Презентация к интегрированному уроку по теме "Гражданская война в истории и литературе"
презентация к уроку
Данную презентацию можно использоывать при проведении интегрированного урока по теме "Гражданская война в истории и литературе".В ней содержится план и цели урока, высказывания великих людей, обращение к толковому словарю,отрывки из стихотворений М Волошина и М. Цветаевой, вопросы по роману М. Булгакова "Белая гвардия", роману-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон", рассказу М. Шолохова "Родинка", лозунги, состав, цели и особенности "красного" и "белого" движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Гражданская война в литературе | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока: Повторение изученного материала по истории Гражданской войны. Обсуждение романа М. Булгакова «Белая гвардия». Идеалы «белых» и «красных» через призму романа М. Шолохова «Тихий Дон». Душевная драма героев в рассказе М. Шолохова «Родинка». Итоги урока, домашнее задание.
«Судьба России бесконечно дороже судьбы классов, партий, доктрин и учений». (Н . Бердяев)
Цель урока : рассмотреть историю гражданской войны, её освещение в литературе и показать её безнравственнось Задачи: 1 . Воссоздать картину противостояния социальных и политических сил в годы гражданской войны; 2. Развивать умение работать в микрогруппе , работать с различными источниками информации, делать выводы, аргументировать свои рассуждения ; 3. Воспитывать чувство соучастия, сопереживания, уважения к нравственной стойкости, мужеству борцов за свои идеалы.
Высказывания великих людей о войне «В войне не бывает выигравших - только проигравшие». Артур Чемберлен «Война- варварство, когда нападают на мирного соседа, но это священный долг, когда защищают Родину». Ги де Мопассан «Война вечна и даже полезна, она – полезная встряска» Николай Второй «Война есть продолжение политики другими средствами» К. Клаузевиц
Толковый словарь: Война – это вооружённая борьба между государствами, народами, классами; борьба, враждебные отношения . Гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, наделённое политическими и иными правами и обязанностями; взрослый человек.
Повторение изученного материала по истории Гражданской войны. Ответьте на вопросы: 1. Назовите хронологические рамки Гражданской войны. 2. В чем была особенность гражданской войны? 3. Назовите причины войны. 4. На какие два движения раскололось российское общество? 5. Назовите лидеров «красного» движения. 6. Назовите лидеров «белого» движения.
Максимилиан Волошин Одни восстали из подполий, Из ссылок, фабрик, рудников. Отравленные тёмной волей И горьким дымом городов. Другие из рядов военных, Дворянских разорённых гнёзд, Где проводили на покой Отцов и братьев убиенных… Одни идут освобождать Москву и вновь ковать стихию. Другие, разнуздав стихию, Хотят весь мир пересоздать.
Обсуждение романа М . Булгакова «Белая гвардия »
Вопросы к роману М . Булгакова «Белая гвардия »: 1. Охарактеризуйте главных героев: Алексея, Елену, Николая Турбиных . 2. Какую цель преследует автор, создавая свой роман? 3. Кто является истинным героем романа? 4. Чью сторону в романе принимает автор? 5. Какую основную мысль хочет донести до читателей автор?
Роман М . Шолохова «Тихий Дон »
Григорий Мелехов: “ Все они одинаковы… все они – ярмо на шее казачества. ”
Лозунги « красных »: «Умрём за Родину», «Отечество или смерть», «Лучше смерть, чем гибель России ». «Да здравствует мировая революция» «Смерть мировому капиталу» «Мир хижинам, война дворцам» Лозунги « белых »:
Состав « белого » движения: Представители офицерства Буржуазия Интеллигенция Казачество Дворянство Зажиточное крестьянство Солдаты Бедное крестьянство Часть интеллигенции Пролетариат Часть офицерства Казачество Состав « красного » движения:
Цели и особенности « белого » движения: Спасение России. Отсутствие единого лидера Сотрудничество с западными странами Отсутствие чёткой программы действий Россия-единая и неделимая Террор,насилие Мировая революция Установление диктатуры пролетариата. Наличие программы ориентированной на интересы простого народа Террор,насилие Равенство, самоопределение наций и народностей Цели и особенности « красного » движения :
Марина Цветаева Все рядком лежат,- Не развесть межой. Поглядеть: солдат Где свой, где чужой? Белым был – красным стал Кровь обагрила. Красным был – белым стал; Смерть побелила.
Душевная драма героев в рассказе М . Шолохова «Родинка »
Вопросы к рассказу М . Шолохова «Родинка » 1 . Давайте рассмотрим биографии отца и сына в рассказе. Есть ли общие точки опоры в этих биографиях? 2. Обратимся к тексту. Какие чувства испытывают главные герои и каковы их убеждения? 3. Зачитайте кульминационный эпизод рассказа.
Борис Васильев « В Гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и бесов, как нет и победителей. В ней есть только побежденные – все мы, вся Россия. Нельзя торжествовать победу, убив собственного брата».
Домашнее задание Написать мини-сочинение « Моя позиция в гражданской войне».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока по дисциплинам Искусство (МХК) и Литература по теме «Культура Серебряного века»
Для разработки интегрированного урока были выбраны дисциплины Искусство (МХК) и Литература. Эти дисциплины отдельно предполагают в программе изучение тем «Искусство Серебряного века» и &la...
Конспект интегрированного урока русского языка и литературы на тему: «Культура речи среди студентов и окружающих их лиц»
Культура речи - неотъемлемая часть общей культуры человека. Это литературная речь, построенная по установленным нормам русского языка....
Презентация по основам бухгалтерского учёта, Открытый интегрированный урок английский-экономика на тему" Деньги" и Презентация к открытому интегрированному уроку (английский-экономика) на тему" Деньги"
Предложенный материал поможет вам в изучении экономических дисциплин...
Презентация по ОБЖ "В.Высоцкий - Памятник" Интегрированный урок ОБЖ , Литературы и истории.
Место человека в современном мире , его отношение к безопасности и будущему....
Тема интегрированного урока по истории и литературе «Гражданская война в истории и литературе»
Разработку данного урока можно использовать при рассмотрении истории гражданской войны и её освещении в литературе на примере романа М. Булгакова "Белая гвардия", романа М. Шолохова &q...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого бинарного урока по истории и литературе, посвященного Великой Отечественной войне, по теме: «ЖИВАЯ ПАМЯТЬ»
Цели урокаобучающие: повторить, обобщить и систематизировать знания обучающихся о Великой Отечественной войне; познакомить их с произведениями разных жанров на тему ВОВ и отметить роль литератур...
"Интегрированный урок (литература, музыкальная литература, история мировой культуры) - инновационная форма обучения при подготовке педагога - музыканта"
Интегрированный урок - одна из новых форм проведения учебных занятий. Такой урок способствует творческой активности не только студентов, но и преподавателей. Подготовка к уроку должна проводиться тщат...