Методическая разработка Интеллектуальная игра «Есть контакт» внеклассное мероприятие для обучающихся по профессиям/специальностям электротехнической направленности 2 курс
методическая разработка
Особую роль в активизации знаний обучающихся играет техническое творчество, которое невозможно без глубоких знаний о разрабатываемом предмете, без широкого охвата специфических вопросов, касающихся формирования эффективного, гибкого, творческого мышления. Система активизации знаний техникума включает в себя в первую очередь мероприятия направленные на развитие культуры умственного труда: разработку тем исследовательского содержания, решение учебных и производственных задач, проведение конференций и семинаров, знакомящих с современными достижениями педагогической и психологической науки в области интенсификации умственных процессов, прочного усвоения практических знаний.
Внеклассные мероприятия – составная часть системы, которая позволяет решать учебные и воспитательные задачи в неформальной обстановке, проявить обучающимся своё “Я” в полном объёме, самоутвердиться в коллективе, обрести дополнительную мотивацию к своему самосовершенствованию.
Именно с этой целью в рамках Недели электротехнических дисциплин было проведено внеклассное мероприятие «Интеллектуальная игра «Есть контакт» для обучающихся 2 курса.
Данное мероприятие включало в себя вопросы и задания по учебным дисциплинам общепрофессионального и профессионального цикла, а также интересные и занимательные конкурсы, которые призваны привлечь внимание и интерес обучающихся к изучаемым предметам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka.doc | 663.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Белгородский машиностроительный техникум
Методическая разработка
Интеллектуальная игра
«Есть контакт»
внеклассное мероприятие для обучающихся по профессиям/специальностям электротехнической направленности
2 курс
Дата проведения: 18 декабря 2020 г.
Эпиграф: Три пути ведут к знанию:
путь размышления – самый благородный,
путь подражания – самый легкий,
и путь опыта – это самый горький.
Разработали: Мельникова Римма Инсафовна,
преподаватель электротехнических дисциплин
Мельников Вячеслав Вячеславович
преподаватель мастер п/о
Пояснительная записка.
Особую роль в активизации знаний обучающихся играет техническое творчество, которое невозможно без глубоких знаний о разрабатываемом предмете, без широкого охвата специфических вопросов, касающихся формирования эффективного, гибкого, творческого мышления. Система активизации знаний техникума включает в себя в первую очередь мероприятия направленные на развитие культуры умственного труда: разработку тем исследовательского содержания, решение учебных и производственных задач, проведение конференций и семинаров, знакомящих с современными достижениями педагогической и психологической науки в области интенсификации умственных процессов, прочного усвоения практических знаний.
Внеклассные мероприятия – составная часть системы, которая позволяет решать учебные и воспитательные задачи в неформальной обстановке, проявить обучающимся своё “Я” в полном объёме, самоутвердиться в коллективе, обрести дополнительную мотивацию к своему самосовершенствованию.
Именно с этой целью в рамках Недели электротехнических дисциплин было проведено внеклассное мероприятие «Интеллектуальная игра «Есть контакт» для обучающихся 2 курса.
Данное мероприятие включало в себя вопросы и задания по учебным дисциплинам общепрофессионального и профессионального цикла, а также интересные и занимательные конкурсы, которые призваны привлечь внимание и интерес обучающихся к изучаемым предметам.
Цель мероприятия:
- образовательная: обобщение и систематизация знаний и умений по предметам общетехнического и профессионального цикла;
- воспитательная: совершенствование мышления, внимания, творческого воображения; воспитание уверенности в возможность добиться успеха в процессе коллективной деятельности;
- развивающая: развитие умственной, познавательной и творческой деятельности обучающихся через знакомство с методами применения знаний на практике.
Задачи:
- сформировать у обучающихся профессиональные навыки для решения практического задания;
- сформировать у обучающихся поведенческие качества личности, чувства коллективизма, ответственного отношения к порученному делу, внимательности, умение работать в бригаде;
- раскрыть индивидуальность обучающихся и их творческий потенциал.
Результат:
После проведения мероприятия, обучающиеся должны освоить следующие общие компетенции:
ОК 2: организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
ОК 3: анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий контроль, нести
ответственность за результаты своей работы.
ОК 4: осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 6: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.
Комплексно-методическое обеспечение:
- комплект мультимедийной техники, проектор;
- авторский мультимедиа продукт «Презентация к игре»
- задания для каждого раунда и для болельщиков;
- оборудование для практического задания;
- калькулятор;
- канцелярские принадлежности.
- секундомер
Формы организации деятельности обучающихся:
- коллективная: формируются подгруппы по 4-5 обучающихся. Цель общая только для членов команды, задачи в команде могут быть разные, возможна и кооперация. В таких коллективах возникают отношения взаимной ответственности и зависимости, поэтому и контроль частично осуществляется членами коллектива, а за преподавателем остается ведущая роль.
Методы обучения:
Взаимосвязанная деятельность преподавателя и обучающихся, при помощи которой достигаются учебно-воспитательные цели, формируются теоретические знания, умения и навыки, развиваются познавательные способности, складывается мировоззрение.
Классификация методов:
- ролевые методы: занятие происходит в форме совещания или свободно развивающегося ролевого общения (диалога) между игроками.
- имитационные игровые методы: учебно-познавательная деятельность
построена на выполнении заданий игры.
Предварительная работа:
- формирование команд по четыре-пять человек;
- каждой команде даётся задание: выбрать капитана; назвать команду,
- задания для болельщиков: придумать «кричалки», лозунги.
Интеллектуальная игра «Есть контакт»
Ход игры
Вступительное слово преподавателя: Здравствуйте дорогие ребята, коллеги и уважаемые гости! Мы рады видеть вас в этом кабинете на интеллектуальной игре «Есть контакт!» Эпиграфом нашего мероприятия будут следующие слова:
Три пути ведут к знанию:
путь размышления – самый благородный,
путь подражания – самый легкий,
и путь опыта – это самый горький.
Наша интеллектуальная игра «Есть контакт» посвящается древнейшим наукам о природе, без которых немыслимо существование человечества – электротехнике и физике, а также химии, математике, материаловедению, потому что нет ни одной науки, которая могла бы существовать обособленно от других наук. Наша игра является также и уроком комплексной проверки ваших знаний, и мы узнаем, насколько хорошо и твердо вы владеете приобретенными знаниями по предметам и выявим знатоков электричества, имена самых, самых, самых! Их определит судейская коллегия в составе:
- преподаватель (Ф.И.О.),
- обучающиеся старших курсов (Ф.И.О).
Команды заняли свои места. И перед началом нашей игры мы желаем вам идти к достижению цели трудными, но благородными путями. Желаем удачи!
(Это может быть игра, в которой одна группа делиться на две - три подгруппы; между двумя группами; между группами различных подразделений техникума)
Ведущий: Итак, внимание, первый раунд!
1 раунд «Не знаешь Ома - сиди дома»
На листе заданий вам дана цепочка из пяти звеньев электрической схемы. По закону Ома вам необходимо правильно определить показания приборов в каждом звене (Приложение 1). За каждый правильный ответ – 1балл. Время выполнения этого задания – 2 минуты. Ответы запишите на этом же листе напротив каждого звена. Время пошло.
2 раунд «Темная лошадка».
2 раунд пройдёт по типу «Своя игра». Суть игры заключается в том, что каждая команда отвечает на вопросы различной сложности. Игра состоит из четырёх основных тем: электротехника, электроматериаловедение, электроизмерительные приборы и «кот в мешке». Всего 20 вопросов, в каждой теме по 5 вопросов. Каждый вопрос предмета имеет свою сложность, она варьируется от 10 до 50 баллов. Чем выше балл вопроса, тем он сложнее (приложение 2).
Команда выбирает тему и оценочный балл, расположенные на экране, например, «Электротехника» 20 баллов. Ассистент открывает на экране вопрос. Ведущий зачитывает команде выбранный вопрос. На обдумывание дается 30 секунд. Команда дает ответ. Правильный ответ на заданный вопрос приносит команде положительный результат в количестве баллов, выбранных командой. При неправильном ответе команда теряет право на выбор следующего вопроса и право выбора вопроса передается другой команде. Результаты ответа жюри заносит в оценочный лист.
Второй раунд конкурсной программы заканчивается по мере открытия до конца всех вопросов по темам на экране.
Право начинать игру представляется команде, первой правильно ответившей на вопрос ведущего:
«Каким цветом в электроэнергетике принято обозначать фазу А».
Ответ: желтым цветом.
Наименование темы | Количество баллов | ||||
Электроматериаловедение | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Электротехника | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Кот в мешке | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Электроизмерительные приборы | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Но игра ещё не окончена, вас ждут новые испытания.
3 раунд «ОЧеньУМЕЛЫЕ РУЧКИ».
Практическое задание: (приложение 3)
- Начертить принципиальную электрическую схему представленной электрической цепи
- Сборка цепи.
- Перечислить, из каких элементов состоит электрическая цепь.
- Демонстрация работы схемы.
- Объяснить принцип действия.
Перед тем как приступить к заданию повторим технику безопасности на рабочем месте.
Критерии этого раунда следующие: каждый этап, кроме третьего оценивается от 0 до 1 балла.
За третий этап балл распределиться следующим образом: 0,5 балла – электрическая цепь собрана, но не работает и 1 балл - электрическая цепь собрана и работает.
При выполнении этого задания жюри учитывает правильность сборки и эстетическое оформление схемы, а также соблюдение техники безопасности на рабочем месте.
Конкурс для болельщиков «Каждой руке свое дело»
Сейчас мы проверим, насколько развиты у вас координация движений: от каждой команды болельщиков приглашается по одному человеку.
а) первой паре болельщиков: на счет 1, 2, 3 одновременно нарисовать левой рукой цифру 9, а правой - цифру 6 (конкурс оценивается до 3 баллов).
б) второй паре болельщиков нарисовать левой рукой - треугольник, а правой-прямоугольник (конкурс оценивается до 5 баллов).
Заключение
Ведущий: Вот и конкурсу конец,
Жюри решать кто молодец!
Жюри подводит итоги, выставляют баллы за каждый раунд и награждают участников игры грамотами. Количество баллов за каждый раунд и общее количество баллов выставляется в ведомость выполнения заданий (приложение5).
План
№ | Структурные элементы | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Хронометраж, (мин.) |
1. | Организационный момент. | Проверка посещаемости, готовности к мероприятию. | Подготовка к началу мероприятия. | 2 |
2. | Сообщение темы, цели и задач мероприятия. | Сообщение темы и цели мероприятия. | Слушают, воспринимают, при необходимости задают вопросы | 2 |
3. | 1 раунд: Не знаешь Ома – сиди дома | Проверка знание закона Ома каждой из команд и умение его применять при решении конкретных заданий | Представляют свою команду: название, девиз, эмблема, | 10 |
4. | 2 раунд: Темная лошадка | Проверяет теоретические знания по предметам электротехника, электроизмерительные приборы, электромонтажные работы, электроматериаловедение . | Отвечают на вопросы. | 40 |
5. | 3 раунд: Практическая часть. | Проверяет правильность выполнения задания. | Чертят схему электрической цепи, собирают её, отвечают на вопросы | 15 |
6. | Подведение итогов урока. | Подведение итогов мероприятия. | Слушают, воспринимают. | 6 |
75 |
Приложение 1
«Не знаешь Ома – сиди дома»
Приложение 2
Электроизмерительные приборы
10 баллов
Каким электроизмерительным прибором измеряют силу тока?
Ответ: амперметр
20 баллов
Для чего применяют электроизмерительный прибор – вольтметр?
Ответ: для измерения напряжения
30 баллов
На что указывает класс точности электроизмерительного прибора?
Ответ: на погрешность измерений
40 баллов
Укажите, какая из трех схем включения ваттметра не имеет ошибки?
Ответ: схема А
50 баллов
Какие параметры можно определить и подсчитать по схеме?
Ответ: силу тока, напряжение, мощность и сопротивление резистора.
Электроматериаловедение.
10 баллов
Дан ряд материалов: стекло, железо, пластмасса, золото, никель, медь, бумага, самарий, вольфрам, калифорний, неон, кобальт, кислород.. Выберите из них магнитные материалы.
Ответ: железо, никель, кобальт
20 баллов:
Расшифруйте аббревиатуру ПОС 40
Ответ: припой оловянно-свинцовый, содержащий 50% олова, 18% кадмия, остальное свинец
30 баллов
Установите соответствие.
Ответ:
1. | Электротехни-ческая сталь |
2. | вольфрам |
3. | медь |
1. | медь |
2. | Электротех-ническая сталь |
3. | вольфрам |
40 баллов
Какие металлы относят к благородным и почему?
Ответ: золото, серебро, платина, палладий, так как они не поддаются коррозии
50 баллов:
Имеются три ёмкости: первая с трансформаторным маслом, вторая – с кока-колой и третья – с дистиллированной водой. При опускании в какую из жидкостей включённый телевизор замкнёт, а в какой будет работать? Ответ поясните.
Ответ: в ёмкости с кока-колой телевизор замкнёт, т.к. эта жидкость имеет много примесей, в т.ч. и воду; в трансформаторном масле и дистиллированной воде будет работать, т.к. эти жидкости являются диэлектрическими материалами
Электротехника.
10 баллов
Какими единицами измеряются ток, напряжение, сопротивление? Укажите правильный комплексный ответ .
а) А, Ом, В
б) В, А, Ом
в) В, Ом, А
г) А, В, Ом
д) Ом, В, А
Ответ: Правильный комплексный ответ «г».
20 баллов
Укажите формулу закона Ома для полной цепи и расшифруйте все буквы, входящие в формулу:
- U = RI
- Q = J 2 Rt
- I = E / ( R + r 0)
- правильного ответа нет
Ответ: I = E / ( R + r 0)
I - сила тока. E - ЭДС, R - внешнее сопротивление, r 0 - внутреннее сопротивление
30 баллов
Какую систему переменного тока называют трёхфазной?
Ответ: Система, где действуют три ЭДС, сдвинуты друг относительно друга на 1200 или на одну треть периода.
40 баллов
Составьте соответствие
1 | Формула для определения Rобщ трёх резисторов соединенных смешанно | 1 | Величину сопротивления нельзя изменить |
2 | Формула для определения полного сопротивления проводника | 2 | ВЛЭП, обмотки трансформатора, электродвигателя |
3 | Единицы измерения удельного сопротивления проводника | 3 | Rобщ = R1 + R2•R3/R2+ R3 |
4 | Материалы, обладающие малым удельным сопротивлением | 4 | Электронагревательные устройства |
5 | Материалы, обладающие большим удельным сопротивлением | 5 | Величину сопротивления можно изменять в определенных пределах |
6 | В переменных резисторах … | 6 | Ом • мм ² / м |
7 | В постоянных резисторах … | 7 | R =ρ • l/S |
Ответ:
1 | 3 |
2 | 7 |
3 | 6 |
4 | 2 |
5 | 4 |
6 | 5 |
7 | 1 |
50 баллов
Среди птиц нет двоечников. Они хорошо усвоили урок о поведении на высоковольтных линиях, а плохо усвоившие до зрелого возраста не доживают.
Вопрос: Почему сидящая на проводе птица не погибает от удара током?
Ответ: Сидящая на проводе высоковольтной ЛЭП птица не страдает от тока, потому что её тело — плохой проводник тока. В местах прикосновения птичьих лап к проводу создаётся параллельное соединение, а так как провод гораздо лучше проводит электричество, по самой птице бежит очень малый ток, который не может причинить вреда. Однако стоит птице на проводе коснуться ещё какого-нибудь заземлённого предмета, например металлической части опоры, она сразу погибает, ведь тогда уже сопротивление воздуха по сравнению с сопротивлением тела слишком велико, и весь ток идёт по птице.
Кот в мешке
10 баллов
Какой из этих химических элементов при нормальных условиях светится в темноте?
а) магний;
б) кремний;
в) фосфор;
г) сера.
Ответ: Фосфор;
20 баллов:
Расшифруйте марку провода АППВ 3 × 2,5
Ответ: Провод с тремя алюминиевыми жилами сечением 2,5 мм² с поливинилхлоридной изоляцией, плоский, с разделительным основанием
30 баллов
1) В. А. Жуковский;
2) А. А. Лебедев;
3) П. Н. Яблочков;
4) А. Н. Лодыгин;
5) А. Г. Столетов.
Все эти ученые связаны одной идеей, одной темой изучения какого-то явления…Кто из них «лишний» в этом списке?
Ответ: Василий Андреевич Жуковский, поэт, переводчик, литературный критик.
Остальные ученые посвятили свои работы свету и электричеству
40 баллов
Расположить изобретения в порядке их появления:
1) Авторучка;
2) Печатная книга;
3) Радио;
4) Телефон;
5) Колесо.
Ответ: 1. колесо - 4 в. до н.э.
2. печатная книга – 1439 г
3. телефон – 1876 г.
4. авторучка – 1884 г.
5. радио – 1895 г.
50 баллов
Индейские племена, живущие на берегах Амазонки и ее притоков, в местах брода у каждого берега держат на привязи лошадей. Когда кто - то переплавляется на противоположный берег, то гонит перед собой лошадь, а сам идет следом. Обратный путь он проделывает таким же способом.
Вопрос: Почему индейцы избрали такой своеобразный способ переправы?
Ответ: В Амазонке и ее притоках обитает самая мощная из всех известных электрических рыб - электрический угорь. У этих рыб имеются специальные органы для накопления электрической энергии. Индейцы прогоняют вначале лошадь, чтобы угорь разрядился на ней, после чего безопасно переходят сами, так как для зарядки угрю требуется некоторое время. Электрогенераторы южноамериканского электрического угря могут генерировать напряжение до 1,2 кВ при силе тока 1,2 А. Этого хватило бы, чтобы зажечь шесть стоваттных лампочек.
Приложение 3
Эта замкнутая цепь состоит из следующих элементов: источник напряжения - батареи GB, потребитель тока - нагрузка R, которой может быть нить накала электрической лампы, реостат и проводники, соединяющие источник напряжения с нагрузкой.
Принцип действия
В электрической цепи постоянного тока ток протекает от плюса к минусу при условии, что цепь замкнута. В данную цепь включен реостат, с помощью которого мы можем регулировать величину тока, протекающего по цепи, тем самым регулируя яркость свечения лампы. Между прочим, если эту цепь дополнить выключателем, то получится полная схема карманного электрического фонаря.
Техника безопасности на рабочем месте при сборке, подключении схемы и её разборке.
- Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания преподавателя.
- Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом,
чтобы исключить их падение или опрокидывание. - При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов. Запрещается пользоваться
проводником с изношенной изоляцией и выключателем открытого типа (при напряжении
выше 42 В). - Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания преподавателя.
- Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
- При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов. Запрещается пользоваться проводником с изношенной изоляцией и выключателем открытого типа (при напряжении выше 42 В).
Приложение 4
ВЕДОМОСТЬ
ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
Член жюри (Ф.И.О.должность)_____________________________________________________________
Название команд | Название раундов | Количество баллов | ||
1 раунд Не знаешь Ома – сиди дома | 2 раунд Темная лошадка | 3 раунд Очумелые ручки | ||
Критерии оценки | 0 - 5 | 0 - 500 | 0 – 5 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного мероприятия для обучающихся 1 курса ССУЗа "Зависимое поведение"
В данной работе освещается проблема формирования зависимого поведения...
Методическая разработка на тему «Методика проведения внеклассного мероприятия» по дисциплине история «Олимпиада по истории» (из опыта работы преподавателя)
Данная разработка результат обобщения работы преподавателя социальных дисциплин по проблеме «Историческая олимпиада» в декадниках предметной (цикловой) комиссии и в республиканских ...
Внеклассное мероприятие для обучающихся 1 курса «Словом можно убить».
Цели: · Дать понятие “сквернословия”.· Рассказать об истории возникновения бра...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Раздел: «Аэробика. Атлетическая гимнастика» Тема: «Упражнения со скакалкой» для студентов 1 курса, обучающихся по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Упражнения со скакалкой для уч-ся старших классов...
Методическая разработка внеклассного мероприятия Классный час: «День конституции» для студентов: I курса
Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж» Методическая разработка внеклассного мероприятия ...
Интеллектуальная игра "Есть контакт"
Игра предназначена для обучающихся второго курса. Это может быть игра, в которой одна группа делиться на две подгруппы; между двумя группами; между группами различных подразделений колледжа....
Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Методическая разработка внеклассного мероприятия обучающихся в коррекционной группе по штукатурно-малярному делу на тему: "Юный строитель"...