Методическая разработка интегрированного открытого урока повторения и обобщения по истории и обществознанию
методическая разработка на тему
В нижеследующей методической разработке представлена методика проведения открытого урока, реализованного в форме интеллектуальной игры с применением технических средств обучения по дисциплинам «История» и «Обществознание». Место урока в курсах дисциплин – итоговое повторение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки Тамбовской области
ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»
Рассмотрено Утверждаю
на заседании цикловой комиссии Зам. директора по УР
общих гуманитарных и ____________Н.В. Зингер
социально – экономических дисциплин «___»___________2012 г.
Протокол №___от_________2012 г.
Председатель ЦК________________
_______________А.К. Иванова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
интегрированного открытого урока
повторения и обобщения
по дисциплинам «История» и «Обществознание»
Подготовил: преподаватель
истории и обществознания
Костяев С.Н.
Жердевка, 2012
В нижеследующей методической разработке представлена методика проведения открытого урока, реализованного в форме интеллектуальной игры с применением технических средств обучения по дисциплинам «История» и «Обществознание». Место урока в курсах дисциплин – итоговое повторение.
Цель урока: показать студентам на примере изучения истории стран Западной Европы интеграцию курсов истории и обществознания, что способствует качественной подготовке к единому государственному экзамену.
Разработка предназначается для использования преподавателями истории и обществознания при проведении уроков в рамках соответствующих дисциплин со студентами 1-х курсов по специальностям среднего профессионального образования 260105 « Технология сахаристых продуктов», 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» (по отраслям), 100701 «Коммерция по отраслям», 110809 «Механизация сельского хозяйства».
Оглавление
Введение............................................................................................................4
Подготовительный этап...................................................................................5
План занятия.....................................................................................................6
Структура занятия............................................................................................7
Методика проведения занятия........................................................................8
Заключение.......................................................................................................9
Список литературы.........................................................................................10
ВВЕДЕНИЕ
В предлагаемой методической разработке представлена методика организации и проведения открытого урока повторения, обобщения и систематизации учебного материала по дисциплинам «История» и «Обществознание».
Выбор в качестве формы урока интеллектуальной игры обеспечивает, на взгляд авторов разработки, активное участие в уроке каждого студента, способствует повышению авторитета знаний и индивидуальной ответственности студентов за результаты учебного труда. К тому же, урок в форме интеллектуальной игры является одним из наиболее эффективных в дидактическом плане (и, что немаловажно, одним из наиболее интересных для самих учащихся) способов организации итогового контроля знаний.
Цель методической разработки заключается в активизации учебного процесса, повышения интереса студентов к изучаемым дисциплинам и их общегуманитарного культурного и образовательного уровня.
Методическая разработка включает в себя следующие разделы:
- подготовительный этап, на стадии которого разрабатывается концепция урока, ставятся его цели и задачи;
- план занятия, в котором определяются вид и тип урока, выявляются межпредметные связи, подбираются наглядные пособия и технические средства обучения;
- структура занятия, где распределяются этапы урока, рассматриваемые вопросы, методы обучения и время, отводимое на реализацию каждого из этапов урока;
- методика проведения занятия, содержащее подробное описание его хода, а также указание целей и задач каждого из его этапов.
- заключение, в котором преподаватели совместно со студенческой группой подводят итоги занятия.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
На этапе подготовки урока его разработчики определили тему, цели и задачи урока, а также ход учебного занятия; были выбраны методы и средства обучения, подготовлены дидактические материалы, необходимые для эффективного повторения и закрепления знаний по изучаемой теме у студентов.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Дисциплины: «История», «Обществознание»
Преподаватели: Татаринцева Т.В., Костяев С.Н.
№ занятия: № 59
Тема урока: Обобщение и повторение годового курса истории и обществознания
Вид урока: урок
Тип урока: интеллектуальная игра
Цели:
образовательная: повторение и закрепление изученного материала;
воспитательная: формирование мировоззренческого отношения к общемировым и российским историческим и общественным проблемам сквозь общеметодологическую призму социальных наук;
развивающая: развивать умения анализировать и классифицировать социальную информацию в форме видеофрагментов и отрывков из исторических документов, сравнивать социальные объекты; оценивать разные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; участвовать в дискуссии.
Межпредметные связи: философия, социология, политология, право.
Наглядные пособия, раздаточный материал: презентация MS PowerPoint с включенными в нее видеовопросами викторины.
Технические средства обучения: компьютер, видеопроектор.
Время проведения: 90 мин.
Место проведения: аудитория №31
Участники: группа 1ТА
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:
Этапы урока | Элементы урока. Изучаемые вопросы. | Методы обучения | Планируемое время |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 2 3 4 5 | Организационный момент: предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания); мобилизирующее начало урока («исходная мотивация»);актуализация знаний учащихся. Повторение, закрепление и систематизация материала по курсу истории: Повторение, закрепление и систематизация материала по курсу обществознания Подведение итогов урока на основе данных, представленных «счетной палатой» (анализ ответов, выставление оценок). Домашнее задание | Словесный Наглядный, печатно-словесный с использованием информационно-компьютерных технологий, репродуктивный. Наглядный, печатно-словесный с использованием информационно-компьютерных технологий, репродуктивный. Словесный Словесный | 3 мин. 35- 39 мин. 35- 39 мин. 5-7 мин. 2-3 мин. |
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент заключается в проверке присутствия студентов на уроке, готовности группы к занятию, сообщении темы и целей урока. Практически вся устно озвучиваемая информация (тема, цели, тип урока, его этапы, краткое содержание этих этапов) отражена в презентации (см. приложение на CD – диске, содержащее наглядную и мультимедийную часть урока).
2. Студенты группы формируют 2 команды – по истории и по обществознанию. При формировании команд учитывается взаимоотношения учащихся, их совместимость, уровень знаний.
3. Студенты знакомятся с вопросами, подготовленными преподавателями-разработчиками урока и демонстрируемыми на экране.
4. По завершении урока подводятся итоги и выставляются оценки для выявления победившей команды. Оценка правильного ответа на вопрос, данного быстрее всех - 5 баллов, ответа с существенными дополнениям по теме – от 6 до 8 баллов правильные ответы, поступившие позднее - 4 балла, ответы с погрешностями - 2 балла, неправильные ответы - 0 баллов. Премия за лучший ответ - 10 баллов. Чтобы получить одному игроку в журнал оценку «отлично», необходимо набрать не менее 10 баллов, «хорошо» - 8 баллов, «удовлетворительно» - 6 баллов.
В качестве домашнего задания студентам предлагается изучить те темы викторины, на вопросы по которым в ходе урока не были даны ответы, либо качество ответов оказалось неудовлетворительным. Перечень таких вопросов озвучивается «счетной палатой».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игровая форма является одной из наилучших форм организации урока итогового повторения, контроля и систематизации знаний. Она помогает развитию волевых качеств, образного мышления, памяти, внимания, творческого потенциала ребенка.
Групповая работа способствует созданию коллектива и осознанию ребенком своего места в нем; способствует развитию коллективного творчества.
Задачи, поставленные на уроке, его преподаватели и разработчики считают в целом достигнутыми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2006
- Человек и общество: учебник для 10-11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч., ч. 1 – М, 2009
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Новосибирск, 1994.
4. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М., 1975.
5 Технология игровой деятельности. Рязань, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка проведения открытого урока по дисциплине Право
Открытый урок по дисциплине Право по теме "Наследственное право". Урок проходит с применением ИК технологии. Специально к этой лекции подготавливается презентация по темам....
Методическая разработка бинарного открытого урока по истории и обществознанию
В данной методической разработке представлена методика проведения открытого урока, реализованного в форме исследовательской работы с применением технических средств обучения по дисциплинам «История» и...
Методическая разработка к открытому уроку по дисциплине "Организация хранения и контроль запасов и сырья"
Методическая разработка к уроку по дисциплине "Организация хранения и контроль запасов и сырья"...
Открытый урок повторения и обобщения пройденного материала “Своя игра по физике”
“Я мыслю, следовательно, существую!” (Декарт) Урок-игра (повторения и обобщения материала) проводится на основе комбинирования вербального, графического, репродуктивного, эвристического и наглядн...
Методическая разработка интегрированного открытого урока по ИТ и экономике
Тема урока: «Использование MS Excel при расчете себестоимости продукции».Вид методической работы: методическая разработка по организации и проведению открытого урока.При подготовке к проведению открыт...
методическая разработка -конспект открытого урока последовательное соединение проводников
Конспект урока по теме "Последовательное соединение проводников"...
Методическая разработка интегрированного открытого внеаудиторного занятия
Методическая разработка открытого интегрированного внеаудиторного занятия по дисциплинам ОП. 02 Анатомия и физиология человека и ОП. 03 Основы латинского языка с медицинской терминологией...