методическая разработка урока по теме: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
методическая разработка на тему

Шукшина Лидия Александровна

методическая разработка урока по теме: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolstoy.docx150.77 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ШАХТИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ДИЗАЙНА И СЕРВИСА «ДОН-ТЕКС»

Методическая разработка урока

Дисциплина «Литература»

Тема урока: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Методическая цель: формы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы

                                                   Разработчик: преподаватель русского языка и                                                   литературы Шукшина2015

План-конспект

Цели урока:

  • образовательные: на основе сопоставления «семейных гнезд» романа
    подвести обучающихся к восприятию толстовского понимания семьи -
    семьи патриархальной, с «ее святой заботой старших о младших и
    младших о старших, с взаимоотношениями, построенными на добре и
    правде»;
  • развивающие: способствовать развитию умений целостного анализа художественного произведения, логического, абстрактного мышления, монологической речи обучающихся, умения работать в группе -
    вести учебный диалог и др.;
  • воспитательные: воспитывать уважение к чужому мнению, подвести обучающихся к пониманию, что настоящая семья строится на основе любви, взаимопонимании и уважении.

Тип урока - чтение и анализ художественного произведения

Вид урока - эвристическая беседа с элементами проектирования.

Методы  обучения: метод эвристической беседы, проектов ,опережающих заданий,  игровой  ситуации, творческого пересказа, исследовательский метод, метод работы в малых группах, метод иллюстрации и демонстрации;

Оснащение урока: тексты произведения Л.Н.Толстого «Война и мир», мини-проекты групп ( семей романа-эпопеи Л.Н.Толстого), презентация к уроку.

Предварительные задания к уроку: группы обучающихся - «Семьи» (Ростовы, Болконские, Курагины) готовят мини-проекты (определяют круг вопросов проекта, отбирают эпизоды, готовят представление семьи ( «представление» может быть в форме рассказа о семье героев с чтением эпизодов, инсценирования, демонстрации рисунков и т.п.), разрабатывают вопросы и задания, делают наброски сочинения на тему: « Я и моя будущая  семья»


                                                                              Ход урока

Структурные элементы урока

Виды деятельности преподавателя

Виды деятельности обучащихся

1. Организационное начало урока          

Приветствие

Подготовка к уроку. Обучающиеся организуют три группы (семьи Ростовых, Болконских, Курагиных).

2. Актуализация знаний

3. Подведение обучающихся к формулированию темы и проблем урока

- Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир»… Четыре тома, более 600 героев, миллионы читателей, среди них и мы с вами. Уже прочитаны десятки страниц, изучены монологи, составлены характеристики героев… О чем эта книга, роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир»?

- Пожалуй, не хватит времени урока, чтобы перечислить все, о чем писал Толстой-писатель, философ, гуманист…

-И все же, какие страницы романа вы читали с большим интересом?

Преподаватель записывает тему урока на доске (или использует материалы презентации).

- Определите сами круг вопросов, на которые вы хотели бы получить ответы в течение урока (преподаватель вывешивает их на доске )

Обучающиеся дают ответы, дополняют друг друга

Так как обучающиеся готовили к уроку мини-проекты по теме : «Мысль семейная в романе» Толстого «Война и мир», кто-то обязательно коснется этой темы, таким образом, учащиеся самостоятельно определят тему урока.

Каждая группа предоставляет на альбомном листе 1-2 вопроса из домашнего проекта

3. Чтение и анализ художественного произведения. Проверка «семейного домашнего задания»  

Преподавателя определяет план работы ,способы оценки работы обучающихся на уроке.

Преподаватель подводит мини-итоги после каждого выступления, следит за презентацией проектов групп

Обучающиеся чертят таблицу в тетрадях, которую будут постепенно заполнять в течение урока (см.презентацию).

Обучающиеся группы осуществля- ют работу по плану:

- представление семьи (1-2 обучаю
щихся от группы дают общее пред-
ставление о семье…)

- «Семейный альбом» (по одной -
двум деталям портрета, обучающиеся
определяют героя)

-  «Вы уже знакомы» (по началу моно
лога или диалога обучающиеся узнают героя и
«заканчивают его мысли »)

4. Проверка художественного восприятия произведения, составления «семейного кодекса чести», составление набросков к мини-сочинению «Я и моя будущая семья»

Преподаватель определяет время работы группы по составлению «семейного кодекса чести»
- Назовите излюбленные художественные приемы Л.Н.Толстого в изображении героев?


-Какие приемы использует автор в изображении семьи?


-Какие, на ваш взгляд, семьи любимы автором?


- А в какой семье хотели бы погостить вы? Почему?


-А чем является семья для Вас?


-Напишите мини-сочинение на тему: «Я и моя семья-…»

Обучающиеся отвечают на вопросы, используя записи, таким образом, преподаватель проверяет, как обучающиеся смогли обобщить, выделить главное (составить мини - конспект). Обучающиеся выполняют творческое задание – составляют «Семейные кодексы»…

5.Итог урока

Преподаватель дает оценку творческой работе обучающихся, подсчитывает общее количество жетонов, выставляет оценку за урок.

Обучающиеся зачитывают свои наброски к мини-сочинению.

6. Домашнее задание

Отредактируйте материал мини-сочинений.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.

Методическая разработка  по теме «Урок письма» предназначена  для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи».  Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...

Конспект урока литературы по теме "Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Конспект урока литературы по теме "Мысль семейноя в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Урок предназначен для старшеклассников и студентов СПО.Цели урока:-...

Методическая разработка урока по теме "Рациональный потребитель. Построение семейного бюджета"

Методическая разработка урока по учебной дисциплине ОП.04 Экономика организации предназначена для практического применения преподавателями социально-экономического профиля; апробирована в ОБ...

Методическая разработка урока на тему: "Работа с интервалами на уроках сольфеджио".

Методическая разработка открытого урока по сольфеджио 3 год обучения....

Методическая разработка урока на тему: "Формы работы на уроках сольфеджио".

Методическая разработка открытого урока по сольфеджио в 4 классе....