Урок на тему: « Чтоб не забылась та война…»
материал на тему
Урок, посвящённый основным битвам и героям Великой Отечественной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_istorii.docx | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
Урок на тему: « Чтоб не забылась та война…»
Подготовила: преподаватель истории
Бормотина Т.А.
Рославль 2014 г.
Задачи урока: закрепить основные битвы Великой Отечественной войны; систематизировать полученную информацию.
Материал и оборудование: стенд с фотографиями защитников Отечества: Николая Гастелло, Зои Космодемьянской, генерала И.В. Панфилова; показ презентации «Чтоб не забылась та война…».
Личностные задачи: патриотическое воспитание обучающихся на примере подвига героев Великой Отечественной войны.
Межпредметные связи: чтение историко – художественных произведений (стихотворений, посвященных Великой Отечественной войне).
Вступительное слово преподавателя.
Звучит песня из кинофильма «Офицеры» - «О героях былых времен…».
Преподаватель:
«Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова».
Солдат Отечества, воин России… Во все времена отношение к нему и его ратной профессии было окружено ореолом патриотизма и славы.
В Смоленском сражении, которое длилось два месяца родилась советская гвардия. Смоленск – город – крепость, город – ключ на западных рубежах России. Он как щитом всегда прикрывал собою Москву и принимал на себя первые удары вражеских армий. Заслуженно и с особой гордостью старинный русский город на Днепре носит «Золотую Звезду» города – героя.
25 сентября 1943 года Смоленск был освобожден от немецко – фашистских захватчиков.
Обучающийся: «Я видел груды битого стекла,
Я видел горы каменных развалин…
Здесь городская улица была,
Преподаватель:И нет ее: здесь немцы побывали».
26 июня 1941 года, на пятый день войны, капитан Николай Гастелло крылатым телом своего самолета, как кинжалом, ударил в центр вражеской колонны.
« И если б ты несколько жизней имел,
Обучающийся: За Родину отдал бы смело,
И громом неслыханным взрыв прогремел,
И вечною славой Гастелло».
Преподаватель:
Когда в 1941 году враг приближался к Москве, на улицах города появились плакаты со словами: «Ребята, не Москва ль за нами?» Отчаянно сражались бойцы и командиры 316 - стрелковой дивизии под командованием генерала И.В. Панфилова. Легендой прозвучал подвиг 28 братьев, которых сроднила смерть у разъезда Дубосеково на подмосковном шоссе. Горстка храбрецов вступила в бой против 50 немецких танков.
Обучающийся: «Нас двадцать восемь. И Москва за нами,
Поля, снега… Россия велика!
Но отступать нельзя перед врагами.
Ни на вершок. И ни на полвершка.
Их жизнь вонзилась в улицы Берлина
Стрелой Волоколамского шоссе». (Д. Холендро).
Преподаватель:
Нечеловеческие испытания выпали на долю жителей Ленинграда. Но город на Неве жил. Ленинградцы боролись с фашистами, со смертью, с голодом и холодом. Немало слов сказано об их мужестве и героизме.
Обучающийся: «…И листовки летели с неба
На пороги замерзших квартир:
«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..»
«Будет мир. Вам не снится мир?»
Дети, плача, хлеб просили,
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской».
Преподаватель:
Бессмертен подвиг Александра Матросова, заслонившего собой амбразуру вражеского дзота, чтобы преградить дорогу смерти и обезопасить идущих в бой товарищей. Ему было всего 19 лет.
Обучающийся: «Что такое подвиг?
Прощанье или встреча?
Что такое подвиг?
Секунда или вечность?» (М. Румянцева).
Преподаватель:
В августе 1941 года Гитлер ставит главной целью не захват Москвы, а захват Крыма, Донецкого бассейна, Кавказа. К городам – героям за их героическую оборону в Великой Отечественной войне принадлежит также Севастополь.
Обучающийся: «Грохочут и рвутся снаряды вокруг,
За нами – холодное море.
Все туже сжимается вражеский круг.
Дымится в развалинах город…
Прощай, Севастополь, наш город – боец!
Прощайте, родные ребята!
Патронам в обоймах приходит конец.
Одна лишь осталась граната…
(«Песня севастопольцев»).
Преподаватель:
Бессмертен образ Зои Космодемьянской, которую страна впервые увидела на белом снегу газетной страницы . Вся страна пытливо вглядывалась в это красивое лицо русской девушки. Один из немецких солдат, присутствовавший на казни Зои Космодемьянской, попал в плен. Там он вспоминал: «Маленькая героиня вашего народа осталась тверда. Она не знала, что такое предательство. Она посинела от мороза, раны ее кровоточили, но она не сказала ничего».
Обучающийся: «Шла она неслышно
От школьного порога,
Уходила девочка
В бессмертную дорогу». (М.Румянцева).
Преподаватель:
Сталинградское сражение называют величайшим. Иногда – не сражением, а битвой. И не битвой даже, а побоищем. Двести дней и двести ночей!.. О них вспоминают бойцы, съезжавшиеся отовсюду к берегам матушки – Волги на празднование Дня Победы.
Обучающийся: …Война. И враг под Сталинградом.
И нету писем от отца.
А я стою себе с солдатом
У заснеженного крыльца.
Какой он был? Он был веселый.
В последний год перед войной
Он только – только кончил школу
И только встретился со мной.
Он был веселый, темно – русый,
Над чубом – красная звезда.
Он в бой пошел под Старой Руссой
И не вернется никогда… (М.Агашина).
Преподаватель:
Свято верили в победу и приближали этот день и герои – молодогвардейцы. В июле 1942 года немецкие войска захватили город Краснодон, а в феврале 1943 года он был уже освобожден. Самому старшему молодогвардейцу было 19 лет, а главному организатору и вдохновителю – Олегу Кошевому – всего 16.
Обучающийся: «Стойте же, герои, величаво,
Вас благословляет вся страна,
В золотую книгу вечной славы
Мир запишет ваши имена. (М.Дудин).
Преподаватель:
На Курской дуге в июле – августе 1943 года шли упорные бои в воздухе и на земле. Здесь совершил свой бессмертный подвиг гвардии старший лейтенант Горовец, подвиг, равного которому нет в истории войны. Но фашисты сбили самолет советского летчика. На месте гибели А.К.Горовца скульптором Нерода был сооружен памятник в поселке Прохоровка.
Обучающийся: «И голос праздничный орудий
В сердцах взволнованных людей
Был отголоском наших буден,
Был громом наших батарей.
И каждый дом и переулок,
И каждым камнем вся Москва
Распознавала в этом гуле
Орел и Белгород – слова. (А.Твардовский).
Преподаватель:
Догорали бои в Берлине. Еще на улицах и на площади перед Рейхстагом и на самом Рейхстаге продолжались схватки с фашистами, но на крыше уже уверенно развивалось Знамя Победы. Его установил М. Егоров с Рудни.
Обучающийся: «Победа!
Проносится весть по стране,
Конец испытаньям и бедам,
Конец долголетней войне.
Разрушено логово зверя,
Войны очаги сметены.
И с вестью в открытые двери
Врывается солнце весны. (И.Василевский).
Показ презентации (подготовил обучающийся гр.№16 Черкасов С.
«Великая отечественная война 1941 – 1945 гг».
Обучающийся: «Задохнулись канонады,
В мире – тишина…
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить…
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть!
Как всходило солнце в гари
И кружилась мгла.
А в реке - меж берегами
Кровь – вода текла.
Были черными березы
Долгими года.
Были выплаканы слезы
Вдовьи навсегда.
Вот опять пронзает лето
Солнечная нить…
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть!
Эта память – верьте, люди, -
Всей Земле нужна.
Если мы войну забудем,
Вновь придет война! (О.Фельцман).
В конце урока выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока "Семья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
Данный урок разработа преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СО НПО "ПУ №15" г. Балашова Гудумак Г.В....
методическая разработка урока по теме: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
методическая разработка урока по теме: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»...
Методическая разработка урока "Идеологическая составляющая победы в Великой Отечественной войне».презентация к уроку
Интегрированный урок обществознания и истории . Разработан в 2015 году. Ориентирован на решение задач духовно-нравственного воспитания молодёжии. формирования базовых национальных ценностей....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА на тему: «Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»»
Методическая разработка урока по УД "Литература"...
Методическая разработка классного часа на тему «НИКТО НЕ ЗАБЫТ – НИЧТО НЕ ЗАБЫТО». посвященного памятной дате России — Дню неизвестного солдата
Классный час на тему "Никто не забыт - ничто незабыто" приуроченный ко Дню неизвестного солдата подходит для проведения классных часов как в отдельной небольшой группе учащихся, так и для об...
Презентация к интегрированному уроку по теме "Гражданская война в истории и литературе"
Данную презентацию можно использоывать при проведении интегрированного урока по теме "Гражданская война в истории и литературе".В ней содержится план и цели урока, высказывания великих...
Урок-викторина "Культура в годы Великой Отечественной войны"
Материал можно использовать на уроках литературы, истории, МХК и на классных часах по данной теме....