Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 01 «Русский язык и литература» по профессии 46.01.02 Архивариус (базовая подготовка)
рабочая программа на тему

Елькина Евгения Игоревна

Программа учебной дисциплины ОУД.01 «Русский язык и литература» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС начального профессионального образования (базовая подготовка) по профессии 46.01.02 Архивариус. Программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_a-11-15_r.ya_.docx73.76 КБ

Предварительный просмотр:

федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение

«Кунгурский техникум-интернат» Министерства труда и социальной защиты

Российской Федерации

Рабочая программа

учебной дисциплины

ОУД. 01 «Русский язык и литература»

по профессии 46.01.02

 Архивариус

(базовая подготовка)

2015

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01 «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»

1.1. Область применения рабочей программы

        Программа учебной дисциплины ОУД.01 «Русский язык и литература» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС начального профессионального образования (базовая подготовка) по профессии 46.01.02 Архивариус.

        Программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

        Учебная дисциплина ОУД.01 «Русский язык и литература» относится к  общеобразовательным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • совершенствование общеучебных умений и навыков обучающихся: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
  • формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой);
  • совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных языковых ситуациях;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого и его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации.

В результате изучения обязательной части общеобразовательного цикла учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в.в.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения обязательной части общеобразовательного цикла обучающийся должен уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения; объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведения с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП НПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования:

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента – 459 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки студента – 306 часов;
  • самостоятельной работы студента – 153 часа.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

459

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

306

в том числе контрольные работы

4

Самостоятельная работа студента

153

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа над материалом учебника, конспектом лекций;

выполнение индивидуальных заданий;

выполнение упражнений;

творческие работы разных видов;

подготовка рефератов по темам:

- «Русский язык в Российской Федерации»

- «Культура  речи. Нормы русского языка»

- «Словари русского языка и сфера их использования»

- «Видные ученые-лингвисты»

- «Вклад М.В. Ломоносова в изучение русского языка»

- «Проблемы экологии языка»

- «Русский язык в современном мире»

- «Язык и культура»

- «Язык и история народа»

самостоятельное чтение произведений к урокам литературы, подготовка сообщений, докладов, рефератов о творчестве писателей и поэтов.

153

Консультаций

24

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.01

«Русский язык и литература»

2.2.1. «Русский язык»: 288 часов – максимальная учебная нагрузка;

192 часа – обязательная аудиторная нагрузка,

из них практических – 98;

                                96 часов – самостоятельная работа студентов.

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень усвоения

Раздел 1.  Наука о русском языке

9

Тема 1.1. Введение.

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык и языковая норма.

2

1

Тема 1.2. Язык как система.

Основные уровни языка. Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире.

2

1

Практическое  занятие.

Работа с текстом. Определение темы, основной мысли текста, нахождение ключевых слов.

2

3

Самостоятельная работа.

Выполнение домашних заданий по разделу 1. Составление словаря терминов: литературный русский язык, диалекты, языковая норма, славянизмы, историзмы, неологизмы.

3

3

Раздел 2. Язык и речь

15

Тема 2.1.  Понятие речевой коммуникации.

Речевая ситуация и ее компоненты. Виды речевой деятельности. Основные требования к речи.

2

1

Тема 2.2. Текст как произведение речи.

Текст и его структурно-смысловые признаки. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

2

1

2

Практическое занятие.

Составление сравнительной таблицы «Функционально-смысловые типы речи: описание, рассуждение, повествование». Соединение в тексте разных типов речи.

2

2

Тема 2.3.  Стилистика.

Понятие о стилистике. Разговорный стиль и его основные признаки. Научный стиль, основные жанры научного стиля. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение и жанры. Публицистический стиль, его жанры. Стиль художественной литературы.

2

3

Практическое  занятие.

Выполнение упражнений на нахождение текстов различных стилей и типов речи. Тестовое задание по пройденным темам раздела.

2

2

Самостоятельная работа.

Выполнение домашних заданий по разделу 2, подготовка рефератов по темам раздела. Составление текста на свободную тему (сочинение-миниатюра)

5

Раздел 3. Лексика и фразеология.

18

Тема 3.1. Лексическая система русского языка.

Лексическое и грамматическое значения слова.  Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка.

Многозначность слова и омонимы. Синонимы, антонимы, паронимы, понятие антитезы

4

1

Тема 3.2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Активный и пассивный словарный запас.

Исконно русская лексика.

Заимствованная лексика.

Старославянизмы.

Нейтральная лексика.

Книжная лексика.

Лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы).

Профессионализмы.

Терминологическая лексика.

Архаизмы.

Историзмы.

Неологизмы.

2

2

Практическое занятие.

Тест по теме «Лексика». Выполнение упражнений из раздела 3 пособия с дидактическими материалами.

2

3

Тема 3.3. Фразеология. Лексические нормы.

Фразеологизмы, клише и этикетные слова в речи. Отличие фразеологизма от слова.

Лексические и фразеологические словари.

2

1

2

Практическое занятие.

Обобщающий урок по разделу 3. Выполнение упражнений из раздела 3 пособия с дидактическими материалами.

2

3

Самостоятельная работа.

Выполнение домашних заданий по разделу 3.   Подготовка рефератов по темам раздела. Работа с текстом с использованием лексических и фразеологических словарей.

6

3

Раздел 4. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография.

18

Тема 4.1. Фонетика.

Звуки речи. Фонема, транскрипция, фонетический разбор слова.

2

1

Тема 4.2. Графика и орфоэпия.

Соотношение  звука и буквы. Слог, ударение,  орфоэпическая норма, книжный и разговорный стили произношения.

2

2

Тема 4.3. Орфография

Фонема и орфограмма. Принципы русской орфографии.

2

2

Практические занятия.

Повторение пройденного материала по темам раздела 4.

Фонетический разбор слова. Нахождение и исправление орфографических и орфоэпических ошибок. Выполнение упражнений из раздела 4 пособия с дидактическими материалами.

6

3

Самостоятельная работа.

Выполнение домашних заданий по разделу 4. Работа с орфографическим словарем.

6

3

Раздел 5. Морфемика и словообразование.

21

Тема 5.1. Состав слова.

Понятие морфемы.  Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Понятие производной и производящей основ. Словообразовательный анализ слова.

2

1

Практическое занятие.

Выполнение морфемного разбора и словообразовательного анализа слов. Выполнение упражнений из раздела 5 пособия с дидактическими материалами.

2

3

Тема 5.2. Способы словообразования.

Морфологический и неморфологический способы словообразования. Понятие об этимологии.

2

2

Тема 5.3. Правописание морфем

Чередующиеся гласные в корнях слов. Правописание приставок пре- и при-.

2

3

Практические занятия.

Повторение пройденного материала по темам раздела.

Морфемный разбор и словообразовательный анализ слова. Нахождение и исправление орфоэпических ошибок. Выполнение упражнений из раздела 5 пособия с дидактическими материалами.

6

3

Самостоятельная работа.

Выполнение домашних заданий по разделу 5. Работа со словообразовательным словарем.

7

Раздел 6. Морфология и законы правописания.

105

Тема 6.1. Понятие морфологии.

Грамматические признаки слова. Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.

2

2

Тема 6.2. Имя существительное как часть речи.

Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, склонение и падеж существительных. Словообразование и правописание существительных. Морфологический разбор имени существительного.

2

2

Тема 6.3. Имя прилагательное

Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Словообразование и правописание прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.

2

2

Тема 6.4. Имя числительное

Лексико-грамматические разряды имен числительных. Морфемный состав числительных. Склонение числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

2

Тема 6.5. Местоимение

Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

4

2

Тема 6.6. Глагол.

Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.

4

2

Тема 6.7. Причастие как особая форма глагола.

Образование действительных и страдательных причастий. Полная и краткая форма причастий.  Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание –Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

3

2

Тема 6.8. Деепричастие как особая форма глагола.

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

3

2

Тема 6.9. Наречие.

Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Словообразование наречий. Правописание наречий. Морфологический разбор наречия.

3

2

Тема 6.10. Слова категории состояния

Группы слов категории состояния. Их функции в речи. Степени сравнения слов категории состояния.

1

2

Практические занятия.

Выполнение упражнений из раздела 6 пособия с дидактическими материалами. Тест по теме «Знаменательные части речи».

26

3

Тема 6.11. Служебные части речи. Предлог.

Разряды предлогов по значению и структуре. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний.

2

2

Тема 6.12. Союз.

Разряды союзов. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении.

2

2

Тема 6.13. Частица как часть речи. 

Разряды частиц. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи.

2

2

Тема 6.14. Междометия и звукоподражательные слова.

Правописание междометий и звукоподражаний.  Знаки препинания в предложениях с междометиями.

2

2

Практические занятия.

Обобщение знаний по темам раздела. Морфологический разбор слов. Выявление ошибок на употребление форм слова. Выполнение упражнений из раздела 6 пособия с дидактическими материалами.

10

3

Самостоятельная работа.

Выполнение домашних заданий по разделу 6.

35

3

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация.

102

Тема 7.1. Основные единицы синтаксиса.

Словосочетание. Предложение, сложное синтаксическое целое.

2

3

Тема 7.2. Словосочетание.

Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний.  Синтаксический разбор словосочетаний.

4

Тема 7.3.  Простое предложение.

Виды предложений по цели высказывания. Эмоциональная окраска предложений. Грамматическая основа  простого двусоставного предложения.  Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Односоставное и неполное предложения.

4

2

Практические занятия.

Нахождение второстепенных членов предложения. Выполнение упражнений из раздела 7  пособия с дидактическими материалами

4

3

Тема 7.4. Осложненное простое предложение. Однородные члены предложения.

Понятие о простом осложненном предложении. Однородные члены предложения и знаки препинания в них. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения.

2

2

Тема 7.5. Предложения с обособленными и уточняющими членами.

Обособленные члены предложения. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Обособление уточняющих членов предложения. Знаки препинания при обращении, вводных словах и вставных конструкциях.

2

2

Практические занятия.

Тест по теме «Простое предложение». Выполнение упражнений из раздела 7  пособия с дидактическими материалами. Выполнение упражнений на обобщение пройденного материала.

14

3

Практическое занятие.

Повторение пройденного теоретического материала.  Выполнение упражнений на повторение пройденного материала из раздела «Обобщающие упражнения» пособия с дидактическими материалами.

4

3

Тема 7.6. Сложное предложение.

Основные виды сложных предложений. Сложносочиненное предложение. Типы сложносочиненного предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

4

2

Практическое занятие.

Выполнение упражнений  из раздела 7  пособия с дидактическими материалами по теме «Сложносочиненное предложение».

2

3

Тема 7.7. Сложноподчиненное предложение.

Сложноподчиненное предложение.  Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

4

2

Практическое занятие.

Выполнение упражнений  из раздела 7  пособия с дидактическими материалами по теме «Сложноподчиненное предложение».

2

3

Тема 7.8.  Бессоюзное сложное предложение.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

4

2

Практическое занятие.

Выполнение упражнений  из раздела 7  пособия с дидактическими материалами по теме «Бессоюзное сложное предложение».

2

3

Тема 7.9.  Сложное синтаксическое целое.

Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ.

2

2

Практическое занятие.

Сложное предложение с разными видами связи

2

Тема 7.10. Способы передачи чужой речи.

Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Оформление диалога.

2

2

Практические занятия.

Тест по теме «Сложное предложение». Выполнение упражнений из раздела 7  пособия с дидактическими материалами.

6

3

Практическое занятие.

Выполнение упражнений на обобщение пройденного материала.

2

3

Самостоятельная работа

Выполнение домашних заданий по разделу 7.

34

2.2.2 «Литература»:         172 часа – максимальная учебная нагрузка:

                                             114 часов – обязательная аудиторная нагрузка,

из них практических – 55;

57 часов – самостоятельная работа студентов.

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень усвоения

Раздел 1. Русская литература конца XVIII – первой половины XIX века

21

Тема 1.1. Введение.

Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства.

2

1

Практическое занятие.

Составление сравнительной таблицы по основным направлениям литературы начала XIX в. (классицизм, сентиментализм, романтизм). Становление реализма в русской литературе.

2

3

Тема 1.2.

Творчество

А.С. Пушкина.

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы лирики. Поэма «Медный всадник».

4

2

Практическое занятие.

Составление таблицы «Этапы  биографии и творчества М.Ю. Лермонтова». Основные мотивы лирики. «Демон» как романтическая поэма.

2

3

Тема 1.3. Творчество Н.В. Гоголя.

Жизненный и творческий путь Н.В. Гоголя. Цикл «Петербургские повести». Повесть «Портрет».

2

2

Практическое занятие.

Викторина по темам раздела.

2

3

Самостоятельная работа.

Выполнение домашних заданий по разделу 1. Подготовка сообщений по темам раздела.

7

Раздел 2. Русская литература второй половины    XIX века

63

Тема 2.1. Общая характеристика русской литературы второй половины XIX века.

Культурно-историческое развитие России второй половины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений.

2

1

Тема 2.2. Творчество А.Н. Островского.

Жизненный и творческий путь А.Н. Островского. Социально – культурная новизна драматургии. Драма «Гроза». Пьеса «Бесприданница».

3

1

Практическое занятие.

Тестовая работа по произведениям А.Н. Островского

1

3

Тема 2.3. Творчество И.А. Гончарова.

Сведения из биографии И.А. Гончарова. Роман «Обломов».

3

1

Практическое занятие.

Анализ главы «Сон Обломова». Тест по роману И.А. Гончарова «Обломов».

2

3

Тема 2.4. Творчество И.С. Тургенева.

Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Тургенев – романист. Роман «Отцы и дети».

2

1

Практические занятия.

Анализ эпизода главы X романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» («схватка» Базарова и Кирсанова). Тест по роману И.С. Тургенева.

3

3

Тема 2.5. Творчество

Ф.И. Тютчева.

Жизненный и творческий путь Ф.И. Тютчева. Стихотворения «Silentium», «Я встретил вас - и всё былое…..» «Эти бедные селенья».

1

1

Тема 2.6. Творчество                   А.А Фета.

Сведения из биографии. А.А. Фет как мастер реалистического жанра.

1

1

Практическое занятие.

Анализ стихов Ф.И. Тютчева и  А.А Фета.

2

3

Тема 2.7. Творчество         Н.А. Некрасова.

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова. Поэма - эпопея «Кому на Руси жить хорошо».

1

1

Практическое занятие.

Тест по произведению «Кому на Руси жить хорошо»

2

3

Тема 2.8. Творчество         М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Жизненный и творческий путь М.Е. Салтыкова-Щедрина. Роман «История одного города». Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Роль Салтыкова-Щедрина в развитии русской литературы.

3

1

Практическое занятие.

Анализ главы «Органчик» из романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».

2

3

Тема 2.9. Творчество Н.С. Лескова.

Жизненный и творческий путь Н.С. Лескова. Повесть «Очарованный странник». Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.

1

1

Практическое занятие.

Составление таблицы «Хроника жизни и творчества Н.С. Лескова».

1

3

Тема 2.10. Творчество Ф.М. Достоевского.

Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание».

1

2

Практические занятия.

Анализ эпизода главы IV части IV (чтение Раскольниковым и Соней Евангелия).

Семинар «Раскольников и его двойники в романе».

3

3

Тема 2.11. Творчество Л.Н. Толстого.

Жизнь и творческий путь Л.Н. Толстого. Роман «Война и мир»

2

1

Практическое занятие.

Анализ эпизода главы XVI части III тома II (первый бал Наташи Ростовой).

2

3

Тема 2.12. Творчество А.П. Чехова.

Жизненный и творческий путь А.П. Чехова. Рассказы и повести. Пьеса «Вишневый сад».

2

1

Практическое занятие.

Зачет по разделу «Русская литература второй половины XIX века».

2

3

Самостоятельная работа.

Выполнение домашних заданий по разделу 2. Подготовка сообщений, рефератов по темам раздела.

21

Раздел 3. Русская литература на рубеже XIX – XX веков.

12

Тема 3.1. Введение.

Общая характеристика культурно-исторического процесса XIX – XX веков и его отображение в литературе.

2

1

Тема 3.2. Творчество И.А. Бунина.

Жизнь и творческий путь И.А. Бунина. Рассказы «Темные аллеи», «Легкое дыхание».

1

2

Практическое занятие.

Сочинение «Смысл названия и проблематика рассказа И.А  Бунина «Тёмные аллеи».

1

3

Тема 3.3. Творчество А.И. Куприна.

Жизнь и творческий путь А.И. Куприна. Повесть «Гранатовый браслет».

1

2

Практическое занятие.

Сочинение «Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет».

1

3

Тема 3.4. Творчество А.М. Горького.

Жизненный и творческий путь А.М. Горького. Пьеса «На дне».

1

1

Практическое занятие.

Тест по разделу «Русская литература на рубеже веков».

1

3

Самостоятельная работа.

Выполнение домашних заданий по разделу 3. Подготовка сообщений, рефератов по темам раздела.

4

Раздел 4. Поэзия начала XX века.

22

Практическое занятие.

Обзор русской поэзии и поэзия народов России конца XIX начала XX века. К. Бальмонт,  В. Брюсов, Н. Гумилёв,            О. Мандельштам, М. Цветаева, Г. Иванов, В. Ходасевич,         И. Северянин, М. Кузьмин,      Г. Тукай и др. Общая характеристика творчества.

2

3

Тема 4.1. Творчество В.Я. Брюсова.

Сведения из биографии. Стихотворения «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова.

1

1

Тема 4.2. Творчество К.Д. Бальмонта.

Сведения из биографии. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта.

1

1

Практическое занятие.

Анализ стихотворений: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны», В.Я. Брюсова,

«Я мечтою ловил уходящие тени», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» К.Д. Бальмонта.

2

3

Тема 4.3. Творчество Н.С. Гумилева.

Сведения из биографии. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай».

1

1

Практическое занятие.

Изобразить в рисунке поэзию Гумилева.

1

3

Практические занятия.

Составление хронологической таблицы жизни и творчества А.А. Блока. Чтение и анализ поэмы «Двенадцать».

4

3

Тема 4.4. Творчество В.В. Маяковского.

Жизненный и творческий путь

В.В. Маяковского. Тема поэта и поэзии. Поэмы «Облако в штанах», «Во весь голос».

1

1

Практическое занятие.

Составление хронологической таблицы жизни и творчества

В.В Маяковского.

1

3

Самостоятельная работа.

Выполнение домашних заданий по разделу 4. Подготовка сообщений, рефератов по темам раздела.

7

Раздел 5. Новокрестьянская поэзия.

9

Тема 5.1.  Творчество Н.А. Клюева.

Биография и творчество  Н.А. Клюева. Чтение и анализ стихотворений «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...».

2

3

Тема 5.2. Творчество С.А. Есенина.

Жизненный и творческий путь

С.А. Есенина. Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России.

2

1

Практические занятия.

Анализ стихотворений С.А. Есенина. Составление тестов по разделу «Новокрестьянская поэзия».

2

3

Самостоятельная работа.

Выполнение домашних заданий по разделу 5. Подготовка сообщений по темам раздела.

3

Раздел 6. Особенности развития литературы 1920 – 1940-х годов.

30

Практическое занятие.

Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Политика партии в области литературы. Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений. Составление понятийного словаря по теме.

2

3

Тема 6.1. М.И. Цветаева.

Жизненный и творческий путь М.И. Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы. Стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из глины…».

2

1

Тема 6.2. А.А. Ахматова.

Жизненный и творческий путь поэтессы. Стихотворения «Смятение», «Молюсь оконному лучу». Поэма «Реквием».

2

1

Практическое занятие.

Анализ стихотворений М.И. Цветаевой и А.А. Ахматовой. Сочинение по поэме «Реквием» А.А. Ахматовой.

2

3

Тема 6.3. Творчество М.А. Булгакова.

Жизнь и творчество М.А. Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита». Традиции русской литературы в творчестве М.Булгакова. Своеобразие писательской манеры.

3

1

Практическое занятие.

Сочинение по роману «Мастер и Маргарита».

1

3

Тема 6.4. Творчество А.П. Платонова.

Сведения из биографии А.П. Платонова.  Повесть «Котлован».

1

1

Практическое занятие.

Работа с синхронистической таблицей. Ответ на вопрос «Типична ли биография Платонова для того времени?».

1

3

Тема 6.5. Творчество М.А. Шолохова.

Составление таблицы «Хроника жизни и творчества М.А. Шолохова». Роман «Тихий Дон».

4

2

Практическое занятие.

Тест по роману «Тихий Дон» М.А. Шолохова

2

3

Самостоятельная работа.

Выполнение домашних заданий по разделу 6. Подготовка сообщений по темам раздела.

10

Раздел 7. Особенности развития литературы в 1950 – 1990-е годы

15

Практическое занятие.

XX съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе.

Составление хронологической таблицы «Жизнь и творчество А. И. Солжиницина».

2

2

Тема 7.1. Повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Новый подход к изображению прошлого. Отражение «лагерных университетов» в повести. Написание отзыва о повести «Один день Ивана Денисовича».

2

2

Практическое занятие.

Составление конспекта по этапам жизненного и творческого пути А.Т. Твардовского. Тема войны и памяти в лирике Твардовского. Анализ стихотворений: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…»

2

2

Тема 7.2. Творчество А.В. Вампилова.

Жизненный и творческий путь А.В. Вампилова. Пьеса «Провинциальные анекдоты»

2

1

Практическое занятие.

Тестовая работа по поэзии 50-90-х годов ХХ века.

2

3

Самостоятельная работа

Выполнение домашних заданий по разделу 7. Подготовка сообщений по темам раздела.

5

                                

         Для характеристики уровня общения используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (усвоение ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;  

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине;

- рабочая доска;

- комплект наглядных пособий по предмету «Русский язык» (учебники, словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, тексты разных типов и стилей речи, художественная литература)

Технические средства обучения:

 - компьютер с выходом в сеть Интернет;

 - видеопроектор;

 - презентации;

 - видеофильмы;

 - электронные пособия.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – изд.: «Просвещение», 2012 г.
  2. Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2010.
  3. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А. Чешко. «Пособие для занятий по русскому языку» – Изд.: «Просвещение», 2009 г.
  4. Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. «Русский язык и культура речи» - Изд.: «Академия, 2010 г.
  5. Т.М. Воителева. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений – 4-е изд., - М.: Изд. центр «Академия, 2010 г.
  6. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2013.
  7.  Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2010.
  8. Н.А.Герасименко «Русский язык» - Изд.: «Академия» -М: 2010 г.
  9.  Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2010.
  10.  Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2010.
  11.  Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2013.
  12.  Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

Дополнительные источники:

  1. «Все правила русского языка» - Изд.: АСТ, Астрель, 2010 г.
  2. «Современная русская речь. Состояние и функционирование» - Изд.: Эксмо, 2012 г.
  3. А.А. Акишина. Н.И. Формановская. «Этикет русского языка» - Изд.: «Ленанд», 2010 г.
  4. А.Б. Шапиро «Современный русский язык. Пунктуация» - Изд.: КомКнига, 2013 г.
  5. Агеносов В.В. «Русская литература XX века. Учебник для общеобразовательных учебных дисциплин в 2-х частях». М.: «Дрофа», 2012 год.
  6. Аристова М.А., Макарова М.А. и др. «Русская литература для школьников. Справочник». М.: «Экзамен», 2009 г.
  7. Белоцкая Г.В. «Литература. Ответы на вопросы. Для абитуриентов и учащихся 11 классов. Экзамен 2002». М.: «Экзамен», 2012 г.
  8. Глинин Г.Г. «Хрестоматия по русской литературе 10-11 классов». Челябинск: «Пластик-информ», 2012 г.
  9. Гурьянова А.С. «Методическое пособие по литературе для учителей и учащихся старших классов». Г. Нижнекамск.
  10.  Десницкий А.В. «И.А. Крылов. Биография писателя. Пособие для учащихся». М.: «Просвещение», 2009 г.
  11.  И.Б. Голуб, Д.Э.Розенталь «Секреты хорошей речи». – М.: 2010 г.
  12.  Крутецкая В.А. «Литература в таблицах и схемах. 11 класс». Санкт-Петербург: 2009 год.
  13.  Кучина Т.Г. «ЕГЭ. Литература. Тематические тестовые задания. Уровни В, С. 10-11 классы».  Ярославль: Академия развития, 2011 г.
  14.  Л. Успенский «Слово о словах» - Изд.: АСТ, Зебра Е, 2009 г.,
  15.  Лебедев Ю.В. «Русская литература XIX века. 10 класс. В двух частях». М.: «Дрофа», 2012 год.
  16.  Мещерякова М. «Литература в таблицах и схемах». М.: Рольф, 2-е изд., испр., 2011 г.
  17. Торкунова Т.В. «Готовимся к экзамену по литературе». М.: Айрис-пресс, 2011 год.
  18.  Ю.А. Бельчаков «Практическая стилистика современного русского языка» - Изд.: АСТ-ПрессКнига, 2012 г,

Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

 Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.

 Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФГОС).

 ФГОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

эффективно участвовать в профессиональной коммуникации;

соблюдать правила речевого этикета в деловом общении;

составлять и отправлять деловую корреспонденцию на основе принятых правил

(ОК 5, ОК 6);

использовать справочные издания по русскому языку и практической стилистике;

осуществлять редактирование служебных материалов, документов

(ОК 3, ОК 4).

Оценка редакторской работы текста.

Оценка тестирования.

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: подготовка сообщений, рефератов.

Оценка практических работ.

Устный опрос обучающихся.

Фронтальный опрос.

Беседа по прочитанному тексту.

Оценка работы со словарями, справочниками, энциклопедиями.

Оценка диктантов.

Оценка сочинений.

Знать:

основные правила поведенческого этикета: приветствия, знакомства, нормы речевого этикета в деловом общении (ОК 5, ОК 6);

основные разделы теории редактирования;

особенности основных разделов науки о языке;

основные положения орфографии и морфологии с элементами практической стилистики

(ОК 3, ОК 4).

Оценка редакторской работы текста.

Оценка тестирования.

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы: подготовка сообщений, рефератов.

Оценка практических работ.

Устный опрос обучающихся.

Фронтальный опрос.

Беседа по прочитанному тексту.

Оценка работы со словарями, справочниками, энциклопедиями.

Оценка диктантов.

Оценка сочинений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 0П.01 "ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" ПО ПРОФЕССИИ 09.01.03 МАСТЕР ПО ОБРАБОТКЕ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОсновы информационных технологийПрофессия 2301103.2  «Мастер  по  обработке  цифровой  информации»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03 Менеджмент для специальности 100701 «Коммерция» среднего профессионального образования (базовая подготовка)

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  и примерной программы по специальности 100701 «Коммерция» среднего профессиона...

Рабочая программа по дисциплине "Муниципальное право" для специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (базовая подготовка)

Рабочая программа по дисциплине "Муниципальное право" для специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения"(базовая подготовка)...

Рабочая программа учебной дисциплины СПЕЦРИСУНОК И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГРАФИКА 2808 Моделирование и конструирование швейных изделий (базовый уровень среднего профессионального образования) Квалификация – модельер-конструктор

Рабочая программа учебной дисциплины " Спецрисунок и художественная графика" 2808 Модлирование и конструирование швейных изделий (базовый уровень среднего профессионального оброазования). Квалификация...

Рабочая программа по дисциплине "Жилищное право" для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения (базовая подготовка)

Рабочая программа по дисциплине "Жилищное право" для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения (базовая подготовка)...

Рабочая программа учебной дисциплины «История прически и костюма» Специальность 43.02.02. «Парикмахерское искусство» (базовая подготовка)

Учебная дисциплина включена в программу подготовки специалистов среднего звена за счет часов вариативной части с целью углубления знаний по специальности....