                                   2. В каком государстве зародилась почтовая служба? (Лихтенштейн)                                          3. Страна тысячи озер? (Финляндия)                                                                                                                        4. Страна – родина Карлсона? (Швеция)                                                                                                                    5. Какую страну называют родиной велосипедов и цветов? (Нидерланды)                          6. Какую страну называют Страной фьордов? (Норвегия)                                                                    7. Какая страна является родиной карнавала? (Италия)                                                                                 8. Страна, имеющая старейший флаг в мире? (Дания, более 600 лет)                                          9. Самое маленькое государство Европы? (Ватикан)                                                                      10. Родина лыжного спорта? (Норвегия).                                                            

Задание: «Загадочные страны». Каждая команда получает конверт с буквами, из которых нужно сложить название Страны и Города Европы.

Дополнительный балл команда может получить, если назовёт какую-либо характерную особенность страны или города.                                                                                                        За каждый правильный ответ – 1 балл.

Ответ: Амстердам, Рейкьявик, Македония, Словения.

ЗАДАНИЕ:  Каждая команда задает заранее подготовленный вопрос соперникам. Другая команда должна отгадать, о какой стране идет речь.

1) Находится монархия на севере Европы,                                                                                                            И каждый год весною борется с потопом,                                                                                                              Там самый крупный в мире порт,                                                                                                                           Там жизнь кипит торговлей.                                                                                                       Однонациональный там народ:                                                                                                                                          Он ас по рыбной ловле.                                                                                                                                                 Имеет два названия великая страна,                                                                                                            Любимый цвет – оранжевый,                                                                                                                                           В хоккее не сильна.                                                                                                                                                             Газа добывается много в шельфе моря,                                                                                            Металлургия развита, не знает горя.                                                                                                                                                                                               Готовят сыр, растят тюльпаны,                                                                                                                                        И продают во все другие страны! (Нидерланды)                                                                              2) Суровый край: его красами, пугаясь, дивятся взоры.                                                                            В какую сторону ни глянь – повсюду каменные горы.                                                                   Синея, всходят до небес их своенравные громады,                                                                                                                                                                                                     На их шумит сосновый лес, с них бурно льются водопады,                                                                                                                                                                                                                   Там дол очей не веселит, гранитной лавой он облит;                                                                   Главу, одевши, в моих очах печальных, огромным сторожем стоит                                                                 На нем гранит пирамидальный. (Финляндия).                                                                                              

ЗАДАНИЕ: «Достопримечательности стран Европы».

Географические объекты:

1. Фьорды (Норвегия)                                                                                                                                                                           2. Памятник Русалочка (Дания)                                                                                                                                       3. Башня Биг-Бен (Великобритания)                                                                                                                            4. Эйфелева башня (Франция).                                                                                                                                                              5. Брандербурские ворота (Германия)                                                                                                6. Развалины Колизея (Италия)                                                                                                                                                                            7. Пизанская башня (Италия)                                                                                                                                              8. Карлов мост (Чехия)                                                                                                                 9. Акрополь (Греция)                                                                                                                                                               10. Здание венгерского парламента в Будапеште (Венгрия)

4. Систематизация и коррекция и  знаний.                                                                                                          Преподаватель сообщает  детям, какой уровень знаний они показали на занятии, на какие вопросы темы необходимо обратить внимание, исправляет допущенные ошибки,   выставляя оценки, отмечает работу отдельных, наиболее проявивших себя учеников и работу в группе.                                   Самооценка обучающихся.                                                                                                                             

5. Подведение итогов урока.                                                                                                                                 Сегодня мы открыли новые знания, и ближе познакомились с регионом  Зарубежная Европа.   Наше интересное путешествие по Зарубежной Европе не закончилось, мы его продолжим на следующем уроке, а пока  сделаем остановку. Для следующего этапа нашего путешествия подготовьте домашнее задание: с.161, параграф №1,чит., с.167 – «Хоз-во стран Европы», сгруппировать страны по уровню социально – экономического развития             Учитель оценивает работу. Выставление оценок.                                                Спасибо всем за урок!    

ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                                                                                        СУБРЕГИОНЫ ЕВРОПЫ ПО КЛАССИФИКАЦИИ ООН 

i_001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок швейного дела в коррекционной школе 8 класс Тема урока: « Отделка салфетки вышивкой гладью.»

Закрепить   навыки выполнения гладьевых стежков    Развивать  навыки планирования через последовательное изготовление салфетки . коррекция мелкой моторики через сп...

Разработка урока "Путешествие в страну Красивой речи"

разработка открытого логопедического занятия...

Открытый урок "Путешествие в страну Механика"

В рамках недели Физики в  СПбГБПОУ"Колледж отраслевых технологий"Краснодеревец" разработан открытый урок- повторение "Путешествие в страну Механика". В интерактивной форме обучащиеся повторяют пр...

Технологическая карта урока русского языка в 6-м классе. Тема урока - "Повторение по теме Имя числительное".

Тема:  «Повторение по теме «Имя числительное» Тип урока: урок общеметодологической направленностиВид урока: урок-совершенствование...

Урок - проект по литературному чтению во 2-м классе.Тема урока: "Здравствуй, матушка – зима!"

1.Систематизировать представление о зиме на основе изученных произведений.2.Развивать творческие способности обучающихся.3.Формировать метапредметные умения и навыки....

Конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: «А.С.Пушкин – великий русский писатель»

Задачи:- познакомить с понятиями «поэма»;- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина- дать первоначальное представление о сказочной поэме;- познакомить...