рабочие программы и контрольно-оценочные средства по профессиональным модулям
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РТ
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Апастовский аграрный колледж»
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 05 Выполнение работ по профессии «Кассир»
МДК 05. 01. Технология выполнения кассовых операций
2014 г
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта по специальности СПО 38.02.01. Экономика
и бухгалтерский учет ( по отраслям ).
Организация – разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального обучения «Апастовский аграрный колледж»
Разработчик: Сиразов Ильгизар Нурлисламович, преподаватель спец. дисциплин второй квалификационной категории.
Рассмотрена на заседании предметно – цикловой методической комиссии
Протокол № ___ от ____________ 2014 г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4-6
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 7- 8
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 9 -14
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 15- 16
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 17-19
МОДУЛЯ ( ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ )
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 05 Выполнение работ по профессии «Кассир»
МДК 05.01. Технология выполнения кассовых операций
1. 1. Область применение программы
Программа междисциплинарного курса профессионального модуля ПМ.05 ( далее программа ) – является частью основной профессиональной образовательной программой в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям ) в части освоения основного вида профессиональной деятельности ( ВПД ): «Выполнение работ по профессии «Кассир»» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 5.1. Работать с нормативно – правовыми актами, положениями, инструкциями, другими руководящими материалами и документами по ведению кассовых операций
ПК 5.2. Вести на основе приходных и расходных документов кассовую книгу.
ПК5.3. Передавать денежные средства инкассаторам и составлять кассовую отчётность.
Результатом прохождения практики по профессиональному модулю является: практический опыт осуществления и документирования хозяйственных операций по приходу и расходу денежных средств в кассе организации.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
составление расчета на установление предприятию лимита остатка кассы;
- заполнения первичной учетной документации по учету кассовых операций: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;
- заполнение денежного чека, объявления на взнос наличными, платежной ведомости;
- заполнения форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с население при осуществлении торговых операций с применением ККМ;
- использование правил оформления приходного и расходного кассового ордера, ведения кассовой книги при проведении кассовых операций с иностранной валютой.
- заполнение кассовой книги;
- прием, проверка и обработка кассовых документов; 4
- заполнение регистров синтетического учета по счету 50.
- составление акта инвентаризации наличных денежных средств, инвентаризационной описи ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности;
- заполнение препроводительной ведомости, накладной, копии препроводительной ведомости к сумке с денежной наличностью;
- составление описи ветхих купюр, а также соответствующие документы для их передачи в учреждения банка с целью замены на новые.
уметь:
- применять на практике постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающиеся ведения кассовых операций;
- заполнять формы кассовых и банковских документов;
- соблюдать правила приема, выдачи, учета и хранения денежных средств и ценных бумаг;
- соблюдать лимиты остатков кассовой наличности, установленной для организации;
- обеспечивать сохранность денежных средств;
- получать по оформленным в соответствии с установленным порядком документам денежные средства или оформлять их для получения безналичным путем в учреждениях банка для выплаты рабочим и служащим заработной платы, премий, оплаты командировочных и других расходов;
- осуществлять операции с денежными средствами и ценными бумагами, оформлять соответствующие документы;
- вести на основе приходных и расходных документов кассовую книгу, сверять фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком;
- передавать денежные средства инкассаторам;
- составлять кассовую отчетность;
- составлять описи ветхих купюр, а также соответствующие документы для их передачи в учреждения банка с целью замены на новые;
- осуществлять наличные расчеты в установленном порядке с организациями и физическими лицами при оплате работ и услуг предприятия;
- принимать и выдавать денежные средства в иностранной валюте и делать соответствующие записи в кассовой книге;
- соблюдать трудовое законодательство и правила охраны труда
знать:
Нормативно – правовые акты, положения, инструкции по ведению кассовых операций
Формы кассовых и банковских документов
Правила приема, выдачи, учета и хранения денежных средств и ценных бумаг
Лимиты остатков кассовой наличности, установленной для организации
Правила обеспечения сохранности денежных средств
Правила проведения операций с денежными средствами и ценными бумагами, оформлять соответствующие документы
Порядок ведения кассовой книги
Правила передачи денежных средств инкассаторам
Порядок составления кассовой отчетности
Порядок наличных расчетов с организациями и физическими лицами при оплате работ и услуг организации
Правила проведения кассовых операций с наличными денежными средствами в иностранной валюте и порядок проведения соответствующих записей в кассовой книге
Трудовое законодательство и правила охраны труда
5
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего - 186 часа;
в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 114 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки - 76 часа;
из них практических занятий - 46 часов;
самостоятельной работы - 38 часов;
учебной практики - 72 часа;
6
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности ( ВПД ): Выполнение работ по профессии «Кассир», в том числе профессиональными ( ПК ) и общими (ОК ) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 5.1. | Осуществлять операции с денежными средствами и ценными бумагами, оформлять соответствующие документы. |
ПК 5.2. | Вести на основе приходных и расходных документов кассовую книгу. |
ПК 5.3. | Передавать денежные средства инкассаторам и составлять кассовую отчётность. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 | Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5 | Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно- коммуникационных технологий |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды ( подчиненных ), результат выполнения заданий |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
ОК 10 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний ( для юношей ) |
Результатом прохождения практики по профессиональному модулю является: практический опыт осуществления и документирования хозяйственных операций по приходу денежных средств в кассе организации.
8
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ.05
Междисциплинарный курс | Курс | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | ||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятель ная работа обучающегося, часов | Учебная, часов | Производственная, часов (если предусмотрено рассредото- ченная практика ) | |||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | курсовая работа (проект), часов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
МДК 05.01. | 1 | 186 | 76 | 46 | - | 38 | 72 | - |
Всего | 186 | 76 | 46 | - | 38 | 72 | - |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ( ПМ )
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел ПМ 05.МДК 05.01. Технология выполнения кассовых операций | 76 | ||
Тема 1. Изучение организации кассы на предприятии | Содержание Изучить и описать кассовое помещение. Изучить приказы о назначение кассира на должность. | 2 | 2 |
Тема 2. Степень защиты кассового помещения | Содержание Изучить и описать кассовое помещение. Изучить приказы о назначение кассира на должность. | 2 | 2 |
Тема 3. Нормативно – правовые документы по организации кассы на предприятии | Содержание Изучение организации кассы на предприятии | 4 | 2 |
Тема 4. Изучение порядка расчета лимита кассы | Содержание Изучение нормативных актов, устанавливающих порядок расчета лимита кассы | 4 | 2 |
Тема 5. Анализ причин изменения лимита кассы и его величины | Содержание Изучение порядка расчета лимита кассы | 4 | 2 |
Тема 6. Практическая деятельность по расчету лимита кассы | Содержание Изучение нормативных актов, устанавливающих порядок расчета лимита кассы | 4 | 2 |
Тема 7. Заполнение кассовых и банковских документов, бланков строгой отчетности | Содержание Оформление первичных документов по банку | 4 | 2 |
Тема 8. Оформление первичных документов в кассе | Содержание Заполнение кассовых документов | 6 | 2 |
Тема 9. Оформление первичных документов по банку | Практическое занятие Заполнение первичных документов по банку | 4 | |
Тема 10. Оформление бланков строгой отчетности | Практическое занятие Заполнение первичных документов по банку | 4 | |
Тема 11. Практический опыт в работе бухгалтером - кассиром | Практическое занятие Получение практического опыта в работе бухгалтером - кассиром | 2 | |
Тема 12. Работа по пластиковым картам | Практическое занятие Ознакомление с работой по пластиковым картам | 2 | |
Тема 13. Технические средства для безналичных расчетов | Практическое занятие Изучение технических средств для безналичных расчетов | 2 | |
Тема 14. Практический опыт в работе с пластиковыми картами | Практическое занятие Получение практического опыта в работе с пластиковыми картами | 2 | |
Тема 15. Порядок оформления наличных и безналичных операций | Практическое занятие Изучение порядка оформления наличных и безналичных операций | 2 | |
Тема 16. Учетные регистры по операциям с наличными средствами | Практическое занятие Изучение и заполнение учетных регистров с наличными средствами | 2 | |
Тема 17. Учетные регистры по безналичным ( банковским ) операциям | Практическое занятие Изучение и заполнение учетных регистров по безналичным ( банковским ) операциям | 2 | |
Тема 18. Корреспонденция счетов по наличным и безналичным операциям | Практическое занятие Получение практического опыта в проставлении корреспонденции счетов по наличным и безналичным операциям | 2 | |
Тема 19. Работа на контрольно – кассовых машинах | Практическое занятие Изучение и получение навыков работы на контрольно-кассовых машинах | 2 | |
Тема 20. Виды и марки контрольно-кассовых машин организации | Практическое занятие Изучение и описание видов, марок контрольно-кассовых машин организации | 2 | |
Тема 21. Контрольно –кассовые машины организации | Практическое занятие Получение практического опыта в работе с контрольно-кассовыми машинами организации | 2 | |
Тема 22. Документы кассира-операциониста | Практическое занятие Оформление документов кассира- операциониста | 2 | |
Тема 23. Порядок проведения и оформления ревизии кассы на предприятии | Практическое занятие Изучение порядка проведения и оформления ревизии кассы на предприятии | 2 | |
Тема 24. Ревизия ( инвентаризация ) кассы организации | Практическое занятие Изучение причин и процесса проведения ревизии я( инвентаризации ) кассы организации | 2 | |
Тема 25. Документация по оформлению процесса ревизии кассы | Практическое занятие Изучение документации по оформлению процесса ревизии кассы | 2 | |
Тема 26. Итог ревизии кассы | Практическое занятие Изучение и оформление итогов ревизии кассы | 2 | |
Тема 27. Организация кассы на предприятии | Практическое занятие Изучение организации кассы на предприятии | 2 | |
Тема 28. Порядок расчета лимита кассы | Практическое занятие Изучение порядка расчета лимита кассы | 2 | |
Тема 29. Кассовые и банковские документы, бланки строгой отчетности | Практическое занятие Заполнение кассовых и банковских документов , бланков строгой отчетности | 2 | |
Всего: | 76 |
Самостоятельная работа при изучении разделов профессионального модуля ПМ 05. | 38 часов |
|
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета: бухгалтерского учета, налогообложения и аудита.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: комплект бланков документов; комплект учебно-методической документации; наглядные пособия. Бланки первичных документов по учету кассовых и банковских операций; компьютеры.
Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную практику.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21. 11. 96 г. № 129-ФЗ
2. Методические указания по инвентаризации имущества и обязательств, приказ МФ РФ от 22. 09.93 г. № 40.
3. План счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению.
Приказ МФ РФ №94 от 31.10. 2000 г.
4. Положение о документах и документообороте, утверждено МФ РФ 29.07.93 г .№ 105.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98 №60 от 09.12.98 г.)
6. Брыкова Н.В. Учет денежных средств и финансовых вложений. – М.: Академия, 2007 г.
7. Скворцов О. В. Налоги и налогообложение.- М.: Академия, 2010 г.
8. Гомола А.И. Кириллов В.Е. Теория бухгалтерского учета. – М.: Академия, 2010 г.
9. Лебедева Е.М. Аудит. – М.: Академия, 2009 г.
10. Гомола А.И., Кириллов В.Е., Кириллов С.В. Бухгалтерский учет. – М.: Академия, 2010
11. Федеральный закон РФ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 03.06.2009 г. № 1-3-ФЗ
12. Федеральный закон РФ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Занятия проводятся в учебных аудиториях, оснащенных необходимым учебным, методическим, информационным, программным обеспечением.
В преподавании используются лекционно- семинарские формы проведения занятий, практикумы, рейтинговая технология оценки знаний студентов, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии.
Консультационная помощь студентам осуществляется в индивидуальной и групповой формах.
16
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): высшее профессиональное образование.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой – дипломированные специалисты.
17
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ( ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ )
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 5.1 Осуществлять операции с денежными средствами и ценными бумагами, оформлять соответствующие документы. | - соблюдение порядка ведения кассовых операций; - точность и скорость составления кассовых документов; - качество заполнения первичных документы и обработки их данных для дальнейшей систематизации; - качество проверки наличия в первичных кассовых документах обязательных реквизитов; - способность принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей; - качество проведения формальной проверки документов, проверки по существу, арифметической проверки; - соблюдение порядка наличных расчетов с организациями и физическими лицами при оплате работ и услуг организации | Текущий контроль в форме опроса. Защита контрольных работ по темам МДК. |
ПК 5.2. Вести на основе приходных и расходных документов кассовую книгу. | соблюдение порядка обработки кассовых отчетов; - соблюдение порядка ведения кассовой книги; - качество заполнения кассовой книги; - точность и скорость отражения кассовых операций в регистрах бухгалтерского учета; - соблюдение порядка проведения инвентаризации кассовой наличности | Текущий контроль в форме опроса. Экзамен по профессиональному модулю. |
ПК 5.3 Передавать денежные средства инкассаторам и составлять кассовую отчётность. | - соблюдение правил передачи денежных средств инкассаторам; - точность и скорость заполнения комплекта документов при инкассации денежных средств; - соблюдение правил работы с сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками Банка России | Текущий контроль в форме опроса. |
19
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | - демонстрация интереса к будущей профессии | Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | - выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области бухгалтерского учета; - оценка эффективности и качество отчетности; | |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | - самоанализ и коррекция результатов собственной работы | |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | - эффективный поиск необходимой информации; - использование различных источников, включая электронные ресурсы | |
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий | - демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии и профессиональной деятельности | |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения; - самоанализ и коррекция результатов собственной работы | |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий | - самоанализ и коррекция результатов собственной работы | |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | -определение задач профессионального и личностного развития; - планирование повышения квалификации; | |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частной смены технологий в профессиональной деятельности | - самоанализ и коррекция результатов собственной работы | |
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | - демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности |
21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и контрольно - оценочные средства по ПМ 3 Транспортировка грузов профессии "Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства"
Данная программа разработана для групп профессии НПО по профессии "Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства" в соответствии с ФГОС по профессии. Срок обучения групп 2 года 5 месяцев, п...
рабочие программы и контрольно-оценочные средства по профессиональным модулям
Вид профессиональной деятельности освоен или неосвоен...
рабочие программы и контрольно-оценочные средства по профессиональным модулям
вид профессиональной деятельности освоен...
рабочие программы и контрольно-оценочные средства по профессиональным модулям
вид профессиональной деятельности освоен...
рабочие программы и контрольно-оценочные средства по профессиональным модулям
вид профессиональной деятельности освоен...
рабочие программы и контрольно-оценочные средства по профессиональным модулям
вид профессинальной деятельности освоен...
Рабочие программы и контрольно-оценочные средства 2020-2024гг (авторская разработка)
В разделе представлены рабочие программы и комплекты оценочных средств по дисциплинам 2020-2024гг (авторская разработка)...