Методическая разработка урока "Идеологическая составляющая победы в Великой Отечественной войне».презентация к уроку
методическая разработка по теме
Интегрированный урок обществознания и истории . Разработан в 2015 году. Ориентирован на решение задач духовно-нравственного воспитания молодёжии. формирования базовых национальных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_korsukova.docx | 33.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОБУ «НТТОС»
Методическая разработка открытого урока
Тема: "Идеологическая составляющая победы в Великой Отечественной войне»
Выполнила: преподаватель обществознания Корсукова Т.А.
Н. Новгород
2015г
Содержание.
- Пояснительная записка к уроку.
- Технологическая карта урока.
- Приложения
3.1.Презентация преподавателя к уроку.
3.2.Презентации обучающихся к уроку.
3.3Рабочий лист№1
3.4Рабочий лист№2
3.5.Текст статьи Каменева А. И. «Уроки идеологического противоборства в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
Пояснительная записка к уроку.
Современный урок включает в себя компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально - ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций ребенка; самостоятельная работа ученика, а не учителя; практический, деятельностный подход; использование образовательных технологий.
Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т. е. личностные результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т. е. результат изучения данной темы урока.
Виды универсальных учебных действий, формируемых на уроке таковы:
-личностные
-познавательные
-регулятивные
-коммуникативные
Личностные:
обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания. Каждый современный обучающийся, гражданин РФ должен осознавать свою гражданскую позицию. Урок проводится накануне семидесятилетия победы Советского народа в Великой Отечественной войне. Осознание значимости этого события, изучение факторов победы, в частности идеологического фактора, обучающиеся как личностную мировоззренческую ценность будут воспринимать идеологию,
Регулятивные,
обеспечивают организацию учебной деятельности.
- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения. Организация учебной деятельности в процессе подготовки к уроку стала основой успеха обучающихся и высоких результатов, достижения целей урока.
Коммуникативные
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Урок предусматривает организацию работы обучающихся в группах. А это условие развития коммуникативных учебных действий.
Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Обучающиеся готовили презентации к уроку по темам, которые им были предложены преподавателем.
Оборудование урока:
1.Компьютер, проектор, экран.
2. Компьютерные презентации по теме урока.
3. Учебные пособия,
4.Раздаточный материал: рабочие листы, тексты источников.
Технологическая карта урока.
Тема урока | "Идеологическая составляющая победы в Великой Отечественной войне» | |
Цели и задачи | 1. Подвести учащихся к пониманию смысла понятия «идеология», усвоить роль идеологии в жизни людей. 2.Оценить идеологический фактор победы Советского народа нал фашизмом. 3. Сформировать умение работать с разными видами текстового материала: авторским тестом, содержанием таблиц. Отрабатывать умения извлекать из текста фактическую информацию, сопоставлять и анализировать ее, выделять общее и особенное. 4. Отрабатывать навыки использования полученных знаний в другой познавательной ситуации. | |
Личностная значимость изучаемого для школьника | Понимание значимости идеологической составляющей индивидуального сознания для формирования активной гражданской позиции, чувства патриотизма. | |
Тип урока | Комбинированный Используемые технологии: 1. Технология продуктивного чтения 2. Технологии развития критического мышления через чтение и письмо 3. Информационная технология | |
План урока | 1. Введение. Формулирование темы урока. 2. Изучение нового материала. a) Понятие идеологии б) Функции идеологии c) «Уроки идеологического противоборства в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» д) Идеологическая работа как мощный фактор мобилизации духовных и физических сил народа на разгром врага 3. Закрепление изученного материала: а) анализ статьи Каменева б) работа над заполнением таблицы | |
Стадии урока | Действия преподавателя | Действия обучающегося |
I стадия (фаза) Вызов (evocation): - актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; самостоятельно определяют тему урока | Организует работу обучающихся на восприятие темы урока. Координирует деятельность учащихся по выполнению заданий. | Работают со слайдами презентации, отвечая на вопросы учителя. 2. Актуализируют свои знания об элементах идеологии. |
II стадия Осмысление содержания (realization of meaning): - получение новой информации. | Организует совместную работу учеников (парами) с представленными авторскими текстами в рабочем листе 1. Корректирует усвоение учениками полученных знаний средствами беседы как устного метода1. Рабочий лист №2 – Работа с текстом | 1. Работа с рабочим листом №1и источником. a) Читают текст статьи Каменева. «Уроки идеологического противоборства в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» б) заполняют таблицу (работают в парах) 2. Выполняют задания демонстрационного материала совместно с учителем. Представляют материалы докладов с презентациями по опережающему заданию к уроку. а) Идеологические установки партии в условиях войны б) Партийная и советская печать как важнейшее средство идеологической работы в) Музыкальное искусство г) Политический и военный плакат, карикатура, сатирические «Окна ТАСС» как вид агитационного искусства д)Творчество советских поэтов е)Духовно- нравственное воздействие церкви на сознание народа.
|
III. Рефлексия (reflection): -размышление, рождение нового знания; -постановка учеником новых целей обучения | 1. Организует выполнение практической работы по применению полученных знаний в новой познавательной ситуации. Рабочий лист 3. Практическая работа с текстом: распределить соответствующие фактические данные соответственно функциям идеологии 2. Обобщает и материал темы урока с помощью презентации. 3.Завершает урок оценкой полученных знаний, | 1.Работа с источником. а) Анализ положений статьи Каменева. А.И. –части2 «Уроки идеологического противоборства» «Идеологическая победа СССР над фашизмом 2.Закрепление.Работа с таблицами. (рабочий лист2) |
Домашнее задание | Для всех учащихся:
2. Составить сложный план 3. Творческий уровень. Написать эссе: «Любая развитая идеология создается, поддерживается и совершенствуется как политическое оружие, а не теоретическая доктрина» Ханна Арендт |
Спи1.Обществознание. 10-11 класс. Профильный уровень. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др. 2007 г. - 416с
2. Обществознание. Практикум. 11 класс. / Под редакцией Боголюбова Л.Н. 2008 г. -160с.
сок литературы и источников
3.А.И. Каменев «Уроки идеологического противоборства в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»; Москва,1987.
4.В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"
Изд-во "Просвещение", М.-Л., 1964 г.
5. «Вторая мировая война: кинематограф и плакатное искусство». М., Мысль,
1995
Рабочий лист №1.
«Уроки идеологического противоборства в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
Политические цели фашистской Германии и идеологическое обеспечение агрессии
Основные составляющие фашизма | Основное содержание компонентов фашизма |
Антисоветизм и антикоммунизм | |
Геополитика | |
Расовая теория | |
Факторы идеологического успеха фашизма | |
Психологическая война | |
Главные цели фашизма |
Рабочий лист №2
Функции идеологии | Как проявились в Великой Отечественной войне. |
Интегрирующая | |
Пропагандистская | |
Ориентационная | |
Мобилизационная |
Приложение3.5. Текст статьи Каменева А. И.
А.И. Каменев
УРОКИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРОТИВОБОРСТВА
В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
1941-1945 гг.
Политические цели фашистской Германии и идеологическое обеспечение агрессии
Антикоммунизм и антисоветизм
История войн не знает, пожалуй, столь изощренной и коварной обработки масс, которая велась накануне второй мировой войны в фашистской Германии.
"Идет... бешеная "обработка масс в желательном для правящих кругов направления". М.И. Калинин
Готовя агрессию, фашисты широко использовали различные методы и средства идеологической обработки населения, "психологический пресс" в сочетании с террором и насилием. Позаимствовав у Мальтуса и Ницше идея культа силы, чистоты расы, необходимости уничтожения и порабощения более слабых народов, фашисты возвели их на уровень государственной политики.
Основу фашистской идеологии составлял оголтелый антикоммунизм и антисоветизм. В нацистской Германии была объявлена непримиримая война марксизму-ленинизму. Любое упоминание о научном коммунизме преследовалось в уголовном порядке.
Радио и печать были заполнены злобной клеветой в адрес СССР. М.И. Калинин в то время указывал:
"Возьмите общую атмосферу, созданную вокруг Советского Союза капиталистическим миром. Ведь это факт, что все, что делается у нас хорошего, все это всячески опорочивается зарубежной прессой. В то же время малейшую нашу неудачу там преувеличивает и раздувают до огромных размеров".
Разгул антикоммунизма и антисоветизма служил важным средством идеологической обработки населения. Геббельсовская пропаганда развернула настоящую психологическую войну против СССР. Она настойчиво и систематично воспитывала немцев в духе ненависти к советскому народу.
ГЕОПОЛИТИКА
Важное место в идеологической обработке отводилось фашист-ской геополитике. Руководители фашистской Германии прибегли к об-ману немцев, объясняя экономические трудности немецкого народа не господством монополий, а якобы чрезмерной плотностью населения и недостаточными размерами территории страны. Нацистские теоретики открыто провозгласили расширение "жизненного пространства" немецкого народа единственным средством подъема его благосостояния, разумеется, на самом деле этот тезис отражал стремление монополий к расширению рынков и сфер приложения капитала. В походе на Восток германский империализм видел легкий способ расширения территориальных, проблем. За счет СССР предполагалось, создать "великую империю".
Расовая теория
Дополнением и непосредственным продолжением фашистской геополитики служила официальная доктрина о расовом превосходстве нем-цев над другими народами. Если фашистская геополитика "доказыва-ла" необходимость расширения жизненного пространства для Герма-нии, то расовая теория" "обосновывала" законное право немцев на эксплуатацию и даже уничтожение народов других стран. Согласно расовой теории, фашистские идеологи утверждали, что население зем-ного шара делится на расы, одним из которых предназначено господ-ствовать, а другим - обслуживать их. Арийскую расу они считали призванной управлять миром.
Объявив немцев "сверхлюдьми", фашисты призывали их подавить сопротивление "отсталых" народов и установить господство над миром. Особую ненависть фашисты проповедовали по отношению к славянским народам.
"Если мы хотим создать нашу великую германскую империю, - заявлял Гитлер, - то мы должна прежде всего вытеснить и истребить славянские народы - русских, поляков, чехов, словаков, болгар, украинцев, белорусов..."
Оголтелый антисоветизм, хищническая геополитика, расовые теории составляли "три кита", на которых базировалась идеологическая обработка немцев во имя будущей агрессии.
Чем объясняется действенность фашистской обработки умов мил-лионов немцев?
Распространенно и утверждению фашистской идеологии способствовали:
мощные государственные центры, специализирующиеся на идеологической обработке масс.
Всю систему идеологической обработки масс возглавляла фашистская партия, в которой к началу второй мировой войны состояло несколько миллионов человек. В 1939 г, насчитывалось около 600 тыс. территориальных фюреров. Весь этот огромный аппарат влиял на психологию различных слоев населения.
Идеологической обработкой немецкого населения занималось специально созданное министерство пропаганды, во главе с Геббельсом, в аппарате которого насчитывалось более 1 млн. человек. Этому ведомству были предоставлены огромные средства. В ведении министерства находились общая политическая пропаганда, государственные празднества, радио, книгопечатание и другие участки идеологической обработка масс.
С целью подготовки немецкого народа к агрессии гитлеризм использовал церковь, школу, высшие учебные заведения, учреждения культуры и науки. Учебные заведений превратились в своеобразные казармы, в которых большая часть учебного времени отводилась пропаганде реваншизма и милитаризма. 70% учителей принадлежали к нацистской партии.
В Германии была создана обширная система общественных и государственных учреждений, с помощью которых велось воспитание людей в нужном направлении.
Мощный механизм фашистской пропаганды изо дня в день, из месяца в месяц растлевал немецкий народ, отравляя его сознание ядом шовинизма. Этот своеобразный идеологический процесс в сочетании с методами террора в конце концов заставил большинство немцев смиряться с фашизмом и, более того, многие из них стали поддерживать агрессивную внешнюю политику нацистов.
В-третьих, в своем стремлении насадить фашистскую идеологию, укрепить фашистскую диктатуру гитлеровцы ликвидировали демократические институты, запретили деятельность всех политических партий, кроме собственной, развернули преследование инакомыслящих. В Германии с момента прихода фашистов к власти и до 1935 г, ими было убито более 4 тыс., арестовано 317.800, подвергнуто пыткам 218.600 рабочих, крестьян, представителей интеллигенции.
Разрабатывая систему организованного захвата СССР, фашисты усиленно культивировали среди солдат и офицеров личную заинтересованность в грабеже как стимул к войне. Мародерство и насилие возводились в своеобразный ранг рыцарства.
"Психологическая война".
Тщательно готовились фашистские идеологи к "психологической войне" против Советского Союза.
В состав немецко-фашистских войск, предназначенных для вторжения в СССР, входили специальные части для ведения "психологической войны".
К наступающим частям вермахта прикомандировывались журналисты я другие специалисты для сбора и использования материалов в антисоветских целях. Массовыми тиражами издавались листовки, воззвания, плакаты, были подготовлены программы радиопередач, кинофильмы.
Крупный пропагандистский центр находился в Кенигсберге.
В специальном учреждении "Бинета" были собраны отъявленные антисоветчики. В школах и учебных центрах германской разведки готовились десятки тысяч шпионов и психологической войны".
провокаторов из числа бывших белогвардейцев и предателей Родины.
Главной целью фашизма
было уничтожение первого в мире социалистического государства. В речах гитлеровских заправил это подчеркивалось особо.
Фашистские руководители считали Советский Союз аморфным и рыхлим государственным образованием, которое распадется при пер-вых же ударах. Рассматривая СССР как ""этнический конгломерат", лишенный внутреннего единства и устойчивости, они надеялись вбить клинья между народами Советского Союза, перессорить между собой людей разных национальностей.
В одной из инструкций рейхсминистра пропаганды Геббельса, выпущенной еще в 1937 г., говорилось:
"Борьба против большевизма является генеральной линией германской политики... Сущность пропаганды: "Большевизм представляет опасность для всего мира и является врагом человечества".
Политические цели гитлеровцев заключались в захвате территории СССР и его богатейших экономических ресурсов, уничтожение советского социалистического строя, физическом истребление и уничтожение народов СССР. В генеральном плане "Ост" предусматривалось уничтожение на оккупированной территории до 30 млн. мирного населения, выселение в течение 30 лет около 50 млн. человек в необжитые районы. Оставшееся население предполагалось онемечить и превратить в дешевую рабочую силу для 10 млн. немецких колонистов. Исключительно большие надежды гитлеровские заправилы возлагали на идеологический фактор, надеясь изнутри сломить сопротивление советского народа, ослабить его моральный дух, используя в этих целях гигантский аппарат "психологической войны".
Потребовалась вся мощь марксистско-ленинской идеология, чтобы выиграть идеологическое противоборство, одержать неоспоримую победу над фашистской идеологией и обеспечить победу Советского Союза в войне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка сценария вечера Памяти, посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.Авторы сценария: Ногайцева Л.М., Попова И.В.
Данная разработка на тему "Люблю. Воюю. Жди с победою" предназначена для проведения внеклассного мероприятия, и содержит сценарий вечера Памяти, посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечествен...
Авторская разработка , посвященная 70- летию Победы в Великой Отечественной Войне на тему: " Поклонимся великим тем годам....."
Данная авторская разработка предназначена для преподавателей, студентов и всех , заинтересованных лиц в тематике Великой Отечественной войны. В данной разработке предусмотрены песни по тематике, к каж...
Методическая разработка открытого классного часа, посвященного 70 - летию Победы в Великой отечественной войне на тему: «Военные топографы»
Основной целью методической разработки классного часа посвященного 70 – летию Победы в великой отечественной войне на тему: «Военные топографы» является, воспитание патриотизма, чувс...
Методическая разработка открытого учебного занятия на тему "Великая Отечественная война. Страницы военной истории"
Методическая разработка содержит развернутый конспект проведения учебного занятия по дисциплине "История", по типу студенческой научно-практической конференции, на тему " Великая Отечес...
Методическая разработка учебного занятия «Своя игра «75-летие победы в Великой Отечественной войне» По дисциплине «История»
Данная методическая разработка адресуется студентам, преподавателям, классным руководителям, всем читателям, которые интересуются историей Великой Отечественной войны....
Методическая разработка познавательной игры – викторины «ПО СТРАНИЦАМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»
Методическая разработка познавательной игры – викторины «ПО СТРАНИЦАМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ» для студентов 1-2 курсов...
Урок Победы, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Данный материал подготовлен для проведения открытых уроков, посвященных такой важной и памятной дате - Победы в Великой Отечественной войне...