Внеклассное мероприятие для обучающихся 1 курса «Словом можно убить».
классный час на тему
Цели:
· Дать понятие “сквернословия”.
· Рассказать об истории возникновения бранных слов.
· Обсудить возможные способы решения проблемы сквернословия.
· Предложить приёмы, которые могут помочь избежать сквернословия.
Форма проведения: Беседа с элементами обсуждения.
Оборудование:
Подготовительная работа:
1. Подготовить необходимый материал по данной теме.
2. Провести анкетирование среди учащихся: «Твоё отношение к сквернословию».
3. Выучить стихи.
4. Подготовить выступления учащихся.
5. Подготовить необходимые видео, музыкальные, иллюстративные материалы.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И.С. Тургенев
Июнь, 1882
Преподаватель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о вреде сквернословия.
Какое определение этому понятию вы могли бы предложить?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.docx | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Васенкова Л.А.,
преподаватель русского языка и литературы
СПГБПОУ «Оптико-механический лицей»
Внеклассное мероприятие для обучающихся 1 курса
«Словом можно убить».
Цели:
- Дать понятие “сквернословия”.
- Рассказать об истории возникновения бранных слов.
- Обсудить возможные способы решения проблемы сквернословия.
- Предложить приёмы, которые могут помочь избежать сквернословия.
Форма проведения: Беседа с элементами обсуждения.
Оборудование:
Подготовительная работа:
- Подготовить необходимый материал по данной теме.
- Провести анкетирование среди учащихся: «Твоё отношение к сквернословию».
- Выучить стихи.
- Подготовить выступления учащихся.
- Подготовить необходимые видео, музыкальные, иллюстративные материалы.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И.С. Тургенев
Июнь, 1882
Преподаватель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о вреде сквернословия.
Какое определение этому понятию вы могли бы предложить?
Ведущий 1 Сл.2
Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». Сл.3
Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.
Ведущий 2
Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.
Сквернословие – это признак ограниченного словарного запаса или неумения выразить мысль, а чаще и того, и другого.
Преподаватель сл. 4
Для того чтобы уничтожить народ, совсем не обязательно его завоевывать, достаточно уничтожить его культуру и, прежде всего, его язык. Как? Заменить одну азбуку на другую, внедрить жаргон, массу непонятных иноязычных слов, разрешить свободное хождение сквернословия. То, что сейчас делается с русским языком, можно назвать экологической катастрофой. Русский язык пора объявлять зоной экологического бедствия и заносить в Красную книгу.
Ведущий 1 сл. 5
Вдумайтесь в факты!
По данным социологических опросов, в России матерится 70% населения. То есть, матерятся, независимо от социального и образовательного статуса - от рабочего до Президента, матерятся везде - от детсада до Госдумы, матерятся по любому поводу - от радости до горя, матерятся просто так, без повода, мат вставляют в речь для «связки» слов (мы матом не ругаемся, мы на нем разговариваем!). Если какой-нибудь народный артист, или политик, или другой известный человек, выступая принародно, загнет «трехэтажным», - никто уже не удивится. Даже сочувствующе заулыбаются: а как же, наш человек! Как говорится, есть повод задуматься… Но, хотя в России матерится 70% населения, по данным тех же социологических опросов, подавляющее большинство россиян (80 %) негативно относится к использованию ненормативной лексики в публичных выступлениях звёзд шоу-бизнеса, в программах и материалах, рассчитанных на массовую аудиторию, считая употребление матерных выражений недопустимым проявлением распущенности.
Ведущий 2 сл. 6
Сегодня «матом» разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. «Мат» доносится с экранов телевизоров. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.
Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть
родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них. И нередко они берут пример со своих родителей. Не станет ли это вредной привычкой? Так ли уж безобидна эта вредная привычка?
Ведущий 1 сл. 7
Человек, как часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и Космос. Например, он является источником энергии. И слово человека – тоже энергия. И эта энергия распространяется в пространстве, космосе. Если слово хорошее – добрым энергиям насыщается пространство, и оно помогает кому-то. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.
Ведущий 2 сл. 8
В книге С.С. Орбелиани «Мудрость вымысла» в одной притче говорится, что охотник пригласил друга – медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл.
Прошло время, он встречает охотника и говорит: «Ударь меня топором по голове, чтоб была рана». Как охотник не отнекивался, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: «Посмотри – рана, которую ты мне нанёс, зажила, а рана от твоей – до сих пор мне садит сердце.
Ведущий 3 сл. 9
Очень хорошо это выразил М. Матусовский в своих стихах:
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
Ведущий 4 сл. 10
Немного истории.
Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.
В древней Руси мат являлся ничем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани. Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звуком животных – «ма» и «мя» - в брачный период.
Ведущий 3 сл. 11
На Руси до середины XIX века сквернословие очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.
Ведущий4
Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.
сл. 12
В наше время мат используется:
1) для повышения эмоциональности речи,
2) эмоциональной разрядки,
3) оскорбления, унижения адресата речи,
4) демонстрации агрессии,
5) демонстрации отсутствия страха,
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
7) демонстрации принадлежности к "своим".
Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).
Ведущий 1 сл. 13, 14
Доктор биологии, академик медико-технических наук Петр Горяев, опытным путем установил, что ДНК реагирует на нашу речь! Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. Что воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч рентген: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации.
Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами.
Интересно, то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произноситься то громко, то шёпотом.
На этом основании учёные сделали вывод, что определенные слова обладают информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь.
Ведущий 2 сл. 15
У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни. Вы скоро поймёте, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких. «Без зла смотри на мирозданье, а взглядом разума, добра, жизнь – это море из благих деяний, построй корабль и по волнам плыви».
Читаем слайды 16, 17, 18, 19, 20
Ведущий 3
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом с вами убеждались,
А может, не слова – дела важны?
Дела делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас.
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим не обходимы!
Ведущий 4
сл. 21
Ведущий 4 Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим! Давайте будем надеяться, что проведенное сегодня мероприятие принесет положительный результат.
Преподаватель сл. 22
В заключение я предлагаю вам, ребята, обменяться друг с другом красивыми словами, приятными для слуха, поднимающими настроение, комплиментами… Повернувшись друг к другу произнесите такие слова!
Эту встречу хочу закончить следующим стихотворением:
сл. 23
Когда сказать захочешь слово,
Мой друг, подумай, не спеши!
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком весело,
То медью траурной поёт...
Покуда слово сам не взвесил –
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
Иль радость ядом отравить.
Им можно лёд зимой расплавить,
Иль камень в крошку раздробить.
Оно одарит и ограбит –
Пусть ненароком, пусть любя.
Подумай, прежде чем ударить
Того, кто слушает тебя. Федор Васильев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного мероприятия для обучающихся 1 курса ССУЗа "Зависимое поведение"
В данной работе освещается проблема формирования зависимого поведения...
Внеклассное мероприятие «Страноведческий калейдоскоп» для группы 2 курса обучающихся в НПО по специальности «повар, кондитер».
Внеклассное мероприятие направлено на расширение знаний обучающихся об Австралии и Великобритании....
Внеклассное мероприятие по литературному чтению в 5 и 6 классах школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на тему: Волшебный мир сказок Шарля Перро
Внеклассное мероприятие проведено в рамках недели русского языка. Задействованы учащиеся 5 и 6 класса школы-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья. В мероприятии отражены знан...
Методическая разработка Интеллектуальная игра «Есть контакт» внеклассное мероприятие для обучающихся по профессиям/специальностям электротехнической направленности 2 курс
Особую роль в активизации знаний обучающихся играет техническое творчество, которое невозможно без глубоких знаний о разрабатываемом предмете, без широкого охвата специфических вопросов, касающихся фо...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ для обучающихся ОБПОУ «САТТ им. К. К. Рокоссовского» Литературно - краеведческая игра "Славим тебя, соловьиный наш край!"
Литературно- краеведческая игра "Славим тебяЮ соловьиный наш край!"...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ для обучающихся ОБПОУ «САТТ им. К. К. Рокоссовского» Квест-игра «Великая Победа»
Внеклассное мероприятие квест-игра "Великая Победа"...
Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Методическая разработка внеклассного мероприятия обучающихся в коррекционной группе по штукатурно-малярному делу на тему: "Юный строитель"...