Рабочая программа и комплекс оценочных средств по ПМ.01 Обеспечение сохранности архивных фондов
методическая разработка на тему
Содержание программы профессионального модуля разрабатывается с учетом требований профессионального стандарта и соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pm1_arhivarius_pechat.docx | 150.85 КБ |
Предварительный просмотр:
федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение
«Кунгурский техникум-интернат»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Комплекс контрольно-оценочных средств
по ПМ. 01 Обеспечение сохранности архивных фондов
Профессия 46.01.02
Архивариус
2016
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол заседания Зам. Директора по УР
предметно-цикловой комиссии ___________Н.Л.Мелкова
общепрофессиональных и «___» ___________ 2016 г.
специальных дисциплин
от «___» __________ 2016 г. № __
з
Разработчики: преподаватели ФКПОУ «Кунгурский техникум-интернат» Минтруда России Н.Е. Габова, С.Б. Белокрылова.
1. Общие положения
Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности Обеспечения и сохранности архивных фондов и составляющих его профессиональных компетенций, а также общие компетенции, формирующиеся в процессе освоения ОПОП в целом.
Формой аттестации по профессиональному модулю является экзамен (квалификационный). Итогом экзамена является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен/не освоен».
Профессиональные и общие компетенции, которые возможно сгруппировать для проверки | Показатели оценки результата |
ПК 1.1. Обеспечивать сохранность документов, законченных делопроизводством. |
|
ПК 1.4. Готовить сводные описи дел постоянного и временного сроков хранения. |
составление и использование путеводителей по архиву организации (электронный вариант) |
ПК 1.5. Оформлять акты о выделении дел к уничтожению. | - систематизация документов в зависимости от их наименования в соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30- 2003; -систематизация распорядительных документов в соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30- 2003;
|
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Понимание ситуации на рынке труда. Активность, инициативность в процессе выполнения профессиональной деятельности. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | Самоанализ и коррекция результатов собственной деятельности. Способность принимать решения в стандартных и нестандартных производственных ситуациях. Ответственность за свой труд. |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | Обработка и структурирование информации. Нахождение и использование источников информации. Рациональность распределения времени на выполнение задания. Соблюдение техники безопасности в процессе работы. Самоанализ результатов своей профессиональной деятельности |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | Нахождение, обработка и рациональное использование информации из нормативно-законодательных актов, регламентирующих действие архивных организаций РФ |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Нахождение, обработка, хранение и передача информации с помощью мультимедийных средств, информационно-коммуникативных технологий. |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | Быстрая адаптация к внутриорганизационным условиям работы. |
1. Формы контроля и оценивания элементов профессионального модуля
Промежуточная аттестация | Текущий контроль | |
МДК.01.01. Организация и нормативно - правовые основы архивного дела | Экзамен | Тестирование Оценка результатов выполнения практических работ. Контроль выполнения домашних и самостоятельных работ. |
МДК.01.02 Основы обеспечение сохранности документов | Экзамен | Тестирование Оценка результатов выполнения практических работ. Контроль выполнения домашних и самостоятельных работ. |
УП.01 Учебная практика | Дифференцированный зачет | Экспертная оценка выполнения проверочных заданий по учебной практике. Наблюдение и оценка выполнения работ при прохождении учебной практики. |
УП 01. Производственная практика | Дифференцированный зачет | Оценка выполнения работ на производственной практике. |
ПМ.01 | Экзамен (квалификационный) |
3. Задания для экзаменующегося
Билет №1
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоваться нормативно-технической документацией и методической литературой, учебно-методической литературой, имеющейся на специальном столе.
Время выполнения задания – 60 мин.
Задание
- Структура архивной службы
- Основные принципы классификации документов, систематизация по типу, виду хранения
- Составьте акт об уничтожении предложенных документов
Билет №2
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоваться нормативно-технической документацией и методической литературой, учебно-методической литературой, имеющейся на специальном столе, и выходом в Интернет.
Время выполнения задания – 60 мин
- Требования к зданиям и помещениям архива
- Формирование дел
- Определите ценность и сроки хранения предложенных документов.
Билет №3
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоваться нормативно-технической документацией и методической литературой, учебно-методической литературой, имеющейся на специальном столе, и выходом в Интернет.
Задание
- Правила организации хранения документов Архивного фонда Российской Федерации
- Номенклатура дел организации
- Составить заверительный лист к делу
Билет №4
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоваться нормативно-технической документацией и методической литературой, учебно-методической литературой, имеющейся на специальном столе, и выходом в Интернет.
Время выполнения задания – 60 мин.
Задание
- Нормативные режимы хранения архивных документов
- Экспертиза ценности документов
- Составить внутреннюю опись дела
Билет №5
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоваться нормативно-технической документацией и методической литературой, учебно-методической литературой, имеющейся на специальном столе, и выходом в Интернет.
Время выполнения задания – 60 мин.
Задание
- Проверка технического и физико-химического состояния архивных документов
- Подготовка и передача дел в архив организации
- Оформить обложку дела для сдачи в архив
Билет №6
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоваться нормативно-технической документацией и методической литературой, учебно-методической литературой, имеющейся на специальном столе, и выходом в Интернет.
Время выполнения задания – 60 мин.
Задание
- Способы хранения документов; хранение документов в зависимости от сроков хранения
- Архивные фонды.
- Составьте протокол заседания экспертной комиссии
Билет №7
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоваться нормативно-технической документацией и методической литературой, учебно-методической литературой, имеющейся на специальном столе, и выходом в Интернет.
Время выполнения задания – 60 мин.
Задание
- Организация документов Архивного фонда РФ
- Организация использования документов в архивах.
- Составьте номенклатуру дел кадровой службы
Билет №8
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоваться нормативно-технической документацией и методической литературой, учебно-методической литературой, имеющейся на специальном столе, и выходом в Интернет.
Время выполнения задания – 60 мин.
Задание
- Организация документов государственного архива
- Порядок оформления справок по документам архива
- Составьте схему «Функции архива»
Билет №9
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоваться нормативно-технической документацией и методической литературой, учебно-методической литературой, имеющейся на специальном столе, и выходом в Интернет.
Время выполнения задания – 60 мин.
Задание
- Порядок приема документов в архив
- Эспертные комиссии организаций
- Определите фондовую принадлежность предложенных документов
Билет №10
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоваться нормативно-технической документацией и методической литературой, учебно-методической литературой, имеющейся на специальном столе, и выходом в Интернет.
Время выполнения задания – 60 мин.
Задание
- Прием архивных документов от ликвидированных организаций
- порядок проведения экспертизы ценности документов
- Составьте архивную справку
Билет №11
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоваться нормативно-технической документацией и методической литературой, учебно-методической литературой, имеющейся на специальном столе, и выходом в Интернет.
Время выполнения задания – 60 мин.
Задание
- Передача архивных документов из архива в архив
- Оформление дел в архив;
- Составьте схему: «Разновидности ведомственных архивов и их функции»
Билет №12
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоваться нормативно-технической документацией и методической литературой, учебно-методической литературой, имеющейся на специальном столе, и выходом в Интернет.
Время выполнения задания – 60 мин.
Задание
- Комплектование архивными документами из-за рубежа
- Составление архивной описи
- Определите сроки хранения предложенных документов
Билет №13
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоваться нормативно-технической документацией и методической литературой, учебно-методической литературой, имеющейся на специальном столе, и выходом в Интернет.
Время выполнения задания – 60 мин.
Задание
- Учет документов в архиве
- Порядок передачи дел в архив
- Составьте схему: «Этапы проведения экспертизы ценности»
Билет№14
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоваться нормативно-технической документацией и методической литературой, учебно-методической литературой, имеющейся на специальном столе, и выходом в Интернет.
Время выполнения задания – 60 мин.
Задание
- Физико-химическая и техническая обработка архивных документов
- Порядок передачи документов на государственное хранение
Билет №15
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоваться нормативно-технической документацией и методической литературой, учебно-методической литературой, имеющейся на специальном столе, и выходом в Интернет.
Время выполнения задания – 60 мин.
Задание
- Система учетных документов архива
- Оформление актов экспертной комиссии
- Заполните каталожную карточку на предложенный документ
Билет№16
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоваться нормативно-технической документацией и методической литературой, учебно-методической литературой, имеющейся на специальном столе, и выходом в Интернет.
Время выполнения задания – 60 мин.
Задание
- Учет поступления и выбытия архивных документов Учет уникальных документов и особо ценных документов
- Формы организации использования документов в архивах
- Составьте схему: «Состав Архивного Фонда РФ»
Билет №17
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоваться нормативно-технической документацией и методической литературой, учебно-методической литературой, имеющейся на специальном столе, и выходом в Интернет.
Время выполнения задания – 60 мин.
Задание
- Учет архивных документов личного происхождения Учет документов по личному составу
- критерии оценки информационного содержания документов
- Составьте аннотацию к предложенному документу
Билет №18
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоваться нормативно-технической документацией и методической литературой, учебно-методической литературой, имеющейся на специальном столе, и выходом в Интернет.
Время выполнения задания – 60 мин.
Задание
- Архивные описи их виды, функции, назначение
- Правила оформления обложки дела
- Составьте схему: «Классификация документов по срокам хранения»
Билет №19
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоваться нормативно-технической документацией и методической литературой, учебно-методической литературой, имеющейся на специальном столе, и выходом в Интернет.
Время выполнения задания – 60 мин.
Задание
- Каталоги в архиве их виды, функции, назначение
- Правила оформления заверительного листа
- Составьте схему «Этапы развития архивного дела в России»
Билет №20
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вы можете воспользоваться нормативно-технической документацией и методической литературой, учебно-методической литературой, имеющейся на специальном столе, и выходом в Интернет.
Время выполнения задания – 60 мин.
Задание
- Указатели, краткие справочник; их назначение, функции.
- Составление внутренней описи дел
- Составьте схему органов управления архивным делом
4. Критерии оценки экзамена по ПМ
Профессиональные компетенции считаются освоенными при выполнении не менее 80 % показателей.
Шкала перевода. Модуль считается освоенным при выполнении 16 показателей.
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
70 ÷ 90 | 4 | хорошо |
50 ÷ 70 | 3 | удовлетворительно |
менее 50 | 2 | неудовлетворительно |
4.1. Критерии оценки экзамена по ПМ 01. Обеспечение сохранности архивных фондов
Оценка «5» («отлично») соответствует следующей качественной характеристике: «изложено правильное понимание вопроса и дан исчерпывающий на него ответ, содержание раскрыто полно, профессионально, грамотно». Выставляется обучающемуся,
- усвоившему взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившему творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
- обнаружившему всестороннее систематическое знание учебно-программного материала, четко и самостоятельно (без наводящих вопросов) отвечающему на вопрос билета.
Оценка «4» («хорошо») соответствует следующей качественной характеристике: «изложено правильное понимание вопроса, дано достаточно подробное описание предмета ответа, приведены и раскрыты в тезисной форме основные понятия, относящиеся к предмету ответа, ошибочных положений нет». Выставляется обучающемуся,
- обнаружившему полное знание учебно-программного материала, грамотно и по существу отвечающему на вопрос билета и не допускающему при этом существенных неточностей;
- показавшему систематический характер знаний по дисциплине и способному к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности.
Оценка «3» («удовлетворительно») выставляется обучающемуся,
- обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой;
- допустившему неточности в ответе и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающими необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.
Оценка «2» («неудовлетворительно») выставляется обучающемуся,
- обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий;
- давшему ответ, который не соответствует вопросу экзаменационного билета.
5. Литература для обучающегося:
Основные источники:
1. Банасюкевич В.Д., Устинов В.А. Актуальные научные проблемы обеспечения сохранности архивных документов / Отечественные архивы. 2001. № 1.
2. ГОСТ 7.48-2002 СИБИД. Консервация документов. Основные термины и определения.
3. ГОСТ Р 33.505-2003. Единый Российский страховой фонд документации. Порядок создания страхового фонда документации, являющейся национальным научным, культурным и историческим наследием. Дата введения 01.01.2004.
4. Привалов В.Ф. Обеспечение сохранности архивных документов на бумажной основе: Методическое пособие / Росархив. ВНИИДАД – М., 2013– 112 с.
5. Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ, и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях российской Академии наук. № 19, от 6 марта 2007г.
Дополнительные источники:
1. Федеральный Закон № 125 – ФЗ «Об архивном деле в РФ» от 22 октября 2004г.
2. Перечень технических средств, рекомендуемых для оснащения государственных архивов. М.: ВНИИДАД, 2000.
3. Принципы денежной оценки документов Архивного фонда РФ. М.: ВНИИДАД, 2013 г.
4. Журнал «Отечественные архивы».
1. Паспорт адаптированной рабочей программы профессионального модуля ПМ.01 Обеспечение сохранности архивных фондов
1.1. Область применения адаптированной рабочей программы
Адаптированная рабочая программа профессионального модуля является частью ППКРС в соответствии с ФГОС СПО по профессии 46.01.02 Архивариус в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Обеспечивать сохранность документов, законченных делопроизводством.
ПК 1.2. Участвовать в разработке номенклатуры дел, проверять правильность формирования и оформления дел при приеме их в архив.
ПК 1.3. Выполнять работы по систематизации, размещению и учету дел.
ПК 1.4. Готовить сводные описи дел постоянного и временного сроков хранения.
ПК 1.5. Оформлять акты о выделении дел к уничтожению.
Адаптированная рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке в области делопроизводства, при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
Целью освоения профессионального модуля ПМ.01 Обеспечение сохранности архивных фондов является освоение ОК и ПК, соответствующих данному виду профессиональной деятельности.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- обеспечение сохранности, порядка хранения и использования документов, и материалов в учреждениях архивной службы или архивных подразделениях предприятий;
уметь:
- составлять акты для передачи дел на хранение;
- составлять акты на списание и уничтожение документов;
- разрабатывать номенклатуру дел;
- проверять правильность формирования и оформления дел при приеме их в архив;
знать:
- правила работы государственных и ведомственных архивов;
- классификацию документов Архивного фонда РФ;
- принципы систематизации дел Архивного фонда РФ;
- режим и сроки хранения архивных документов.
1.3. Количество часов на освоение адаптированной рабочей программы профессионального модуля:
всего - 900 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки студента - 720 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента - 480 часов;
самостоятельной работы студента - 240 часов;
учебной практики- 72 часов
и производственной практики - 108 часов.
2. Результаты освоения профессионального модуля
ПМ.01 Обеспечение сохранности архивных фондов
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем. |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
ПК 1.1. | Обеспечивать сохранность документов, законченных делопроизводством. |
ПК 1.2. | Участвовать в разработке номенклатуры дел, проверять правильность формирования и оформления дел при приеме их в архив. |
ПК 1.3. | Выполнять работы по систематизации, размещению и учету дел. |
ПК 1.4. | Готовить сводные описи дел постоянного и временного сроков хранения. |
ПК 1.5. | Оформлять акты о выделении дел к уничтожению. |
3. Структура и содержание профессионального модуля
3.1. Структура профессионального модуля ПМ. 01 Обеспечение сохранности архивных документов
Содержание программы профессионального модуля разрабатывается с учетом требований профессионального стандарта и соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей
Коды Профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля[1]* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | ||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоя-тельная работа обучающе-гося, часов | Учебная, часов | Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) | |||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
ПК 1.1.-1.5. | МДК.01.01. Организация и нормативно-правовые основы архивного дела | 240 | 160 | 80 | - | 80 | ||
ПК 1.1, ПК 1.3.-1,5. | МДК.01.02 Основы обеспечения сохранности документов | 480 | 320 | 160 | - | 160 | ||
ПК 1.1.-1.5. | Учебная практика, часов | 72 | ||||||
ПК 1.1.-1.5. | Производственная практика, часов | 108 | ||||||
Всего: | 720 | 480 | 240 | 240 | 72 | 108 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ. 01 Обеспечение сохранности архивных фондов
Раздел 6. Информационное право как составляющая архивного законодательства | 26 | |||
Тема 6.1. Информационно-правовые нормы | 1.Система информационного права, принципы. Информационные правоотношения, возникающие при осуществлении поиска, получения и потребления информации. 2.Информация архивных фондов как объект информационных правоотношений. | 2 | 2 | |
3.Правовой режим документированной информации. Понятие обязательного экземпляра | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа: Подготовка сообщение и докладов по темам: «Защита государственной тайны в архивных условиях» «Проблема авторского права в интернете» | 4 | |||
Тема 6.2. Информационная безопасность как основа деятельности архивов | 1.Правовая защита личности, общества, государства от недоброкачественной информации. Понятие о государственной тайне. Перечни сведений, составляющих государственную тайну. 2.Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну. Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны в условиях архивной деятельности. | 2 | 2 | |
Практическое занятие № 34 Право собственности на информационные ресурсы. Правовые аспекты Интернет. | 2 | 2 | ||
Практическое занятие № 35 Проблемы электронного опубликования правовых актов и передачи их на государственное хранение. | 2 | 2 | ||
Практическое занятие № 36 Тайна и право. Виды тайн. Государственное регулирование работы с персональными данными. | 2 | 2 | ||
Практическое занятие № 37 Перечни сведений, составляющих государственную тайну, и сведения, которые не могут относиться к государственной тайне. Правовой режим коммерческой тайны. Охрана коммерческой тайны. | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа: Подготовка докладов по теме: Правовые аспекты Интернет. | 8 | |||
Раздел 7. Взаимосвязь архивного законодательства с нормативными актами смежных отраслей | 10 | |||
Тема 7.1. Взаимосвязь архивного права со смежными отраслями | Взаимосвязь архивного законодательства с нормативными актами смежных отраслей, Уголовным и Гражданским кодексами Российской Федерации, процессуальным законодательством. | 2 | 2 | |
Практическое занятие № 38 Законодательство РФ об авторском праве и смежных правах, о рукописных отделах музеев, библиотек, архивов Академий наук РФ. | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и презентаций по теме: «Авторское право» | 6 | |||
Раздел 8. Архивное законодательство за рубежом | 22 | |||
Тема 8.1. Архивы за рубежом | Правовое регулирование архивного дела за рубежом. | 2 | 2 | |
Практическое занятие № 39 Организация доступа к документальному наследию человечества за рубежом. Правовые аспекты международного перемещения архивных документов. | 2 | 2 | ||
Практическое занятие № 40 Анализ таблицы «Зарубежное и российское архивное законодательство: общее и особенное» (сравнительный анализ законодательства РФ с любой страной мира) | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа: Изучение и конспект нормативного документа приказ Министерства культуры РФ от 31 марта 2015 года № 526 «Об утверждении правил организации хранения, комплектования , учета и использования документов Архивного Фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях» , р.I, р.II,пп 2.1-2.13, рр. III-VII . | 16 | |||
Всего | 240 | |||
Экзамен | 4,3 | |||
ПМ.01 МДК.01.02.Основы обеспечения сохранности документов | ||||
Введение | Цели и задачи дисциплины. Возникновение проблемы «вечного» хранения документов. Обзор источников и литературы по дисциплине. | 2 | 2 | |
Раздел 1. История документа. Свойства носителей и текста | 87 | |||
Тема 1.1. Ключевые понятия дисциплины. | Содержание | 2 | 1 | |
1. 2. | Понятия «документ», «архивный документ», «документ Архивного фонда РФ». Задачи обеспечения сохранности архивных документов. | |||
Самостоятельная работа: Подготовка сообщений по истории делопроизводства. | 3 | |||
Тема 1.2. Материалы для письма и их свойства. | Содержание | 2 | 1 | |
1. Характеристика материалов для письма. 2. Основные факторы, влияющие на старение бумаги. | ||||
Тема 1.3. Средства письма. | Содержание | 2 | 1 | |
1.Характеристика средств письма. 2. Подбор материала для письма. | ||||
Тема 1.4. Документ как материальный объект. | Содержание | 2 | 1 | |
1. Характеристика документа как материального объекта, состоящего из двух частей. 2. Эволюция документа. | ||||
Тема 1.5. Принтерные документы. | Содержание | 2 | 1 | |
1. Особенности принтерных документов. 2. Способы получения таких документов. | ||||
Тема 1.6. Семинарское занятие № 1. | Содержание | 2 | 3 | |
1. Документ как материальный объект. 2. Эволюция копирования документов. | ||||
Тема 1.7. Внутренние факторы, влияющие на старение документа. | Содержание | 2 | 1 | |
1. Внутренние факторы, влияющие на старение документа. 2. Механические повреждения документа. 3. Экология среды. | ||||
Самостоятельная работа: Особенности принтерных документов (подготовить презентацию). | 2 | |||
Тема 1.8. Старение документов. | Содержание | 2 | 1 | |
1. Понятие «угасание текста». 2. Основные факторы старения и причины разрушения текста. | ||||
Тема 1.9. Практическое занятие № 1. | Содержание | 2 | 2 | |
1. Применение методов восстановления угасших текстов. | ||||
Тема 1.10. Деятельность ВНИИДАД по разработке проблемы старения бумаги. | Содержание | 2 | 1 | |
1. Деятельность ВНИИДАД, Научно-исследовательского центра консервации и реставрации документов Российской госбиблиотеки по разработке проблемы старения документов, созданию долговечных видов бумаги по реставрации, технической консервации документов. | ||||
Тема 1.11. Деятельность ЛКРД РАН по разработке проблемы старения бумаги. | Содержание | 2 | 1 | |
1. Деятельность ЛКРД РАН по созданию долговечных видов бумаги по реставрации документов. | ||||
Самостоятельная работа: 1. Эволюция документа (подготовить сообщение). 2. Изучение основных положений по обеспечению сохранности документов «Основных правил работы государственных архивов РФ», 2015 г. | 8 | |||
Тема 1.12. Дифференцированный подход в обеспечении сохранности документов. | Содержание | 2 | 1 | |
1. Факторы разрушения документов. 2. Дифференциация документов и дифференциальный подход к обеспечении сохранности документов. | ||||
Тема 1.13. практическое занятие № 2. | Содержание | 2 | 2 | |
Изучение Типовой номенклатуры дефектов и их буквенно-цифровая индексация. | ||||
Тема 1.14. Практическое занятие № 3. | Содержание | 2 | 2 | |
Составление номенклатуры дефектов. | ||||
Тема 1.15. Практическое занятие № 4. | Содержание | 2 | 3 | |
1. Управление архивным делом в РФ. 2. Деятельность Агентства по делам архивов Пермского края. | ||||
Тема 1.16. Физическое состояние бумажных документов XX в., хранящихся в архивах. | Содержание | 2 | 1 | |
1. Характеристика дефектов бумажных документов этого периода. 2. Контроль за сохранностью документов на бумажной основе в архивах организации. | ||||
Тема 1.17. Деятельность лаборатории по реставрации документов в государственных архивах. | Содержание | 2 | 1 | |
1. Виды реставрации документов на бумажной основе. 2. Деятельность лаборатории в Пермском краевом архиве по реставрации документов. | ||||
Тема 1.18. Практическое занятие № 5. | Содержание | 2 | 2 | |
1.Выявление конкретных дефектов бумажных документов. 2. Оформление документально обнаруженных дефектов на бумажных носителях. | ||||
Тема 1.19. Видовое разнообразие документов XX – XXI вв. | Содержание | 2 | 2 | |
1. Машинописные документы. 2. Фотографии. 3.Особенности механической записи и магнитной записи документов 4. Магнитные носители информации. | ||||
Самостоятельная работа: 1. Физическое состояние бумажных документов XX в., хранящихся в архивах организации (подготовить сообщение). 2. Изучение номенклатуры дефектов документов. | 10 | |||
Тема 1.20. Фондирование архивных документов. | Содержание | 2 | 1 | |
1. Работы по фондированию. 2. Состав единого архивного фонда организации. | ||||
Тема 1.21. Нефондовая организация архивных документов. | Содержание | 2 | 1 | |
1. Создание нефондовой организации архивных документов. 2. Условия нефондовой организации архивных документов. | ||||
Тема 1.22. Практическое занятие № 6. | Содержание | 2 | 3 | |
Посещение МУ «Кунгурский городской архив» с целью ознакомления нормативных условий хранения архивных документов. | ||||
Тема 1.23. Практическое занятие № 7. | Содержание | 2 | 3 | |
Посещение МУ «Кунгурский городской архив» с целью ознакомления нормативных условий хранения архивных документов. | ||||
Тема 1.24. Защита коллективного проекта. | Содержание | 1 | 3 | |
1.Старение документов. 2. Основные факторы старения и причины разрушения документов. | ||||
Практическое занятие № 8 | Определение факторов старения конкретного документа. | 1 | 3 | |
Тема 1.25. Размещение документов в хранилищах. | Содержание | 1 | 1 | |
1. Рациональное размещение документов в хранилищах. 2. Топографирование. | ||||
Практическое занятие № 9. | Ведение топографических карточек в архиве. | 1 | 2 | |
Тема 1.26. Практическое занятие № 10. | Содержание | 3 | 3 | |
1. Определение и фиксирование температурно-влажностного режима. 2. Выполнение санитарно-гигиенического режима хранения документов на традиционных носителях. | ||||
Тема 1.27. Специальная обработка документов на бумажной основе. | Содержание | 1 | 2 | |
1. Виды специальной обработки документов на бумажной основе. 2. Порядок её проведения. | ||||
Практическое занятие № 11. | Обработка документов на бумажной основе специальными средствами. | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа: 1.Оборудование архивов средствами пожаротушения, охраны и сигнализации (подготовить сообщение). 2. Контроль наличия и состояния документов (подготовить презентацию). 3. Размещение документов в архивохранилищах – подготовить развернутый план-конспект. | 10 | |||
Раздел 2. Обеспечение сохранности документов в государственных (муниципальных) архивах. | 176 | |||
Тема 2.1. Требования к зданиям и помещениям архивов. | Содержание | 2 | 1 | |
1. Требования к зданиям и помещениям. 2. Помещения основного назначения. 3. Нормы установки стационарных стеллажей в хранилищах. | ||||
Тема 2.2. Требования к архивохранилищу. | Содержание | 2 | 1 | |
1.Место расположения архивохранилища в помещении архива. 2.Требования к архивохранилищу. | ||||
Тема 2.3. Обеспечение сохранности документов при их поступлении на хранение. | Содержание | 2 | 1 | |
1.Требования к передаваемым документам на хранение. 2.Особенности физического состояния документов при передаче на хранение. | ||||
Тема 2.4. Противопожарный режим в архивохранилищах. | Содержание | 2 | 2 | |
1.Оборудования для пожарной сигнализации. 2. Значение этого режима. 3. План эвакуации при пожаре. | ||||
Тема 2.5. Охранный режим в архивохранилищах и архивах. | Содержание | 2 | 1 | |
1. Порядок охранного режима. 2. Оборудование для охранной сигнализации. | ||||
Тема 2.6. Температурно-влажностный режим. | Содержание | 2 | 1 | |
Температурно-влажностный режим хранения документов в архивохранилищах. | ||||
Тема 2.7. Световой режим. | Содержание | 2 | 1 | |
Световой режим хранения документов в архивохранилищах. | ||||
Тема 2.8. Санитарно-гигиенический режим. | Содержание | 2 | 1 | |
Санитарно-гигиенические мероприятия в архивах. Борьба с биологическими вредителями. | ||||
Тема 2.9. Сохранность документов при их использовании и обработке. | Содержание | 2 | 1 | |
Сохранность документов при их использовании и обработке. | ||||
Тема 2.10. Практическое занятие № 12. | Содержание | 2 | 2 | |
Виды специальной обработки документов на бумажной основе и порядок её проведения. | ||||
Тема 2.11. Практическое занятие № 13. | Содержание | 2 | 2 | |
Посещение МУ «Кунгурский городской архив» с целью ознакомления проведения санитарно-гигиенических мероприятий в архиве. | ||||
Тема 2.12. Практическое занятие № 14. | Содержание | 2 | 2 | |
Посещение МУ «Кунгурский городской архив» с целью ознакомления видов обработки документов на бумажной основе. | ||||
Самостоятельная работа: 1. Оформление отчета по посещению Кунгурского городского архива. 2.Требования к архивохранилищах и нормативные режимы хранения (подготовить презентацию). 3. Порядок выдачи документов и дел их хранилищ (подготовить сообщение). | 16 | |||
Тема 2.13. Хранение архивных документов не на бумажном носителе. | Содержание | 2 | 1 | |
1.Правила хранения кинодокументов, фотодокументов и документах на микрофишах. 2. Общие требования к архивному хранению. | ||||
Самостоятельная работа: Правила хранения кинодокументов, фотодокументов (подготовить презентацию). | 2 | |||
Тема 2.14. Оборудование архивохранилища средствами хранения. | Содержание | 2 | 1 | |
Характеристика стеллажей, которые могут быть установлены в хранилищах и других средств хранения для кинодокументов, видеодокументов, фотодокументов, электронного документа. | ||||
Тема 2.15. Размещение документов в хранилищах. | Содержание | 2 | 1 | |
1.Рациональный порядок размещения документов в архивохранилищах. 2. Размещение архивных документов обособленного хранения, фонда пользования и учетных документов. | ||||
Тема 2.16. Практическое занятие № 15. | Содержание | 2 | 2 | |
1.Порядок нумераций помещений архива, стеллажей, полок. 2.Ведение топографических указателей | ||||
Тема 2.17. Практическое занятие № 16. | Содержание | 2 | 2 | |
Порядок снятия с учета неисправно поврежденных архивных документов. | ||||
Тема 2.18. Практическое занятие № 17. | Содержание | 2 | 2 | |
1.Размещение фонда пользования в зависимости от вида носителя копий. 2.Размещение учетных документов | ||||
Тема 2.19. Размещение учетных документов. | Содержание | 2 | 1 | |
1.Порядок размещения учетных документов. 2.Единицы учета и хранения документов. 3. Состав учетных документов. | ||||
Тема 2.20. Предмет архивной климатологии. | Содержание | 2 | 2 | |
1.Понятие архивной климатологии. 2.Функции архивных контрольно-климатических служб. 3.Параметры воздуха, контрольно-измерительные приборы. | ||||
Самостоятельная работа: 1 1. Изучение требований СанПиН работы архивов (подготовить сообщение). 2. 2. Понятие и правовые основы учета документов (подготовить презентацию). | 10 | |||
Тема 2.21. Практическое занятие № 18. | Содержание | 2 | 3 | |
Составление сравнительной таблицы по температурно-влажностному режиму в хранилищах за три месяца. | ||||
Тема 2.22. Порядок выдачи дел из хранилищ. | Содержание | 2 | 1 | |
1.Порядок, цели выдачи дел их архивных хранилищ. 2. Сроки выдачи дел Требования к документам при их выдаче. 3.Оформление выдачи дел. | ||||
Тема 2.23. Практическое занятие № 19. | Содержание | 2 | 3 | |
Посещение МУ «Кунгурский городской архив» с целью ознакомления функционирования архивохранилища. | ||||
Тема 2.24. Практическое занятие № 20. | Содержание | 2 | 3 | |
Посещение МУ «Кунгурский городской архив» с целью ознакомления функционирования архивохранилища. | ||||
Тема 2.25. Практическое занятие № 21. | Содержание | 2 | 3 | |
Посещение МУ «Кунгурский городской архив» с целью ознакомления функционирования архивохранилища. | ||||
Тема 2.26. Тема 2.26. Проверка наличия и состояния документов. | Содержание | 2 | 1 | |
1. Порядок проведения проверки наличия и состояния документов. 2. Периодичность проведения проверок в архиве. | ||||
Самостоятельная работа: 1. Составление отчета по посещению Кунгурского городского архива. | 6 | |||
Тема 2.27. Практическое занятие № 22. | Содержание | 2 | 2 | |
Оформление акта и листа проверки наличия и состояния дел. | ||||
Тема 2.28. Практическое занятие № 23. | Содержание | 2 | 2 | |
Порядок проверки технического и физико-химического состояния архивных документов | ||||
Тема 2.29. Практическое занятие № 24. | Содержание | 2 | 3 | |
1.Мероприятия по результатам проверки наличия и состояния дел. 2.Порядок снятия с учета документов, не найденных в ходе проверки. | ||||
Тема 2.30. Практическое занятие № 25. | Содержание | 2 | 3 | |
1.Порядок работы по выявлению документов с повреждениями носителей и текста. 2.Проведение проверки технического состояния документов. | ||||
Тема 2.31. Практическое занятие № 26. | Содержание | 2 | 3 | |
1.Проведение работы по снятию с учета поврежденных документов, выявленных в ходе проверки технического состояния документов. 2.Виды специальной обработки документов на бумажной основе. | ||||
Тема 2.32. Практическое занятие № 27. | Содержание | 2 | 2 | |
1.Проведение оценки физического состояния документов. 2.Буквенно-цифровая индексация их дефектов. | ||||
Тема 2.33. Практическое занятие № 28. | Содержание | 2 | 3 | |
1.Порядок работы по выявлению уникальных документов и особо ценных документов. 2.Характеристика Регламента Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда РФ. | ||||
Тема 2.34. Опись особо ценных документов. | Содержание | 2 | 1 | |
1.Реестр описей ОЦД; список фондов, содержащих ОЦД. 2.Перечень ОЦД первичному спасению. | ||||
Тема 2.35. Создание страхового фонда особо ценных документов и фонда пользования. | Содержание | 2 | 1 | |
1.Цель создания страхового фонда и фонда пользования. 2.Организация работ по микрофильмированию или оцифрованию документов. | ||||
Тема 2.36. Практическое занятие № 29. | Содержание | 2 | 2 | |
1.Типовой технологический регламент изготовления страховых копий. 2. Учет и хранение страховых копий и фонда пользования. | ||||
Тема 2.37. Страхование документов и основы их денежной оценки. | Содержание | 2 | 1 | |
1.Какие документы подлежат страхованию. 2.Порядок оформления результатов страховой оценки документов Архивного фонда РФ. | ||||
Тема 2.38. Практическое занятие № 30. | Содержание | |||
Оформление временного вывоза документов Архивного фонда РФ за рубеж. | ||||
Самостоятельная работа: 1. Типовой технологический регламент изготовления страховых копий (подготовить сообщение). 2. Порядок работы по выявлению уникальных документов и особо ценных документов (подготовить презентацию). | 10 | |||
Тема 2.39. Обеспечение сохранности архивных документов при чрезвычайных ситуациях. | Содержание | 2 | 1 | |
1.Какие обстоятельства относятся к чрезвычайным ситуациям. 2.Планы конкретных мероприятий архивов при чрезвычайных ситуациях. | ||||
Тема 2.40. Практическое занятие № 31. | Содержание | 2 | 3 | |
Составление плана эвакуации документов при чрезвычайных ситуациях. | ||||
Тема 2.41. Основы консервации и реставрации документов. | Содержание | 2 | 2 | |
1.Режим хранения, стабилизация, реставрация. 2.Цель реставрации. 3.Новейшие разработки в области технической консервации и реставрации документов. | ||||
Тема 2.42. Практическое занятие № 32. | Содержание | 2 | 1 | |
Практический опыт работы государственных архивов по созданию страхового фонда особо ценных документов, фонда пользования и реставрации. | ||||
Тема 2.43. Практическое занятие № 33. | Содержание | 2 | 2 | |
Практический опыт работы по созданию страхового фонда особо ценных и уникальных документов в Государственном архиве Пермского края и в Пермском государственном архиве новейшей истории. | ||||
Тема 2.44. Государственный архив как учреждение, обеспечивающее сохранность, учет, комплектование и использование архивных документов. | Содержание | 2 | 1 | |
1.Деятельность архива, направленная на обеспечение сохранности, учет, комплектования и использования архивных документов. 2.Государственный архив как информационная система в структуре информационных ресурсов РФ. | ||||
Тема 2.45. Роль ведомственных архивов в обеспечении сохранности документов. | Содержание | 2 | 1 | |
Проблемы, роль ведомственных архивов в обеспечении сохранности документов. | ||||
Тема 2.46. Источники комплектования архивов. | Содержание | 2 | 1 | |
1.Взаимодействие архивов с источниками комплектования. 2.Проблемы, пути их решения. | ||||
Тема 2.47. Практическое занятие № 34. | Содержание | 2 | 2 | |
Взаимодействие архивов с источниками комплектования. Проблемы, пути их решения. | ||||
Тема 2.48. Практическое занятие № 35. | Содержание | 2 | 2 | |
Посещение МУ «Кунгурский городской архив», с целью ознакомления работы специалистов архива по созданию страхового фонда особо ценных документов. | ||||
Тема 2.49. Практическое занятие № 36. | Содержание | 2 | 3 | |
Посещение МУ «Кунгурский городской архив», с целью ознакомления работы специалистов архива по созданию страхового фонда особо ценных документов. | ||||
Самостоятельная работа: 1. Подготовить отчет по посещению Кунгурского городского архива. 2. Взаимодействие архивов с источниками комплектования. Проблемы, пути их решения (подготовить сообщение). | 8 | |||
Тема 2.50. Практическое занятие № 37. | Содержание | 2 | 3 | |
Порядок составления Инструкции о мерах пожарной безопасности архива. | ||||
Тема 2.51. Контроль за сохранностью выдаваемых архивных документов. | Содержание | 2 | 1 | |
1.Выдача описей дел, архивных документов. 2. Контроль за их сохранностью. | ||||
Тема 2.52. Практическое занятие № 38. | Содержание | 2 | 3 | |
Оформление временного вывоза документов Архивного фонда РФ за рубеж. | ||||
Тема 2.53. Практическое занятие № 39. | Содержание | 23 | ||
Проведение проверки наличия и состояния документов, задачи. | ||||
Тема 2.54. Практическое занятие № 40. Защита коллективного проекта. | Содержание | 1 | 2 | |
1. Изучение порядка создания страхового фонда и фонда особо ценных документов. | ||||
Создание страхового фонда особо ценных документов и фонда пользования. | 1 | 3 | ||
Тема 2.55. Защита коллективного проекта. | Содержание | 2 | 3 | |
Создание страхового фонда особо ценных документов и фонда пользования. | ||||
Тема 2.56. Практическое занятие № 41. Защита коллективного проекта. | Содержание | 2 | 3 | |
Государственный реестр уникальных документов, его назначение. | ||||
Тема 2.57. Защита коллективного проекта. | Содержание | 2 | 3 | |
Государственный реестр уникальных документов, его назначение. | ||||
Самостоятельная работа: 1.Порядок составления Инструкции о мерах пожарной безопасности архива (подготовить презентацию). 2. Выдача описей дел, архивных документов. Контроль за их сохранностью (подготовить сообщение). | 10 | |||
Раздел 3. Экспертиза ценности документов | 67 | |||
Тема 3.1. Задачи экспертизы ценности документов. | Содержание | 2 | 1 | |
Задачи экспертизы ценности документов. Понятие целевой комплексной экспертизы. Этапы экспертизы ценности документов. | ||||
Тема 3.2. Этапы проведения экспертизы ценности документов | Содержание | 2 | 1 | |
Этапы проведения экспертизы ценности документов на стадии ведомственного хранения. | ||||
Тема 3.3. Практическое занятие № 42. | Содержание | 2 | 2 | |
Принципы отбора документов и критерии их оценки. | ||||
Тема 3.4.Система экспертных органов. | Содержание | 2 | 1 | |
Порядок создания экспертной комиссии в организациях, ее состав. Функции. | ||||
Тема 3.5. Практическое занятие № 43. | Содержание | 2 | 2 | |
Сравнительный анализ деятельности ЦЭПК – ЭПК-ЭМК. | ||||
Тема 3.6. Практическое занятие № 44. | Содержание | 2 | 3 | |
Составления Положения об экспертной комиссии. | ||||
Тема 3.7. Семинарское занятие № 2. | Содержание | 2 | ||
Комплекс нормативно-методических пособий по экспертизе ценности. | ||||
Тема 3.8. Практическое занятие № 45. | Содержание | 2 | 2 | |
1.Включение документов в состав Архивного фонда РФ. 2.Порядок выборочного приема документов. | ||||
Тема 3.9. Практическое занятие № 46. | Содержание | 2 | 3 | |
Порядок выборочного приема документов в муниципальный архив. | ||||
Тема 3.10. Методика отбора документов на хранение. | Содержание | 2 | 1 | |
1.Этапы работы по отбору документов 2.Документы с истекшими сроками хранения. | ||||
Самостоятельная работа: 1. Работа с нормативными документами по экспертизе ценности документов. 2. Порядок выборочного приема документов (подготовить сообщение). 3. Система экспертных органов (подготовить презентацию). | 15 | |||
Тема 3.11. Порядок уничтожения документов с временным сроком хранения. | Содержание | 2 | 1 | |
1.Порядок уничтожения документов с временным сроком хранения. 2. Составление акта по уничтожению документов. | ||||
Тема 3.12. Практическое занятие № 47. | Содержание | 2 | 2 | |
Оформление результатов отбора документов на хранение. | ||||
Тема 3.13. Организация работы по экспертизе ценности документов в государственных архивах. | Содержание | 2 | 1 | |
Особенности работы по экспертизе ценности документов в государственных архивах. | ||||
Тема 3.14. Методология экспертизы ценности электронных документов. | Содержание | 2 | 1 | |
Проблемы, пути решения по сохранности электронных документов. | ||||
Тема 3.15. Семинарское занятие № 3. | Содержание | 2 | 3 | |
1.Характеристика реестра описей. 2.Схема учета документов в архиве. | ||||
Тема 3.16. Практическое занятие № 48. | Содержание | 2 | 2 | |
Посещение архивного отдела администрации Кунгурского район, с целью ознакомления работы по проведению экспертизе ценности документов. | ||||
Тема 3.17. Практическое занятие № 49. | Содержание | 2 | 3 | |
Посещение архивного отдела администрации Кунгурского район, с целью ознакомления работы по проведению экспертизе ценности документов. | ||||
Тема 3.18. Практическое занятие № 50. Защита коллективного проекта. | Содержание | 1 | 2 | |
Комплекс нормативно-методических пособий по экспертизе ценности документов. | 1 | 2 | ||
Тема 3.19. Защита коллективного проекта. | Содержание | 2 | 2 | |
Комплекс нормативно-методических пособий по экспертизе ценности документов. | ||||
Тема 3.20. Практическое занятие № 51. | Содержание | 2 | 2 | |
Порядок передачи дел в архив организации. | ||||
Самостоятельная работа: 1. Работа с нормативными документами по экспертизе ценности документов. 2. Подготовить отчет по посещению Кунгурского городского архива. | 12 | |||
Раздел 4. Проблемы сохранности архивных документов на современном этапе и их решение | 82 | |||
Тема 4.1. Современный состав Архивного фонда РФ. | Содержание | 2 | 1 | |
1.Характеристика видов документов, входящих в состав Архивного фонда РФ. 2.Классификация документов. | ||||
Тема 4.2. Сохранение Архивного фонда РФ – приоритетное направление работы архивных учреждений. | Содержание | 2 | 1 | |
Значение, цели и задачи обеспечения сохранности документов Архивного фонда РФ. | ||||
Тема 4.3. Практическое занятие № 52. | Содержание | 2 | 3 | |
Характеристика законов об архивном деле , принятых на уровне 3-х субъектов РФ. | ||||
Тема 4.4. Практическое занятие № 53. | Содержание | 2 | 3 | |
Анализ работы в этом направлении архивов Пермского края. | ||||
Тема 4.5. Практическое занятие № 54. | Содержание | 2 | 2 | |
Отражение вопросов сохранности архивных документов в современном российском законодательстве. | ||||
Тема 4.6. Практическое занятие № 55. | Содержание | 2 | 3 | |
Работа с документами: ФЗ «Об архивном деле в РФ» и Закон Пермского края «Об архивном деле в Пермском крае». | ||||
Тема 4.7. Практическое занятие № 56. | Содержание | 2 | 3 | |
Анализ Закона Пермского края «О порядке хранения документов архивного фонда Пермского края, относящихся к собственности Пермского края». 2008г. | ||||
Тема 4.8. Практическое занятие № 57. | Содержание | 2 | 2 | |
Анализ смежных законов об организации архивного дела в РФ. | ||||
Тема 4.9. Состояние материально-технической базы архивных учреждений. | Содержание | 2 | 1 | |
Факторы, влияющие на состояние обеспечения сохранности архивных документов а современных государственных и муниципальных архивов. | ||||
Тема 4.10. Материально-техническое обеспечение архивов Пермского края. | Содержание | 2 | 1 | |
Материально-техническое обеспечение архивов Пермского края – проблемы, достижения, пути решения. | ||||
Самостоятельная работа: 1. Работа с нормативными документами по обеспечении сохранности архивных документов. 2. Анализ Закона Пермского края «О порядке хранения документов архивного фонда Пермского края, относящихся к собственности Пермского края». 2008г. (подготовить таблицу). 3. Современный состав Архивного фонда РФ (подготовить презентацию). | 12 | |||
Тема 4.11. Практическое занятие № 58. | Содержание | 2 | 2 | |
1.Работа с ГОСТом 7.65. – 92. Кинодокументы, фотодокументы и документы на микрофишах. 2.Общие требования к архивному хранению. | ||||
Тема 4.12. Практическое занятие № 59. | Содержание | 2 | 2 | |
Международный опыт по обеспечению сохранности документов (по материалам семинара Международного совета архивистов в марте 2013 г.). | ||||
Тема 4.13. Практическое занятие № 60. | Содержание | 2 | 2 | |
Работа с ОСТом 55.2. – 84. Фотодокументы. | ||||
Тема 4.14. Практическое занятие № 61. | Содержание | 2 | 3 | |
Работа по обеспечению сохранности, проводимая Агентством по делам архивов Пермского края. | ||||
Тема 4.15. Практическое занятие № 62. | Содержание | 2 | 2 | |
1.Работа с ОСТом 55.6. – 85. 2.Документы на бумажных носителях. 3. Правила государственного хранения. | ||||
Тема 4.16. Семинарское занятие № 4. | Содержание | 2 | 3 | |
Развитие материально-технической базы как условие обеспечение сохранности документов в архивах Пермского края. | ||||
Тема 4.17. Практическое занятие № 63. | Содержание | 2 | 3 | |
1.Работа с ГОСТом 12.1. 004 – 91. Пожарная безопасность. Общие требования. 2. Специальные правила пожарной безопасности государственных и муниципальных архивов РФ. 2009г. | ||||
Тема 4.18. Практическое занятие № 64. | Содержание | 2 | 2 | |
Работа с Регламентом государственного учета документов Архивного фонда РФ 1997. | ||||
Тема 4.19. Практическое занятие № 65. | Содержание | 2 | 2 | |
Работа с «Правилами работы пользователей в читальных залах государственных архивов РФ». 1998г. | ||||
Тема 4.20. Практическое занятие № 66. | Содержание | 2 | 2 | |
Анализ нормативно-правовых документов об оказании платных услуг муниципальными архивами. | ||||
Самостоятельная работа: 1. Работа с нормативными документами по оказанию платных услуг муниципальными архивами. 2. Архивная опись: определение, функции (подготовить презентацию). 3. Поиск информации с сети Интернет. 4. Работа со справочными правовыми системами «Консультант Плюс». | 10 | |||
Тема 4.21. Локальные акты организации, регламентирующие работу ДОУ. | Содержание | 2 | 2 | |
Положение, Должностная инструкция, Инструкция по делу производства. | ||||
Тема 4.22. Практическое занятие № 67. | Содержание | 2 | 3 | |
Работа с локальными актами ФКОУ СПО «КТИ». | ||||
Тема 4.23. Практическое занятие № 68. Защита коллективного проекта. | Содержание | 2 | 2 | |
Смежные законы об организации архивного дела в РФ. ФЗ «Об авторском праве и смежных правах». | ||||
Тема 4.24. Защита коллективного проекта. | Содержание | 2 | 2 | |
Смежные законы об организации архивного дела в РФ. ФЗ «Об авторском праве и смежных правах». | ||||
Тема 4.25. Практическое занятие № 69. Защита коллективного проекта. | Содержание | 2 | 2 | |
Значение, цели и задачи обеспечения сохранности документов Архивного фонда РФ. | ||||
Тема 4.26. Защита коллективного проекта. | Содержание | 2 | 2 | |
Влияние классификации документов и дел в пределах архивного фонда на составление архивной описи. | ||||
Самостоятельная работа: 1. Поиск информации с сети Интернет. 2. Работа со справочными правовыми системами «Консультант Плюс». | 8 | |||
Раздел 5. Описание архивных документов и научно-справочный аппарат к документам архива. Итоговое повторение. | 66 | |||
Тема 5.1. Описание архивных документов. | Содержание | 2 | 1 | |
1. Понятие, уровни описания архивных документов. 2. Элементы описания архивных документов. | ||||
Тема 5.2. Научно-справочный аппарат. | Содержание | 2 | 1 | |
1. Научно-справочный аппарат: определение, назначение, общие положения. 2. Типы архивных справочников. | ||||
Тема 5.3. Архивные справочники. | Содержание | 2 | 1 | |
1. Каталоги: виды и разновидности. 2. Описи дел, путеводители. | ||||
Тема 5.4. Практическое занятие № 70. | Содержание | 2 | 2 | |
Изучение принципов работы НСА на примере Государственного архива Пермского края. | ||||
Тема 5.5. Практическое занятие № 71. | Содержание | 2 | 2 | |
Работа с путеводителями по фондам Кунгурского городского архива. | ||||
Тема 5.6. Практическое занятие № 72. | Содержание | 2 | 2 | |
Составление архивной описи дел постоянного хранения. | ||||
Тема 5.7. Практическое занятие № 73. | Содержание | 2 | 2 | |
Составление архивной описи дел постоянного хранения. | ||||
Тема 5.8. Практическое занятие № 74. | Содержание | 2 | 2 | |
Составление архивной описи дел по личному составу. | ||||
Тема 5.9. Практическое занятие № 75. | Содержание | 2 | 2 | |
Составление архивной описи дел по личному составу. | ||||
Тема 5.10. Справочный аппарат к описи. | Содержание | 2 | 1 | |
1. Правила составления справочного аппарата к описи. 2. Элементы справочного аппарата к архивной описи. | ||||
Самостоятельная работа: 1. Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы. 2. Работа со справочными правовыми системами «Консультант Плюс». | 4 | |||
Тема 5.11. Внутренние описи на личные дела. | Содержание | 2 | 1 | |
1. Внутренние описи на личные дела. 2. Внутренние описи на ОЦД. | ||||
Тема 5.12. Практическое занятие № 76. | Содержание | 2 | 2 | |
1.Составление внутренней описи в личных делах. 2. Составление внутренней описи в ОЦД. | ||||
Тема 5.13. Практическое занятие № 77. | Содержание | 2 | 2 | |
Составление справочного аппарата к описи. | ||||
Тема 5.14. Практическое занятие № 78. | Содержание | 2 | 2 | |
Актуальные вопросы обеспечения сохранности документов. Архивы России в XXI в. | ||||
Тема 5.15. Семинарское занятие № 5. | Содержание | 2 | 3 | |
Архивы за рубежом: стратегия обеспечения сохранности. | ||||
Тема 5.16. Практическое занятие № 79. | Содержание | 2 | 2 | |
Порядок выполнения запросов пользователей. | ||||
Тема 5.17. Защита коллективного проекта. | Содержание | 2 | 2 | |
Общие требования к учетным документам архива. | ||||
Тема 5.18. Защита коллективного проекта. | Содержание | 2 | 2 | |
Общие требования к учетным документам архива. | ||||
Тема 5.19. Защита коллективного проекта. | Содержание | 2 | 2 | |
Общие требования к учетным документам архива. | ||||
Тема 5.20. Защита коллективного проекта. | Содержание | 2 | 2 | |
Возвращение подлинников архивных документов. | ||||
Тема 5.21. Защита коллективного проекта. | Содержание | 2 | 2 | |
Возвращение подлинников архивных документов. | ||||
Самостоятельная работа: 1. Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы. 2. Работа со справочными правовыми системами «Консультант Плюс». | 4 | |||
Тема 5.22. Практическое занятие № 80. | Содержание | 2 | 3 | |
1.Инициативное информирование пользователей. 2. Подготовка выставок и публикаций архивных документов. | ||||
Тема 5.23. Использование архивных документов. | Содержание | 2 | 2 | |
Инициативное информирование пользователей. Подготовка выставок и публикаций архивных документов. | ||||
Тема 5.24. Использование архивных документов. | Содержание | 2 | 1 | |
Доступ пользователей к архивным документам. | ||||
Тема 5.25. Итоговый тест. | Содержание | 2 | 2 | |
История документа. Свойства носителей текста. | ||||
Тема 5.26. Итоговый тест. | Содержание | 2 | 2 | |
Обеспечение сохранности документов в государственных (муниципальных) архивах. | ||||
Тема 5.27. Итоговый тест. | Содержание | 2 | 2 | |
Экспертиза ценности документов. | ||||
Тема 5.28. Итоговый тест. | Содержание | 2 | 2 | |
Проблемы сохранности архивных документов на современном этапе и их решение. | ||||
Тема 5.29. Итоговый тест. | Содержание | 2 | 2 | |
Работа по обеспечению сохранности, проводимая Агентством по делам архивов Пермского края. | ||||
Итого | 480 | |||
Экзамен | 4,3 | |||
Учебная практика итоговая по модулю Виды работ: - создание бланка документа и оформление организационно-распорядительной документации; - обработка входящих и исходящих документов; - систематизация документов и составление номенклатуры дел организации; - формирование документов в дела; - регламентация состава, видов и разновидностей документов комплекса нормативно-правовых актов по функциям и задачам управления; - ведение учетных документов архива; - проведение проверки наличия и состояния документов; - составление и оформление акта проверки наличия и состояния документов; - контроль физического состояния документов на бумажной основе; - определение фондовой принадлежности документов; - составление внутренней описи дела; - подготовка дел к архивному хранению; - оформление обложки дела. | 72 | |||
Производственная практика (по профилю специальности) итоговая по модулю Виды работ: - подготовка дел к уничтожению; - составление и оформление описей дел, подлежащих передаче в архив; - заполнение паспорта архива; - работа с книгой учета поступления документов; - составление и оформление акта приема на хранение документов личного происхождения; - составление и оформление акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению; - составление листа-заверителя дела; - заполнение листа фонда; - подготовка дел к архивному хранению. | 108 |
4. Условия реализации адаптированной программы профессионального модуля
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов:
- Документационного обеспечения управления.
-Архивоведения.
- учебная канцелярия.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска классная магнитно-маркерная;
- наглядные пособия.
Технические средства обучения:
- ноутбук;
- проектор.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить на предприятиях, организациях любой формы собственности.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».
2.Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ - М.: ИНФРА-М, 2015.
3.ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006. № 149-ФЗ (от 28.12.2013 "N 398-ФЗ").
4.ФЗ «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 № 1-ФЗ /.
5. Закон «Об архивном деле в Пермском крае» от 06.03.2007 № 11-ПК.
6.Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях российской Академии наук от 26.01.2007.
7.Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях от 31.03.2015 № 526.
8.ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. М., 2003.
9.Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2013 г. N 1185-ст).
10.Основные правила работы архивов организаций. М., 2002.
11.Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения. М., 2010.
12. Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти. М., 2006.
Учебная литература:
1. Голиков А.Г. Архивоведение отечественной истории: учеб.пособие для студ. учреждений.-М.: Издательский центр «Академия», 2011.-176 с.
Дополнительные источники:
1.Пшенко А.В., Доронина Л.А. Документационное обеспечение управления. Практикум. – М.: Академия, 2012.
2. Корнеев И.К., Пшенко А.В., Машурцев В.-А. Управление документами. – М.: Инфра-М, 2014
3. Галахов В.В. и др. Делопроизводство. – М.: Проспект, 2015.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
- http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KUZNECOVA_Tat%27yana_Vyacheslavovna/_Kuznecova_T.V..html Кузнецова Т.В. Делопроизводство
- http://fd-iai.rggu.ru/ Портал Российского Государственного гуманитарного университета, Историко-архивный институт, факультет Документоведения
- http://www.edou.ru/enc/ портал Центра компетенции по вопросам ДОУ и архивного дела
- http://www.delo-press.ru/about.php#magazines Издательство «Бизнес-Пресс», журнал ДОУ
- www.consultant.ru Портал «Консультант Плюс»
- www.garant.ru Портал «Гарант»
- www.kodeks.ru Портал «Кодекс»
- www.rusarchives.ru
12. www.vniidad.ru Портал ВНИИДАД
13. Нормативные акты по ДОУ и организации архивного хранения документов. Форма доступа: http://vinirina-prof.ucoz.ru/
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Информатика, Архивоведение– дисциплины, изучение которых предшествует освоению профессионального модуля.
При проведении учебных занятий используются мультимедийные комплексы, электронные учебники и учебные пособия, адаптированные к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
При проведении учебных занятий используют следующие методы: личностно-ориентированный, метод проектов, метод решения производственных (проблемных) ситуаций, беседы, игровые методы, метод информационных технологий. Все методы адаптированы к обучающимся инвалидам и лицам с ограничениями возможностями здоровья.
В процессе обучения студентов основными формами являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, а также самостоятельная работа обучающегося. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы профессионального модуля.
Лекции формируют у студентов системное представление об изучаемых разделах профессионального модуля, обеспечивают усвоение ими основных дидактических единиц, готовность к восприятию профессиональных технологий и инноваций, а также способствуют развитию интеллектуальных способностей.
Практические занятия обеспечивают приобретение и закрепление необходимых навыков и умений, формирование профессиональных компетенций, готовность к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа студентов проводится внеаудиторных занятий, составляет около ½ общей аудиторной нагрузки. Самостоятельная работа включает в себя работу с основной и дополнительной литературой, подготовку докладов и сообщений по выбранной теме, отработку практических умений, и способствует развитию познавательной активности обучающихся, прививает навыки самостоятельного поиска информации, а также формирует способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации и творческой адаптации, формированию общих компетенций.
При освоения модуля предусмотрены групповые и индивидуальные консультации.
Каждый обучающийся имеет доступ к базам данных и библиотечным фондам образовательного учреждения. Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся обеспечены доступом к сети Интернет.
Учебная практика проводится на базе учебной канцелярии техникума-интерната под руководством преподавателей профессионального модуля. Аттестация по итогам учебной практики производится в форме дифференцированного зачета.
Обязательным условием доступа к производственной практике в рамках профессионального модуля является приобретение практического опыта в обеспечении сохранности, порядка хранения в учреждениях архивной службы или архивных подразделениях предприятий. Базами производственной практики являются организации соответствующего профиля, с которыми техникум-интернат заключает договор о взаимном сотрудничестве. Производственная практика проводится под руководством преподавателей техникума-интерната и специалистов учреждений – баз практики.
В обязанности преподавателя-руководителя практики входит: контроль выполнения программы практики, оказание методической и практической помощи студентам при отработке практических профессиональных умений и приобретения практического опыта, проверка заполнения дневника по производственной практике.
Руководитель практики студентов от учреждения – базы практики назначается приказом руководителя предприятия из числа специалистов, имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемого профессионального модуля.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие высшего (среднего) профессионального образования.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Контроль и оценка результатов профессионального модуля ПМ.01 Обеспечение сохранности архивных фондов, осуществляется преподавателем в ходе текущего контроля индивидуальных образовательных достижений, промежуточной и итоговой аттестации.
Текущий контроль проводится преподавателем следующими формами и методами: устный опрос, тестирование, решение производственных (проблемных) ситуаций, беседа, защита практических работ, проверка выполненных самостоятельных внеаудиторных работ, курсовой работы.
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета и экзаменов. Итоговый контроль – экзамен - проводится экзаменационной комиссией после учебной и производственной практики. Итогами прохождения учебной и производственной практик является дифференцированный зачет.
Для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья осуществляется входной контроль, назначение которого состоит в определении его способностей, особенностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. Форма входного контроля для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - в форме тестирования. При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.
Текущий контроль успеваемости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеет большое значение, поскольку позволяет своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность. Форма контроля для обучающихся устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей.
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме дифференцированного зачета в виде тестирования и экзаменов со смешанными заданиями. При необходимости для инвалидов и лиц с ОВЗ предусматривается увеличение времени на подготовку к дифференцированному зачету и экзамену, а также предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на экзамене.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1. Обеспечивать сохранность документов, законченных делопроизводством. | - организация хранения документов согласно требованиям; - обеспечение сохранности документов, поступивших в архив; - принятие и регистрация поступивших документов. | Текущий контроль в форме: выполнение и защита практических работ; выполнение контрольных работ; дидактических тестов по соответствующим темам МДК, объяснение назначения и правил оформления архивных документов; Зачет по производственной практике; Защита выпускной квалификационной работы. Квалификационный экзамен по профессиональному модулю. |
ПК 1.2. Участвовать в разработке номенклатуры дел, проверять правильность формирования и оформления дел при приеме их в архив. | - участие в составлении номенклатуры дел; - участие в работе с номенклатурой дел; - отбор дел на хранение и уничтожение; - участие в передаче дел в архив. | |
ПК 1.3. Выполнять работы по систематизации, размещению и учету дел. | - систематизация документов по их значимости; - формирование документов в дело; - оформление дела в соответствии с требованиями; | |
ПК 1.4. Готовить сводные описи дел постоянного и временного сроков хранения. | - определение сроков хранения документов по номенклатуре дел организации; - подготовка и оформление описей дел постоянного срока хранения, временного срока хранения; | |
ПК 1.5. Оформлять акты о выделении дел к уничтожению. | - составление акта о выделении дел к уничтожению; - оформление реквизитов акта о выделению дел к уничтожению; - дополнительное удостоверение подлинности акта о выделении дел к уничтожению. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | - демонстрация интереса к будущей профессии | Экспертная оценка за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы через: - активное участие в ходе занятий; - устный и письменный опрос; - решение проблемно-ситуационных задач на практических занятиях; - задания для самостоятельной работы. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем. | - выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области организации документационного обеспечения управления и функционирования организации; - оценка эффективности и качества выполнения | |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | - решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области организации документационного обеспечения управления и функционирования организации | |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | - эффективный поиск необходимой информации; - использование различных источников, включая электронные | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения учебной программы. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - работа с профессиональными программами Консультант и Гарант. | |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения | |
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | - самоанализ и коррекция результатов собственной работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и контрольно - оценочные средства по ПМ 3 Транспортировка грузов профессии "Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства"
Данная программа разработана для групп профессии НПО по профессии "Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства" в соответствии с ФГОС по профессии. Срок обучения групп 2 года 5 месяцев, п...
рабочие программы и контрольно-оценочные средства по профессиональным модулям
Вид профессиональной деятельности освоен или неосвоен...
рабочие программы и контрольно-оценочные средства по профессиональным модулям
вид профессиональной деятельности освоен...
рабочие программы и контрольно-оценочные средства по профессиональным модулям
вид профессиональной деятельности освоен...
рабочие программы и контрольно-оценочные средства по профессиональным модулям
вид профессиональной деятельности освоен...
рабочие программы и контрольно-оценочные средства по профессиональным модулям
вид профессиональной деятельности освоен...