Методическая разработка бинарного открытого урока
методическая разработка на тему

Столяров Андрей Владимирович

Методическая разработка бинарного открытого урока предназначена для педагогов СПО специальностей Технология деревообработки и Технология лесозаготовок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл binarnyy_urok.docx51.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский автомеханический техникум»

Методическая разработка

Бинарный открытый урок

по дисциплинам «География» и «Комплексная переработка сырья»

тема «Влияние комплексной переработки древесины на экологическую безопасность»  

                                                                             

                                                              Авторы – составители:                                                  Столяров А.В.  –                                              преподаватель                                                                              общепрофессиональных и профессиональных дисциплин.

Булышева Т.М. –

преподаватель общеобразовательных дисциплин.

     

                 

Сыктывкар

2018

Аннотация

Открытый Бинарный открытый урок по дисциплинам «География» и «Комплексная переработка сырья»  на тему «Влияние комплексной переработки древесины на экологическую безопасность».

Урок проводится одновременно двумя педагогами - общеобразовательного и общепрофессионального циклов.

        Данный урок предназначен для студентов 2 курса  специальности 35.02.02 Технология лесозаготовок. Тема урока соответствует  тематике дисциплин «География» и «Комплексная переработка сырья».

        На учебном занятии  используются различные методы решения учебных задач. Это способствует комплексному освоению  общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих  выполнение  функций, отражающих требования рынка труда».

Тема урока: «Влияние комплексной переработки древесины на экологическую безопасность».

Дисциплина: география, комплексная переработка древесного сырья

Группа: ТЛ-23

Тип урока – Урок систематизации знаний.

Используемые методы, формы и приемы учебной деятельности:

  • форма – комбинированный урок;
  • методы – проблемный метод;
  • приемы обучения – проблемная ситуация, обработка информации, сопоставление различных способов решения учебной задачи. 

Учебные предметы и межпредметные связи – «Экология», «Обществознание», «БЖД», «Биология», «Технологические процессы лесозаготовок»

Цель урока: определить основные способы комплексного использования древесного сырья.

 

Задачи:

  • образовательные:
  • рассмотреть влияние отходов на экологическую безопасность РК, выявить основные направления комплексного использования каждой группы отходов;
  • развивающие:
  • способствовать развитию мышления, восприятия, памяти, внимания.;
  • анализ и оценка информации с точки зрения полезности и достоверности;
  • обобщение и систематизация информации;
  • развитие активности и самостоятельности;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие умения работать в группе;
  • развитие воображения и фантазии в процессе выполнения заданий;
  • воспитательные:
  • воспитывать чувство патриотизма, толерантное отношение друг к другу, интерес к предмету;
  • привитие интереса к приобретению новых знаний, умений и навыков;
  • привитие интереса к поиску информации по различным источникам, в том числе с целью удовлетворения личностно-ориентированных потребностей обучающихся;
  • воспитание трудолюбия и ответственности;
  • создание ситуации успеха при совместной деятельности педагога и студентов в области решения учебных задач;
  • воспитание умения выслушать мнение своих товарищей;
  • воспитание социальной культуры.

Планируемые результаты

     Студенты после проведения урока должны:

  • знать основные способы комплексного использования древесного сырья;
  • на примере задач и ситуаций устанавливать межпредметные связи для достижения успеха.
  • закрепить навыки в умении ориентироваться в современном информационном пространстве, в том числе работать с различными источниками информации.

Формы работы: индивидуальная и в малых группах.

Технология проведения урока

       Открытый урок представляет собой презентацию возможностей игровой технологии (урок-спектакль).  Будут представлены фрагменты различных этапов технологии, с помощью групповой формы работы обучающихся.  Эти этапы будут представлены последовательно, что даст возможность составить целостное представление о данной системе занятий.

  • Первый этап. Обучающиеся впервые сталкиваются с подобным заданием. Они получают первичную информацию, начинают анализировать, искать стандартные и нестандартные решения данной учебной задачи.
  • Второй этап. Обучающиеся находятся в процессе сбора, анализа и интерпретации полученной на занятии информации и информации изученной ранее.
  • Третий этап. Обучающиеся демонстрируют результаты. Каждая группа обучающихся представляют свои методы решения задач через публичные отчёты. На данном этапе педагог обобщает и подводит   итог.

Оборудование урока

  • ПК преподавателя, мультимедиа и учебная доска, карточки с заданиями.

Общие компетенции, развиваемые на уроке:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Уровни деятельности

Этапы урока

Развиваемые компетенции

Эмоционально-психологический

1.Организационный момент. 2.Мотивация к предстоящей учебной деятельности, создание интереса и  условий для  эмоционального комфорта.

ОК 1, ОК8

Регулятивный

1. Формулировка темы урока

2. Постановка цели и задач урока.

3. Знакомство с планом предстоящей учебной работы.

 5.Актуализация знаний.

ОК6,  ОК4, ОК 5

Социальный

1.Оперативный контроль.

2.Организация группового взаимодействия в ходе решения учебных задач.

ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ПК1.1, ПК1.2, ПК1.3

Аналитический

1.Аналитический обзор заданий, самостоятельный и групповой поиск решений и ответов на вопросы

2.Аанализ просмотренного видеоматериала, запись в рабочую тетрадь.

ОК3, ОК4, ОК5, ОК7, ПК1.1, ПК1.2, ПК1.3

Творческий

1. Использование информационно-компьютерных технологий для продуктивной демонстрации заданий.

ОК3, ОК5, ОК6, ОК7, ПК1.1, ПК1.2, ПК1.3

Самосовершенствования

1.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

2 Домашнее задание.

ОК1, ОК2 ОК6, ОК8, ПК1.1, ПК1.2, ПК1.3

Структура занятия

Элементы занятия

Время (мин.)

  1. Проверка присутствующих, назначение

дежурного. Проверка готовности к уроку. Актуализация знаний. Проверка теоретической готовности студентов к выполнению заданий. Сообщение темы урока, цели урока и задач.

5

  1. Мотивация. Просмотр фрагмента видеоролика «Лес рубят – щепки летят», анализ просмотренного материала и обсуждение.

5

  1. Основная часть (решение теоретических и практических заданий учебных задач)

25

  1. Заключительная часть урока. Представление отчётов.

5

  1. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности, домашнее задание.

5

Итого

45 минут


Технологическая карта урока

Этап учебного занятия, содержание

Время

Цель

Компетенции

Методы по Лернеру И.Я.

Формы

Используемые образовательные ресурсы

Знания

Умения

I.Организационный момент. Актуализация знаний

5 мин

Организовать обучающихся для проведения учебного занятия.  Настроить обучающихся на работу по обобщению ранее полученных знаний, используя решение проблемной ситуации.

коллективная 

Презентация, видеофильм.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Приветствие преподавателя, настрой обучающихся на учебную деятельность.

Здравствуйте, ребята. У нас сегодня на уроке гости. Давайте поприветствуем их. Староста, кто отсутствует на уроке? Какие причины отсутствия? Дежурный по кабинету сегодня староста. Проверьте, чтобы у вас на парте лежали тетрадь и ручка. Все готовы. Садитесь. Мы начинаем урок.

Начать сегодняшний урок мы бы хотели со строк из пьесы Антона Павловича Чехова «Дядя Ваня»: «...леса украшают землю, они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое на¬строение ... Надо быть безрассудным варваром, что¬бы жечь в своей печке эту красоту, разрушать то, чего мы не можем создать». Пусть эти строки станут девизом нашего урока!

.

Обучающиеся приветствуют педагога и гостей.

Дежурный делает доклад.

ІІ.  Актуализация знаний

5 мин

Настроить обучающихся на работу по обобщению ранее полученных знаний, используя решение проблемной ситуации

Обучающие должны знать      основные части дерева.

Обучающие должны уметь использовать древесные материалы

Репродуктивный, эвристический

Фронтальная, индивидуальная

Презентация слайд №1

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Инструктаж обучающихся по работе на уроке (групповое взаимодействие, условия, форма)

Судя по этим строкам, о чем будет идти речь на сегодня?

Ответ: о лесе, лесных ресурсах.

Правильно, для начала давайте вспомним, что такое лесные ресурсы?

Ответ: Лесные ресурсы – это исчерпаемые, но возобновляемые природные ресурсы. Это древесные, технические, пищевые, кормовые, лекарственные и другие ресурсы, а также полезные природные свойства леса (защитные, водоохранные, оздоровительные и др.)

это группа деревьев, где можно собирать грибы, ягоды, слушать пение птиц.

Какова роль леса в биосфере и жизни человека и животных?

Ответ: Поддержание жизни на Земле: леса восстанавливают кислород, зеленые «легкие нашей планеты», сохраняют грунтовые воды, предотвращают разрушение почвы. Леса – источник конструкционных материалов и сырья, имеющих многоцелевое назначение, источник энергии (топливо), сырье для промышленности (ЦБК).

Все верно. Таким образом, мы видим, что лес выполняет очень много функций. Какая одна из глобальных экологических проблем связана с лесными ресурсами?

Ответ: Вырубка лесов. Сокращение площади лесов.

Каким образом можно снизить объемы вырубок, влияющих на экологическую безопасность в мире, стране, Республике Коми?

Ответ: Более комплексно и рационально использовать лес.

Совершенно верно, таким образом давайте обозначим тему нашего урока?

Ответ: Влияние комплексного использования древесины на экологическую безопасность Республики Коми.

Цель:

Ребята, откройте тетради и запишите число и тему урока.

Для того, чтобы определить влияние комплексного использования древесины на экологическую безопасность РК, что мы должны сегодня узнать, сделать?

Ответ:

- определить виды отходов, при лесозаготовке;

- влияние отходов на экологическую безопасность РК;

- определить основные направления комплексного использования каждой группы отходов;

Обучающиеся отвечают на вопросы по ранее изученным темам.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые образовательные ресурсы

Знания

Умения

ІІІ. Мотивационный этап

5 мин

Сконцентрировать внимание обучающихся на изучаемом материале, заинтересовать их.

Обучающие должны знать      основные части дерева.

Обучающие должны уметь использовать древесные материалы

Репродуктивный, эвристический

коллективная

Видеофильм «Лес рубят-щепки летят»

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Педагоги  знакомят учащихся с последствиями вырубок лесов.

Обучающиеся внимательно просматривают видео, записывают в рабочую тетрадь важные моменты.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые образовательные ресурсы

Знания

Умения

IV. Основная часть.

Воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности. Практическая часть работы. Обобщение и систематизация знаний.

20 мин

Научить действовать в соответствии с инструкцией при захвате заложников

Обучающие должны знать      основные части дерева.

Обучающие должны уметь использовать древесные материалы

Репродуктивный, эвристический

Групповая

Слайд № 2

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

 

Лес- одно из важнейших богатств нашей республики. Общая площадь земель лесного фонда Республики составляет 36 млн. га или 87 % территории Республики. Ребята, какие типы лесов вы знаете?

Ответ: хвойные, смешанные и широколиственные.

Какие леса преобладают в Республике Коми?

Ответ: Хвойные и смешанные леса.

Какие породы деревьев наиболее широко распространены?

Ответ: Ель (55%), сосна (24%), береза (16%), осина (2%)

Давайте вспомним, из каких частей состоит дерево?

 Ответ: крона, ствол, корни

При промышленных лесозаготовках, какая часть дерева, в основном используется?

Ответ: стволовая часть

Правильно, но стволовая часть - это только 70% от общей биомассы дерева, остальная часть куда уходит?

Ответ: остается на лесосеке

Верно, местах лесозаготовки остается большое количество некондиционной древесины в виде недоруба, сухостоя, сломанной и раздавленной, вывернутой с корнем и т.п. Согласно статистическим данным потери при заготовке леса на данном этапе могут достигать 30% от исходного запаса. Какой метод заготовки древесины преобладает в Республике?

Ответ: сортиментный метод.

В чем его преимущества и недостатки?

Ответ: сортиментный метод экономически более выгодный, предполагает проведение первичной обработки древесины непосредственно на лесосеке, в отличие от хлыстового метода.

Количество отходов, оставленных на лесосеке, может достигать 40% и более и приводит к значительному снижению эффективности использования лесных ресурсов. В скандинавских странах при лесозаготовке, в основном, действительно применяется сортиментный метод, однако, осуществляется последующий вывоз отходов с лесосеки, что зачастую игнорируют в России. Ребята, давайте определим основные группы отходов, которые остаются при лесозаготовке и переработке древесины.

Ответ: 1) крона (сучья, ветви);

              2) пни и корни;

             3)отходы переработки древесины.

Для того, чтобы снизить влияние отходов, остающихся при лесозаготовке и первичной переработке древесины на экологическую безопасность, нам необходимо выявить основные направления рационального и эффективного использования их. Для выполнения этой задачи мы поделимся на подгруппы. Количество групп отходов соответствует количеству колонок в классе.

Инструктаж. Каждой колонке дается текст - выдержки из курса лекций, которые вам помогут в решении этой задачи. Каждая подгруппа-колонка должна прочитать тест, проанализировать и определить основные направления и способы комплексного использования своей группы древесных отходов. На данную работу отводится 5 минут. По итогу, представитель от каждой колонки выступит с отчетом о проделанной работе. Все данные вы должны внести в таблицу:

Виды отходов древесины

Способы использования

  1. Крона (сучья, ветви)

  1. Пни и корни

  1. Отходы переработки

Работа с рабочими тетрадями. Обучающиеся группами и индивидуально решают учебные задачи.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые образовательные ресурсы

Знания

Умения

IV.  Заключительная часть урока 

5 мин

Проконтролировать степень усвоения знаний, умений, навыков, входящих в содержание и теме

Обучающие должны знать      основные влияние отходов на экологию и способы использования древесных отходов.

Обучающие должны уметь использовать отходы древесины для производства изделий и материалов.

Информационно-рецептивный

Групповая, индивидуальная

Слайд№3

Деятельность преподавателя

Педагог 1 – « Итак, ребята, время подходит к концу. Представитель каждой колонки выступает с отчетом, остальные записывают в тетрадь.

Эта таблица наглядно показывает, каким образом мы можем использовать оставшиеся 40% древесных отходов.

Вывод: Наиболее эффективное и рациональное использование лесных ресурсов- один из важнейших аспектов сохранения нашего природного богатства – леса.

Деятельность обучающихся

Обучающие слушают докладчика, записывают интересующие моменты в тетрадь.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые образовательные ресурсы

Знания

Умения

VI.Итог урока

Выставление оценок

Домашнее задание.

5 мин

Оценить работу студентов, провести рефлексию,

разъяснить домашнее задание

Обучающие должны знать особенности выполнения письменного домашнего задания согласно предлагаемой целеустановке

Обучающие должны уметь анализировать собственную деятельность

Информационно-рецептивный

Коллективная

Слайд№ 3

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Выставление оценок. Проведение рефлексии. Объяснение домашнего задания.

Педагог : «Вот и подошел к концу наш урок?

Сегодня на уроке мы прошли много интересного.

Для чего мы изучали данную тему…

            Как данная тема пригодится вам в будущем…

Самооценка. Теперь каждый из вас в своей тетради поставит себе ту оценку, которую вы заслуживаете.

Дерево настроения.

Домашнее задание:  Ребята, в качестве домашнего задания, каждый из вас, у себя дома, выявит какие предметы, изделия изготовлены или могут быть изготовлены из древесных отходов.

А закончить наш урок мы хотим словами А.П. Чехова – «Леса учат понимать прекрасное»

Ребята отвечают на вопросы. Учащиеся формируют дерево настроения. Запись в тетрадь домашнего задания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проведения открытого урока по дисциплине Право

Открытый урок по дисциплине Право по теме "Наследственное право". Урок проходит с применением ИК технологии. Специально к этой лекции подготавливается презентация по темам....

Методическая разработка бинарного открытого урока по истории и обществознанию

В данной методической разработке представлена методика проведения открытого урока, реализованного в форме исследовательской работы с применением технических средств обучения по дисциплинам «История» и...

Методическая разработка интегрированного открытого урока повторения и обобщения по истории и обществознанию

В нижеследующей методической разработке представлена методика проведения открытого урока, реализованного в форме интеллектуальной игры с применением технических ср...

Методическая разработка к открытому уроку по дисциплине "Организация хранения и контроль запасов и сырья"

Методическая разработка к уроку по дисциплине "Организация хранения и контроль запасов и сырья"...

Методическая разработка интегрированного открытого урока по ИТ и экономике

Тема урока: «Использование MS Excel при расчете себестоимости продукции».Вид методической работы: методическая разработка по организации и проведению открытого урока.При подготовке к проведению открыт...

Методическая разработка бинарного открытого занятия по теме: «Вычисление определённого интеграла методом замены переменной. Вычисление интегралов методами численного интегрирования.»

         Разработка бинарного учебного занятия предназначена для студентов 1 и 2 курса, обучающихся по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программир...