Курс "Здоровый человек и его окружение. Здоровый ребенок." Тема занятия: "Вскармливание детей первого года жизни. Естественное вскармливание"
презентация к уроку
В предоставленной презентации рассматриваются особенности пищеварения детей грудного возраста, значение грудного вскармливания для ребенка, выгода и удобства для семьи, изменения женского молока в процессе лактации, периоды грудного вскармливания, показания к введению прикорма, признаки готовности ребенка к прикорму, сроки и правила введения прикорма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
питание детей первого года жизни | 107.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Характеристика пищеварения у грудных детей = незрелость пищеварительной системы, низкая продукция ферментов = малая емкость желудка = ограниченность запасов в организме белка, витаминов и пр. = незрелость защитных систем пищеварительной системы
Грудное вскармливание Кормление ребенка посредством прикладывание к груди матери, когда на протяжении 5-6 месяцев ребенок получает исключительно грудное молоко, а с 5-6 месяцев наряду с грудным молоком получает прикорм.
Выгода и удобства грудного вскармливания ГМ всегда готово к употреблению и не требует приготовления ГМ не может скиснуть или испортиться ГМ достаётся бесплатно ГМ снижает риск аллергических заболеваний ГМ снижение риска развития ожирения и диабета
Значение грудного вскармливания ГМ отвечает индивидуальным потребностям своего ребенка Состав нутриентов ГМ меняется на протяжении лактации, приспосабливаясь к изменяющимся потребностям ребенка ГМ кроме питательных веществ содержит гормоны, витамины, факторы роста и дифференцировки тканей – происходит защита ребенка от инфекций, аллергии
Значение грудного вскармливания При кормлении грудью возникает тесная психо-эмоциональная связь между матерью и ребенком, создает для ребенка атмосферу любви и защищенности.
Изменение женского молока Молозиво – выделяется в конце беременности и в первые дни лактации (3-5 дней). Это густая, клейкая жидкость желтого цвета, высокой плотности, вырабатывающаяся в количестве 10-100мл в день. Это важная промежуточная форма при переходе парентерального питания плода к энтеральному питанию ребенка. По антигенному составу оно близко новорожденному, поэтому легко усваивается.
Изменение женского молока Переходное молоко – к 3-5 дню молочные железы наполняются. Это «приход», «прилив» молока. Переходное молоко выделяется в течение 10- 15 дней. Зрелое молоко – уникально по составу, содержит сотни различных компонентов и список последних постоянно пополняется.
Изменение женского молока Ранее молоко (переднее) – богато водой, белком, лактозой, но бедно жиром. Имеет голубоватый оттенок. С ним ребенок получает достаточное количество воды. Позднее (заднее) – обеспечивает ребенка энергией, так как в нем значительно больше жира.
Периоды грудного вскармливания Подготовительный – формирование психологической установки на кормление грудью, начиная с детства будущей матери, активная подготовка к лактации во время беременности.
Периоды грудного вскармливания Период взаимной адаптации матери и ребенка: 1. начальный (первые 3-5 дней жизни ребенка) от первого прикладывания к груди до «прилива» молока 2. переходный – от нерегулярного питания (« по требованию») до формирования устойчивого ритма голода и насыщения с более или менее фиксированными часами кормлений (с 3-5 дня жизни до 1-2 месяцев)
Периоды грудного вскармливания Основной период – устойчивая лактация, вначале исключительно, затем преимущественно грудное вскармливание с постепенно возрастающими интервалами между кормлениями ( с 1-2 месяцев до 5-6 месяцев)
Периоды грудного вскармливания Период прикормов – постепенное отлучение ребенка от груди матери (от введения первого блюда основного прикорма до конца 1-го года жизни)
Критерии достаточности материнского молока «Мокрые пеленки» - мочеиспускание 6 раз в сутки и более, моча бесцветная или бледно-желтая Прибавка в весе ( 800г/ мес в первом полугодии, 400г/ мес – во втором полугодии) Спокойное поведение ребенка, преобладание положительных эмоций
Спокойный длительный сон Бархатистость и чистота кожи, ее розовый цвет Хороший тургор тканей Стул от 1 до 6-8 раз в сутки, однородной консистенции Устойчивость к заболеваниям.
Подозрение на недостаток молока Беспокойство и крик ребенка во время или сразу после кормления Ребенок долго сосет грудь, совершает много сосательных движений, но нет глотательных Редкие мочеиспускания, моча концентрированная с запахом Плотный, сухой, редкий стул («голодный»)
Беспокойный сон, частый плач, «голодный» крик Ощущение матерью полного опорожнения грудных желез еще при активном сосании ребенка, при сцеживании после кормлений молока нет Задержка темпов нарастания массы
ПРИКОРМ Введение в рацион ребенка 1-го года жизни дополнительной пищи животного или растительного происхождения, которая постепенно вытесняет грудное молоко и способствует переводу ребенка на питание « взрослого типа».
Зачем вводить прикорм? Недостаточное поступление пищевых ингредиентов и энергии – увеличение потребности растущего организма Необходимость приучения ребенка к новым видам пищи и формирование навыков потребления густой, а затем и плотной пищи Необходимость развития и тренировки пищеварительной системы
Показания к введению прикорма Достижение ребенком определенной степени биологической зрелости (возраст 5-6 месяцев) Наличие признаков готовности к введению прикорма Наличие признаков неудовлетворенности ребенка получаемым объемом молока при достаточной лактации у матери
Признаки готовности к введению прикорма Достаточная зрелость органов пищеварения для переваривания новых продуктов. Эмоциональное восприятие ребенком пищи и процедуры кормления. Желательно, чтобы ребенок устойчиво сидел и совершал целенаправленные движения головой, руками.
Признаки готовности к введению прикорма Угасания рефлекса «выталкивания» языком, появление готовности к жевательным движениям, использование языка для продвижения пищи во рту, проглатывание комочка полугустой пищи .
Оптимальный срок введения прикорма 4-6 месяцев.
Правила введения прикорма Начинать вводить новые блюда и продукты следует только здоровому ребенку. Каждое новое блюдо вводят с малых количеств (1-2ч.л.) постепенно доводя порцию до нужного объема. Нельзя вводить два новых вида прикорма одновременно.
Новые блюда лучше вводить в утренние часы, чтобы проследить за реакцией ребенка. Блюда должны быть вначале гомогенными, полужидкими, затем их следует делать более густыми, а позже и более плотными, приучая ребенка к жеванию, продвижению пищи к глотке и проглатыванию.
Блюда прикорма даются перед кормлением грудью. Вначале вводят монокомпонентные блюда, после привыкания – поликомпонентные . Блюда прикорма даются в теплом виде с ложечки.
В качестве первого прикорма назначается овощное пюре или каша. Его выбор зависит от состояния здоровья и функционального состояния пищеварительной системы ребенка. Д етям со сниженной массой тела, учащенным стулом в качестве первого прикорма целесообразно вводить каши промышленного производства, при избыточной массе тела и запорах - овощное пюре
Овощной прикорм рекомендуется начинать монокомпонентных пюре, а зерновой - с безмолочных каш из одного вида крупы, разводя их грудным молоком или детской молочной/лечебной смесью, которую получает ребенок. К овощному пюре добавляется растительное масло, к каше - сливочное.
В возрасте 6 мес. важно назначить ребенку мясное пюре – источник легкоусвояемого железа. Затем вводится в рацион фруктовое пюре. С 7 мес. в питание добавляется желток , а с 8 мес . – пюре из рыбы , которое следует давать 2 раза в неделю вместо мясного блюда.
Неадаптированные кисломолочные напитки (кефир, йогурт, биолакт ) назначаются ребенку не ранее достижения 8 месячного возраста в объеме не более 200 мл. С 8 мес. возраста в рацион вводится детский творог в количестве не более 50 г в сутки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вскармливание детей первого года жизни
Правила вскарлмивания детей до года, практический блок в котором есть вопросы по расчету количества питния и составлению меня детям до года,контролирующий блок с тестами....
Методическая разработка лекции Тема:«Лекарственные формы для новорожденных детей и детей первого года жизни»
Детский организм от взрослого отличается рядом анатомо-физиологических особенностей. Дети развиваются очень быстро. В каждый период жизни (неделя, месяц, год) ребенка следует рассматривать уже как сов...
Организация специфической профилактики инфекционных болезней у детей первого года жизни
Правильная организация специфической профилактики инфекционных болезней у детей, позволит избежать тяжелых поствакцинальных осложнений и реакций., способствует снижению частоты заболеваемо...
Теория. Лекарственные формы для новорожденных и детей первого года жизни
Теоретический материал по теме Лекарственные формы для новорожденных и детей 1-го года жизни для специальности Фармация...
Курс "Здоровый человек и его окружение. Здоровый ребенок." Тема занятия: "Вскармливание детей первого года жизни. Искусственное и смешанное вскармливание"
Рассматриваются вопросы исусственного и смешанного вскармливания: определение, причины перевода, показания и правила кормления, отличие грудного молока от смеси, виды смесей....
лекция 5 - Физическое и нервно-психическое развитие детей первого года жизни
лекция 5 - Физическое и нервно-психическое развитие детей первого года жизни...
Нервно- психическое развитие детей первого года жизни
Нервно-психическое развитие детей первого года жизни...