Урок русского языка . Тема "Имя прилагательное как часть речи".
план-конспект урока

Серова Ирина Ивановна

Урок разработан для студентов 1 курса СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_moy_rus.docx55.54 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Имя прилагательное как часть речи.

Цель: формирование навыков и умений деятельности учащихся в процессе работы с   материалом учебника с помощью опорных схем.

  Задачи:

  1. Повторить  ранее изученный материал  об имени прилагательном  как части речи.
  2. Проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа.
  3. Развивать ключевые компетенции: речь, внимание, память, логическое мышление, делать выводы; развивать умение самоконтроля, взаимоконтроля, работать по времени; развивать умение работать с заданиями.

Тип урока: комбинированный урок

 Оборудование: мультимедийное устройство, учебники, раздаточный материал, презентация.

Методы и приемы: повторение, чтение, групповая работа, показ слайдов, беседа.

Эпиграф к занятию: 

Он в жизнь вбегал  рязанским простаком,

Голубоглазым, кудреватым, русым,

С задорным носом и весёлым вкусом,

К усладам жизни солнышком влеком.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка   явки.

      2.   Проверка ДЗ.

- Какаю самостоятельную часть речи  мы вспоминали на прошлом уроке? Дать определение.

-Какие постоянные признаки есть у имени существительного? (нарицательное и собственное , одушевлённость и неодушевлённость, род и тип склонения)

-Какие непостоянные признаки есть у имени существительного? ( число и падеж)

-Имена существительные бывают мужского, женского, среднего рода  и……….. ? (Общего рода- забияка, сирота, неряха, обжора)

- Назовите 3 склонения имён  существительных  (примеры) и разносклоняемые (путь и 10 сущ. на   -мя- бремя, стремя, пламя, знамя, вымя, время, племя, семя, имя, темя)

На доске написано предложение:  Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком.

Произвести морфологический разбор имени существительного- роща

  1. Роща- имя существительное, обозначает предмет и отвечает на вопрос  что?
  2.  Начальная форма- роща
  3. Постоянные признаки:

а) нарицательное;

б) неодушевленное;

в) конкретное;

г) ж.р.;

д) 1 скл.

4. Непостоянные признаки:

             а) им.п.;

            б) ед. ч.

 5. В предложении является подлежащим.

  3.     Сообщение темы и целей урока.

Работа с записанным на  интерактивной доске предложением.

Он в жизнь вбегал  рязанским простаком,

Голубоглазым, кудреватым, русым,

С задорным носом и весёлым вкусом,

К усладам жизни солнышком влеком.

- О ком эти строки?

- Эти строки о С. А. Есенине. (Открывается портрет С. А. Есенина). В 2020 году отмечается 125 лет со дня рождения поэта.  На уроках литературы вы обращались к его творчеству.  Яркие, эмоциональные, образные стихи никого не могут оставить равнодушными.

- Какие слова помогают узнать поэта? К какой части речи они относятся?

     4. Знакомство с теоретическим материалом.

-Что такое имя прилагательное? Давайте вспомним из школьной программы  ( СЧР, которая выражает признак предмета, его качество, отвечает на вопросы какой?(какая?, какое?, какие?)  чей? красивая одежда, солнечный день и др. и изменяется  по родам, числам, падежам.)

Обращаемся к предложению на доске: Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком.

-Назовите имена прилагательные. (Золотая, берёзовым, весёлым)

-Эти прилагательные согласуются  с именами существительными в роде, числе и падеже.

 ( грамматические категории имени прилагательного полностью зависят от существительного, с которым оно согласуется. Чаще всего  прилагательное в предложении является определением, но может входить в состав сказуемого )

Работа по учебнику.

1. Пользуясь учебником (§36,стр.126), рассказать о лексико-грамматических  разрядах имен прилагательных и закончить составление схемы. Схема  выведена на интерактивную доску.

      В результате наблюдений учащиеся делают вывод о том, какими отличительными признаками обладает каждый разряд прилагательных. Один из учащихся заполняет схему, и в результате она выглядит следующим образом:

Учитель обращает внимание учащихся на процесс перехода прилагательных из разряда в разряд.

Относительные и притяжательные прилагательные могут переходить в разряд качественных. При переходе такие прилагательные приобретают переносное значение и в отличие от относительных прилагательных способны вступать в  синонимические и антономические отношения:

каменный  (относ.) дом- дом из камня (материал) ; каменное сердце- холодное( равнодушное- антоним-пылкое); отцовский ( относ. ) дом- отцовские чувства (как у отца, тёплые)

Притяжательные прилагательные при переходе в другую лексико-грамматическую группу отвечают на вопрос  «какой?», а не  «чей?». Например: тулуп (какой?) заячий.

          5 . Первичное закрепление.

  1. В стихотворении о Есенине назвать прилагательные, определить их разряд. (Задание выполняется устно, при этом отрабатывается алгоритм распознавания разрядов прилагательных).

Он в жизнь вбегал  рязанским простаком,

Голубоглазым, кудреватым, русым,

С задорным носом и весёлым вкусом,

К усладам жизни солнышком влеком.

  1. Работа по карточкам(определить разряд прилагательных)

Сердечная болезнь, сердечный друг, медвежья лапа, золотая цепочка, дедушкина трубка, голубое небо, золотые руки, волчий хвост, лисья улыбка, серебряный шар, стальной трос, бабушкины очки, лисий воротник, зелёная ель, тихий звук.

      6. Повторение изученного ранее.

1) Качественные имена прилагательные могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную. Как сравнительная , так и превосходная степени могут быть простыми и сложными.

 Простая форма сравнительной степени образуется при помощи суффиксов –ее(ей), -е:

Слабый- слабее, слабей; крутой-круче.

Простая форма превосходной степени образуется при помощи суффиксов-ейш,айш:

Добрый- добрейший, великий- величайший.

Сложная форма сравнительной степени сочетает слова более или менее и начальную форму прилагательного –честный- более честный, менее  честный.

Сложная форма превосходной степени может быть образована присоединением слова самый, наиболее, наименее, всего , всех- самый умный, наименее удобный, наиболее надёжный, всех милее, всего дороже.

Что нужно учитывать при образовании форм степени сравнения прилагательных?

- Простая сравнительная степень употребляется тогда, когда признак одного предмет сравнивается с другим;  превосходная – если признак превосходит ; учитывать лексическую сочетаемость с другими словами в предложении.

Запомни!

Красивый - красивее, более красивый; красивейший, самый красивый.

Хороший - лучше, плохой –хуже, малый - меньше

Недопустимо!

Более красивее.

2) Работа по учебнику  упр 200

3) Беседа со студентами о полной и краткой форме прилагательных

Большинство качественных прилагательных может иметь полную и краткую формы: красивый сад- сад красив.

 Краткие прилагательные образуются от полных путём отбрасывания окончаний: горячий- горяч.

У прилагательных с основой на шипящую в им.  и вин. пад. ед. ч. Ь  не пишется.

Краткие прилагательные изменяются только по числам и имеют форму рода: день светел- дни светлы; мальчик умён-  девочка умна.

Краткие прилагательные в современном русском языке не склоняются, поэтому выступают только в роли сказуемого:

Я  последний  поэт деревни, скромен в песнях дощатый мост. ( С. Есенин)

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

-Перед вами строки одного из самых красивых и лиричных  произведений С. А. Есенина .

Краткие прилагательные  скромен, красив выступают в роли  сказуемого(скромен) и  именной частью в сравнительной степени прилагательным красив.

7. Закрепление.

 Обратимся к эпитету  нашего урока. Выполним морфологический разбор  прилагательного весёлым

пользуясь материалом учебника на стр.129-130.  Один  учащийся работает у доски.

  1. Весёлым- имя прилаг., т.к. обозначает признак предмета и отвечает на вопрос каким?
  2. Начальная форма- весёлый.
  3. Постоянные признаки:

а) качественное;

б) полная форма.

4. Непостоянные признаки:

а)  ед. ч.4

б) тв. П

5. В предложении является согласованным определением.

8. Предварительное подведение итогов урока.

-Перечислить лексико-грамматические разряды прилагательных, их отличительные особенности.

-Какие формы и степени сравнения образуют качественные прилагательные?

-Какую синтаксическую функцию могут выполнять имена прилагательные ?

       9.  Рефлексия.

-Выполнили ли мы задачи нашего урока?

-Если вы считаете, что вы сегодня плодотворно поработали, поднимите правую руку.

-Если считаете, что могли бы работать и лучше, то наклоните голову вниз.

-А если вам было  интересно, то похлопайте в ладоши.

-Прослушайте стихотворение С. А. Есенина « Сукин сын» в исполнении  Сизова  Фёдора.

10. Домашнее задание:

 Повторить параграф учебника 36 .  У вас на партах лежат листы со стихотворением С. Есенина «Сукин сын» . Вам нужно найти прилагательные, определить у них разряд, степени сравнения (если есть),  полную или краткую форму, произвести морфологический разбор любого прилагательного.

11. Оценивание учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА конспект урока русского языка на тему: «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока русского языка   для студентов первого курса.Урок - «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»явля...

Презентация к уроку русского языка по теме "Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур"

Презентация может быть использована в качестве сопровождения к уроку русского языка по теме "Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур" для студентов 1 курса....

Презентация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по формированию универсальных учебных действий на уроке русского языка по теме:«Имя существительное как часть речи»

В презентации представлена методическая разработка, для обучающихсяс  ограниченными возможностями здоровья, по формированию универсальных учебных действий на уроке русского языка по теме::&l...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по ОДБ 01. Русский язык Тема: «Предлог как часть речи».

Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС III поколенияЦель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении комбини...

Конспект урока русского языка на тему: "Глагол как часть речи"

МОДЕЛЬНЫЙ УРОК (ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ) ТЕМА: ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ ЦЕЛЬ: АКТИВИЗИРОВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ...