Тема: «КВН по творчеству Н.А. Некрасова (200 лет со дня рождения русского поэта)"
методическая разработка

Татаренко Лина Гиляриевна

Данное мероприятие прошло с большим интересом для ребят и чувством удовлетворения от проделанной работы у меня. Ребята поделились на две команды, придумали назваия, работали дружно, слажено, с азартом. Каждый из них могу представить свои знания и умения: кто-то лучше всех знает стихотворения Н.А. Некрасова, а кто-то прекрасно знает поэму "Кому на Руси жить хорошо". Оказалось, что в группе есть даже художники, которые смогли написать портрет Некрасова...ну так, как они это увидели! В целом было весело, познавательно и актуально!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образование Калининградской области

государственное автономное учреждение

Калининградской области

профессиональная образовательная организация

«Колледж сервиса и туризма»

(ГАУ КО ПОО КСТ)

ОДОБРЕНО

на заседании ПЦК

общих гуманитарных и социальных дисциплин

протокол № от « » 2021г.

Председатель ПЦК _____________  (Седова Д.А.)

Методическая разработка

открытого мероприятия

Тема: «КВН по творчеству Н.А. Некрасова (200 лет со дня рождения русского поэта»

Специальность: «Повар, кондитер», группа пк20-2к, 2 курс, 3 корпус

Преподаватель  Татаренко Л.Г.

Калининград, 2021 г.


План открытого мероприятия

Тема: «КВН по творчеству Н.А. Некрасова (200 лет со дня рождения русского поэта»  

К народу возбуждать вниманье сильных мира –

 чему достойнее служить могла бы лира?

Н.А. Некрасов

Цели: 

Дидактическая: отрабатывать навыки мастерства устного публичного выступления, выразительное чтение стихотворений (профессиональной речи); провести поэтический анализа стихотворения «Родина»; конкурс капитанов – индивидуальные знания и умение обучающихся; конкурс художников (написать портрет Н.А. Некрасова, индивидуальные знания и умения обучающихся); найти соответствие между названием стихотворения и тематикой (работа в группах); собрать воедино и прочесть четверостишье из стихотворений (работа в группах); найти соответствие между изобразительно- выразительными средствами и отрывками стихотворений (работа в группах); по заданным отрывкам из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» определить, чей этой портрет

Развивающая: формировать четкость и ясность при устных ответах; умение работать в команде; развивать познавательную деятельность обучающихся, их коммуникативные и профессиональные навыки; целеустремленность, уверенность в себе; совершенствовать художественное  мастерство, чувство ответственности за порученное дело

Воспитывающая: прививать интерес к проведению тематических мероприятий по дисциплинам курса; воспитывать трудолюбие, активность при ответах; мотивировать студентов к изучению выбранной профессии

Ход мероприятия

Этапы урока

Время

Мотивация

Ресурсы

Деятельность

преподавателя

Деятельность студентов

1

Организационный момент.

3 мин.

готовность к мероприятию

план-конспект мероприятия

постановка целей, ознакомление с эпиграфом,  обсуждение

прослушивание информации преподавателя

2

Актуализация познавательной деятельности

25 мин.

активное участие в процессе  мероприятия

тематический раздаточный материал: стихотворение Н.А. Некрасова «Родина»

прослушивание задания

выразительное чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Родина»

3

Изучение нового материала.

25 мин.

активность при выполнении совместной работы

раздаточный материал: стихотворение Н.А. Некрасова «Родина»

проведение совместной работы - выполнение поэтического анализа

стихотворения Н.А. Некрасова «Родина»

проведение совместной работы - выполнение поэтического анализа

стихотворения Н.А. Некрасова «Родина»

4

Закрепление материала

15 мин.

активность, быстрота, качество выполняемой работы;

качественный продукт, приближенный к оригиналу; активность при выполнении совместной работы

раздаточный материал;

портрет Н.А. Некрасова;

раздаточный

материал: найти соответствие между названием стихотворения и тематикой;

найти соответствие между изобразительно-выразительными средствами и отрывками стихотворений; определить, чей это портрет

проверка выполнения задания

конкурс капитанов;

конкурс художников: написать портрет Н.А. Некрасова; совместное выполнение в команде

5

Подведение итогов.

Обсуждение полученных результатов.

5 мин.

лучшие результаты в команде

обсуждение лучших ответов

обсуждение лучших ответов

6

Информирование о домашнем задании и инструктирование по его выполнению.

Конспект  мероприятия

Тема урока: «КВН по творчеству Н.А. Некрасова (200 лет со дня рождения русского поэта»  

Цели урока:

Дидактическая: отрабатывать навыки мастерства выразительного чтения стихотворений; провести поэтический анализа стихотворения «Родина»; конкурс капитанов – индивидуальные знания и умение обучающихся; конкурс художников (написать портрет Н.А. Некрасова) – индивидуальные знания и умения обучающихся; найти соответствие между названием стихотворения и тематикой (работа в группах); собрать воедино и прочесть четверостишье из стихотворений (работа в группах); найти соответствие между изобразительно- выразительными средствами и отрывками стихотворений (работа в группах); по заданным отрывкам из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» определить, чей этой портрет

Развивающая: формировать четкость и ясность при устных ответах; умение работать в команде; развивать познавательную деятельность обучающихся, их коммуникативные и профессиональные навыки; целеустремленность, уверенность в себе; совершенствовать художественное  мастерство, чувство ответственности за порученное дело

Воспитательная: прививать интерес к проведению тематических мероприятий по дисциплинам курса; воспитывать трудолюбие, активность при ответах; мотивировать студентов к изучению выбранной профессии

Оборудование урока: план-конспект мероприятия; раздаточный тематический материал – стихотворение Н.А. Некрасова «Родина»; задания для конкурса капитанов; задания для студентов (раздаточный материал – найти соответствие между названием стихотворения и тематикой); задание для студентов (раздаточный материал – найти соответствие между изобразительно-выразительными средствами и отрывками стихотворений); задание для студентов (раздаточный материал – определить, чей это портрет, даны два столбца четверостиший из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Ход мероприятия

 

  1. Организационный момент: Вступительное слово преподавателя русского языка и литературы Татаренко Л.Г.

-Добрый день, ребята и уважаемые гости! Сегодня мы с вами проводим тематическое мероприятие, посвященное  200-летию со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова. Он известен современным читателям как «самый крестьянский» поэт России: именно он одним из первых заговорил о трагедии крепостничества и исследовал духовный мир русского крестьянства. Также Николай Некрасов был успешным публицистом и издателем: его «Современник» стал легендарным журналом своего времени.

Некрасовским творчеством восхищались многие: В.Г. Белинский называл его «истинным поэтом», а Н. Г. Чернышевский говорил, что он — «гениальный и благороднейший из всех русских поэтов». Традиции Некрасова — великая школа художественного мастерства. Словно завет звучат слова поэта: Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте, спасибо вам скажет сердечное Русский народ. Народный заступник и патриот, «певец народного горя».

- Мне хотелось бы обратить ваше внимание на эпиграф: «К народу возбуждать вниманье сильных мира – чему достойнее служить могла бы лира?» Н.А. Некрасов. Проводится обсуждение.

Группа делится на две команды, ребята выбирают капитана команды.
1.  Конкурс чтецов.

По одному чтецу из каждой команды. Время выполнения – 10 минут.

Стихотворение Н.А. Некрасова «Родина»:

И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь текла отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть,
Но, ненависть в душе постыдно притая,
Где иногда бывал помещиком и я;
Где от души моей, довременно растленной,
Так рано отлетел покой благословленный,
И неребяческих желаний и тревог
Огонь томительный до срока сердце жег…
Воспоминания дней юности — известных
Под громким именем роскошных и чудесных, —
Наполнив грудь мою и злобой и хандрой,
Во всей своей красе проходят предо мной…

Вот темный, темный сад… Чей лик в аллее дальной
Мелькает меж ветвей, болезненно-печальный?
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил… о! знаю, знаю я!.
Навеки отдана угрюмому невежде,
Не предавалась ты несбыточной надежде —
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы…
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
Она была горда, упорна и прекрасна,
И всё, что вынести в тебе достало сил,
Предсмертный шепот твой губителю простил!.

И ты, делившая с страдалицей безгласной
И горе и позор ее судьбы ужасной,
Тебя уж также нет, сестра души моей!
Из дома крепостных любовниц и царей
Гонимая стыдом, ты жребий свой вручила
Тому, которого не знала, не любила…
Но, матери своей печальную судьбу
На свете повторив, лежала ты в гробу
С такой холодною и строгою улыбкой,
Что дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой.

Вот серый, старый дом… Теперь он пуст и глух:
Ни женщин, ни собак, ни гаеров, ни слуг, —
А встарь?. Но помню я: здесь что-то всех давило,
Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло.
Я к няне убегал… Ах, няня! сколько раз
Я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час;
При имени ее впадая в умиленье,
Давно ли чувствовал я к ней благоговенье?.

Ее бессмысленной и вредной доброты
На память мне пришли немногие черты,
И грудь моя полна враждой и злостью новой…
Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет;
Но всё, что, жизнь мою опутав с детских лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым, —
Всему начало здесь, в краю моем родимом!.

И с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор —
В томящий летний зной защита и прохлада, —
И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,
Понурив голову над высохшим ручьем,
И набок валится пустой и мрачный дом,
Где вторил звону чаш и гласу ликованья
Глухой и вечный гул подавленных страданий,
И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил…

Год написания: 1846

 

Совместная работа двух команд. Поэтический анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Родина»

В творчестве Н. А. Некрасова особенно громко и значимо звучит гражданская тема. Поэт не может спокойно смотреть на социальную несправедливость, тиранию «сильных мира» и бесправное положение простого народа. Он видит своей задачей обратить внимание на эти проблемы, показать необходимость общественных изменений. Многомудрый Литрекон предлагает подробный анализ стихотворения «Родина» по плану. В нем Некрасов обращается к тяжелым воспоминаниям детства и говорит о недопустимости тирании, калечащей человеческие судьбы.

Стихотворение «Родина» было написано Н. А. Некрасовым в 1846 году после посещения родового поместья в селе Грешнево Ярославской губернии, где прошло детство поэта.

Н. А. Некрасов всю жизнь вспоминал проведенные там годы со злобой и отвращением. Жизнь помещиков протекала среди постоянных пиров, разврата и издевательств над крестьянами. Взявший на себя обязанности исправника, отец поэта часто брал ребенка с собой, и тот невольно становился свидетелей жестоких сцен расправ над «провинившимися» крестьянами. 

Мать и сестра поэта, гордые и прекрасные женщины, вынуждены были страдать и всю жизнь подчиняться воле тирана-отца. Эти детские впечатления нашли отражение в печальном и жестоком стихотворении «Родина».

2. Конкурс капитанов. Выполнение задания – 5 минут.

1. Издателем какого журнала стал Н. А. Некрасов с 1847 года? (“Современник”).

2. Кому посвящал Некрасов свои первые стихотворные опыты? (Матери Елене Андреевне).


3. В двух конвертах находятся задания для капитанов – разрезанные на отдельные слова строки некрасовских стихов. Их необходимо собрать и прочесть. Кто быстрее и правильнее?


1 конверт


2 конверт


Кто живет без печали и гнева,


Иди в огонь за честь отчизны,


Тот не любит отчизны своей.


За убежденье, за любовь!

4. Конкурс художников.

Каждая команда получила равноценное домашнее задание: нарисовать портрет Н.А. Некрасова. Время выполнения – 5 минут.

5. Найти соответствие между названием стихотворения и тематикой

Судьба русской женщины


Время выполнения – 5 минут.

“Поэт и гражданин”


Назначение поэта


“Я не люблю иронии твоей…”


Тема родины, народа


“Тройка”


Любовная лирика


“Размышления у парадного подъезда”

6. Найти соответствие между изобразительно-выразительными средствами и отрывками стихотворений

Олицетворение


И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах…а сам с ноготок!

“Крестьянские дети”


Сравнение


Тяжелый год – сломил меня недуг,
Беда застигла, – счастье изменило…
“Тяжелый год – сломил меня недуг…”


Эпитет


Подобно муравью, трудолюбив мужик.
“Кому на Руси жить хорошо”


Литота


Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит…

“Железная дорога”

7. Определить, чей это портрет. (из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).  Выполнение задания – 5 минут.


С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет нестриженой,
С большущей бородой
Дед на медведя смахивал… (Савелий из поэмы “Кому на Руси жить хорошо”).

8.У него “кость широкая, Но сильно исхудалое Лицо – их недокармливал Хапуга-эконом”. Кто это? (Гриша Добросклонов из поэмы “Кому на Руси жить хорошо”).

Проводится обсуждение хода мероприятия. Оцениваются лучшие ответы студентов.

Преподаватель русского языка и

литературы                                                              Татаренко Л.Г.

10.12.2021






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по творчеству Н.А.Некрасова.

Данный тест по творчеству Н. А.Некрасова  составлен для учащихся первого курса НПО с целью проверки знаний после изучения творчества поэта. Рассчитан на один урок. Предполагает знание учащимися о...

физические явления в произведениях русских поэтов и писателей

В работе собран материал о физических основах физических явлений природы и их упоминании в литературных произведениях...

Конспект урока по творчеству Н.А.Некрасова

Конспект урока по творчеству Н.А. Некрасова....

Конспект урока по творчеству Н.А.Некрасова.

Конспект урока "Я лиру посвятил народу своему"....

Беседа "205-лет со дня рождения русского поэта М.Ю. Лермонтова".

Ознокомление учащихся с биографией и творчеством  поэта М.Ю. Лермонтова....

Жизнь и творчество Н.А.Некрасова

Русская лирика первой половины XIX века описывала с болью и сочувствием, негодуя и протестуя, страдания народа, выражала любовь и внимание к народной жизни. Вспомните «Деревню» А. Пушкина,...