Методическая разработка к открытому уроку «Усердней с каждым днем гляжу в словарь», посвящённого В.И.Далю
методическая разработка на тему
Единый урок русского языка, посвящённый жизни и творчеству В.И.Даля, рекомендован к проведению Министерством образования Московской области. Урок проводится среди групп 1 и 2 курса в кабинете литературы и русского языка.
Цели урока:
- познакомить учащихся с личностью В.И.Даля;
- рассказать о его вкладе в изучении и развитии русского языка;
- прививать любовь к родному языку, стремление к т его изучению;
- воспитывать трепетное отношение к слову.
Тип занятия: внеклассное мероприятие
Задачи:
Образовательная: закрепление знаний, умений навыков по русскому языку.
Воспитательная: воспитывать любознательность, самостоятельность, внимательность, целеустремленность, повышать мотивацию учащихся к чтению дополнительной литературы.
Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku.docx | 36.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области
«Краснозаводский химико-механический колледж»
Рассмотрено и одобрено на УТВЕРЖДАЮ
заседании цикловой комиссии Зам.директора по УВР
гуманитарных дисциплин _______С.В.Тринитатова «____»____2015 «____»______2015
Протокол №_____
Председатель комиссии
________С.В.Колосова
Методическая разработка к открытому уроку
«Усердней с каждым днем гляжу в словарь»,
посвящённого В.И.Далю
Разработала
Преподаватель русского языка и литературы
___________С.В. Колосова
2015
Пояснительная записка.
Единый урок русского языка, посвящённый жизни и творчеству В.И.Даля, рекомендован к проведению Министерством образования Московской области. Урок проводится среди групп 1 и 2 курса в кабинете литературы и русского языка.
Цели урока:
- познакомить учащихся с личностью В.И.Даля;
- рассказать о его вкладе в изучении и развитии русского языка;
- прививать любовь к родному языку, стремление к т его изучению;
- воспитывать трепетное отношение к слову.
Тип занятия: внеклассное мероприятие
Задачи:
Образовательная: закрепление знаний, умений навыков по русскому языку.
Воспитательная: воспитывать любознательность, самостоятельность, внимательность, целеустремленность, повышать мотивацию учащихся к чтению дополнительной литературы.
Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся
Оборудование к уроку: презентация с использованием компьютерных технологий в Microsoft Power Point.
Оформление: Стенд, посвященный В.И. Далю.
Высказывания Даля:
“Я полезу на нож за правду, за отечество, за русское слово, язык!”
Портрет В.И.Даля. ( Художник В.Перов.)
Словарь Даля
Презентация
Документальный фильм из цикла «Гении и злодеи» о В.И.Дале.
Ход мероприятия.
Преподаватель: Сегодняшний урок посвящен удивительному человеку, посвятившему всю свою жизнь великому русскому языку - Владимиру Ивановичу Далю. Владимир Иванович обладал талантами в разных сферах - он был моряком, хирургом, чиновником, проявил себя и как инженер, и как ученый. А ещё он всю жизнь собирал слова...
Чтец:
Ветшают прадедов слова,
Они уже полузабыты,
Но как извечная трава,
Всё пробивается сквозь плиты.
Кто нынче скажет “окоём”,
Иль “росстани”, иль “первопуток”-
Все, что Толковым словарём
В безвестный загнано закуток?
Слова угасшей старины
Вдали мерцают еле-еле,
А прежде, жизнью рождены,
Они ласкали, жгли и пели.
Они рождались неспроста,
Не прихотью, а волей сердца
Из чернозёмного пласта
Для друга и единоверца.
Но даже в наши времена
Для тех, кто с русской речью дружен,
Не так легко добыть со дна
Родные россыпи жемчужин.
Всеволод Рождественский
Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией Владимира Ивановича Даля, а также проведём небольшую викторину.
Ведущий 1: Даль родился 22 ноября 1801 года в Луганске. Отец его происходил из датчан, был хорошо образованным человеком, знал медицину и много языков. Он был лингвистом, знал новые европейские языки, и Екатерина II пригласила его во дворец на должность библиотекаря. Впоследствии он окончил в Йене медицинский факультет, получил степень доктора медицины и вернулся в Россию, где и работал до конца своих дней как практикующий врач. Еще до рождения Володи принял русское подданство, был патриотом России и этому учил детей, преподавая им уроки истории и литературы. Мать – наполовину немка, наполовину француженка, знала пять языков. Благодаря матери и бабушке детство Даля было радостным.
Ведущий 2: В.И.Даль учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге. Именно здесь проявился у него интерес к русскому языку, он составил первый словарь, в который входило 34 слова кадетского жаргона. По свидетельству декабриста Д. И. Завалишина, товарища Даля по Морскому корпусу, Владимир Иванович еще будучи кадетом занимался литературой. Сначала он писал стихи, в которых старался избегать иностранных слов и оборотов.
В 1819 году Даль поступил на службу морским офицером, сначала на Черноморский, а затем на Балтийский флот. В этом же году Владимир Даль записал свое первое заинтересовавшее слово “замолаживать”. Это слово произнес новгородский мужик, который вез Даля. Неоценимые пополнения для словаря приносили и военные походы. “Бывало, на дневке где - нибудь соберешь вокруг себя солдат из разных мест, да и начнешь расспрашивать, как-такой-то предмет в той губернии зовется, как в другой, в третьей, взглянешь в книжечку, а там уж целая вереница областных речений”.
Ведущий 1: В 1826 году Даль меняет профессию и поступает на медицинский факультет Дерптского университета (ныне г.Тарту.) Именно здесь началась его дружба с выдающимся русским хирургом Н.И.Пироговым. Досрочно завершив образование, двадцатилетний хирург отправляется на русско-турецкую войну. Он не только ежедневно оперирует солдат и офицеров, но и спасает гражданское население от эпидемии чумы.
Ведущий 2: К этому времени у Владимира Ивановича накопилось столько записей, что чемодан стал тесен, и командование выделило Далю вьючного верблюда для перевозки груза. Однажды верблюд пропал, попал в плен к неприятелю. Даль был грустен: “Я осиротел без своих записей”. Но, к счастью, через неделю казаки отбили верблюда и привели его в лагерь. С тех пор он не расставался с записями, постоянно пополняя их новыми словами.
Ведущий 1: В 1831 году В.И. Даль в качестве полкового лекаря участвовал в военных действиях на территории Польши. И тут он поступил как опытный инженер. Даль построил мост-переправу через реку Вислу - из пустых бочек, лодок. Сооружение было с секретом. Как только русские войска переправились, мост был разрушен, неприятель остался на другом берегу. За этот подвиг сначала начальство объявило Далю выговор, но позже царь Николай 1 наградил его орденом, Владимирским крестом с бантом.
В 1832 году Владимир Иванович становится ординатором Санкт-Петербургского военного госпиталя.
За несколько месяцев жизни в столице Даль заслужил славу хорошего врача и умелого хирурга. Лучше всего у него получались глазные операции.
В этом же году Даль выпустил книгу с длинным названием "Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные казаком Владимиром Луганским. Пяток первый".
Книга была написана простым языком, понятным простому народу. В ней власти усмотрели насмешки над правительством, жалобы на горестное положение солдат. Тираж книги был арестован, но от этого Даль сразу прославился.
Ведущий 2: С 1833 года по 1859 год Даль на правительственной службе Он чиновник в Оренбурге, затем в Петербурге, затем в Нижнем Новгороде. В эти годы приходит к Далю литературная известность. Он знакомится с В. Жуковским, И. Крыловым, Н. Гоголем, В. Одоевским, А. Пушкиным. Известно, что Даль подарил Пушкину сюжет сказки о рыбаке и рыбке. Позже Пушкин подарил Далю свою знаменитую “Сказку о рыбаке и рыбке” с подписью: “ Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому (таков был псевдоним Даля) сказочник Александр Пушкин”.
Ведущий 1: В.И. Даль находился у постели смертельно раненого Пушкина, стараясь облегчить его мучительные страдания. Перед смертью Пушкин подарил Далю свой старинный перстень – талисман с изумрудом.
Ведущий 2: После переезда Даля из Оренбурга в столицу в "Литературной газете" появился раздел "Зверинец", который курировал Даль.
В 1845 году в квартире у Даля состоялось первое заседание Русского географического общества, затем Даля изберут в Совет общества, ему присвоят почетное звание члена-учредителя.
Еще когда он находился в Оренбурге, ему пришлось участвовать в походе на Хиву с отрядом Перовского. В этом походе он не только занимался лечением, но и проявил себя выдающимся естествоиспытателем. О походе Даль оставил "Письма о Хивинском походе".
В столице В.И. Даль занимает пост чиновника особых поручений при министре внутренних дел, он статский советник (почти генерал), имеет Владимира третьей степени, Станислава второй с короною, Анну и прочие регалии. В Оренбургской губернии ему пожалованы тысяча десятин, которыми он, однако, не воспользовался.
О нем говорили: "Несносно честный и правдивый".
Заботясь о полезном чтении народа, Даль писал повести и рассказы, очерки, сказки для детей. Он сознательно использует строй простонародной речи, тон доверительной беседы. Он хотел дать народу полезные для него знания. Вот, например, как выглядит “Таблица умножения” в изложении Даля:
Придет маслёна - будет блин,
Одиножды – один.
Волга Дону пошире
Дважды два – четыре.
Хлеб жнем, а сено косим,
Дважды четыре-восемь.
Без закваски хлеб не месят,
Дважды пять – десять.
Чтец:
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В столбцах мерцают искры чувства
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь
На всех словах – события печать
Они дались недаром человеку.
Читаю: “Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой...”
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
С.Маршак
Ведущий 1: И все же смыслом жизни, самым главным для Даля стало составление “Толкового словаря живого великорусского языка”. Долгие годы он мечтал поселиться в Москве, и в 1859 году его мечта сбылась. Владимир Иванович собрал за свою жизнь 200000 слов. Если их просто записать столбиком в тетрадь (без пояснений), то понадобится 450 ученических тетрадей в линейку. Для упорядочения материала Даль склеивал большие коробки, куда складывал длинные листы, написанные в алфавитном порядке. Они складывались на полках - так выглядела рукопись словаря. Он мечтал поскорее пустить свой корабль на воду. Его мечта сбылась.
Чтец:
То ловишь отзвук древнего напева,
То говор поздних дней.
И слово состоит, подобно древу,
Из веток и корней.
Незыблема его первооснова
На много тысяч лет.
Выходит так, что у любого слова
Есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся как звенья,
И так растет строка.
И можно различать сердцебиенье родного языка.
...Сидят теперь четыре института
Над словарем одним,
А Даль все так же нужен почему-то,
А Даль незаменим.
М Матусовский
Ведущий 2: Да, “слово состоит, подобно древу, из веток и корней...” Вот, например, самое обычное слово – “дождь”.
Что о нем написано у Даля?
Дождь, дождик, дожж, дозжик - вода в каплях или струями из облаков.
Ситничек – самый мелкий дождь.
Ливень - проливной, самый сильный.
Косохлёт, подстега – косой дождь
Грозный дождь - с грозою.
Мокрые дожди - осенние.
Дряпня, лепень - снег с дождем.
Сеногной - дожди во время покоса.
Морось, бус - мельчайший дождь.
Купальный или окатный дождь- решето, через которое вода льётся дождем, в банях и купальнях.
Дождевой – от дождя происшедший.
Дождевик - поганый гриб
Дождейка - кадка под кровельные, водосточные трубы.
Дозжуха - дождевая вода в каком-либо употреблении.
Дождемер- снаряд, измеряющий количество падающего дождя.
И пословицы к ним: “Даст Бог дождь, уродится рожь”, “Будет дождичек, будут грибки, а будет и кузовок”, “Дождик вымочит, а красное солнышко высушит”, “Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет”
Ведущий 1: Работа над словарем потребовала от составителя словаря энциклопедических знаний. Даль был любознательным и трудолюбивым человеком. Он понимал толк в земледелии и торговле, коневодстве и рыболовстве, судостроении, знал многие ремёсла. Он умел сколотить табурет, выточить на станке шахматы. Построить модель корабля и изготовить тончайшее украшение из стекла, Даль знал 12 языков. Кроме русского, он знал немецкий, французский, английский, а также украинский, белорусский и сербский, владел татарским, башкирским и казахским.
Ведущий 2: “Словарь Даля озаряет нас изобилием добрых слов, сказанных добрыми людьми в добром расположении духа. Надо бы пользоваться ими пошире и почаще учиться у них добру”,- писал В.Д. Берестов. Вот как Даль объясняет слова “добро” и “честь”
Добро - в вещественном значении –имущество, достаток.” У них пропасть добра по сундукам”
В духовном значении благо, что честно и полезно, всё, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина. “Добрая слава дороже богатства”
Честь - внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Честный человек - прямой, правдивый, неуклонный по совести своей и долгу, надёжный в слове, кому во всё можно доверять.
Ведущий 1: После выхода в свет словаря Даль катастрофически стал стареть, бездействие его тяготило, ему все время чего-то не доставало.22 сентября 1872 года В.И.Даль умер. Говорят, что перед смертью он позвал дочь и попросил: “Запиши словечко”.
На родине Даля в городе Луганске в честь его названа улица. Здесь, на улице Даля, дом №12, открыт музей писателя. Восточно-украинский Национальный Университет в городе Луганске носит имя В.И.Даля. Мемориальной доской отмечен дом в Нижнем Новгороде, где жил Даль. Мемориальная доска установлена и на доме в Москве, где жил писатель в последние годы жизни. Похоронен Даль на Ваганьковском кладбище в Москве.
Ведущий 2: Из “ Напутного слова” Даля, прочитанного им в Обществе любителей русской словесности при Московском университете, 21 апреля 1862 года: “С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека- это видимая осязаемая связь, союзное звено между телом и духом: без слов нет сознательной мысли, а есть разве одно только чувство и мычание”. “ Вот с какой целью, в каком духе составлен мой словарь: писал его не учитель, не наставник, не тот. Кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь свой век по крупице то, что слышал от учителя своего - живого русского языка...”
Владимир Иванович верил, что люди, которые придут на смену, будут жить счастливее, что они продолжат и улучшат его дело. “Передай заднему мост”,- любил повторять Даль. Всякий человек своим трудом помогает двигаться вперед тем, кто идет следом.
Преподаватель: А сейчас мы проведём с вами небольшую викторину. В ней принимают участие 6 команд по 3 человека в каждой. Вопросы поочерёдно задаются каждой команде. Ответы судит квалифицированное жюри. По итогам набранных результатов объявляются победители.
Викторина
Преподаватель.
Родился Даль в Екатеринбургской губернии на Украине. Отец был датчанин, многосторонне образованный: лингвист, медик, богослов. Отец Даля принял русское подданство и вообще был горячим русским патриотом. Мать Даля — немка, образованнейшая женщина, знающая несколько иностранных языков. Но что интересно, в семье Даля говорили только по-русски.
Вопрос 1 команде. Как попал датчанин (отец Даля) в Россию?
(Он был лингвистом, знал новые европейские языки, и Екатерина II пригласила его во дворец на должность библиотекаря. Впоследствии он окончил в Йене медицинский факультет, получил степень доктора медицины и вернулся в Россию, где и работал до конца своих дней как практикующий врач.)
Вопрос 2 команде
Получив домашнее образование, Владимир Даль был отдан в Петербургский морской кадетский корпус. Все свободное время он посвящал ведению дневника. Что же записывал он в него?
А) события, произошедшие за день
Б) сведения о телесных наказаниях, применяемых в корпусе
В) меткие словечки и смешные случаи из кадетской жизни
(С 18 лет, в период обучения в корпусе и во время морской службы, он начинает записывать в тетрадь новые слова, вошедшие в “Толковый Словарь”. В старости он признавался, что “для себя помнит”, его “тревожила устная речь простого русского человека”. За тетради Даля собирались даже разжаловать в матросы, видя в них опасность.)
Вопрос 3 команде. Вместе с Далем в морском корпусе учился:
А) Ф.Ф. Ушаков Б) Д.И.Завалишин В) П.С. Нахимов
Вопрос 4 команде. “Корабли лавировали, да не вылавировали”. Это, согласно “Словарю” Даля:
А) чистоговорка
Б) трещотка
В) лепетун
Г) и то, и другое, и третье.
Вопрос 5 команде.
После некоторых колебаний В.И..Даль решил идти по стопам отца, военного медика, и поступил в Университет в Дерпте (теперь это город Тарту), который окончил по медицинскому факультету. В каком году В.И..Даль поступил в Университет?
(1826)
Вопрос 6 команде
В 1831 году Даль участвовал в походе против поляков и отличился при переправе через Вислу. Он нашел на берегу склад бочек, и в голову ему пришла спасительная идея:
А) всех спрятать в бочки и закопать, дабы переждать опасность;
Б) построить из бочек плавучий мост и переправиться через реку;
В) наполнить бочки порохом и обрушить их на польскую армию, а затем спокойно поискать мост.
(За неимением инженера Даль навел мост, вместо понтонов используя бочки, плоты, лодки. Он же защищал этот мост при переправе и затем разрушил его. Впоследствии (в 1833 году) конструкция данного моста даже предлагалась в ряде инженерных учебников.)
Преподаватель:
Даль собрал 30130 пословиц. Если склеить “ремешки” друг с другом, получится лента длиною в 7 километров. “Сами того не подозревая, мы пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок, которые в прошлом веке каждый человек знал их в полном, неусечённом виде”. -_В.Д Берестов
Вот некоторые пословицы в полном виде:
“Гора с горой не сходится, а горшок с горшком столкнется”
“Чудеса в решете! Дыр много, а выскочить некуда”
“Собаку съел, а хвостом подавился”
“Утро вечера мудренее, а трава зеленее”.
“Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку”
Сейчас мы проверим наших участников на знание русских пословиц. Командам предлагаются наборы слов, из которых необходимо собрать пословицу.
Письменное задание командам
Собери “рассыпавшуюся” пословицу:
Насмешишь, людей, поспешишь.
(“Поспешишь – людей насмешишь”)
Не, рубить, чай, дрова, пить
(“Чай пить – не дрова рубить”)
Потеряешь, за, погонишься, своё, чужим.
(“За чужим погонишься, своё потеряешь.”)
День, коли, до, нечего, скучен, вечера, делать
(“Скучен день до вечера, коли делать нечего”).
А пока наши участники справляются с этим заданием, у нас игра со зрителями.
Игра со зрителями
Как пословица звучит на самом деле?
Баба с возу недалеко падает,
Не родись красивой, коли рожа крива.
Смотришь в книгу – ума не надо.
Не плюй в колодец- вылетит не поймаешь.
Продолжи пословицу.
Куй железо....
Не зная броду....
Грамоте учиться.....
Береги платье снову.....
Возвращаемся к нашей игре.
Вопрос 1 команде.
Приехав в столицу, Даль занимает пост чиновника особых поручений при Министерстве Внутренних Дел. Он статский советник (почти генерал), имеет Владимира третьей степени, Станислава второй с короной, Анну и прочие регалии. В Оренбургской губернии ему пожалованы тысяча десятин, которыми он, однако, не воспользовался. О нем говорили:
А) “Несносно честный и правдивый”;
Б) “У него нет времени заниматься землей”;
В) “Пожаловать пожаловали, а сказать об этом ему забыли” .
Вопрос 2 команде.
Как отреагировало его непосредственное начальство на решение Даля построить мост из бочек?
А) Объявило благодарность.
Б) Объявило выговор.
В) Дали денежную премию.
Г) Присвоили должность инженера.
Вопрос 3 команде.
А как отреагировал Николай I на данную ситуацию?
А) Наградил его орденом — Владимирским крестом с бантом.
Б) Перевел в инженерное бюро.
В) Никак не отреагировал.
Г) Сказал, что любой бы так поступил.
Вопрос 4 команде.
В свободное от работы время Даль записывал слова и поговорки, пословицы, услышанные от солдат, и постепенно у него накопился большой тюк тетрадей. Во время войны с турками при отходе наших войск из города Сливко пропал верблюд, который вез этот бесценный груз.
Узнав об этом, солдаты:
А) рассказали Далю все содержимое тетрадей заново;
Б) обрадовались, наконец-то лекарь займется делом;
В) нашли верблюда у турок и отбили его вместе с тетрадями Даля.
Вопрос 5 команде
После Турецкой войны Даль вернулся в Петербург и поступил ординатором в военно-сухопутный госпиталь. Здесь завязалась его дружба с Пироговым, в будущем известным хирургом, основателем Военно-медицинской Академии в Петербурге. Там Даль стал хорошо известен как врач-окулист.
Чем он прославился на этом поприще?
А) Заслужил славу хорошего врача и умелого хирурга
Б) Всем без исключения пациентам возвращал 100% зрение.
В) Одинаково хорошо делал операции и левой, и правой рукой.
Г) Ничем не прославился.
(В 1832 году Владимир Иванович становится ординатором Санкт-Петербургского военного госпиталя. За несколько месяцев жизни в столице Даль заслужил славу хорошего врача и умелого хирурга. Лучше всего у него получались глазные операции.)
Вопрос 6 команде
В 1832 году Даль выпустил свою первую книгу. Какую?
А) “О наречиях русского языка”.
Б) “Русские сказки. Пяток первый”.
В) “Будничная жизнь”.
(В этом же году Даль выпустил книгу с длинным названием "Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные казаком Владимиром Луганским. Пяток первый".)
Вопрос 1 команде
О чем эта книга?
(О горестном положении солдат; главное — простой доступный язык, много поговорок.)
Суть этой книги в полном названии: “Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные. Пяток первый”.
Власти усмотрели в этой книге насмешки над правителями. Тираж книги был арестован, но от этого Даль сразу прославился как литератор. Даля арестовали, но сразу же выпустили по ходатайству Жуковского перед царем.
И уже после истории со сказками Далю за польскую войну Всемилостивейше был пожалован бриллиантовый перстень с аметистом.
Вопрос 2 команде
“Русские сказки”, как уже было сказано, принесли Далю широкую известность. Ими интересовались многие литераторы того времени, в том числе и Пушкин. Даль давно мечтал познакомиться с А.С. Пушкиным, и наконец в 1832 году Даль пришел к Пушкину домой.
Что сблизило этих людей?
А) Пушкин живо интересовался изучением народного языка и это их сблизило.
Б) Пушкин слышал о Дале и собирался подарить ему экземпляр своей книги.
(Пушкин живо интересовался изучением народного языка и это их сблизило. Пушкин спрашивал, над чем Даль работает, и тот ответил, что собирает слова и что накопилось их уже тысяч двадцать.)
Вопрос 3 команде.
Тогда Пушкин посоветовал ему:
А) составить из этих слов словарь;
Б) оставить их и заняться писанием сказок;
Вопрос 4 команде.
Рядом с именем Даля появляется и имя — Казак Луганский. Кто это?
А) Один из персонажей сказок Даля.
Б) Имя действительно живущего человека.
В) Литературный псевдоним Даля.
(Литературный псевдоним Даля.)
Вопрос 5 команде. Почему Даль выбрал именно такой псевдоним?
(По месту рождения: г. Луганск.)
Вопрос 6 команде.
В Оренбург приезжает Пушкин, работающий тогда над “Историей Пугачевского бунта”.
Они вместе с Далем:
А) работали над содержанием;
Б) вставляли в готовый текст простонародные слова и выражения;
В) поехали по тем местам, которые хранили память об этом событии;
Г) не вспоминают о литературной деятельности, а наслаждаются общением, рассказывая анекдоты, прибаутки, стихи.
(В то же время в Оренбург приехал Пушкин, работавший тогда над "Историей Пугачевского бунта", и они вместе проехали по тем местам, которые хранили память об этом событии.)
За полтора месяца до дуэли Пушкина Даль оказался в Петербурге. Про Дуэль он узнал через сутки, приехал к умирающему и уже не отходил не него до конца. На память о Пушкине Далю остались перстень, который поэт называл талисманом, и простреленный черный сюртук.
Дополнительное задание для команд:
В.И. ДАЛЬ не приветствовал заимствование слов из других языков. И на некоторые заимствованные слова предлагал аналог, полученный из исконно русских корней. Вам всем сейчас раздадут тексты, где часть слов заменены на так называемые далевские слова. Вам необходимо “расшифровать” эти слова, то есть заменить их на современные.
Слова, требующие толкования выделены жирным шрифтом.
Майк Кайзер.
Семипядник на Урале.
Врасень. 1833 год. В Оренбургский край наведывается Пушкин в целях сбора сведений о Пугачеве- нетерпеливце и крестьянских волнениях. В течение его пятидневного пребывания в крае его неразлучным спутником и проводником был Владимир Иванович Даль. Стихотворцу повезло — таких осведомленных и предупредительных провожатых — раз, два и обчелся. За этот кратчайший срок величайший оправщик отечественного слова и рьяный ревнитель-добытчик его стали на более короткую ногу. Понимание их друг друга стало безмежным. В недалеком будущем Далю доведется еще раз сопутствовать поэту… Но уже не наступит брезг…
Словарь
Семипядник — гений, человек семи пядей во лбу.
Врасень — сентябрь (ранние заморозки, вредящие хлебу).
Нетерпеливец — бунтарь (революционер).
Оправщик — украшатель.
Безмежный — безграничный (от “межа”).
Брезг — наступление рассвета.
Игра со зрителями
Скороговорки
1. В.И.Даль считал не просто забавой. “Их заучивают, чтобы натореть в чистом и скором говоре”. В книге “Старик – годовик” Даль собрал скороговорки. Объявляем конкурс на лучшее произношение скороговорок.
Сыворотка из - под простокваши.
Говори, говори, да не заговаривай.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова, на траве двора.
Сшит колпак, вязан колпак, вязан колпак, да не по- колпаковски.
Ткёт ткач ткани на платок Тане.
Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Отгадай загадки:
1.Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)
2.Вся дорожка обсыпана горошком. (Звезды на небе)
3.Что растёт без кореньев? (Камень)
4.Сидят кошки, против каждой кошки две кошки. Много ли всех? (Три)
5.У семерых братьев по сестрице. Много ли сестриц? (Одна)
Преподаватель. “Толковый словарь живого великорусского языка” принес Далю бессмертие.
Созданное В.И. Далем иначе как подвигом не назовешь - подвиг всей его жизни. Он собрал слова, которые можно назвать “родные россыпи жемчужин”.
«… Пришла пора подорожить народным языком и выработать из него язык образованный”,- говорил В.И. Даль. Память о таких людях не должна умереть. Даль незаменим и сегодня. Его труды не пропали даром. Даль передает сегодняшнему поколению всю свою любовь к русскому народу и его языку. 2007 год объявлен президентом Годом русского языка. Сохранить наш язык в его величии - одна из главных задач сегодняшнего времени...
Пока жюри подводит итоги, транслируется документальный фильм о В.И.Дале из цикла «Гении и злодеи»
Жюри подводит итоги.
Список используемой литературы:
- Козырь В. В. И. Даль “Вестник” №8(215) 13 апреля 1999 г.
- Михайлов А. Ты - Владимир Даль. Приложение к журналу “Наша школа” 1999 г.
- Щеголев П., Дуэль и смерть Пушкина, 3 изд., М.-Л., 1928.
- Журнал “Читаем, учимся, играем” №9 2006 год
- Приложение к журналу “Школьная библиотека” серия 2, выпуск 6.М, 2006год.
- В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.4 тома. М. “Русский язык”1989год.
- Даль В.И. Пословицы русского народа. Т 1 и 2.М, 1996год.
- Булатов М.А., Порудинский В.И. Собирал человек слова...: Повесть о Дале. - М.1969 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка проведения открытого урока по дисциплине Право
Открытый урок по дисциплине Право по теме "Наследственное право". Урок проходит с применением ИК технологии. Специально к этой лекции подготавливается презентация по темам....
Методическая разработка бинарного открытого урока по истории и обществознанию
В данной методической разработке представлена методика проведения открытого урока, реализованного в форме исследовательской работы с применением технических средств обучения по дисциплинам «История» и...
Методическая разработка интегрированного открытого урока повторения и обобщения по истории и обществознанию
В нижеследующей методической разработке представлена методика проведения открытого урока, реализованного в форме интеллектуальной игры с применением технических ср...
Методическая разработка к открытому уроку по дисциплине "Организация хранения и контроль запасов и сырья"
Методическая разработка к уроку по дисциплине "Организация хранения и контроль запасов и сырья"...
Методическая разработка интегрированного открытого урока по ИТ и экономике
Тема урока: «Использование MS Excel при расчете себестоимости продукции».Вид методической работы: методическая разработка по организации и проведению открытого урока.При подготовке к проведению открыт...
методическая разработка -конспект открытого урока последовательное соединение проводников
Конспект урока по теме "Последовательное соединение проводников"...
Методическая разработка бинарного открытого урока
Методическая разработка бинарного открытого урока предназначена для педагогов СПО специальностей Технология деревообработки и Технология лесозаготовок...