Программа для обучения студентов по профессии 43.01.09 Повар, кондитер "Русский язык"
рабочая программа
ОДБ.02 Русский язык
Программа учебной дисциплины соответствует требованиям ФГОС СПО. Включает в себя цель и задачи дисциплины, место дисциплины в структуре ОПОП, требования к результатам освоения дисциплины, объем дисциплины и виды учебной работы, содержание дисциплины (содержание разделов дисциплины, разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами, разделы дисциплины и виды занятий), виды и формы самостоятельной внеаудиторной работы студентов, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (основная, дополнительная литература, программное обеспечение, базы данных, информационные справочные и поисковые системы), методические рекомендации по организации изучения дисциплины, материально-техническое обеспечение дисциплины.
1.1. Область применения программы.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 35. 01.14 Мастер по технологическому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины.
Содержание программы «Русский язык и литература. Русский язык» направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
- формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
- совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
1.4. Требования к результатам освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
«Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- личностных:
−− воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
−− понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; −− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры;
−− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню раз-вития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
−− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности до-стижения поставленных коммуникативных задач;
−− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
−− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, по-требность речевого самосовершенствования;
- метапредметных:
−− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (по-ниманием), говорением, письмом;
−− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использо-вание приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
−− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, обще-ственно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
−− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличност-ного и межкультурного общения;
−− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, по-лучаемую из различных источников;
−− умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой инфор-мации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изуче-ния русского языка;
- предметных:
−−сформированность понятий о нормах русского литературного языка и при-менение знаний о них в речевой практике;
−−сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
−− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
−− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
−− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннота-ций, рефератов, сочинений различных жанров;
−−сформированность представлений об изобразительно-выразительных возмож-ностях русского языка;
−−сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
−− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргумен-тированных устных и письменных высказываниях;
−− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного вос-приятия и интеллектуального понимания;
−−сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Промежуточная аттестация в форме письменного экзамена
Наименование разделов и тем дисциплины:
Введение
Раздел 1.
Тема 1.1 Язык и речь. Функциональные стили речи
Раздел 2. Лексика и фразеология
Раздел 3. Тема 3.1. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
Раздел 4. Тема 4.1. Морфемика, словообразование, орфография
Раздел 5. Тема 5.1. Морфология и орфография
Раздел 6. Служебные части речи
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11.2018_yazyk.docx | 49.94 КБ |
11.2018_lit-ra.doc | 247.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Вурнарский сельскохозяйственный техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Рассмотрена Утверждена
на занятии ЦК Приказом от «_ » _201_ г. №
протокол от « »_201_г.
Руководитель
______________Федотова Л.П
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ОДБ.02
2018 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организацийРекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования «(ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
Протокол №3 от 21 июля 2015 г.
Организация-разработчик: Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики Государственное Автономное профессиональное образовательное учреждение чувашской республики «Вурнарский сельскохозяйственный техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Разработчик: Васильева Светлана Алексеевна, преподаватель русского языка и литературы
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 10 |
| 13 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК
1.1. Область применения программы.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 43.01.09 Повар, кондитер
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины.
Содержание программы «Русский язык и литература. Русский язык» направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
- формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
- совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
1.4. Требования к результатам освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
«Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- личностных:
−− воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
−− понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; −− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры;
−− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню раз-вития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
−− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности до-стижения поставленных коммуникативных задач;
−− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
−− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, по-требность речевого самосовершенствования;
- метапредметных:
−− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (по-ниманием), говорением, письмом;
−− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использо-вание приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
−− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, обще-ственно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
−− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличност-ного и межкультурного общения;
−− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, по-лучаемую из различных источников;
−− умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой инфор-мации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изуче-ния русского языка;
- предметных:
−−сформированность понятий о нормах русского литературного языка и при-менение знаний о них в речевой практике;
−−сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
−− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
−− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
−− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннота-ций, рефератов, сочинений различных жанров;
−−сформированность представлений об изобразительно-выразительных возмож-ностях русского языка;
−−сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
−− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргумен-тированных устных и письменных высказываниях;
−− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного вос-приятия и интеллектуального понимания;
−−сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины.
Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 114 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 92 часа ;
- самостоятельная работа обучающегося - 22 часов
- практическая работа обучающегося – 73 часа
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 114 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 92 |
в том числе: контрольные работы | 12 |
Практическая работа обучающегося (всего) | 73 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 22 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
РУССКИЙ ЯЗЫК.
Наименование разделов | Содержание учебного материала | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение. | Содержание учебного материала. | 2 | ||
1 | Язык и общество. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский язык в современном мире. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. | 2 | 1 | |
Раздел 1. Язык и речь. | Содержание учебного материала. | 13 | ||
1 | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | 1 | 2 | |
2 | Практическая работа. Функциональные стили речи. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение Официально-деловой стиль речи. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме. Составление заявления. Публицистический стиль речи. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Работа с текстом. Художественный стиль речи. Его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств. Работа с текстом. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста. Функционально-смысловые типы речи. | 7 | ||
3 | Контрольная работа. Работа с текстом на определение особенностей стиля. | 1 | ||
4 | Самостоятельная работа Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. | 4 | ||
Раздел 2. Лексика и фразеология. | Содержание учебного материала. | 8 | ||
1 | Слово в лексической системе языка. | 1 | 2 | |
2 | Практическая работа Изобразительные возможности языка: синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. .Лексика с точки зрения ее употребления .Лексика с точки зрении ее происхождения .Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. | 5 | 2 | |
3 | Самостоятельная работа Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. | 2 | 2 | |
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. | Содержание учебного материала. | 8 | ||
1 | Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Фонетический разбор слова. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. | 1 | 2 | |
Практическая работа. Правописание приставок на З - / С - .Правописание И-Ы после приставок. Орфоэпические нормы. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Благозвучие речи. | 3 | 2 | ||
Контрольные работы. | 1 | |||
Диктант. | ||||
Самостоятельная работа Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. | 3 | |||
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография. | Содержание учебного материала. | 7 | ||
1 | Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем Морфемный разбор слова. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Практическая работа. | 1 | 2 | |
2 | Практическая работа Правописание приставок при- пре- Правописание сложных слов | 4 | ||
4 | Самостоятельная работа Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. | 2 | ||
Раздел 5. Морфология и орфография. | Содержание учебного материала. | 16 | ||
1 | Грамматические признаки слова(грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи. Имя существительное. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Имя существительное. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных Морфологический разбор имени числительного. Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола Употребление форм глагола в речи. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор Причастие. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Употребление причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и -НН- в причастиях. Морфологический разбор причастия. Деепричастие .Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Морфологический разбор деепричастия Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий Морфологический разбор наречия. Слова категории состояния. Их функции в речи. | 7 | 2 | |
2 | Практическая работа по грамматическим признакам слова | 3 | ||
3 | Контрольная работа Диктант | 1 | ||
4 | Самостоятельная работа Морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного имени числительного, местоимения, глагола. Употребление форм имен существительных, имен прилагательных имени числительного, местоимения, глагола в речи. | 5 | ||
Раздел 6. Служебные части речи. | Содержание учебного материала. | 9 | ||
Практическая работа | 4 | |||
1.Предлог как часть речи. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Правописание и употребление предлогов. Союз как часть речи. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Правописание и употребление союзов Частица как часть речи. Правописание и употребление частиц в речи. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями | ||||
Контрольные работы Диктант | 1 | |||
Самостоятельная работа Употребление союзов в простом и сложном предложении. Употребление частиц и междометий в речи. | 4 | |||
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация. | Содержание учебного материала. | 56 | ||
1 | Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний Синтаксический разбор словосочетаний (самостоятельная работа). | 3 | 2 | |
2 | Практическая работа | 51 | ||
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, дополнение, обстоятельство). Контрольные работы по теме. Практическая работа по главным и второстепенным членам предложения. Роль второстепенных членов. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Тест. Синонимия односоставных предложений. Использование неполных предложений в речи. Работа с текстом. Осложненное простое предложение. Однородные и неоднородные определения. Предложения с однородными членами. Контрольные работы по теме. Диктант. Предложения с обособленными членами. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Предложения с уточняющими членами. Вводные слова и предложения. Работа с текстом. Знаки препинания при обращении. Работа с текстом. Знаки препинания при междометии. Способы передачи чужой речи. Прямая речь и знаки препинания при прямой речи. Работа с текстом. Замена прямой речи косвенной. Практическая работа. Цитата. Диалог. Знаки препинания при диалоге Контрольные работы по теме. Диктант. Сложное предложение. Сложноподчиненное предложение в разных типах и стилях речи. Бессоюзное сложное предложение. Использование БССП в речи. Самостоятельная работа. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений. Работа с текстом. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Работа с текстом. Анализ ССЦ. Период и его построение. Контрольные работы. Диктант. Сочинение на свободную тему. Сочинение на свободную тему. Практическая работа Роль словосочетания в построении предложения. Синонимия простых предложений. Синонимия сложных предложений. Использование сложных предложений в речи.
| ||||
Самостоятельная работа 2 Сложносочинённое предложение Сложноподчиненное предложение |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
- Рабочее место преподавателя – 1
- Рабочие места учащихся – 30
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Учебники и учебные пособия:
- Суров И.Н.Русский язык и литература: Литература (базовый уровень) : учебник дл 11 класса: среднее общее образование: в 2 ч. Ч.2 / И.Н.Сухих.- М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 368 с.
- Антонова Е.С Русский язык : учебник для учреждений нач. и сред. проф. Образования / Е. С. Антонова, Т.М. Воителева. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 384 с.
- Воителева Т.М Русский язык и литература: Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса: среднее общее образование / Т.М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 336 с.
- Сухих И.Н. Русский язык и литература: Литература (базовый уровень): учебник для 10 класса: среднее общее образование: в 2 ч. Ч. 2 / И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с.
- Сухих И.Н. Русский язык и литература: Литература (базовый уровень): учебник для 10 класса: среднее общее образование: в 2 ч. Ч.1 /И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 352 с.
- Русский язык: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования [Н.А. Герасименко, В.В. Леднёва, т.Е. Шаповалова и др.]; под.ред. Н.А. Герасименко. – 16-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2016 . – 496 с.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; | Пересказ, ответы на вопросы |
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готов-ность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятель-ности; | Собеседование Сочинение Доклад Анализ стихотворения, отрывка |
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и спо-собность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; − готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образо- ванию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; | Собеседование Сочинение |
− эстетическое отношение к миру; − совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов; − использование для решения познавательных и коммуникативных задач раз-личных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.); | Собеседование, письменный опрос |
- метапредметных: − умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, фор-мулировать выводы; − умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; | Собеседование Доклад |
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анали-зировать, использовать в самостоятельной деятельности; − владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; | Собеседование Сочинение |
Предметных − сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; − сформированность навыков различных видов анализа литературных произ-ведений; | Художественное чтение Чтение наизусть |
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; − владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; − владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннота-ций, рефератов, сочинений различных жанров; | Собеседование Диспут |
- - знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры; − сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; | Сочинение |
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; | |
- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального лич-ностного восприятия и интеллектуального понимания; | Собеседование, анализ произведения |
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. | Собеседование тестирование |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Вурнарский сельскохозяйственный техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Рассмотрена Утверждена
на занятии ЦК Приказом от «_» _201_ г. №
протокол от « »_201_г.
Руководитель
______________Федотова Л.П
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.03 ЛИТЕРАТУРА
2018 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования «(ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
Протокол №3 от 21 июля 2015 г.
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение чувашской республики «Вурнарский сельскохозяйственный техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Разработчик: Васильева Светлана Алексеевна, преподаватель русского языка и литературы
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 16 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЛИТЕРАТУРА
- Область применения программы.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО: 43.01.09 Повар, кондитер
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовер-шенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, куль-туры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процес-са; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способ-ностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и фор-мы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном про-цессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведе-ния как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений раз-личных типов; поиска, систематизации и использования необходимой инфор-мации, в том числе в сети Интернет.
1.4. Требования к результатам освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- личностных:
−− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
−− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готов-ность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятель-ности;
−− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и спо-собность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
−− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образо-
ванию как условию успешной профессиональной и общественной деятель-ности;
−− эстетическое отношение к миру;
−− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
−− использование для решения познавательных и коммуникативных задач раз-личных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
- метапредметных:
−− умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
−− умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
−− умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
−− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- предметных:
−− сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
−− сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
−− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
−− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
−− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
−− знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
−− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
−− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
−− владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
−− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины.
Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 171 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 139 часов;
- самостоятельная работа обучающегося – 32 часа
- практическая работа обучающегося – 119 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 171 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 132 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 32 |
Практическая работа обучающегося (всего) | 119 |
В том числе : Сочинения | |
Промежуточная аттестация экзамен |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ЛИТЕРАТУРА.
Наименование разделов | Содержание учебного материала | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Литература XIX века. | ||||
1 | Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. | 1 | 2 | |
Тема 1.1. Русская литература первой половины XIX века. | Содержание учебного материала | 11 | ||
1 | Литературная борьба. Романтизм как ведущее направление русской литературы 1 пол.19 века. Самобытность русского романтизма. Лермонтов М. Ю. Этапы творчества. Стихотворения: «Поэт», «Дума», «Родина». Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотив одиночества. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество. Гоголь Н.В. Сведения из биографии. «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе. | 5 | 2 | |
2 | Практическая работа Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина Философское начало в ранней лирике. Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина. Тема поэта и поэзии. Лирика любви и дружбы. Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Развитие реализма в творчестве Пушкина. | 2 | 2 | |
3 | Самостоятельная работа: Систематическая проработка конспектов занятий, чтение художественной литературы Самостоятельное чтение: Пушкин А.С. «Сожженное письмо», «Я Вас любил», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Безумных лет угасшее веселье», «Зима. Что делать мне в деревне?», «Все в жертву памяти твоей...», «Желание славы», «Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Осень», «Бесы», «Когда по улицам задумчив я брожу…». Лермонтов М. Ю. Поэма «Демон». Драма «Маскарад». | 4 | ||
Тема 1.2. Русская литература второй половины XIX века. | Содержание учебного материала | 89 | ||
1 | Культурно-историческое развитие России середины 19 века. Феномен русской литературы. Нравственные поиски героев. Литературная критика. Журнальная полемика. Гончаров И.А. Сведения из биографии. «Обломов». Творческая история романа. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху. Тургенев. И.С. Сведения из биографии. «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Павел Петрович Кирсанов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина).нравственная проблематика романа. Анна Сергеевна Одинцова. Тема любви в романе. Образ Базарова. Родители Базарова. Заключительные сцены в романе. Лесков Н.С. Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник». Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. | 4 | 2 | |
Салтыков-Щедрин М.Е. Сведения из биографии. «История одного города»(обзор).Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приёмы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы Практическая работа Достоевский Ф.М. Сведения из биографии. «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Петербург в романе. Семья Мармеладовых. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. «Наказание» Раскольникова. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Соня Мармеладова. Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. Сочинение по творчеству Ф.М.Достоевского Толстой Л.Н. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя. Роман-эпопея «Война и мир». Символическое значение «войны» и «мира».Светское общество в романе. Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Ростовы. Болконские. Первый бал Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Проблема народа и личности. Образ Платона Каратаева. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе. Эпилог. Идейные искания Толстого. Обзор творчества позднего периода, «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат». Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого. Чехов А.П. Сведения из биографии. «Студент».«Ионыч». «Человек в футляре».«Крыжовник». Новаторство Чехова. Чехов – репортер Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Комедия «Вишневый сад». Драматургия Чехова. Жизненная беспомощность старых хозяев вишнёвого сада(Раневская, Гаев). Новый хозяин вишневого сада (Лопахин). Будущее в пьесе (Аня, Петя). | ||||
63 | 2 | |||
Тест по творчеству А.П.Чехова. | ||||
Тема 1.3. Зарубежная литература (обзор). | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 | Зарубежная литература (обзор). В. Шекспир «Гамлет». О. Бальзак «Гобсек», Г. Флобер «Саламбо». (Краткий обзор произведений ). Поэты-импрессионисты (Ш. Бодлер, А. Рембо, О. Ренуар, П. Малларме).Ознакомление с лирикой поэтов. | 3 | 2 | |
Раздел 2. Литература XX века. | ||||
Введение. | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала XX века. | 1 | 2 | |
Тема 2.1. Русская литература на рубеже веков. | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Бунин И.А. Сведения из биографии. Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе. Рассказы: «Деревня», «Господин из Сан-Франциско». Куприн А.И. Сведения из биографии. Рассказ «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. | 2 | 2 | |
2 | Самостоятельная работа: Систематическая проработка конспектов занятий, чтение художественной литературы Произведения для самостоятельного чтения: И.А. Бунин. Сведения из биографии. Стихотворения: «Вечер», «Не устану повторять вас, звезды!…», «Мы встретились случайно на углу», «Я к ней пришел в полночный час…», «Ковыль», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…». А.И. Куприн. Рассказы: «Олеся», «Поединок», | 2 | ||
Тема 2.2. Поэзия начала ХХ века. | Содержание учебного материала | 16 | ||
1 | Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в. Модернизм: путь к новой гармонии. Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Русская литература рубежа веков. Литературные течения поэзии русского модернизма. Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева. Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. К.Бальмонт. Сведения из биографии. Стихотворения. Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Акмеизм. Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Н.С. Гумилев. Сведения из биографии. Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. Футуризм. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж | 4 | 2 | |
2 | Практическая работа Своеобразие лирических сюжетов в поэзии Гумилева. Яркое, глубокое открытие утончённых сфер духовной жизни, их развитие. И.Северянин. Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества. Поиски новых поэтических форм Поиск естественной красоты. Лирический герой И.Северянина. В.В. Хлебников. Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ. | 5 | 2 | |
13 | Самостоятельная работа Чтение стихотворений поэтов серебряного века наизусть. Крестьянская поэзия. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX века в творчестве Н.А. Клюева. Самостоятельная работа: Систематическая проработка конспектов занятий, чтение художественной литературы. Произведения для самостоятельного чтения: В.Я. Брюсов. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». А. Белый. Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». В.В. Хлебников. Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…». | 7 | 2 | |
Тема 2.3. Литература 20-х годов (обзор). | Содержание учебного материала | 22 | ||
1 | Практическая работа М. Горький. Сведения из биографии. Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Авторская позиция и способ ее воплощения. Ранние рассказы. «Челкаш». Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Художественные искания писателя. Гуманистическая позиция романтического героя. Поэтизация гордых и сильных людей. Пьеса «На дне» как социально-философская драма. Атмосфера духовного разобщения людей. Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Утешительная ложь Луки. Образы Клеща и Пепла. Авторская позиция и способы ее выражения. Образ Сатина в пьесе. Многоплановость и неоднозначность горьковской философской драмы. А.А.Блок. Сведения из биографии. Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России. Литература 20-х годов (обзор). Тема России и революции. Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы Поиски нового героя эпохи. («Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А. Фадеева, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, «Аэлита» А. Толстого). Интеллигенция и революция. Объекты сатирического изображения в прозе 20-х годов (творчество М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, А. Аверченко и др.). В.В. Маяковский. Сведения из биографии. Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни Классное сочинение. 1.Тема Родины в творчестве А.А.Блока. 2.Родная природа в лирике С.А.Есенина. 3.Тема поэта и поэзии в лирике В.В.Маяковского. | 15 | 2 | |
2 | Самостоятельная работа Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных». Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение. С.А. Есенин. Сведения из биографии. Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Восприятие России как «родины кроткой» .Чтение и анализ стихотворений о родине. «Персидские мотивы»:«Шаганэ, ты моя, Шаганэ…»(чтение и анализ стихотворения. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов. Особенности метафоризма Есенина. Самостоятельная работа: Систематическая проработка конспектов занятий, чтение художественной литературы Произведения для самостоятельного чтения: М. Горький. «Коновалов», «Страсти-мордасти», «Старуха Изергиль». А.А.Блок. Поэма «Соловьиный сад», драматургия Блока, стихи. В.В.Маяковский. Стихотворения: «Нате!»,«Разговор с фининспектором о поэзии»,«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», поэма «Во весь голос», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Люблю», «Про это». Пьесы «Клоп», «Баня».Поэма «Анна Снегина». А. Фадеев. «Разгром». | 7 | 2 | |
2 | ||||
Тема 2.4. Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор). | Содержание учебного материала | 29 | ||
1 | Практическая работа Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении. М.И. Цветаева. Сведения из биографии. Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы. А.П. Платонов. Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя. И.Э. Бабель. Рассказы: «Мой первый гусь», «Соль». Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля. М.А. Булгаков. Сведения из биографии. «Мастер и Маргарита». Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры. Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Воланд и его окружение. Образы Мастера и Маргариты. Новаторство романа. Философская концепция. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Фантастическое и реалистическое в романе. Образ Иешуа. М.А. Шолохов. Сведения из биографии. Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Поэтика раннего творчества М. Шолохова. «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. | 20 | 2 | |
3 | Самостоятельная работа О.Э. Мандельштам. Сведения из биографии. Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О. Мандельштама. Патриотизм и гуманизм романа. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя. Идея дома Пантелея Мелехова. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа: Аксинья, Наталья. Мысль семейная Натальи Мелеховой. Судьба людей в годы Гражданской войны(обобщение по всем произведениям).Повторение прочитанных произведений. Классное сочинение. 1.Основные темы романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». 2.Образ Григория Мелехова в романе Шолохова «Тихий Дон». 3.Любовная лирика М.И.Цветаевой. Самостоятельная работа: Систематическая проработка конспектов занятий, чтение художественной литературы Произведения для самостоятельного чтения: М.И.Цветаева « Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу…». А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Повесть «Котлован». М.А.Булгаков. Фельетоны 20-х годов, «Записки юного врача», «Морфий», «Записки на манжетах», «Театральный роман». А.Н. Толстой. Роман «Петр Первый». М.А. Шолохов. «Донские рассказы». | 9 | 2 | |
Тема 2.5. Литература русского Зарубежья. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Самостоятельная работа Русское литературное зарубежье 40–90-х годов (обзор). Тематика и проблематика творчества. Традиции и новаторство. Духовная ценность и обаяние творчества писателей русского зарубежья старшего поколения. Роман «Машенька». Тема России в творчестве Набокова. Проблематика и система образов в романе. Описания эмигрантской среды и воспоминания героя о прошлом, юности. Образ Машеньки. Смысл финала романа. | 2 | 2 | |
Тема 2.6. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. | Содержание учебного материала. | 15 | ||
1 | Самостоятельная работа Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи. Пьеса «Русские люди» К. Симонова. Выборочное чтение ключевых отрывков. Ранняя лирика Ахматовой. Поэзия женской души. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа. Тема Родины. Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Человек и природа. Философичность лирики. Чтение и анализ стихотворений Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Чтение и анализ стихотворений. Художественное своеобразие творчества А. Твардовского. | 1 | 2 | |
2 | Практическая работа Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой. Корреспонденты «Красной звезды», «Правды», «Во славу Родины», «Красноармейская правда». Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе. Рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др.Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др. Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека. Ознакомление с кратким содержанием. Произведения первых послевоенных лет(обзор). Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека. А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь. Первые поэтические сборники. Поэма «Реквием».Чтение с комментированием текста. Б.Л. Пастернак. Сведения из биографии. Ранняя лирика. А.Т. Твардовский. Сведения из биографии. Утверждение нравственных ценностей в творчестве Твардовского. Поэма «По праву памяти».Чтение и анализ глав поэмы. | 14 | 2 | |
Всего: | 171 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
- Рабочее место преподавателя – 1
- Рабочие места учащихся – 30
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Для обучающихся.
Учебники и учебные пособия:
- Суров И.Н.Русский язык и литература: Литература (базовый уровень) : учебник дл 11 класса: среднее общее образование: в 2 ч. Ч.2 / И.Н.Сухих.- М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 368 с.
- Антонова Е.С Русский язык : учебник для учреждений нач. и сред. проф. Образования / Е. С. Антонова, Т.М. Воителева. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 384 с.
- Воителева Т.М Русский язык и литература: Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса: среднее общее образование / Т.М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 336 с.
- Сухих И.Н. Русский язык и литература: Литература (базовый уровень): учебник для 10 класса: среднее общее образование: в 2 ч. Ч. 2 / И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с.
- Сухих И.Н. Русский язык и литература: Литература (базовый уровень): учебник для 10 класса: среднее общее образование: в 2 ч. Ч.1 /И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 352 с.
- Русский язык: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования [Н.А. Герасименко, В.В. Леднёва, т.Е. Шаповалова и др.]; под.ред. Н.А. Герасименко. – 16-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2016 . – 496 с.
Художественные тексты
Литература ХIХ в.
В.А. Жуковский. Сельское кладбище. Вечер. Светлана. Певец во стане русских воинов. Ивиковы журавли. Теон и Эсхин. Лесной царь.
К.Н. Батюшков. Веселый час. Мои Пенаты. К Дашкову. Переход русских войск через Неман. Странствия Одиссея. На развалинах замка в Швеции. Изречение Мельхиседека.
А.С. Пушкин. К другу стихотворцу. Воспоминания в Царском селе. Лицинию. Товарищам. Вольность. К Чаадаеву. Деревня. Погасло дневное светило… Кинжал. Узник. Свободы сеятель пустынный… К морю. Я помню чудное мгновенье… Вакхическая песня. 19 октября. Пророк. Стансы (В надежде славы и добра…). Арион. Анчар. В Сибирь. Поэт. Поэту. 19 октября 1827 г. На холмах Грузии… Дар напрасный, дар случайный… Дорожные жалобы. И.И. Пущину. Я вас любил… Брожу ли я вдоль улиц шумных… Эхо. Мадонна. Бесы. Безумных лет угасшее веселье… Моя родословная. Клеветникам России. Бородинская годовщина. Вновь я посетил… Из Пиндемонти. Когда за городом задумчив я брожу… Памятник. Руслан и Людмила. Кавказский пленник. Цыганы. Полтава. Медный всадник. Борис Годунов. Маленькие трагедии. Арап Петра Великого. Повести Белкина. История села Горюхина. Дубровский. Капитанская дочка. Пиковая дама.
М.Ю. Лермонтов. Нет, я не Байрон… Парус. Предсказание. Два великана. Бородино. Смерть поэта. Когда волнуется желтеющая нива… Поэт. Спор. 1 января. Дума. И скучно и грустно… Родина. Нет, не тебя так пылко я люблю… Выхожу один я на дорогу… Пророк. Боярин Орша. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Мцыри. Демон. Маскарад. Герой нашего времени.
Н.В. Гоголь. Невский проспект. Портрет. Нос. Шинель. Ревизор. Мертвые души.
И.А. Гончаров. Обыкновенная история. Обломов.
Н.А. Некрасов. В дороге. Нравственный человек. Колыбельная песня. Тройка. Когда из мрака заблужденья… Вчерашний день, часу в шестом… Я не люблю иронии твоей… Мы с тобой бестолковые люди… Давно отвергнутый тобой… Школьник. Праздник жизни – молодости годы… Где твое личико смуглое… Внимая ужасам войны… Стихи мои, свидетели живые… В столицах шум, гремят витии… Что ты, сердце мое, расходилося… Поэт и гражданин. Размышления у парадного подъезда. Песня Еремушке. Рыцарь на час. Песни о свободном слове. Газетная. Умру я скоро… Ликует враг, молчит в недоуменье… Зачем меня на части рвете… Зеленый шум. Надрывается сердце от муки… Памяти Добролюбова. Не рыдай так безумно над ним… Пророк. Три элегии. Зине (Ты еще на жизнь имеешь право…). Угомонись, моя муза задорная… Зине (Двести уж дней…). Сеятелям. Музе. Друзьям. Горящие письма. Баюшки-баю. О муза, я у двери гроба… Коробейники. Железная дорога. Мороз – Красный нос. Дедушка. Русские женщины. Современники. Кому на Руси жить хорошо.
Н.Г. Чернышевский. Что делать?
И.С. Тургенев. Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. Новь. Стихотворения в прозе (5–6 по выбору).
А.Н. Островский. Свои люди – сочтемся. Бедная невеста. Бедность – не порок. Доходное место. Гроза. На всякого мудреца – довольно простоты. Горячее сердце. Бешеные деньги. Волки и овцы. Бесприданница. Лес. Без вины виноватые.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Губернские очерки. История одного города. Господа Головлевы. За рубежом. Сказки (3–4 по выбору).
Н.С. Лесков. Очарованный странник. Левша (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе).
Ф.И. Тютчев. С поляны коршун поднялся… Весенняя гроза. Не то, что мните вы, природа... Есть в осени первоначальной… Цицерон. Фонтан. Не верь, не верь поэту, дева… Русской женщине. Эти бедные селенья… О, как убийственно мы любим… Последняя любовь. Весь день она лежала в забытьи… Накануне годовщины 4 августа 1864 г. Умом Россию не понять… Нам не дано предугадать… Я встретил вас…
А.А. Фет. На заре ты ее не буди… Поделись живыми снами… Шепот, робкое дыханье… Сияла ночь… Как беден наш язык… Я тебе ничего не скажу… Еще люблю, еще томлюсь…
А.К. Толстой. Колокольчики мои… Коль любить, так без рассудку… Средь шумного бала… Не ветер, вея с высоты… Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре… Осень! Осыпается весь наш бедный сад… Поток-богатырь. Порой веселой мая. Против течения. Василий Шибанов. Сон Попова. История Государства российского… Царь Федор Иоаннович.
Ф.М. Достоевский. Бедные люди. Белые ночи. Преступление и наказание.
Л.Н. Толстой. Детство. Отрочество. Юность. Казаки. Война и мир. Анна Каренина. Смерть Ивана Ильича. Крейцерова соната. Воскресение. После бала. Хаджи-Мурат.
А.П. Чехов. Смерть чиновника. Хамелеон. Унтер Пришибеев. Толстый и тонкий. Злоумышленник. Тоска. Горе. Враги. Степь. Скучная история. Дуэль. Попрыгунья. Душечка. Дом с мезонином. Палата № 6. Случай из практики. Мужики. В овраге. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Дама с собачкой. Ионыч. Невеста. Чайка. Три сестры. Дядя Ваня. Вишневый сад.
Литература конца ХIХ – начала ХХ в.
Л.Н. Андреев. Баргамот и Гараська. Жизнь Василия Фивейского. Красный смех. Иуда Искариот. Рассказ о семи повешенных.
А.А. Ахматова. Сероглазый король. В Царском селе. Сжала руки под темной вуалью… Вижу выцветший флаг над таможней… Песня последней встречи. Прогулка. Все мы бражники здесь, блудницы... Проводила друга до передней… Мне голос был… Тайны ремесла. Есть в близости людей заветная черта... Петроград, 1919. Клятва. Мужество. Реквием.
К.Д. Бальмонт. Я мечтою ловил уходящие тени... Я вольный ветер… Ангелы опальные. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце... Я – изысканность русской медлительной речи... В домах. Я не знаю мудрости... Есть в русской природе усталая нежность...
А. Белый. Мои слова. В полях. Объяснение в любви. Заброшенный дом. Тройка. Отчаянье. Из окна вагона.
А.А. Блок. Возмездие. Соловьиный сад. Двенадцать. Лирика.
В.Я. Брюсов. Юному поэту. Грядущие гунны. Близким. Кинжал. Нам проба. К счастливым. Довольно. Ассарогадон. Конь блед. Каменщик. Работа. Принцип относительности.
И.А. Бунин. Листопад. Антоновские яблоки. Деревня. Суходол. Господин из Сан-Франциско.
М. Горький. Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Скуки ради. Песня о Соколе. Двадцать шесть и одна. Фома Гордеев. Песня о Буревестнике. Мещане. На дне. Мать. Городок Окуров. Рассказы из сборника «По Руси». Несвоевременные мысли.
З.Н. Гиппиус. Песня. Надпись на камне. Сонет. Пауки. Швея. Все кругом. 14 декабря. 14 декабря 17 года. Чертова кукла.
Н.С. Гумилев. Капитаны. Рабочий. Слоненок. Телефон. Заблудившийся трамвай. Озеро Чад. Жираф. Телефон. Юг. Рассыпающая звезды. О тебе. Дагомыс. Слово.
Б.К. Зайцев. Аграфена. Усадьба Ланиных. Голубая звезда.
А.И. Куприн. Молох. Олеся. Поединок. Гамбринус. Белый пудель. Гранатовый браслет. Суламифь.
В.В. Маяковский. Я сам (автобиография). Послушайте! Мама и убитый немцами вечер. Гимн судье. Облако в штанах. Ода революции. Левый марш. О дряни. Прозаседавшиеся. Необычайное приключение… Окна РОСТА.
Д.С. Мережковский. Парки. Дети ночи. Двойная бездна. Молитва о крыльях. Чужбина – родина. Бог. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы.
Ф. Сологуб. В поле не видно ни зги… Люблю блуждать я над трясиною... Пленные звери. Чертовы качели.
А.Н. Толстой. Мишука Налымов. Приключения Растегина. Хромой барин.
М. Цветаева. Моим стихам, написанным так рано... Змея оправдана звездой... На плече моем на правом... Вот опять окно… Кто создан из камня, кто создан из глины… Белая гвардия, путь твой высок… Маяковскому. Если душа родилась крылатой… Мракобесие. Смерч. Содом. Вскрыла жилы: неостановимо... Уж сколько их упало в эту бездну... Поэма воздуха. Крысолов. Мой Пушкин.
И.С. Шмелев. Человек из ресторана. Пугливая тишина.
Литература ХХ в.
М. Горький. Старуха Изергиль. Челкаш. Фома Гордеев. На дне.
В. Маяковский. Ночь. Из улицы в улицу. А вы могли бы? Несколько слов обо мне самом. Нате. Вам. Послушайте. Кофта фата. Адище города. Скрипка и немножко нервно. Левый марш. Приказ по армии искусства. Хорошее отношение к лошадям. Прозаседавшиеся. Лиличка! Любовь. Письмо товарищу Кострову... Письмо Татьяне Яковлевой. Уже второй должно быть ты легла... Про это. Хорошо! Во весь голос. Клоп. Баня.
С. Есенин. Поет зима – аукает… Выткался на озере алый свет зари... Шел Господь пытать людей в любови... Гой ты, Русь, моя родная... Письмо матери. Отговорила роща золотая... О Русь, взмахни крылами... Корова. Песнь о собаке. Устал я жить в родном краю... Я обманывать себя не стану... Я последний поэт деревни... Нивы сжаты, рощи голы... Да, теперь решено, без возврата... Мне осталась одна забава... Не жалею, не зову, не плачу... Я спросил сегодня у менялы... Шаганэ, ты моя, Шаганэ… Пускай ты выпита другим… Ты меня не любишь, не жалеешь... Собаке Качалова. Я иду долиной, На затылке кепи... Клен ты мой опавший, клен заледенелый... Мы теперь уходим понемногу… До свиданья, друг мой, до свиданья… Русь Советская. Русь уходящая. Письмо к женщине. Анна Снегина.
М. Булгаков. Белая гвардия. Собачье сердце. Мастер и Маргарита.
И. Бабель. Конармия.
А. Фадеев. Разгром. Молодая гвардия.
М. Шолохов. Тихий Дон. Судьба человека.
А. Толстой. Петр Первый.
И. Шмелев. Лето Господне.
А. Платонов. Котлован. Джан. Возвращение.
А. Ахматова. Сероглазый король. Сжала руки под темной вуалью… Как соломинкой, пьешь мою душу... Песня последней встречи. Вечером. В последний раз мы встретились тогда... Проводила друга до передней... Лучше б мне частушки задорно выкликать... Он любил... Я научилась просто, мудро жить... Все мы бражники здесь, блудницы… Смятение. Я пришла к поэту в гости… Думали: нищие мы… Не с теми я, кто бросил землю... Все расхищено, предано, продано... Реквием.
Б. Пастернак. Февраль. Достать чернил и плакать!.. Марбург. Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе… Весна. Август. Объяснение. Зимняя ночь. Гамлет. Нобелевская премия. На Страстной. Доктор Живаго.
О. Мандельштам. Воронежские стихи.
В. Набоков. Защита Лужина. Приглашение на казнь.
М. Цветаева. Вы, идущие мимо меня... Моим стихам, написанным так рано... Уж сколько их упало в эту бездну… Никто ничего не отнял... Вчера еще в глаза глядел... Стихи к Блоку. Мне нравится, что вы больны не мною... Поэт. Диалог Гамлета с совестью. Все повторяю первый стих… Знаю, умру на заре...
М. Зощенко. Аристократка. Брак по расчету. Любовь. Счастье. Баня. Нервные люди. Кризис. Административный восторг. Обезьяний язык. Воры. Муж. Сильное средство. Галоша. Прелести культуры. Мещане. Операция. Мелкий случай. Серенада. Свадьба. Голубая книга.
И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев (или Золотой теленок).
П. Антокольский. Сын.
А. Сурков. Бьется в тесной печурке огонь…
К. Симонов. Стихи из сб. «Война». С тобой и без тебя… Живые и мертвые (1-я книга).
А. Твардовский. Я убит подо Ржевом... В тот день, когда окончилась война… Василий Теркин. За далью – даль.
М. Исаковский. Враги сожгли родную хату... Летят перелетные птицы... В лесу прифронтовом. Катюша.
В. Некрасов. В окопах Сталинграда.
А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор. Крохотки.
В. Гроссман. Жизнь и судьба.
Ю. Бондарев. Горячий снег.
В. Васильев. А зори здесь тихие.
В. Быков. Сотников. Знак беды.
В. Астафьев. Царь-рыба (рассказы «Капля», «Уха на Боганиде», «Царь-рыба», «Сон о белых горах» и др.). Прокляты и убиты.
В. Шукшин. Чудик. Микроскоп. Сапожки. Забуксовал. Срезал. Крепкий мужик. Ораторский прием. Верую. Мастер. Танцующий Шива. Калина красная.
В. Белов. Привычное дело.
В. Распутин. Прощание с Матерой. Нежданно-негаданно.
Ю. Трифонов. Обмен.
В. Маканин. Полоса обменов. Кавказский пленный.
Л. Петрушевская. Время – ночь. Три девушки в голубом.
Т. Толстая. Рассказы.
Ю. Домбровский. Факультет ненужных вещей.
В. Ерофеев. Москва – Петушки.
С. Довлатов. Чемодан.
Н. Рубцов. Подорожник.
Д. Самойлов. Голоса за холмами.
И. Бродский. Часть речи.
Ю. Кузнецов. После вечного боя.
Г. Айги. Стихи.
Д.А. Пригов. Стихи.
Л. Рубинштейн. Стихи.
А. Арбузов. Жестокие игры.
В. Розов. Гнездо глухаря.
А. Вампилов. Утиная охота. Провинциальные анекдоты.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
-сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; | Пересказ, ответы на вопросы |
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готов-ность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятель-ности; | Собеседование Сочинение Доклад Анализ стихотворения, отрывка |
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и спо-собность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; − готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образо- ванию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; | Собеседование Сочинение |
− эстетическое отношение к миру; − совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов; − использование для решения познавательных и коммуникативных задач раз-личных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.); | Собеседование, письменный опрос |
- метапредметных: − умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, фор-мулировать выводы; − умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; | Собеседование Доклад |
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анали-зировать, использовать в самостоятельной деятельности; − владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; | Собеседование Сочинение |
Предметных − сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; − сформированность навыков различных видов анализа литературных произ-ведений; | Художественное чтение Чтение наизусть |
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; − владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; − владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннота-ций, рефератов, сочинений различных жанров; | Собеседование Диспут |
- - знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры; − сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; | Сочинение |
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; | |
- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального лич-ностного восприятия и интеллектуального понимания; | Собеседование, анализ произведения |
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. | Собеседование тестирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Приготовление блюд из овощей и грибов программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессии 19.01.17 Повар, кондитер
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Приготовление блюд из овощей и грибов является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по п...
Рабочая программа ПМ.02 ПМ.02 Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессии 19.01.17 Повар, кондитер
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста является частью программы подготовки квалифициро...
Рабочая программа ПМ.02 Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессии 19.01.17 Повар, кондитер
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста является частью программы подготовки квалифициро...
Рабочая программа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.07 Приготовление сладких блюд и напитков программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессии 19.01.17 Повар, кондите
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского краяГБПОУ «Государственный агротехнический колледж» с. Московское УТВЕРЖДАЮДире...
Рабочая программа ПМ 06.01 по профессии 43.01.09 Повар, кондитер
Примерная основная образовательная программа среднего профессионального образования (далее – ПООП СПО) по профессии 43.01.09 Повар, кондитер (далее – ПООП СПО) составлена в соответствии федеральным го...
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по профессии: 43.01.09 Повар, кондитер
Настоящая основная образовательная программа по профессии 43.01.09 Повар, кондитер (далее – ООП СПО) разработан в соответствии с федеральным государственным образовательн...
Программа для обучения студентов по профессии 43.01.09 Повар, кондитер "Литература"
ОДБ.03 Литература Программа учебной дисциплины соответствует требованиям ФГОС СПО. Включает в себя цель и задачи дисциплины, место дисциплины в структуре ОПОП, требования к результатам осв...